Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Непомнящий Н., Кривцов Н. Доисторическая Европа
Наскальная летопись Северной Европы
В Европе наскальное искусство представлено во всех важнейших регионах. Точнее во всех, где есть скалы. Или хотя бы крупные камни.
Северная Европа — не исключение. Наскальное искусство встречается во всех частях Северной Европы — в Скандинавии, Финляндии и на севере России. Причем как в прибрежных зонах, так и по берегам озер и рек.
Сразу обратим внимание на важную особенность петроглифов и древней живописи этого региона — большинство подобных «картинных галерей» привязано к воде. Причем изначально эти изображения наносились у самого уровня воды — их создатели жили (и кормились) у моря или внутренних водоемов, а к тому же в прибрежной зоне всегда было много удобных для работы художника гладких скал.
Это обстоятельство весьма важно — по изменению уровня воды можно (пусть и примерно) определить и возраст некоторых петроглифов. И наоборот — расположение древних изображений помогает воссоздать облик ландшафта во времена, когда его населяли древние люди, оставившие нам свои картины.
Первые охотники и собиратели появились в Скандинавии более 10 тысяч лет назад, сразу после ухода ледников. Погода теплела, а снег отступал. Люди жили на краю обитаемого мира. Но о тех временах сохранилось мало свидетельств.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 115
Во времена палеолита (8000—4000 гг. до н.э.) в Скандинавии уже прочно утвердились охотники и рыболовы, которые и стали создавать первые наскальные изображения.
На юге Скандинавии условия были более благоприятными и способствовали развитию сельского хозяйства. К 1500 году до н.э. в Дании и южной Швеции климат стал таким же теплым, как в сегодняшнем Средиземноморье. Примерно к этому времени там началось использование бронзы, а еще тысячу лет спустя — железа. Таким образом, когда север полуострова еще жил в каменном веке, юг вступил в бронзовую и железную эру.
И самая большая концентрация петроглифов в Скандинавии связана именно с сельскохозяйственными обществами бронзового века, которые жили на юге западной Швеции, в нынешнем северном Бохуслене. Вторая группа — петроглифы в районе Альты, в северной Норвегии, которые связывают с еще бесклассовыми сообществами каменного века, чье существование основывалось на охоте и рыбной ловле.
Петроглифы Альты и Танума в Бохуслене внесены в почетный список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что говорит о мировом значении этих памятников культуры древних веков. Однако исследование наскального искусства европейского Севера началось гораздо раньше, чем на них обратило внимание мировое сообщество.
Первые описания наскальных картин Швеции были сделаны еще в 1627 году, Норвегии — в 1823 году, Дании — в 1830-м, Финляндии — в 1911-м и Северной России — в 1848-м.
Наскальное искусство Северной Европы представлено тремя типами, или точнее техниками. Это петроглифы, то есть вырезанные на камне изображения, «выскобленные» фигуры и, наконец, живопись. Несколько панелей с « выскобленными» фигурами встречаются только в ограниченном географическом регионе вдоль по-
116
бережья северной Норвегии, в то время как примерно сто скальных панелей с живописью встречаются во всех странах региона. Любопытно и то, что в Финляндии, наоборот, представлена практически только живопись (61 комплекс изображений против всего одного петроглифа). В России же, наоборот, обнаружен всего один небольшой комплекс древних картин, нанесенных краской, при том, что петроглифы весьма многочисленны.
Не случайно, что именно петроглифы Северной Европы исследованы лучше всего — в общей сложности в регионе выявлено две тысячи панелей с древними гравюрами. Большинство из них выполнены на цельных скалах, за исключением Дании, где они помещены на валунах, часто на насыпях могильников эпохи неолита и бронзового века.
Отсутствие петроглифов на территории Финляндии представляет собой определенную загадку. Ведь если в Дании для создания вырезанных изображений были в распоряжении лишь отдельные валуны, принесенные ледником, то в Финляндии, богатой скалами, для этого были просто идеальные условия.
