Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ЛЕКЦИЯ 3. ИСЧЕЗНУВШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ - ЗАТЕРЯННЫЙ МИР МАЙЯ
1. Города, затерянные в лесах, безлюдные, безымянные.
2. Туманы времен рассеиваются.
3. Сокровища майя.
На территории современной Мексики, Гондураса и Гватемалы сохранились экзотические руины, настенные росписи народа майя, создавшего свою письменность, обладавшего научными знаниями в области медицины, астрономии, математики, физики, пережившего свой «золотой век» и павшего под ударами испанских завоевателей в XVI веке.
1. Города, затерянные в лесах, безлюдные, безымянные
В девственных лесах на западе Гондураса, в долине реки Копан в течение тысячи лет был упрятан природой город-призрак. Укутанный зеленым покровом тропического леса, за стволами красного дерева и сейбы скрывались белокаменные дворцы, опутанные вьюнками и лозами. Тропические дожди размыли причудливые лепные фигуры, корни деревьев раскрошили камень. Исчезли люди, создавшие этот город. И только в 1839 году американский юрист и дипломат Джон Ллойд Стефенс и английский художник Фредерик Ка-зервуд пришли сюда трудным путем и открыли миру удивительнуй цивилизацию майя.
Стефенс и Казервуд дважды устраивали экспедиции и приподняли завесу тайны: обнаружили в общей сложности остатки более 30-ти поселений. Копан и другие города построили предки индейцев майя, жившие в конце XIV века в Центральной Америке числом в несколько миллионов. Оказалось, что число городов майя в период расцвета этой цивилизации доходило до двух сотен. Среди них было 20 городов-мегаполисов с населением свыше 50 тысяч человек.
Владения майя занимали весь полуостров Юкатан, часть нынешней территории Мексики (штаты Табаско и Чьяпас), всю территорию Гватемалы и западные окраины Гондураса и Сальвадора.
Численность древних майя доходила до 20 миллионов человек. Они создали необычайно жизнеспособную цивилизацию: около 1000 года до н.э. складывается культурная общность, которая вырабатывает уникальный архитектурный стиль (оригинальные пирамиды, комплексы для игры в мяч, дворцы со ступенчатыми арками), устанавливает сложные правила политической и социальной иерархии, расширяет сеть торговых путей, осваивает методы интенсивного земледелия.
Из всех древних цивилизаций, процветавших в Южной и Северной Америке, только майя обладали системой письменности, а с помощью сложной системы взаимосвязанных календарей, позволяющей фиксировать важнейшие исторические даты, делали астрономические прогнозы и смело заглядывали в столь отдаленные времена, о которых даже современные специалисты в области космологии не берутся судить. Их вычисления и записи основывались на гибкой системе счета, включавшей в себя символ для обозначения нуля, неизвестный древним грекам и римлянам, а в точности астрономических расчетов они превосходили другие современные им цивилизации.
Майя — народ талантливый и ученый. Но около 900 г. н.э. наступил закат этой цивилизации: истощение ли природных ресурсов, вторжение ли чужеземцев тому виной, но города опустели, и цивилизация майя переместилась в Юкатан. Но к 1450 году и здесь старый государственный строй, присущий только цивилизации майя, в конце концов рухнул.
Древние майя были убеждены, что знают точную дату возникновения мира (11 августа 3114 г. до н.э. по юлианскому календарю, а по их теории космических циклов выходило, что 21 декабря 2012 года н.э. этому миру должен прийти конец). Но реальный конец света для майя наступил гораздо раньше — в XVI в., с приходом испанских солдат, монахов и колонистов.
Первый контакт двух культур происходил при участии самого Христофора Колумба: во время своего четвертого плавания в предполагаемую Индию (а он верил, что открытая им земля — Индия) его корабль проходил мимо берегов северной части современного Гондураса и у острова Гуанайя встретил каноэ, сделанное из целого ствола дерева, шириной в 1,5 м. Это была торговая лодка, и европейцам были предложены медные пластины, каменные топоры, керамические изделия, какао-бобы, одежды из хлопка.
В 1517 г. три испанских корабля, шедшие на поимку рабов, пристали к неизвестному острову. Отбив атаку воинов-майя, испанские солдаты при дележе добычи нашли украшения из золота, а золото должно было принадлежать испанской короне. Эрнан Кортес, покорив великую империю ацтеков в центральной части Мексики, послал одного из своих капитанов на юг — завоевывать новые территории (современные государства Гватемала и Сальвадор). К 1547 г. покорение майя завершилось, хотя некоторые племена укрылись в густых лесах центральной части полуострова Юкатан, где им и их потомкам еще 150 лет удавалось оставаться непокоренными.
