Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа
«Следовики» и «чашечники»
В отличие от других частей света, известных своими дольменами, кромлехами и менгирами, территория Восточной Европы не богата мегалитическими памятниками. Центральная Россия — не исключение. Однако на просторах Русской равнины — от Карелии до верховьев Дона — было обнаружено немало камней или сооружений из них явно культового назначения, относящихся ко временам, начиная с неолита.
Это «следовики» (камни с отпечатками следов ног, рук или копыт), «чашечники» (камни с небольшими углублениями — чашками), кромлехи — круги камней, просто огромные валуны, служившие ( и служащие) предметом поклонения, каменные курганы и камни-артефакты, явно обработанные человеком, но смысл и происхождение изображений или надписей на них неизвестны.
Культ камней существовал с древнейших времен и до принятия христианства (до XIII-—XIV вв.), однако во многих местах сохранился и после этого, дойдя — в той или иной форме — до наших дней. Дело в том, что за исключением наших северных областей, крупные валуны в равнинных местностях были большой редкостью, и к ним всегда относились как к явлениям исключительным.
После введения христианства каменная скульптура и петроглифы времен языческой Руси активно уничтожались. Hо тем не менее они встречаются в лесах и полях и по сей день. Местные
228
жители называли, к примеру, следы человеческих ног на валунах чертовыми следами или следами Сатаны. А в других районах — христовыми следами, стопами Богородицы. Hесмотря на тысячелетнее христианство, на Руси до сих пор сохранились многие языческие обряды и обычаи. Сельские жители считают камни-следо-вики священными и целебными, а если такой камень лежит у края водного потока, то и вода эта почитается как «живая», чудодейственная. Еще в конце прошлого века ученые-этнографы воочию убеждались, насколько живучи языческие корни: валунам-следо-викам крестьяне приносили жертвоприношения в виде лепешек, яиц, клочков шерсти и даже денег.
Камни с углублениями в виде отпечатка-следа известны во многих частях света и служили предметом почитания. Один из самых знаменитых среди них — так называемый «След Адама» на Цейлоне (буддисты этот гигантский отпечаток ноги на гранитной скале приписывают Будде, мусульмане — Магомету). В середине XIX века в Южной Африке, на территории нынешней Ботсваны, подобный след описал путешественник Дэвид Ливингстон: отпечаток ноги можно было разглядеть у одного из колодцев — местные жители приписывали его первому человеку, вышедшему оттуда на землю. Спустя полвека аналогичный след был обнаружен по соседству, в Трансваале, фермером Стоффелом Кутси: найденный им отпечаток гигантской стопы имел 1,3 метра в длину и 76 сантиметров в ширину.
В европейской части бывшего СССР также известно немало таких камней.
Крестьяне, туристы, горожане-грибники наталкиваются на необычные валуны. Hа их поверхности в незапамятные времена высечены углубленные контуры лошадиных копыт, человеческих рук и ног. За это валуны и прозвали камнями-следовиками. Ими заин-
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 229
тересовались русские археологи и историки еще в начале XIX столетия. В «Истории государства Российского» H.М. Карамзин писал: «Памятником каменносечного искусства древних славян остались большие гладкие плиты, на которых выдолблены изображения рук, пят, копыт и прочее».
Причем нередко эти следы приписывались святым или как-то выдающимся личностям. Например, камень со следом в Почаевс-кой лавре (Западная Украина), в котором видят отпечаток ноги Богородицы. На Куликовом поле след на камне приписывают ноге Александра Невского.
Уникальный следовик был обнаружен в Боровичском районе Новгородской области. H а его поверхности словно отпечатаны следы двух человеческих ног. Hо если один отпечаток обыкновенный, то второй неестественно вытянут в длину. Местная легенда гласит, что на этом камне поскользнулся Иисус Христос, спускаясь с неба на землю.
Есть такой камень и на вершине горы Мауры в Вологодской области, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря. Там среди травы лежит огромный темно-серый валун. На его плоской поверхности можно разглядеть углубление в виде отпечатка ноги. Говорят, обозревая с вершины Мауры окрестности, преподобный Кирилл, основатель знаменитого монастыря, и выбрал место для своего будущего отшельничества. До сих пор камень на вершине Мауры окружен множеством поверий и легенд. Например, считается, что если разуться, встать босой ногой на след Кирилла и задумать желание, то оно обязательно сбудется.
Еще более впечатляющий по размерам камень можно увидеть в другом районе Вологодской области, неподалеку от Тотьмы на реке Сухоне. Это — камень Лось, гранитная глыба на стрежне, в два раза превосходящая размерами знаменитый Гром-камень, на
230
котором стоит конная статуя Петра в Петербурге. Название «Лось» этот самый большой надводный камень-одинец на Сухоне получил из-за углубления в его поверхности в форме копыта. Впервые мы находим о нем упоминания в XVI веке. Предполагают, что в языческие времена Лось служил своеобразным капищем, а, возможно, и местом жертвоприношений. Площадь его надводной поверхности действительно была значительной: согласно преданию, Петр I во время путешествия по Сухоне остановился на Лосе, чтобы отобедать. За это его и зовут иногда «Царев стол». В 1950-е годы глыбу пытались взорвать, чтобы улучшить условия судоходства по реке. Камень от этого, однако, потерял лишь небольшую часть. И даже сегодня, когда он появляется из-под воды после весеннего паводка, он производит весьма внушительное впечатление.