Наскальное искусство южной части Скандинавии и севера принадлежит не только двум разным эпохам, но и двум совершенно разным культурам.
На севере художниками были рыболовы и охотники каменного века (5000—1800 лет до н.э.), в то время как на юге — земледельцы бронзового века (1800—500 лет до н.э.). Поэтому неудивительно, что изображения из двух этих регионов так различаются по сюжетам и мотивам. На севере это в основном олени, лоси, лодки, человеческие фигуры, сцены охоты и рыбной ловли, а также геометрические знаки, на юге — лодки, человеческие фигуры, иногда со вполне идентифицируемым оружием, животные, сцены пахоты, колесные повозки, ладони, ступни, диски, круги и чашеобразные отметки.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 117
Здесь стоит заметить, что обилие «чашек», а также изображений ступней, дисков, кругов и других абстрактных знаков и символов весьма роднит древнее искусство южной Скандинавии с Северо-Западной Россией и Прибалтикой, что, безусловно, должно наталкивать на мысль об определенной общности культур этих регионов или хотя бы об их взаимодействии.
В позапрошлом веке ученые, пытаясь найти истоки наскального искусства южной Скандинавии, связывали его с изображениями лодок и людей с топорами, найденными в Бретани и Ирландии. Другие обращались за сравнением к Средиземноморью и даже Ближнему Востоку. Третьи же вообще не видели в наскальных изображениях юга Швеции и Дании ничего необычного и считали, что сюжеты и мотивы этих петроглифов имеют свои корни в ритуалах местных жителей.
В настоящее время поиск истоков скандинавского наскального искусства уже мало занимает ученых, больше они обращают внимание на взаимовлияние двух культур — севера, которая развилась в саамскую, и юга, ставшую культурой викингов, а затем разделившуюся на датскую, шведскую и норвежскую.
В начале, в XIX веке, наскальное искусство южной Скандинавии интерпретировали как попытку зафиксировать реальные исторические события, сражения, войны. И в изображениях лодок пытались увидеть прототипы кораблей викингов. Затем в петроглифах стали искать и отображение различных культов, например, погребальных.
Датировка петроглифов строилась на сравнении изображенных на них оружия и лодок с археологическими находками или изображениями лодок на бронзовых изделиях. Также датировка проводилась по послеледниковому поднятию суши.
Лучше всего этот метод показал себя в Альте, где петроглифы тянутся над береговой линией на разной высоте, и эта линия может представлять основу для сравнительной хронологии. Конечно,
118
подобный метод датировки не очень точен, однако благодаря нему можно с уверенностью утверждать, что древнейшие петроглифы в Альте не старше конца V тысячелетия до н.э., в Немфорсене в северной Швеции — немногим старше конца IV тысячелетия до н.э., а в Бохуслене — максимум 1800 года до н.э.
Именно в Альте, а также в Вингене в Норвегии, а также в Нем-форсене в Швеции мы находим самые большие и сложные панно, связанные с охотой каменного века.
Имя Немфорсен петроглифы северной Швеции (примерно 3000—1000 гг. до н.э.) получили по названию водопада, по скалам вдоль которого и тянутся изображения. Здесь обращает на себя внимание обилие фигур лося.
Сегодня для посетителей этих мест главная доминанта — шум водопада. И лишь в 10 часов вечера, когда плотина над водопадом закрывается, наступает густая тишина. Рыбаки, которые создавали картины на скалах, не могли себе вообразить, что здесь когда-либо может затихнуть водопад. Зато когда плотина перекрывает реку и русло ее под водопадом «пересыхает», можно попасть на острова, где как раз и найдено больше всего петроглифов.
Считается, что петроглифы Альты связаны с шаманизмом, который практиковался на протяжении каменного века и позже. Наличие целых композиционных групп среди изображений роднит петроглифы Альты с беломороскими, хотя сами композиции в северной Норвегии и Карелии имеют мало общего.
Существует также вопрос о связи доисторических стоянок с локализацией петроглифов. Такая связь достаточно очевидна в Альте и Эстфольде в Норвегии, Немфорсене в Швеции и Залавруге на Белом море в России.
