Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

НОВЫЙ РЕГИОНАЛИЗМ


В региональной традиции американской литературы нет ничего нового. Она стара, как легенды индейцев, незабываема, как произведения Джеймса Фенимора Купера и Брета Гарта, и широко известна, как романы Уильяма Фолкнера и пьесы Теннесси Уильямса. Однако в течение некоторого времени в эпоху после второй мировой войны эта традиция, судя по всему, ушла в тень, если не считать городскую прозу одной из форм регионализма, что может быть вполне справедливо. Тем не менее, в течение последних приблизительно десяти лет наблюдается триумфальное возвращение регионализма в американскую литературу, что позволяет читателям обрести чувство времени и места, а также ощутить присутствие конкретных людей. Регионализм господствует в популярной художественной литературе, такой как, например, детективный жанр, не меньше, чем в классических романах, повестях, рассказах и драме.

Это явление объясняется несколькими причинами. Во-первых, в период жизни последнего поколения все виды искусства в Америке были децентрализованы. Складывается впечатление, что театральное, музыкальное и танцевальное искусство в городах, расположенных на юге, юго-западе и северо-западе США, процветает не меньше, чем в крупнейших городах страны, таких как Нью-Йорк и Чикаго. Кинокомпании снимают фильмы на всей территории США. Киногруппы выезжают в тысячи самых разных мест страны. Аналогичное положение наблюдается и в литературе. Небольшие издательства, специализирующиеся на выпуске художественной литературы, процветают за пределами нью-йоркского "ряда издательств". Никогда еще писательские семинары и конференции не были столь модными. Аналогичной популярностью по всей стране пользуются литературные курсы в студенческих городках. Нет ничего удивительного в том, что молодые таланты могут появиться в любом месте. Для этого нужно иметь лишь карандаш, бумагу и точку зрения.

Наиболее обнадеживающими аспектами нового регионализма являются его размах и разнообразие. Он завоевывает все новых сторонников, распространяясь с востока на запад. В области литературы его путь через весь континент начинается на северо-востоке, в Олбани, штат Нью-Йорк, где сосредоточились интересы его родного сына Уильяма Кеннеди, когда-то работавшего журналистом, того самого Кеннеди, романы которого, написанные в Олбани, включая "Железный бурьян" (1983 г.) и "Очень древние кости" (1992 г.), элегически, а часто и пронзительно, запечатлели жизнь обитателей улиц и кабаков столицы штата Нью-Йорк.

Плодовитая романистка, автор рассказов, поэтесса и очеркистка Джойс Кэрол Оутс также родилась на северо-востоке США. В ее западающих в душу произведениях одержимые герои предпринимают отчаянные попытки найти себя в гротескной обстановке, но это неизменно ведет их к саморазрушению. В число наиболее ярких произведений писательницы входят рассказы, объединенные в сборники "Колесо любви", (1970 г.) и "Куда ты идешь, где ты был?" (1974 г.). Пользующийся огромной популярностью мастер романов ужасов Стивен Кинг обычно выбирает местом действия своих произведений, держащих читателя в постоянном напряжении, штат Мэн, расположенный в том же регионе.

Южнее, на побережье, в окрестностях Балтимора, штат Мэриленд, Энн Тайлер лаконичным и размеренным языком рассказывает о необычной жизни своих удивительных героев. Такие романы, как "Обед в ресторане "Тоска по дому" (1982 г.), "Случайный путешественник" (1985 г.), "Захватывающие дух уроки" (1988 г.) и "Святой "Может Быть" (1991 г.), помогли ей завоевать высокую репутацию в литературных кругах и добиться популярности у массового читателя.

