Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
История средних веков под ред. Колесницкого Н.
ГЛАВА 38 ПОЛЬША В XVI—XVII вв.
В отличие от других западных и восточноевропейских стран, Польша в XVI—XVII вв. не превратилась в централизованное абсолютистское государство, а оставалась сеймовой монархией со слабой королевской властью во главе, прерогативы которой все более ограничивались в угоду магнатам и шляхте. Причины такого направления эволюции Польского государства скрывались в особенностях социально-экономического развития Польши, в которой слабые зачатки капиталистических форм производства были подавлены всесилием магнатов и шляхты, монопольно владевших землей и обративших в свою пользу все выгоды развития товарно-денежного хозяйства.
Города. Развитие ремесла и торговли. В конце XV—XVI в. польские города переживали значительный подъем. Возрастало количество городского населения. В Варшаве оно достигло к концу XVI в. 20 тыс., в Гданьске — 40 тыс. человек. Этот крупнейший в Европе портовый город обладал значительной экономической мощью и пользовался большими торговыми и политическими привилегиями — имел полное самоуправление, подчиняясь только формальному верховенству короля. Его доходы не уступали доходам королевской казны.
Основной формой организации ремесленного производства были цехи. Но в отдельных его отраслях, например в горнорудном деле, появлялись зародыши капиталистических отношений в виде создаваемой торговым капиталом централизованной или рассеянной мануфактуры.
Развивалась внутренняя и внешняя торговля, складывался внутренний рынок. В г. Люблине проходили ежегодные ярмарки. В 60-х гг. XVI в. были унифицированы меры и вес, что способствовало развитию внутренней торговли. Внешняя торговля с западными странами велась преимущественно по Висле через Гданьск. Из Польши вывозили продукты сельского хозяйства, а ввозили промышленные изделия — сукна, полотно, бумазею, изделия из металлов, железо и сталь. Оживленная торговля происходила с русскими землями, откуда поступали меха, кожи, воск в обмен на импортные товары с Запада.
Переход к фольварочно-барщинной системе. В сельском хозяйстве до середины XVII в. тоже наблюдался значительный подъем. Продолжалась внутренняя колонизация, расширялись посевные площади, улучшалась обработка земли, повышалась урожайность. В конце XVI в. она доходила до сам—5.
Земля в Польше находилась в монопольной собственности феодалов, мещанам было запрещено покупать в собственность землю.
В польских областях преобладало шляхетское землевладение, удельный вес которого, однако, с конца XVI в. начал сокращаться в пользу крупного магнатского землевладения. В землях с непольским населением господствующее положение занимало магнатское землевладение. Крупнейшие из магнатов владели целыми областями. Во владениях князя Острожского, например, в начале XVII в. насчитывалось около 100 городов и
524
замков и около 1300 деревень. Его ежегодные доходы составляли свыше 1 млн. злотых.
В сельском хозяйстве в XV—XVI вв. совершался переход к фольварочно-барщинной системе, который был обусловлен ростом емкости городского рынка и увеличившимся спросом на продукты польского сельского хозяйства на внешнем рынке, что было связано с развитием капиталистических отношений в передовых странах Западной Европы. Со второй половины XV в. основными предметами польского вывоза на Запад стали зерно, меха, скот. С конца XV в. экспорт превышал по стоимости импорт. К середине XVI в. значение внешнего рынка еще более возросло. Феодалы присваивали общинные земли, захватывали крестьянские наделы, создавая крупные хозяйства (фольварки), на основе барщинного труда. Это приводило к крестьянскому малоземелью; намного увеличилось количество крестьян, имевших крошечные приусадебные участки или совсем не имевших земли, — загородников, халупников, коморников.
Основной формой ренты стала отработочная рента, дававшая помещику возможность резко повышать эксплуатацию крестьян. Помещичье хозяйство было тесно связано с рынком. Крестьянин же мог только с трудом поддерживать свое существование и был почти совершенно оттеснен от городского рынка. Развитие товарного производства в сельском хозяйстве в Польше XV—XVI вв. способствовало укреплению феодально-барщинной системы хозяйства. Это было связано с политической и экономической слабостью и немногочисленностью польских городов по сравнению с передовыми странами Западной Европы и с благоприятной для магнатов и шляхты расстановкой социальных сил в стране, которая обеспечивала им безраздельное политическое господство.