Значительный интерес с точки зрения истории представляют петроглифы в Сольбакке, обнаруженные в 1923 году на террито-
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 119
рии фермы Наг в Странде, Норвегия. Они датируются примерно серединой I тысячелетия до н.э. Таких скал с изображениями в Странде много, но панель, которая находится в Сольбакке, самая большая и знаменитая.
Группа картин там состоит из 40 фигур, в основном лодок и колец. Подобные петроглифы отражают религиозные воззрения и выполнялись в бронзовом веке.
Изображения колец представлены двумя типами — концентрическими кругами и спиралями. По всей видимости, это своего рода солярные знаки, и отражают они характер верований древних предков норвежцев.
Как и в других местах Скандинавии, особое внимание исследователей в Сольбакке привлекали изображения лодок.
Лодка — самый распространенный и самый важный сюжет в наскальных изображениях бронзового века. Короткие вертикальные линии на лодках, вероятно, обозначают команду или пассажиров.
Лодки представлены в Сольбакке двумя типами. Одни имеют закругленный корпус, и черточки (люди?) поставлены на них вертикально. Такие изображения характерны для южной Норвегии. Другой тип лодок — короче и более угловатый. Некоторые считают, что это лодки, сделанные из шкур, а их изображения родственны старейшим петроглифам Норвегии (например тем, что обнаружены в Альте). Если это так, то значит, эти рисунки сделаны на несколько веков ранее, чем остальные, и, возможно, принадлежат представителям другой культуры.
Что касается «выскобленных» изображений, то их находят только в северной Норвегии, в приполярных районах. Они относятся ко временам мезолита или раннего неолита. В основном это весьма натуралистичные изображения оленей, лосей. Самое же крупное из «выскобленных» там изображений — это рисунок касатки.
120
Наскальная живопись в основном представлена в Финляндии, хотя встречается и в Норвегии, Швеции и России. Она датируется периодом от 5000 до 100 лет до н.э. Больше всего рисунков, выполненных краской, в южной и центральной Финляндии, в южной Швеции, в Норвегии (в основном на севере) и в северо-западной России — исключительно на полуострове Рыбачий на Баренцевом море.
В Норвегии живописные изображения встречаются в основном в пещерах, иногда на укрытых вертикальных поверхностях. Причем если тут доминируют человеческие фигуры, то на открытых скалах — и человеческие фигуры, и животные (олень, лось). Считают, что пещерные изображения связаны с обрядами инициации.
В Швеции и Финляндии изображения, нанесенные краской, встречаются только вне пещер. Они, как и петроглифы, могут быть интерпретированы как часть ритуалов, связанных с охотой, духами и шаманизмом.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что наскальные изображения юга и севера Скандинавии принадлежат двум различным культурам (протосаамам и предкам современных скандинавов). Судя по некоторым из них, эти культуры известное время сосуществовали в одних и тех же местах. Причем «южное» наскальное искусство исчезло как таковое во времена викингов, в то время как «северное», саамское, продолжало существовать и позже. Несколько особняком стоит наскальная живопись Финляндии — как по технике, так и по сюжетам она во многом отличается от древнего искусства остальной Скандинавии. Отдельного разговора заслуживают и следы художественного творчества древних людей, обнаруженные на севере России.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 121
Художники-охотники и рыболовы
В нескольких часах езды от знаменитого мыса Нордкап — самой северной точки Европы, лежит городок Альта. Он совсем небольшой, однако его слава давно уже перешагнула границы провинции Финнмарк. Не только в Норвегии, но и во всем мире Альта известна своими древними, прекрасно сохранившимися петроглифами.
Первые изображения здесь были открыты осенью 1972 года. Около 4 тысяч из них распознаны и идентифицированы. Они нанесены примерно на 60 участках скал в четырех отдельных зонах вокруг Альты. Крупнейшая находится в местности Йепмалуотка.
