Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Пушкарев С. Россия в XIX веке (1801 – 1914)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава X. РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НАЧАЛА 60-х ГОДОВ XIX В. ДО ВОЙНЫ 1914 ГОДА И ПОСЛЕДОВАВШЕЙ ЗА НЕЙ РЕВОЛЮЦИИ 

1. Расцвет русской литературы.

Цветение русской духовной культуры во второй половине XIX и в начале XX века было столь сильным и многообразным, что в узких рамках настоящей работы нет никакой возможности дать сколько-нибудь полное его описание, и мы даем лишь краткое перечисление выдающихся явлений русской духовной культуры этого времени.

( Богатый фактический материал находится в содержательной книге В. А. Рязановского, Обзор русской культуры, ч. 11, вып. 1 и 2, 1947- 48 г .) . 

Время от Крымской войны до начала 80-х годов было временем литературной деятельности великих русских писателей, которые впоследствии приобрели мировую известность — Льва Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева. Л. Н. Толстой (1828-1910), сам принимавший участие в Севастопольской обороне, подарил русской литературе «Севастопольские рассказы» (1855-1856), где без прикрас, но тем более ярко и убедительно изобразил героическую борьбу, жизнь и страдания защитников Севастополя. В 60-х годах Толстой увлекается педагогикой, пишет педагогические статьи и работает в Яснополянской школе. В 60-х и 70-х годах вышли его романы «Война и мир» (1867-69) и «Анна Каренина» (1873-1876). Кроме того, он написал ряд повестей — «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» и др. и пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения».

В 80-х гг. происходит известный поворот Толстого от художественного творчества в сторону морально-религизного философствования и проповеди новой религии — {452} «толстовства» («Исповедь», «В чем моя вера», «Царство Божие внутри вас» и множество других книг, брошюр и статей). В 1899 году выходит его последний большой роман «Воскресение», в котором его художественный талант борется с его морально-публицистической («обличительной») тенденцией (В 1901 г . св. Синод опубликовал свое постановление о том, что православная церковь не считает Толстого своим членом, ибо он «явно перед всеми отрекся» от нее, и хотя здесь констатировался лишь несомненный факт (вроде того, что если человек стал американским подданным, то он перестал быть испанским подданным), однако постановление Синода вызвало в русском обществе бурю негодования против «реакционных попов»...) .  

Ф. М. Достоевский (1821-1881), пробывший 4 года в сибирской каторге (по делу «петрашевцев»), возвратился, по амнистии, в 1856 году и описал свои впечатления и наблюдения в «Записках из мертвого дома» (1861). Затем, один за другим, последовали его романы: «Униженные и оскорбленные» (1861), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1871), «Братья Карамазовы» (1879-80).

Роман «Бесы» (основанием для которого послужил процесс «нечаевцев») был воспринят радикальной интеллигенцией, как клевета на русскую революцию; события 1917-1918 гг. показали, что этому произведению не чужды были черты жуткого пророчества.

Более сочувственно был встречен «Дневник писателя» (1876), ибо хотя в нем проповедовались славянофильские идеи, но в то же время проповедовалось и преклонение перед народом и «перед правдой народной».

( Да и славянофильство Достоевского было совсем своеобразным, чуждым национальной исключительности. «У нас — русских, — пишет он в своем «Дневнике», — две родины: наша Русь и Европа... Величайшее из величайших назначений, уже сознанных русскими в своем будущем, есть назначение общечеловеческое, есть общеслужение человечеству... — ...всечеловечность есть главнейшая личная черта и назначение русского» (с. 193). — И в своей замечательной речи о Пушкине ( 1880 г .) он повторил, что «назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное», и что «стать настоящим русским» значит «стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите».) . 

{453} И. С. Тургенев (1818-1883) в ряде своих романов: «Рудин» (1855), «Дворянское гнездо» (1858), «Накануне» (1859), «Отцы и дети» (1861), «Дым» (1867) и «Новь» (1876) дал ряд ярких картин, изображающих быт русского дворянства и разночинной интеллигенции и развитие русской общественной жизни и мысли от 40-х до 70-х годов. Много шума и споров вызвал его роман «Отцы и дети», изобразивший тип современного «нигилиста» (в лице Базарова); одни находили Базарова снимком с натуры, другие — карикатурой. В романе «Новь» Тургенев изобразил неудачное «хождение в народ» группы «семидесятников». Будучи по убеждениям стопроцентным западником, Тургенев, однако, рисовал русскую жизнь «без гнева и пристрастия».  (см. на ldn - knigi )

И. А. Гончаров (1812-1891) издал художественное описание кругосветного путешествия — «Фрегат Паллада» и романы: «Обыкновенная история» (1846), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Наибольшее художественное и общественное значение имел второй из названных романов, создавший понятие «обломовщины», как типичное состояние душевной вялости, безволия, лени и апатии. 

С. Т. Аксаков (1791-1860), отец известных братьев-славянофилов Константина и Ивана Аксаковых, в конце 50-х годов обратил на себя внимание своими книгами «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова внука» (1858), давшими яркое (и местами жуткое) изображение помещичьей жизни в эпоху крепостного права. 

Наиболее выдающимся драматургом эпохи был А. Н. Островский (1823-1886), бытописатель средних классов, купечества и чиновничества («Бедность не порок», «Гроза», «Доходное место», «Бедная невеста», «Лес», «Волки и овцы», «Без вины виноватые» и много других); кроме того он написал несколько исторических хроник («Козьма Минин», «Дмитрий Самозванец», «Тушино»). 

Крупными писателями эпохи были А. Ф. Писемский, написавший ряд романов, главным образом из помещичьего быта: «Тысяча душ» (1858), «Люди сороковых годов» (1868) и другие, — и Н. С. Лесков (1831-95), {454} написавший большой роман «Соборяне» (1872) из жизни духовенства, и много других романов, повестей и рассказов. 

Значительная группа беллетристов-народников описывала крестьянскую жизнь, идеализируя крестьянство или скорбя о том, что действительная жизнь народа не соответствует их идеалу. На первом месте среди них стоит Глеб Ив. Успенский (1840-1902) («Нравы Растеряевой улицы», «Разоренье», «Очерки деревенской жизни», «Власть земли»), затем — А. П. Левитов, Ф. П. Решетников, Н. Н. Златовратский, П. В. Засодимский, Н. И. Наумов, Каронин (Н. Е. Петропавловский). 

П. И. Мельников-Печерский дал описание быта старообрядцев (романы «В лесах» и «На горах»). — Известными писателями были в это время Н. Г. Помяловский («Мещанское счастье», 1861 г .; «Очерки бурсы», 1862 г .), А. К. Шеллер-Михайлов («Лес рубят — щепки летят» и много других романов), И. В. Федоров-Омулевский («Шаг за шагом»), К. М. Станюкович. 

Популярными писателями исторических романов были во второй половине XIX века А. Г. Данилевский («Черный год», «Сожженная Москва», «Мирович», «Княжна Тараканова» и много других), Д. Л. Мордовцев, гр. Е. А. Салиас. 

Целый ряд романов, явившихся в 60-е годы, изображал в сатирическо-обличительном виде модный в то время «нигилизм»: «Взбаламученное море» (1863) Писемского; «Марево» (1864) Клюшникова; «Некуда» (1865) и «На ножах» (1870) Лескова; «Дым» (1867) Тургенева; «Обрыв» (1869) Гончарова; «Панургово стадо» и «Две силы» Вс. Крестовского. 

На страже общечеловеческих идеалов свободы, справедливости и человеческого достоинства неизменно стоял великий русский сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889), литературная деятельность которого продолжалась в течение всего этого периода, до конца 80-х годов: «Губернские очерки» (1856-57), «Невинные рассказы», «Сатиры в прозе», «Признаки времени», «Письма из провинции», «История одного города»; «Господа ташкентцы», «За рубежом», «Мелочи жизни», {455} «Пестрые письма», «Господа Головлевы», «Письма к тетеньке», «Сказки», «Современная идиллия», «Пошехонская старина», «Забытые слова».

Сатира Щедрина больно бичевала жестокость, произвол, корыстолюбие, властолюбие, шкурничество и обывательскую пошлость всюду, где она их находила; «доставалось» от него не только чиновникам, помещикам, «кулакам» и обывателям, но и либеральным болтунам (как адвокат Балалайкин). 

