Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Пигулевская Н. Византия на путях в Индию. Из истории торговли Византии с Востоком

ОГЛАВЛЕНИЕ

III. ПЕРЕПУТЬЕ

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕДЖРАНЕ В НАЧАЛЕ VI в. н. э.

Вопрос об общественном строе города Неджрана, расположенного на скрещении сухопутных дорог Аравии, представляет интерес как по общей связи с караванными городами вообще, так и потому, что это вопрос об общественном строе одного из древних городов южной Аравии за целый век до хиджры.

Возможность поставить эту проблему обусловлена использованием нарративных греческих и сирийских источников этого времени. В соотношении с эпиграфическими памятниками, с сообщениями арабских хроник, правда, значительно более позднего времени, они дают всему комплексу явлений новую оценку. Иначе рассматриваются уже известные факты, и ряд до этого времени не обращавших на себя внимания данных приобретает новое значение.

Караванный город-государство рос в особых экономических условиях, так как торговля, наличие денежных отношений и ростовщичество создавали благоприятные условия для его развития. Одной из основ благосостояния такого города было рабовладение. В общественном строе Неджрана можно узнать тип античного города-государства в период, когда происходило объединение нескольких городов-государств в более мощное государство.

Большое значение имеет то, что анализ структуры общественных отношений Неджрана можно дать на основании современных указанному периоду источников, на век предшествующих проповеди пророка. Грандиозные события мусульманских завоеваний, оставившие глубокий след в арабских источниках, не потемнили традиции, сохраненной греческими и сирийскими историками. В этой связи имеет значение и привлечение большого числа химьяритских надписей, изданных в последние десятилетия, которые также дают новый, современный событиям, материал. Но краткость надписей, небольшое число исторических среди них, отсутствие датированного материала и неустановленность хронологии в значительной степени затрудняло их анализ и не приводило к отчетливым представлениям. В сопоставлении с новыми данными и эти свидетельства оживают и дают возможность делать новые выводы.

Не случайно в своей книге, выдержавшей четвертое издание в 1949 г ., Хитти пишет: „Социальная организация сабео-химьяритского общества, как она вскрывается в надписях, представляет любопытную смесь старой племенной системы, кастовых расслоений, феодальной аристократии и монархии, являясь феноменами, многие из которых могут быть найдены в других местах, но которые в своих агрегатах представляются единственными". 1 Но такое разнообразие форм отношений, однако, только кажущееся. Текстуальный анализ и привлечение сравнительного материала позволяют разобраться в хаосе этих отношений, которые только представляются единственными и любопытными. Историк-марксист ищет и находит типическое в изучаемых общественных отношениях, с тем чтобы определить общественно-экономическую формацию, к которой принадлежит данное общество.

Характеристика общественных отношений Неджрана как одного из крупных городских центров южной Аравии может быть обобщена. Эти отношения рассматриваются как тип отношений на определенной стадии хозяйственного и социального развития караванных городов. В таком аспекте история Неджрана и его общественная структура приобретают особый интерес.

Характеристика общественных отношений Неджрана складывается из нескольких основных моментов, — вопроса о родовых отношениях, о социальном расслоении, об экономической основе господствующего класса, о характере власти.

Значение родовых отношений и связей для кочевых арабских племен, бедуинов, общеизвестно. Существенно отметить, что и оседлое, городское население южной Аравии не порвало с традициями рода, как об этом свидетельствуют химьяритские надписи и арабские историки более позднего времени. Достаточно напомнить о больших родах, которые образовали целые племенные объединения, как киндиты, гассаниды, лахмиды. Они вышли из южных областей полуострова, где вели оседлый образ жизни в городах и имели собственную многовековую культуру.

Придя в соприкосновение с большими государствами, с Византией и Ираном, цивилизация которых стояла высоко, гассаниды и лахмиды быстро освоились в новом положении.

Родовые отношения подчеркиваются знанием и значением, которое арабы придавали генеалогиям, о них говорят все традиции устной поэзии и письменных, прозаических источников. Известно, какое место занимают межплеменные войны и родовая месть в жизни арабов-бедуинов, о чем свидетельствует та же поэзия. 2 В городах южной Аравии, где оседлая и культурная жизнь дала новые формы общественных отношений, родовые связи и значение рода остались в силе, но приобрели и новые черты. В самих именах арабских племен сохранились следы тотемизма, так как „сыны льва" и „сыны голубя" — племена, тотемом которых был голубь или лев. 3 Надписи и сообщения нарративных источников o химьяритах свидетельствуют о наличии у них больших семей и родов. Действующие лица, упоминаемые надписями, — члены одной большой семьи, не только отец и сыновья, но также братья и племянники. Этот тип родовых отношений засвидетельствован сообщениями о знатных родах в „Книге химьяритов". При перечислении лиц, убитых Зу Нувасом Масруком, дается целый список „имен благородных" или „свободных" ( ), которые уничтожались целым родом (отец, его братья, сыновья и племянники). 4 Богатая и знатная неджранитянка Рума гордо говорит: „Вы знаете мое племя ( ), мой род ( ), кто я и чья я дочь". 5 Род объединялся общими экономическими интересами, нажитое благосостояние было имуществом, переходившим по наследству в пределах рода. Отсюда возникла мощь, сила, политическая значительность старых, „свободных" и „благородных" родов. Наследственно роду принадлежали должности этнархов или кабиров.

В дальнейшем, ряд отдельных черт подтвердит это общее положение, которое хорошо известно и по истории Мекки в VII в., судьбы которой вершили знатные роды.

„Племенной строй сам по себе ведет к делению на высшие и низшие роды...", — указывал Маркс и подчеркивал, что явление это возрастает под влиянием „смешения победителей с покоренными племенами и т. д.". 6

Знатные, богатые роды занимали в городе Неджране господствующее положение, они были причастны к управлению города, составляли его верхушку.

Ранее упоминавшийся Харит, Арефа греческих источников, „один из знатных", из „сыновей свободных" ( ), занимал высокое положение в Неджране и, в частности, он назван главой ( ) всех христиан города. 7 Занимаемое им положение определяется как положение „этнарха города и его пригорода" (???????? ??? ?????? ??? ??? ?????? ??? ??? ????????? ????? ????????). 8 Город представлял собою самостоятельную единицу и вместе с прилегавшей к нему областью, тяготевшей к нему, имел самоуправление. Господствующим слоем были „свободные" и „благородные", которые неоднократно упоминаются в текстах. Они представляли собою высший слой; правящей верхушкой города были наиболее состоятельные и наиболее знатные лица.

В качестве этнарха Неджрана и области Харит действовал как главное лицо, как представитель города, но он не был единоличным распорядителем его судьбы. Рядом с ним очень часто упоминаются „свободные" ( ) 9 и „вожди города" (??????? ??? ??????). 10 Харит являлся как бы первым среди равных, наиболее видным членом богатой и аристократической верхушки. Когда царь Масрук Зу Нувас, осадив Неджран, расположился под ним лагерем и потребовал, чтобы к нему пришли для переговоров, то из города с Харитом вышло 150 человек „благородных". 11 Для решения вопроса о сдаче города и условиях выкупа его свободы было недостаточно мнения одного этнарха. Полтораста человек, вышедшие с ним, должны были сказать свое слово, их решение и заключалось в том, чтобы заплатить требуемое „золото" ( ), т. е. деньги, и сохранить город неразрушенным, — „такое мнение преобладало в городе". 12 Наряду с этим мнением, очевидно, в городе было и другое. Так как царь Масрук требовал „с души" определенную сумму, народу было тяжело откупаться. Низшие слои не были заинтересованы в сохранении прежней власти, им было нечего терять, и они могли предпочитать царя-химьярита ставленникам „царя кушитов".

Сообщения „Книги химьяритов", „Мученичества Арефы" (Харита), послание Симеона Бетаршамского позволяют дать характеристику господствующего класса, рассмотреть общество в его отдельных слоях, в живом действии.

Один из эпизодов борьбы знати Неджрана с царем Масруком дает особенно живой и яркий материал, — это эпизод с Румой. Знать сохраняла тесные семейные связи и крепкие родовые отношения, поэтому сильные роды пользовались большим влиянием и были состоятельны. К числу таких родов в Неджране принадлежал род Гау (Гав), из которого вышла знатная и очень богатая неджранитянка, история которой дается несколькими источниками.

