Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Котошихин Г. О московском государстве

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 10

а в ней 7 статей

О торговых людех

1. О гостех.2. Гостиные и суконные сотен о людех.3. О торговых людех.4. О торговле и о податех , как они платят погодно царю.5. Кому торговому человеку лучитца на ком чего нибудь искати или отвечати.6. О жалованье торговым людем, как они бывают в царской службе и у промыслов, и учинят прибыль.7. Которые торговые люди, будучи в царской службе и у промыслов, прибыли не учинят, за их нерадение о наказании.

1. Гости; и в тех гостех бывают ис торговых людей, гостиной и суконной сотен, и ис посадцких людей. А бывают они гостиным имянем пожалованы, как бывают у царских дел в верных головах и в целовалниках у соболиные казны, и в таможнях, и на кружечных дворех; и торги своими торгуют и всякими промыслы промышляют; и волно им в домех своих, про свой росход, держати питье, и варити и курити, чрез целый год, такъже волно и вотчину купити, и держати, и под заклад имати. И будучи в гостех, потомуж бывают в царских службах, по переменам, у соболиные казны и у денежных зборов в головах и во дьяцех. А будет их блиско 30 человек; а торги своими торгуют в году всякой человек тысечь на 20 и на 40.000 и на 50,000 и на 100,000 рублев.

2. Гостиная, суконая сотни, устроены для того: на Москве и в городех бывают у зборов царские казны, з гостми в товарыщах, в целовалниках, и торги своими торгуют же и всякими промыслы промышляют, и питье всякое в домех своих велено им держать, без заказу; а крестьян купити и держати им заказано. А будет их с 200 человек.

3. Московские торговые люди, устроены сотнями и слободами, такъже и во всех городех посадцкие люди устроены слободами ж: и бывают погодно выбираны в царские службы, в таможни, и на кабаки, и к иным промыслом, в верные головы и в целовалники; а иные таможни, и кабаки, и всякие поборы, откупают они ис царские казны на свои денги.

4. А торгуют они всяких чинов торговые люди, на Москве и в городех и в отъездех, всякими торговыми промыслы. И против той их торговли и промыслов положено царское тягло, на всякой год, со всякого города, что доведется взяти, окладами: а те все вышеписанные чины, на кого что положено, сметяся сами меж собою; а кому чего не в мочь платить, збавливают и накладывают на иных, и выбраны у них бывают для таких дел старосты. А собрав по указу и по окладу денги, отдают в Приказех и в городех воеводам, или сами привозят к Москве. А питья им посадцким людем кроме гостей и гостиные и суконные сотен, в домех своих держати никому не велено. А когда лучитца им купити вина, или пива сварить, или меды ставить, для своего надобья, и тогда бьют челом царю: и им поволено держати на указные дни и недели, и платят с того питья в царскую казну пошлины, по указу. А заказано им то питье держати для того, чтоб утаясь на сторону не продавали, и в домех своих карчмы и наложства не чинили. А понадобитца им варити квас, или мед поставить, или на ежу смолоть ржи, или чего иного, или быка, или корову и свинью и овцу убить, не на продажу: и то волно, и пошлин царских с того не платят никаких.

5. А кому гостем, или торговым и посадцким людем, лучитца на каких нибудь людех чего искати и отвечати: и им велено искати, на Москве и в городех, у бояр и у воевод и у приказных людей, где кто ведом и судим; а своих у них судов ни в каких делех не бывает.

6. А которой человек гость и торговой человек, будучи в головстве в таможне и у иных зборов и у продажи и у соболиные и иные казны, в котором году год перед годом казны соберет болши: и им за тое службу от царя бывает похвала, и бывает им жалованье, по купку или по ковшу серебряному, да по сукну, да по камке; а товарыщам их целовалником по ковшу ж серебряному, да по сукну и по тафте, смотря по прибыли и по человеку.

7. А будет которой гость, или иной человек, будучи у збору или у продажи, перед старыми годами прибыли соберет менши прошлого году, своим нерадением, гулянием, или пиянством: и тое прибыль которой было быть в котором году, счотчи против иных городов прибылей, берут на них на самих; да сверх того бывает наказание кнутом. А будет они верные головы и целовалники и истинны не соберут сполна, за дороговью, или за иным чем нибудь, а не своим нерадением: и таким за такие дела не бывает ничего.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.