Ниболее выдающимися поэтами 60-х годов были Ф. И. Тютчев (1803-73), один из крупнейших русских поэтов, философ-пантеист; Н. А. Некрасов (1821-77), певец русского мужика, его скорбной доли и его великого терпения, и гр. А. К. Толстой (1817-1875); последний написал историческую трилогию «Смерть Ивана Грозного», «Царь Федор Иванович» и «Царь Борис» (Годунов), а также ряд исторических баллад и много прекрасных лирических стихотворений.

Будучи принципиальным сторонником чистого искусства («певец, державший стяг во имя красоты»), А. К. Толстой обращал к друзьям-поэтам призыв: «Дружно гребите, во имя прекрасного, против течения!»

Однако, он часто спускался со своих парнасских высот, чтобы сказать свое слово в вопросах текущей жизни и общественной борьбы. «Двух станов не боец, но только гость случайный», он раздавал свои сатирические удары на обе стороны: направо — «Русская история от Гостомысла», «Сон статского советника Попова»; налево — «Песня о Потоке-Богатыре», «Баллада с тенденцией». 

Другими поэтами этой эпохи были И. С. Никитин (по мотивам своей народолюбивой музы примыкающий к Некрасову) ; А. Н. Плещеев, «юный старец», «певец христианского идеализма» (Сакулин); А. А. Фет-Шеншин, искавший на высотах «чистого искусства» убежище от треволнений грешной и мятущейся земли; А. Н. Майков, Я. П. Полонский. 

80-е и 90-е годы были эпохой политического безвременья и «малых дел», но не были временем умственной спячки. Наиболее выдающимся писателем этой эпохи был А. П. Чехов (1860-1904), автор нескольких театральных пьес («Чайка», «Дядя Ваня», «Иванов», {456} «Три сестры», «Вишневый сад») и множества коротких рассказов, в которых Чехов, не задаваясь никакими публицистическими целями и не ведя никакой идейной проповеди, правдиво рисует жизнь главным образом среднего обывателя, интеллигента или чиновника, жизнь обычно серую, скучную, заполненную житейскими мелочами, лишенную яркости, красоты и идейного содержания. Большинство чеховских рассказов проникнуто тонким юмором и заключает не мало комических положений и эпизодов, но общий тон его творчества грустно-пессимистический. Чехов не бичует своих героев, он смотрит на них с симпатией и сочувствием, и вместе с тем с легкой иронией, как добрый и опытный врач смотрит на больных детей. 

Другими известными писателями этой эпохи были В. М. Гаршин, П. Д. Боборыкин (написавший «Китай-город», «Дельцы», «На ущербе», «Перевал» и множество других романов); Д. Н. Мамин (Мамин-Сибиряк); В. Г. Короленко (1853-1920), талантливый художник, народник по убеждениям, проповедник идеалов свободы и гуманности; И. Н. Потапенко; С. Н. Терпигорев («Сергей Атава»), бытописатель дворянского «оскудения». 

Наиболее популярным поэтом 80-х гг. был С. Я. Надсон (1862-1887), рано умерший сентиментальный певец интеллигентской печали. Поэтами конца XIX века были еще А. Н. Апухтин, Н. Минский (Н. М. Виленкин), К. М. Фофанов, А. А. Голенищев-Кутузов, «К. Р.» (великий князь Константин Константинович).

На рубеже XIX и XX веков на литературную сцену бурно врывается и имеет огромный успех у публики Максим Горький (А. М. Пешков, 1869-1936), сначала — певец босяков и проповедник крайнего индивидуализма, потом — «буревестник революции», потом — певец сознательного пролетариата и литературный проповедник социалистического учения (в его марксистско-ленинской интерпретации).

Первый сборник его рассказов (появившийся в 1898 году) и его пьесы («На дне», «Мещане», «Дети солнца») были литературной сенсацией.

Впоследствии он дал свою автобиографию и несколько {457} тенденциозных романов, а после 1917 года возглавил советскую литературу. 

Крупной литературной фигурой начала XX века был Д. С. Мережковский, писатель, поэт, философ, религиозный мыслитель и публицист. Ему принадлежит ряд исторических романов («Юлиан отступник», «Леонардо да Винчи», «Петр и Алексей» и др.). 

Другими известными писателями на рубеже XIX и XX веков были И. А. Бунин, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, В. В. Вересаев (Смидович), Федор Сологуб (Ф. К. Тетерников), И. С, Шмелев, М. П. Арцыбашев, Е. Н. Чириков, В. И. Немирович-Данченко, А. Ремизов. 

Крупными поэтами в начале XX в. были К. Д. Бальмонт и Валерий Брюсов (так называемые «декаденты»), — и «символисты» Александр Блок и Андрей Белый (Б. Н. Бугаев); к ним примыкали Максимилиан Волошин, Сергей Городецкий, Вячеслав Иванов. «Акмеисты» — Анна Ахматова, Н. С. Гумилев — выдвинули лозунг «возвращения к Пушкину», т. е. к началам чистой поэзии и совершенной формы. На другом фланге явились «футуристы» и «кубисты» (Игорь Северянин, Владимир Маяковский), у которых поэзия превращалась в «трюкачество» и словесное кривляние.

( В т. IV и т. VII «Истории России в XIX в.» имеются две главы об украинской литературе в XIX в. С. Ф. Русовой. Из них мы узнаем сначала о том, что правительственный циркуляр 1876 г . «осуждал на смерть всю украинскую литературу» (т. VII, с. 80), затем узнаем, что в конце XIX в. «украинская литература развивается и крепнет, пользуясь всякими попустительствами цензуры (с. 84), и наконец читаем: «Теперь (т. е. в начале XX века) Украина имеет литературу, в которой смело можно назвать на протяжении всего XIX в. более сотни талантливых писателей, которые своим художественным словом оберегли национальное сознание народа и, несмотря на сыпавшиеся на их голову кары и взыскания и запрещения, дали этому слова блестящее развитие» (с. 108). Очевидно, приговор русского правительства, «осуждавший на смерть» украинскую литературу, не был приведен в исполнение.) .  

{458}

2. Наука и искусство от Крымской до Первой мировой войны. Интеллигенция.

Главными центрами научной деятельности в рассматриваемый период остаются Академия наук и университеты, но к ним присоединяются и параллельно с ними работают множество научных обществ и организаций, возникших по частной инициативе. К ранее образовавшимся научным обществам (см. гл. III, § 5) в царствование Александра II и Александра III присоединяется ряд новых: в 1864 году было учреждено Московское Археологическое общество; в 1866 году возникло Русское Историческое Общество, с целью «собирать, обрабатывать и распространять материалы и документы, до отечественной истории относящиеся»; общество немедленно начало издавать свой «Сборник» и выпустило за 50 лет около 150 больших томов ценных исторических материалов; в 1877 году было основано «Общество любителей древней письменности», которое также с успехом занималось издательской деятельностью. В 80-х годах во многих губернских городах образовались «губернские ученые архивные комиссии» (из которых некоторые издавали ценные труды), а также учреждались «губернские исторические архивы». — В 1869 году состоялся первый археологический съезд, и затем археологические съезды стали периодически созываться и публиковали свои труды. В 1877 году был открыт Археологический институт в Петербурге, а в 1894 году был учрежден Русский Археологический институт в Константинополе для содействия работам русских историков и археологов в странах Ближнего Востока. — В 1888 году был устроен Российский Исторический музей в Москве, а в 1897 году открыт Русский музей императора Александра III в Петербурге. По-прежнему действовало Вольное экономическое общество. В 60-х годах возникло Московское юридическое общество, а в конце века Религиозно-философское общество в Петербурге. В области наук естественно-математических, {459} медицинских и технических также возник ряд важных организаций.

В 1859 году возникло общество русских врачей (впоследствии принявшее название «Пироговского» общества), которое вело широкую работу как научно-медицинского, так и профессионально-общественного характера. — В 1866 года возникло Русское техническое общество. — При Александре III были учреждены Русское Астрономическое общество и С.-Петербургское Математическое общество.

В 1896 году был утвержден устав Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества.  

( Большую работу по изданию научной и научно-популярной литературы различных отраслей знания вело «Общество распространения технических знаний». Многие частные общества и товарищества издавали (по дешевым, сравнительно с Европой, ценам) огромное количество книг, оригинальных и переводов, научных, научно-популярных, учебных, беллетристики и т. д. Наиболее крупными и известными на рубеже XIX и XX в. были издательства: «Общественная польза», «Просвещение», «Наука и жизнь», «Литературный фонд», «Народная польза», «Посредник» (изд-во дешевых книг для народа), т-ва А. Ф. Маркса (завалившее всю Россию дешевыми изданиями русских писателей в качестве приложений к журналу «Нива»), Брокгауз и Ефрон (издавшее 86-титомный энциклопедический словарь), бр. Грант, А. С. Суворина, Ф. Павленкова — в Петербурге; изд-ва «Мир», И. Д. Сытина, М. и С. Собашниковых, К. Солдатенкова — в Москве;   Оглоблина — в Киеве и т. д. — «Картографическое заведение Ильина» издавало прекрасные атласы и карты. ). 

