Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Шильман М. Такты истории

ОГЛАВЛЕНИЕ

Первые очаги цивилизаций. 1-2-3 такты

Не существует ли тайного механизма, вследствие которого все в мире не может быть ничем иным, кроме того, что оно есть?

Чжуан-цзы

С середины 4-го тысячелетия до н. э. на карте мира начался активный рост новых исторических образований, отличных от ранее существовавших племенных союзов городских культур. Заметная направленность на концентрацию основной массы населения в области города и вытекающая из этого система связей между отдельными достаточно автономными точками привела к появлению компактных очагов цивилизаций. Распространение и развитие земледелия, в ряде случаев ирригационного, базирующегося на ресурсах рек дало возможность обеспечения продуктами питания значительной популяции в рамках относительно узкого ареала проживания.

Самая ранняя концентрация подобных поселений привела к образованию двух первых очагов: Египта в долине Нила и Двуречья в долине Тигра и Евфрата. Именно с этих двух очагов началось развитие общества по принципиально новому алгоритму с точки зрения решаемых задач. Возникновение письменности как свидетельства высокого уровня организации и почти одновременно с ней государственных структур положили начало истории цивилизаций древнего мира. С момента этого ароморфоза в плане структурного уровня общественных систем дальнейшее развитие человечества пошло в рамках нового алгоритма, направленного на создание новой цивилизации.

К 1-му такту (XXXV в. до н. э.) относится появление на базе городских образований государственных структур в Египте и Двуречьи. Высокая техническая и культурная развитость древнейших поселений долины Нила и Месопотамии, предшествовавшая времени 1-го такта, свидетельством которой могут, в частности, служить памятники культуры Фаюма и Убейда (радиоуглеродные датировки соответственно 4400 и 4000 гг. до н. э.), позволяет в плане некоего нуля вводить 0-такт. О допустимости такого шага говорит хотя бы тот факт, что уже с 4241 г . до н. э. египтяне начали вычисление времени по усовершенствованному календарю (1, 1, с.16). По всей видимости, ко времени первого такта следует отнести и начало организованного использования колеса, первые пиктографические изображения которого, обнаруженные при исследовании Урука, датируются приблизительно 3400 г . до н. э. (2, с.116) и появление быстрого гончарного круга. Практически одновременно с появлением государственных структур появляются памятники древнейшей письменности Двуречья и образцы ранней письменности Египта, относящиеся к весьма архаичной форме египетского языка (3, т.4, с.61-62). Возможное появление начальных форм письменности раньше, во времена реорганизации календарной системы не противоречит принятому факту ее наличия на момент 1-го такта.

Государственная система времени 1-го такта в Египте и Двуречьи еще не носила характера династий и, скорее всего не особо отличалась от племенной иерархии, модифицированной условиями функционирования развивающихся городских культур. Легендарные ранние правители, встречающиеся в хрониках Манефона или Бероса, не имеют реальных историко-археологических подтверждений, а датировка времен их жизни и правления не выдерживает проверки на достоверность.

Так или иначе, но с XXXV в. до н. э. о Двуречьи и Египте можно говорить как о сформировавшихся очагах цивилизации.

Второй такт (XXVIII в. до н. э.) в Египте совпадает с классическим членением фаз развития этой страны концом Раннего и началом Древнего царства. Существенными признаками второго такта является окончательное объединения государства установление власти фараона над Верхним и Нижним Египтом, зафиксированное территориально, административно и ритуально. Египет вступил в полосу сакрально-циклопического строительства пирамид, началом которого может по праву считаться возведение так называемой ступенчатой пирамиды Джосера, осуществленное под непосредственным руководством легендарного мудреца Имхотепа (Имхотпа). С 2750 г . до н. э. египетский фараон получает пятый титул и начинает именоваться как Сын Ра (4, т.1, с.129), а культ Ра начинает постепенно приобретать общеегипетский характер. К этому же периоду времени второго такта относятся упоминания о попытках учета населения на территории Египта, результаты которых до нас не дошли. Развитие египетского письма, идущее параллельно с общегосударственным развитием привело к появлению сокращенного курсивного письма, названного позже греками иератическим т.е. жреческим. Календарная система, базирующаяся на основах, заложенных еще во времена амратской и гейзерской культур, продолжала развиваться в направлении все более точного членения годового цикла и к 2800 г . до н. э. основной единицей летоисчисления в Египте уже был год.