Это место, название которого в переводе с саамского означает «тюлений залив», расположено у самой «головы» Альта-фьорда. Как определили ученые, когда первые изображения высекались там на скалах, уровень моря был на 8—26 метров выше, чем сегодня, а климат — гораздо мягче, примерно такой, как ныне в южной Норвегии. Но, как и повсюду в Северной Европе, по мере отступления ледяной шапки, земля поднималась, открывая все новые поверхности скал для работы древних художников.
Сегодня петроглифы окрашены в красный цвет, чтобы их лучше было видно. Маловероятно, что то же делали изначально первобытные люди. Однако тем не менее петроглифы были хорошо видны на рассвете и закате.
Йепмалуотка — единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики. Рядом создан и музей петроглифов. Вокруг древних гравюр, нанесенных на плоские горизонтальные скалы, сооружены дощатые настилы, так что рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений. А в Альте их больше, чем где бы то ни было еще в Европе.
122
Наскальные изображения вырезались в течение долгого периода времени: самые древние были созданы более 6200 лет назад, в то время как самым последним «всего» 2500 лет. Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы поселения примерно 4200—500 годов до н.э.
Петроглифы Альты созданы охотниками и рыболовами — их образ жизни и занятия, а также ритуалы и мифология отражены на этих картинах.
Картины изображают людей, животных — оленей, лосей, медведей, рыб и птиц, лодки и оружие. На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также музыканты с «рунебоммен» — шаманским барабаном, который саамы используют при исполнении своих ритуалов.
Благодаря прекрасной сохранности петроглифов Альты, их обилию и ценности, в 1985 году ЮНЕСКО внесло их в Список Всемирного наследия.
Здесь много любопытных картин: напоминающие лестницы ограды (или загоны-ловушки?), люди в лодках, вероятно, забрасывающие сети.
Иногда можно увидеть и фигуру медведя, который был самым священным животным: считалось, что он может переходить из одного мира в другой. Любопытны и изображения лодок — судя по некоторым из них, можно сделать предположение, что у древних обитателей этих мест часть лодок предназначалась специально для перевозки грузов (кстати, рядом, в музее, можно увидеть реконструкцию старинных лодок). Каркас их делали из дерева и обтягивали оленьими шкурами. На носу некоторых суденышек можно увидеть некое подобие «головы». «Дизайн» лодки родился 6 тысяч лет до н.э., и петроглифы с ее изображением относятся к числу старейших в Альте.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 123
Более крупные лодки с местных петроглифов появились примерно четыре с половиной тысячи лет до н.э. Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ, до сих пор используются на соседних реках Альта и Тана (только, естественно, снабженны теперь еще и мотором). Они действительно идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.
Некоторые петроглифы нелегко поддаются интерпретации: в одной из сцен охоты, где изображены люди с луками и стрелами, можно увидеть некий «воздушный шар» с «веревкой» — то ли это якорь, то ли надутый пузырь, плавающий на воде с « леской», то ли что-то еще?
Или, например, в одной из сцен охоты олень изображен с полосками. Что означают эти полоски: места, в которые будут воткнуты копья? как олень будет разделан? Или же в древности здесь обитали полосатые олени?
В расположенном рядом с петроглифами музее, помимо реконструкции лодки, конечно же, представлена и вся другая необходимая информация, как о регионе, так и о его истории и наскальном искусстве.
А вот в местности Амтманнснас, на скале, находящейся среди леса в окрестностях Альты, странные фигуры ведьм (2700— 1700 лет до н.э.) можно увидеть лишь благодаря белой краске, нанесенной на изображения. «Ведьмы» — название условное. Но можно предположить, что эти петроглифы каким-то образом отображают религиозные представления древних обитателей этих мест — предков саамов — и их видение мироздания.
Бохуслен: петроглифы под угрозой
Петроглифов в Швеции насчитывается несколько тысяч, и большинство из них обнаружены в южной части страны: в Сконе, в Упп-ланде, в районе Норчёпинга и в Бохуслене.