В области русской истории монументальным памятником возвышается «История России с древнейших времен» московского профессора С. М. Соловьева, в 29 томах (1851-1879 гг.). Соловьев излагает, главным образом, историю государства и действия государственной власти (в частности, весьма подробно излагает военные действия и дипломатические сношения). Его преемник по кафедре В. О. Ключевский (умер в 1911 году), напротив, сосредоточивает свое внимание на внутренней истории, в частности, на юридических и социальных отношениях различных классов и сословий. Кроме ряда специальных трудов («Боярская дума древней Руси» и др.), {460} Ключевский оставил пятитомный «Курс русской истории», отличающийся не только научными, но и высокими художественными достоинствами. Современниками (и преемниками) Ключевского были профессора M. M. Богословский и M. К. Любавский; первый написал превосходное исследование о «Земском самоуправлении на русском Севере в XVII в.» и два больших труда о Петре Великом, второй сосредоточил свое внимание на изучении Литовско-русского государства. Группу московских историков составляли далее А. А. Кизеветтер, Ю. В. Готье, С. Б. Бахрушин, П. Н. Милюков (автор «Очерков по истории русской культуры»), Н. А. Рожков, M. Н. Покровский; последний (будущий большевистский «замнаркомпрос») написал множество книг и статей, представляющих, по существу, не исторические исследования, а хлесткие политические памфлеты.

— Во главе петербургских русских историков долгое время стоял К. Н. Бестужев-Рюмин, а после его смерти (в 1897 году) кафедру русской истории в Петербургском университете занял С. Ф. Платонов (1860-1933) (автор весьма ценных исследований о Смутном времени и Лекций по русской истории). — В 60-х и 70-х гг. весьма плодовитым историческим писателем был Н. И. Костомаров (1817-85), написавший научно-популярную «Русскую историю в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» и около 20-ти томов «Исторических монографий и исследований».

Надлежит назвать еще следующих русских историков конца XIX и начала XX века: И. Е. Забелин, А. И. Никитский, Н. П. Павлов-Сильванский, M. В. Довнар-Запольский, Д. И. Багалей, А. С. Лаппо-Данилевский, А. Е. Пресняков, А. А. Корнилов, Н. К. Шильдер, С. С. Татищев, Б. Д. Греков, Е. Ф. Шмурло и др.; историками русского крестьянства были В. И. Семевский, А. Я. Ефименко; весьма ценные исследования о древнерусских летописях принадлежат академику А. А. Шахматову; историками Западной Руси (или Литовско-русского государства), кроме M. К. Любавского, были В. Б. Антонович, И. И. Лаппо и Ф. И. Леонтович.

Историками русской церкви были митрополит Макарий (12 томов) и Е. Е. Голубинский. — Крупными историками-юристами были Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В. И. Сергеевич {461} («Русские юридические древности») M. А. Дьяконов, M. Ф. Владимирский-Буданов. — Солидный «Опыт русской историографии» составил В. С. Иконников. — Русскими историками, изучавшими Западную Европу, были Н. И. Кареев (написавший 7-томную «Историю Западной Европы в новое время»), П. Г. Виноградов, И. В. Лучицкий, Е. В. Тарле. — Над историей Византии и Ближнего Востока с успехом работали В. Г. Васильевский, А. А. Васильев, Ф. И. Успенский, M. И. Ростовцев и др. 

Известными востоковедами были Радлов, Бартольд, Хвольсон, Тураев и др. — Социологами и экономистами были M. M. Ковалевский, П. Б. Струве, M. И. Туган-Барановский («Русская фабрика»), А. И. Чупров, А. А. Мануйлов, А. А. Кауфман, С. Н. Прокопович и др. — Выдающимися юристами были Л. И. Петражицкий, П. И. Новгородцев, Д. Д. Гримм, проф. Н. M. Коркунов, А. Ф. Кони, И. Я. Фойницкий, проф. Н. С. Таганцев, В. Д. Спасович и другие.

Языковедами и историками русской литературы были В. И. Даль, («Словарь живого великорусского языка»; «Собрание русских пословиц»), О. M. Бодянский, И. И. Срезневский («Материалы для словаря древне-русского языка»), А. Ф. Гильфердинг, Ф. Ф. Фортунатов, Ф. Е. Корш, А. И. Соболевский, И. А. Бодуэн-де-Куртенэ; А. Н. Пыпин, С. А. Венгеров, Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, О. Ф. Миллер, И. Я. Порфирьев, Я. К. Грот, А. Н. Веселовский, П. П. Пекарский, П. Н. Сакулин, Д. Н. Овсянико-Куликовский и др.

— Из литературных критиков второй половины XIX века упомянем П. В. Анненкова, А. А. Григорьева, Н. Н. Страхова, M. О. Гершензона. 

Археологами и историками искусства были графиня А. С. Уварова, Д. Я. Самоквасов, Н. П. Кондаков, Д. В. Айналов, И. Э. Грабарь, А. Н. Бенуа и др. — Знаменитым путешественником и географом, исследовавшим горные области Средней Азии, был Н. M. Пржевальский. 

Печальна была судьба философии в России; в других странах она долгое время почиталась «царицею наук», а в России, в эпоху господства «писаревщины», она (вместе с религией, этикой и эстетикой) почиталась {462} «ненужным хламом» и была изгнана из сферы общественного сознания (религиозно-философские рассуждения Н. А. Хомякова не интересовали никого, кроме узкого круга его друзей).

В последние десятилетия XIX века философия возвратилась из своего изгнания и была принята с почетом. Выдающийся представитель русской философии Вл. С. Соловьев (1853-1900) был не только философом, но и популяризатором философии: в своих философских творениях он неизменно связывал основные вопросы философского познания с вопросами религиозными и этическими (характерно название одного из его трудов: «Оправдание добра»), и эта тесная связь отвлеченной философии с этикой и религией стала традицией новой русской философии.

Целый ряд талантливых философов — Л. М. Лопатин, А. И. Введенский, Н. О. Лосский, Г. И. Челпанов, И. И. Лапшин, о. Павел Флоренский, кн. С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, В. В. Розанов и другие — оживляли и поддерживали в обществе интерес и «вкус» к философии, и заседания Религиозно-философского общества были, нередко, настоящей общественной сенсацией.

Одни из русских философов проповедовали нео-кантианство, другие создавали собственные философские системы, как интуитивизм и «идеал-реализм» Лосского.

(Проф. Н. О. Лосский (в заключительной главе своей книги «History of Russian Philosophy») считает характерными чертами новой русской философии стремление «соединить высшую степень абстрактного мышления с высшей степенью познания (или «созерцания») конкретной реальности», признание, что духовный мир и духовный опыт есть такая же реальность, как и мир физический, стремление установить связь между различными сферами бытия, понять мир как «органическое целое» и установить его связь с Богом, придав таким образом, христианству «космологический характер», а в принципе «соборности» найти «синтез между индивидуализмом и универсализмом» (стр. 402-409). — В. В. Зеньковский считает главной чертой русской философии ее «антропоцентризм»: «она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории» (т. 1, с. 18).) .

Но свободное философское творчество недолго продолжалось в России: после октября 1917 года философия снова должна была удалиться в изгнание, а размышления и  {463} рассуждения на философские темы были заменены изучением примитивных материалистических шпаргалок. 

В области естествознания вершинами достижений русских ученых в эту эпоху были открытие Д. И. Менделеевым (1834-1907) периодической системы элементов (в 1869 г .), опыты И. П. Павлова (1852-1936) с условными рефлексами животных и опыты московского физика П. Н. Лебедева (ум. в 1912 г .), установившего давление световых лучей на твердые тела.

 Крупными математиками этой эпохи были П. Л. Чебышев, С. В. Ковалевская, Н. В. Бугаев. — Выдающимися химиками, кроме Д. И. Менделеева, были А. М. Бутлеров, Н. А. Меньшуткин, Н. Н. Бекетов,

В. В. Морковников, С. Н. Реформатский, В. Н. Ипатьев. — Физики: А. Г. Столетов, П. Н. Лебедев, И. И. Борман. ( Из практических применений физики надлежит упомянуть изобретение П. Н. Яблочковым дуговой электрической лампочки (в 1876 г .) и изобретение А. С. Поповым беспроволочного телеграфа (в 1895 г .).) .