На небольшом расстоянии от Балтимора расположена столица США Вашингтон, у которой тоже есть своя литературная традиция. Может быть, она не очень заметна, поскольку этот город в основном занимается политикой. Одним из романистов, ярко описывающих жизнь тех. кто стоит у кормила власти, является Уорд Джаст, бывший журналист, специализировавшийся в области международной политики, сменивший свою профессию и ставший писателем, чтобы изображать тот мир, который никто не знает лучше него - мир журналистов, политиков, дипломатов и военных. Романы Джаста "Николсон на свободе" (1975 г.), представляющий собой исследование деятельности журналиста в период пребывания на посту президента Джона Кеннеди и после его гибели, т. е. в начале шестидесятых годов; "В городе страха" (1982 г.), воссоздающий картину политической деятельности в Вашингтоне в период вьетнамской войны, и "Джек Гэнс" (1989 г.), содержащий трезвую оценку одного из чикагских политиков и его пути в Сенат США, являются лишь несколькими из его впечатляющих произведений. В романе Сьюзен Ри-чардз Шрив "Дети власти" (1979 г.) оценивается личная жизнь детей правительственных чиновников, а популярный романист Том Клэнси, живущий в штате Мэриленд, использует военно-политический ландшафт Вашингтона как стартовую площадку для серии своих эпических литературных полотен, держащих читателей в постоянном напряжении.
В регионе, расположенном южнее Вашингтона, обратили на себя внимание Рейнолдс Прайс и Джил Мак-коркл. В семидесятых годах один из критиков охарактеризовал Прайса, бывшего наставником Тайлер, как находящегося в положении "писателя, постоянно живущего на Юге и пишущего о нем", которое уже уходит в прошлое. Этот писатель впервые обратил на себя внимание своим романом "Долгая, счастливая жизнь" (1962 г.). В нем описываются восточная часть штата Северная Каролина и ее жители, и, в частности, молодая женщина по имени Роузакоук Мастиан. В последующие годы Прайс продолжал писать о своей вымышленной героине, а затем перешел к другим темам, но потом вновь сделал одну из женщин героиней своего получившего высокую оценку произведения "Кейт Вейден" (1986 г.), единственного романа писателя, написанного от первого лица. В последнем романе Прайса "Голубой Калхун" (1992 г.) рассказывается о страстной, но безнадежной любви, длившейся несколько десятилетий семейной жизни.

Родившаяся в 1958 г. и, следовательно, являющаяся представителем нового поколения Маккоркл посвящает свои романы и рассказы - действие которых происходит в небольших городах штата Северная Каролина -изучению психологии подростков ("Капитан болельщиков", 1984 г.), связям между поколениями ("Направляясь в Виргинию", 1987 г.) и некоторым конкретным проблемам мироощущения современных женщин Юга ("Строгая диета", 1992 г.).

В этом регионе живет и Пэт Конрой, написавший жизнеутверждающие автобиографические романы, в которых рассказал о том, как его воспитывали в Южной Каролине и как оскорблял и тиранил его отец ("Великий Сантини", 1976 г.; "Князь приливов", 1986 г.). Эти произведения прекрасно передают красоту природы равнинной части Южной Каролины. Шелби Фут, родившийся в штате Миссисипи и долгие годы проживший в Мемфисе, штат Теннесси, является давним летописцем Юга, и его исторические очерки и художественная проза привели его на телевидение, где он участвовал в серии передач, посвященных Гражданской войне в США.

Очень много талантливых писателей в центральной части Америки. В их число входит и Джейн Смайли, которая преподает писательское мастерство в университете Айовы. Смайли была удостоена Пулицеровской премии в области художественной литературы за свою книгу "Тысяча акров" (1991 г.), являющуюся перенесением трагедии Шекспира "Король Лир" на одну из ферм Среднего Запада, на которой начинается семейная вражда, когда стареющий фермер решает поделить свою землю между тремя дочерьми.

Техасский летописец Ларри Макмертри изображает свой родной штат в различные исторические периоды и в условиях различной обстановки - от уже не существующего Запада XIX века ("Одинокая голубка", 1985 г.; "Для Билли все, что угодно", 1988 г.) до исчезающих маленьких городов послевоенной эпохи ("Последний сеанс", 1966 г.).
Кормак Маккарти, исследовавший пустыню на юго-западе США и отразивший увиденное в своих романах "Кровавый меридиан" (1985 г.), "Кони, кони" (1992 г.) и "Переправа" (1994 г.), представляет собой писателя-отшельника, обладающего богатым воображением, которому только начинают воздавать должное. Признаваемого всеми достойным наследником южной готической традиции Маккарти одинаково увлекают труднодоступный характер местности и необузданность и непредсказуемость человеческой натуры.

Роман индейской писательницы Лесли Мармон Силко "Церемония" (1977 г.), события в котором разворачиваются на фоне удивительного пейзажа родного штата автора Нью-Мексико, завоевал широкую читательскую аудиторию. Подобно поэтической книге Н. Скотта Мо-мадея "Путь к Горе Дождей" (1969 г.) это - "роман-песнь", построенный по принципу индейских ритуалов исцеления. В романе Силко "Альманах мертвецов" (1991 г.) дается панорама юго-западной части США, начиная с миграции племен до нынешних торговцев наркотиками и продажных застройщиков, получающих прибыль от ненадлежащего использования земли. Автор детективов-бестселлеров Тони Хиллерман, живущий в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, описывает в своих произведениях тот же край - юго-западную часть территории США. Героями его детективов являются два скромных, работящих полицейских - индейцы племени навахо.

