Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ
из книги Кэтрин ван Спэнкерен "Краткая история американской литературы"
Трансцендентализм был движением, в котором сказалась реакция против рационализма XVIII века и выразилась общая гуманистическая тенденция развития мысли XIX века. Это движение имело в своей основе веру в единство мира и Бога. Душа каждого индивида считалась тождественной всему миру и представляла собой этот мир в миниатюре. Учение о "доверии к самому себе" и индивидуализм развивались путем убеждения читателя в том, что душа человека связана с Богом и отождествлялась с ним.
Трансцендентализм был территориально связан с Конкордом, маленьким городком в Новой Англии, который расположен в 32 км к западу от Бостона. Конкорд был одним из первых поселений колонистов штата Массачусетс. В те времена это был маленький тихий городок, окруженный лесами. Он расположен неподалеку от Бостона, и туда можно было легко добраться, чтобы послушать лекцию в колледже или заглянуть в книжные лавки. Тем не менее, он находится вдали от крупных городов и сохранил тишину и спокойствие. Конкорд был местом первой битвы во время американской революции, и Ральф Уолдо Эмерсон написал в память об этом событии "Конкордский гимн":
По дощатому мостику шли через бурный поток, И
свой флаг развернули навстречу апрельскому ветру.
Руки фермеров крепко сжимали приклады винтовок.
Эхо выстрелов долго гремело по белому свету.
(Пер. Е. Нестеровой)
Конкорд стал первой сельской колонией художников и писателей. Именно здесь возникла духовная и культурная альтернатива американскому материализму. Это было место, где люди вели возвышенные разговоры, но жили просто и скромно. (Так, Эмерсон и Торо с охотой работали на своих огородах.) С Конкордом наиболее тесно были связаны Эмерсон (он переехал сюда в 1834 г.) и Торо. Но это место привлекло и романиста Натаниэля Готорна, и писательницу-феминистку Маргарет Фуллер. Здесь же поселился Бронсон Олкотт, отец будущей писательницы Луизы Мей Олкотт, и поэт Уильям Эллери Чаннинг. Можно условно считать, что общество трансценденталистов образовалось в 1836 г. В разное время в него входили: Эмерсон, Торо, Фуллер, Чаннинг, Бронсон Олкотт, священник Орестес Браунсон, аболиционист и проповедник Теодор Паркер и многие другие.
Трансценденталисты выпускали журнал, выходящий раз в три месяца - "Дайэл". Этот журнал существовал в течение четырех лет. Вначале его редактором была Маргарет Фуллер, затем - Эмерсон. Их интересовали и вопросы литературы, и политические реформы в стране. Большое число трансценденталистов было аболиционистами. Некоторые из них приняли участие в экспериментальной коммуне "Брук Фарм", описанной Го-торном в романе "Блитдейл".
В отличие от многих европейских групп, трансценденталисты никогда не выпускали никаких манифестов. Они настаивали на том, что все люди обладают своей индивидуальностью и эта индивидуальность неповторима. Американские трансценденталисты довели радикальный индивидуализм до крайности. Писатели Америки часто считали себя одинокими исследователями человеческого общества. Герои американской литературы (такие, как капитан Ахав Германа Мелвилла, или Гек Финн Марка Твена, или Артур Гордон Пим Эдгара По) порой находятся на грани между жизнью и смертью. Они поступают так потому, что стремятся раскрыть свою внутреннюю суть, свое "я". Ведь для американского писателя-романтика не было ничего устоявшегося, ничего определенного. Литературные и социальные традиции отнюдь не помогали, более того -они были опасными. Писатели стремились создать новую литературную форму, наполнить ее новым содержанием и найти нужное звучание. Причем они стремились сделать все это одновременно. Да, американские писатели приняли вызов. Сейчас, когда мы обращаемся к шедеврам, созданным за три десятилетия до Гражданской войны (1861-1865 гг.), мы явно убеждаемся в их желании создать свою, национальную литературу.
Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882 гг.)
Ральф Уолдо Эмерсон, один из самых выдающихся людей своей эпохи, обладал сознанием своей особой, религиозной миссии. Порой его даже обвиняли в разрушении основ христианства. На это он обычно отвечал, что "дабы быть хорошим священником, необходимо покинуть церковь". В 1838 г. Эмерсон обратился с речью к студентам теологического отделения Гарварда-alma mater самого Эмерсона.
