Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Содержание книги

ГЛАВА 4 ПЕРИОД РОМАНТИЗМА 1820-1860 ГГ. ПРОЗА.

из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"

Уолт Уитмен, Натаниэль Готорн, Герман Мел-вилл, Эдгар Аллан По, Эмили Дикинсон и транс-ценденталисты представляют первое поколение великих писателей в американской литературе. Что касается прозаиков, то романтическое мировоззрение стремилось выразить себя в форме, которую Готорн назвал "ромэнс" ("romance"). Это - роман, но роман возвышенный, эмоционально напряженный, имеющий нередко символический подтекст. "Romance" -это не любовная история, а серьезный роман, где используются специальные технические средства для передачи сложного, порой неуловимо тонкого смысла. Вместо тщательно выписанных реалистических характеров, где авторы пользовались обилием деталей (как, например, английские и европейские писатели), Готорн, Мелвилл и По создавали героические фигуры, которые порой казались больше, чем сама жизнь. Они наполняли поступки своих персонажей особым, мистическим смыслом. Типичные герои американского романтизма - это яркие, незаурядные личности, которых часто преследуют, они чужды обществу. Артур Дим-сдейл или Тестер Прин в "Алой букве", капитан Ахав в "Моби Дике", многие одинокие, одержимые герои новелл По - это персонажи, которые противостоят неизвестному, темному року, судьбе. Неким мистическим образом они вырастают из глубин человеческого подсознания. Символические сюжеты раскрывают самые тайные движения страдающей души.

Одна из причин этого вымышленного исследования глубин человеческой души - отсутствие устоявшейся, традиционной общественной жизни в Америке. Английские романисты - такие, как Джейн Остин, Чарльз Диккенс (самый любимый из английских писателей), Энтони Троллоп, Джордж Элиот, Уильям Теккерей - жили в сложном, но традиционном обществе, которое привыкло точно выражать свои мысли. Они разделяли мнения своих читателей, и это мнение влияло на реалистическую манеру их письма. Американские писатели столкнулись с историей борьбы и революции. В стране были огромные незаселенные пространства с подвижным и относительно бесклассовым демократическим обществом. В американских романах мы часто видим весьма революционное качество - отсутствие традиции. Во многих английских романах изображается герой-бедняк, который поднимается вверх по экономической и социальной лестнице. Причем иногда это происходит с помощью удачной женитьбы, а иногда выясняется, что герой-бедняк на самом деле принадлежит славному аристократическому роду. Но такой поворот событий романа отнюдь не бросает вызов социальной структуре Англии и ее аристократии. Напротив, роман как бы вновь утверждает традиционные ценности. Благополучное восхождение героя по социальной лестнице удовлетворяет чаяния большинства читателей среднего класса.

В Америке, напротив, писатель целиком зависел только от себя, своих собственных литературных приемов. Америка все еще была (хоть и отчасти) постоянно меняющимся фронтиром - государством с подвижной границей, населенным иммигрантами, говорящими на разных языках и ведущими странный и довольно грубый образ жизни. Таким образом, главный герой в американской литературе мог внезапно оказаться среди людоедов (подобно герою романа Мелвилла "Тайпи"). Он мог бродить по диким прериям, как Кожаный Чулок Фенимора Купера, или наблюдать из могилы странные видения, как персонажи новелл Э. По. Он мог даже повстречаться в лесу с самим Дьяволом, как Браун, герой Готорна. На самом деле, все герои американской литературы того времени были "героями-одиночками". Американец как личность, индивидуальность еще должен был создать себя.

Крупный американский писатель должен был также изобретать новые формы. Отсюда такая причудливая, необычная форма романа Мелвилла "Моби Дик", или похожий на странное видение, скитающийся Артур Гордон Пим у Эдгара По. Немногие из американских писателей достигают совершенства формы даже в настоящее время. Вместо того, чтобы заимствовать испытанные литературные методы, американцы предпочитают изобретать новые. В Америке недостаточно быть традиционным писателем, ибо старое и традиционное стремятся отбросить. Внимание привлекают лишь новые силы, новые веянья.


<<назад Содержание дальше >> Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.