Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Глава 5. Провинции Ахайя и Галлия в императорскую эпоху (I–III вв.)

1. – Общее положение Греции в первые века н. э. 2. – Управление провинцией. 3. – Отношения Греции и императоров. 4. – Уровень романизации провинции. 5. – Греческая литература императорской эпохи. 6. – Нашествия костобоков (170) и готов (267). 7. – Административное управление провинцией Галлия. 8. – Друиды. Воспитание юношества.

1. Общее положение Греции в первые века н. э. В 27 г. до Р. Х. на территории Греции была организована римская провинция Ахайя . В 67 г. император Нерон, когда выступал на Олимпийских играх, широким жестом даровал Греции свободу, что по сути являлось лишь декларацией, поскольку она по-прежнему оставалась одной из эллинских провинций, в число которых входили еще Эпир (Северная Греция) и Македония (к северу от Балканского полуострова). Эпир, Македония и Ахайя находились на стыке двух частей империи, западной и восточной, в связи с чем романизация в них шла по направлению с запада на восток, а эллинизация — от юга к северу. То есть Балканские провинции находились в центре пересечения двух процессов: с одной стороны, они являлись источником эллинизации других областей, с другой — сами подвергались влиянию римской культуры и романизировались.

Население Греции в императорскую эпоху, как и в эллинистическое время, по-прежнему сильно сокращалось, поскольку греки покидали Элладу. I–II вв. н. э. — последний расцвет греческих городов как античных полисов, в которых урбанизация и уровень городской жизни были достаточно высоки. Полисы, в первую очередь, Афины и Коринф, ранее являвшиеся крупными культурными и религиозными центрами, приобрели формальную автономию. Независимость выразилась в том, что города чеканили собственную медную монету. Сохранялись и прежние внешне не измененные конституции городов: собиралось народное собрание, избирались магистраты, действовали городские советы. Политическая жизнь была достаточно оживленной, даже бурной, но под неусыпным надзором Рима. Последний не упразднял греческую полисную систему, так как сам являлся полисом, хотя и необычайно разросшимся. Ввести прямой диктат и подорвать основу, на которой развивался сам, Рим не мог, поэтому его власть проявлялась в постоянном нарушении автономии городов. Полисы не вели самостоятельной внешней политики и платили Риму налоги. Фискальная зависимость впоследствии стала основой подчинения Греции римской империи. Кроме того, зависимость выражалась в беспрекословном повиновении римским наместникам, назначавшимся из центра.

2. Управление провинцией. Ахайя находилась в распоряжении сената и являлась сенатской провинцией, поэтому ей управляли сенатские ставленники, а не императорские. В этом смысле положение Греции было привилегированным. Распространение римского гражданства, явившееся для греков камнем преткновения, укрепляло римское влияние. Рим разделял местное население на граждан и не граждан, но деление было не сословным, а искусственно созданным. В Афинах часто встречались латинские имена вроде Юлиев и Клавдиев, появившиеся с проникновением римского влияния. Такого рода имена, связанные с императорскими родами, чаще всего носили вольноотпущенники, а не коренные греки. Гражданство с умыслом предоставлялось, в первую очередь, состоятельным людям, чтобы создать новую социальную опору имперской власти в Греции. Новые граждане прибирали к своим рукам землю, входили в управленческие структуры и формировали новую знать.

Другое средство воздействия на греческие города состояло в предоставлении им разного статуса, пресекавшем возможность объединения. Такая практика широко применялась и ранее в республиканскую эпоху по отношению к союзникам. В Грецию еще при Юлии Цезаре в города Филиппы и Коринф были выведены колонии с чисто римским населением, сыгравшие определенную роль в распространении латинской культуры в этих областях.

3. Отношения Греции и императоров. Императоры выступали в качестве покровителей Греции, уплачивая дань уважения греческой культуре. Тиберий и Нерон были провозглашены победителями в Олимпийских играх, Адриан являлся архонтом Дельф, а Марк Аврелий был посвящен в Элевсинские мистерии. Подобные акты подчас являлись чистой декларацией, однако указывали на то, что императоры считались с греческой культурой и признавали ее историческое первенство перед римской. Например, все правители династии Антонинов хотя бы один раз в жизни посетили Грецию.

