Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа

ОГЛАВЛЕНИЕ

Дети солнца

Двести поколений назад миссионеры солнечного культа и торговцы, следовавшие за ними по пятам, разнесли по побережьям Африки и Европы множество новинок. Среди них были изображения корабля или коня, на которых, как считалось, солнце переезжало ночью с запада на восток, чтобы вновь взойти утром. Среди них были и постройки из огромных камней-мегалитов: прежде всего могильники. Впрочем, название «мегалитические постройки» — не из самых удачных. Дело в том, что на юге, на африканском берегу, на Мальте, в Сицилии, на Балеарских островах такие же по характеру сооружения возводились из небольших камней.
Их можно увидеть в ущельях северной части Кавказского побережья, километрах в пяти от берега моря. Есть они и в сердце Кавказа — в Кобыстане, и на берегу острова Джерси в проливе Ла-Манш, и на французском полуострове Бретань. Дольмены, во многом похожие друг на друга (различия столь тонки, что важны только для специалистов), можно найти везде, где недалеко море. Не великаны и не космические пришельцы притаскивали издалека, отесывали и устанавливали глыбы в десятки тонн весом так, что на самом деле трудно засунуть в шов лезвие ножа, пишет в своей книге «Зарождение зодчества» В. Глазычев.
...Их не надо было открывать. Они всегда стояли на своих местах. Шли века, менялись народы на исторической сцене, а они все так же возвышались над землей. Речь идет, разумеется, о камен-

154

ных сооружениях, которыми буквально усеяны побережья омывающих Европу морей. Считалось, что под камнями мог скрываться клад, и кладоискатели занимались своим делом так упорно, что до наших дней сохранилось немного ценностей. Разрешение на поиск кладов в старых каменных пустошах давали сами французские и английские короли! Король готов Теодорих даже издавал декреты о конфискации находок: все, что в земле, должно было принадлежать королю.
Громадные камни, установленные неведомой рукой в таинственном порядке, возбуждали фантазию, и многие из заколдованных замков, в которых Рыцари Круглого Стола переживали приключения, леденившие душу слушателей, несомненно достроены воображением рассказчиков над каменными глыбами южной Англии и полуострова Бретань.
Герой англо-саксонского эпоса « Беовульф» пережил подобные приключения еще раньше, не позже IX века нашей эры:
...Под поседевшим камнем, под курганом глядел он на труды гигантов: нерушимо стояла эта вечная пещера, и каменные своды опирались на толстые могучие столбы.
Как выясняется, древние эпосы весьма точны. Описание соответствует действительности: не все каменные «замки» стояли на поверхности. Многие были засыпаны высокими земляными насыпями, как, например, Нью-Грендж неподалеку от Дублина, в Ирландии. Свод ( образованный сдвинутыми к центру рядами камней — все тот же «ложный свод», каким перекрыты гробницы царей в Микенах, найденные великим мечтателем Шлиманом) обрушился

ДЕТИ СОЛНЦА 155

под тяжестью земли еще в римские времена — в яме нашли две монетки, брошенные туда легионерами. Но когда-то свод достигал 6 м в высоту, от центрального зала отходили еще три меньших, а внутрь вела низкая галерея 20-метровой длины.
Но есть здесь еще кое-что: все камни — и те, что образовали стены галереи, и тот, что служил балкой над входом, — покрыты гравированными на каменной поверхности рисунками. Это бесконечные спирали, ряды спиралей, петли, треугольники со скругленными углами. Но среди этого буйства геометрии встречаются кое-где изображения людей с топориками в руке и... кораблей. Историку непременно надо быть немного географом, чтобы разобраться в собственной науке. Когда все или почти все сооружения были зарисованы, сфотографированы, обмерены, когда их расклассифицировали по группам: менгиры (одинокие вертикальные глыбы в 5, 10 м, а то и выше), кромлехи (круги, составленные из менгиров), дольмены (огромные «ящики», составленные из каменных плит), — проступила одна закономерность. Да, мы не назвали еще четвертую группу, к которой принадлежит Нью-Грендж, — подкур-ганные склепы и склепы, вырубленные в мягкой скале...
Так вот, закономерность же заключалась в том, что в почти одинаковых сооружениях, разделенных нередко сотнями километров, были когда-то похоронены люди, принадлежавшие к разным народам, пользовавшиеся разной посудой, оружием, инструментами. Такого разнообразия не могло бы быть, если бы менгиры, дольмены, кромлехи, склепы сооружал какой-то неведомый нам народ. Народ оставил бы свой « почерк», но его-то и не обнаружили — были только похожие сооружения.
Не правда ли, сама собой напрашивается аналогия: когда христианские миссионеры разносили по свету новую религию, они везде воздвигали один тип сооружения — церковь. Так же поступали