Политическое усиление шляхты. Оформление сословной монархии. До XVI в. политическое развитие Польши шло примерно в том же направлении, как и в других европейских странах, — от раздробленности к централизации. В конце XV в. королевская власть достигла значительного усиления. Она контролировала в полной мере центральное и провинциальное управление, держала в своих руках внешнюю политику и войско, господствовала над польским епископатом. Король по своей воле созывал сеймы и устанавливал порядок их заседаний, обладал законодательной инициативой. Ведя борьбу с магнатами, королевская власть старалась привлечь на свою сторону среднепоместную — шляхту, политический вес которой с переходом к фольварочно-барщинной системе неуклонно возрастал. Король, стремясь ослабить магнатов, предоставлял шляхте все новые привилегии. Но на деле это не столько ослабило позиции магнатов, сколько подорвало основу государственной централизации.
Оформившаяся в начале XVI в. сословная монархия в Польше ни в какой степени не способствовала политическому спло-
525
чению государства, а, наоборот, укрепляла центробежные тенденции в нем. В 1505 г. шляхта добилась издания Радомской конституции, начинавшейся словами: «Никаких нововведений» (Nihil novi). Теперь новые законы могли издаваться лишь с согласия обеих палат вального (общего) сейма, высшего законодательного органа в государстве, ограничившего королевскую власть в пользу феодалов. Нижняя палата вального сейма — посольская изба — состояла из представителей шляхты (земских послов), избиравшихся на сеймиках. Верхней палатой был сенат. С течением времени в решении государственных дел все большую роль стала играть посольская изба. В сеймах совсем не были представлены крестьянство и города. Процесс централизации страны был незавершенным. Он не пошел далее создания единого законодательного органа.
Польские феодалы совместно действовали против крестьян и горожан. В 1543 г. был запрещен переход крестьян, которые были поставлены под исключительную юрисдикцию своих владельцев и превращены в крепостных. Горожанам запрещалось владеть земскими (шляхетскими) имениями. В 1496 г. шляхта добилась предоставления ей права пропинации (винокурения) и освобождения ввозимых и вывозимых ею товаров от пошлин. Доходы от внешней торговли начали играть весьма значительную роль в бюджете панов и шляхты. Этими мерами магнатско-шля-хетская верхушка подрывала экономические основы польского города.
Реформационное движение в Польше в 30—70-х гг. XVI в.
Столкновение магнатов и шляхты с католической церковью по вопросу о десятине и об ограничении церковного землевладения создало благоприятную почву для распространения среди светских феодалов гуманистических и реформационных учений. Ре-формационные учения проникали также в польские города. Однако движение за Реформацию не приобрело в Польше широкого национального размаха: народным массам были чужды идеи шляхетской Реформации, а шляхта враждебно относилась к радикальным направлениям в реформационном движении.
Уже в 20-х гг. XVI в. среди немецкого населения Гданьска и других городов распространилось лютеранство. В середине XVI в. в шляхетских кругах Малой Польши появился кальвинизм. В Польшу проникло также учение «чешских братьев», в отдельных городах появилось цвинглианство и арианство.
Шляхта выступала против церковной десятины, требовала секуляризации церковного имущества и введения богослужения на родном языке.
Слабостью реформационного движения в Польше было наличие множества течений и отсутствие единства между протестантами разных направлений. Предпринимались попытки к объединению протестантских церквей. С этой целью по настоянию кальвинистского деятеля Яна Лаского в 1570 г. был созван съезд
526
в Сандомире. Однако представители реформированных церквей не пришли к прочному единству.
К концу XVI в. шляхта начала отходить от Реформации. Одной из причин ее возвращения в лоно католицизма была боязнь распространения в народе радикальных реформационных учений, выступавших против крепостнических порядков.
Вместе с реформационным движением в среде польской шляхты развернулась борьба за политические реформы. Шляхта добивалась упрочения государственных финансов и создания постоянного войска за счет редукции — возвращения королю заложенных им у магнатов имений. Небольшая группа прогрессивно настроенного дворянства настаивала на проведении радикальных реформ, которые должны были укрепить Польское государство: сделать вальный (общий) сейм органом государственного единства, ликвидировав зависимость его депутатов (послов) от местных сеймиков, укрепить положение короля за счет прерогатив сената. Но эти требования были отвергнуты большинством польской шляхты, дорожившей своими мелочными привилегиями.
