Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

РОМАНИСТЫ-КОСМОПОЛИТЫ

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

Генри Джеймс (1843-1916 гг.)

Генри Джеймс однажды написал, что искусство, особенно литературное искусство, "дает жизнь, создает интерес, придает важность". Беллетристика и критика Джеймса была для своего времени самой сознательной, утонченной и сложной. Наряду с Твеном Джеймс обычно называется величайшим американским романистом второй половины девятнадцатого века.
Джеймса отличала его "интернациональная тема", а именно: сложные взаимоотношения между наивными американцами и космополитическими европейцами. По определению его биографа Леона Иделя, первый, или "интернациональный", период творчества Джеймса включал такие произведения, как "Трансатлантические скетчи" (очерки путешествий, 1875 г.), "Американец" (1877 г.), "Дейзи Миллер" (1879 г.) и его шедевр "Женский портрет" (1881 г.). Например, в романе "Американец" Кристофер Ньюмен, наивный, но умный и идеалистично настроенный миллионер-промышленник, добившийся успеха собственными силами, отправляется в Европу в поисках невесты. Когда ее семья отвергает его из-за того, что у него нет аристократического происхождения, он имеет возможность отомстить; отказываясь от мести, Ньюмен демонстрирует свое моральное превосходство.

Второй период в творчестве Джеймса был экспериментальным. Он разрабатывал новые темы, такие как феминизм и социальная реформа в "Бостонцах" (1886 г.) и политическая интрига в "Княгине Казамассиме" (1885 г.). Он также попробовал писать для театра, но неожиданно провалился, когда на первом же представлении его пьеса "Гай Домвилл" была ошикана.
В третьем, основном периоде своего творчества Джеймс вернулся к международным темам, продемонстрировав более тонкий подход и психологическое проникновение. Сложные и почти мифические "Крылья голубки" (1902 г.), "Послы" (1903 г.; по мнению Джеймса, его лучший роман) и "Золотая чаша" (1904 г.) относятся к этому главному периоду. Если в творчестве Твена главной темой была видимость и реальность, то Джеймс постоянно интересовался восприятием. У Джеймса только самоосознание и ясное восприятие других приводит к мудрости и жертвенной любви. По мере развития Джеймса в его романах появляется все больше психологии, а интерес к внешним событиям ослабевает. В его поздних произведениях все главные события происходят в области психологии - обычно это моменты острого прозрения, показывающие героям их бывшую слепоту. Например, в "Послах" стареющий идеалист Ламберт Стретер обнаруживает тайную любовную связь и тем самым значительно усложняет свою внутреннюю жизнь. Его жесткая честная мораль возрастает и делается более человечной, когда он открывает в себе способность принять тех, кто согрешил.


Эдит Уортон (1862-1937 гг.)

Как и Джеймс, Эдит Уортон росла некоторое время в Европе и в конце концов осела там. Она была родом из состоятельной семьи с устоявшимся положением в нью-йоркском обществе и воочию видела упадок этой рафинированной группы и, по ее мнению, восхождение грубоватых семейств бизнесменов-нуворишей. Эти социальные изменения составляют фон многих ее романов.

Как и Джеймс, Уортон противопоставляет американцев европейцам. В центре ее внимания была пропасть, разделяющая общественную реальность и внутренний мир человека. Часто ранимым натурам кажется, что они находятся во власти бесчувственных типов или общественных сил. Эдит Уортон лично испытала подобные ощущения, когда, будучи молодой писательницей, пережила долгий нервный срыв отчасти из-за трудносовместимой роли писательницы и жены.
Среди лучших произведений Уортон "Дом радости" (1905 г.), "Обычай страны" (1913 г.), "Лето" (1917 г.), "Век наивности" (1829 г.) и прекрасно выстроенная новелла "Этан Фром" (1911 г.).


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.