Со II в. н. э. Адриан создал и возглавил панэллинское движение, призванное объединить греков, живших в империи. Центром его провозглашалась Эллада, а синедрион , своего рода организационный комитет, находился в Афинах. Сам Адриан, всячески покровительствовавший эллинам, даже отпустил бороду на греческий манер. В основе движения лежала утопическая идея создания всегреческой организации с целью укрепить единство античного мира перед лицом надвигавшегося варварства. В связи с панэллинским движением в Греции поднялась волна архаизма, связанная с возрождением давно забытых или устаревших традиций и празднеств.

Другим средством укрепления власти императора в Греции являлся его культ, связанный по большей части с городскими объединениями, признававшими императора в качестве божественного покровителя. В остальных сферах религиозной жизни все оставалось по-прежнему: каждые четыре года проходили Олимпийские игры (вплоть до 394 г.), в Элевсине устраивались мистерии, давал предсказания дельфийский оракул — внешне, как и во внутренней политической жизни, почти ничего не менялось. Большую популярность в императорскую эпоху приобрел культ обожествленного врача сына Аполлона Асклепия . Его святилище находилось в Эпидавре , куда стекались немощные и больные, желавшие получить исцеление или благоприятный ответ, дававшийся им во время сна в храме.

4. Уровень романизации провинции. В Греции шло медленное слияние римской и греческой культур, но романизация часто носила поверхностный характер, поскольку греки плохо поддавались римскому влиянию и относились к римлянам враждебно. В ответ римские сатирики высмеивали греков. По их произведениям в римскую эпоху о греке сложилось представление, как о трусливом и невежественном человеке. Греки не оставались в долгу, и Лукиан, например, писал, что римляне лишь раз в жизни говорят правду, — когда составляют духовное завещание.

Романизация выразилась в формальных моментах. В Коринфе были введены гладиаторские бои, в надписях упоминался римский календарь. В целом взаимодействие двух культур происходило не в пользу римлян, в отличие от западных провинций, где имел место прямо противоположный процесс. В свою очередь, эллинизация сказалась в употреблении греческого языка наряду с латинским, хотя до конца II в. он по-прежнему оставался языком высших слоев римского общества, а получение греческого образования признавалось престижным. Человек считался образованным, когда умел общаться на греческом и читать греческих авторов.

5. Греческая литература императорской эпохи. В римскую эпоху были крупные греческие писатели, среди которых ярко выделился Плутарх ( 46  — после 119 ). Он родился в Херонее и являлся верховным жрецом Аполлона в Дельфах, много путешествовал, был знаком с Траяном, Адрианом, создал свою академию, где преподавал, поскольку обладал достаточно большим кругозором.

Из произведений Плутарха сохранилась лишь треть написанного. Наибольшую известность получили Параллельные жизнеописания : сравнительные биографии великих греков и римлян. Плутарх интерпретировал жизнь человека в дидактическом ключе с целью назидания читателя. Он много внимания уделял изучению и возвеличиванию добродетели. С другой стороны, Плутарх был гениальным мастером биографического жанра, не превзойденным ни в античности, ни в эпоху средних веков, создавшим яркие живые образы великих деятелей. У Плутарха существовали трактаты по религии, литературе, философии, истории и медицине. Он писал свободным и общедоступным языком, поэтому его книги переписывались многими поколениями благодарных читателей.

Лукиан из Самосаты ( 120–190 ) был греческим сатириком, родившимся в Малой Азии. Он приобрел известность благодаря памфлетам и сатирам, написанным в малопопулярном для того времени жанре диалога. В его произведениях осмеивались традиционные религиозные культы, но в число первых атеистов сатирика включить сложно, поскольку атеизма как такового еще не существовало. Лукиан, скорее, был «антиклерикалом», высмеивавшим не сущность религии, а ее форму, искаженное восприятие и почитание богов. Творчество сатирика отражало духовную ситуацию в высших слоях греко-римского общества, в котором распространилось безразличие, а еще чаще пренебрежение и формальное отношение к религиозным культам.

Лукиан наряду с Тацитом и Плинием Младшим одним из первых языческих авторов упоминал о христианах. В произведении «О смерти Перегрина» он повествовал об обманщике, вошедшем в доверие к христианам, который стал чуть ли не учителем и, претерпев гонение, был заключен в тюрьму, где его посещали члены общины.