Рума (имя это имеет несколько написаний , , ), дочь Азмы, , принадлежала к роду Гау ( — Гав). Термин обозначает род, большую семью, а термин соответствует понятию „племя". Род этот был мощным, сильным, с большими связями. Рума была в родстве с Харитом — „славным старцем", этнархом, о котором была речь выше. 1 3 Она была замужем, имела детей и внуков. Муж ее был убит царем Масруком. Она и в замужестве, и во вдовстве занимала независимое положение, самостоятельно владела своим большим богатством, недвижимой и движимой собственностью. Такое положение и права женщины в большой семье, в роде, необходимо отметить как характерное для оседлого населения Аравии. 14 О сыне Румы говорится: „Нуман, сын Румы, дочери Азмы", т. е. он отмечен как ее сын, без указаний имени его отца. 15 Это встречается и в других случаях, в именах лахмидских царей, среди которых некоторые упоминаются с именем их матери, а не отца, таковы „Мундар бар Закика", „Нуман ибн Хинд". 1 6 Выше были приведены слова Румы, которыми она подчеркивала свою связь с родом и со своей отцовской семьей, а не с мужем. После того как он был убит, она могла воспользоваться правом выйти замуж вторично, она говорила: „Если бы я пожелала иметь мужа, мне не недоставало мужа", т. е. она имела возможность и могла бы легко найти себе другого мужа. 17 Самостоятельное положение женщины сказывалось также в том, что она могла занимать имущественно независимое положение. Рума имела собственные средства, она во всеуслышание кричала в городе: „Вот, в этот день, сегодня, у меня есть 40 000 дариков, которые отчеканены и положены в мою сокровищницу, помимо сокровищницы моего мужа, помимо золота, серебра, меди, жемчугов, яхонтов — моих украшений". 18 Эти большие средства достались ей по наследству от ее семьи и рода. Если драгоценности, которые она перечисляла, могли ей достаться как исключительно богатые, но все же носильные вещи, украшения, утварь, т. е. как то, что давалось невесте в качестве приданого, то большое количество денег, о которых она говорит, носит уже другой характер — характер родового или семейного имущества. Кроме денег, Рума перечислила „рабов и рабынь, деревни и доходы" и добавила: „и ничто мне не недоставало". 19 Греческий текст в качестве ее имущества называет имения (???????), т. е. земли, недвижимое имущество и стада (??????), 20 а сирийский — деревни ( ). 21 Таким образом, в руках знатных родов было сосредоточено большое недвижимое имущество — имения, земли, деревни, которые составляли одну из основ их имущественного благополучия. К городу примыкала и тяготела область, где находились эти деревни и имения ( ?? ????????), которую жестоко разорил Масрук Зу Нувас при своем наступлении. 22 При наличии орошения земли давали прекрасный доход и были материальной базой землевладельцев. Население области занималось земледельческим трудом, обрабатывая землю, поддерживая ирригационную систему. Зу Нувас „увел всех находящихся в предместьях и на полях города (?? ???? ?????????? ??? ??????) и в имениях (??? ???????), одних он убил (??????), рабов же раздарил (?????????) своим мегистанам, полководцам и этнархам". 2 3 Деревни и имения за чертой города принадлежали богатой верхушке, которая распоряжалась и занимала видное положение в Неджране. Караванная торговля требовала большого количества вьючных и верховых животных, поэтому и табуны скота, перечисленные Румой, также составляли ее богатство.

Существенно отметить, что Рума располагала большим количеством золота и серебра в виде чеканной монеты. Греческий и сирийский источники расходятся только в числе тысяч, но оба влагают в уста Румы почти дословно тот же текст. „Вот в этот день, сегодня, у меня есть 40   000 дариков, которые отчеканены ( ) и положены в мою сокровищницу, помимо сокровищницы моего мужа". 24 „И вот я говорю вам, что в сегодняшний день целых 10 000 золота и серебра имеется у меня отчеканенными (?????????????) ". 25 Такое понимание этого выражения греческого текста было уже отмечено его ученым комментатором Карпентье, — plusquam decem millia nummorum signatorum auri et argenti . 26 Так же недвусмысленно выражение сирийского текста. Корень — печатать или прикладывать печать, чеканить — также достаточно отчетлив. Форма — причастие множ. числа — с относительной частицей означает „которые вычеканены" или „чеканные". Сведения о чеканной монете химьяритов имеются в историческом введении к греческому тексту „Мученичества Арефы", возможно позаимствованному из „Книги химьяритов". В этой последней эта вводная часть отсутствует, так как единственная дошедшая рукопись — дефектная. Греческий текст гласит: „Эта, так называемая, элкас (?????, ???????) есть царская химьяритская монета, имеющая вес ромейского золотого, двадцать два кератиона". 27 Сохранились серебряные сабийские монеты, которые повторяют классические греческие образцы, таковы монеты III и II вв. до н. э., с головой Афины. Есть монеты и другого образца с изображением мужской головы и надписями. 2 8 Известно, что если мера веса или монета получает дополнительное название — царской, двойной, большой и т. д., как это было, например, с модием или с локтем, то это признак того, что такие меры были различны. Название монеты „царской" может говорить о том, что чеканка могла производиться не только царем.

Возможно, что огромное количество чеканной монеты, сосредоточенной в сокровищнице Румы, говорит о том, что чеканка производилась здесь же, на месте.

Караванная и морская торговля южной Аравии способствовала широкому развитию денежных отношений. В связи с этим находится накопление чеканной монеты, золотой и серебряной. Задолго до новой эры в самой Аравии были известны золотые копи, 29 а средневековые арабские писатели, аль-Макдизи и аль-Хамдани, также упоминают о наличии золота в Аравии. Денежное обращение порождало ростовщичество, допускало большие долговые и заемные операции, благодаря которым росло богатство больших и сильных родов.

Род Гау, к которому принадлежала Рума, имел большое состояние, и его представительница продолжала производить накопления, так как широко предоставляла деньги в долг. Свидетельства об этом недвусмысленны. После того как Рума была казнена царем Масруком, некоторые из знатных, бывших с ним, приблизились и сказали ему: „Эта женщина Рума, дочь Азмы, великая. Многочисленное добро· было ею сделано в отношении многих, в отношении царей, которые предшествовали тебе, в отношении богатых и в отношении бедных. Так, во времена Мадикарима, царя, бывшего до тебя, который нуждался и просил у нее одолжить 12   000 динаров, она дала ему в долг. Через некоторое время она услыхала, что ему недостает, и она почтила его [подарком]... и многие принимали ее благодеяния"». 30

Богатство знатной Румы было настолько велико, что она могла давать в долг царю Мадикариму, предшественнику Масрука Зу Нуваса, и другим царям — . Знать занимала в Химьяре и по своему имущественному положению значительное место, а не только по признаку происхождения. То, что Рума предоставила царю в качестве дара, могло носить характер подарка, который можно было не выплачивать обратно, не возвращать. Иначе обстояло дело с предоставлением больших сумм в долг. 12 000 динаров составляли целое состояние, которое она смогла дать царю в долг. Но такого рода одолжения обычно делались с процентными начислениями на предоставленную сумму. Деятельность Румы, о которой идет речь, в отношении царей, богатых и бедных людей заключалась в том, что она предоставляла в заем деньги, производила долговые операции, была заимодавцем. Для торговых оборотов, больших закупок, которые производились для караванной и морской торговли в Аравии, такого рода займы имели большое значение. Выражения текста заставляют предполагать, что Рума и при жизни мужа управляла своим имуществом самостоятельно, так как в заем предоставляла деньги она сама.

Для VII в. о торговых оборотах и долговых обязательствах говорят более поздние мусульманские источники. 31

Экономическая поддержка, которую знать оказывала царю, несомненно отражалась на его положении, к чему придется еще вернуться в дальнейшем.

В перечислении имущества Румы во всех редакциях неоднократно упоминаются рабы и рабыни. 32 Как один из видов собственности они занимают место вслед за перечислением золота и серебра в сирийском источнике и предшествуют имениям и садам в греческом памятнике. Следовательно, по удельному весу, по значению, с экономической точки зрения, рабовладение занимало важное место, рабы и рабыни (??????, ???????? — ) составляли значительное имущество. Их руками обрабатывались те имения и земли, которые составляли имущество знати и принадлежали „благородным". На социальной лестнице рабы занимали самую последнюю ступень. При перечислении групп населения в иерархическом порядке источники называют их последними.

Данные, которые могут быть почерпнуты из упомянутых источников, дают живую картину жизни общества Неджрана.

Интересны экономические сведения, сообщения о социально-политическом строе и семейно-родовом быте. В условиях караванного города, не только в среде кочевых и полукочевых бедуинов, женщина занимала самостоятельное положение. Она наследовала имущество, производила торговые и займовые операции, распоряжалась своим богатством. Будучи вдовой, она пользовалась свободой заключать новый брак и не заключать его, самостоятельно вести дела своей семьи и своего дома.

На экономические и социальные причины этого явления указал акад. Б. Д. Греков, который нашел, что в Киевской Руси были „вдовы, продолжающие представлять свои знатные фамилии и после смерти мужей, подобно тому, как Ольга не потеряла своего главенствующего положения после смерти своего мужа Игоря. Это говорит об устойчивости знатных фамилий, т. е. о прочности их материальной базы". 33

В такой прочности материальной базы рода Гау не приходится сомневаться, зная богатство Румы.

Эти сведения могут быть еще дополнены данными об имуществе Харита (Арефы). Умирая, он завещает все свое богатство детям или родственникам, которые останутся верными христианству, они „будут моими наследниками" (??????? ??? ??????????), — говорит он. Но и в этом случае три лучших имения должны быть переданы в собственность церкви — ???? ?? ??????? ????????????? ?????? ??? ???????? ??? ???????? ??????? ?? ???? ???????? ????????. 34 Дословно это пожелание передано и в сирийском тексте Симеона Бетаршамского. 3 5 В случае, если все его дети и родственники откажутся от христианства, то все имущество Харита должно перейти церкви. Церковь, о которой идет речь, была затем сожжена Масруком Зу Нувасом, и Харит как бы предсказывает ее восстановление. Это предсказание является указанием на построение церкви, осуществленное при Абрахе. В греческом памятнике „Законы химьяритов" ее построение относится в Неджран, а у Табари — в Санаа. 36

Таким образом, если Харит имел возможность пожертвовать церкви „три лучших имения" (???????) или „деревни" ( ), то как велика должна была быть вся недвижимая собственность, которую он оставлял родственникам. Как Рума, так и Харит принадлежали к числу богатейших людей, причем имущество их заключалось и в земельных угодиях. Знать не утеряла связи с землей. Интересно отметить факт передачи недвижимости, дарения земли церкви, которая таким путем получала материальную опору в государстве.