Эпидемии оспы, кори и гриппа, к которым у коренного населения не было иммунитета, унесли жизни миллионов майя. Испанцы жестоко искореняли их религию: рушили храмы, разбивали святыни, грабили, а тех, кто был замечен в идолопоклонстве, монахи-миссионеры растягивали на дыбе, ошпаривали кипятком, наказывали плетьми.
Во главе монахов прибыл на Юкатан монах-франсисканец Диего де Ланда, неординарная и сложная личность. Он изучал быт, обычаи местного населения, пытался найти и ключ к тайне письменности майя, нашел тайник, в котором хранилось около 30 иероглифических книг. Это были настоящие произведения искусства: черные и красные знаки были каллиграфически выписаны на светлой бумаге, сделанной из нижнего слоя фигового дерева или шелковицы; бумага была гладкой от нанесенного на ее поверхность гипсовидного состава; сами книги были сложены «гармошкой», а обложка сделана из шкуры ягуара.
Этот монах решил, что в книгах майя содержатся эзотерические знания, смущающие душу дьявольские соблазны, и велел книги эти сжечь все разом, что «повергло майя в глубокую скорбь и сильнейшие страдания» [1].
Во время трехмесячной инквизиции под его руководством в 1562 году пыткам было подвергнуто около 5 000 индейцев, из них 158 человек погибли. Де Ланда был затребован обратно в Испанию по обвинению в превышении полномочий, но был оправдан и вернулся на Юкатан уже епископом.
Индейская культура уничтожалась всеми возможными способами. И всего сто лет спустя после прихода европейцев о славном прошлом майя не осталось и воспоминаний.
Никто и представить себе не мог, что в этом почти невыносимом для человека тропическом климате могла возникнуть высочайшая цивилизация.
Но с конца XVIII в. забытое прошлое майя стало понемногу проясняться. Одним из первых исследователей был капитан испанской армии Антонио дель Рио, получивший задание обследовать каменные руины близ города Санто-Доминго де Паленке, что в 350 км к северо-западу от Гватемала-Сити. Капитан был далек от археологии, но был человеком исполнительным и энергичным. Он привел на место 80 индейцев, которые 16 дней рубили и сжигали джунгли, пока не добрались до каменных зданий. На территории в несколько квадратных километров расположился город Паленке со следами былого величия. На низких пирамидах — подножиях — стояли четыре пышно украшенных дворца, покрытых лепными рельефами, иероглифами. На высокой земляной платформе стоял дворец. Лабиринты залов, комнат, переходов, внутренних двориков...
Отчет дель Рио был отправлен в Испанию, но затерялся в архивах, зато копия попала в Лондон к книгопродавцу, он и опубликовал этот отчет в 1822 году — мир майя уже стал известен.
Через 20 лет голландец Гильермо Дюпэ, много лет прослуживший в испанской армии в Мексике, повторил экспедицию. В 1804 г. этот образованный и увлекающийся стариной человек получил от испанского короля Карла IV поручение исследовать памятники культуры Мексики доиспанского периода.
С трудом добравшись до Паленке, Дюпэ пришел в неописуемый восторг от архитектуры, наружной отделки зданий: красочные узоры с изображением птиц, цветов и фруктов, полные драматизма барельефы. «Позы очень динамичны и вместе с тем величавые. Одежды хотя и роскошны, никогда не закрывают тела. Голову обычно украшают шлемы, гребни и развевающиеся перья» [2].
Дюпэ заметил, что у всех людей, изображенных на барельефах, голова была странной, сплющенной формы, из чего и заключил, что местные индейцы, с нормальной головой, никак не могут быть потомками строителей Паленке.
Скорее всего, по мнению Дюпэ, здесь жили когда-то люди неизвестной, исчезнувшей с лица земли расы, оставившей после себя величественные и прекрасные творения своих рук.
С 1830 г. губернатором Северной Гватемалы был назначен 25-летний Хуан (Джон) Галипдо, который исследовал Паленке и другое таинственное место — Копан. Галиндо был убежден, что политическая власть и культурный прогресс всегда распространялись в одном направлении — с востока на запад. Для него отправной точкой, местом зарождения мировой цивилизации была Центральная Америка. В древнейшие времена здесь жили необычайно одаренные люди, но их постигло какое-то бедствие. Те, кто выжил, двинулись на запад, в Азию и дальше, одну за другой создавая новые цивилизации: древнекитайскую, древнеиндийскую, халдейскую, древнеегипетскую.
