Ваш комментарий о книге
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕМИДЕСЯТЫХ И ВОСЬМИДЕСЯТЫХ ГОДОВ
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
К середине семидесятых годов началась эпоха консолидации. Окончился конфликт во Вьетнаме, и вскоре США признали Китайскую Народную Республику, а затем наступило празднование 200-летия Америки. Прошло еще немного времени, и в свои права вступили восьмидесятые годы - так называемая "эпоха эгоизма", когда люди стали больше заботиться о своих личных нуждах и уделять меньше внимания серьезным общественным проблемам.
В области литературы сохранились старые направления, но чистое экспериментаторство сильно сдало свои позиции. Появились новые романисты, такие как Джон Гарднер, Джон Ирвинг ("Мир по Гарпу", 1978 г.), Пол Теру ("Берег москитов", 1982 г.), Уильям Кеннеди ("Железный бурьян", 1983 г.) и ЭлисУокер ("Цвет багряный", 1982 г.). Они писали отличавшиеся прекрасным стилем романы, рассказывая читателю волнующие истории о человеческих судьбах. Тщательная забота о выборе места действия, характеров своих персонажей и темы свидетельствовала о том, что творчество этих писателей знаменует собой возврат к реализму. Реализм, отброшенный писателями-экспериментаторами в шестидесятых годах, стал вновь завоевывать позиции, часто перемежаясь со смелыми, оригинальными элементами. Примерами подобного новаторства могут служить такая дерзость, как построение литературного произведения в виде романа внутри романа, у Джона Гарднера в его "Осеннем свете" (1976 г.), и введение в роман афро-американского диалекта, который присутствует в книге Элис Уокер "Цвет багряный". Начался расцвет литературы национальных меньшинств. Драма отошла от реализма, приобрела более кинематографический характер и стала намного динамичней. Однако в то же время "десятилетие эгоизма" привело к появлению новых, напористых талантов, включая Джея Макинерни ("Яркие огни, большой город", 1984 г.), Брет Истон Эллис ("Меньше нуля", 1985 г.), Тамы Джановиц ("Рабы Нью-Йорка", 1986 г.).
Джон Гарднер (1933-1982 гг.)
Выходец из проживавшей в штате Нью-Йорк фермерской семьи, Джон Гарднер до конца своих дней (он разбился на мотоцикле) оставался самым значительным выразителем морально-этических ценностей в американской литературе. Он преподавал английский язык и был историком литературы средневекового периода. Самым популярным романом Гарднера является "Грен-дель" (1971 г.), представляющий собой стилизованное переложение староанглийского эпоса "Беовульф" с экзистенциалистской точки зрения чудовища. В этом коротком, ярком и часто полном комизма романе автор очень тонко выступает против экзистенциализма, вселяющего в главного выразителя этой философии отчаяние и цинизм.
Плодовитый и популярный романист, Гарднер применял в своих произведениях реалистический подход, но при этом пользовался целым рядом нововведений, таких как нарушение последовательности действия посредством возврата к прошлому, повествование внутри повествования, пересказ мифов и контрастирующие истории, с тем чтобы выявить правду в отношениях между людьми. Сильными сторонами творчества этого писателя являются искусство создания характеров (особенно удаются ему полные сочувствия образы простых людей) и красочность стиля. Основные произведения Гарднера включают в себя: "Воскрешение" (1966 г.), "Диалоги с Солнечным" (1972 г.), "Никелевая гора" (1973 г.), "Осенний свет" (1976 г.) и "Привидения Микельсона" (1982 г.).
В своих произведениях Гарднер проповедует благотворную силу товарищества и призывает к выполнению долга и семейных обязанностей. В этом отношении он является глубоко традиционным и консервативным автором. Гарднер пытался показать, что определенные ценности и поступки ведут к полноте жизни. В своей книге "О нравственной значимости литературы" (1978 г.) он призывал писать романы, утверждающие морально-этические ценности, а не ослепляющие читателя пустым новаторством технического порядка. Упомянутая книга произвела фурор в основном потому, что Гарднер открыто критиковал в ней видных современных авторов за отсутствие в их произведениях морально-этического начала.
Тони Моррисон (р. 1931 г.)
Писательница афро-американского происхождения Тони Моррисон родилась в штате Огайо в религиозной семье, училась в Говардском университете в Вашингтоне, Федеральный округ Колумбия, и работала старшим редактором в одном из крупных вашингтонских издательств, а также занималась преподавательской деятельностью в ряде учебных заведений страны и в этом качестве пользовалась определенной известностью.
Богатая и красочная проза Моррисон принесла ей международное признание. В своих захватывающих, полных энергии романах писательница всесторонне рассматривает сложный духовный мир темнокожих американцев. В ее раннем произведении "Самые голубые глаза" (1970 г.) волевая темнокожая девушка рассказывает историю Пеколы Бридлав, которой удается выжить несмотря на жестокое и оскорбительное отношение к ней отца. Пекола верит в то, что ее черные глаза каким-то чудом превратились в голубые и что теперь она будет желанной и любимой. Моррисон говорила, что этим романом пыталась найти свое "я" и утвердиться как писательница: "Я была и Пеколой, и Клавдией, и всеми остальными героями моей книги".