124
Самые ранние из них относятся к 8000 годам до н.э., но большая часть была создана во времена бронзового века (1800—500 гг. до н.э.). В это же время — примерно в 1300-х годах до н.э. — стали появляться каменные могильники в виде груды камней. Такие мо-гилы-кэрны встречаются как на побережье, так и во внутренних районах южной Швеции. Порой петроглифы соседствуют с такими могильниками бронзового века.
Некоторые из петроглифов Южной Швеции, как и те, что находят севернее, изображают быт древних людей: животных, оружие и лодки. Но также множество символов: как конкретных, так и абстрактных. Наиболее распространенные сюжеты шведских петроглифов — это люди обоих полов, домашний скот, олени, лоси, лодки, повозки, колеса, круги и особенно «чашечные» отметки. Ученые до сих пор еще не пришли к единому мнению о значении этих изображений.
Другое распространенное изображение — лодки. Исследователи и в этом случае расходятся во мнении, являются ли они картинами реальных судов, или же это символы неких абстрактных понятий — жизни, смерти, торговли.
А не так давно астроном Геран Хенрикссон из Упсальской обсерватории выдвинул, например, предположение, что наскальные знаки и картины связаны с движением небесных тел, появлением комет, затмениями. А лодки — некие календари, каждая из которых обозначает два месяца в году.
Некоторые вообще считают, что каменные картины представляют собой некий примитивный язык, имеющий волшебное или магическое значение.
В двух часах езды на север от Гетеборга вдоль западного побережья Швеции в провинции Бохуслен находится знаменитый комплекс наскальных изображений, известный как Танум. Он расположен около поселка Танумсхеде, в 5 километрах от берега моря. Как и Альта в
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 125
Норвегии, Танум внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: количество и качество наскальных изображений делает это место исключительным даже в богатом аналогичными находками Бохуслене.
На значительной охраняемой территории можно видеть тысячи изображений, нанесенных на открытые поверхности скал — как в лесу, так и среди лугов. Тропа приводит в конце к могильнику-кэрну на вершине холма Танум.
Неподалеку от расположения наскальных изображений находится музей Витлюке, открытый в 1988 году. В нем, с помощью муль -тимедийных методов, посетители могут понять значение наскальных картин бронзового века. Позади музея, действующего с июня по август, воссоздана ферма того же, что и петроглифы, периода.
На петроглифах Бохуслена в Тануме можно видеть изображение кораблей с солнечными дисками и с людьми, размахивающими боевыми топорами, а также крылатых коней, кругов, спиралей и других символов солнца.
Видимо, подразумевается, что лошади должны были везти солнечные колесницы по небу в дневное время (это весьма напоминает миф о Фаэтоне), а корабли доставлять солнце обратно на восток через подземный мир — ночью. Похожая мысль, кстати, прослеживается в древних скандинавских легендах.
Все же специалисты сходятся в одном: Танум представляет собой художественный взлет европейской культуры бронзового века.
Петроглифы Танума были предметом изучения на протяжении более двух веков. В последние годы фокус работ был перенесен с попыток интерпретации изображений на документацию и консервацию. Но не потому, что к интерпретации пропал интерес, наоборот.
Однако для объяснения смысла картин необходимо иметь самые четкие изображения. И для этого их сохранность необходима. Дело в том, что несмотря на создание музея, внесение в престиж-
126
ный список ЮНЕСКО и вообще заботу и охрану со сторону шведского правительства, специалисты бьют тревогу: наскальным изображениям Танума угрожает опасность.
Исследования показывают, что более половины здешних петроглифов повреждены — как в результате природного воздействия (климат, лишайники), так и из-за деятельности человека. При этом анализ, проведенный в 1988—1996 годах, говорит о том, что почти 75% петроглифов страдают от загрязнения окружающей среды. Хотя данные, собранные тогда, еще не полностью обработаны, можно предсказать, что некоторые древние гравюры исчезнут уже при жизни нынешнего поколения.