В своем эссе "О доверии к себе" Эмерсон замечает: "Глупая логичность - свойство посредственных умов". Однако сам он удивительно последователен, когда призывает к рождению американского индивидуализма. Его главные идеи следующие: необходимость нового национального видения мира, использование человеком личного опыта, понятие космической Сверхдуши и теория компенсации. Все эти идеи были изложены в его первом трактате "Природа" (1836 г.). Этот трактат начинается следующими словами: "Наш век обращен в прошлое. Он строит склепы своим предкам. Он пишет биографии, истории, критические статьи. Прошлые поколения созерцали Бога и Природу; они смотрели в глаза друг другу. Мы же смотрим на все теперь их взглядом. Почему мы не способны наслаждаться нашей изначальной связью со Вселенной? Почему мы не можем иметь поэзию интуитивную, поэзию внутреннего видения, а довольствуемся поэзией традиционной? Где та религия, которая стала бы для нас откровением, а не только историей религий? Нас окружает могущественная природа, на смену одним временам года приходят другие. Потоки жизни бурлят и проносятся сквозь нас; своей силой они зовут нас к действию, соразмерному с силой природы. Так почему мы должны бродить на ощупь среди истлевших костей прошлого? Вот сегодня тоже ярко светит солнце, в полях все больше колосьев. Есть новые страны, новые люди, новые мысли. Так давайте займемся нашей собственной работой, нашими собственными законами, нашим собственным служением Богу".
Эмерсон любил гения парадокса и остроумия французского писателя XVI века Монтеня. Однажды он сказал Олкотту, что хотел бы, подобно Монтеню, написать книгу, "полную веселья и поэзии, дельных вещей и богословия, анекдотов и непристойностей". Эмерсон жаловался на тяжеловесный стиль Олкотта, из-за которого читатель не заметит "лучик солнца, пляшущий на шляпе прохожего, отблеск света в серебряной ложке, которую сжимает ребенок".
Высокая духовность, простая, доступная форма выражения своих мыслей, их афористичность - все это делает Эмерсона писателем веселым и радостным. Один из трансценденталистов Конкорда как-то заметил, что, слушая его, "летишь к небесам, как на качелях". Многие идеи Эмерсона берут свое начало из восточных религий - буддизма, ислама, учения Конфуция, которые писатель прилежно изучал. Например, его стихотворение "Брама" основано на индусских источниках и утверждает идею некоего космического порядка, недоступного пониманию смертных:
Убийца считает, что он убил, А его жертва
считает себя мертвой. Они не видят тонких
путей, По которым я бреду и вновь возвращаюсь на
круги своя.
Далекое и забытое стоят рядом,
Тень и луч солнца - одно и то же;
Мне являются исчезнувшие боги,
Позор и слава - одно и то же.
Те, кто предал меня, думают, что причинили мне зло,
Но когда они улетают, у меня появляются крылья. Я
вечно сомневаюсь, и сам я - сомненье. Я - та
молитва, которую шепчет брамин.
Многие боги тоскуют по моему жилищу
И ищут напрасно Семерых
Посвященных,
Но ты, о любимец добра!
Найди меня и повернись спиной к небесам.
(Пер. Е. Нестеровой)
Это стихотворение, опубликованное в первом номере журнала "Атлэнтик мансли" (1857 г.), смутило читателей, незнакомых с Брамой - божеством, которое считается вечной и бесконечной душой Вселенной. Эмерсон посоветовал своим читателям: "Пусть произносят "Иегова" вместо "Брама".
Английский критик Мэтью Арнольд считал, что самыми важными произведениями, написанными по-английски в XIX веке, были стихотворения Водсворта и эссе Эмерсона. Великий поэт в прозе, Эмерсон повлиял на многих американских поэтов, включая Уолта Уитмена, Эмили Дикинсон, Эдвина Арлингтона Робинсона, Уоллеса Стивенса, Харта Крейна и Роберта Фроста. Считается, что он оказал влияние на философские воззрения Джона Дьюи, Джорджа Сантаяна, Фридриха Ницше и Уильяма Джеймса.
Генри Дэвид Торо(1817-1862 гг.)
Генри Дэвид Торо, среди предков которого были французы и шотландцы, родился в Конкорде и почти всю жизнь провел в родном крае. Он был родом из небогатой семьи, как и Эмерсон, и ему удалось окончить Гарвард, благодаря упорному труду. Всю жизнь он стремился сократить до минимума свои потребности; ему удавалось тратить очень мало денег и сохранить свою независимость. В общем, он сделал жизнь своей профессией. Обладая независимым умом, он стремился прожить всю жизнь в соответствии со своими суровыми принципами. Именно это стремление стало темой его многих работ.