Превращение Польши в шляхетскую «республику» (Речь Посполитую). Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506—1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Проведение редукции (так называемая «экзекуция прав») встретило решительное сопротивление магнатства. Однако на сейме 1562—1563 гг. магнаты вынуждены были дать согласие на возврат коронных имений, полученных ими после 1504 г., что было значительной победой шляхты. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569—1573 гг. конституция Польского государства.
Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов — Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573—1574) принял так называемые Генриховы артикулы — важнейшую составную часть шляхетской конституции, —
527
Польша в XVI—XVII вв.
подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где всеми делами заправляли магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI—XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты — конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались ро-кошами. Принципы панско-шляхетского «единогласия» и конфедерации, используемые отдельными магнатско-шляхетскими
528
группировками, боровшимися за господство в стране, вели к феодальной анархии.
Образование многонациональной Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г. Оформление шляхетской конституции по времени совпало с завершением образования многонационального Польского государства.
Во второй половине XV- начале XVI в. польские феодалы не использовали ослабления Тевтонского ордена для его ликвидации и воссоединения с Польшей ее западных земель. В 1525 г. король Сигизмунд I и польские магнаты разрешили магистру Тевтонского ордена Альбрехту Бранденбургскому секуляризовать владения ордена и стать наследственным герцогом, продолжая, правда, оставаться еще некоторое время вассалом Польши. Впоследствии за бранденбургскими маркграфами было признано право на наследование прусского престола в случае прекращения линии Альбрехта. Создалась реальная угроза объединения в руках одной династии маркграфства Бранденбургского и герцогства Прусского, с двух сторон охвативших польские владения на Балтике.
Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.
Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство — Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств — Литва (княжество) и Польша (корона) — сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.
Начало экономического упадка Польши в конце XVI — первой половине XVII в. В результате резкого увеличения феодальной эксплуатации в XVI в. крепостникам удалось добиться повышения общей продуктивности феодального хозяйства. Однако такой подъем не мог продолжаться долго. Быстрый рост фольварков и феодальной эксплуатации сопровождался упадком крестьянского хозяйства, так как земледелец был задавлен тяжелыми барщинными повинностями. Признаки регресса и кресть-
529
янского, и помещичьего хозяйства появились уже в конце XVI — начале XVII в.
Недолгим оказался подъем ремесла и торговли в городе. Экономический застой польского города стал заметен с конца XVI в.
Переход к фольварочно-барщинной системе надолго прервал процесс складывания польского национального рынка. Крестьянин почти перестал выступать на городском рынке как продавец и покупатель.
Активное сальдо внешней торговли Польши принесло мало выгод стране, так как прибыль частью оседала в карманах гдань-ских купцов-посредников, частью тратилась феодалами на приобретение иностранных товаров и почти не вкладывалась в развитие хозяйства страны.
Ливонская война. Неудача восточной экспансии Польши. Польские и литовские феодалы стремились отрезать Русское государство от Балтийского моря и не допустить его дальнейшего усиления. Ивану Грозному пришлось вступить в длительную и ожесточенную борьбу сначала с Литвой, а затем с Речью Посполитой (Ливонская война). Она закончилась перемирием в Яме Запольском (1582 г.), по которому Русское государство фактически было отрезано от Балтийского моря, а большая часть Ливонии захвачена Речью Посполитой.
Стремясь превратить Русское государство в зависимую страну, а также найти применение массе обедневшей шляхты, польское правительство пыталось использовать кризис, переживаемый Россией в конце XVI — начале XVII в. Оно поддержало Лжедмитрия, а в 1609 г. король Сигизмунд III начал прямую интервенцию в Россию. Но в результате народно-освободительной войны 1612 г. интервенты были разбиты и изгнаны. Деулин-ское перемирие 1618 г. означало признание поляками неудачи попытки широкой экспансии на восток, что было подтверждено Поляновским миром 1634 г.
Речь Посполитая была многонациональным государством. Ополячивание феодальной верхушки в Литве, на Украине и в Белоруссии, проникновение на Украину и в Белоруссию польских феодалов привели к тому, что классовые противоречия в восточных областях государства осложнились национальными и религиозными. На церковном соборе в Бресте в 1596 г. была принята уния, имевшая целью подчинение православной церкви в Белоруссии и на Украине римскому папе. Уния привела к резкому обострению здесь национальных и классовых противоречий.