Тем временем в Паленке и Копане культура вновь возродилась, но уже не в том блеске, как прежде, и новый расцвет ее был не долгим. «Старение» ослабило культуру в Центральной Америке — именно в этом Галиндо видел причину неспособности индейцев отразить натиск испанских завоевателей, которые, на его взгляд, в сравнении с коренным населением были не лучше варваров.
Судьба Галиндо была трагической. В 1840 г. объединенные войска Гондураса и Никарагуа разбили федеральную армию Гватемалы. Галиндо бежал, но в одной из деревень Гондураса его узнали и убили па месте ударами мачете.
Однако его записки попали к Джону Ллойду Стефенсу, удачливому исследователю [3]. Прежде всего, Стефенс научно подошел к изучению развалин городов. «Эти руины отличаются от созданного другими известными нам людьми, они строились по своим правилам, они представляют полнейшую аномалию. Им нет аналогов», — пишет Стефенс.
Стефенс вместе с художником Казервудом осмотрели более 40 заброшенных городов. Итогом их изысканий стали две книги: «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпс и Юкатан» и «Записки о путешествии в Юкатан», изданные соответственно в 1841 и 1843 годах. Читатели были в восторге, книги переводились на многие языки, потребовались все новые и новые репринтные издания.
О майя вдруг разом заговорили все. В 1885 году Американское антикварное общество и Гарвардский музей Пибоди послали в Юкатан молодого ученого по имени Эдвард Г.Томпсон, который за 40 лет провел серию раскопок и исследований. Но ключ к пониманию истории майя был найден лишь после того, как молодой знатный индеец майя из племени киче в Гватемале, знавший старинные письмена, записал латиницей священное для народа киче произведение «Пополь-Вух» («Книга народа» — собрание мифов и легенд).
К сожалению, сам оригинал был впоследствии утрачен, но латинская транскрипция попала в поле зрения ученых, дав первый «ключ» к пониманию мышления древних майя.
Когда испанцы прибыли в Юкатан, у майя были тысячи рукописных книг, сделанных из природного материала, но часть их была сожжена, часть осела в частных коллекциях. В XIX в. ученые знали о 3-х книгах — кодексах, названных по имени города, в котором каждый текст был обнаружен (Дрезденский, Парижский и Мадридский кодексы; позже был найден 4-й кодекс — Кодекс Грольс). 14 лет изучал главный Королевский библиотекарь в Дрездене Эрнст Форстемаин кодекс и понял принцип действия календаря майя. А исследования Юрия Кнорозова, Генриха Берлина и Татьяны Проскуряковой открыли новый этап в современной майянистике. Разгадано более 80 процентов всех иероглифов, а археологи сделали множество поразительных открытий.
2. Туманы времен рассеиваются
В малоизвестном поселении Куэльо на территории государства Белиз и начались разгадки народа майя. Были найдены при раскопках не только массовые захоронения людей, но и удивительные предметы: глиняная птица-дудочка, чаша дивной формы и др.
Ученые «выстроили» следующую историческую цепочку. Около 10 000 лет тому назад, когда закончился последний ледниковый период, люди с севера двинулись осваивать южные земли, известные теперь под названием Латинская Америка. В течение последующих 6 000 лет они научились земледелию, строили поселки. В 1500 г. до н.э. — начале «доклассического» периода — начинается отсчет славной цивилизации майя.
Возникли крупные центры: Накбе, Эль-Мирадор и Тикаль. Используются ритуальный, солнечный и лунный календари, развивается иероглифическая письменность, возводятся храмы. К 250 г. н.э. Тикаль становится городом. Общество разделилось на правящую элиту и массы (земледельцы, ремесленники, торговцы). Ранний «классический» период (250 — 600 годы н.э.) оставил массу храмов-пирамид и стен с надписями и изображениями правителей. Самая ранняя найдена в Тикале (292 г.) в честь одного из наследников правителя Яш-Мок-Шока, основавшего династию, правившую городом 600 лет. Поздний «классический» период (600 — 900 годы н.э.) — это бурное строительство дворцов и храмов. Появляются новые центры культуры: Паленке и Копан. Искусство достигает расцвета.
