Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
История средних веков под ред. Колесницкого Н.
ГЛАВА 16 ПИРЕНЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В VIII—XV вв.
Испания под арабским господством. В 711—714 гг. Пиренейский полуостров был завоеван арабами (маврами). Только небольшая горная область Астурия на севере страны сохраняла независимость. Испания на столетия попала под арабское владычество, которое оказало большое влияние на ее последующее историческое развитие. Хотя население подвергалось жестокому гнету и религиозным притеснениям со стороны пришельцев-мусульман, тем не менее экономика и культура переживали значительный подъем. С Востока в Испанию проникли новые культуры земледелия и садоводства — рис, сахарный тростник, гранатовое дерево, пальма, шелковица. Была создана система оросительных каналов, интенсифицировалось земледелие, развивалось скотоводческое хозяйство. Наблюдался значительный прогресс в ремесле — добыче и обработке металлов, керамике, выделке тканей и кожаных изделий. В городе Толедо уже в Х в. начали производить бумагу. Большой подъем переживали города. Столица арабского государства Кордова была крупнейшим торгово-ремесленным и культурным центром не только Испании, но и всей Западной Европы. Арабские города в Испании вели оживленную торговлю со странами Средиземного моря. Арабская культура оказала значительное влияние на Западную Европу. На латинский язык с арабского были переведены труды не только арабских, но и древнегреческих ученых. В арабских университетах обучались выходцы из западноевропейских стран. До сих пор в Испании сохранились замечательные памятники арабского зодчества — дворцы Алькасар и Альгамбра.
Кордовский эмират с 756 г. стал независимым арабским государством. Здесь правили эмиры из династии Омейядов. С 929 г. эмир Абдерахман III стал именоваться халифом.
Реконкиста. Многовековое господство мусульман-арабов и мавров над христианским населением полуострова не привело к единоверию и этнической ассимиляции. Часть населения усвоила язык и обычаи арабов (мосарабы), некоторые выходцы из христиан, особенно из высших слоев, приняли ислам (ренегадос — вероотступники). Относительная веротерпимость арабов часто сменялась мусульманским фанатизмом, что вызывало массовые стихийные восстания христианского населения.
Отвоевание (по-испански «реконкиста») захваченных арабами земель началось уже в первой половине VIII в. Очагами реконкисты были христианские государства на севере полуострова — Астурия, Галисия, Баскония и Испанская марка на востоке. Успехи реконкисты были обусловлены ее массовым всенародным характером. В стране, особенно в больших городах (Толедо), не прекращались антиарабские восстания. В то же время среди арабской знати происходили постоянные распри.
В начале Х в. на северо-западе в результате расширения Асту-рии образовалось королевство Леон. В 923 г. в его составе оформилось графство Кастилия, которое превратилось в 1137 г. в самостоятельное королевство. Эти два королевства иногда объединялись для совместной борьбы с маврами. В 1230 г. произошло окончательное объединение Леона с Кастилией в единое королевство.
В области Басконии в IX в. возникло графство Наварра, превратившееся в начале Х в. в коррлевство. На востоке полуострова в области Каталонии образовалось графство Барселонское, а севернее его по реке Арагон в IX в. возникло графство Арагон, входившее первое время в состав королевства Наварра. В 1035 г. Ара—272
Пиренейские государства в XI—XV вв.
гон стал самостоятельным королевством со столицей в Сарагоссе и даже подчинил на время Наварру. В 1137 г. с Арагонским коро-левстом объединилась Каталония. Так на юго-востоке и на северо-западе полуострова образовались крупные христианские государства. На западе Пиренеи в конце XI в. образовалось графство Португалия, входившее в состав королевства Леон, а с 1139 г. ставшее самостоятельным королевством. Формально португальский король признавал себя вассалом папы, но в стране обладал полным суверенитетом.
Большую победу на реке Тахо в 1085 г. одержали над арабами кастильцы, овладев древней столицей Толедо. Мусульманские правители обратились за помощью к североафриканским берберам-альморавидам. Наступление христиан повсюду было приостановлено. В середине XII в. на смену альморавидам из Мавритании пришли новые завоеватели — альмохады, пытавшиеся объединить разрозненные арабские эмираты и приостановить натиск христиан. Но созданное ими государство вскоре распалось. В начале XIII в. реконкиста развернулась с новой силой. В 1212 г. объединенные силы Кастилии, Арагона, Португалии и Наварры нанесли маврам решающее поражение при Лас-Навас де-Толоса. Продолжая теснить арабов, кастильцы захватили в 1236 г. Кордову, и в 1248 г. Севилью, а арагонцы завладели Балеарскими островами и Валенсией. В 1262 г. кастильцы отвоевали Кадис и вышли на Ат-
273
лантическое побережье. Теперь мавры удерживали только Гранадский эмират на юге страны.
