Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Приложение 4 Природа человеческого альтруизмаСОДЕРЖАНИЕАльтруистическими называются действия, осуществление которых сопровождается потерями для действующего лица, но приносит пользу другим участникам отношений [1,2]. Альтруизм проявляется в самых разных сферах - от собственно биологической эволюции, где потери и приобретения измеряются степенью приспособленности и означают репродуктивный успех, до социально-экономических отношений в человеческом обществе, когда ущерб и выгоды могут быть выражены в денежном эквиваленте [там же]. В животном мире альтруизм представляет собой прежде всего защиту родственников, то есть защиту представителей своего генотипа. Но встречаются и формы защиты неродственников, хотя они гораздо менее распространенны. Точнее, они более сомнительны с точки зрения уверенности наблюдателей в том, что это именно защита неродственников, а не защита предполагаемых родственников. В человеческих обществах картина заметно меняется. Основное отличие заключается в широком распространении альтруизма в отношении неродственников. При этом в человеческих обществах неродственный альтруизм выражен прежде всего в непрямом взаимодействии индивидов, когда незнакомые люди руководствуются принципом "я помогу тебе, а кто-нибудь поможет мне"[1]. В цитированном обзоре представлены – среди всего прочего - результаты работ по моделированию взаимодействия индивидов в условиях, характерных для сообществ охотников и собирателей (порядка 100 индивидов), то есть в сообществах, размеры которых обусловлены возможностями прямой непосредственной коммуникации индивидов. При этом рассматриваются как взаимодействия внутри таких сообществ, так и между ними. Полученные в этих исследованиях результаты далее не обсуждаются, но они упомянуты для того, чтобы обозначить исходные позиции для формулировки нового направления в моделировании взаимодействия индивидов,- а именно в моделировании процессов формирования отношений опосредованной коммуникации (то есть моделировании развития форм самодостаточной социокультурной реальности) на основе отношений прямой непосредственной коммуникации. Речь идет о том (и в этом суть предлагаемой идеи), что неродственный альтруизм формируется только в сообществах, отношения внутри которых не ограничиваются только возможностями прямой непосредственной коммуникации, но проявляются и в опосредованной форме. И потому неродственный альтруизм есть всего лишь преломление факта существования форм опосредованной коммуникации на уровне отдельных индивидов. Другими словами, формы самодостаточной социальной реальности, складывающиеся по ходу развития сообщества (и, в частности, теоретически обеспечивающие его рост за пределы рамок КПК именно в режиме саморазвития, а не колонизации), в качестве побочного эффекта дают развитие неродственного альтруизма. Более того: процессы формирования отношений опосредованной коммуникации не только делают возможными неродственный альтруизм, но превращают такие отношения в существенный, необходимый компонент социальных контактов. Ниже описаны три основных стадии процесса трансформации родственного альтруизма (свойственного всем животным), в неродственный альтруизм (наиболее свойственный именно людям). Три стадии отражают соответственно (1) родственные отношения между индивидами в рамках первичных общин размером КПК, (2) включение неродственников в отношения прямой непосредственной коммуникации в рамках первичных общин размером КПК и, наконец, (3) развитие опосредованной коммуникаций между индивидами в рамках более крупных сообществ. Именно в последнем случае по мере складывания форм опосредованной коммуникации и их превращения в основной фактор единства общества развиваются формы неродственного альтруизма, которые становятся частью культуры соответствующего сообщества и "нагружают" даже отношения внутри КПК, включая отношения родственников. Первая стадия - это врожденные формы альтруизма, хорошо известные, например, у общественных насекомых или у высших животных. В этом случае распознавание "своих" обеспечивается преимущественно за счет врожденных черт фенотипа (запах, особенности звуковых сигналов, особенности окраски, конкретные формы движения и т.п.), но возможно и приобретение способности распознавания "своих", в том числе механизм импринтинга (см.напр.[2]). Вторая стадия - это обучение узнавать "своего" в рамках круга прямой непосредственной коммуникации на основе преимущественно приобретенных, а не врожденных черт фенотипа. Когда принадлежность к "своим" обеспечивается в первую очередь заучиваемыми формами поведения, неродственные особи (индивиды) имеют возможность освоить такое поведение, которое обеспечивает их идентификацию в качестве "своих". Фактически происходит замещение родственных отношений отношениями социокультурного родства (если позволительно такое словосочетание) внутри круга прямых коммуникаций между неродственниками. В рамках сообщества размером КПК каждый знает о каждом и потому в обоих случаях отношения контролируются знанием о "репутации" контрагентов. Даже при непрямом взаимоотношении разных индивидов в рамках КПК знание о "репутации" оказывается решающим для формирования отношения одного индивида к другому. Именно такие отношения моделируются в современных исследованиях альтруизма [1]. Между первой и второй стадиями альтруизма нет жесткой границы, потому что приобретаемыми в процессе научения чертами поведения обладают любые живые существа, даже прокариоты. Собственно говоря, все живые существа обладают способностью к научению; это одно из фундаментальных отличий живой материи от косной (если воспользоваться терминологией В.И.