Последним крупным историком античности стал грек Дион Кассий (ок. 160–235 ), происходивший из Вифинии и одно время являвшийся консулом и сенатором. Он, как и Ливий, создал историю Рима от основания города, доведя ее до 229 года. Свой труд, который даже в неполном виде превратился в основной источник по истории ранней империи, он писал по-гречески.

После II в. греческий язык утратил ведущие позиции в среде интеллектуалов и постепенно начал забываться. Даже просвещенные люди IV–V вв. греческий уже знали не всегда, в чем, например, признавался блж. Августин, который не был невежественным. Возникла необходимость перевода многих греческих произведений на латинский. Благодаря переводам до нас дошел ряд трудов, в подлинниках не сохранившихся (например, известный трактат св. Иринея Лионского «О ересях» ).

С другой стороны, сами греки писали на латинском. В IV в. историк Аммиан Марцеллин составил историю походов императора Юлиана Отступника. Будучи романизированным греком, он писал ее по-латински из расчета на римских читателей, однако его поздняя латынь изобиловала оборотами, свойственными только греческому языку.

В греческой литературе императорского времени, кроме того, появился новый жанр, вызванный необходимостью: произведения с подробным описанием греческих памятников искусства, которые в больших количествах вывозились с Балканского полуострова. Наибольшую известность получил труд Павсания «Описание Эллады» .

6. Нашествия костобоков (170) и готов (267). В политической истории Греции крупных событий вплоть до II в. не происходит. Лишь около 170 г. в Грецию из района Карпат вторглись племена костобоков . В их этническом составе присутствовал фракийско-славянский элемент. Нашествие представляло собой разовый набег, поскольку костобоки не предполагали закрепляться в Элладе надолго. Они разграбили Аттику, разрушили Элевсинский храм, но на Пелопоннес не пошли и вернулись обратно. Немногие греки осознали серьезность происшедшего, когда внешне спокойный мир был потрясен варварами в предвестии будущих нашествий, а хрупкость и неустойчивость относительного благополучия империи становилась очевидной.

Другое крупное вторжение имело место в 267 г., когда Афины разграбил неожиданно приплывший на кораблях отряд готов. Афиняне не успели вовремя организовать отпор, и город подвергся нападению. К счастью, готы не тронули библиотеки, где хранились бесценные для потомков рукописи. По преданию, один из варваров удержал от этого своих товарищей, сказав им, что «пусть афиняне тратят лучше время за книгами, чем займутся воинскими упражнениями».

С начала IV в., при императоре Константине, Греция утратила даже формальную политическую автономию в связи с введением новых налогов. Отныне греки превращались в граждан Восточной Римской империи и растворялись в ее гражданском коллективе.

В целом национальное унижение греков в императорскую эпоху сосуществовало с признанием римлянами их умственного превосходства над собой, поскольку греческая культура и теперь являлась питательной почвой для духовного развития империи.

7. Административное управление провинцией Галлия. Если Греция являла пример области, плохо поддававшейся римскому влиянию, то Галлия была провинцией испытавшей сильную романизацию. Галлия охватывала территорию современной Франции, частично Бельгии и Германии. Страну населяло множество различных племен, объединенных общим названием галлов, или кельтов. Традиционно римляне делили Галлию на Трансальпинскую (за Альпами) и Цизальпинскую (по эту сторону Альп). Население Цизальпинской Галлии получило гражданские права еще при Юлии Цезаре, поэтому достаточно быстро романизировалось и фактически не отличалось от италиков, поэтому под провинцией Галлия в императорское время подразумевалась преимущественно Трансальпинская Галлия. Реально она состояла из четырех областей, покоренных в разное время. Первая провинция Нарбонская Галлия была образована в период гракханских преобразований ( 120 ). Римляне называли эту Галлию «одетой в штаны», поскольку местное население имело варварский обычай носить такую одежду. Здесь же находилась древняя греческая колония Массилия, способствовавшая слабой эллинизации местного населения. В 52 г. до Р. Х. была образована Лугдунская Галлия с центром в Лугдуне (современный Лион). Лугдунские кельты носили длинные волосы, поэтому новую область римляне именовали «волосатой». В том же году оформились еще две провинции: Белгика (кельто-германская область) и Аквитания , населенная иберами . Уже в эпоху Августа все четыре провинции рассматривались фактически как единое целое.