Исход реконкисты надолго определил социально-экономическое и политическое развитие пиренейских государств. Основные выгоды получила феодальная знать, создавшая на отвоеванной территории крупные владения. Много земли приобрела католическая церковь, пользовавшаяся огромным влиянием во времена реконкисты. Появившиеся тогда духовно-рыцарские ордена — Сант-Яго, Алькантара, Калатрава — стали богатейшими землевладельцами. Укрепило свои позиции многочисленное рыцарство, составлявшее основное ядро крестоносного воинства против мусульман. Героическая борьба испанского народа против чужеземных завоевателей-арабов воспета в эпической поэме о Сиде — кастильском дворянине, организаторе победоносных походов против мавров. Решающую роль в реконкисте сыграли широкие народные массы — крестьяне и горожане. Крестьянство Кастилии и Португалии, отвоевывавшее шаг за шагом земли у мавров, добилось личной свободы и общинного самоуправления. Города завоевали большие коммунальные вольности.
История каждого из пиренейских государств, созданных в ходе реконкисты, характеризовалась специфическими особенностями.
Кастилия. Это было самое крупное государство, занимавшее 3/^ территории полуострова. Кастилия («страна замков») играла ведущую роль в войнах с маврами.
На отвоеванной земле сложились крупные владения церкви, духовно-рыцарских орденов и светских феодалов, что обеспечило политическое влияние церковной и светской знати. Вместе с тем в Кастилии было множество рыцарей — идальго, отличавшихся особой воинственностью. Крестьянство в северных областях страны (Старой Кастилии) было в поземельной и личной зависимости. Крестьяне-сервы находились в полной собственности феодалов:
покупались и продавались с землей и без земли, были лишены права перехода, не могли свободно вступать в брак. Они выполняли ненормированную барщину и облагались подушным побором, даже если не держали землю от своего господина. Зависимые крестьяне выполняли преимущественно поземельные повинности и пользовались правом перехода. Отказавшись от надела, крестьянин мог переселиться в другое место, сохраняя за собой все движимое имущество. Зависимые крестьяне облагались подушной податью и другими государственными налогами.
В результате развития товарно-денежных отношений и усилившегося сопротивления крестьян в XIII—XIV вв. крепостная зависимость в Кастилии почти повсеместно была ликвидирована. Однако кастильские крестьяне (соларьегос) оставались в поземельной зависимости от феодалов и несли возраставшие поземельные повинности. Сохранялась судебная власть сеньоров над крестьянами. Феодал мог, по свидетельству источника, «заключать крестьян в темницу и держать, словно пленников, без воды и пищи».
274
В Новой Кастилии крепостного права не было. Во многих местах существовали свободные общины — бегетрии, которые имели право избирать себе сеньоров и менять их. Однако сеньориальная зависимость являлась отнюдь не символической. Крестьяне, кроме разных государственных повинностей, были обременены денежными и натуральными поборами в пользу сеньоров. Сеньоры увеличивали эти поборы и стремились превратить свое «покровительство» в наследственную власть над крестьянами. Бегетрии добивались королевских грамот, запрещавших подвергать их новым незаконным поборам.
Огромные пространства Эстрамадуры и Андалусии, малопригодные для хлебопашества, были захвачены грандами и духовно-рыцарскими орденами и закреплены за ними королевскими грамотами. Здесь в 1273 г. был основан союз дворян-овцеводов — Места, — получивший от короля большие привилегии — право перегонять стада овец по любой территории, в том числе и по крестьянским полям. Места имела собственную администрацию, суд и финансы.