Вернадского); однако мы не можем сейчас входить в обсуждение этого вопроса. Отличие между разными видами заключено лишь в "доле" врожденных и приобретаемых в процессе научения черт фенотипа индивидов; первая и вторая стадии могут быть условно разделены в зависимости от относительной важности для репродуктивного успеха данного вида или врожденных, или приобретенных черт фенотипа. Именно навыки индивидуального распознавания "своего", приобретаемые в процессе обучения и допускающие определенную вариативность конкретных критериев отбора в зависимости от контекста отношений между индивидами (в том числе изменение критериев отбора в результате индивидуального опыта),- именно эти навыки распознавания черт поведения образуют ту единую для разных индивидов систему форм поведения, которая позволяет им понимать друг друга и обладать общим фенотипом вне зависимости от степени родственных связей между ними. В рамках прямой непосредственной коммуникации, когда первичная община может выжить только как целое (см.напр.[3]), оптимальные для общины черты приобретенного сходства перестают совпадать с чертами, когда-то служившими для признания биологического родства. Конкурентное развитие разных общин, когда-то представлявших демы некоторой популяции (то есть развитие, которое иногда рассматривается как своего рода механизм "группового отбора") начинает все сильнее зависеть от распространения в общине приобретенных форм поведения. В наибольшей мере "групповой отбор" указанного типа скажется именно на эволюции человека как существа с наиболее значимой долей обучения в онтогенезе. Демы начнут превращаться в самостоятельные общности, все более подобные отдельным биологическим видам (см. раздел 1.6). Тем самым на второй стадии происходит превращение среды демов одной популяции одного вида в среду "социокультурных демов", внутри каждого из которых преобладают процессы подкрепления (реинфорсмента) и ассортативного скрещивания (то есть выбор для скрещивания партнеров, похожих друг на друга), когда отношения определяются отношениями "социокультурного родства". Третья стадия трансформации родственного альтруизма в неродственный развертывается именно в среде первичных общин, когда процессы замещения отношений родства отношениями "социокультурного родства" трансформируются в процессы развития между индивидами отношений опосредованной коммуникации, которые накладываются на прямые непосредственные отношения в качестве своего рода "второго этажа" социальной структуры, обеспечивающей формирование устойчивых общих правил надындивидуальных отношений. Формирование "второго этажа" выводит контакты между подавляющим большинством возможным пар индивидов за пределы прямой непосредственной коммуникации и соответственно за пределы всякой предсказуемости на основе знаний о "репутации". По мере роста ранга от первого ко второму все члены общества всё в большей мере вынуждены выстраивать свое поведение на основе сознательного подчинения нормам, предписываемым надындивидуальными отношениями опосредованной коммуникации (то есть "репутация" определяется непосредственно в процессе общения в зависимости от соответствия поведения надындивидуальным нормам). Преодоление цивилизационного барьера и рождение самодостаточной социокультурной реальности, по степени своей самодостаточности равнозначной материальной реальности, делает эти надындивидуальные отношения доминирующими и тем самым трансформирует отношения между всеми индивидами, включая неродственных индивидов, даже внутри КПК, таким образом, что эти отношения начинают выглядеть как неродственный альтруизм. В современных исследованиях активно моделируются разнообразные конкретные формы индивидуальных контактов, осуществляющихся как внутри, так и между первичными общинами; в частности, моделируется взаимозависимая эволюция названных форм при разных условиях, режимы устойчивости и неустойчивости прямых и непрямых взаимодействий [1]. Однако в этом моделировании пока еще не проводится то разделение двух типов коммуникаций - прямой и опосредованной - которое описано выше и которое необходимо для моделирования процесса роста размеров названных сообществ (точнее, для моделирования роста их реального ранга пространственного структурирования). Каким образом можно было бы моделировать превращение среды первичных общин в иерархическую сеть компактных поселений с позиций альтруизма? Общий принцип представляется достаточно очевидным. Нетрудно видеть, что одна первичная община может успешнее другой общины бороться за ресурсы существования и в этом смысле доминировать над ней в двух случаях: когда члены первой общины более эффективно кооперируются друг с другом в производстве ресурсов и в обмене с другими людьми (то есть когда они способны эффективнее формулировать общие цели и находить средства для их достижения), и когда они более эффективно кооперируются друг с другом в ходе непосредственной борьбы с членами другой общины и их насильственном подчинении. В первом случае имеет место более эффективное саморазвитие, во втором – более эффективная колонизация. Используя сочетание разных "долей" элементов саморазвития и колонизации разных сообществ на разных стадиях их взаимодействия друг с другом и внутри самих индивидов можно анализировать предполагаемые траектории развития вождеств как траектории разного развития процессов альтруизма.
1.Nowak M.A., Sigmund K. Evolution of indirect reciprocity// Nature. 2005. Vol.437. P.1291-1298 2.Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психология, этология и эволюция. Пер.с англ. / Под ред.П.В.Симонова.- М.: Мир, 1988 3.Mace R., Holden C.J. A phylogenetic approach to cultural evolution // Trends in Ecology and Evolution (TREE). 2005. Vol.20. P.116-121 Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|