Ваш комментарий о книге
НАСЛЕДИЕ РЕАЛИЗМА И КОНЕЦ СОРОКОВЫХ ГОДОВ
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
В художественной прозе второй половины XX века сохраняется сложившаяся в его первой половине тенденция отражения характерных черт каждого десятилетия. В конце сороковых годов еще чувствовались последствия второй мировой войны, но уже начиналась "холодная война".
Вторая мировая война дала прекрасный материал для литературного творчества. Лучше всех им воспользовались два прозаика - Норман Мейлер ("Нагие и мертвые", 1948 г.) и Джеймс Джонс ("Отныне и во веки веков", 1951 г.). Оба они писали в реалистической манере, граничащей с суровым натурализмом; оба старались не приукрашивать войну. То же самое можно сказать и об Ирвине Шоу, написавшем роман "Молодые львы" (1948 г.). Герман Вук в своем "Восстании на Кейне" (1951 г.) также показал, что во время войны человеческие слабости проявляются не меньше, чем в мирное время. Позднее Джозеф Хэллер сатирически изобразил войну, представив ее читателю в манере абсурда ("Уловка-22", 1961 г.). Он высказывает мысль о том, что война полна безумия. С помощью усложненной литературной техники Томас Пинчон прекрасно воплотил свой замысел, пародируя и развенчивая различные версии действительности ("Радуга земного притяжения", 1973 г.), а Курт Воннегут младший после выхода в свет его романа "Бойня номер пять, или Крестовый поход детей" (1969 г.) стал в начале 70-х годов одним из самых ярких представителей контркультуры. В этом направленном против войны произведении описывается бомбардировка зажигательными авиационными бомбами немецкого города Дрездена, произведенная союзниками в период второй мировой войны. Сам автор, находившийся тогда в немецком лагере для военнопленных, был очевидцем этой бомбардировки.
В сороковых годах появилась новая замечательная плеяда писателей, включая поэта, романиста и очеркиста Роберта Пенна Уоррена, драматургов Артура Миллера и Теннесси Уильямса и авторов коротких рассказов Кэтрин Энн Портер и ЮдорыУэлти. Все они, кроме Миллера, были выходцами с Юга, все посвятили свое творчество изучению судьбы отдельного человека в семье или обществе и все уделяли основное внимание равновесию между развитием человеческой личности и ее ответственностью перед определенной группой людей.
Роберт Пенн Уоррен (1905-1989 гг.)
Роберт Пенн Уоррен, один из южан, группировавшихся вокруг журнала "Фьюджитив", пользовался литературным успехом на протяжении большей части XX века. Всю свою жизнь он проявлял интерес к становлению демократических ценностей в процессе исторического развития. Самым известным его произведением, прошедшим проверку временем, является роман "Вся королевская рать" (1946 г.). В нем на примере лишь слегка завуалированной карьеры сенатора одного из южных штатов - колоритного и зловещего Хьюи Лонга - показаны темные стороны американской мечты.
Артур Миллер (р. 1915 г.)
Родившийся в Нью-Йорке драматург, романист, очеркист и биограф Артур Миллер достиг вершины личного успеха в 1949 г. пьесой "Смерть коммивояжера", представляющей собой анализ поиска человеком своего места в жизни и того, как он приходит к выводу о тщетности своих попыток. Действие пьесы происходит в семье Ломенов, в которой отец не ладит с сыном, а жена - с мужем. В пьесе, как в зеркале, отражаются литературные тенденции сороковых годов - богатое сочетание реалистических приемов с примесью натурализма, тщательная обрисовка действующих лиц, законченность образов и настоятельное подчеркивание ценности личности, несмотря на все ее ошибки и неудачи. "Смерть коммивояжера" - это трогательный гимн простому человеку, на которого, по словам вдовы Вилли Ломена, "необходимо обратить внимание". В то же время эта умная и печальная пьеса является историей несбывшейся мечты. Как иронически замечает один из персонажей пьесы: "Коммивояжер не может не мечтать, мой мальчик. Это входит в его работу".
"Смерть коммивояжера", сыгравшая столь заметную роль в творчестве Миллера, составляет лишь одно из целого ряда драматических произведений, написанных им на протяжении нескольких десятилетий, включая драму "Все мои сыновья" (1947 г.) и народную хронику "Тяжкое испытание" (1953 г.). Обе вышеупомянутые пьесы носят политический характер. Действие одной из них происходит в наши дни, а другой - в период колонизации. В первой главным действующим лицом является промышленник, во время второй мировой войны намеренно поставивший авиастроительным фирмам партию бракованных деталей, что привело к гибели его сына и других людей. В "Тяжком испытании" изображаются судебные процессы, проходившие в Сэйлеме (штат Массачусетс) в XIX веке, в результате которых поселенцы-пуритане были несправедливо казнены якобы за причастность к колдовству. Несмотря на то, что "охота за ведьмами", жертвами которой становятся невиновные люди, совершенно неприемлема в демократическом обществе, настроение этой пьесы было созвучно времени ее постановки на театральной сцене - периоду начала пятидесятых годов, когда крестовый поход американского сенатора Джозефа Маккар-ти и ряда других деятелей против коммунистов разрушал жизни ни в чем неповинных людей.