Структурно-государственное развитие Двуречья шло не столь быстрыми темпами как в Египте. Большая племенная раздробленность, геополитическая фрагментарность и корневая рознь семитического и шумерского населения являлась причиной, препятствующей быстрому объединению Месопотамии под централизованной властью какой-то одной городской династии. Немалую роль играла отчасти и конфронтация замедленно развивающихся государственных структур Северной Месопотамии с более упорядоченными системами ранних деспотий южных областей или собственно Двуречья. Время второго такта в этом регионе характеризовалось дальнейшим ходом образования мелких государственных структур, к числу которых необходимо отнести и оформление в политическом смысле ближайшего соседа государства Элам. Множество данных позволяет в дальнейшем рассматривать собственно Элам как составную часть Месопотамского очага цивилизации. Прежде всего, эта территория географически является продолжением южной равнины Месопотамии. Тесные параллели наблюдаются также в культурном отношении. Собственная пиктографическая система (протоэламская) со временем была сменена аккадской клинописью. Несмотря на то, что оба региона, как правило, находились в состоянии ожесточенной конфронтации и осуществляли взаимные агрессии, при рассмотрении непосредственно очага, входящего в дальнейшем в Западный Метаочаг, принципиальное разделение Двуречья и Элама вряд ли конструктивно.

Ко времени второго такта, совпадающего с т. н. раннединастическим периодом, следует отнести также начало строительства в Двуречьи зиккуратов, аналогичных ступенчатым египетским пирамидам начального этапа строительства подобных сооружений. Датировать появление первых зиккуратов со ссылкой на некоторых исследователей (Фрезер, Стингл и др.) можно XXVIII в. до н. э. т.е. временем Гильгамеша. К тому же времени относится упоминание о городах Киш, Эриду, Эшнунна, Ур, Лагаш. Вторым тактом можно также датировать и первые упоминания о древневавилонском календаре (5, т.19, с.404), имевшем общее сходство с календарем египетским.

Что касается Востока, то к началу 3-го тысячелетия до н. э. отмечается развитие интенсивного земледелия в долине Инда, сигнализирующее о повышении вероятности образования государственной организации. В районе будущего китайского очага к рассматриваемому промежутку времени не было еще даже и намека на достаточную развитость, отличную от раннеплеменной.

Время третьего такта (XXI в. до н. э.) отмечено значительно большим количеством событий. Египет после распада Древнего царства начал процесс очередного объединения, закончившегося восстановлением единства страны под властью фиванских царей в середине XXII в. до н. э. Полное оформление Среднего царства можно по праву датировать временем появления более современного среднеегипетского языка XXI в. до н. э. (3, т.4, с.53-54). С экономической точки зрения Египет, пройдя долгий путь комбинирования, во многом вернулся к формам, преобладавшим в более ранние, начальные периоды его истории. На фоне этой присущей для Египта тяги к архаическим формам стабильности некоторое политическое оживление сказалось в наращивании военной мощи, что привело к постепенном подчинении египетскому влиянию Эфиопии. Тенденция к дальнейшему завоеванию близлежащих территорий отразилась и в религиозной сфере. Если со времени второго такта фараоны включали в свои эпитеты имя богини истины и порядка Маат, то с усилением экспансии одним из главных богов стал считаться бог войны Монту. Продвижение государственной границы вверх по течению Нила и дальнейшее освоение ресурсов Синая (золото, малахит, медь, бирюза) совпало с продолжением поиска новых путей экспорта и импорта, что подтверждается фактом организации экспедиции в восточном направлении в Кедем (5, т.15, с.439).

Следует отметить, что ряд исследователей относит время третьего такта (начала Среднего царства) в Египте к эпохе максимального развития египетской культуры. В частности Даннеман указывает ориентировочно на 2000 г . до н. э. (1, т.1, с.29). Не вызывает сомнения и то, что в это время развитие Египта оказывало сильнейшее и определяющее влияние на развитие его ближайших соседей. Так, например, т.н. среднеэлладский период в Эгеиде, относящийся к времени третьего такта, характеризуется появлением государственной структуры и одновременно не позднее XXI в. до н. э. памятников раннего критского письма иероглифического А (6, с.205). К тому же времени относится начало урбанизации общества минойцев, отмеченное активным строительством на Крите, находившемся под влиянием Египта ориентировочно с 2600 г . до н. э., повлекшим бурное развитие Кносса, Маллии и Феста. XXI в. до н. э., также, как и предыдущие века, отмечен продолжением строительства пирамид, пик которого уже был пройден во времена Хеопса и Хефрена, в котором варьировались лишь размеры сооружений (в сторону уменьшения), тщательность исполнения и длительность возведения. Дальнейшие разработки календарной системы, в частности появление около 2100 г . до н. э. диагонального календаря (7, с.33), одновременно с развитием геометрии, необходимой при точном строительстве, расширенная практика измерения углов и сечения круга привели с необходимостью к членению промежутков времени длительностью менее года. Результатом стало введение 24-часовой системы разбиения суток.

