Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ИОСИФ II
из книги К.Рыжов. Все монархи мира. Западная Европа
Из рода Габсбургов. Немецкий король в 1764--1790 гг. Император
"Священной Римской империи" в 1765--1790 гг. Король Венгрии и Чехии в 1780--
1790 гг. Сын императора Франца I и королевы Марии Терезии. Ж.: 1) с 6 окт.
1760 г. Мария Изабелла, дочь герцога Пармского Филиппа (род. 1741 г. Умер
1763 г.); 2) с 22 янв. 1765 г. Мария Иосефа, дочь императора Карла VII (род.
1739 г. Умер 1767 г.). Род. 13 марта 1741 г. 9 20 февр. 1790 г.
В раннем детстве Иосиф был испорчен плохим воспитанием. Передавая сына
под надзор маршалу Батиани, Мария Терезия призналась: "Моего сына слишком
баловали со дня его рождения, слишком уступали его требованиям и капризам.
Он привык, чтобы все беспрекословно повиновались ему. Всякое противоречие
раздражает его. Поэтому он неприятен и тяжек для других". Особенно
беспокоило мать то, что ребенок всегда отказывался признавать свои ошибки и
старался скрывать их всевозможными уловками. Природные способности Иосифа
были не блестящи. Ум его развился довольно поздно. Учился он туго, но память
у него была твердая. Пишут, что с детства он был упрям и ленив сверх всякой
меры, не выказывал ни малейшей охоты к учению и лишь с трудом удавалось
сообщить ему самые элементарные сведения. В юности он очень увлекся чтением
и, как можно предположить, несколько пополнил пробелы своего образования.
Однако оно так навсегда и осталось односторонним. Иосиф никогда не любил
науки и литературу в их обыкновенном значении. Единственное знание, которое
он признавал, было знание фактов. Поэтому он ценил в науке только
практическую сторону, а искусства не признавал вовсе. Он прочел очень много
политических и политико-экономических сочинений и почерпнул многие свои идеи
из Энциклопедии и сочинений "физиократов". Вместе с тем г ромадное влияние
на Иосифа имели его путешествия. Это было его любимое времяпрепровождение.
За тридцать лет он исколесил всю Европу, забираясь в такие места, где не
бывал до него ни один из Габсбургов. Он, несомненно, являлся одним из самых
непоседливых государей своего времени. По характеру он был застенчив и не
питад ни малейшего влечения к придворным развлечениям, не любил ни танцев,
ни охоты. Женская красота почти не производила на него впечатления. "Он
смотрит на женщин как на статуи", -- писала о нем одна дама. Английский
посол Роберт Кэйт замечал в императоре "некоторую долю жестокости и
непреклонности", а также то, что "он недостаточно обращает внимание на
людские предрассудки и слабости". При дворе все боялись его г нева, его
резких выговоров и желчных выходок. Отличительными чертами Иосифа были
сосредоточенность и упорство; он принадлежал к числу людей, неохотно
подчинявшихся постороннему влиянию и всегда следующих собственным
убеждениям. На его характер, к примеру, не оказала мрачного влияния та
атмосфера ханжества, которая царила при австрийском дворе в последние годы
правления Марии Терезии. Напротив, она выработала в нем решительную и
безусловную ненависть к фанатизму. Он не любил священнослужителей и питал
природное отвращение к богословским казуистическим спорам, к церковным
церемониям, легендам, суевериям и всем аксессуарам религии вообще. При всем
этом он был искренне верующим человеком и не любил Вольтера.
В 1765 г., по смерти отца, Иосиф принял императорскую корону, и тогда
же мать сделала его соправителем в Австрии. Однако они так и не смогли
ужиться вместе, поскольку были одинаково властолюбивы и Не сходились между
собой в своих взглядах. Резкая перемена во всем обнаружилась сразу после
смерти Марии Терезии. Иосиф всегда пренебрегал этикетом и сразу сократил до
крайних размеров расходы на содержание своего двора. Вместе с тем он принес
с собой на престол непомерное желание устроить как можно лучше жизнь своих
подданных и возвысить могущество своего государства. У него было множество
разнообразных замыслов, которые он торопился осуществить. Он спешил все
сдвинуть с места и всему дать новый вид. Никогда еще в Австрии не правил
государь с такой жаждой преобразований, г отовый работать с утра до вечера
без отдыха и с лихорадочным возбуждением. Он писал своему брату Леопольду:
"Любовь к отечеству, благо монархии, вот единственная страсть, которая меня
одушевляет и под влиянием которой я г отов предпринять, что угодно". Как
реформатор Иосиф был теоретиком в полном смысле слова. Господствовавшая
тогда философская школа не имела никакого уважения к прошлому историческому
развитию, все отжившее представлялось для нее г рубым предрассудком, и она
требовала коренного преобразования государственных учреждений на основании
отвлеченных принципов. Иосиф не обращал внимания на то, что исторически
сложилось, а считал необходимым сообразовываться только с указаниями разума
и "естественным правом". "Возлагая на себя наиболее славную из европейских
корон, -- писал император, -- я намерен поставить философию
законодательницей моего государства; на основании ее принципов Австрия
должна получить совершенно новый вид Внутреннее управление подвластных мне
областей требует радикальной перемены; привилегии, фанатизм и умственный г
нет должны исчезнуть, каждый из моих подданных будет пользоваться
прирожденными ему естественными правами".