Петроглифы Танума располагаются на отшлифованных ледником гранитных поверхностях. В целом гранит весьма устойчив к любым погодным условиям. Однако он состоит из нескольких основных минералов, которые по-разному реагируют на воздействие окружающей среды. И если полупрозрачный кварц и красноватый полевой шпат очень устойчивы, то некоторые другие составляющие гранита — более подвержены негативному влиянию климатический условий. Поэтому отполированные ледником и открытые поверхности разрушаются под воздействием химических выделений лишайников и мхов.
В дневное время солнце прогревает гранитную поверхность, поэтому суточные колебания температуры могут быть весьма значительными. Особенно осенью и весной, когда заморозки и оттепель сменяют друг друга в течение одного дня. В результате частицы поверхности гранита могут отслаиваться.
Негативное воздействие на петроглифы оказывает и деятельность человека — разработка камня, обилие транспорта на дорогах и сельскохозяйственной техники по соседству, как, впрочем, и грубая чистка петроглифов.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 127
Ставится под вопрос и практика «обрисовки» вырезанных углублений красной краской с целью сделать изображения более четкими и видимыми для посетителей. Дело в том, что если делать это неквалифицированно, подобный метод приводит к «деформации» картин и тогда, действительно, у туристов исчезает возможность по-настоящему оценить мастерство древних художников. Также это способно разрушить основу скальной поверхности, по которой можно делать датировку изображений.
Чтобы спасти ценнейшие петроглифы, был запущен проект по их спасению, который частично финансируется Еврокомиссией. Однако ученые продолжают бить тревогу: положение петроглифов ухудшается — в том числе и из-за близости автомобильной дороги.
Парусники гор Сарек
Шведская Лапландия — край редконаселенный. Не мудрено, что петроглифы Падъеланты на отрогах гор Сарек были обнаружены оленеводами сравнительно недавно. Наскальные изображения были описаны, однако еще далеко не изучены. А они ставят перед учеными немало вопросов.
Горы Сарек и район Падъеланты — одно из самых диких мест в Швеции. Горы со сглаженными вершинами здесь перемежаются с долинами, где прячутся чистые озера и бегут бурные реки, леса сменяются тундрой, зеленые пустоши соседствуют со скалами. Вот в этих-то краях, которые были, благодаря их нетронутости и сохранности, в первозданном виде естественной среды жизни и деятельности саамов, объявлены заповедной зоной, и были обнаружены петроглифы.
Большинство изображений расположено на скале, обращенной к югу. При этом петроглифы нанесены на протяжении четырех метров на высоте почти от самой земли до полутора метров.
128
На скальных картинах Падъеланты — типичные для Северной Европы сюжеты: животные, включая оленей, антропоморфные фигуры, знаки и символы, которые с трудом поддаются интерпретации. Самый же яркий сюжет — это лодки. Причем три из них — парусные, из которых две изображены весьма детально: с рулями, якорем, мачтами, парусами и людьми, сидящими в них.
Изображение парусных лодок для наскального искусства Севера крайне нехарактерно. В Скандинавии известны тысячи картин лодок, однако на всех них представлены весьма примитивные суденышки — сделанные из шкур, либо выдолбленные из дерева.
Например, в шведской провинции Уппланд, где зафиксированы почти 2 тысячи наскальных изображений лодок, с парусом нет ни одной. То же относится к петроглифам шведского Севера — Лапландии. В самом известном «скоплении» петроглифов на севере Швеции, у водопада Немфорсен, ни одна из 336 изображенных лодок также не имеет парусов.
Изображения парусных лодок и судов появляются на петроглифах значительно позже — во времена викингов, и подобные картины «привязаны» к побережью и торговым путям.
Любопытно то, что Падъеланта расположена в почти пустынной местности, в горах, на высоте 700—800 метров (выше линии леса), на расстоянии 10 километров от ближайшей крупной реки или озера и в 40 километрах от фьордов побережья северной Норвегии.
Ныне район Падъеланты используется саамами как летнее пастбище. А до того, как саамы вступили в эру интенсивного разведения оленей, здесь жили мобильные группы охотников — горных саамов, чьи зимовья располагались в лесной зоне восточнее. И лодки, для быстрого передвижения по этим местам, саамам были крайне необходимы. Но вряд ли большие, парусные...