Для выяснения вопроса об общественном строе Неджрана, а тем самым и других городов южной Аравии в VI в., необходимо остановиться на рассмотрении вопроса о положении как низов, так и родовитых, богатых семей, городской головки, ее взаимоотношений с „царем", с этнархом или князем. Для этого могут быть с успехом использованы южноарабские надписи, дополняющие нарративный материал.

Данные о низших слоях общества не дают возможности развернуть во всей полноте представление об условиях их труда и жизни, но наличие рабства как уклада может быть бесспорно установлено.

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ

Как ни скудны данные о низших слоях общества в государстве химьяритов, некоторое количество материала может быть почерпнуто из упомянутых нарративных источников и эпиграфических данных.

Различные группы населения перечислены в сообщении о том, как царь Масрук Зу Нувас обратил в рабство и роздал своим приближенным мальчиков и девочек различного происхождения.

„Собрав же всю молодежь от 15 лет и ниже, мужского и женского пола, из благородных, горожан, земледельцев, ремесленников и рабов", царь „подарил их в рабство (??? ???????? ) мегистанам и прочим своим приспешникам" (??????? ?? ????? ?? ?????? ?? ??? ????????? ???? ??? ???????? ???? ????????, ???? ?????? ??? ???????, ??? ???????, ??? ??? ???????, ??? ???????????, ??? ?????? ????????? ??? ???????? ???? ???? ????????? ?????…). 37

Текст перечисляет „благородных, горожан, земледельцев, ремесленников и рабов" в порядке социальной иерархии. „Благородные" принадлежали к господствующему классу, из которого выделялся высший, особенно состоятельный слой знати. Их положение должно быть охарактеризовано особо. Городские жители — „горожане" и „ремесленники", разделенные в перечислении земледельцами (???????), принадлежали к эксплоатируемым средним и низшим слоям общества, которые составляли опору благосостояния знати и благородных. Горожане включали многочисленных купцов и торговцев, мелких и крупных, людей, связанных тем или иным образом с караванной торговлей. Ремесленники (???????????) в социальной иерархии стояли на одну ступень выше рабов. В условиях раннего средневековья это закономерное явление, их положение обычно было тяжелым, а кабальная экономическая зависимость часто приводила их к рабству.

Для положения ремесла в Неджране характерно следующее сообщение. Когда город был взят мусульманами, Мухаммед оставил жителям их имущество — золото, серебро, утварь, рабов ( ). Но за это жители Неджрана должны были поставлять ежегодно 200 платьев, , определенной цены. Одно платье должно было стоить аукиях, что соответствует 40 диргемам. Если одежда была дороже — это должно было быть принято во внимание; если она была дешевле, то мусульмане были согласны получить доплату лошадьми, верблюдами и другими ценностями. Особо была оговорена в случае войны поставка лошадей и верблюдов. 38 Тот же Беладзори приводит текст письменного договора Мухаммеда с „народом Неджрана" ( ). 39 Специальное обязательство поставки платья говорит о том, что этот вид ремесла был широко развит в Неджране.

Группы сельского населения — ?? ??????? или ?? ????????, т. е. земледельцев или крестьян, — составляли общины свободных оседлых земледельцев, руками которых возделывались пальмовые рощи, сады, проводились каналы, строились плотины и поддерживалась вся сложная ирригационная система, без которой земледелие было невозможно. Эти общины не утеряли своего родового единства и в надписях они известны как , — „сыновья" определенного племени или как — племя (la tribu = der Stamm). Их возглавлял кабир племени, их представитель. 40 — термин, который принято переводить как племя, — приобретает, однако, новые черты, которые роднят его с представлением об общине. Определен термин — „как группы сельского или городского населения, которые объединены оседлым местом жительства и общим заработком (Erwerb) — земледелием, торговлей, индустрией". 41 На основании изучения надписей ясно, что на определенном этапе развития племя приобретает уже все характерные черты общины оседлого населения. Его объединяют общее место жительства и общий способ заработка. Кочевым состоянием племена бедуинов от них отличались, а также существовало множество переходных ступеней от кочевого к полуоседлому и оседлому состоянию. — это те ???????, о которых упоминает греческий источник. В монотеистической надписи, происходящей из Катабана (Рикманс 63 = Боскавен 13), упоминается племя сайбан, в котором особо выделены его „благородные" или „свободные" , 42 т. е. намечается социальная дифференциация в пределах племени, Общая собственность на землю требовала общей работы и была основой объединения племени, но внутри племени происходила дифференциация, засвидетельствованная терминологией надписей. К числу последних принадлежит и надпись, приведенная нами выше.

Участие свободного населения в работе по обновлению оросительной системы, проведении новых ее ответвлений, каналов, участие его в работах по восстановлению и постройке городских стен или плотины засвидетельствовано надписями. Подробности сообщает известная надпись (Глазер 618), которая говорит о размерах восстановленной „с помощью племен" стены, длиной в 45 локтей, 35 локтей в высоту и 14 локтей в ширину, помимо плотины, ее укрепленной части и ложа для протока (строки 105—114). Надпись эта датирована и относится к 543 г . н. э., ко времени царя Абрахи, который восстановил стены и плотину Мариба, разрушенные во время военных действий. „Племена" ( , как и в первом случае, во множественном числе, строки 96 и 97) чрезвычайно тяготились тяжелой работой, и царь был вынужден их отпустить, так как, повидимому, среди них возникли волнения. 43

Кроме того, следует отметить, что в надписях, кроме термина , „сыновья", в значении сыновья определенного племени, употребительно и понятие „люди" ( , множественное ), как в надписи 43 (VA 3819) Государственного музея в Берлине. В этой надписи упоминаются и главы „людей", т. е. населения, представлявшего собою те же „племена". 44

На основании углубленного исследования Родоканакиса 45 можно указать на то, что и к городу Марибу тяготела известная территория, составлявшая ее хозяйственную базу и административно ей подчиненная. В противоположность гражданам Мариба, другое положение занимали „бедуины Мариба". 4 6

Таким образом, наличие свободного сельского населения, состоявшего из племенных или общинных объединений, засвидетельствовано нарративными памятниками и надписями.

В приведенном выше тексте дети различных слоев населения были отданы в рабство приспешникам царя. Самый факт отдачи в рабство говорит о том, что рабство имело глубокие корни и играло значительную роль. Известно, что Аравия вела торговлю рабами, поставляя их на рынки Византии и Ирана. Если можно было предполагать, что при этом в самой Аравии не пользовались или мало использовали рабский труд, то агиологические памятники начала VI в. дают новые и ценные данные. Купцы Иемена и Хиджаза не только перевозили, перегоняли и перепродавали рабов, но труд рабов применялся на месте и был одной из основ экономического благосостояния верхов общества. Обработка земли имений, полей, садов, уход за скотом лежал на рабах, которые, выполняя эти работы, принадлежали к числу непосредственных производителей на земле. Межплеменная война, столкновения между городами создавали возможность брать в плен и обращать в рабство людей, имевших общий язык с завоевателями.

Царь Масрук обращает в рабство юношей и девушек моложе 15 лет, принадлежащих к разным слоям населения, из которых последней сословной группой являются ?? ?????? (рабы). 47 Когда знатная жительница Неджрана и ее дочери выходят из своего дома на казнь, их „плачем сопровождают домочадицы и рабы" ( ). 48 Перечисляя свои богатства, Рума называет рабов и рабынь ( ). 49 Изданная Рикмансом надпись № 3 сообщает особый приказ о продаже раба, рабыни — и скота (строка 3-я). 50 Известно различное применение термина „раб" ( ), оно входит в состав теофорных имен, выражает состояние подчинения. Но нет сомнения в том, что в ряде надписей термин этот действительно представляет рабов, достигших известного доверенного положения, как „раб Сумху?ала", который был поставлен ведать насаждениями, находившимися в собственности племени Зу Иахар, и в качестве такового воздвиг надпись. 51

Достаточно вспомнить, что Табари считает рабом проповедника христианства в Иемене Фемиона (??'???), который был куплен и привезен туда. Известно, что мать царя Абрахи была рабыней, и т. д. Все это говорит о большом числе рабов, принимавших участие в домашней жизни и хозяйстве.

О большом количестве рабов и о их участии в сельском хозяйстве, т. е. о рабах, посаженных на землю, говорят другие данные, например текст „Мученичества Арефы". Выше было приведено свидетельство источника о том, как Масрук Зу Нувас, захватив поля, земельные угодья, именья, находившиеся в окрестностях города Неджрана, взял в плен всех находившихся на полях, одних он „убил" (??????), „рабов же (???? ?? ???????) раздарил своим мегистанам, начальникам и этнархам". 52 Каково же было количество рабов, если их можно было так раздаривать?

Для более позднего времени, времени Мухаммеда и Корана, сведения о рабах приводились исследователями, но данными о рабах, посаженных на землю, до настоящего исследования не располагали.

Наряду с принадлежавшими знати большими поместьями, где, как указывают приведенные выше материалы, сидели рабы, часть земли не находилась в частной собственности. Древние южноарабские надписи указывают на то, что племена, объединявшие несколько родов, сидели на земле, которую они обрабатывали совместно и считали ее собственностью племени. Старейшины племен, кабиры, распоряжались ирригационными и строительными работами. Племенные организации, „племена", как их называют надписи, переносили свои коллективные навыки на отношение к земле, которая становилась их коллективной собственностью; „к земле люди относятся с наивной непосредственностью, как к собственности коллектива, причем коллектива, производящего и воспроизводящего себя в живом труде". 53 Племена и их общины являлись владельцами земли и притом наследственными, что ни в какой мере не находится в противоречии с тем, что существовала государственная власть. Правительству, которое возвышалось „над мелкими общинами", 54 принадлежала вся земля, т. е. она была его собственностью, а чаще всего собственностью царя. Такое положение не является чем-нибудь особенным или исключительным, оно может быть отмечено во всех рабовладельческих государствах. Земля государства и часто „государева земля" оставалась в собственности племен и их общин, тогда как другая часть земли уже отошла к частному владельцу, чаще всего рабовладельцу, который обрабатывал ее руками принадлежащих ему рабов, посаженных на землю.