Главное произведение Торо - "Уолден, или жизнь в лесу" (1854 г.) - было результатом двух лет двух месяцев и двух дней (с 1845 по 1847 гг.), которые он провел в хижине на берегу Уолденского пруда. Он построил эту хижину на деньги, одолженные у Эмерсона. В своей книге "Уолден" Торо превратил этот период в один год. Книга композиционно построена по принципу смены времен года. Она написана так, что главное место в ней занимают самые простые, земные заботы человека (так, в главе "Хозяйство" Торо подробно описывает свои расходы на постройку хижины). В заключительной части книги Торо стремится философски осмыслить свой опыт.
В "Уолдене" Торо, любитель историй о путешествиях (и автор нескольких книжек подобного рода), представляет читателю рассказ об "Антипутешествии". Именно это произведение открывает внутреннюю границу самопознания человека. И вплоть до сегодняшнего дня в американской литературе нет ничего, равного "Уолдену". Обманчиво-скромная, как и аскетическая жизнь самого Торо, книга эта - ключ к осуществлению классического идеала "правильной жизни". Сплав поэзии и философии, она как бы бросает вызов читателю: пересмотри свою жизнь. Строительство хижины на берегу Уолдена, которое Торо описывает так подробно - это метафорическое изображение тщательного созидания человеческой души. В своей дневниковой записи от 30 января 1852 г. Торо так объясняет свое стремление жить на одном месте: "Я боюсь много путешествовать, особенно по известным местам: мне жаль растрачивать свой ум по пустякам".
Метод Торо заключается в уединении и сосредоточенном размышлении, что весьма напоминает технику восточной медитации. Сходство здесь не случайно: на Торо (так же, как на Эмерсона и Уитмена) оказали большое влияние индуизм и буддизм. Его самым большим богатством была библиотека восточных классиков, которую он собирал вместе с Эмерсоном. Стилю Торо свойственен некий эклектизм; мы встретим в книге много высказываний латинских и греческих авторов. Речь его точна, полна игры слов, богата метафорами и напоминает произведения английских писателей-метафизиков эпохи позднего Возрождения.
В "Уолдене" Торо не только подвергает испытанию и проверке теоретические положения трансцендента-листов. Он как бы вновь возрождает коллективный опыт самой Америки: жизнь американского "фронти-ра". Торо чувствовал, что самая большая ценность его произведений заключается в стремлении возродить первозданную дикость в литературе. Об этом говорит его дневниковая запись 1851 г. (без даты):
"Английская литература, начиная с песен менестрелей и кончая поэтами-лейкистами, включая Чосера, Спенсера, Шекспира и Мильтона, не дышала своим воздухом, в ней не хватало дикости и напряженности. Это, в основном, цивилизованная, прирученная литература, отражающая отблеск Греции и Рима. Дикость ее - зеленая лесная лужайка, а ее дикарь - Робин Гуд. В произведениях английских поэтов много истиной любви к природе, но очень мало самой природы. Книги по истории рассказывают, когда вымерли дикие животные, но мы не знаем, когда исчез последний дикарь Англии. Вот почему нужна была Америка".
"Уолден" стал источником вдохновения для многих стихотворений ирландского поэта-националиста Уильяма Батлера Йейтса, в частности, "Озерный остров Иннисфри". Эссе Торо "Гражданское неповиновение" строится на теории пассивного сопротивления. Это сопротивление объясняется моральной необходимостью для честного человека не повиноваться несправедливым законам. Эссе Торо повлияло на взгляды Моханда-са Ганди - лидера движения за независимость Индии, а также на Мартина Лютера Кинга - борца за гражданские права негров в XX в.
Сегодня Торо - наиболее привлекательная фигура из всех трансценденталистов. Мы разделяем его мысли об экологии; его идею независимости, которая требует от человека самому решать свои проблемы; его этические принципы, сделавшие Торо сторонником аболиционизма; его политическую теорию гражданского неповиновения и мирного сопротивления. Идеи Торо не потеряли своей свежести и по сей день; его острый и в то же время поэтический стиль, его пристальная наблюдательность очень современны и сегодня.
Уолт Уитмен (1819-1892 гг.)