— В области биологии выдающимися учеными были, кроме И. П. Павлова, И. И. Мечников, И. М. Сеченов, С. Н. Виноградский; в области ботаники — Л. С. Ценковский, А. С. Фаминцин, К. А. Тимирязев; в зоологии — А. О. Ковалевский, В. М. Шимкевич; в гистологии — А. И. Бабухин; в геологии и минералогии — В. И. Вернадский, А. П. Карпинский, И. В. Мушкетов; в метеорологии — М. М. Рыкачев; в антропологии и этнографии — Д. Анучин и Н. Миклуха-Маклай. Основателем русского научного почвоведения был В. В. Докучаев. 

В области медицинских наук на первом месте стоит Н. И. Пирогов (1810-1881), «отец русской хирургии», бывший также выдающимся педагогом и общественным деятелем. — В области педагогики, кроме Пирогова, выдающимися деятелями были К. Д. Ушинский, В. П. Вахтеров, П. Ф. Лесгафт, Н. Ф. Бунаков, В. Я. и М. Н. Стоюнины, В. И. Чарнолуский.

  Искусство. В области живописи 60-е годы произвели своего рода революцию. Молодые художники в начале 60-х годов были проникнуты тем же духом протеста против традиций и авторитетов, как и всё современное  {464} им поколение интеллигентов-разночинцев. Лидер молодых художников Крамской провозгласил лозунг: «Наше искусство пребывает в рабстве у Академии; наша задача — освободиться от этого рабства». Класс живописи, оканчивавший в 1863 году Академию художеств, просил профессуру предложить на конкурс более жизненную тему, вместо обычных псевдоклассических заданий. Академия ответила отказом и предложила выпускному классу тему: «Пир в Валгалле»; тогда 14 молодых художников, во главе с Крамским, отказались участвовать в конкурсе и покинули Академию. Они образовали сначала «Артель свободных художников», а впоследствии (в 1870 году) «Товарищество передвижных выставок».

Материальную помощь «передвижникам» оказал богатый и просвещенный московский купец П. М. Третьяков, который скупал на выставках наиболее выдающиеся картины и собрал ценную картинную галерею русской живописи, которую затем подарил городу Москве. Основным принципом «передвижников» был «идейный реализм», подчинение искусства целям социального служения (в народническом духе), поэтому они не придавали большого значения формальной красоте и совершенству художественной техники.

Их картины нередко носили обличительный характер, особенно у Г. В. Перова («Приезд станового», «Первый чин», «Крестный ход», «Деревенские похороны» и др.). Н. Н. Ге (друг Л. Н. Толстого) стремился внести принципы художественного реализма в религиозную живопись («Тайная вечеря», «Голгофа», «Что есть истина»), В. И. Суриков — в историческую живопись («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меньшиков в Березове») ; В. В. Верещагин вносил в свои многочисленные батальные картины проповедь пацифизма («Забытый», «Окружили», «Апофеоз войны», «На Шипке всё спокойно»).

Наиболее выдающимся художником эпохи был И. Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Иван Грозный», «Запорожцы»). Выдающимися пейзажистами были Айвазовский (картины моря), Шишкин (картины леса), И. И. Левитан (картины природы, проникнутые элегическим настроением), Куинджи (мастер световых эффектов); выдающимся {465} портретистом был В. А. Серов. — В. М. Васнецов дал ряд прекрасных картин на темы русского эпоса и фольклора («Витязь на распутьи», «Богатыри», «Аленушка», «Иван царевич на сером волке»), а затем сосредоточился на церковной живописи (ему принадлежит роспись Владимирского собора в Киеве).

Другим выдающимся представителем религиозной живописи был М. В. Нестеров («Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»). В конце XIX и начале XX в. в России был еще целый ряд крупных художников: М. А. Врубель, К. Маковский, Г. И. Семирадский, А. М. Васнецов, В. Е. Мусатов, В. Д. Поленов, Ф. А. Малявин («Крестьянские бабы»), К. А. Коровин, И. Я. Билибин, Б. М. Кустодиев, А. Н. Бенуа, Л. Бакст, Н. Рерих, Н. Богданов- Бельский. 

Скульптура в России не получила большого развития. Известными скульпторами на рубеже XIX и XX в. были М. М. Антокольский, кн. П. Трубецкой, И. Я. Гинзбург. 

Зато блестящее развитие получила русская музыка.  В 1862 году была открыта консерватория в Петербурге (ее первым директором был композитор и пианист А. П. Рубинштейн), а в 1866 году — в Москве. — Около Даргомыжского образовался в 60-х гг. кружок пяти замечательных композиторов («могучая кучка»), это были: М. А. Балакирев (ставший после смерти Даргомыжского в 1869 году главою кружка), М. П. Мусоргский (оперы «Борис Годунов», «Хованщина»), А. П. Бородин (опера «Князь Игорь», симфонии), Н. А. Римский-Корсаков (оперы «Садко», «Псковитянка», «Снегурочка», «Майская ночь», «Сказание о граде Китеже») ; П. И. Чайковский написал 8 опер («Евгений Онегин», «Пиковая Дама», «Опричник», «Мазепа» и др.), балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», 6 симфоний и много романсов. — На рубеже XIX и XX в. в России был еще целый ряд крупных композиторов: А. С. Аренский, Э. Ф. Направник (чех по национальности), М. М. Ипполитов-Иванов, А. Д. Кастальский, А. К. Глазунов, А. Т. Гречанинов (композитор духовной музыки),  {466} С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский. 

В каждой области научной, художественной и общественной деятельности на рубеже XIX и XX в. явилось немало деятелей крупного калибра, из чего явствует, что 80-е годы были не только временем «спячки» и уныния, но и временем серьезной подготовительной работы. Слабее всего оказалось общество подготовленным к той работе, которая в революционные эпохи играет главную роль — к работе политической... Главными духовными течениями в русском обществе в конце XIX в. были марксизм, народничество и (в 80-х годах) толстовство. Поворот «от марксизма к идеализму», совершавшийся на рубеже XIX и XX в., захватил слишком ограниченный круг лиц. Либеральное течение было довольно слабо. Национализм рассматривался в широкой публике как нечто для интеллигентного человека совершенно неприличное.

(Особняком стоял эпигон славянофильства Н. Я. Данилевский, который в своей книге «Россия и Европа» развивал теорию «культурно-исторических типов» и доказывал, что русско-славянский тип культуры и жизни в корне отличается от «германо-романского» или европейского типа, и потому Европа никогда не признает славян своими, но всегда была, есть и будет враждебной в отношении славянства.) . 

Поражение революции и наступление «реакции» произвело ошеломляющее и расслабляющее действие в с среде интеллигенции, которая в 1905 году массами хлынула в ряды революционных партий, а в 1907-8 гг. также массами от них отхлынула. Конечно, в действительности, «поражение» революции вовсе не было таким полным, как казалось современникам, ждавшим в 1905 году немедленного созыва «учредилки» на основе «четырехвостки»; по сравнению с этими чаяниями столыпинская эпоха была, конечно, «реакцией», но по сравнению -исторической действительностью конца XIX века она была огромным прогрессом: наличие Государственной Думы, с которой правительство должно было считаться и перед которой оно должно было постоянно отчитываться, свобода печати (при которой 90% текущей прессы непрерывно критиковали и поносили правительство),  {467} экономический и культурный подъем в стране и широкие возможности культурной и хозяйственной деятельности, широкое развитие кооперативных организаций, перестройка застоявшегося векового уклада деревенской жизни на новый лад — всё это были реальные факты, — но всё же исход революции воспринимался как «поражение», и все искали «виновных».

Часть интеллигенции стала размышлять на тему: «кто виноват?» и вот в 1909 году семь крупных ученых и публицистов (в большинстве — бывших марксистов) выпустили свой знаменитый сборник «Вехи», который содержал целый обвинительный акт против русской интеллигенции и призывал ее пересмотреть свои традиционные идеалы, «проверить самые основы ее традиционного мировоззрения, которые до сих пор слепо принимались на веру».