В характеристике общественных отношений южной Аравии VI в. (а есть много оснований полагать, что она вполне применима и к положению Хиджаза) необходимо принять во внимание силу и значимость родоплеменного уклада в античном рабовладельческом обществе, каким оно было в то время. Наличие рабовладельческих отношений, рабовладельческого уклада, разных форм рабства засвидетельствовано источниками, приведенными выше. Это явление с полной ясностью раскрыто Марксом, который указал, что „Рабство и крепостная зависимость являются поэтому лишь дальнейшими ступенями развития собственности, покоящейся на племенном строе". 55 В Химьяре имеется эта последующая фаза развития общества. Как было указано выше, рабовладельческое общество развивалось в южной Аравии на основе родоплеменного строя. Последний оставался в силе длительное время. Известно, что и в период завоеваний арабы сохраняли свою традиционную племенную организацию в войске, измененную лишь впоследствии.

Основой кочевого быта арабов-бедуинов был племенной строй. В городах, у оседлого населения наличие больших семей, сильных родов является также характерной чертой еще и для того времени, когда рабовладельческий характер общественных отношений не вызывает сомнения.

Высшие слои общества Неджрана могут быть дифференцированы на „благородных" (?? ???????, ), „сыновей свободных , т. е. привилегированный класс вообще, верхушку которого составляла родовитая и богатая знать: „главы" ( или ), „богатые", „большие" (?? ??????????).

Благородные и знать занимали видное положение в городе и решали его судьбу. Они вышли с Харитом в количестве 150 человек к царю Масруку для переговоров, но не все из них занимали такое видное положение, как Харит или Рума. Но можно указать рядом с родом Гау, из которого происходила Рума, знатный род, к которому принадлежал Абдаллах ибн Афу. Благодаря тому что Афу, отец Абдаллаха, пользовался влиянием при дворе Масрука и был язычником, Абдаллаху было разрешено царем подобрать тела мучеников. Абдаллах „приготовил мужей (человек) сорок, из своего рода ( ) и из своих друзей ( )". 56 Им же были составлены списки казненных „благородных" мужчин и женщин, использованные и приведенные в „Книге химьяритов". 57 Если Абдаллах бар Афу мог собрать 40 человек родственников и друзей, то очевидно, что род его пользовался влиянием и был многочисленным. Из знати вербовались „главы" ( ), которые играли роль правителей и ведали всеми делами города и прилегавшей к нему области.

Знать накапливала большие богатства как в виде недвижимой собственности, так и деньгами, чеканной монетой. Торговля требовала денег, и это порождало ростовщичество, предоставление денег в заем.

Денежные операции производились Румой в широких масштабах, она предоставляла деньги в долг как богатым, так и бедным.

Ростовые операции приносили с собою проценты, притекая обратно в сокровищницу богача и накопляя все больше его богатство. Брак между представителями богатых семей приводил к тому, что в одних руках сосредоточивалось имущество двух больших сокровищниц, и Рума могла говорить о своем богатстве „помимо сокровищницы" своего мужа. Гордясь своей древней родословной, знатный род, в отдельных случаях, считал себя выше царского рода, особенно если последний был недостаточно древним или не имел древней родословной.

Царь Масрук Зу Нувас, желая привлечь на свою сторону Руму, обещал ей сохранить жизнь и „прежнюю честь", если она перейдет в иудейство. „Я дам тебе в мужья богатого и известного из моих глав, ". 58 Отказываясь от всего, что ей обещал Масрук, Рума говорит: „...а что вы говорите мне, что ваш царь-злодей даст мне в мужья знатного ( ) из своих глав... то и вы знаете, что нет никого из его глав, который был бы достоин в своей знатности ( ) взять меня в жены. Да и нечестивый царь ваш не может быть мне мужем...". 59 Как бы ни толковать сирийское слово raba, и его дериватив rabuta — большой, великий, знатный, — равноценные по значению для этого термина, по любому из этих признаков Рума отвергала претендентов и самого царя Масрука. Обращение к жителям Неджрана — „вы это знаете" — указывает на то, что несоответствие такого брака было очевидно не только ей, но и ее соотечественникам, знавшим ее. Знатный род как бы замыкался в себе, получал некоторые признаки касты. В отношении Масрука ответ Румы мог быть продиктован тем, что мать его была рабой и только отец принадлежал к царскому роду, 60 следовательно, Масрук был недостаточно знатным для нее.

Знать и благородные дифференцировались, и существовала градация как в их богатстве и благосостоянии, так и в положении и чинах. Соответственно и занимаемое положение было выше, значительнее, роль в управлении государством больше. Это находит отражение в терминологии, применяемой к „благородным", „сынам свободных" и к „знати", „главам".

Иемен в эпоху господства химьяритов возглавлялся царем, ближайшими к нему лицами были „князья", их было ограниченное число, есть основания считать, что они занимали положение правителей областей. Царь на них опирался, но он должен был и в наибольшей степени считаться с ними. Когда Масрук Зу Нувас потерпел ряд военных неудач, он начал высказывать опасения, чтобы ему не изменили его „семь родственников" (?????????). 61 Это выражение давно привлекало внимание исследователей, сопоставивших их с термином qail, kail. В химьяритских надписях имеется этот термин, важный для определения социальной структуры общества. Термин встречается в надписях в различном написании, как , множ. число . Надписи Иемена, относящиеся к старшему периоду, этого термина не дают, в надписях последнего периода и в текстах kail, kaul употребляется как звание знатного, высокопоставленного лица. Обычным его переводом является „князь". „Химьяритский князь называется кайль", — писал Нёльдеке, 6 2 комментируя текст Табари. Так называемая „Химьяритская касыда", составленная в XII в. (автор ее Нешван аль-Химьяри умер около 1177 г .), упоминает восемь химьяритских князей в словах „Где восемь князей и их царство?".

. 63

К числу восьми „князей" принадлежал и некий Зу Таалабан. От Зу Нуваса он бежал к эфиопскому царю Эла-Ашбеха (Элесбоа), поэтому „князей" в Химьяре осталось только семеро. 64 Мордтманн и Нёльдеке ставят это в связь с сообщением „Мученичества Арефы" о семи родственниках, ?????????, Зу Нуваса. Восемь „родственников" царя, „князья", — это высший титул, исторически сложившийся быть может оттого, что княжеские роды были и действительно родственными царю. Этот титул мог возникнуть и как почетное звание. Мордтманн, сопоставляя греческий и арабский термины, пишет:

„8 ????????? — кайль химьяритов", — и ставит между ними знак равенства, 65 как и Нёльдеке.

Упоминания в надписях или , обычно переводимые как „графы, князья, вассальные князья", имеют место и в двух надписях, из которых одна, приведенная выше, является известной надписью из Хусн ал Гураб, „Вороньего замка". Надпись эту воздвигли Сумайфа и его сыновья в память того, что в 640 г . (дата химьяритской эры) эфиопы (хабеш ), проникнув в землю Химьяр, убили царя Химьяра, и его „князей Химьяра и Рхаба" ( ). Текст этот привлек внимание многих исследователей, так как события, о которых идет речь, относятся к 525 г . н. э., когда царь Масрук Зу Нувас был убит эфиопами. Имя Сумайфа соответствует греческому '?????????, которое дает Прокопий Кесарийский первому ставленнику эфиопского царя Эла-Ашбеха. 66

Упомянутый в надписи месяц dhgth позволяет уточнить время надписи, так как это осенний месяц. 67

Другая надпись (Мордтманн и Митвох, 43), которая не поддается чтению в целом, отнесена ее издателями к новой эре и по содержанию своему, несомненно, трактует события 523—525 гг., на что указано выше. В ней также упоминаются „князья" — kail — как знатные люди. 68 Занимая видное положение в государстве, эти „князья" жили в замках и богатых дворцах, которые для них строили, расширяли и улучшали. Эти богатые замки носили каждый свое название. 69 Термин kail неоднократно упоминается и в надписи царя Абрахи, относящейся к 543 г . н. э., в их числе были восставшие против него и оставшиеся ему верными „князья" (Надпись Глазера 618, строки 14, 16, 54, 81 и др.). 70 Несомненно правильно наблюдение исследователей, что надписи Иемена, относящиеся к старшему периоду, не знают этого термина, для понятия господин применялось общесемитское мар, мара — , множественное число . Термин kail рожден более поздним временем и относится к более развитым формам общественных отношений, тогда как древние надписи называют рядом с царем только кабиров, связь которых с племенной организацией очевидна.

Таким образом, для первой четверти VI в. в Неджране, как и во всем Иемене, имеются развитые формы общественных отношений. Высший слой общества дифференцирован. „Благородные" или „сыны свободных" составляют его основу и являются наиболее многочисленными. Высший слой, знать, гордившаяся своей генеалогией и древностью рода, была в то же время наиболее состоятельной, располагая недвижимой собственностью и большими денежными запасами. Из знати выделялись „князья" — kail , занимавшие положение правителей областей и по своей знатности и значению получавшие наименование „родственников" царя.

Оседлое население Иемена, с незапамятных библейских времен осевшее в городах, на земле, приносившей плоды при условии искусственного орошения, имело государственное устройство и развитые формы общественных отношений. Сохранившиеся надписи, с их своеобразным алфавитом, свидетельствуют о высокой культуре этого общества, развивавшегося в течение длительного времени.