Уолт Уитмен родился в Нью-Йорке, на острове Лонг-Айленд. Он был простым человеком; одно время даже работал плотником. Но его блестящее новаторство выразило демократический дух Америки. Уитмен в основном получил образование самостоятельно; в 11 лет ему пришлось бросить школу и начать работать, поэтому у него не было традиционного образования, которое превращало большинство американских авторов в почтительных подражателей английским писателям. Сборник "Листья травы" (1855 г.), который Уитмен переписывал и переделывал всю жизнь, включал в себя "Песнь о себе". Это, пожалуй, самое удивительное и оригинальное произведение во всей американской поэзии. Эмерсон и еще несколько человек с восторгом отозвались об этой книге. Их высокая оценка убедила Уитмена в его поэтическом призвании, хотя сборник и не имел особого успеха у широкого читателя.
"Листья травы" - книга, славящая созидание, воздающая хвалу всему сущему. В ней чувствуется влияние трудов Эмерсона, особенно его эссе "Поэт", где был как бы предсказан образ нового американского поэта -здорового, сильного, с сердцем, открытым людям. Это был некий универсальный тип поэта, удивительно похожий на самого Уитмена. Новаторская форма поэмы, нерифмованный белый стих, открытое прославление сексуальности, демократизм, романтическое утверждение, что сам поэт, его личность составляют нечто единое с самой поэмой и со всей Вселенной, - все это резко изменило направление американской поэзии.
"Листья травы" - книга великая, энергичная и естественная, как сам Американский континент. Это было то произведение, о котором взывали, которого ждали поколения американских критиков, хотя и не сразу узнали ее. Движение и ритм, пронизывающие "Песнь о себе", подобны музыке, не знающей пауз:
Мои цепи и балласты спадают с меня, Локтями я
упираюсь в морские пучины, Я обнимаю сьерру, я
ладонями покрываю всю сушу, Я иду, и все, что я
вижу, со мною.
(Пер. К. Чуковского)
Поэма наполнена конкретными звуками и реальными, видимыми образами. Птицы Уитмена - это не искусственные "крылатые духи" поэзии. Его цапля с желтым хохолком прилетает ночью на край болота и ловит маленьких крабов. Кажется, что Уитмен сам живет во всем, что он видит или воображает. Поэт - один из людей толпы:
Отплывая в каждую гавань за товарами и
приключениями, Торопливо шагая среди
шумной толпы, Такой же ветреный и
горячий, как все...
(Пер. К. Чуковского)
Но он и страдающий человек:
...Женщина старых времен, уличенная ведьма, горит
На сухом костре, а дети ее стоят и глядят на нее...
Я - этот загнанный раб,
это я от собак отбиваюсь ногами...
У раненого я не пытаю
о ране, я сам становлюсь тогда раненым...
(Пер. Е. Нестеровой)
Именно Уитмен, гораздо в большей степени, чем другие писатели, создал миф о демократической Америке. "Возможно, американцы имеют самую поэтическую природу в мире. Соединенные Штаты - это величайшая из всех поэм". Когда Уитмен писал это, он смело отбрасывал широко распространенное мнение, что Америка - слишком новая страна и в ней мало поэтического. Он создал свою Америку - воображаемую страну, лишенную времени, населенную мятежными душами всех народов. Д.Г. Лоуренс, английский романист и поэт, метко назвал самого поэта "открытой дорогой".
Мощь Уитмена чувствуется во многих его стихотворениях, среди них - "На бруклинском перевозе", "Из колыбели, вечно баюкавшей...", "Когда во дворе перед домом цвела этой весною сирень...". Последнее стихотворение - это элегия, посвященная смерти А. Линкольна. Важную роль играет его трактат "Демократические дали" (1871 г.), написанный в самый разгар безудержного практицизма "позолоченного века". В этом трактате Уитмен справедливо критикует Америку за "мощное переплетение богатства и промышленности", которое, как маска, прикрывает "сухую, безжизненную Сахару души". Поэт призывает создать новую литературу, которая бы оживила американский народ. ("Нужно, чтобы не только книга была бы законченной и совершенной, нужно, чтобы был совершенным и ее читатель".) Стремление к бессмертию Уитмена сосредоточено главным образом в "Песне о себе". Здесь он помещает свое романтическое "я" в смысловой центр поэмы:
Я славлю себя и воспеваю себя, И что я
принимаю, то примете вы, Ибо каждый
атом, принадлежащий мне, принадлежит и
вам.
(Пер. К. Чуковского)
Уитмен передает свою мощь и энергию даже современным читателям, утверждая единство и жизненную силу всего сущего. Он - величайший новатор. От него берет свое начало поэма-автобиография; он создал новый образ поэта - простого американца; ему принадлежит мысль о читателе-творце и открытие экспериментальной или органической формы, звучащей современно и сегодня.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|