ТеннессиУильямс (1911-1983 гг.)
Уроженец штата Миссисипи ТеннессиУильямс был одной из самых сложных индивидуальностей в американской литературе середины XX века. Его творчество в основном посвящено смятению чувств и подавлению сексуальности в семье, чаще всего семье южан. Для произведений Уильямса характерны магия бесконечных повторений, поэтическая манера выражения чувств и мыслей, необычность обстановки, в которой разворачивается действие, и фрейдистское исследование полового влечения. Будучи одним из первых американских писателей, открыто признававших свою гомосексуальную ориентацию,Уильямс объяснял, что подчеркнутая сексуальность его не знающих покоя героев является выражением их одиночества. Персонажи пьес этого драматурга живут напряженной духовной жизнью и испытывают тяжелые душевные муки.
Уильямс написал более 20 многоактных пьес, многие из которых носят автобиографический характер. Он сравнительно рано достиг вершины своего творчества - в сороковых годах - в таких драматургических произведениях, как "Стеклянный зверинец" (1944 г.) и "Трамвай "Желание" (1947 г.). Ни одна из его вещей, написанных за последующие двадцать с лишним лет, не имела успеха и творческого богатства двух вышеупомянутых пьес.
Кэтрин Энн Портер (1890-1980 гг.)
Долгие жизнь и творческий путь Кэтрин Энн Портер охватывают несколько эпох. Первый успех принесла ей новелла "Иудино дерево в цвету" (1929 г.), действие которой происходит в Мексике во время революции. Превосходно написанные рассказы, благодаря которым Портер приобрела известность, дают тонкое описание личной жизни человека. Так, например, в рассказе "Как обманули бабушку Уэзеролл" автор очень точно передает самые разные проявления человеческой психики. Часто Портер раскрывает внутренний мир женщин и показывает их зависимость от мужчин.
В передаче нюансов и оттенков Портер многому научилась у родившийся в Новой Зеландии писательницы Кэтрин Мэнсфилд. Сборники новелл Кэтрин Энн Портер включают в себя следующие издания: "Иудино дерево в цвету" (1930 г.), "Полуденное вино" (1937 г.), "Бледный конь, бледный всадник" (1939 г.), "Падающая башня" (1944 г.) и "Сборник рассказов" (1965 г.). В начале шестидесятых годов она написала длинный аллегорический роман на одну из вечных тем - ответственность людей друг перед другом. Действие этого романа, которому Портер дала название "Корабль глупцов" (1962 г.), происходит в конце тридцатых годов на борту пассажирского судна, на котором плывут представители высших классов Германии и немецкие беженцы.
Будучи не слишком плодовитой писательницей, Портер, тем не менее, оказала влияние на целое поколение авторов, включая своих коллег с Юга ЮдоруУэлти и Флэннери О'Коннор.
ЮдораУэлти(р.1909г)
Родившаяся в семье переселившихся на Юг северян, ЮдораУэлти в своем творчестве находилась под влиянием Уоррена и Портер. Между прочим, последняя написала предисловие к первому сборнику новелл Уэлти. В "Зеленом занавесе" (1941 г.), богатом нюансами и оттенками, писательница подражала Портер, однако молодого автора больше интересует комическое и гротесковое. Подобно ныне покойной Флэннери О'Коннор она часто изображает странных, эксцентричных или исключительных персонажей.
Несмотря на присутствие в произведениях Уэлти насилия, остроумие писательницы носит гуманный, жизнеутверждающий характер, как это, например, явствует из ее часто включаемой в антологии американской литературы новеллы "Почему я работаю на почте", в которой упрямая и самостоятельная дочь уходит из дома и переселяется в крохотное помещение почты. Издавались следующие сборники новелл Уэлти: "Широкая сеть" (1943 г.), "Золотые яблоки" (1949 г.), "Невеста Иннисфоллена" (1955 г.) и "Лунное озеро" (1980 г.). Уэлти также писала романы, такие как "Помолвка в Дельте" (1946 г.), в котором рассказывается о семье, живущей на плантации в наше время, и "Дочь оптимиста" (1972 г.).
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|