Большим влиянием в Кастилии пользовались города. В ходе реконкисты страна покрылась многочисленными крепостями, ставшими поселениями городского типа. Население здесь занималось наряду с земледелием торговлей и ремеслом. Значительную прослойку городского населения составляли мудёхары (мавры), пользовавшиеся правовой защитой короля. Это были искусные ремесленники и торговцы. Городское право (фуэро) и ремесленные статуты кастильских городов свидетельствуют о значительном развитии в XIII—XIV вв. разных отраслей ремесла — производства шелковых, бумажных и шерстяных тканей, изделий из кожи, кузнечных и ювелирных изделий, оружия. В XII в. появились ремесленные цехи. Крупными ремесленными и торговыми центрами являлись города — Севилья, Сантьяго, Толедо, Сеговия, Медина дель Кампо. Кроме оживленной внутренней торговли, кастильские города были связаны со многими иностранными рынками. Ведущее положение занимала Севилья, где два раза в год собирались ярмарки, на которые приезжали не только испанские, но и чужеземные купцы.
Кастильские города добились самоуправления и разных привилегий, зафиксированных в их городском праве. Города имели свое ополчение, состоящее из пехоты и конницы. Высший слой горожан составляли городские кабальерос — рыцари. Для совместных действий против мавров, а затем и против собственных феодалов города заключали военные союзы — эрмандады. Королевская власть в борьбе со знатью нередко обращалась за помощью к эрмандадам.
Арагон. В ходе реконкисты земельная собственность в Арагоне и Каталонии была сосредоточена в руках феодальной знати — светской и духовной. Высшее положение занимали рикос омбрес (богатые люди), имевшие огромные наследственные и полученные
275
от короля владения. Королевская власть всецело зависела от этих знатных семейств, обладавших правом оказывать сопротивление королю и избиравших из своей среды «Великого судью», который принимал от короля присягу о соблюдении привилегий знати. Ниже следовали кабальерос — вассалы рикос омбрес. Третью ступень занимали инфасоны — мелкие вассалы.
Крестьяне в Арагоне находились в личной и поземельной зависимости. В XIII в. рядом государственных актов крестьяне были лишены всяких прав и поставлены в полную зависимость от феодалов. В таком же положении находились крестьяне и в Каталонии, присоединенной к Арагону в 1137 г. В XII в. подавляющая часть каталонских крестьян составляла категорию «выкупных» (ременса), которые имели право выкупить свою личную свободу.
По характеру экономического развития отдельные области Арагонского королевства резко различались. Наиболее отсталым был Арагон. Города здесь не достигли такого расцвета, как в других районах Испании. Только в Сарагоссе и немногих других городах производились товары для местного рынка — сукна, кожевенные изделия. В горах Бенески добывалось серебро. Из Арагона в другие страны вывозили по реке Эбро зерно.
В приморских городах Каталонии процветали ремесла и шла оживленная внутренняя и внешняя торговля. На первом месте стояла Барселона. Барселонские ремесленники, объединенные с начала XIII в. в цехи, производили металлические предметы, хлопчатобумажные, шерстяные, льняные и шелковые ткани, стекло, бочки и другие изделия. Барселонский порт был открыт для судов всех стран. Сюда прибывали корабли из Византии, Генуи, Франции, Египта, привозя восточные пряности и благовония и покупая местные товары. Каталонские купцы имели своих торговых консулов во многих заграничных городах. Они раньше итальянцев проникли во Фландрию, где уже в 1389 г. открыли свою торговую биржу в городе Брюгге. Постоянные торговые связи поддерживались с немецкими городами, в частности с Нюрнбергом. В XIII в. в Барселоне были разработаны морские законы, положившие начало международному морскому праву.
Валенсия, присоединенная к Арагонскому королевству в 1238 г. славилась высокой культурой земледелия на основе искусственного орошения. В ее городах, и прежде всего в Валенсии, развивались ремесла, в которых в большинстве случаев были заняты ремесленники мудехары. Валенсия соперничала с Барселоной в морской торговле. Ее купцы вели крупные торговые операции в чужих странах. Здесь впервые в Европе зародились вексельные сделки.
В XIV в. Арагонское королевство подчинило полностью Бале-арские острова, Сардинию и Сицилию. В 1442 г. оно завладело Неаполитанским королевством. Ему принадлежал также французский город Русильон.
Португалия. Страна получила свое название от города Портуш (Порту), являвшегося первоначально столицей португальского
276
графства. Реконкиста завершилась в Португалии к середине XIII в. отвоеванием у мавров Альгарви, расположенной у побережья Кадисского залива. К этому времени в основных чертах завершилось формирование португальской народности.