Возможно, что какие-то из этих и подобных им «следов» были выбиты или «подправлены» человеком. Но подавляющее большинство из них имеет явно естественное происхождение.
Что касается камней-«чашечников» и валунов с непонятными знаками на их поверхности, то с ними все обстоит гораздо сложнее. Главный вопрос — нанесены эти углубления и значки человеком, или же они возникли под воздействием природных явлений?
Каково бы ни было их происхождение, в народной традиции как «следовики», так и «чашечники» связаны с магией: например, дождевая вода, собирающаяся в углублениях, почитается целебной.
Больше всего загадочных камней выявлено в северо-западных районах Центральной России — в Тверской, Новгородской, Ленинградской областях.
Одним из первых на эти удивительные камни обратил внимание поэт-декабрист Ф.H. Глинка, который, будучи в ссылке в своем тверском имении, в усадебном парке собрал целую коллекцию таких валунов.
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 231
В «Русском историческом сборнике» в 1832 году Глинка подробно описал свою необычную коллекцию, а об одном камне-сле-довике опубликовал отдельную статью: «Черный камень, небольшой в объеме, но весьма тяжеловесный, обвит весь разнообразно как бы тесьмою или лентой, на нем же иссеченной. Hа одном конце этого камня явственно иссечена стопа как бы обутого человека ( ибо виден каблук и след), на другом, противоположном, узел с раскинутыми концами. Весь камень имеет вид спеленутой мумии».
Некоторые углубления на поверхности обнаруженных Глинкой камней имели вид каких-то загадочных письмен. Причем эти «письмена» отдаленно напоминали руны, какими когда-то пользовались викинги.
Глинка сделал копию с одной из таких «надписей», и вроде бы какой-то специалист из Копенгагенского общества древностей смог даже расшифровать ее следующим образом: «Здесь Ингвар поднят на щиты».
В XIX веке, к сожалению, этим камням, собранным Глинкой, мало кто придавал значение, и специально они более не исследовались. Позже часть его коллекции попала в Калининский (Тверской) краеведческий музей, где и лежала во дворе. Но в годы Великой Отечественной войны эти камни непонятным образом пропали. Так что ныне подтвердить или опровергнуть наблюдения и выводы Глинки не представляется возможным.
В том же XIX веке, и примерно в тех же местах, в Тверской губернии, на берегу озера Бологое у села с тем же названием археолог П.А. Путятин нашел невзрачный камень с непонятными лунками и точками. В расположении этих точек ученые увидели созвездия Большой Медведицы, гончих Псов, Волопаса и Дракона. Слепок с камня Путятин отослал известнейшему французскому астроному и популяризатору науки К. Фламмариону, который после изу-
232
чения копии пришел к выводу, что древние люди (археологи датировали камень, найденный у Бологого, VI—IV тысячелетием до н.э.) обладали уже определенными астрономическими знаниями и внимательно наблюдали за небесными светилами в целях скорее всего ориентации в пространстве и времени. Заметим, однако, что ученые североевропейских стран, занимающиеся изучением похожих камней Скандинавии, такую трактовку расположения знаков и лунок на «чашечниках» и «следовиках» исключают.
В окрестностях Селигера, у истоков Волги, издавна бытуют рассказы о камнях-валунах с непонятными знаками, напоминающими следы человека или животных, лежат камни обычно в глухих местах, в лесах да болотах, и добраться до них трудно; кажется, будто уходят они от искателей. По мнению иных бывалых людей, валуны положены для охраны кладов. Кое-кто пытался добыть схороненные сокровища, однако удачи не было.
Рассказы старожилов заинтересовали научного сотрудника Музея М.В. Фрунзе в Шуе С.Н. Ильина, который бывал в этих местах.
Как говорится в опубликованной много лет назад в «Огоньке» статье, в 1940 году Сергей Николаевич Ильин нашел первый сле-довик, как он назвал камень, в 1945 году — второй. Находки убедили его в том, что камни — это действительно большая ценность, только не для кладоискателей, а для археологов.
На сл е дови ке, обнаружен ном арх ео л огом-люби тел ем в 1945 году неподалеку от Новой деревни, Пеновского района существовавшей тогда Великолукской области (ныне Тверская область), были вырублены три знака: лирообразное углубление, похожее на знак Рюриковичей, четырехконечный крест и увеличенный след правой ноги человека. Первые два знака относятся к XII веку и по аналогии с другими подобными памятниками скорее всего означают границы Смоленского, Владимиро-Суздальского княжеств и Новгородской зем-
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 233
ли. Каково же назначение третьего знака? Научная литература неоднократно указывала на подобные изображения, и еще Геродот упоминал о камне с увеличенной ступней Геракла, найденном в древней Скифии, в низовьях Днестра.
За пятнадцать лет Сергею Николаевичу удалось обнаружить в окрестностях Селигера одиннадцать камней с семнадцатью таинственными изображениями; в большинстве своем это были следы. Вот, например, валун села Хитицы, что в Тверской области. Камень, напоминающий по форме древний молот, сохранил два знака — увеличенный в четыре раза след волка и рог быка-тура, окончательно исчезнувшего в XVII столетии. На следовике района Новосел, Демянского района Новгородской области три изображения: следы человека, косули и кабана.