Примитивный родовой строй кочевых арабов-бедуинов, носящий все черты варварства, остался далеко позади, был давно пройденным этапом для населения, жившего в условиях земледельческой жизни, и в городах, связанных с караванной торговлей. Южноарабские надписи свидетельствуют об этой жизни, дают о ней сведения, не известные другим источникам. В южноарабских государствах значительную роль играла царская власть. Надписи рассказывают также о древних сабейских мукаррибах, которые не только выполняли функции государственные, но, повидимому, объединяли в одном лице и жреческие обязанности. Известно, например, что носившие звание царей правители Мариба были современниками сабейских мукаррибов, как об этом свидетельствует надпись Глазера 418—419. Мукаррибы захватили Мариб, а затем перенесли туда и свою столицу. Объединение Сабы и Катабана составило обширную область, с присоединением к ним области Зу Райдана образовалось единое, мощное государство в Южной Аравии, которое занимало значительную площадь. Царская власть объединила отдельные племена и заняла высокое положение. Однако, как было указано выше, оседлое население и жители городов сохраняли большие семьи, сохраняли свой быт, оставаясь верными связям кровного родства. Это тем более справедливо и для кочевых племен арабов-бедуинов. Последние неизбежно должны были тяготеть и тяготели к городским центрам. Царь южноарабских государств уже не имел функций жреца, как мукаррибы, а был военачальником, правителем, к нему стекались подати и налоги. Такое положение и занимал царь в Химьяре, о чем свидетельствуют различные источники.

Опубликование надписей и их детальное изучение было осуществлено целым рядом ученых в многочисленных трудах, в том числе таким выдающимся исследователем, как акад. И. Ю. Крачковский. Можно указать на тщательные аналитические труды, которые раскрыли многие детали и разработали дополнительно новые материалы. Но немногие работы ставили себе целью дать полное и детальное представления об общественной жизни этих государств.

Между тем терминология надписей помогает установить характер общества в Иемене и судить, как он изменялся на протяжении веков и каков он был к началу VI в., к тому времени, когда о государстве химьяритов сохранились известия в нарративных источниках.

Известно, какие затруднения связаны с датировкой южноарабских надписей. В настоящее время для них установлено как бы три хронологических периода. Первый, с IX в. до н. э., кончается началом новой эры, в течение которого цари называли себя царями Мариба, Ма?ина, Катабана и Хадрамаута.

Во второй период цари носят титул царей Саба и Райдана. Этот период кончается серединой III в. н. э., когда появились химьяриты и столица из более внутренних областей, где расположен Мариб, была перенесена несколько южнее, в город Тафар.

В третий и последний период, с которым связано господство Химьяра, цари называли себя царями Саба, Райдана, Хадрамаута и Иеманата, т. е. всего Иемена. Этот период кончается завоеваниями абиссинцев в VI в. 7 1 Эта схема в настоящее время принята в науке, и примерно в этих пределах можно говорить о периодах в истории Иемена.

Нарративные источники также позволяют войти в некоторые особенности характера царской власти в начале VI в.

Царский род имел право на престол, поэтому, когда Зу Шанатир захватил престол химьяритских царей, он стремился обесчестить всех юношей, принадлежавших к царскому роду, чтобы лишить их права наследовать престол. Имеется ряд указаний на то, что престол переходил от брата к брату или что два брата правили одновременно, — это признак силы родовых связей, как это было и в Киевской Руси. В качестве примера можно привести правление двух братьев, сыновей „царя Саба и Райдана" Фари?м Янхуба, как об этом гласит надпись. 72 В другой надписи приведены имена этих двух братьев — царей Ильшарах Яхбиб и Я?зилъ Байджин. Что их было двое, повторно упоминается в 4-й строке той же надписи. 73 Как один из многочисленных примеров разделения царства между сыновьями, этот факт подтверждает и силу родового строя, и наличие представления о царстве как о родовом достоянии. О том же говорит и последовательное наследование престола братьями до самых последних лет существования химьяритского государства, как, например, Яксума и Масрука, сыновей Абрахи. 74

Можно привести очень много примеров, чтобы доказать, что родовые отношения были чрезвычайно прочными, не только у арабов-бедуинов, но и в древних городах южной Аравии, живших культурной жизнью в течение многих веков.

Но можно указать и на одновременное правление двух царей или князей, не состоявших в кровном родстве. В том же „царстве Саба и Зу Райдана" в надписи 403, опубликованной в Corpus inscriptionum Himjariticarum, названы два царя — Итр и Хиу?ттр, которые не являлись братьями. Имеется новый перевод и толкование этой надписи. 75

Когда бы ни был составлен эфиопский агиологический памятник „Деяния Азкира", им использованы древние традиции и исторические факты. Время жизни Азкира, проповедовавшего христианство в Неджране, определяется временем царя Шарахбиль Якуфа, которое может быть установлено благодаря датированной надписи с именем некоего Абу Кулала, относящейся ко времени этого царя. Надпись имеет дату 573 г . химьяритской эры, т. е. относится к 458 г . н. э. 76 Шарахбиль Якуф царствовал еще в 467 г . н. э., как об этом свидетельствует другая надпись. 77 Во время пребывания Азкира в Неджране, во времена Шарахбиль Якуфа, там правили два „князя" или „мегистана" (i maggiorenti) , Зу Таалабан и Зу Кайфан (Se?eban, Qefan ). Наличие в Неджране одновременно двух правителей, „князей" или „царьков", дало повод Конти Россини сделать краткое примечание: „Indichero fra breve la probabile spiegazione dei due nomi", 78 т. e. высказать предположение, что население Неджрана делилось на 2 нома, из которых каждый имел своего представителя — „князя" или правителя. Такой факт указывает на наличие мощной родовой организации, на последовательное развитие родового строя в Неджране.

Из других источников известно, что царь имел поддержку родовитой знати, их объединяли общие земледельческие и торговые интересы. Знатные роды благодаря своему богатству и мощи могли оказывать царю и экономическую поддержку, как это видно из сообщения о Руме. Предприятия царей поддерживались и субсидировались „богатыми", которые предоставляли им деньги в долг или в качестве „дара", способствуя торговым оборотам или военной охране государства. Но при таком положении царь, правитель, оказывался не только в связи со знатью, но и в зависимости от знати, которая занимала видное положение. Царь, как в Риме, занимал положение первого среди равных. Харит (Арефа), занимая положение главы города и области Неджрана, непосредственно опирался и был в постоянной связи с другими „главами" и „знатными". О „совете господ" или „сенате" придется еще говорить в другой связи.

Не случайно царь Масрук Зу Нувас так опасался своих „родственников" — kail („князей"). Власть царя-военачальника не имела абсолютного характера. Насколько независимо существовали отдельные области и города, можно судить на основании характера переговоров Масрука со знатью Неджрана. Он обратился к ним с вопросом — „Почему вы восстали против меня? Разве вам не известно, что я ваш царь?", 79 — тем самым подчеркивая то, что город мог претендовать на независимое, самостоятельное положение. И Харита (Арефу) царь упрекал в том, что он не захотел остаться в чести, как его предшественник — отец, а стал претендовать на независимое положение „тирана" и на единоличное управление. 80 Это и было одним из мотивов осады и сурового гонения, которое учинил затем Масрук Зу Нувас в Неджране.

Большой интерес представляет случайно оброненное в „Мученичестве Арефы" выражение об одном из них — о ??????????? ??? ???????? („сопрестольник", „сокафедренник царя"), т. е. соправитель царя, лицо, соучаствующее в правлении царя, его везир. Об этом „сопрестольнике" говорится, что он вел допрос Харита (Арефы) и вступил с ним в спор. Обращаясь к нему, Харит называет его „господин патрикий" (???? о ?????????), 81 т. е. дает ему одно из очень высоких званий Византийской империи, тем самым указывая на его высокое положение. Имя этого лица не названо. Но в „Книге химьяритов" первая роль, и притом весьма активная, принадлежала „одному из военачальников его (Масрука) войска, имя которого было Зу Язан". 82 Возможно, что это одно и то же лицо и что сирийский источник утерял ту особенность его звания, которую сохранил греческий.

Окружающие царя высокопоставленные и близкие ему люди представляют три категории, — это мегистаны, начальники и этнархи (??????????, ???????, ????????). 83 Наиболее ясно положение с „начальниками" (???????), которые упоминаются тем же источником и в применении к „вождям города", распоряжавшимся его судьбой, — о? ?? ??????? ?????? ??? ?????? — говорится о них. Как „вожди" они могли быть и „военачальниками".

Знакомый греческий термин „этнарх", которым источники обычно определяют племенных вождей, царьков небольших варварских государств, они применяют к вождям арабов-скинитов или гассанидов. Среди окружавшей царя Зу Нуваса знати не могли не быть и такие начальники племенных групп, этнархи. Возможно, что понятиям этнарха и начальника (о ???????) соответствовало и арабское „кабир".

Мегистаны стояли на наиболее высокой ступени иерархической лестницы, их положение было наиболее высокое. Выше термин kail „князь" уже был сопоставлен с термином ???????? — „родственник" царя. Но если число лиц, носивших звание kail, не ограничивалось числом восьми и, кроме этих правителей областей, и другие представители знати носили это звание — в том смысле, что были „князья" и „великие князья", то возможно, что и мегистаны принадлежали к числу лиц, носивших звание kail.