(Авторы «Вех» указывают следующие грехи русской интеллигенции: «низкий уровень философской культуры, отсутствие серьезных философских знаний и неспособность к серьезному философскому мышлению»; революционная интеллигенция «фанатически дорожила своим материализмом и своим атеизмом», и этим она «исказила свою душу, умертвила в себе инстинкт истины» (Н. Бердяев) ; «космополитизм пустоты, отсутствие здорового национального чувства, препятствующее выработке национального самосознания» (С. Булгаков) ; «масса интеллигенции была безлична, со всеми свойствами стада: тупой косностью своего радикализма и фанатической нетерпимостью»; «сонмище больных, изолированное в своей стране, — вот что такое русская интеллигенция» (М. Гершензон) ; «русская молодежь мало и плохо учится» (Изгоев) ; «русская интеллигенция состоит из людей, которые ни индивидуально, ни социально не дисциплинированы. — ...русская интеллигенция никогда не уважала права» (Кистяковский); «идейной формой русской интеллигенции является ее отщепенство, ее отчуждение от государства и враждебность к нему»; с этим связано ее «бездонное легкомыслие» и «неделовитость в политике» (Струве); «основной антиномией интеллигентского мировоззрения» является «сплетение в одно целое непримиримых начал нигилизма и морализма»; «мы можем определить классического русского интеллигента, как воинствующего монаха нигилистической религии земного благополучия» (С. Франк) .).

— Сборник «Вехи» произвел огромную сенсацию и выдержал несколько изданий в один год. Нечего и говорить, что политические вожди русской интеллигенции {468} (включая лидеров партии к.д.) и огромное большинство «прогрессивной» периодической печати отнеслись к обличениям «Вех» с величайшей враждебностью; в защиту интеллигенции вышло несколько сборников, в которых восхвалялось ее народолюбие и свободолюбие, ее готовность к самопожертвованию, а во множестве журнальных и газетных статей авторы «Вех» всячески поносились и обвинялись в отщепенстве, «кощунстве», малодушии, трусости, реакционности, черносотенстве и прочих смертных грехах. Каково же было действительное отношение массы русской интеллигенции к «проклятым вопросам» современности? События 1914 года показали, что в ней действительно совершился поворот в сторону государственного и национального сознания, но события 1917 г . доказали, что это новое сознание еще не было ни крепким, ни глубоким. 

Начало ХХ-го века (и особенно революционные годы 1905-й и 1906-й) было отмечено быстрым ростом периодической печати, общей и специальной. Главными «толстыми» журналами в начале XX в. были «Мир Божий», потом «Современный Мир» — марксистского направления, «Русское Богатство» — народнического, «Русская Мысль» и «Вестник Европы» — либерального. В каждой области научного и художественного творчества существовали свои специальные журналы; университеты, ученые общества и съезды публиковали свои «записки» и «труды», каждое из центральных правительственных учреждений также имело свое периодическое издание, из коих некоторые (например, ежемесячный «Журнал Министерства Народного Просвещения») соединяли в себе официальную часть с солидным научным отделом. — В столицах и губернских городах, кроме «Губернских ведомостей», существовали газеты различных направлений, от «черносотенного» до социалистического.

( Наиболее распространенными газетами в начале ХХ-го века были петербургские — кадетская «Речь», извилисто-правое «Новое Время» (А. С. Суворина и М. О. Меньшикова) и беспартийные «Биржевые Ведомости», и московские либеральные газеты «Русское Слово» и «Русские Ведомости». Социалистиче ская печать должна была обзавестись особыми «редакторами для отсидки», ибо в случае слишком резкой критики правительства, газета иногда привлекалась к суду и ее «ответственный редактор» (обыкновенно из рабочих) приговаривался к 2-3 месяцам ареста; тогда его место должен был занять очередной кандидат, а газета, если суд приговаривал закрыть ее, выходила вновь переменив название.).

— Всего в 1912 году в России выходило {469} 2.167 периодических изданий на 33 языках, в том числе было 1.585 изданий русских, 234 польских, 69 немецких,  47 литовских, 45 эстонских, 31 еврейских, 21 армянских, 20 латышских, 13 грузинских, 12 украинских (Florinsky, Russia, II, 1239). 

{470}

3. Высшее, среднее и низшее образование.

К концу царствования Александра II в России было 8 университетов: в Петербурге, в Москве, в Киеве (университет св. Владимира), в Харькове, в Казани, в Юрьеве, в Одессе (Новороссийский университет) и в Варшаве. При Александре III был открыт в Сибири Томский университет; при Николае II в 1909-10 году был открыт университет в Саратове, а в 1915 году — в Перми; во время войны организовался университет в Ростове-на-Дону (из эвакуированного Варшавского университета). Все университеты были государственные (и носили титул «императорских»). В конце XIX в. общее число студентов в университетах составляло около 16 тысяч человек. В годы перед войной ежегодный прием студентов в университеты составлял около 8 тысяч человек, общее число студентов было около 40 тыс.

( В 1908 г . к «императорским» университетам присоединился в Москве «вольный» или «народный университет имени Шанявского», состоявший в ведении Московского городского общественного управления.) . 

Университетский устав 1884 года стеснил университетскую автономию, но не принизил университетскую науку. Состав профессоров и уровень университетского преподавания в начале XX в. был в России не ниже уровня любых европейских университетов. 1905-й год принес восстановление автономии профессорских советов. Состав студенчества в России был гораздо более демократическим, чем, например, в Англии или в Германии, где в университетах учились почти исключительно дети аристократии и буржуазии; плата за учение в русских университетах была сравнительно очень низкой, кроме того, в них было множество «стипендиатов» из крестьянских и иных бедных семей. Еще большее число студентов освобождались от платы.

(Начиная с 60-х гг., «огромное большинство студентов состояло из необеспеченных и неимущих. В начале 70-х гг. на   стипендии и пособия жило в Казанском университете 72% студентов, в Киевском и Одесском к недостаточным принадлежало 70 и 80%»; в Московском университете в 1876 г . было освобождено от платы 59% (Ист. Росс. т. IX, с. 145). Согласно данным обследования материального положения студентов Московского университета в 1899-1900 гг., из 4017 студентов 1957 были освобождены от платы и 874, кроме того, получали стипендии, которые учреждались общественными организациями (земствами и др.) и частными лицами.).

{471} Быстрее, чем число университетов, росло в России число специальных учебных заведений (находившихся в ведении различных министерств). В 1884 году был открыт технологический институт в Харькове, а в самом конце XIX века такой же институт в Томске. В 1898г. был открыт политехнический институт в Киеве, а в 1902 году — С.-Петербургский политехнический институт, прекрасно и богато оборудованный (любимое детище министра финансов Витте); вскоре затем был открыт Донской политехнический институт. — В 1891 году был учрежден электротехнический институт, в 1902 году — лесной институт под Петербургом, и вскоре — горный институт в Екатеринославе. В «третьедумскую» эпоху получили права правительственных учебных заведений частные коммерческие институты в Москве и в Киеве.

В 1891 году была закрыта, за политическую неблагонадежность, Петровская земледельческая академия под Москвой, но через два года, вместо нее, был открыт Московский сельскохозяйственный институт. В начале XX века был учрежден сельскохозяйственный институт в Воронеже. В 1899 году учрежден Восточный институт во Владивостоке. 

Широко развернулось в России высшее женское образование. В Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Казани, Одессе существовали «высшие женские курсы», на которых велось преподавание университетскими профессорами и по университетским программам (в Петербурге был еще женский медицинский институт и высший женский педагогический институт). Число слушательниц высших женских учебных заведений к 1 сентября 1915 г . превысило 24 тысячи (в отношении высшего женского   {472} образования Россия по-прежнему шла впереди других стран). Преобладающим типом средней школы была в России (после толстовской «реформы» 1871 года) «мужская классическая гимназия» с двумя древними языками.

В 1890 году преподавание древних языков было несколько сокращено, а число уроков русского языка увеличено. В 1902 году, в результате реформ ген. Ванновского, угнетающему господству толстовского «классицизма» в гимназиях пришел конец: греческий язык был сделан, в огромном большинстве гимназий, необязательным предметом, число уроков латинского языка было сокращено; в программу гимназического преподавания снова введено естествознание и усилено преподавание истории. — В 1897 году числилось учащихся в классических гимназиях около 58 тысяч, в реальных училищах около 24 тыс.; в женских гимназиях обучалось около 45 тыс. 

Время мнимой «реакции» между революцией 1905-1906 года и Первой мировой войной отличается в области среднего образования, как и в других областях, весьма быстрым прогрессом. К 1 января 1911 года в России числилось 577 мужских средних учебных заведений, в том числе 316 гимназий, 29 прогимназий и 232 реальных училища. До половины 1915 года было вновь открыто (и преобразовано из низшего типа школы) 244 средних учебных заведений. Всего к 1 июня 1915г. было 797 мужских общеобразовательных средних учебных заведений, в том числе 474 гимназии, 26 прогимназий и 297 реальных училищ; из них на средства казны были учреждены 354 гимназии, 2 прогимназии и 219 реальных училищ (остальные были учреждены на средства общественных учреждений и частных лиц и обществ). Расходы казны на все средние учебные заведения (мужские и женские) составляли в 1911 году 13 милл. руб., в 1913 году — 26 милл. руб. (Ж.М.Н.П. июль 1916 года).