Археолог-любитель С.Н. Ильин, занимавшийся загадочными камнями со знаками еще в 1950-е годы, высказал предположение, что назначение камней-следовиков — фиксировать соседство двух родов. Камни же со следами человека, вероятнее всего, были рубежными знаками — устанавливали границы владений родов и племен.
В таком случае и валун со знаком Рюриковичей и следом человека мог быть порубежным знаком, а много позднее, в XII веке, стал служить для обозначения границ княжеств.
Конечно, какие бы то ни было окончательные выводы делать слишком рано. Ученым предстоит еще очень много потрудиться, чтобы доказать, насколько прав или не прав в своей догадке С.Н. Ильин.
К сожалению, как мы видим, информация о загадочных камнях даже одного района России — нынешней Тверской области, весьма разрозненна и не дает полной картины. В самом конце XIX века тверской краевед В. Плетнев сделал попытку обобщить все данные о древностях края в одной книге. И действительно, ему удалось собрать массу прелюбопытнейшего материала о забытой ста-
234
рине его губернии. Однако в дальнейшем, похоже, его работа не была продолжена учеными, и опубликованный труд Плетнева так и остался лишь собранием богатейшей информации, над которой еще стоит поработать современным исследователям.
Естественно, что в северных и особенно северо-западных частях Европейской части России «чашечники» и другие камни с изображениями находят чаще, чем в других местах, — там богаче «наследие» ледника. Хотя, помимо этого, существуют, возможно, и иные тому причины.
Не случайно весьма много « чашечни ков» зафиксировано на Карельском перешейке. По легендам, собранным финским этнографом Т. Швиндтом в конце XIX века, карелы приписывали «каменные древности» саамам или мифологическим великанам.
К северу от Петербурга расположено сразу несколько скоплений культовых камней, традиционно относимых к Средним векам — в районе Приозерска, под Выборгом, на берегу озера Су-ходольского.
Особенно интересно святилище на берегу Суходольского озера (поселок Ольховка, бывший Лапинлахти) — здесь на живописной верхней террасе побережья, в поле располагаются камни-«ча-шечники», каменные нагромождения разнообразных форм (через некоторые проросли деревья), некоторые окружены каменными оградками и стоячими камнями (ныне покосившимися или упавшими), каменно-земляные насыпи, ряды камней.
На той же террасе, но восточнее, археологи открыли несколько средневековых поселений, по которым были датированы и культовые камни (то, что они почитались в Средние века — бесспорно, но были ли они тогда же поставлены — неизвестно).
Каменные нагромождения в большинстве случаев захоронениями не являлись и, вероятно, служили для выполнения каких-то
«СЛЕДОВИКИ» И «ЧАШЕЧНИКИ» 235
религиозных обрядов, что свидетельствует о сохранении языческих верований у карел вплоть до XV-XVII веков.
На Суходолье вообще много ритуальных каменных куч и кам-ней-«чашечников». Есть там также камни с вырезанными на них линиями, которые, вероятно, можно отнести к разряду петроглифов.
В Куркиеки, в полукилометре от Ладожского озера, есть еще один валун с рисунком в виде прямых линий и геометрических фигур. Это- два квадрата, перечеркнутых диагоналями и вписанных друг в друга. Можно предположить, что на камень нанесено одно из клейм, какими в Карелии роды метили границы своих владений. В соседней деревне - камень с крестом. Вероятно, он высечен в XVI веке монахами, боровшимися с проявлениями язычества. Здесь можно вспомнить по аналогии Онежские петроглифы, около которых тоже можно встретить старинные изображения креста, оставленные скорее всего монахами близлежащего Муромского монастыря.
Взгляд из Эстонии:
неясные символы бронзового века
Как мы видим, «следовики», «чашечники» и другие камни со какими-то знаками довольно широко распространены по Европейской части России. Однако какие-то обобщения и выводы делать довольно сложно, так как до сих пор информация о них остается разрозненной, иногда малодостоверной, собранной непрофессионалами-любителями. Поэтому давайте обратимся к нашей северозападной соседке Эстонии, где подобные камни тщательно зафиксированы, а данные о них систематизированы. При этом выводы исследователей эстонских камней во многом могут быть перенесены на аналогичные древности России.
236
Особенно много в Эстонии встречается «чашечников». Поэтому главный вопрос, на который пытаются ответить эстонские археологи и историки, — когда были сделаны эти «чашки» и почему?
Первые упоминания о «чашечниках» в эстонских печатных источниках мы находим у Хольцмайера, преподавателя гимназии Ку-ресааре, в 1873 году. Так, в своей книге «Осилиана», посвященной народной культуре острова Сааремаа, он пишет о «жертвеннике» с чашеобразными выемками в Тумала, и сравнивает их с аналогичными находками в Швеции. Здесь попутно заметим, что похожие камни широко распространены по всей Фенноскандии.
Если в 1921 году в Эстонии было выявлено около дюжины «ча-шечников», то к 1925 году таких было 95, еще 29 находилось под вопросом. Большинство из них было обнаружено в северной Эстонии, в Харьюмаа, Ярвамаа и Вирумаа. На эти уезды приходится 90 процентов всех обнаруженных в Эстонии «чашечников». В уездах Сааремаа и Ляянемаа найдено 93 «чашечника». В уездах южной Эстонии есть информация лишь о 54 подобных камнях.