Близкая царю знать выполняла административные обязанности, в частности, „князья" выполняли роль правителей. 84

При перечислении званий жителей Неджрана и его сословий наивысшие из них было — ??????? „воевода" в греческом и „голова" в сирийском. Это указывает на то, что лиц, носящих наивысшие звания, в этом городе не было. Сам Харит (Арефа) не был „князем" kail, а имел не столь высокое звание этнарха. Те „благородные" и „главы", которые ему сопутствуют, составляли как бы совет города и области, как на это указывают некоторые данные.

Вопрос о том, какое же официальное положение занимал Харит и каков был характер управления городом и областью, отчасти может быть разрешен.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Южноарабские надписи с древнейших времен упоминают лиц, имеющих звание кабира. Обычное значение „кабир" — „быть тяжелым" — получило новое значение. Звание кабира, как об этом можно судить на основании надписей, налагало на него определенный круг обязанностей по управлению и руководству. В ряде надписей кабир связывается с именем племени и называется кабир такого-то племени. Постепенно звание, а с ним и обязанности, становятся наследственными. Одной из главных функций кабира было руководство распределением воды по оросительным каналам, починкой акведуков, плотин. Часто кабиры упоминаются в надписях, говорящих об исправлении и обновлении, о постройке новых домов. 85 Опубликованные в новейшее время надписи дополняют и иллюстрируют это положение. При обновлении водопровода для орошения пальмовых насаждений на кабира падала руководящая роль, как это видно из недавно опубликованной надписи. 86 Работы по орошению осуществлялись кабиром племени Риман ( ), как это явствует из другой надписи. 87

Большой и новый интерес представляет надпись Рикманс 63 (Боскавен 13). Она происходит из юго-западного Катабана, высечена на скале близ Низаба и содержит монотеистическое обращение к „милостивому" Рахману, „господину неба и земли". Эта надпись воздвигнута в связи с восстановлением ирригационной системы, в ней поименованы лица, принимавшие участие в этом предприятии, причем они переименованы группами, по нисходящей иерархической лестнице. Первыми переименованы лица, принадлежащие к роду или клану Язан. Род этот упоминается и в других случаях как очень знатный, в числе принадлежащих к нему лиц упомянут Сумиафи Асва и другие. Следующую группу составляют имена Гаданум, Иалгаб, Иамбур, принадлежащие к племени , Дайфатан. Они принадлежат к числу „свободных их племени" ( ). Термин „свободные" должен быть сопоставлен с сирийским „сыновья свободных и с греческим „благородные" (???????). Списки имен „благородных", убитых Масруком Зу Нувасом в Неджране, даны в „Книге химьяритов". Род Зу Язан, или Язан, был знатный род, известный и из других источников, и к нему принадлежало несколько лиц, переименованных в надписи. Три же названных выше лица занимали положение рангом ниже, они были „свободными племени" Дайфатан. Наконец, на третьем месте после рода (клана) Язан и „свободных племени" Дайфатан упомянут „кабир племени Сайбан" ( ). 88 В данном случае кабиры связаны с племенем и являются его представителями.

Правление кабира упоминалось как известная дата в некоторых надписях, как, например, в надписи царя Ма?ина по поводу построения города Карну из отесанных камней или больших блоков, при кабире Хн?ф?мн. 89 В другом случае „кабир всего племени Ариам" ( ) вел работы по восстановлению частей оросительной системы, возведению дамбы, шлюзов, а также насаждению пальмовых деревьев в царском саду. Исправленное чтение надписи следует считать правильным. 90

Неоднократно отмечалось, что звание и должность кабира были наследственными. Обращает на себя внимание и тот факт, что должность эта в пределах племени принадлежала нескольким семьям, лучше сказать родам, поэтому термин „кабир" упоминается в некоторых случаях во множественном числе или с именем племени , т. е. „сыновья такого-то".

Кабиры соответствуют в греческом понятию ???????????, „старосты", под их руководством племенем производились и всякие сельскохозяйственные работы. 91 Связь кабира с племенем изначальная. Понятие племени выражалось термином (der Stamm = la tribu). Род, или клан, подразумевает кровное родство, происхождение от единого праотца, что и находит свое выражение в формуле „сыны такого-то". По мнению Хартмана, в южноарабском языке слова, выражающего понятие рода, нет. Понятие рода заменяют термины „сыны" или „люди" 92 В „Книге химьяритов" соответствующая сирийская терминология применяется к „роду, называемому Гау" ( ), это именно „род", 93 тогда как понятию племени отвечает другой сирийский термин — . 94

Кабир как должностное лицо имел звание, выросшее из родового строя, став представителем племени, с течением времени он приобретает новые функции. Он не только „староста" (???????????) племени, его деятельность связывается с известной областью, с определенной географической единицей. Он выполняет те же функции, но не только для своего племени, а для некоторой области. Этот факт подтверждается многочисленными надписями, и его отметил еще Хартманн. 95

В дальнейшем термин кабир стал применяться и к представителю определенной социальной группы жречества или административных лиц, как указал на это Родоканакис. Им было сделано и другое наблюдение, а именно — определенные роды сохраняли за собой право выставлять своих членов на должности административного характера, и у таких родов был свой представитель, свой кабир. „Как коллегия жрецов какого-нибудь божества, подчиненные царских доменов, сборщики первинок урожая, так и категория служащих [каста] Акиан имела своего представителя [старшего]". 96 Кабират занимал, таким образом, высокое положение и представлял собою некую автономную группу. Кабир возглавлял как представитель племени или провинции группы социально различные, понуждая их действовать в интересах или собственника земли, или владельца дома, башни и т. п. 97 Известно также, что в племени Халил был свой род кабиров. 98 Эти данные надписей объясняют то, что сообщают и нарративные источники начала VI в. Положение Харита (Арефы) и Румы наследственно, оба как бы принадлежат к высокой, замкнутой касте, которая была обособлена в смысле возможности заключения брака. Таково положение Румы и ее знатного рода Гау.

Наследственна была и должность Харита (Арефы), который был ? ??????? города и области, что в наибольшей степени отвечает термину кабир. В подчинении у него были как самый город Неджран, так и тяготевшая к нему область, он был их представителем и как таковой в свою очередь должен был подчиняться царю.

В свете этих данных становится понятным, когда Масрук Зу Нувас, царь-иудей химьяритов, с возмущением говорит Хариту (Арефе): „Тебе говорю, Арефа, сквернейший и древнейший злыми днями, почему ты не подражал своему отцу, правившему городом и всей округой (??? ???????. ??? ?????? ??? ????? ??? ?????????) , который был в чести у бывших до меня царей, но ты пожелал быть тираном и монархом города Неджрана и окрестностей..." (???' ????????? ?????????? ??? ?????????? ?????? ??? ????? ??? ??? ?????? ??????????). 99 В качестве кабира Неджрана Харит занимал место своего отца, а впоследствии это место занял его сын. Отец Харита действовал в согласии, т. е. подчинялся царям Химьяра, предшественникам Зу Нуваса, и за это был у них „в чести".

С течением времени кабир занял настолько высокое положение, что термин , означающий майордома, к нему не мог прилагаться. 100

Следует упомянуть еще об одном термине, значение которого близко к значению главы племени, шейха. В надписи 43 (А 3819) Государственного Музея Берлина, наряду с „князьями" — kail и „людьми" ( , множественное число ), упомянуты . Издатели надписи сопоставили это слово с , 101 термином, приведенным известным исследователем южноарабских диалектов Ландбергом, указавшим, что вне Хадрамаута слово имеет значение главы племени и соответствует термину , шейх, сохраняет вне Хадрамаута и другое, обычное и для классического языка значение — мудрый, разумный. 10 2

Термин этот в надписи не вполне отчетливо сохранился, он встречается редко и потому требует известной осторожности. Но существенно, что еще один родовой термин может быть зарегистрирован в южноарабских надписях.

Для выяснения структуры общества в Неджране в первой четверти VI в. необходимо привести некоторые данные об общественных отношениях в предшествующий период государства Иемена.

Структура государств южной Аравии с начала новой эры и до половины III в. н. э., — времени образования государства химьяритов, — может быть охарактеризована на основании надписей, относимых ко второму периоду по хронологической схеме, которая была выше указана.

Во главе государства находился царь, , малик. Рядом с царем надписи этого и даже предшествующего периода называют мисвад, в котором Глазер и Хартман видят „совет господ , т. е. совет, собрание представителей знати. „Совет господ..., который стоит рядом с царем и одновременно его ограничивает". 10 3 Такое собрание представляет не что иное, как совет (?????) греческих городов. Надписи Ма?ина — одной из северных областей Сабейского царства — особенно часто упоминают это „собрание". Обычной формулой надписей является , царь Ма?ина и мисвад (?????) Ма?ина. 1 04 Термин мисвад (мсуд) встречается и в надписях Катабана, но в надписях Сабы его уже нет. В позднейших химьяритских надписях мисвад означает собрание, совет, collegium, а к середине VI в. — место собрания, зал. 105 Мисвад — это собрание знати, представителей знатных родов, имеющих власть, сильных своим положением и фигурирующих рядом с царем, в известной степени и ограничивая его.