В этих горах были обнаружены также несколько доисторических стоянок, которые, как теперь общепризнано, были временны-
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 129
ми лагерями для предков горных саамов, которые охотились на диких оленей.
Любопытно, что в одной из лодок можно разглядеть животных — с рогами и четырьмя ногами, но точно идентифицировать их невозможно.
И все-таки самое интересное в падъелантских картинах — это сами лодки.
В древности лодки саамы делали из шкур оленей, и они имели одно широкое весло. Переход к деревянным лодкам произошел, вероятно, под влиянием предков современных норвежцев — по крайней мере, большая часть саамской лексики, связанной с лодками, заимствована из архаичного норвежского.
Вероятно, в районе Падъеланты когда-то проходил торговый путь с верховьев реки Луле к норвежскому побережью — к Грунн-фьорду и Тюс-фьорду. А вся эта область была местом, где взаимодействовали горные саамы, прибрежные саамы и норвежцы.
Можно предположить, что до времен викингов в северной Норвегии не было специальных парусных судов. Но уже к 1000 году н.э. прибрежные саамы переняли навыки строительства таких легких парусников и даже стали их изготавливать для своих соседей, живших во внутренних районах.
Подобные лодки, прозванные «нордландскими» (по названию провинции), строились на протяжении почти тысячи лет, причем практически без принципиальных изменений конструкции: лишь более современный руль отличает их от тех, что изображены в Падъеланте.
Торговые корабли (ладьи) времен викингов (800—1300 гг.) и стали ближайшим прототипом тех, что изображены в Падъеланте. А следовательно, лапландские картины относятся к этому или чуть более позднему времени.
130
Но остается вопрос: с какой целью были сделаны эти изображения? Было ли это искусством ради искусства, или картины лодок предназначались для того, чтобы поразить зрителей-саамов, которые не бывали на побережье и сами не видели суда викингов?
Лодки всегда — в том числе и в более древние времена (это очевидно из других наскальных изображений северной Скандинавии, в частности Альты) — были частью саамских культов. Специалисты предполагают, что необычные, большие парусные суда викингов, вне сомнения, должны были поразить воображение саамов и также стать предметом культа.
Не случайно изображение лодок (в том числе и парусных) мы находим на саамских барабанах, которые использовались в ритуальных целях. Некоторые ученые даже связывают изображения лодок у саамов с культом луны и других небесных светил. В любом случае существовала сильная взаимосвязь между изображением судна как символом и религиозными воззрениями саамов, шаманизмом, погребальными обрядами...
Если же даже предположить, что предки саамов знали парус еще до контактов с викингами, загадка все равно остается: зачем в горах, где нет большой воды, такие лодки?
Открытая Сибелиусом
Наскальная живопись Финляндии обычно датируется 4000— 1000 годами до н.э., то есть периодом, когда населявшие ее племена жили еще в каменном веке. Сельское хозяйство тогда было неизвестно, люди жили охотой и рыболовством.
Рисунки наносились на скалы красной охрой. Как и повсюду в Северной Европе, наскальные картины в Финляндии встречаются на скалах рядом с водой.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 131
Вертикальная стена защищала изображения. Тончайший прозрачный слой окиси кремния, выделяемого породой, служил предохраняющим покрытием для изображений. Но прошедшие тысячелетия изменили окружающий ландшафт. Уровень воды обычно опускался. Изображения оказывались высоко над водой или вообще среди леса, если вода отступала совсем.
Наиболее часто на наскальных картинах Финляндии встречаются человеческие фигуры. Из животных же обычно можно увидеть изображение лося. Причем лоси нарисованы в разных стилях и разного размера. Также встречаются рисунки змей и рыб. Прямые или изогнутые горизонтальные линии с перпендикулярными или короткими вертикальными ученые трактуют как лодки с гребцами. Иногда среди рисунков можно встретить отпечатки руки или лапы.