В доисторические времена круглые чашеобразные отметки на камнях делались во многих местах мира — Британских островах, Скандинавии, северной Германии, в районе Средиземного моря, в горах Кавказа, Алтая, Саян, на Ближнем Востоке. Схожие камни можно обнаружить в Индии, Сибири, Китае, даже в Австралии и обеих Америках. Но больше всего подобных камней локализовано именно в Северной Европе — Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Эстонии и северной Германии. Известно лишь о 20 «чашечниках» к востоку от Эстонии, в Новгородских землях России. К востоку от Валдая подобных камней (достоверных «чашечников», по мнению эстонских исследователей) вообще не обнаружено. В Латвии и Литве известно лишь о нескольких «чашечниках».
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 237
Большинство эстонских «чашечников» — это одиночные валуны, принесенные ледником из Фенноскандии во время последнего оледенения. Их размеры значительно разнятся — есть величиной с небольшой дом, а есть и такие, которые может поднять человек. Вероятно, самый большой «чашечник» в Эстонии — это валун Лех-мья-Лоо в приходе Юри уезда Харьюмаа. Его высота 3 метра, а в обхвате — 23. А самый маленький был обнаружен в Ранну, уезд Тартумаа: он имеет размеры всего 10,6 на 9,1 на 3,6 сантиметра.
Количество «отметок» на этих камнях также варьируется от одной до нескольких десятков. Однако 70 процентов эстонских « чаше чн иков» имеют менее 10 «о тметок». Что озна чает кол ичество этих отметок — вопрос до сих пор открытый, однако некоторые археологи предполагают, что число отметок может соответствовать каким-то образом числу землевладельцев в местности, ее экономическому значению. Причем на некоторых «чашечниках» лунки выбивались иногда повторно — старые при этом иногда полностью или частично разрушались.
Отметки имеют обычно круглую форму. Но не всегда — несколько «чашечников» Эстонии имеют искусственные углубления воронкообразной, а также овальной формы.
На некоторых «чашечниках» углубления соединены бороздками. Попадаются бороздки и кольцевой формы. Например, «чашеч-ник» Лауритсакиви («Камень Св. Лаврентия») в Куусалу помимо обычных чашеобразных углублений имеет две кольцевые формы, 5 сантиметров в диаметре. Попадаются и искусственные углубления иной — четырехугольной и треугольной — формы.
Иногда, помимо самих чашеобразных углублений, на этих камнях встречаются другие символы и даже цифры — некоторые из них явно были вырезаны позднее самих «чашек» и никак не связаны с ними.
238
Так, встречаются изображения крестов (известно как минимум 16 таких камней), латинские буквы, как, например, в деревне Кали-кюла в уезде Ляяне-Вирумаа, цифры — возможно, они служили межой или даже вехой. Подобный камень с грубовато вырезанным на нем крестом автор этих строк видел у дороги в лесу в городке Эльва в Тартумаа. Иногда соседствуют и цифры, и крест.
Некоторые, как например, Лауритсакиви в Куусалу, имеют, кроме «чашек», несколько изображений — креста, решетки и так далее. Анализируя эти изображения на Лауритсакиви, ученый Густав Вилбасте даже пришел к выводу, что он обозначал границы владений местной церкви и соседнего монастыря. Помимо букв, цифр и изображений креста, встречаются на «чашечниках» Эстонии и другие символы — углубления, полоски, геометрические фигуры.
Вплоть до начала XX века многие камни были связаны с теми или иными традициями местных жителей. Считалось, что камни «лечат». Им делались подношения — иногда в виде даров нового урожая, молока коровы, крови или мяса зарезанной скотины. Многие из этих камней связаны со священными рощами. Местные жители традиционно приписывали появление этих отметок на камнях деятельности легендарных, мифологических героев, святых. Некоторые камни называют следами Бога, героя эстонского национального эпоса Калевипоега, нечистой силы и так далее. Иногда считают, что «чашечники» обозначают места, где зарыты сокровища.
Скорее всего, появление «чашечников» связано каким-то образом с земледелием — так как во всем регионе Фенноскандии они встречаются лишь в тех местах, где возможна обработка земли. Там, где из-за природных условий люди могли заниматься лишь охотой и разведением оленей, подобные камни встречаются довольно редко.
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 239
В Эстонии, где ввиду небольших размеров страны, климатические различия крайне несущественны, «чашечники» встречаются в районах нынешних или бывших (пустошей) сельскохозяйственных угодий, жилья, дорог. Конечно, можно допустить, что на полях и вообще в окультуренном ландшафте легче найти такие камни, чем в глухом лесу. О днако тот факт, что « чашечники» в Эстони и н е встре -чаются на недавно освоенных землях, подтверждает предположение о привязке этих камней к местам древнего или средневекового землепользования. Да и сконцентрированы они в Эстонии в местах, где наиболее плодородные и удобные для обработки почвы, которые были освоены еще в древние времена. Наибольшая же концентрация «чашечников» наблюдается там, где проходили границы древних поселений. На этом основании эстонский ученый Вальтер Ланг выдвинул предположение, что «чашечники» служили для обозначения подобных границ.