Но природные ресурсы истощились, вызвав упадок сельского хозяйства и в «постклассический период» (900 — 1500 годы н.э.). Повторяющиеся голод, эпидемии, вторжения извне, непрекращающиеся войны, социальные потрясения — все это вместе могло послужить причиной заката цивилизации майя.
К 900 г. н.э. строительство в южных равнинных областях прекращается, некогда многочисленные города, покинутые людьми, превращаются в руины. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Прекрасные города — Ушмаль, Кабах, Сайиль, Лабна — существуют вплоть до 1000 года. А для города Чичен-Ица вообще наступает пора процветания. Все больше возрастает влияние мексиканской культуры.
Однако после внезапного и загадочного падения Чичен-Ицы, главным городом Юкатана становится Майяпан. После 250-летнего правления династии Кокомов, в 1441 г. Майяпан был разрушен во время восстания, поднятого вождями соседних городов. После этого цивилизация майя в прежнем виде перестает существовать, вырождается в кучку племен, занятых только войной, и готовится принять последний сокрушительный удар — вторжение испанских конкистадоров, начавшееся в XVI веке.
Для того, чтобы наступило процветание майя, нужна была какая-то экономическая основа. До 1960-х годов считалось, что древние майя, как и современные их потомки, использовали в своем земледелии подсечно-огневой метод: лес на участке вырубали, затем вырубленные деревья и кустарники сжигали, чтобы золой удобрить почву. Почва тропических лесов бедная, и слой ее был неглубок, поэтому земля быстро, через год-два, истощалась, и поле оставляли до тех пор, пока оно снова не зарастало лесом. Тогда участок поджигали заново.
Однако население майя увеличивалось. Учитывая эрозию почвы, возникающую при подсечно-огневом методе, майя использовали метод террасного земледелия (на склонах холмов), предохраняющий поверхность от вымывания и увеличивающий глубину плодородного слоя. Устраивали древние майя и так называемые приподнятые поля: на болотистой площади приподнимали поля, насыпая длинные грядки над уровнем воды примерно на метр. Майя сооружали и сложные ирригационные системы примерно с 200 г. до н.э. Так, был обнаружен канал шириной в 90 метров, и тянулся этот канал на 11 километров, соединяя город с рекой. К северу от центра города Эцна расходились веером семь каналов поменьше — они подводили воду к различным по величине резервуарам, из которых самый большой мог вместить 120 миллионов кубических метров воды. Как подсчитали археологи, на постройку этой системы жители города потратили 1,68 млн человеко-дней: все это было построено вручную, мотыгами и теслами, сделанными из кремнистого сланца.
Единственным средством передвижения по каналам и рекам были каноэ, выдолбленные из твердых пород деревьев (красного дерева), и лодки длиной до 12 метров, в них могли разместиться 50 человек.
Вглубь страны везли с побережья самые разнообразные товары: рыбу, морских млекопитающих, раковины, акульи зубы, позвоночники морских скатов, соль (она выполняла роль обменной монеты).
На восточном побережье Юкатана в городе Серросе формировался торговый центр. Среди самых ценных товаров, проходивших через Серрос, были нефрит и обсидиан, привозимые из центральной части Мексики и с юга Гватемалы. Обсидиан, черное вулканическое стекло, можно было обтесать так, что край его становился острым, как бритва: он шел на изготовление оружия и режущих инструментов. Нефрит ценился как ритуальный камень, и на него был постоянный спрос по всей территории майя. В обмен на эти и другие ценные вещи люди равнин предлагали свой товар: продукты питания, хлопок, а также шкуры ягуаров и перья кетцаля.
Храмы для людей служили местом, где совершался один из самых важных для майя ритуалов — воссоединение с богом и предками, известное под названием «Путешествие в подземный мир». Для того, чтобы совершить такое путешествие, правитель должен был прийти в состояние высшей степени экзальтации, при котором начинаются галлюцинации. Этого можно было достичь голодовкой и кровопусканием. Правитель творил свой кровавый обряд, уединившись в маленькой комнате, а затем в запятнанных кровью белых одеждах показывался наверху храмовой лестницы, откуда и начинал свое «восхождение к богам».