Наряду с собранием знати, в тех же надписях встречается термин , как бы противополагаемое знати представительство более широкого и демократического слоя. Корень имеет значение ударять, а — господин, патрон, хозяин, в классическом языке — быть очень умным, быть опытным. 106 Отсюда значение этого слова в надписях могло быть — собрание „знающих", „опытных" людей. В надписи Глазера 1606 оба представительства названы одновременно — „мисвад Катабана и табнан Катабана. Анализируя эту надпись, Родоканакис дает более подробную характеристику этих терминов. По его мнению, msud или miswad являлся советом „господ", высшего слоя, знати. Что касается „табнана", то это собрание собственников, или арендаторов, исходя из того, что — это патрон, хозяин, а следовательно, и землевладелец. Правильнее будет считать, что земледельцы, входившие в „табнан", являлись представителями главной массы племени, из которой в особую группу выделялись „господа", составлявшие „мисвад". В таком порядке „табнан" противополагался „мисваду". 107

Законодательным органом государства Катабана, его государственным советом были царь и господа всех племен Катабана. Рядовые земледельцы и арендаторы, как можно полагать, составляли второй, как бы дополнительный совет, „табнан", при участии которого принимались окончательные решения. Вопросы эти главным образом касались податного обложения, так как именно эти земледельцы обеспечивали государство „работой и податями". 1 08 Небрежное отношение к работе и невыполнение обязательных налогов карались денежным штрафом или телесным наказанием. 109 В законодательстве за царем признавался верховный авторитет.

Таким образом, в Катабане, в Марине, наряду с советом знати, в делах участвовали представители свободных масс, составлявших собрание племени, вернее его старост, „опытных", „знающих" людей. Не встречая мисвад в государстве Сабы, Хартман сделал вывод, что это указывает на ослабление знати, так как о народе надписи продолжают упоминать. 110 Такое мнение Хартмана, однако, нельзя распространить на государство химьяритов, где происходило усиление знати. Об этом свидетельствуют нарративные источники, которые сообщают о богатейших представителях знатной верхушки, которые вершили всеми делами города и области. Химьяритские надписи последнего, третьего периода южноарабской эпиграфики упоминают рядом с царем „князей", магнатов (кайль). Дополняя друг друга, эти данные приводят нас к другому, новому выводу.

Мисвад был вытеснен из своего положения совета при царе тем, что богатые и знатные, выделившиеся в „князей", ослабили положение „совета господ" (мисвад), как ?????, охватывавшего более широкий слой, из числа „благородных", „сынов свободных". „Цари Саба и Райдана" имели опору в „князьях" (кайль), которые постоянно упоминаются в их надписях, как это было указано выше, в том числе в надписи 543 г . н. э. (Глазер 618). Выделение богатой верхушки можно себе представить по приведенным выше данным о богатстве неджранитянки Румы.

Мисвад перестал упоминаться рядом с именем царя, потому что его опорой был уже не „совет господ", а более узкий круг знати, которая требовала себе особого, исключительного места. 11 1 „Князья" (кайль) получали в управление отдельные области, как это видно из ряда надписей. Они занимают автономное положение, часто отказывая в повиновении царю (надпись Глазера 618, строка 81 и след.).

Замечательно, что наряду с термином „кайль" продолжает встречаться старый термин „кабир". В числе правителей, оставшихся верными Абрахе, упомянут „и кабир Хадрамаута" ( ), как об этом свидетельствуют надписи. 112

Кабират пережил мисвад. Глубоко коренясь в родовом строе племен, этот институт сохранился, сохранив и многие из тех функций, которые он имел в прошлом. За ним остаются управление делами племени, а позднее области, распределение земли и воды.

Кабиры играли роль и занимали видное положение еще в период, когда мисвад занимал известное положение в жизни и место в надписях. 11 3

Есть сведения, что кабира ставили на три года, как об этом сообщают надписи Галеви 150 и 151. 11 4 В других случаях кабир занимал место рядом с царем данного государства и был перед ним ответствен. 11 5

Кабир был представителем племени, а с течением времени стал занимать это положение на географически более обширной, не только принадлежащей племени области, его административные функции таким путем расширялись. „Князь" (кайль) был больше связан с растущей силой царской власти, хотя нередко противопоставлял себя ей. Кабир был связан с организацией племени и был выделен из нее для выполнения более широкого круга обязанностей. Здесь имел место как бы двойной процесс — представитель племенной организации становился администратором, а правители вербовались из знати. Все эти данные разъясняют и формы общественных отношений в Неджране в VI в.

Высокая материальная культура древнего Иемена засвидетельствована многочисленными раскопками, остатками городов и замков, описанных еще аль-Хамдани. Этот замечательный арабский ученый, умерший в 945/946 г. н. э., оставил подробное описание архитектурных памятников и гробниц, которые он видел. 1 16 Крепости, города и огражденные селения могли появиться лишь в зависимости от грандиозной системы искусственного орошения, создававшего культурную площадь и плодородие этим областям, в древности получившим название Arabia felix. С первой четверти VI в. повторные нападения вражеских войск и взрывы междуусобной борьбы привели к нарушению ирригационной системы, разрушениям сооружений. В 70-х годах того же века персы только завершили этот разгром. Когда карательная экспедиция, направленная Эла-Ашбеха (Элесбоа) под начальством Ариата против Абрахи, жестоко расправилась с жителями, Табари говорит и о разрушениях, произведенных войсками, специально упоминая „замки Иемена" ( ), разрушенные ими, замки, „небывалые у людей", т. е. особенно замечательные. 117 О том, как грандиозны были сооружения и насколько в них было заинтересовано государство, можно судить на основании, например, известных надписей в Марибе, которые сообщают о восстановлении его плотины. Первая надпись относится к 449/450 г., вторая к 542/543 г. (Глазер 554 и 618). Вторая надпись сообщает о том, что исправление плотины потребовало затраты больших средств и множества рабочей силы. В восстановительных работах приняли участие „племена", т. е. население химьяритского государства.

Поддержание ирригационной системы в Аравии было несомненно связано с тем, что в известный исторический период в ее государствах и городах земля и вода считались государственной собственностью. Такое положение в значительной степени сохранялось арабами и в эпоху ислама.

В древних арабских государствах распределение и наблюдение за оросительной системой было делом представителя племенной или государственной власти. Возможно, что это была одна из главных функций реиса. 1 18 Завоеванная земля точно так же считалась государственной собственностью. На основании источников может быть сделан вывод о наличии коллективной общинной, позднее государственной, собственности на землю.

В таком аспекте становятся совершенно понятными сложные формы отношений, о которых сообщают разнообразные источники по истории Химьяра. На сходство и различия в реализации, т. е. в конкретных исторических условиях, в которых развивалась коллективная собственность на землю, указывает также Маркс. Поэтому явлениям, охарактеризованным в южной Аравии, параллелью могут служить правовые нормы классического периода древней Греции и эллинистических государств. Земля как собственность города-государства, государственная собственность на землю как правовая норма пережила длинную эволюцию, в течение которой совершались изменения в формах собственности на землю. В связи с этим она получала новые наименования и их различные варианты: ?? ????????, ?? ??????????, ?? ????????.

Основоположники марксизма совершенно справедливо придавали особое значение системе орошения на Востоке, которая была делом государства. „Принадлежащие всем условия действительного присвоения посредством труда, ирригационные каналы, играющие очень важную роль у азиатских народов, средства сообщения и т. п. представляются в этом случае делом рук высшего единства — деспотического правительства, вознесшегося над мелкими общинами". 1 19 Живая, орошенная земля и была собственностью этого правительства и государства, владеть которой могли отдельные общины и даже частные лица.

Сопоставления в этом отношении очень поучительны, особенно со времени опубликования новых материалов, которые дали раскопки в Дуре Еуропосе. В южноарабской эпиграфике имеются сведения о расширении городской территории, присоединении к ней новых орошенных и возделанных территорий, как, например, в известной надписи Галеви 349. Не случайно напрашивается сравнение с явлениями того же порядка, получившими широкое распространение в государстве селевкидов на всем протяжении захваченных греками территорий Азии. Городские земельные угодья увеличивались в своей площади за счет присоединения новых участков, освоенных и культивируемых. Присоединение новых участков было особенно благоприятным для собственников, которые стремились и успевали в том, чтобы приобрести эти земли путем покупки или получения их в дар. В условиях широко распространенной аренды земли, в Египте при птолемеях, этот процесс перехода ???? ????????, т. е. по существу государственной земли, в частные руки был более медленным. Характер этого процесса, известный в государстве селевкидов, может быть с полным правом отмечен и в химьяритском государстве. 1 20 Процесс этот имел общие черты, проходил в сходных условиях освоения новых участков, присоединяемых к городской территории. В связи с этим ???? ????????? переходили на положение крестьян, обязанных податью городу, что, по существу, мало меняло их тяжелое положение. 1 2 1

Можно указать и на другое явление, которое возникает со времени господства птолемеев в Египте и получает широкое распространение в римский и византийский период как „надбавка" (???????). На основании изучения папирусов отмечали, что принудительная обработка соседней данному собственнику земли имела место в птолемеевскую и римскую эпохи. Possessores — владетели (?? ????????) — должны были принимать на себя обязанности по обработке соседней, не имевшей владельца, земли и платить за нее подати. Это положение имеет параллели в южноарабской эпиграфике (надписи Галеви, №№ 360—362), где собственники земли являются в то же время арендаторами новых кусков земли, которые давались или „прикидывались" им царем в порядке принудительной аренды. 122 Одна из надписей свидетельствует о том, что новые земли переданы знатной семье, ее слугам и рабам. 123

Приведенные данные говорят об изменениях, о динамике общественных отношений, о том, что процессы, протекавшие в разных государствах, имели общие черты, указывающие на то, что они отвечают стадиально одному и тому же периоду развития общества.

В первой четверти VI в. нарративные источники дают возможность отчетливее охарактеризовать общественные отношения в Неджране как одном из центров Иемена.