Роман "Сула" (1973 г.) посвящен дружбе двух женщин. Моррисон отказывается от стереотипов и изображает женщин афро-американского происхождения как уникальных, единственных в своем роде личностей. Роман писательницы "Песнь Соломона" был удостоен нескольких наград. В этом произведении описывается темнокожий мужчина Молочник Помер и его сложные связи со своей семьей и обществом. В романе "Смоляное чучелко" (1981 г.) Моррисон показывает отношения между белыми и темнокожими американцами. "Любимица" (1987 г.) представляет собой душераздирающий рассказ о женщине, убивающей своих детей, чтобы избавить их от жизни в условиях рабства. В этом романе используется фантастический элемент, присущий магическому реализму, что позволяет автору создать таинственный образ Любимицы, которая возвращается жить к своей матери, перерезавшей ей горло.
Моррисон утверждала, что ее романы, являясь законченными произведениями искусства, в то же время несут в себе политический заряд: "Мне не интересно копаться в собственном воображении... да, произведение должно быть политическим". В 1933 г. Моррисон стала лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
Элис Уокер (р. 1944 г.)
Писательница афро-американского происхождения Элис Уокер родилась в одном из сельскохозяйственных районов штата Джорджия в семье издольщика; окончила колледж Сары Лоуренс, где среди ее учителей была политическая активистка и поэтесса Мюриел Рюкисер. На творчество Уокер также оказали влияние писательницы Флэннери О'Коннор и Зора Нил Херстон.
Уокер, называющая себя "женской" писательницей, уже много лет связана с феминистским движением, представляя в нем темнокожих женщин. Подобно Тони Моррисон, Джамайке Кинкейд, Тони Кейд Бамбара и другим признанным темнокожим романисткам Уокер придерживается подчеркнутого лирического реализма, чтобы лучше передать мечты и неудачи доверчивых и заслуживающих доверия людей. В ее произведениях подчеркивается борьба за человеческое достоинство. Обладая мастерством тонкого стилиста, особенно ярко проявившимся в эпистолярном романе "Цвет багряный", Уокер в своем творчестве стремится к просветительству. Этим она напоминает американского романиста Ишмаэля Рида, в сатирических произведениях которого обращается внимание на социальные и расовые проблемы.
Роман Уокер "Цвет багряный" представляет собой рассказ о любви двух темнокожих сестер, которая не ослабевает несмотря на многолетнюю разлуку. Эта история любви перемежается с рассказом о том, как в тот же период застенчивая, безобразная и необразованная сестра открывает в себе внутреннюю силу благодаря поддержке своей подруги. Тема поддержки, оказываемой женщинами друг другу, заставляет вспомнить автобиографию Майи Ангелоу "Я знаю, почему поет птица в клетке" (1970 г.), в которой воспевается духовная связь между матерью и дочерью, и произведения белой феминистки Адрианны Рич. В романе "Цвет багряный" мужчины изображаются как существа, в основном не понимающие нужд и положения женщин.
В конце восьмидесятых и начале девяностых годов в американской литературе прочную позицию заняли произведения представителей национальных меньшинств. Это относится как к драме, так и к художественной прозе. Огаст Уилсон, продолжающий писать цикл своих пьес о жизни темнокожих американцев в XX веке (включая пьесы "Барьеры", 1986 г. и "Уроки музыки", 1989 г.), стоит в одном ряду с такими писателями, как Элис Уокер, Джон Эдгар Уайдмен и Тони Моррисон.
Достойное место в американской литературе начинают занимать и американцы азиатского происхождения. Максин Хонг Кингстон ("Женщина-воин", 1976 г.) проложила в нее путь своим коллегам азиатского происхождения, включая Эми Тан, блестящие романы которой ("Клуб радости и удачи", 1989 г. и "Жена кухонного бога", 1991 г.) о китайской жизни, перенесенной в условия Америки периода после второй мировой войны, вызвали огромный интерес читателей. Родившийся в Калифорнии сын китайских иммигрантов Дэвид Генри Хван своими пьесами "Ф.О.Б." (1981 г.) и "М. Баттерфляй" (1986 г.) оставил свой след в драматургии.
На литературном небосклоне Америки появилась сравнительно новая группа американских писателей испанского происхождения, включая лауреатов Пули-церовской премии Оскара Ихуэлоса, родившегося на Кубе романиста, автора книги "Короли мамбо исполняют песни любви" (1989 г.); писательницу Сандру Сисне-рос с ее сборником рассказов "Женщины, кричащие изо всех сил, и другие рассказы" (1991 г.) и Рудольфе Анайю, опубликовавшего книгу "Благослови меня, Уль-тима" (1972 г.), которая разошлась тиражом 300 000 экземпляров, в основном в западной части США.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|