К северу от этого региона, в штате Монтана поэт Джеймс Уэлш в своих небольших, почти безупречных романах "Зима в крови" (1974 г.), "Смерть Джима Лоу-ни" (1979 г.), "Фулз Кроу" (1986 г.) и "Адвокат-индеец" (1990 г.) подробно рассказывает о том, как индейцы пытаются обрести себя в условиях тяжелой жизни в резервации, где они страдают от нищеты и алкоголизма. В Монтане живет и Томас Макгуэйн, написавший романы "Девяносто два в тени" (1973 г.) и "Сдачи не надо" (1989 г.), явно ориентированные на мужскую читательскую аудиторию и являющиеся отражением мечты об избавлении от неприкаянности, обретении пристанища и налаживании связей с обществом. В соседнем штате Северная Дакота Луиза Эрдрич, в жилах которой течет кровь индейцев чиппева, написала ряд впечатляющих произведений. В своем романе "Приворотное зелье" (1984 г.) она умело сочетает стоическое отношение к невзгодам и юмор в изображении сложной жизни неблагополучных индейских семей в условиях резервации.

Одно время два писателя являли собой пример литературы Дальнего Запада. Одним из них был покойный Уоллес Стегнер, родившийся на Среднем Западе в 1909 г. и погибший в автомобильной катастрофе в 1993 г. Почти всю свою жизнь Стегнер провел в самых разных небольших населенных пунктах Запада и приобрел региональное мировоззрение задолго до того, как оно вошло в моду. В его первом значительном произведении "Большая леденцовая гора" (1943 г.) рассказывается о скитаниях семьи, пустившейся в погоню за американской мечтой в условиях Запада, по мере того, как исчезает "фронтир". Эта книга охватывает территорию Америки, простирающуюся от Миннесоты до штата Вашингтон, и, говоря словами Стегнера, содержит описание "этого невыразимо красивого края, который заставил всю страну двигаться на запад". Его удостоенный Пулицеровской премии роман "Время для размышлений" (1971 г.), представляющий собой изображение духовного мира художницы-иллюстратора и писательницы Старого Запада, также пронизан духом этого края. На самом деле, сильная сторона писателя Стегнера состоит в умении дать словесный образ и описать характер персонажа, а также передать суровость жизни на западе страны.

Джоан Дидион, в равной степени являющаяся журналисткой и писательницей и за последние годы значительно расширившая свои творческие горизонты, сборником своей публицистики "Неуклюжей походкой в Вифлеем" (1968 г.) и глубоким и сильным романом о бессмысленной жизни в Голливуде "Играй как по нотам" (1970 г.) заставила нас по новому взглянуть на современную Калифорнию.

Северо-запад тихоокеанского побережья, являвшийся в начале девяностых годов одним из самых богатых артистическими талантами районов на общем культурном фоне США, среди прочих деятелей культуры и искусства дал этой стране замечательного мастера новеллы Рэймонда Карвера. Он трагически погиб в возрасте 50 лет вскоре после того, как завоевал себе имя в американской литературе. Отражая в своем творчестве мировоззрение жителей этого региона, в своих сборниках рассказов "О чем мы говорим, говоря о любви" 1974 г.) и "Откуда я тебе звоню" (1986 г.) он изображал своих персонажей на живописном фоне в основном еще девственной природы здешних мест.

Одно из самых больших достижений регионального театрального движения - некоммерческих, существующих на средства государства или спонсоров театральных трупп, ставших очагами современной культуры во многих городах на территории всей страны - состоит в том, что с начала шестидесятых годов ему удалось воспитать плеяду молодых драматургов, ставших одними из самых ярких имажистов на театральной сцене. Теперь уже нельзя представить себе американского театра и американской литературы без блистательного, раздробленного общества и бурных взаимоотношений действующих лиц, присутствующих в драматургических произведениях Сэма Шепарда ("Погребенное дитя", 1979 г. и "Обман разума", 1985 г.); без аморальных персонажей, выведенных в пьесах чикагского драматурга Дэвида Мэмета, и их в высшей степени шокирующего, четкого и отрывистого диалога ("Американский бизон", 1976 г. и "Гленгэрри Гленн Росс", 1982 г.); без вторжения традиционных ценностей в жизнь и заботы жителей Среднего Запада, нашедшего свое отражение в драмах Лэнфорда Уилсона ("5-е июля", 1978 г. и "Безрассудство Толли", 1979 г.) и без присущих южанам чудачеств в пьесах Бет Хэнли ("Преступные помыслы", 1979 г.).

Американская литература прошла долгий и извилистый путь от доколониального периода до наших дней. Социально-историческое развитие и технический прогресс оказали на нее значительное влияние. Однако в ней неизменно присутствует один компонент -люди со всеми их достоинствами и недостатками, традициями и устремленностью в будущее.




<<назад Содержание Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история

Список тегов:
искусство америки 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.