Неджран по своему внутреннему устройству был городом-государством, который имел большое количество земли тяготевшей к нему области. Пятая надпись из числа опубликованных Рикмансом сообщает о нападении, предпринятом из города Мухамира „на Неджран и все его города". 124 Название область носила то же, что и ее главный город, — Неджран. В области находилось, кроме того, большое число „городов", т. е. укрепленных селений или крепостей. Земля находилась в собственности крупных частных владельцев, имевших деревни, именья, стада. Эта земельная аристократия была в то же время родовитой, знатной верхушкой города. Часть земли оставалась в руках упоминаемых источниками земледельцев (???????), которые могли быть арендаторами и членами общин племени. Источники дают представление о крепких родовых связях богатых, знатных родов, составлявших олигархическую верхушку города. Эта знать вершила всеми делами города. „Благородные", „сыны свободных" составляли состоятельный, но более многочисленный слой, имевший также свои привилегии. Эксплоатируемый народ, на труде которого держалось благосостояние города, поддерживал его уплатой больших податей. Свободные земледельцы, городские ремесленники, торговцы составляли этот слой, о котором упоминают как нарративные источники, так и надписи.

Ирригационные каналы, дамбы, а также ремесленные и всякого другого рода изделия производились не только трудом многочисленных рабов, но и свободным населением. Ими выполнялись домашние работы, они составляли челядь и домочадцев господствующих классов.

Особенностью рабовладельческого строя химьяритского общества, как и многих других обществ, было наличие длительно сохранявшегося родоплеменного уклада, существовавшего наряду с рабовладельческими отношениями. Рабство „неизбежно" изменяет формы племенного строя, как и в данном случае, но в течение некоторого времени родовые и племенные связи оставались в достаточной степени крепкими.

Возникновение городов на Востоке, „там, где место особенно благоприятно для внешней торговли", 1 25 отвечает и всему тому, что известно об истории Неджрана — города-государства, общественные отношения которого характеризуются в основе своей как рабовладельческие.

Таким образом, все кажущееся разнообразие форм общественных отношений в Химьяре VI в. заключается в том, что это было общество на той стадии развития рабовладельческой формации, когда в рабовладельческом обществе сохранялся сильный родоплеменной уклад. Учение основоположников марксизма об общественно-экономических формациях и их укладах позволило сделать общие выводы на основании конкретного исторического материала, относящегося к южноарабским государствам в домусульманское время, и охарактеризовать их общественный строй как рабовладельческий, с сохранением уклада предшествующего периода.

Так, может быть дана социально-общественная характеристика Неджрана на основании источников первой четверти VI в.

Задолго до движения, связанного с именем Мухаммеда, необходимость новых устоев политической и социальной жизни в южноарабских городах стала ощутительной. Причин для этого было много, все они были связаны между собою, но основной было то, что развитие производительных сил было приглушено, связывалось старыми устоями общества.

Государственные объединения в форме царств Сабейского, затем Химьяритского, были несомненно прогрессивным явлением, — объединениями, противопоставлявшими себя родоплеменному устройству. В условиях оседлой жизни задолго до новой эры, в „библейские времена" возникли в южной Аравии города. Строительство городов и крепостей было связано, в первую очередь, с торговым караванным путем, соединявшим эти области с сиро-палестинским побережьем и через Иемаму с Междуречьем. Города образовались здесь потому, что эти области были особенно удобны для внешней торговли. 1 26 Здесь разложение племенного строя могло проходить быстрее, в более благоприятных условиях „...благодаря сношениям с чужеземцами, благодаря рабам, стремлению обменивать свой прибавочный продукт и т.   д.". 1 2 7 Чтобы характеризовать общественный строй древнего периода, нет достаточно четких данных.

С началом VI в. н. э. события в Неджране и появившиеся в связи с ними сообщения и документы дают возможность сделать некоторые выводы. Избегая обобщений слишком широкого характера, можно в выводах ограничиться характеристикой городов на примере Неджрана, о котором сообщили много подробностей эти источники.

В общественном строе города Неджрана в первой половине VI в. н. э. было много черт, роднивших его со строем города-государства. Во главе его находилась олигархическая верхушка, состоявшая из глав или ??????? „вождей", первое место среди которых занимал Харит (Арефа). Все важнейшие решения принимались этой верхушкой, в которой следует видеть закономерных и фактических распорядителей судеб города. В городе и тяготевшей к нему области эта знать имела недвижимую собственность — дома, угодья, крупные имения и деревни. Эта же знать имела и большое количество денег, золота и серебра, которые она получала благодаря участию в торговле и в крупных заемных операциях.

Свободные, „сыны свободных", благородные составляли также привилегированный слой, более многочисленный, но и менее достаточный, чем знать („главы"). Ремесленники составляли часть свободного населения города, его трудовые массы. Земля области обрабатывалась земледельческим населением, представлявшим общины, а наряду с ними — многочисленными рабами.

Арефа (Харит) — представитель знатного рода, в котором главенствующее положение его как кабира было наследственным, — считался первым лицом в городе. Государственное объединение, известное как Сабейское, а затем с половины III в. н. э. как Химьяритское царство, объединяло ряд областей и городов-государств. Цари стремились объединить все части южной Аравии, в том числе и город Неджран, расположенный на северной границе Сабейского царства, несколько юго-восточнее бывшей столицы Минейского царства Карнана. 128

Отец Харита, кабир Неджрана, подчинялся царю химьяритов, что, однако, мало меняло внутреннюю жизнь города-государства. Это подчинение ограничивалось выплатой известных денежных сумм, которые Масрук вновь потребовал от города, когда его осадил, и которые „знатные" поторопились ему выплатить. Царь Масрук обвинял Харита в том, что он не захотел ему подчиниться, а пожелал стать „тираном" и „единодержцем"; т. е. что город-государство откололся, занял свое исходное, самостоятельное положение.

Одной из побудительных причин, вызвавших это, было то, что состоятельные круги Неджрана были связаны с торговыми интересами Византии и Абиссинии — двух христианских стран. Народ и неджранитская знать приняли христианство. Рвать давно сложившиеся торговые связи, менять ориентацию было для них невыгодно и невозможно. Между тем ориентация царя Зу Нуваса была направлена на иудейские колонии, многочисленные и сильные, которые поддерживали связь с Палестиной и имели опору в Иране.

Переход Масрука Зу Нуваса в иудейство также был явлением не случайным. Государственное объединение Сабы, Райдана, Химьяра и Иеманата было слабым. Общая идеология — религия должна была действовать как мощное объединяющее начало. Объединение арабских городов, областей и племен, осуществленное мусульманскими племенами еще за век до хиджры, ощущалось как потребность, как необходимость. Цари и правители в своей политической ориентации искали опору в религии, экономические связи рождали идеологические.

Царь химьяритов Масрук Зу Нувас был представителем интересов химьяритов, их самостоятельности и независимости, объединяя их против господства Эфиопии, которая имела в отдельных городах, в том числе и в Неджране, свои опорные пункты. В своем управлении Масрук опирался на близких ему представителей знати, в значительной степени подчиненной ему. „Князья" были уже наместниками. Для Неджрана характерно, что господствующее положение сохранилось за крупными, родовитыми фамилиями, что его главой оставался кабир. Причиной борьбы между Неджраном и царем Тафара, выразившейся в преследовании христиан царем-иудеем, была не только одна религия. Значение вмело столкновение объединительных стремлений царской власти с относительной независимостью города-государства, в котором мощные, экономически сильные роды отстаивали свою самостоятельность, свое положение вне государства Сабы и Райдана, ценою связи с Эфиопией, с торговыми интересами Византии.

Насколько трудно проходило объединение, как часто отпадали отдельные области, свидетельствует и происшедшее в 542 г . при царе Абрахе восстание „князей", победа над которыми занесена в замечательной 136-строчной надписи в Марибе (Глазер 618, относящейся к 543 г . н. э.).

Военные столкновения после 525 г ., повторные нападения эфиопов, восстание и отпадение областей и городов, стремление вновь их объединить — все это подрывало экономическое положение Неджрана. Разорение Неджрана, разрушение плотины и всей замечательной ирригационной системы Мариба, постоянная угроза прибрежным городам от Эфиопии, — все это вместе прекрасно иллюстрирует слова Энгельса: „плодородие земли", о котором так подробно свидетельствуют многочисленные южноарабские надписи, „достигалось искусственным способом, и оно немедленно исчезало, когда оросительная система приходила в упадок". „Этим объясняется и тот факт, что достаточно бывало одной опустошительной войны, чтобы обезлюдить страну и уничтожить ее цивилизацию на сотни лет". 1 29 После 543 г . сохранилось мало эпиграфических свидетельств из южной Аравии и ее государств; остаются лишь легендарные сообщения арабских источников.

Новейшие историки отрицательно относятся к приурочению похода Абрахи к 70 г . VI   в., году рождения Мухаммеда. Этот поход предположительно относят к 40-м годам. После царствования сыновей Абрахи Эфиопия вынуждена была уступить господство в южной Аравии персидским войскам. А затем доминирующее положение там было занято мусульманами.

Главной действующей силой завоевательной политики арабов были внутренние социальные изменения в их государственном строе. Города-государства южной Аравии подчинялись объединительной политике царей, которая соединяла их в мало прочный союз, где интересы местные превалировали над интересами всего комплекса областей южной Аравии.

Даже энергичный Абраха ценой больших жертв не надолго вновь объединил отпавшие области. Но объединение, которое повела Мекка, имело глубокую экономическую и социальную основу, что облегчало этот процесс, а демократическая основа в устройстве войска и государства, характер царской власти халифа — были чертами молодого, полуварварского государства.

Что касается идеологических основ, то путь к ним был намечен единобожным культом Рахмана, попытками связаться то с христианством, то с иудейством, но обретены они были исламом. Государство арабов включило и древние города южной Аравии, но центр халифата оказался гораздо севернее и его культурное преемство в большей степени было связано с этими новыми областями, чем со старой колыбелью арабской культуры.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.