Для датировки «чашечников», к сожалению, отсутствуют сопутствующие им культурные слои или артефакты. Хотя, как правило, локализация «чашечников» связана с захоронениями бронзового (1000—500 гг. до н.э.) и раннего железного (500 г. до н.э. — 50 г. н.э.) века.
Известно, что в Финляндии, в частности в Саво, традиция наносить чашеобразные отметки на камнях была жива дольше, чем в других частях Скандинавии и Эстонии, — некоторые из них относятся к периоду между 600 и 800 годами.
По находкам в Куусалу и Айнду (около Вильянди) можно сделать вывод , что отметки на этих камнях появились не позднее 1 100— 1200 годов. Основываясь на близости многих «чашечников» к могильникам бронзового и раннего железного века и сравнивая эстонские камни с датировкой аналогичных объектов в соседних странах (Швеции, например), а также сопоставляя с возрастом близле-
240
жащих археологических находок, можно предположить, что чашеобразные углубления на некоторых камнях относятся к концу бронзового века.
Происхождение и распространение обычая делать подобные отметки на камнях вписывается в контекст скандинавского культурного влияния в бронзовом и раннем железном веке. Так как чашеобразные отметки были единственным мотивом в скандинавской резьбе по камню железного века, можно предположить, что обычай вырезать «чашки» распространился на восточные берега Балтики во времена, когда петроглифы уже не делались, а традиция «чашек» была еще жива.
Что же касается изначального предназначения этих углублений, вырезанных на камнях, то единого мнения на этот счет не существует, и как заметил шведский археолог Гёран Буренхульт, что «попыток интерпретировать чашеобразные отметки делалось не меньше, чем число самих таких «чашек».
Вначале предполагали, что небольшие «чашки» в камнях — это углубления для жертвоприношений. Однако ныне исследователи проводят четкое разграничение между камнями «со знаками» (в данном случае — «чашками») и камнями-жертвенниками. Высказывались также робкие догадки, что их использовали для летоисчисления. Но серьезные исследователи сразу отсекают возможность трактовки «чашечников» — по крайней мере в Северной Европе — как объектов для астрономического наблюдения. Есть предположения, что они были как-то связаны с культом поклонения предкам.
Связь чашечников с границами владений и сельскохозяйственных угодий хоть и довольно очевидна, однако не дает ответа на вопрос об их предназначении. Изначально это не были межевые камни, так как на них нет никакой информации о владельце (владельцах), и вообще они вряд ли служили средством общения.
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 241
Связывают их с культом плодородия и сопутствующими ему обрядами, с культом огня, даже с добычей болотной руды... Однако ни одна из этих гипотез не является окончательно достоверной.
Ясно одно: раз «чашечники» весьма многочисленны и распространены по весьма широкой зоне, они должны были служить понятой и доступной всем цели.
Священные валуны
Однако вернемся в Россию. Загадочные камни, в том числе и «чашечники», встречаются и в других, не только северных и северо-западных регионах Центральной России, например, в урочище Чертово Городище в Калужской области, в Ярославской, Тульской областях.
В Тульской области ряд чашечных камней обнаружен в районах населенных пунктов Красный Холм (верховье реки Непряд-вы), Белоозеро (Кимовский район), Сабурово (Куликово Поле). Во всех последних трех случаях камни-«чашечники» не являются самостоятельными, а принадлежат мегалитическим культовым комплексам, контролируемым другими, более «важными» камнями.
Во многом это все предположения, так как искусственное происхождение многих «мегалитов» Русской равнины, чаш, следов и даже рисунков на них остается под вопросом.
Искусственное прои схожден ие , и соо тветственн о и мя « мегали т » приписывают, например, впечатляющему монументу в районе верховьев Дона — Конь-Камню на реке Красивая Меча. Первое упоминание о нем относится еще к XV веку: о нем говорится в описании путешествия в Кафу русского купца Голохвостова в 1499 году: «Клалися в судно на Мече у Каменного коня».
242
Вес основного блока Каменного коня — более 20 тонн. Он установлен на трех каменных опорах на берегу Красивой Мечи около села Козье. У местных жителей с ним связано немало легенд, поверий и преданий. Его еще с XIX века описывали многие исследователи. А в конце ушедшего века стали высказываться и предположения о функции этого камня как некоего прибора, предназначавшегося в древности для выполнения астрономических наблюдений.
В любом случае ясно одно — даже если внушительной величины валуны, какие являются редкостью в равнинных районах Центральной России, и не имеют ничего общего с мегалитами, а «письмена» и знаки на них — чисто природного, естественного происхождения, эти камни долгое время служили предметом поклонения и объектом совершения различных языческих или вообще колдовских обрядов.
Особое место среди камней и древних каменных сооружений Европейской части России занимают сейды и лабиринты Севера.
Культ сейд, или священных саамских камней, существовал по всей территории, населенной некогда саамскими племенами. В Карелии сейды известны на островах Немецкий Кузов и Русский Кузов около побережья Белого моря в районе Кеми, около озера Па-анаярви (на горах Кивакка и Нуорунен, у самой границы с Финляндией), на горе Воттоваара и, возможно, на горе Большая Ваара на северном берегу Петрозаводской губы. Обычно сейды располагаются на покатых скалистых склонах. Некоторые из них представляют собой естественные валуны и камни.