Женские средние учебные заведения (гимназии и прогимназии) не все находились в ведомстве министерства народного просвещения; значительная часть — в «мариинском» ведомстве и в ведении общественных учреждений и частных лиц. — В 1914 году, по неполным данным, в 51 губ. Европейской России числилось 1.423 {473} общеобразовательных средних школы (мужских и женских), в которых обучались 428 тыс. учащихся. 

С конца XIX в. начинается быстрое развитие специальных средних школ. В 1888 году было издано «Положение о промышленных училищах» (технических и ремесленных), в 1896 году — «Положение о коммерческих учебных заведениях» (которые разделялись на «коммерческие училища», «торговые школы» и «торговые классы»). Витте покровительствовал развитию коммерческого образования, и к 1906 году в России было открыто 233 коммерческих учебных заведения (которые сначала были в ведении министерства финансов, а с 1905 года — в ведении министерства торговли и промышленности). Кроме коммерческих и технических школ, в начале XX века (и особенно в думскую эпоху) в большом количестве учреждались иные специальные средние школы: педагогические медицинские (фельдшерские и акушерские), земледельческие и землемерные; росло также число школ духовных, военных и художественных. (Быстрое развитие народного образования вызывало настоятельную необходимость подготовки педагогического персонала для народных школ. В 1908 г . были учреждены, с этой целью, женские учительские семинарии. К 1912 г . в Империи было учительских институтов — 20, учительских семинарий и школ — 98;   с 1912 до 1915 г . число учительских институтов возросло до 43, семинарий и школ — до 168 (Ж. M. H. П. авг. 1916 г .).  

В думскую эпоху прежние городские училища были преобразованы в так называемые «высшие начальные училища», число которых в 1915 году доходило до 1.547. 

Главные усилия правительства и земства в думскую эпоху, на поприще народного образования, были направлены на развитие начального народного образования с целью достижения, в недалеком будущем, всеобщего обучения. До конца XIX века главное бремя забот и расходов в деле народного образования лежало на земских учреждениях, и лишь в думскую эпоху правительство принимает «львиную долю» расходов на счет государства. 

{474} В 1880 году в Европейской России насчитывалось около 22,7 тыс. сельских начальных школ с 1.140 тыс. учащихся. Расходы на содержание их составляли всего 6,2 милл. руб., из которых 44% вносило земство, 34% — сельские общества, 12% казна и 10% поступало из разных других источников (Ист. Росс. VII, 165).

— В 1899 г . статистика начального образования (по официальным данным) представлялась в следующем виде: в ведении министерства народного просвещения числилось 30 тыс. сельских школ (земских) с 2.074 тыс. учащихся; в ведении св. Синода — 18 тыс. школ с 882 тыс. учащихся; число городских начальных школ составляло 9,5 тыс. с 705 тыс. учащихся: всего 57,5 тыс. школ с 3.661 тыс. учащихся (кроме того существовали национально-религиозные школы — еврейские «хедеры» и магометанские школы — в числе 26,6 тыс. школ с 489 тыс. учащихся в 1894 году) (Милюков, Очерки, II, 382). На содержание народных школ в это время расходовалось 40,6 милл. рублей.

(В том числе казна вносила 8,7 милл. руб. (21,4%), земство 8,9 милл. руб. (22%), сельские общества 7,3 милл. руб. (17,9%), города 5,4 милл. руб. (13,4%), пожертвования 5,1 милл. руб. (12,5%), плата за учение (в городах) 2,8 милл руб. (6,8%), из прочих источников 2,4 милл. руб. (6%) (Ист. Росс. VII, 167).) .

— Школьная перепись в начале 1911 года насчитала 100,3 тыс. начальных школ, с числом учителей 154 тыс., и 6,2 милл. учащихся; в 1915 году насчитывалось 122 тыс. народных школ с 8,1 милл. учащихся (Florinsky, Russia, 1237). Теперь школьной сетью охватывалось уже значительное большинство детей школьного возраста. 

Начиная с 1908 года, через Государственную Думу ежегодно проходили и поступали в распоряжение министерства народного просвещения огромные дополнительные к общему бюджету суммы на нужды народного образования, сначала по 6-7 миллионов в год, а потом — до 20 милл. руб. За 4 года, 1912-1915, эти дополнительные ассигнования составили сумму в 71,4 миллионов рублей, в том числе 25 милл. руб. на введение всеобщего обучения и на нужды, с ним связанные, и 46,4 милл. руб. специально на школьно-строительные нужды. На ассигнованные средства было вновь открыто свыше 20 тысяч {475} «школьных комплектов» и построено соответственное количество школьных зданий. К 1 июля 1915 года вступило в соглашение с министерством о введении всеобщего обучения 414 уездных земства (что составляет огромное большинство уездов в земских губерниях) и 334 города (Ж.М.Н.П., август 1916 года). Полное осуществление плана введения всеобщего обучения предполагалось достигнуть в 1922 году. 

Борьбу с народной темнотой, наряду с правительственными, земскими и городскими учреждениями, вели также просветительные организации, созданные общественной самодеятельностью. В 1861 году образовался петербургский «Комитет грамотности» (при Вольном экономическом обществе), а вскоре затем возник «Комитет грамотности» в Москве. Эти организации развили широкую просветительную деятельность устройством воскресных школ, и курсов для взрослых, организацией народных чтений, изданием популярной литературы и устройством библиотек и читален для народа. В столицах развернулась широкая просветительная деятельность — от воскресных школ для неграмотных и малограмотных до народного университета им. Шанявского. В конце XIX в. в столицах возникли народные театры. Замечательным достижением на поприще культурно-просветительной деятельности был в Петербурге Народный дом гр. Паниной. 

Мы видим, что культурная отсталость России изживалась в конце XIX и в начале XX века так же быстро, как и экономическая, но, конечно, за 20-30 лет она не могла быть изжита вполне. По переписи 1897 года, процент грамотного населения в России составлял лишь 21% (29% среди мужчин и 13% среди женщин). Для времени непосредственно перед войной точных статистических данных нет, приблизительное же исчисление дает для 1914 года процент грамотности всего населения около 43,5% (Рязановский, II, 463).  

{476}

4. Работа земского и городского самоуправления.

Земские учреждения, введенные в 34-х губерниях в 1864 году, сослужили русскому народу огромную службу. Хотя в земских учреждениях преобладающую роль играл класс землевладельцев, однако, по существу земской работы она носила характер общенародный, ибо в земских больницах и школах крестьяне были заинтересованы гораздо больше, чем помещики. Политические колебания в настроениях земцев мало отражались на ходе конкретной земской работы. До 1905 года руководящие земские круги были настроены либерально и принимали конституционные пожелания, после 1905-6 гг., когда помещики были напуганы революцией и аграрным террором, большинство в земских собраниях передвинулось в сторону октябристов и правых, но земская работа, за немногими исключениями, продолжала развиваться дальше, вширь и вглубь.

Две главные отрасли земской работы стоят далеко впереди всех остальных — это земская медицина и народное образование. 

До учреждения земства деревня почти не знала рациональной медицинской помощи, обходясь, в случае болезней, «бабками» и «знахарями». Сельское население сначала побаивалось докторов, не доверяло им и плохо исполняло их предписания, да и доктора в начале были так стеснены в своих средствах и в выборе медикаментов, что не всегда могли оказать больному надлежащую помощь. Однако, в продолжительной борьбе на два фронта, с хозяевами земства — за улучшение и расширение медицинского дела, и с населением — за преодоление недоверия и предрассудков, земский «дохтур» вышел победителем и занял почетное место в сельской России. Первоначально, многие земства обходились службой фельдшеров, а небольшое количество врачей были разъездными врачами, но с середины 80-х гг. начинается устройство постоянных и оборудованных медицинских пунктов — больниц и амбулаторий. К концу XIX в. {477} в 34 земских губерниях было 1.300 больниц с 30 тыс. кроватей для больных

(и с 10 тыс. мест для душевнобольных); на поприще земской медицины работало до 2.500 врачей и около 8.000 вспомогательного медицинского персонала. (В 1913 г . в 51 губ. Европейской России было 6773 больницы с 190,5 тыс. кроватями; медицинский персонал состоял из 19 тыс. врачей, 22,5 тыс. фельдшеров и 12 тыс. «повивальных   бабок» (акушерок).) .