На усиление феодального и национального гнета украинское и белорусское крестьянство и городская беднота отвечали ожесточенной борьбой, которая все более принимала народно-освободительный характер. Крупные крестьянско-казацкие восстания происходили на Украине в 1591—1596 гг. и особенно в больших масштабах в 30-х гг. XVII в.
530
Значительные антифеодальные движения имели место в первой половине XVII в. и в Белоруссии. В самой Польше борьба крестьянских масс против гнета крепостников выражалась главным образом в массовом бегстве от своих помещиков, в нападениях на помещичьи имения.
Освободительная борьба украинского народа. Национальный, религиозный и феодально-крепостнический гнет, а также неспособность Речи Посполитой защитить украинские земли от опустошительных татарских набегов и турецкой агрессии угрожали самому существованию украинской народности. В ликвидации господства польских и полонизировавшихся украинских феодалов были жизненно заинтересованы самые широкие слои украинского общества. В 1648 г. украинский народ во главе с Богданом Хмельницким поднялся на освободительную войну против Речи Посполитой. В этой борьбе участвовали крестьянство, казачество, горожане, духовенство и значительная часть мелкой и средней украинской православной шляхты. Главной движущей силой освободительной войны было крепостное крестьянство. Восставшие добивались ликвидации на Украине власти Речи Посполитой и воссоединения Украины с Россией. Украинские войска нанесли полякам ряд сокрушительных поражений.
Против угнетения со стороны польских и полонизированных литовских и белорусских феодалов поднялся и белорусский народ.
Крестьянские восстания в Польше. Освободительная война украинского народа нашла широкий отклик среди польского крестьянства и городских низов. В 1648 г. около 3000 крестьян-повстанцев действовало в окрестностях Варшавы, а в самой столице готовилось восстание городской бедноты. В 1651 г. кресть-янско-плебейское движение охватило значительную часть польских земель. Крестьянские выступления происходили в Мазо-вии и Серадзском воеводстве. Большой размах крестьянское движение приняло в Великой Польше. Во главе его стояла группа поляков — участников освободительной войны украинского народа. Особенно напугало польских феодалов крестьянское восстание на юге Краковского воеводства (в Малой Польше). Во главе восстания в Подгалье был Костка Наперский, который, по-видимому, был связан с Богданом Хмельницким.
Борьба польского народа против шведской оккупации. Ан-друсовское перемирие. Неудачами Речи Посполитой воспользовалась Швеция, выступившая против нее в 1655 г. Используя измену значительной части польско-литовской знати, рассчитывавшей найти в шведских феодалах союзника против Русского государства, шведские агрессоры хотели подчинить всю страну. Но интервенция Швеции получила решительный отпор польского народа.
Первыми на борьбу со шведскими армиями поднялись крестьянские массы Подгорья, затем в войну включились горожане и
531
шляхта. Против шведов выступило Русское государство, заключившее в 1656 г. с Речью Посполитой Виленское перемирие. Однако польские магнаты и шляхта не хотели примириться с воссоединением Украины с Россией. Стремясь развязать себе руки для продолжения войны с Россией, Речь Посполитая в 1660 г. заключила в Оливе мир со Швецией.
Военные действия против России развивались в обстановке тяжелого кризиса польских финансов, усиливавшегося разложения армии. Поход короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1664 г. потерпел неудачу. В Речи Посполитой усилилась борьба между отдельными магнатскими группировками. В 1667 г. Польша пошла на Андрусовское перемирие с Русским государством, признав переход к России Левобережной Украины и Киева (на два года) и возвратив ей Смоленск.
Упадок Речи Посполитой. Во второй половине XVII в. в полной мере проявились отрицательные последствия развития фоль-варочно-барщинной системы. Они были намного усилены тем пагубным воздействием, которое оказали на народное хозяйство страны почти непрерывные войны (особенно в 50-х гг. XVII в.), приведшие к массовому разорению крестьянства и городов. Приходило в упадок крестьянское хозяйство. Понижалась производительность шляхетско-магнатских фольварков. К тому же со второй половины XVII в. сократился спрос на сельскохозяйственные продукты в Западной Европе. Феодалы усиливали эксплуатацию крестьянства. Основным средством оставалось увеличение фольварков и значительный рост барщины. Помимо обычной недельной барщины, крестьяне несли ряд других повинностей. Очень тяжело сказывались на положении крестьянства монополии (баналитеты) феодалов.