Саамы считали, что эти камни были живыми духами, которые могли прийти на помощь, если принести им в жертву животное (обычно оленя) или какую-то вещь. Жертвоприношение обычно совершалось около сейды, так как само место, где лежали камни,
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 243
считалось священным. К тем сейдам, которые располагались в недоступных местах, бросались камни, смоченные в крови принесенного в жертву оленя. Женщинам к сейдам вообще подходить запрещалось.
Один из первых исследователей сейд, финский ученый Матиас Александер Кастрен полагал, что сейды были своеобразным идолом, который саамы использовали для колдовства. Современные ученые выделяют две возможных линии в верованиях саамов, связанных с сейдами. Первая связана с восприятием сейд в качестве покровителей охоты (камни, похожие на животных), а другая (камни, похожие на людей) связана с культом предков. Поклонение сей-дам среди саамов продолжалось до начала XX века.
Кроме священных камней, во многих местах Русского Севера встречаются лабиринты. Особенно много их в Карелии, на Бело-морье, на Кольском полуострове. Есть лабиринты на Соловецких островах. Знаменит лабиринт у поселка Умба на Кольском полуострове — его диаметр 60 метров.
Назначение лабиринтов до сих пор не совсем ясно. Однозначно можно лишь сказать, что они связаны с какими-то древними языческими верованиями.
Едва ли не каждые несколько лет обнаруживают новые лабиринты и сейды. Причем, если раньше считалось, что распространение сейд ограничено в России Кольским полуостровом и северными районами Карелии, то в последнее время эти древние саамские святилища были обнаружены и на юге республики. Это лишний раз подтверждает, что прежде ареал расселения саамов был значительно шире.
Рассказывая про сейды и лабиринты, а также в контексте разговора о мегалитах (или псевдомегалитах) Европейской части России, стоит упомянуть о не раз мелькавших в последнее время со-
244
общениях о находках на Кольском полуострове исследователями-любителями якобы руин огромных древних каменных сооружений. Сообщали об этом не археологи, а энтузиасты, в основном увлеченные эзотерикой, а то и вообще поиском аномальных явлений. В лучшем случае в них пытались увидеть следы гиперборейской цивилизации, которая якобы существовала на Севере и была описана античными авторами.
На представленной видеосъемке скальные образования действительно напоминали руины огромных каменных сооружений.
Однако стоит вспомнить, что уже не однажды в разных уголках Земли — и в Южной Америке, и в Южной Африке, да и в разных частях Европы — результаты процессов естественной эрозии принимались путешественниками за «руины древних городов и дворцов». А отсутствие четких указаний на местоположение таких находок, любительский состав участников экспедиций, в конце концов отсутствие даже ссылок на какие-то исследования, например, раскопки в непосредственной близости от этих « памятников» ( обычно объясняемые ссылками на их труднодоступность) — все это не позволяет пока без скептицизма воспринимать информацию о подобных открытиях. Чисто визуальное сходство природных объектов с творениями рук человека, даже подкрепленное фото- и видеосъемкой, мало о чем говорит.
Кстати, даже некоторые настоящие сейды непросто отличить от обычных одиноких камней, как, впрочем, и наоборот — всегда существует соблазн любой крупный валун, тем более необычной формы, принять за древнее святилище...
Несколько лет назад вологодский археолог Иван Никитинский обнаружил на берегу лесной речки Коржа в Тарногском районе Во-логодчины примечательный четырехугольный куполообразный камень, напоминающий панцирь гигантской (3 на 2,4 метра) черепа-
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 245
хи. Грани камня четко сориентированы по сторонам света. Причем, считает археолог, это не случайная прихоть природы: огромный камень двигали, так как под него сделан был древний подкоп. Свою находку Никитинский окрестил Туиновским святилищем — по названию близлежащей деревеньки.
Как считает Никитинский, в рисунках, которыми покрыт со всех сторон камень, отображено языческое представление о мире. Это якобы «мировое дерево», как ось и опора мироздания, лестница на небо, лестница под землю, небесный корабль и пантеон богов — богиня-мать около «мирового дерева», бог-громовержец в солнце-подобном головном уборе, богиня охоты и лесов верхом на олене, богиня окультуренного пространства.
По мнению археолога, святилище функционировало в XIV— XVI веках и утратило свое ритуальное значение только после утверждения в этом регионе христианства.
Кроме рисунков, Никитинский обнаружил на камне под слоем мха и лишайников три надписи кириллицей и одну, представляющую собой, по его мнению, неизвестные письмена. Четыре знака, напоминающих иероглифы, высечены слева от «мирового дерева», у его корней.
В надписи кириллицей, которую удалось прочесть без труда, интерес ученых вызвала фраза «деко по маркуше». В вологодском и архангельском говорах сохранилось слово «дековаться», которое означает колдовские действия, направленные на уничтожение чего-либо. А маркуша в древней мифологии — персонифицированный образ сил зла, холода и мрака.
Земля на Туиновском святилище густо насыщена древесным углем, особенно между священным камнем и расположенной примерно в метре от него каменной плитой-алтарем. Видимо, на алтаре разводились ритуальные костры, поскольку обращенная к нему
246
сторона священного камня иссечена мелкими трещинами и имеет рыхлую структуру.