Аграрные отношения сложились в Португалии в такой же форме, как и в Кастилии. Кроме короля, крупными земельными собственниками были гранды и прелаты.. Много земли принадлежало духовно-рыцарским орденам — Ависскому, Калатрава и др. Крестьяне до окончания реконкисты пользовались личной свободой, выполняя только налоговые и поземельные повинности. Но в Х-XII вв. большинство крестьян на севере страны попало в крепостную зависимость. Там сложились крупные сеньории с барщинным трудом. На юге Португалии крестьянство сохранило личную свободу и общинное землевладение. Свободные общины пользовались особыми правами, подтвержденными королевскими грамотами — фориаш, аналогичными кастильским фуэрос.
Выгодное географическое положение на побережье Атлантики способствовало расцвету португальских городов. Первое место среди них занимал Лиссабон, ставший с середины XIII в. столицей Португалии. Город превратился в один из крупнейших центров европейской торговли. Его купцы посещали Лондон, Брюгге и многие другие города на севере и востоке Европы. В Лиссабоне, Порту, Брага, Лагуше развивалось ремесленное производство. Политика веротерпимости к мусульманам и евреям благоприятствовала развитию городской экономики. Королевская власть, ведя борьбу с могущественной светской и церковной знатью, находила опору в городах и низшем дворянстве. Это позволило ей сокрушить магнатов и укрепить государственное единство. В то же время она покровительствовала городам и способствовала развитию торговли и торговой экспансии португальских городов.
В результате развития товарно-денежных отношений в XIV в. исчезла крепостная зависимость, крестьяне были переведены на денежную ренту. В деревне появилась богатая крестьянская верхушка, наживавшаяся на эксплуатации сельской бедноты.
В 1383 г. кастильский король предъявил притязания на португальский престол и попытался подчинить страну с помощью военной силы. Но Португалия отстояла свою независимость. В XV в. Португалия стала центролизованным государством и вступила на путь колониальной экспансии. Начало этому было положено захватом в 1415 г. крепости Сеута на африканском побережье.
Сословная монархия. Королевская власть и кортесы. В пиренейских государствах раньше, чем в других странах Западной Европы, появились сословно-представительные учреждения. Это объясняется высокой политической активностью привилегированных сословий и городов, вызванной реконкистой. В ходе освободительной борьбы возникли местные законы и обычаи, возросла политическая роль дворянства и горожан, приобрела привилегии знать. Королевская власть нуждалась в поддержке всех этих влиятель-
277
ных сил и вынуждена была считаться с их правами и привилегиями. Нередко она оказывалась в полной зависимости от сословно-представительных учреждений.
Раньше всего возникли кортесы в Леоне, объединенном в одно королевство с Кастилией. Это произошло в 1188 г., в правление короля Альфонса IX, когда наряду со светскими и духовными феодалами в королевской курии стали заседать и представители городов. С 1250 г. начали регулярно собираться кортесы и в Кастилии. В Каталонии кортесы с участием представителей городов функционировали с 1218 г., в Арагоне — со второй половины XIII в. В это же время оформились кортесы в Португалии и Наварре. В состав кортесов обычно входили представители трех сословий — духовенства, дворянства и горожан. В Арагоне в кортесах были представлены четыре сословия — феодальная знать (рикос омбрес), дворяне, духовенство и представители некоторых городских муниципалитетов. В состав городской курии кастильских кортесов первое время входили и представители свободных крестьянских общин — бегетрий.
Кортесы обладали более широкими правами, чем сословно-представительные органы в других западноевропейских странах. Они имели не только финансовые функции, но участвовали в законодательстве и вмешивались в вопросы престолонаследия. Арагонские кортесы принимали присягу от короля в том, что он будет уважать обычаи (фуэрос) страны. Кастильские кортесы устанавливали бюджет королевского двора. Члены кортесов пользовались здесь «парламентской неприкосновенностью».
Крестьянские восстания второй половины XV в. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений вызвало во второй половине XV в. ряд крестьянских восстаний. Самые мощные выступления крестьян происходили в Каталонии и на острове Майорка, где крестьянство особенно страдало от бесправия и многочисленных повинностей.