Глубокий экономический и политический упадок во второй половине XVII — первой четверти XVIII в. переживали польские города. Городское ремесло деградировало, объем городского производства сокращался. Город не выдерживал конкуренции иностранных товаров. Поддерживаемое феодалами внецеховое и вотчинное ремесло подрывало цеховое производство, хотя в перспективе эти формы ремесла стали основой для будущего подъема в ряде отраслей.
Оживленная хозяйственная жизнь продолжалась только в городах, связанных с международной транзитной торговлей. Однако импорт рос значительно быстрее экспорта, со второй половины XVII в. торговый баланс страны был пассивным.
Засилье магнатов, которому государственный строй шляхетской республики открывал широкий простор, пагубным образом сказывалось на экономическом, культурном и политическом развитии страны. Феодальная анархия, междоусобная борьба крупных магнатских родов, вооруженные столкновения между шляхтой несли разорение крестьянам и горожанам. Насилия и грабежи феодалов на дорогах, в городах и на ярмарках тор-
532
мозили развитие торговли. Окруженные многочисленной вооруженной свитой, магнаты направляли деятельность сеймиков в своих интересах, препятствовали нормальной работе сейма, игнорировали решения короля. Страна все больше лишалась политической устойчивости.
Ухудшилось внешнеполитическое положение Польского государства. В то время как военная мощь Польши ослабевала, возрастало могущество централизованных соседних государств — Швеции и России, в столкновении с которыми она неизменно терпела поражение.
Объединение Бранденбурга и Пруссии под властью Гоген-цоллернов в 1618 г. привело к резкому ослаблению польских позиций на западе. Крайне неудачно закончилась война за Прибалтику со Швецией, вспыхнувшая в начале XVII в. По Штум-дорскому перемирию 1635 г. у шведов осталась почти вся Ли-вония.
Польская культура в XV—XVI вв. Уже в XV в. наблюдался значительный подъем в развитии польской культуры. В 1474 г. в Польше началось книгопечатание. Это способствовало распространению образования и научных знаний, расцвету литературы. Появилось много поэтических сочинений на польском языке, формировалась национальная польская литература.
XVI век-время расцвета польского гуманизма. Особенно большие успехи были достигнуты в математике и астрономии. Гениальный польский мыслитель Николай Коперник (1473—1543) в своем произведении «О вращении небесных сфер» дал научное обоснование гелиоцентрической системы (см. гл. 40). Польские историки Мацей из Мехова, Мартин Бельский, Мацей Стречковский написали ряд трудов по истории Польши и всеобщей истории. Известный польский публицист Анджей Мод-жевский (1503—1572) в своем произведении «Об исправлении Речи Посполитой» смело критиковал существовавшие в Польше феодально-крепостнические порядки.
Польская гуманистическая литература в XVI в. характеризовалась реализмом и критической направленностью. Крупнейший представитель польского гуманизма Николай Рей (1505—1569) обличал папство и католическую иерархию. В его сочинении «Жизнь честного человека» дается резкая критика крепостнической системы. Выдающийся польский поэт Ян Коха-новский (1530—1584) широко использовал в своем творчестве народные мотивы. Его сочинения проникнуты духом народности.
Возросло национальное самосознание не только в кругах шляхты, но и в среде горожан и крестьян. Стирались местные языковые различия и формировался единый польский язык, вытеснявший из общественно-политической и культурной жизни латынь. С конца XV в. обучение на родном языке стало обычным. Открывались светские городские школы — гимназии. Центром культуры и образования являлся Краковский университет, пре-
533
подаватели которого стояли в основном на передовых гуманистических позициях.
Большие достижения наблюдались в архитектуре и скульптуре. Шедеврами польской архитектуры являются королевский дворец в Кракове и Сигизмундовская капелла (XVI в).
В первой половине XVII в. в развитии польской культуры наступил спад, который был связан с общим хозяйственным и политическим упадком феодального Польского государства.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|