Покоренные области в I в. до Р. Х. часто восставали, поэтому перед Августом стояла важная задача удержать их в своих руках за счет постоянно находившейся в Галлии рейнской армии.

Крупным центром, столицей трех Галлий (кроме Нарбонской) был Лугдун. О состоятельности граждан свидетельствовали проведение имущественной переписи при Октавиане, а также помощь в размере четырех миллионов сестерциев, которую выслали лугдунцы римлянам после пожара 64 г. Римляне оказали аналогичную поддержку галлам на следующий год, когда вспыхнул пожар в Лугдуне. Тесные отношения с римлянами скреплялись особым статусом Лугдуна, первоначально единственного галльского города, жители которого обладали полными правами римского гражданства. Здесь были воздвигнуты жертвенники богине Роме и гению римского императора (с 12 г. до Р. Х.), чеканилась имперская монета, находились правительственные учреждения, основные кельтские храмы и резиденция императора в период его посещений Галлии.

Галлия делилась на 64 округа, территория которых совпадала с расселением племен, названия которых давали имена целым городам. Например, центром гельветской народности был город Генава (современная Женева). Римляне не препятствовали разворачиванию их относительной независимости, вплоть до самостоятельной раскладки налогов, права жалоб на деятельность римских магистратов, строительства крепостей и содержания гарнизонов. На общегалльском уровне самостоятельность выразилась в создании государственного представительного органа — сейма трех Галлий .

Все делопроизводство велось на широко распространенном латинском языке. Однако местные диалекты сохранялись, о чем писал блж. Иероним, посетивший в IV в. город Трир. Романизация становилась более слабой по мере удаления от римлян и рейнского легиона. Быстрая переброска воинов в случае смут на западные территории обеспечивалась за счет проведения качественных и постоянно поддерживаемых в хорошем состоянии дорог.

8. Друиды. Воспитание юношества. Галльский пантеон сохранялся сравнительно долго, но о самих божествах известно мало. Во главе богов стоял Огмий , изображавшийся в виде старика, от языка которого к ушам слушателей тянулась золотая цепь — знак могущества речи. Цернунн выступал в виде скрюченного человека с оленьими рогами и свисавшей с них цепочкой, держа на коленях мешок с деньгами. В пантеоне был бог войны, требовавший человеческих жертв. Некоторые солдаты, захваченные галлами в Тевтобургском лесу в 9 г. до Р. Х., были принесены ему в жертву.

В галльской религии были очень сильны культы неримских божеств, однако римлян больше беспокоили не столько культы, сколько жречество — друиды . Центр друидов находился в Великобритании , а в Галлии они скрывались в священных рощах, пророчествовали, колдовали, воспитывали молодежь и совершали жертвоприношения. Среди друидов встречались и женщины. Собрания жрецов проходили в Шартре. Друиды стремились к религиозному и светскому господству, поэтому один жрец истолковал пожар Рима как предвозвестие будущего господства северных областей над южными (то есть римскими). Будучи учителями и по-своему образованными людьми, друиды оказывали сильное влияние на молодых людей, которые до двадцати лет находились под их руководством и получали знания в самых разных областях: физике, праве, медицине и т. д. Для римского государства это жречество, влиявшее на местное население и составлявшее неконтролируемую тайную иерархию, направленную на господство, представляло явную опасность, поэтому императоры Тиберий, Клавдий и другие налагали на деятельность друидов жесткие запреты.

После упразднения школ друидов в Галлии стали возникать греко-римские гимнасии, в которых преподавались греческий и латинский языки. В Галлии, в отличие от Рима, престиж учителя и оплата его трудов были высокими. Поэтому в позднеримское время именно в Галлии появилась школа пышного красноречия с центром в Бурдигале (современный Бордо). Здесь творил знаменитый поэт IV века Авсоний , учитель императора Грациана, одно время занимавший пост консула. С момента перенесения императорской резиденции в Трир (кон. III–IV вв.), в моду вошли парадные многословные речи, выражавшие верноподданнические чувства. В эпоху Средних веков Галлия, будучи последним прибежищем школьной словесности, станет родиной благочестивого стихосложения, а позднее — поэзии трубадуров.

Возможно, знаменитые мегалитические каменные постройки Стонхеджа были проведены друидами.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.