Двуречье, на территории которого к третьему такту сформировалось несколько городских государственных структур, пережило мощное вторжение извне. После неоднократных реформ и попыток объединения, к которым в первую очередь относится деятельность Урукагины, локальная централизованная власть была установлена царем Аккада Саргоном (XXIV в. до н. э.), позднее царями III династии Ура ( XXI в. до н. э.), разработавшими ряд законодательных актов, и предводителями гуттеев. С возвышением Ура отмечается падение влияния городов Киш и Эриду при заметном возвышении Лагаша. Вскоре территория Междуречья было разгромлена войсками эламитов и амореев в 2024 г . до н. э. (8, т.1, с.219), что повлекло за собой необходимое для дальнейшего интенсивного развития смешение южного (шумерского) и северного (семитического) населения. Повышение степени открытости новой системы в масштабах всего Двуречья, облегчение взаимообмена информацией вследствие ломки языковых и этнических границ, жизненно необходимое повышение уровня неоднородности достигнутое смешением двух условно замкнутых систем северной и южной дало все возможности для дальнейшей структурной организации в направлении повышения сложности системы.

Именно ко времени третьего такта относится очередная ступень развития религиозных и мифологических воззрений в культурной среде Месопотамии, о чем свидетельствует образование единого шумерского пантеона. Фиксация основных богов, относящаяся, по всей видимости, ко времени предыдущего такта и отраженная списком из Фары (XXVI в. до н. э.), сменилась интерпретациями легендарных сюжетов. XXI в. до н. э. отмечен появлением самой ранней редакции поэмы о Гильгамеше, а также созданием цикла Инанна и Думузи .

XXI в. до н. э. в Двуречьи отмечен быстрым ростом ирригационной системы, которому не могли воспрепятствовать никакие политические перипетии, а также усилением городских экономических и политических центров, среди которых следует отметить Ашшур, становящийся основной точкой кристаллизации самобытного ассирийского государства, распространяющего свое влияние территории Верхней Месопотамии. В среде древних шумерских городов происходила модификация института власти, о чем свидетельствует завершение царского списка , включавшего в себя полулегендарных правителей Гильгамеша и Лугульбанду, к XXI в. до н. э. именем Энмеркара. Развитие государственности привело к появлению одного из древнейших правовых актов - законов Шульги в 2093-2046 гг. до н. э., а шумерский язык как официальный язык государственной канцелярии был постепенно заменен аккадским. Как язык религиозного культа и отчасти науки шумерский язык сохранился в своей достаточно архаичной форме. Отмечается также проникновение в писцовую традицию старовавилонского диалекта с 2025 г . до н. э. (9, с.42). Строительство зиккуратов после владычества гуттеев в Месопотамии продолжалось и имело место во времена третьего такта. Зиккураты, выполнявшие в первую очередь роль культовых сооружений использовались также для астрономических наблюдений и утверждения геометрических выкладок. После 2200 г . до н. э. начинается ведение Ниппурских таблиц и оформление на их основе ниппурского календаря (10, с.179). О развитости календарной системы говорит и тот факт, что в Двуречьи была введена практика добавления месяцев к году для компенсации погрешностей лунного календаря. Аналог подобных действий известен по египетской практике добавления года для демпфирования погрешности летоисчисления, связанного с периодом обращения Сириуса.

К третьему такту относится и окончательное оформление городской культуры Хараппы в долине Инда, ознаменовавшее выход на мировую сцену третьего восточного Индийского очага цивилизации. Высокий уровень развитости поселений долины Инда во многом был обусловлен наличием связи этой территории с Ближним Востоком. Вопрос о полностью или частично самостоятельном возникновении Индийского очага цивилизации решаем лишь на уровне предположений. Фактом является наличие к 2300 г . до н. э. постоянных торговых контактов поселений долины Инда с Шумером (2, с.91), прекращающихся впоследствии полностью ориентировочно к 2100 г . до н. э. (11, с.348). Существенным отличием городов культуры Хараппы служит высокий уровень организации городского и хозяйственного строительства и практически полное отсутствие технических разработок в сфере производства оружия. С точки зрения степени централизации государственной власти, площади первичного ареала, наличия на ранней стадии развития иероглифической письменности, а также стандартов длины и веса, культура Хараппы котируется достаточно высоко. Однако тип организации этой структуры однозначно не определен, а с точки зрения датировки археологических памятников цивилизация долины Инда, фигурирующая в шумерских эпических поэмах III тысячелетия до н. э., существенно зависит от хронологии памятников Месопотамии (12, с.135).

Четвертый Китайский очаг к третьему такту еще не сформировался. Различные источники упоминают о XXI в. до н. э. как о времени правления в Китае т.н. легендарной династии , существование которой документально не доказано. Иногда легендарную династию относят к периоду 2206-1776 гг. до н. э. (Истрин, Георгиевский), но фактически 1766 год до н. э. является лишь датой установления гегемонии племени шан в Северном Китае и потому время третьего такта не может рассматриваться как момент появления государственных структур в Китае и, следовательно как период организации Китайского очага цивилизации.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история
Список тегов:
датирование истории 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.