В чем заключалась программа? "Монархия, -- писал Иосиф, -- должна
состоять из совершенно сходных по своим учреждениям провинций, представлять
собой единое целое, к которому следует применить одинаковую систему
управления. Как скоро это будет достигнуто, прекратится всякое отчуждение,
всякое соперничество между различными областями и народностями. Различия по
происхождению и вероисповеданию должны исчезнуть, и тогда все граждане будут
считаться братьями, стараясь посильно помогать друг другу". Уже на другой
день после своего воцарения Иосиф издал закон о свободе вероисповедания.
Несмотря на свою умеренность, этот декрет произвел чрезвычайно сильное
впечатление не только в Австрии, но и во всей Европе. Затем последовал целый
ряд других законов, имевших целью ослабить влияние Рима и сделать
австрийскую церковь более самостоятельной. Встревоженный папа Пий VI
отправился в 1781 г. в Вену, чтобы лично встретиться с Иосифом, но поездка
эта не имела никакого результата -- император не согласился пойти ни на
какие уступки и объявил о своем твердом намерении отнять у духовенства
значительную долю тех прав, которые с незапамятных времен оно присвоило себе
в Австрии. "Я намерен, -- писал он в одном из писем, -- освободить народ от
суеверий и от влияния саддукеев, необходимо изъять из церковной области все,
что не имеет к ней никакого отношения и следствием чего было порабощение
человеческого разума". С особым нерасположением он относился к монашеским
орденам, которые немедленно подчинил власти епископов. Затем началось
упразднение монастырей: в первые шесть лет царствования Иосифа их было
закрыто не менее 740. Это, по-видимому, нужное преобразование сопровождалось
совершенно неоправданной г орячностью и неразберихой. Монастыри были
ограблены с беспощадным насилием, их имущества растрачены, их драгоценные
библиотеки уничтожены или расхищены. В венском картезианском монастыре
бальзамированное тело Альфреда Мудрого было выкинуто из своего свинцового г
роба ради металла и в течение нескольких месяцев лежало на всеобщем
обозрении.
Одновременно шли преобразования в других областях государственного
устройства. В 1782 г. был издан закон, отменявший крепостное право в
славянских владениях Австрии. Это была одна из самых благих и сравнительно
удачных мер Иосифа. Однако земля осталась собственностью помещиков. Гораздо
менее успеха имела административная реформа. Держава Габсбургов представляла
собой империю, состоявшую из самых разнородных элементов. Если в собственно
Австрии австрийский монарх был неограниченным прирожденным государем среди
преданного населения, то в Тироле он был властителем, на которого свысока
смотрело независимое крестьянство, в Бельгии -- политическим г лавой
средневековых республик, в Чехии и Моравии -- чужеземным властелином,
управляющим равнодушным и несчастным населением, в Венгрии -- феодальным
сюзереном республики дворян, ревниво отстаивавших свои привилегии, наконец,
в Галиции и Ломбардии -- завоевателем, управлявшим, безусловно, по праву
меча. Править таким государством так, чтобы все оставались довольны, было
делом нелегким и даже едва ли возможным. Иосиф поставил себе задачу слить в
одно целое все свои владения, уничтожить все местные политические права,
стереть г раницы между различными нациями и заменить их простым
административным разделением всей империи, сделать немецкий язык
господствующим, дать однообразный свод законов и уравнять перед законом
массу крепрстных крестьян с бывшими господами. Уже в 1782 г. были упразднены
правительства 12 земель и вместо них созданы шесть г уберний. Выборные
управы при этом везде были заменены правительственными чиновниками. Затем то
же самое стало проводиться в других частях Габсбургской державы. В 1787 г.