В 1462—1472 гг. вспыхнуло массовое восстание на севере Каталонии. Крестьяне требовали отмены крепостной зависимости и ненавистных «дурных обычаев» (посмертный и брачный поборы, право первой ночи и т. д.). Примкнувшие к восстанию свободные крестьяне добивались передела земли. Во главе восстания встал обедневший идальго Варнталят. Он установил строгий военный порядок, разбив крестьян на отряды и подчинив их дисциплине и общему командованию. Для нужд восстания были введены специальные денежные взносы. Крестьяне одержали несколько побед над феодалами. Арагонский король Хуан II, воевавший в это время с непокорной арагонской и каталонской знатью и городами, вступил в переговоры с Варнталятом и с помощью крестьянского войска нанес поражение своим противникам. За оказанную королю помощь Варнталят был вознагражден земельными владениями и званием виконта, а крестьяне получили лишь незначительные уступки.
В 1484 г. каталонские крестьяне подняли новое восстание, которое возглавил крестьянин Педро Хуан Сала. Это восстание имело большой успех. Хотя предводитель крестьян был захвачен в плен и казнен, восставшие не сложили оружия и продолжали наносить удары своим противникам. Арагонский король Фердинанд вынужден был пойти на уступки. В 1486 г. правительство объявило об отмене за денежный выкуп личной зависимости и «дурных обычаев». Но крестьяне оставались по-прежнему в поземельной зависимости от феодалов и несли тяжелые оброчные повинности. Оставались в силе и прежние церковные поборы.
Безуспешно закончилась и длившаяся многие годы борьба крестьян против феодального гнета на острове Майорка.
Объединение Кастилии с Арагоном. Испания в конце XV в. Два наиболее крупных государства Пиренейского полуострова — Кастилия и Арагон объединились в 1479 г. в единое Испанское королевство в результате династического брака Фердинанда Арагонского с Изабеллой Кастильской. Это объединение отвечало интересам кастильских и арагонских феодалов, так как предстояла общая борьба против арабов, удерживавших еще область Гранады. В то же время кастильское дворянство и города были заинтересованы во внешних рынках, которыми владел Арагон в бассейне Средиземноморья. Династическая уния оказалась прочной и привела к созданию единого государства, потому что население обоих королевств, несмотря на местные различия, составляло в основном уже единую этническую общность — испанскую народность.
К концу XV в. королевская власть в Испании значительно окрепла. Хотя каждое из королевств продолжало первое время сохранять свою автономию (отдельный король и отдельные кортесы), привилегии феодальной знати как в Кастилии, так и в Арагоне были нарушены. Ей было запрещено вести частные войны, чеканить монету. Земли мятежных феодалов были конфискованы в пользу короля. В борьбе со знатью королевская власть опиралась на города и их военную силу.
Католические короли (так называли Фердинанда и Изабеллу) подчинили церковь и использовали ее в качестве орудия абсолютизма. Фердинанд получил от папы магистерство над всеми духовно-рыцарскими орденами и конфисковал их богатые земельные владения. В 1480 г. в Испании была введена инквизиция, всецело служившая интересам государственной власти. Под ее неусыпным надзором находилось все население страны, но больше всего обращенные в христианство мавры и евреи. Суду инквизиции мог быть подвергнут по тайному доносу любой испанец, подозреваемый в инаковерии или инакомыслии. С помощью инквизиции подавлялась всякая политическая оппозиция. По словам К. Маркса, в Испании «... благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма»'. Возглавлявший 9 лет испан-
' М а р к с К. Революционная Испания. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч т. 10, с. 431.
279
скую инквизицию Торквемада послал на костер более 8 тыс. человек. Многие тысячи были осуждены на пожизненное заключение.
Укрепив власть внутри страны, испанские короли начали войну против Гранадского эмирата. В 1492 г. после длительной осады Гранада пала и юг страны был присоединен к Испанскому королевству. Маврам обещали сохранить их вероисповедание, однако эти обещания были сразу же нарушены. Начались религиозные преследования мусульман и евреев, что вызывало восстания с их стороны. Многие покидали Испанию и переселялись в Африку. Это привело к хозяйственному упадку некогда цветущего юга страны.
В конце XV в. в Испании в основных чертах уже сложилась абсолютная монархия. Могущественная феодальная знать была усмирена и превратилась в придворную аристократию. Кортесы лишились прежнего влияния и созывались редко. Управление государством осуществлялось с помощью бюрократического аппарата. Однако в отличие от других абсолютистских западноевропейских государств Испания не превратилась в строго централизованное национальное государство. Сохранялась сложившаяся веками провинциальная и сословная разобщенность.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|