156

мусульмане, воздвигая мечеть; буддисты строили буддийский храм. Миссионеры использовали местный материал и привычные для туземцев строительные приемы, но также поступали и носители солнечного культа. На островах Средиземного моря все сооружалось из небольших камней, а на скалистых берегах севера — из гигантских — мегалитов, что на излюбленном учеными греческом и означает «большие камни».
Укрепив свои географические познания, ученые выяснили, что мегалитические сооружения расположены отнюдь не случайно. Они довольно узким поясом окружают Средиземное море, их много на его островах — Мальте, Липарийских, Балеарских. Их немало на берегу Черного моря (и на северном Кавказе, где, правда, дольмены мельчают: чем дальше от моря, тем они «миниатюрнее»). Этих сооружений много в Испании и Португалии, во Франции, особенно в Бретани (полуостров, который никак нельзя миновать, пересекая Бискайский залив при движении с юга), в Англии... Постепенно выяснилось, что было как минимум три «строительные школы», три религиозные секты. Одна из них (любители входа в виде «замочной скважины», прорезанной в каменной плите спереди) прошла через всю Францию и северную Германию и вышла в Швецию. Другая прошла вдоль Пиренеев к Бретани и переправилась в южную Англию и ту часть Ирландии, что обращена к Англии. Наконец, третья обогнула Испанию и Португалию, а затем напрямик через море дошла до западной Ирландии и вокруг Шотландии — в Данию и Швецию. Это как-то мало похоже на недавно еще казавшийся очевидным образ «доисторического» прошлого, в котором племенам полагалось сидеть на месте и ничего не знать о большом мире. Но так всегда и бывает: прошлое остается неизменным, но наше знание о нем меняется с каждым поколением ученых.
Итак, через море протянуты несколько цепочек, у которых должен быть единый центр на юго-востоке (относительно Западной

ДЕТИ СОЛНЦА 157

Европы), на юге (относительно Кавказа) и на западе (относительно Индии). Таким центром может быть только Месопотамия или Египет. Скорее Египет. Помните, на камнях Нью-Грендж были изображения кораблей? Достаточно взглянуть на рисунки, чтобы сразу увидеть подобие: не только на скалах Швеции, но и в горах Северного Кавказа (где вряд ли видели морские суда) и даже на Урале корабль перевозит Солнце.
Египтяне нимало не сомневались в том, что ночью зашедшее на западе светило перевозится кораблем, чтобы оно снова могло взойти на востоке. Вполне возможно, что эту веру начали разносить по морю еще до того, как фараон Верхнего Египта завоевал Нижний Египет. Тур Хейердал безусловно доказал, что еще не деревянные, а папирусные корабли египтян обладали великолепными мореходными качествами. Почему все-таки миссионеры солнечного культа отправились за тридевять земель обращать в новую веру неведомые народы? Этого мы не знаем и скорее всего не узнаем, ведь письменности еще не было или почти не было в то время. Но остается уже никем сегодня не оспариваемый факт: они это сделали.
Но если новая вера требовала сооружать для умерших огромные гробницы, миссионеры должны были развезти по морям и принципы их сооружения. И когда в Египте строили первые пирамиды, на Мальте и в Сицилии начали сооружать нечто подобное. Разве курган, где бы он ни был насыпан, не означает того же, что и пирамида? К тому же курган не насыпан просто на земле, он прикрывает сооружение, более сложное или простое, но сооружение. А разве нет параллели между ранними египетскими гробницами «мас-табами», сложенными из необожженного кирпича, и дольменами, сложенными из каменных глыб?
Оказывается, мир был огромен, но все же един, и умение обращаться с глыбами камня, как если бы те были обычными камнями,