весь исторический строй Бельгии был вдруг радикально изменен, и
правительство разом отменило все старинные учреждения страны. Было
образовано министерство юстиции, а дворянство, духовенство, города лишились
права иметь особые суды. В административном отношении Бельгия была разделена
на округа. Штаты утратили всякое значение, в том числе и право утверждать
налоги. Однако бельгийцы были не теми людьми, которые г отовы уступить без
борьбы свои старинные вольности. Повсюду явились зловещие признаки
неповиновения. Бра-бантские Штаты заявили резкий протест против всех
распоряжений Иосифа. Все сословия были г отовы взяться за оружие. Сестра
императора Мария Христина, которая вместе со своим мужем управляла Бельгией,
писала императору: "Любезный брат, умоляю вас на коленях, не настаивайте на
принятых вами мерах, иначе эти провинции, все без исключения, предадутся
такому отчаянию, что сочтут себя вправе порвать узы, связующие их с
династией". В ответ Иосиф назначил генерал-губернатором Бельгии графа
Муррея. Но даже этот храбрый солдат, ознакомившись на месте с положением
дел, счел нужным пойти на важные уступки. Император сместил его и назначил
графа Траутмансдорфа, объявив при этом: "Бельгийцы должны образумиться и
покориться, иначе употреблена будет сила и зло вырвано с корнем, каковы бы
ни были последствия". Новый г убернатор в самом деле вскоре должен был
применять силу, так что в Брюсселе и Антверпене дело дошло до кровопролития.
В октябре 1789 г. началось восстание в Брабанте, перекинувшееся затем в
Брюссель, Намюр и Гент. 27 октября австрийская армия потерпела поражение, а
к концу года почти вся Бельгия была освобождена от австрийских войск. В
январе 1790 г. на собравшемся в Брюсселе Национальном конгрессе было
провозглашено образование нового государства -- Соединенных штатов Бельгии.
Сходным образом пошли дела в Венгрии. При вступлении на престол
император не захотел короноваться венгерской короной. В его г лазах Венгрия
ничем не отличалась от всякой другой провинции, и ее старинная конституция
служила только помехой для задуманных преобразований. Всюду была водворена
система строгой централизации. Государственным языком объявлялся немецкий.
Всех, кто не владел им, предписывалось увольнять с государственной службы.
Иосифа умоляли, чтобы он, по крайней мере, дал отсрочку тем лицам, которые
желают выучиться немецкому, но и эта просьба не была уважена. В 1784 г. в
Венгрии было отменено крепостное право. Все комитатское управление было
преобразовано и передано в руки чиновников. Эти нововведения вызвали
повсеместное возмущение. Дворянство уже г отово было свергнуть
"некоронованного" Иосифа и передать престол кому-нибудь из имперских князей.
Но, наученный бельгийским опытом, Иосиф в январе 1790 г. уступил венграм и
аннулировал реформы, провозглашенные в 1780 г.
Все внешнеполитические начинания Иосифа были также безуспешны. Война за
Баварское наследство в 1778--1779 гг. завершилась унизительным отступлением,
а Турецкая война 1788--1791 гг. представляла собой непрерывный ряд неудач и
поражений. Даже личное присутствие императора на фронте не изменило
положения. Он отправился на войну уже тяжело больным. Кампания 1788 г.,
проведенная в жаркой и болотистой местности, окончательно доконала его, и он
возвратился из похода, жестоко истощенный болезнью. "Бог знает, что
приходится выносить мне, -- писал он брату Леопольду в конце 1789 г., --
одышка в соединении с сильнейшим кашлем не дает мне покоя, так что не могу я
ни лежать, ни ходить, и целые ночи провожу, сидя без сна, погруженный в
тяжкое раздумье о судьбе государства". Он чувствовал, что дни его сочтены,
но более, нежели смерть, угнетали его беды, постигшие отечество. Он знал,
что его повсеместно обвиняют в возмущении и развале страны, но не желал
принимать на себя ответственность. "Я знаю свое сердце, -- писал он
незадолго до своей кончины, -- я убежден в г лубине души в чистоте моих
намерений, и я надеюсь, что, когда меня не станет, потомство рассмотрит и
рассудит внимательнее, справедливее и беспристрастнее, чем современники, то,
что я делал для моего народа". После смерти императора большинство его
нововведений было отменено. Современники довольно сурово оценили его
деятельность. Но с течением времени, особенно после Французской революции и
начала Наполеоновских войн, когда ясно обозначился г лубокий кризис
государственной системы Австрии, о нем стали судить снисходительнее.
Несомненно, он многое предвидел, в начинаниях его было много верного и
полезного, но у него не было ни государственной прозорливости, ни такта, ни
способностей истинного реформатора, поэтому неудача, постигшая его, была
закономерна и естественна.
<<назад Содержание дальше >>
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|