Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вместо предисловия

Доисторическая Европа ... Что скрывается за этим понятием ?

Начнем с того , что оно достаточно условно . Ведь обычно им называют первобытный строй , древние общества охотников , ры боловов и собирателей , существовавшие до формирования в том или ином регионе той или иной цивилизации .

Неандертальцы , первые « прямые предшественники» современ ного человека , жили 250 — 300 тысяч лет назад . Их однозначно от носят к «доисторической» эпохе . К ней приписывают и все , что су ществовало до появления первых , древнейших цивилизаций на Земле — в Египте , Месопотамии , Китае , Индии , а в Европе — до образования древнегреческого и римского государств .

Касательно одной культуры , хотя бы одной конкретной терри тории это понятие может иметь определенные и достаточно четкие временные рамки . Но уже при сопоставлении разных культур , тем более существовавших в разных частях света , разных частях од ного континента или даже примерно на одной и той же территории , но обособленно , термин «доисторический» тут же показывает свои условность и относительность .

Цивилизацию , оформившуюся в долине Нила , мы называем Древним , но никак не «доисторическим» Египтом . В то время как наскальные изображения Сахары , которые относятся к тому же или даже более позднему периоду , именуют только «доисторическими» ... Крито - микенскую культуру , предшественницу Древней Гре -

ции , мы уже относим к «исторической» эре , а существовавшие од новременно с ней и даже позже другие малоизученные культуры бассейна Средиземного моря остаются «доисторическими» .

В то же время , когда в Древней Греции существовала античная цивилизация , общество вошло в железный век , в Северной Европе царили первобытные отношения , люди еще жили в бронзовом , а то и в камен ном веке . Т о есть жил и явн о в «доистори ческую эпоху» .

С другой стороны , наскальную живопись и петроглифы приня то собирательно называть «доисторическим искусством» , хотя из вестно , что в Южной Африке последний бушменский художник был убит в середине XIX века ! Наскальные изображения в некоторых частях Европы , в частности , в Скандинавии , также наносились во вполне «исторические времена» .

Можно сказать , что «доисторическим» прошлым обычно назы вают то время , о котором не сохранилось сведений , что не выросло в цивилизацию , оставившую о себе мощную историческую па мять — в виде , например , письменных памятников , или то , что пред шествовало возникновению цивилизаций , признанных и описанных наукой . Возможно , если бы мы больше знали о народах , которые оставили грандиозные мегалитические постройки в разных частях Европы , мы не относили бы их к «доисторическим» ...

Мегалиты Англии и Франции создавались явно в «доистори ческий» период . Но , рассказывая о загадочных каменных сооруже ниях Западной Европы , нельзя не упомянуть и о мегалитах ( или пусть даже «псевдомегалитах» ) Русской равнины , возраст которых вполне укладывается в «исторические» рамки .

Любопытно и другое . Некоторые культуры , которые оставили свой след как « доисторические» , дошли почти до наших дней , лишь в слегка измененном виде . А на некоторых памятниках , которые первоначально принадлежали древним временам , оставили свои

следы и представители более развитых , более поздних культур , что говорит об удивительной преемственности традиции и культурного наследия . Некоторые просуществовали долго , прошли через века . Например , наскальное искусство долины Коа в Португалии — это практически единый культурный пласт , который начинается в эпоху палеолита и доходит до XX века . На камнях - «чашечниках» евро пейского Севера знаки , оставшиеся от древних языческих времен , порой соседствуют с крестами , межевыми , пограничными отметка ми Средневековья . Но при этом многие древнейшие , «доисторические» памятники в разных уголках Европы сохранили священ ное , сакральное значение , пережив десятки веков , а то и тысяче летий .

Так что же считать древней , доисторической Европой ?

Явления , памятники культуры , о которых говорится в этой кни ге , относятся к разным временам и эпохам . Мегалиты Сардинии и Мальты — ровесники египетских пирамид . А человек из Неандер - таля был предшественником всех современных людей Европы . На скальное искусство Севера , зародившееся в каменном веке , дош ло до «исторических времен» . Более поздние изображения на ска лах не укладываются в рамки «доистории» , но по сути являются продолжением традиций каменного века .

Памятники , артефакты и явления , о которых идет речь в книге , были по - разному открыты и изучены .

Наскальная живопись пещер Альтамиры известна более ста лет — ее исследовали именитые специалисты , ею восхищались многие ученые мужи и художники . А картинная галерея Коа в Пор тугалии « открылась» людям всего каких - то десять лет назад . Стран ные каменные сооружения Англии и Бретани прекрасно известны всему миру , а о похожих мегалитических комплексах Голландии или Португалии мало кто знает .

Или другой пример — наскальные изображения южной Шве ции описаны были еще в XVII веке , а первые финские — лишь сто лет назад ( композитором Яном Сибелиусом ).

В этой книге специально обойдены стороной древности Греции и Рима , предшествовавшие возникновению великих античных дер жав . Мы обратили свой взгляд на то , что пока мало известно , но тоже оставило не меньший след , сделало весомый вклад в копил ку европейской цивилизации , правда , по - прежнему таит в себе за гадки .

Кто и зачем строил башни - нураги на Сардинии ? Как художники каменного века , оставившие свои «полотна» в пещерах Пиренейс кого полуострова , могли достичь такого совершенства , что ими вос хищались именитые мастера ? Каково было предназначение Сто - унхенджа ? Что обозначают фигуры беса на петроглифах Карелии и Скандинавии ? Как поклонение камням сохранилось через тыся чу лет после принятия христианства ? Что могут поведать загадоч ные изображения на валунах Валдая и Русского Севера ?

Эти вопросы и волновали нас , когда мы взялись за работу над книгой . Перед Вами рассказ о наиболее интересных и значимых явлениях в истории Европейского континента до того , как они ста ли достоянием нынешней цивилизации — с ее письменностью , летописями и другими свидетельствами , зафиксировавшими те или иные события и донесшими их до нас .

Никита Кривцов , кандидат исторических наук

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.