Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ГАРЛЕМСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

Во время неудержимой активности 20-х годов негритянский район Гарлем, расположенный на окраине Нью-Йорка, бурлил страстями и творчеством. Звуки негритянского джаза заполонили все Соединенные Штаты, а джазовые музыканты и композиторы, такие как Дюк Эллингтон, стали любимцами всей страны и за рубежом. Бесси Смит и другие певцы блюзов с неподдельным чувством исполняли откровенные, чувственные и насмешливые стихи. Негритянские спиричуэле добились широкого признания как изумительно красивая духовная музыка. Негритянская актриса Этель Уотерс триумфально блистала на сцене, и вместе с музыкой и театром происходил расцвет негритянского балета и искусства.

Среди богатого многообразия талантов в Гарлеме сосуществовали самые разные точки зрения. Сочувственная картина Гарлема, нарисованная в написанном в 1926 г. романе Карла Вэн Вэчтена, дает некоторое представление о сложной горько-сладкой жизни американских негров ввиду экономического и социального неравенства.

Поэт Каунти Каллен (1903-1946 гг.), который родился в Гарлеме и непродолжительное время был мужем дочери Уильяма Дюбуа, писал совершенные, традиционные по форме рифмованные стихи, которые очень нравились белым. Он полагал, что поэт не должен позволять расовым соображениям диктовать тему и стиль стиха. На другом полюсе находились афро-американцы, отвергавшие Соединенные Штаты в пользу движения "Назад в Африку", руководимого Маркусом Гарвеем. Где-то между этими полюсами лежит творчество Джина Тумера.


Джин Тумер (1894-1967 гг.)

Как и Каллен, афро-американский прозаик и поэт Джин Тумер представлял себе американцев вне расовых характеристик. Возможно, в силу этого он с блеском использовал поэтические традиции рифмы и размера и не стремился изобретать новые "негритянские" формы в своей поэзии. Тем не менее, его главное произведение "Тростник" (1923 г.) полно честолюбивых новаторских идей. Как и поэма "Патерсон" Уильямса, "Тростник" включает в себя стихи, виньетки в прозе, рассказы и автобиографические заметки. В поэме Тумера афро-американец пытается обрести самого себя внутри и вне негритянских сообществ сельской Джорджии, столичного Вашингтона, округ Колумбия, и Чикаго, шт. Иллинойс, а также в лице чернокожего учителя на Юге. Негры сельской Джорджии, как их описывает Тумер в "Тростнике", обладают природным артистизмом:

Их голоса возносятся... гитарный сосен звон, Как
дождь, иголки падают, под ветра перебор,.. Их голоса
возносятся... тростник поет, как хор, Служа вечерню
звездам, устлавшим небосклон... (1,21-24)
(Пер. Л. Лежневой)

Резким контрастом выглядит быстрый ритм жизни афро-американцев в Вашингтоне:

Деньги жгут карман, причиняя боль, Бутлеггеров
надутых мчит быстрей "линкольн", В шелковых
рубашках, набычившись, сидят, По путям
трамвайным шины свистят. (II, 1-4)
(Пер. Л. Лежневой)


Ричард Райт (1908-1960 гг.)

Ричард Райт родился в шт. Миссисипи в семье бедного издольщика, который оставил семью, когда мальчику было пять лет. Райт стал первым афро-американским романистом, которому удалось завоевать широкую аудиторию, несмотря на то, что он едва окончил девять классов. Он описал свое трудное детство в одной из своих лучших книг - автобиографическом романе "Черный" (1945 г.). Позже он признался, что из-за расизма его чувство обездоленности было настолько острым, что он выжил только благодаря чтению.

Райт черпал вдохновение в социальной критике и реализме Шервуда Андерсона, Теодора Драйзера и Синклера Льюиса. В 30-е годы он вступил в коммунистическую партию; в 40-е переехал во Францию, где познакомился с Гертрудой Стайн и Жаном-Полем Сартром и стал антикоммунистом. Своей откровенной прозой он проложил дорогу последующим афро-американским романистам.

Он написал сборник коротких рассказов "Дети дяди Тома" (1938 г.) и сильный, безжалостный роман "Сын Америки" (1940 г.), в котором Биггер Томас, необразованный негритянский юноша, случайно убивает дочь своего белого работодателя, зверски сжигает тело и расправляется со своей чернокожей девушкой из-за боязни, что она может его выдать. Хотя некоторые афро-американцы критиковали Райта за то, что он изобразил негра убийцей, его роман был необходимым и давно ожидаемым откликом на расовое неравенство, бывшее предметом столь широкого обсуждения в Соединенных Штатах.


Зора Нил Херстон (1903-1960 гг.)

Известная как один из светочей Гарлемского возрождения, Зора Нил Херстон родилась в маленьком городке Итонвиль, шт. Флорида. Она впервые приехала в Нью-Йорк вместе с труппой гастролирующих актеров, когда ей было 16 лет. Удивительно одаренный рассказчик, зачаровывавший своих слушателей, Херстон поступила в Барнардский колледж, где она училась вместе с антропологом Францем Боазом и постигла проблему этнической принадлежности с научной точки зрения. Боаз уговорил Херстон заняться сбором фольклора среди жителей ее родной Флориды, что она и сделала. Знаменитый фольклорист Алан Ломаке назвал ее произведение "Мулы и мужчины" (1935 г.) "самой увлекательной, искренней и умело написанной книгой в области фольклора".

Херстон также провела некоторое время на Гаити, изучая местный шаманизм и собирая карибский фольклор, который затем издала в антологии "Скажи это моей лошади" в 1938 г. Ее естественный разговорный английский делает ее продолжательницей великой традиции Марка Твена. Проза Херстон сверкает ярким языком и комичными или трагичными историями устной афро-американской традиции.

Из под пера Херстон вышло несколько удивительных романов. В ее главном произведении под названием "Они видели бога" (1937 г.) дается трогательно свежее описание того, как красивая женщина-мулатка обретает зрелость и счастье в трех замужествах. Роман насыщен незабываемыми картинами жизни афро-американцев, обрабатывающих землю на сельском Юге. Херстон была предвестницей женского движения, чьи книги, включая ее автобиографию "Пыльные следы на дороге" (1942 г.), вдохновили и оказали влияние на таких современных авторов, как Элис Уокер и Тони Моррисон.




<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.