158

понимание безмерной важности огромной работы были восприняты множеством народов. Нередко культ мертвых понимают упрощенно, но нельзя забывать, что для людей того времени смерть как таковая не существовала, она означала просто переход от хрупкой, земной жизни, к другой, вечной. Тысячи людей работали в поте лица, передвигая каменные глыбы, водружая их одну на другую, наваливая горы земли, ради жизни, не ради смерти. Мы знаем иное, но приписывать людям далекого прошлого наши знания, наши ощущения было бы нелепо. Они во многом походили на нас с вами, но отличались от нас в еще большей степени.
Для того, чтобы понять, что это была за работа, нам хватит одного примера. В 1960 году работники Сухумского музея решили вывезти из недалекого Эшери дольмен и поставить его перед своим зданием. Они выбрали самый маленький, но только двумя автомобильными кранами удалось снять каменную крышу. Поднять же ее снова и уложить в кузов мощного грузовика и двум кранам оказалось не под силу. Затем, используя мощные домкраты и краны, крышу и стены все же перевезли. Но как ни старались монтажники развернуть каменную крышу так, чтобы высеченные когда-то в ней « гнезда» точно пришлись над «шипами» стен, добиться этого не удалось. Пришлось расширить «гнезда», а ведь там же, в Эшери, есть дольмен, крыша которого весит ни много ни мало 22,5 тонны! Нет, дело не просто в мускульном усилии — крышу дольмена, перевезенного к музею, могли поднять 150 человек, не так уж много. Дело в другом. Надо было идеально синхронизировать движения множества людей. Надо было предельно точно разметить «шипы» и «пазы», а это совсем не просто на деле, даже когда пользуешься стальной «рулеткой». Наконец, непременно требовалось перенести эту разметку на другую, внешнюю сторону плиты, иначе, затащив ее на временную насыпь и двигая вперед-назад, вправо-влево, никак бы не уда-

ДЕТИ СОЛНЦА 159

лось насадить крышу на стены. Насадка же была идеально точной: между стенкой «гнезда» и «шипа» не прошло бы и лезвие ножа.
Это означает только одно: тот, кто руководил работой, владел немалым строительным умением и фактически был архитектором, как бы ни назывался.
Все было еще сложнее, поскольку кроме первобытных миссионеров были еще люди, способные разносить по свету новые знания: по пятам миссионеров всегда шли торговцы. И в Африке, и в Азии, и в Америке. За Библией наступала очередь винтовки и «огненной воды» — водки.
Примерно то же самое происходило, когда по всему Средиземноморью распространялись греки и финикийцы: рядом с храмом Зевса или Мелькарта обязательно появлялись бронзовые мечи и амфоры с вином. Но оказывается, что подобная история случилась еще раньше. За строителями дольменов и кромлехов двигались бродячие торговцы, которых ученые называют «народом бейкеров». «Бейкеры» — это похожие на перевернутый колокол тонкостенные глиняные кубки, всегда, без единого исключения, сопровождавшие людей этого народа в загробную жизнь. Рядом с кубками всегда находят одну пуговицу конической формы (в холодном климате торговцы носили тяжелые плащи) и странную «дощечку» из камня с четырьмя отверстиями по углам. Наконец, одно погребение раскрыло загадку. В отверстиях сохранились золотые бусины, к которым были привязаны когда-то кожаные шнурки, явно крепившиеся к кожаной полоске — от нее осталась только бронзовая пряжка. Это специальный налокотник — щиток, защищавший руку от удара тугой тетивы лука, способного за один раз содрать с руки кожу. И еще рядом почти всегда оказывался широкий бронзовый кинжал...
Теперь все стало на свои места. Люди бейкеров везли на север драгоценный металл, обменивая его на янтарь датских, германских