— Медицинская помощь сельскому населению оказывалась бесплатно, лишь некоторые земства взимали скромную плату за медикаменты. Земский врач, в снежную бурю и в осеннюю непогоду едущий за .десятки верст к тяжело больному, или принимающий у себя с утра до ночи больных самыми разнообразными болезнями, сделался носителем истинного и самоотверженного служения народу. — По мере того, как возрастал авторитет земских врачей и доверие к ним населения, возрастала и их практика, и требовалось всё новое усиление медицинского персонала. Поэтому расходы земств на медицину не только абсолютно росли, но и относительно увеличивались среди других статей бюджета: «в 1877 году большинство уездов тратило на медицину около 20% сметы, в 1901 около 25-33 1 / 3 %» (Веселовский, I, 418). 

Наравне с земской медициной стояла другая главная область земской работы, народное образование. И здесь земству приходилось «начинать сначала». Первоначально расходы многих земств на народное образование ограничивались приплатами жалованья учителям, получавшим главную часть своего содержания от сельских обществ; впоследствии земства приняли оплату учительского труда всецело на себя и также стали всё в большей степени брать на себя строительство школьных зданий и всё оборудование школ. — «Мало-помалу выработался особый тип «земской» трехгодичной школы с правильной постановкой всей учебной части, обеспеченной подготовленным учительским персоналом (видное место среди которого быстро завоевали себе учительницы), снабженной хорошими учебниками и постановленной в уровень {478} с требованиями современной педагогики» (Чарнолуский, Начальное образование, Ист. Росс. VII, 137). Расходы земства на народное образование быстро и непрерывно возрастали, тогда как сельские общества постепенно освобождались от этих расходов. — Расходы земства на народное образование составляли в 1871 году менее 2 милл. руб., в 1880 году свыше 5 милл. руб., в 1890 году свыше 7 милл. руб., в 1901 году около 17 милл. руб. (Б. Веселовский, I, 568), далее в 1906 году 25 милл. руб., а в 1912 году 66,5 милл. руб. 

Кроме школьного дела земства с конца XIX в. содействовали развитию внешкольного образования населения; «мероприятия данной категории сводятся главным образом к следующим; 1) устройство и содержание народных библиотек-читален, 2) организация народных чтений, 3) устройство повторительных классов и воскресных классов для взрослых; 4) издательство книг и периодических органов печати для широких масс и 5) организация книжной торговли» (Веселовский, I, 547). «Всего в 1898 году при участии земства содержалось в 34 губерниях 3.002 народных библиотеки-читальни. С тех пор число их сильно возросло; к 1904 году их было по крайней мере 4 1 / 2 тысячи» (там же, стр. 550). 

Долгое время как правительственные, так и земские учреждения обращали мало внимания на самый главный вопрос крестьянской экономики — низкий технический уровень сельского хозяйства.

То, что в крестьянском полеводстве господствовало примитивное трехполье, то, что мужик ковырял землю примитивной сохой, молотил хлеб цепом, а веял жито на лопате (ветром), казалось всем каким-то извечным и неизменяемым состоянием, и только в начале XX века правительство и земство догадались, что всё это можно устроить совсем по-иному, и взялись правительство — за землеустройство, а земство — за организацию агрономической помощи населению. Перед войной, наряду с земским врачом и земским учителем, почетное место в деревне занимает земский агроном; земство устраивает опытные станции и показательные опытные поля, заботится об улучшении скотоводства, о заведении травосеяния, организует мелиоративный кредит, устраивает склады сельскохозяйственных машин и {479} орудий, которые бойко идут на продажу, — солидный железный плуг, наконец, вытесняет в столыпинскую эпоху «допотопную» матушку-соху.   (Земство также помогает организации кредитных и ссудосберегательных товариществ, доставляющих крестьянину дешевый кредит для проведения улучшений в его сельском хозяйстве.  ).

— Затраты земств в 34 губерниях по статье «содействие экономическому благосостоянию» составляли еще в 1895 г . мизерную сумму 700 тыс. рублей (1% земского бюджета). В 1912 году расходы земств по этой статье составляли уже 14 милл. руб. или 6,3%. 

В XIX в. крупную статью земских расходов составляло «участие в расходах правительственных учреждений» (взносы на полицейские, судебные и военные надобности), но в думскую эпоху эти расходы значительно сокращаются; еще в 1895 году они составляли около 13 1 / 2 милл. руб. или свыше 20% земского расходного бюджета, а в 1912 году, — всего 10,4 милл. или 4,9%. 

Общий бюджет 34-х земских губерний составлял в 1895 году 65,8 милл. руб., в 1912 году — 220 милл. руб. (кроме того, в 6-ти западных губерниях было истрачено на земские нужды 30 милл. руб.). Доходы земство получало главным образом от обложения земли и других «недвижимых имуществ», расходы же его, по главным статьям и в круглых цифрах, были в 1912 году следующие (в милл. руб.) : 

{480} Дать краткое и суммарное описание деятельности городского самоуправления не представляется возможным ввиду того, что те 1.230 городов, которые числились перед войной по всей Империи, или хотя бы те 860 городов, которые числились в 50 губерниях Европейской России, представляют чрезвычайно пеструю и разнородную «толпу», которая не поддается общей характеристике, а также— ввиду неполноты статистических данных.

В столицах и некоторых южных городах (Одесса, Киев, Харьков, Ростов, Екатеринослав) мы видим быстрый рост населения и всесторонний прогресс в сфере городского хозяйства и благоустройства: на рубеже XIX и XX в. в этих городах являются электрическое освещение, электрические трамваи, городской водопровод, канализация, городские бойни; далее устраивается сеть общих и специальных школ, устраиваются городские больницы и приюты, городские библиотеки, читальни, музеи, театры и т. д. В маленьких же уездных городишках люди по-прежнему ведут сонную полусельскую жизнь, ходят по немощеным улицам, освещаются керосиновыми лампами, воду возят бочками из колодца, о канализации и не слыхивали... 

Некоторое понятие о составных частях городского хозяйства дает следующая таблица: в 485 городах по сметам на 1910 год было ассигновано миллионов рублей (из общей суммы 58 милл. руб.:

Говоря о работе органов земского и городского самоуправления, надлежит еще упомянуть о том, что в военные годы они приходили на помощь государству и  {481} принимали деятельное участие в обслуживании нужд армии. Такой союз земских учреждений или «общеземский союз» возник и работал во время русско-японской войны 1904- 5 г ., а во время мировой войны, через 2-3 недели после ее начала (в августе 1914 года) образовался «Всероссийский земский союз» (под председательством князя Г. Е. Львова) и «Всероссийский союз городов» (под председательством московского городского головы М. Челнокова), которые энергично принялись за работу и широко ее развернули (денежные средства в их распоряжение были предоставлены правительством); характер их работ был чрезвычайно разнообразен: устройство госпиталей, санитарных поездов и эвакуационных пунктов; перевозка больных и раненых и снабжение их всем необходимым; помощь беженцам с театра войны; затем организация земств и городов, по соглашению с правительством, приступила к обслуживанию нужд действующей армии, к заготовке для армии белья, обуви, теплой одежды.

Заготовленные вещи или сдавались в интендантство, или доставлялись земско-городской организацией прямо на фронт для раздачи в частях войск. В прифронтовой полосе также устраивались питательные пункты. И хотя армия посмеивалась над «земгусарами» (служащие земского союза, обслуживавшие нужды армии, носили полуофицерскую форму), но видела от них много пользы и добра. 

{482}

5. Развитие кооперации в начале XX века.

Начало XX века было временем широкого и мощного развития кооперации во всех ее главных видах, особенно кооперации кредитной и потребительской. XIX век знал лишь слабые зародыши кредитной кооперации, но с конца века она начинает, при поддержке правительства и земства, быстро расти, охватывая миллионы сельского населения. В 1895 году было издано «Положение об учреждениях мелкого кредита», которое устанавливало несколько родов или типов кредитной кооперации; это были: а) кредитные товарищества, учреждаемые на суммы, ссуженные казною «под круговое ручательство участников товарищества», или на суммы, пожертвованные или ссуженные земскими, общественными или частными учреждениями;

б) ссудосберегательные товарищества и кассы, которые учреждаются на суммы (паи), вносимые членами товарищества, и в) сельские, волостные или станичные банки и кассы.