Мотивы наскальных картин интерпретируются исходя из традиции и мифологии населявших в древности эти места людей. Считается, что изображения служили обрядовым целям — они наносились как залог удачной охоты. Шаманизм, вера в тотемы и культ плодородия также проливает свет на сюжеты изображений.
Характерно, что большая часть наскальных изображений обнаружена в Южной и Центральной Финляндии, тогда как на севере страны их совсем мало. Можно сделать предположение, что в те времена, когда они создавались, условия для проживания человека в северных районах еще были слишком тяжелыми или вообще неприемлемыми.
Пожалуй, самые впечатляющие наскальные изображения Финляндии находятся в Астувансалми — на узком проливе Юовеси, в Сайменской системе озер, в 15 километрах от Ристиины. Рисунки там расположены на утесе северного берега пролива и тянутся на протяжении 16 метров. Среди них встречаются чаще всего изоб-
132
ражения крупных лосей, но попадаются также различные антропоморфные фигуры, лодки и отпечатки рук.
В 8 километрах на юго-восток от Ристиины, в 10 километрах западнее наскальных рисунков Астувансалми, расположены четыре группы изображений Уйттамонсалми. Они, в общей сложности, тянутся на протяжении 200 метров. Это фигуры лосей и людей, а также лодки. Есть еще какое-то животное с четырьмя ногами, которое невозможно идентифицировать.
В поразительной по своей красоте местности Уйттовуори было найдено небольшое, но тоже весьма любопытное изображение: странная фигура с рогами, тремя вертикальными линиями и кругом.
Другая важнейшая локализация наскальной живописи в Финляндии — Сараакаллио. Скалы с рисунками расположены на восточном берегу озера Сараавеси в 23 километрах к северо-востоку от Ювяскюля в Центральной Финляндии. Изображения двух человеческих фигур обнаружены в Халсвуори в 15 километрах от того же города Ювяскюля. Примечательно, что рядом с ними теперь нет большой воды — только пруд.
Изменение уровня воды хорошо можно проследить в Сюрьясал-ми, что находятся в 7 километрах от городка Пуумала. Рисунки там расположены на трех уровнях, на высоте от 4 до 8 метров от земли.
Наскальная живопись обнаружена в Финляндии и совсем неподалеку от Хельсинки. Например, на озере Юусъярви, в Киркко-нумми, что всего в 28 километрах от столицы, можно увидеть изображения нескольких фигур людей, а также рисунки рыб.
Хорошо известно изображение вереницы крупных лосей, среди которых есть и несколько человеческих фигур, в Верле. Это место знаменито еще и тем, что находится совсем рядом со старой бумажной фабрикой, которая внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
НАСКАЛЬНАЯ ЛЕТОПИСЬ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ 133
А вот в местечке Виттраск около одноименного озера, что в 23 километрах к западу от центра Хельсинки, находятся наскальные рисунки, которые были первыми обнаружены в Финляндии. Но самое примечательное в другом — открыл их в 1911 году не кто иной, как композитор Сибелиус! Усадьба Виттраск, в которой он жил, превращена ныне в музей. Любители музыки могут заодно посмотреть и любопытные наскальные изображения. Правда, в отличие от большинства других мест в Финляндии на картинах нет животных или людей, только геометрические фигуры и непонятные значки.
Самые же северные наскальные творения в Финляндии были найдены в районе Куусамо — в Варикаллио и расположенном в нескольких километрах северо-восточнее каньоне Юлма-Елккю. Если в последнем это всего две человеческие фигуры, одна животного и еще какие-то еле заметные разводы, то Варикаллио — одно из крупнейших по числу изображений мест: здесь сохранилась аж дюжина фигур. Вокруг также множество мелких картин животных, однако доминируют крупные изображения людей в центре.
Вслед за великим финским композитором многие ученые на протяжении уже почти сотни лет занимаются изучением наскальной живописи страны. Но до сих пор они так и не смогли дать исчерпывающий ответ на вопрос — почему в Финляндии древнее искусство представлено именно живописью, а не петроглифами, и почему оно вообще так отличается от наскальных картинных галерей в соседних странах?
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|