160

и польских берегов или на черный янтарь Англии и Ирландии. Более чем вероятно, что бродячие торговцы развозили и рецепт приготовления пива, которое уже давно варили и в Месопотамии, и в Египте. Люди бейкеров бродили по огромной территории, простиравшейся от Шетландских островов до Сицилии, от Португалии до Австрии и Польши. Их родину искали долго и наконец нашли — это Испания, куда искусство металлургии пришло с Ближнего Востока. Как всякие настоящие торговцы, люди бейкеров были довольно равнодушны к религии и приспосабливались к той, которую заставали на месте. Поскольку же они обнаруживали на побережье уже знакомый нам куль т солнца, они восприняли и его и (вот, собственно, почему нам здесь так важно о них знать) на том единственном месте, где они нашли вторую родину, в южной Англии, участвовали в строительстве знаменитого Стоунхенджа. О последнем мы еще поговорим, а здесь добавим: это их могильники — те маленькие кружочки, которые мы видели на плане Уиндмилл-хилла. Это они первыми встретили «народ боевых топориков», который двигаясь на запад от Урала, снес по дороге поселения Трипольцев, а потом постепенно перенимал навыки земледельческих народов и осел на берегах Северного моря — в Германии, Дании, Швеции.
Да, период между 2500 и 1500 годами до н.э. был в Западной Европе весьма оживленным. Люди боевых топориков уже были солнцепоклонниками, но пройдя степи Причерноморья, где уже приручили коня, они, кажется, уверовали, что солнце ночью перевозится с запада на восток колесницей. Когда произошла встреча, две идеи начали сливаться в одну: и корабль, и конь стали означать солнце. И бронзовые бритвы, найденные в Скандинавии, и имеющие форму корабля означают дневное светило; и «коньки» на крышах наших изб означают его же — с тех давних времен; про рисунки же на скалах и говорить нечего — те говорят сами за себя.

ДЕТИ СОЛНЦА 161

Оказывается, что на переломе от каменного века к бронзовому и весь бронзовый век было время мореходов. Но корабли надо было строить, а чтобы построить корабль из дерева, надо как минимум обладать навыком строительства. В 1921 году на самой границе между Данией и Германией был наконец найден такой корабль двадцатиметровой длины, с высокими носом и кормой и острым килем. Точно такой, какие были известны по гравированным рисункам на камнях. Этот корабль принадлежит к более позднему времени — примерно к 400 году до н.э., когда в Греции бушевала Пелопоннесская война. Это установлено твердо уже по тому, что вместе с кораблями были похоронены железные мечи, железо не могло появиться в этих широтах много раньше, радиоуглеродный анализ лишь подтвердил эту дату. Захороненный корабль был отбит у морских разбойников: вместе с ним лежали не только восемь мечей, но по полторы сотни щитов и копий с бронзовыми наконечниками. Значит, пиратская команда насчитывала не менее 150 человек.
Построить такой корабль было нешуточным делом: противостоя волнам, он должен был идти через бурное море сотни километров, и корабельщик придавал ему идеальную форму — ту, что без изменений дошла к нам через века в формах кораблей викингов, ходивших и на Сицилию, и к Новгороду, и к Киеву. Народ, который мог строить такие корабли, мог строить и замечательно сложные сооружения, его строители владели искусством композиции, хотя слова такого еще не знали.
Да, они умели строить и поклонялись солнцу. Значит, они должны были быть и астрономами, знать законы движения солнца, фазы луны, положение звезд: иначе они никогда не сумели бы пересечь Бискайский залив или идти от Шетландских островов к Скандинавии. Значит, они вполне могли построить Стоунхендж.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.