— В 1904 году было издано новое Положение об учреждениях мелкого кредита; общее заведывание этими учреждениями было поручено министерству финансов, в составе которого учреждался особый «комитет по делам мелкого кредита», по губерниям учреждались губернские комитеты; правительственные ревизоры должны были контролировать финансовые операции и проверять отчетность учреждений мелкого кредита. При финансовой поддержке правительства и земства «учреждения мелкого кредита» стали расти со сказочной быстротой. В 1897 году было всего около 600 ссудосберегательных товариществ, с числом членов около 200 тыс. В 1914 году число ссудосберегательных товариществ превысило 3.000, с числом членов около 2 миллионов. Число кредитных товариществ, составлявшее в начале века около 120-ти, превышало в 1914 году 9 1 / 2 тыс. с числом членов свыше 6 миллионов человек.

Кредитные кооперативные учреждения различного вида перед войной покрывали своею сетью всю Россию и выдавали своим {483} членам ссуды в общей сумме свыше 500 миллионов рублей ежегодно.

(К концу 1914 года число кредитных кооперативов разного рода дошло до 14? тыс., число их членов — до 9 1 / 2 милл. — На 1 янв. 1913 г . ссуды Государственного Банка кредитным кооперативам достигали 125 милл. рублей, а вклады населения — 304 милл.   рублей (Билимович, с. 10-11).

Кредитная кооперация в деревне сослужила крестьянству великую службу, принося ему освобождение от власти кулаков-ростовщиков («Кулаками» русский крестьянин называл именно ростовщиков (часто это были лавочники и кабатчики), которые, зажав должника в кулак, выжимали из него соки непомерно высокими процентами, а вовсе не зажиточных крестьян-земледельцев, обрабатывавших землю своим трудом.) . 

(дополнительно, ldn - knigi : В. Н.   Коковцов   - В 1896-1902гг. занимал должность товарища министра финансов С.Ю.Витте . В 1902-1904гг. был государственным секретарем. 5 [18] февраля 1904 г .   Коковцов   был назначен министром финансов - до 1914г.!)

Перед войной «Россия заняла в мире первое место по развитию кредитной кооперации» (Билимович, стр. 12). — В 1913 году около 1 / 4 всех кредитных кооперативов были объединены в союзы, местные и областные. — В 1912 году был открыт Московский народный банк, акционерами которого были главным образом кооперативные организации и их союзы (кредитным кооперативам принадлежало около 70% его акций, потребительским — 12%, сельскохозяйственным — около 6%).

Московский народный банк скоро стал «центром всей русской кооперации и крупнейшим кооперативным банком мира» (Тотомианц). 

Первые потребительские кооперативные общества  возникли в 70-х годах XIX в. В 1897 году был издан «нормальный устав» потребительских обществ и скоро начался их быстрый рост; к 1 января 1905 года действовало 948 потребительских обществ, а на 1 января 1914 года числилось свыше 10 тысяч потребительских обществ с общим числом членов 1.530 тыс., в том числе около 8 1 / 2 тысяч обществ с 900 тысячами членов составляли крестьянские кооперативы в сельских местностях. Годовой оборот потребительских обществ составлял в 1914 году около 290 милл. рублей. Потребительские общества, как и кредитные, основывали местные и областные союзы. В 1898 году возник Московский союз потребительских обществ, который в 1914 году объединял до 800 кооперативов, с общим оборотом в   {484} 10,5 милл. рубл.; около 1910 года Московский союз завязал торговые сношения с целым рядом европейских стран.

( Потребительским кооперативам перед войной принадлежало несколько сот промышленных предприятий разного рода:   мельниц, пекарен, маслодельных, мыловаренных, кожевенных и кирпичных заводов, кузнечных и сапожных мастерских, конфетных и табачных фабрик (Билимович, с. 17-18).) . 

Третьей важной отраслью кооперативного движения в России в начале XX века была сельскохозяйственная кооперация. В этой области существовали два вида кооперативов: сельскохозяйственные общества и с.-хоз. товарищества; первые имели смешанный состав, в них входили землевладельцы, земские служащие и крестьяне; товарищества были почти исключительно крестьянскими (свыше половины их находилось в западных губерниях). В 1897 и 1898 гг. были изданы нормальные уставы для сельскохозяйственных обществ и товариществ, но главный их рост начался после революции 1905 года и столыпинской аграрной реформы. На 1 января 1914 г . числилось 4.685 сельскохозяйственных обществ и 1.254 товарищества. Сельскохозяйственные кооперативные общества были двух родов: «общие» и «специальные»; первые имели целью оказание экономической и агрономической помощи населению устройством опытных полей и станций, снабжением своих членов с.-х. машинами и орудиями, распространением сельскохозяйственной литературы и т. д.; вторые представляли собой специальные союзы — птицеводов, пчеловодов, садоводов, табаководов, виноделов, льноводов и т. д. ( В 1915 г . в Москве был учрежден всероссийский союз кооперативов по переработке и сбыту льна, получивший название «Центрального товарищества льноводов», которое в 1916 г . объединяло 150 тыс. хозяйств и имело в Лондоне, Бельфоре и Нью-Йорке свои отделения для экспорта русского льна (Билимович, 21).) .  

Особенно широко развилась в начале XX века молочная, точнее маслодельная кооперация в Сибири, в Тобольской и Томской губерниях. Артельные маслодельные заводы возникают здесь с 1896 года, а в 1910 году здесь  {485} числилось уже 1.337 артельных маслодельных заводов. Число маслодельных артелей к 1912 году превысило 1.500. В 1908 году в Кургане был основан Союз сибирских маслодельных артелей, который в 1914 году объединял 864 артели. Союз, при содействии правительства, широко развил экспорт сибирского масла заграницу, главным образом в Англию и Германию, и имел свои конторы в Берлине (с 1910 г .) и в Лондоне (с 1912 г .).

(Экспорт сибирского масла заграницу, начавшись в 1894 г . 400 пудами на сумму 4 тыс. рублей, в 1913 г . достиг 5 милл. пуд. на сумму 71,2 милл. руб.; средний годовой экспорт в 1909-13 гг. составлял 4,2 милл. пуд. на сумму 62,3 милл. руб. (Билимович, с. 25); «львиная доля» в этом экспорте приходилась на долю сибирского артельного маслоделия.) . 

Кроме трех основных видов новой кооперации — кредитной, потребительской и сельскохозяйственной — в России существовала промысловая кооперация прежнего типа — артели охотников, рыболовов, дровосеков, плотников, каменщиков, бурлаков, грузчиков, кустарей разного рода, как замочников, сапожников и проч.; впоследствии к ним присоединились артели носильщиков, посыльных, банковских «артельщиков»; существовало несколько союзов кустарных артелей. 

Общее число кооперативов всякого рода в 1914 году превышало 30 тысяч, с числом членов около 12 миллионов (из коих значительное большинство составляли крестьяне). 

«Широкое и мощное кооперативное движение, делавшее прямо-таки колоссальные успехи» (Прокопович), привлекло к себе сочувственное внимание части русской интеллигенции и выдвинуло ряд способных работников в области теоретической разработки вопросов кооперации и в области практического ведения дела; в области кооперации образовался союз интеллигенции и народа на почве удовлетворения конкретных потребностей и запросов народной жизни. — «Русское кооперативное движение и его сказочный рост в последнее десятилетие перед 1917 годом показали, на какую высоту мирной созидательной работы может подниматься народный дух, и какие творческие силы таятся в народах России. Это {486} движение дало нам примеры исключительной предприимчивости, практической сметки и редкой способности народа к свободной организации своей хозяйственной жизни — начиная с устроения своих маленьких низовых кооперативов и кончая созданием мощных центральных финансовых, торговых и производственных кооперативных организаций» (Билимович). 

Широко развернулась в начале XX века культурная работа кооперации. Явилась специальная кооперативная пресса, кооперативы и их союзы устраивали читальни и библиотеки, книжные магазины, народные дома и театры, выставки и лекции, издавали книги, брошюры, календари и справочники для своих членов. В 1913 году при народном университете Шанявского в Москве была открыта кооперативная школа и был разработан план открытия в Москве кооперативного института. 

В 1908 году в Москве состоялся первый всероссийский кооперативный съезд. В 1912 году в Петербурге состоялся съезд представителей кредитной и сельскохозяйственной кооперации. В 1913 году в Киеве состоялся второй всероссийский кооперативный съезд, на котором присутствовало свыше 1.500 делегатов из разных областей Империи, разных национальностей и из всех слоев населения. Итак, во всех областях жизни — в области государственного строительства, общественной организации, экономической деятельности и культурного творчества — Россия в предвоенную эпоху быстро и успешно шла вперед, изживая свою отсталость и свои недостатки.

Война и революция оборвали эту линию восходящего развития. 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.