По мнению Никитинского, Тиуновское святилище не имеет аналогий ни в древностях славян, ни в древностях финно-угров, населявших ранее территорию Вологодчины.
Любопытно, что? из трактовок Никитинского является реальными научными гипотезами, а что — лишь досужими домыслами. В первую очередь это относится к « иероглифам»: всегда существует соблазн в неясных значках и линиях признать иероглифы неизвестной науке письменности. К сожалению, за прошедшее с 1997 года время, когда в прессе появились сообщения о находке Никитинского, никаких новых данных о Туиновском святилище и его исследовании найти не удалось...
Наконец, существуют данные о дошедших до наших времен древних каменных изваяниях — настоящих идолах. Причем не в степных районах, где подобное наследие скифов — не редкость (знаменитые скифские каменные «бабы»), а в лесных, северных районах Центральной России.
Так, около деревни Печаны (Псковская область) был хорошо известен такой идол — в 1969 году его перевезли в Святогорский монастырь. Он представляет собой серый камень-плиту размерами 1,18 на 0,86 ме тра . Лицевая сторон а его выпуклая , верхняя часть похожа на голову человека: плоский нос, слабовыраженные глаза, шея. В центре идола-камня на его лицевой стороне хорошо заметен восьмиконечный крест. На поверхности каменного идола видны следы весьма грубой первоначальной обработки. Верхняя часть головы утрачена, видимо тогда, когда он стал выполнять христианскую функцию.
Было и свое каменное изваяние в районе Переславля, что в Ярославской области. В берендеевских болотах стояла огромная
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 247
каменная баба, которой приходившие за клюквой селяне непременно приносили жертву как лесному божеству. Задабривали бабу и лесной ягодой, и хлебом, и молоком. В годы советской власти бабу положили в основание городской бани...
И эти примеры далеко не единичны.
Среди огромных одиночных валунов, которым в древности придавалось сакральное значение и которые стали предметом языческих культов, стоит назвать знаменитый Конь-камень на острове Коневец на Ладожском озере. Он имеет столь значительные размеры, что на нем некогда даже помещалась небольшая деревянная часовня!
В отличие от его «тезки» с Красивой Мечи, коневецкий валун никогда не пытались представить мегалитом — его естественное происхождение и положение ни у кого не вызывало сомнений. Хотя совпадение имен у камней вряд ли случайно: оно говорит о распространении какого-то культа, связанного с этими животными у древних племен, населявших оба, достаточно далеко расположенных друг от друга, региона.
Коневецкий Конь-камень был важным культовым центром западного Приладожья. По преданиям, на нем финские племена — предки карелов приносили в жертву коня. Отсюда и пошло его название. А сам камень дал имя всему острову. Считалось, камень оберегает домашних животных, которых туда перегоняли на летнее время.
После основания на Коневце православного Рождественского монастыря, церковь как бы «переосвятила» камень, соорудив на нем часовню.
И Конь-камень на Ладоге не единственный языческий памятник, с возникшими вокруг которого культами активно пыталась бороться православная церковь.
248
Бродячий Синь-камень
На самом берегу Плещеева озера, неподалеку от подножия Александровой горы, находится памятник седой древности, широко известный в Переславском крае под именем Синего камня, или Синь-камня.
Переславская земля, что расположена в ста километрах от Москвы, прославлена великими христианскими святынями. Здесь родина благоверного князя Александра Невского; здесь на каменном столбе, поедаемый комарами, дни и ночи молился святой Никита Столпник. Сейчас в этом небольшом городе, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря — два мужских и два женских, практически во всех храмах идут богослужения. И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди них — огромный Синь-камень, история которого насчитывает несколько тысячелетий. И это неспроста. Камень окружен легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.
Округлый, похожий на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, он, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается нетронутым белым покровом — едва прикоснувшись к нему, снежинки тают. Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это — дары современных язычников: камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходят сюда «набираться силы и здоровья».
Этот символ поклонения притащил сюда, в район Плещеева озера, в далекие времена ледник.
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 249
Потом льды отступили. Огромный валун обосновался на круче северо-восточного берега образовавшегося озера. Много тысячелетий пролежал он на вершине горы, зовущейся сегодня Александровой. А когда в этих местах появились первые люди, валун сразу привлек их внимание своими размерами и необычным темно-сизым цветом. Он сделался предметом поклонения язычников финно-угорского племени меря. Они чтили его как бога, приносили ему жертвы. И славяне, позднее колонизировавшие эти края, как и ме-ряне, обожествляли камень. Они посвятили этот холм богу Яриле и назвали валун Синь-Камнем. Его считали сердцем языческого бога Солнца, украшали цветами и лентами, водили вокруг святыни хороводы. С приходом христианства эти обряды были объявлены греховными, но многие люди продолжали поклоняться камню.
Рядом располагался летописный предшественник Переславля город Клещин, сохранивший свои земляные валы XII века.
В летописи города Переславля Синий камень впервые упоминается в XVI веке. Летописец отзывается о нем весьма нелестно: «Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом в боярку, в нем же вселися демон, мечты творя и прилагая к себе ис Пе-реславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и к нему стечахуся из году в год, и творяху ему почесть».
