Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Одиссей. Человек в истории. 1990г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

И. Л. Фадеева. ТОЛЬКО В ЕВРОПЕ

Понятия «индивидуальность» и «личность», на мой взгляд, сходны, так как оба они выражают некую сумму (совокупность) отличий одного человека от других (конечно, если эти отличия достаточно выражены).

И. И. Резвицкий в своей работе «Личность. Индивидуальность. Общество. Проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл» (М., 1984) трактует понятие индивидуальности как не совпадающее вполне с понятием личности. По его представлениям, берущим начало у Гегеля, понятие личности характеризует человека со стороны его социальной позиции и ориентации, тогда как понятие индивидуальности раскрывает форму, способ его бытия. Для философа такое разделение, возможно, и целесообразно.

Во многих же исторических сочинениях, думаю, не случайно, эти понятия не разграничены и употребляются как синонимы без ущерба для адекватности анализа.

Полагаю, что единой шкалы для измерения уровня индивидуальности в разных обществах не существует, хотя какая-то система и может быть принята за эталон в качестве рабочего инструмента, что практически и делается. Хотим мы того или нет, пока таким эталоном является система оценок европейской науки с ее этической и мировоззренческой спецификой.

Следует попытаться сопоставить сами идеи и представления об индивидуальном в рамках той или иной культуры и проследить динамику их изменений (если они имеют место). Сюда же нужно включить антииндивидуальные ценности и установки, игравшие огромную роль в обществах Востока и не преодоленные поныне.

Долгое время специалисты занимались изучением макросистем: обществ, государств. Понять их эволюцию невозможно без изучения микросистемы — социально-психологической природы человека древности и средневековья.

Как мне представляется, в Европе и на Востоке в древности и средневековье сформировались различные типы личности.

Для меня Возрождение, т. е. «прорастание» важнейших элементов античной цивилизации, мыслимо только в Европе, а не на мусульманском Востоке, хотя и там эти элементы были известны. Это закономерно.

Думаю, что даже и европеец раннего средневековья существенно отличался от, скажем, ближневосточного индивида. Крупнейшие же мыслители мусульманского средневековья IX — XII вв. аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд и др., полагая аномальной борьбу лиц и группировок в обществе, видели идеал в гармонии жестко иерархизированного общества,

где положение каждого человека определенно и незыблемо в качестве члена единого организма.

Думаю, что можно говорить об «античной личности», «средневековой европейской личности», «личности японца, араба, китайца и т. д.» в определенную эпоху.

Уникальные феномены в конкретной культурной эпохе, как мне представляется, в известной мере ломают сложившиеся массовые стереотипы сознания и способствуют развитию общества. Творчество одаренного человека наиболее ярко отражает характер и особенности той культуры, в которой он сформировался, однако оно, конечно же, шире рамок этой культуры.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.