На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия — он сгорел. Затем уже в XIII веке на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего — по праву старшего сына великого князя Владимирского — владетелем Переславля. Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме — вскоре после смерти Александра (именем которого и назван холм) на их месте был выстроен
250
монастырь, с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX века. Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками — насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала...
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с «христианскими язычниками», которые продолжали свои «бесовские игрища» вплоть до начала XVII века.
Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что действовал он по специальному распоряжению самого Василия Шуйского!) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости «святых отцов», исчез.
Возможно, это было уже не первое исчезновение камня. Существуют предания, согласно которым Синь-Камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, и пожар Клещина, после которого город и был перенесен на место нынешнего Переслав-ля, последовал непосредственно за сим актом. По крайней мере из повествования о «погребении» камня во времена Шуйского не ясно — находился ли он тогда все еще на вершине горы, или же покоился уже у ее подножия, на берегу озера?
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму, и уже через 15 лет камень «выбрался» на поверхность и пред-
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 251
стал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.
Так продолжалось лет полтораста. Переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И наконец, придумало способ заставить валун служить непосредственно христианству — решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж. Зимой 1788 года камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега двенадцатитонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей...
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-Камень медленно, но перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя шестьдесят лет, в конце 1840-х, он оказался на берегу озера, где спокойно « улегся». Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
Сегодня Синь-Камень продолжает двигаться, но теперь уже вниз, под землю, вызывая у местных бабок-шептуний версию о близком конце Света. За время «блужданий» Синь-Камня вокруг него возникла целая мифология. Так, местные жители полагают, что появляется камень перед наступлением благоденствия для России, а пропадает перед временем бедствий.
И действительно, если внимательно рассмотреть фотографии Синего камня, сделанные в разные годы, то можно увидеть его «движение». Например, на снимке, сделанном в 1954 году, камень, почти на полтора метра выступавший из-под земли, мог спокойно разместить на своей огромной синей спине 30 человек. Сейчас на поверхность выступает он лишь на высоту 20— 30 сантиметров.
252
«Сильны еще в людях темные силы, — вздыхает местный священник, — сами не могут разобраться во что верят — на Пасху в Православный храм идут, куличи освящают, а в ночь на Ивана Купала — опять к камню!» И действительно, в июньскую ночь, накануне православного праздника Иоанна Предтечи, как встарь собирается у Синь-Камня молодежь из Переславля и окрестных деревень. До утра идет гулянье на берегу озера. Особые почести воздают камню, усыпая его живыми цветами от подножья до макушки, не забывают и берегиню Плещеева озера, пуская по водной глади венки, бросая на дно монеты. Гуляют не по-современному — без магнитофонов и плееров: поют сложенные в этих местах песни, частушки: «Синий камень, синий камень, синий камень — сто пудов, синий камень так не тянет, как проклятая любовь». Девушки приходят сюда с тайным желанием встретить сердечного друга, ведь на это гулянье съезжаются и заезжие женихи — из Москвы, Ярославля.
Но почему же все-таки уходит от нас Синий камень? Объяснений этому много. Инженер по туризму Переславского национального парка Галина Игоревна Разумовская полагает, что виной тому и топкие берега Плещеева озера, которые не выдерживают огромной тяжести камня, пуская его под землю, и оголтелые туристы, которые непременно прихватывают с собой сувенир — кусочек от Синь-Камня. И если бабульки в «погружении» камня в землю видят плохой знак, то батюшка рассуждает по-своему: «Православных храмов в последние годы много здесь открылось, только монастырей — четыре, с утра до ночи возносятся молитвы к Господу, вот и не нравится это идолу, прячется он от благодати».
Кто-то склонен объяснять движение камня «ветровым режимом и режимом течений озера». Иногда, кроме мистических свойств, выдвигается космическая версия происхождения таких камней.
«СЛЕДОВИКИ» И « ЧАШЕЧНИКИ» 253
Как бы то ни было, музейные работники всерьез озадачены проблемой сохранения камня как памятника языческой культуры. Что только ни пробовали сделать, чтобы сберечь синий валун для потомков — и железной оградой окружить, и почву вокруг него укрепить, но все бесполезно — камень с каждым годом все ближе перемещается к озеру, все глубже уходит под землю. Лет через двадцать память о нем, возможно, останется лишь на фотографиях да в преданиях. Синь-Камень уходит от людей. А к хорошему это или к плохому — время покажет.
Вообще заметим, что движущиеся («шагающие») священные камни достаточно известны исследователям; таков, например, знаменитый валун в Долине Смерти в Калифорнии, движущийся столь быстро, что почти всегда можно видеть оставленный им на песке след. Другая любопытная параллель — Камень Артура в Уэльсе. Там, в Гламоргане, на высоком берегу моря находится знаменитое захоронение, могильная камера которого сложена из каменных плит; в шутку говорят, что покровной плитой для этой камеры стал камешек, попавший в туфлю короля Артура и вытряхнутый им на этом месте.
Любопытно также совпадение — камни, из которых сооружен комплекс Стоунхенджа в Англии, именуют «blue stones» — «синими камнями». Одним словом, загадок вокруг Синь-Камня на Пле-щеевом озере за века его «низвержения» не поубавилось...
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|