Нам, людям начала XXI века, практика кровопускания кажется отвратительной и дикой, но для майя это было делом жизненно необходимым. Они верили, что во вселенной рассеяны опасные вредоносные силы, сдержать которые можно только с помощью определенных ритуалов. Движение звезд и планет считалось проявлением воли богов. Солнечное затмение, например, воспринималось как один из видов смерти божества, после чего солнце могло исчезнуть навсегда. Первое появление на небе утренней звезды (таковой становилась Венера) после долгого перерыва служило сигналом надвигающейся войны. Приурочивая ритуальные кровопускания к небесным явлениям, правители майя пытались как-то повлиять на грядущие события, веря, что от этого зависит судьба мироздания.
Археологи, проведя огромное количество раскопок, пришли к выводу, что пирамиды майя, как и египетские, были местом погребения владык и знати. Целая армия художников, каменщиков, рабочих принималась за невероятно трудное дело, чтобы в результате отдать последний долг одному-единственному человеку.
Так, найденная гробница Пакама — верховного правителя Паленке, правившего с 615 по 683 г. н.э., — удивила необычайной пышностью захоронения. Пакам построил дворцы, храмы, воздвиг стелы с надписями, давшими ценные исторические сведения о майя.
Майя смотрели на мир со смешанным чувством восхищения и ужаса. По их представлениям, космос состоял из 3-х уровней: Верхнего уровня, небесного, Срединного мира, земного, и Подземного мира, где обитают умершие. Миропорядок поддерживался только благодаря взаимной щедрости, проявляемой богами и людьми. Боги одаривали майя пищей, потомством, солнечным светом, дождем и прочими благами жизни только в ответ на признание, уважение и поклонение.
Развитие цивилизации майя происходило одновременно с эволюцией строго регламентированного классового общества. Правители, чья родословная, как считали майя, восходила к богам, руководили людьми — от сельскохозяйственных и строительных работ до военных походов. На самой вершине общественной пирамиды стоял верховный правитель, связанный с иными мирами, что подчеркивалось и одеждой с обязательным зеркалом на груди. Верховного правителя майя называли «зеркалом народа».
Музыка, танцы были важной частью жизни майя, с их помощью они выражали благодарность богам. Звуками музыки и хореографией сопровождались все массовые мероприятия: мирные и военные походы, охота и полевые работы, культовые церемонии. Танцоры и музыканты изображены на стенах дворцов, на расписных вазах, в скульптурах. К сожалению, мы не можем услышать звучавшую тогда музыку или представить себе ритм движения танцовщиков.
Мы видим шествие музыкантов, бьющих в барабаны, дующих в большие витые раковины, дудки и свистки. Барабаны у майя были деревянные, глиняные или сделанные из целого черепашьего панциря. Свои трубы майя делали из длинных высушенных тыкв, насаженных на деревянные трубки. Дудки и свистки делали из оленьих костей или из дерева.
Таинственная связь между живыми людьми, богами и предками достигалась во время ритуальных актов, которые должны были дать возможность выхода из мира людей в мир духов. Майя специально доводили себя до такого состояния, когда в помутившемся сознании возникают видения, что означало для них выход в иной мир. Поводов для этого было много: рождение или смерть, сев кукурузы или восшествие на престол — все требовало кровопускания, т.е. преподношения богам в жертву самого дорогого, что у них есть.
Найдена фигурка, изображающая человека, который совершает обряд кровопускания. Головной убор, ушные украшения и набедренная повязка говорят о том, что он принадлежит к высшему сословию, а веревка, висящая у него на шее, — это знак наказания. Прокалывая свои гениталии (в иных случаях прокалывали язык или мочки ушей), он ждет, пока капли крови не смочат кусок древесной бумаги. Когда бумага намокнет, он сожжет ее, и облачка дыма, поднимаясь к небу, станут пищей богов.
До нас дошло одно из развлечений майя — игра в мяч. На специальных каменных площадках участники состязания воспроизводили мифологический сюжет о героях-близнецах, игравших в мяч с богами подземного мира. И точно так же, как в мифологическом предании, где речь шла о выборе между жизнью и смертью, а реальном состязании проигравшего приносили в жертву: забивали до смерти тяжелым мячом или отрубали ему голову. Иногда проигравшего просто связывали и, сделав из него живой мяч, спускали по ступенькам храмовой лестницы или гоняли по площади.
Отсутствие следов каких-либо внешних военных конфликтов и оборонительных укреплений позволило археологам XX столетия сделать вывод, что майя, в отличие от ацтеков, вели мирный, чуть ли не идиллический образ жизни. Но более близкое знакомство с искусством майя привело к иному пониманию общества этой цивилизации.
Военные походы майя носили ритуальный характер, это были необычные войны: пышность приготовления, короткий период самого сражения и огромное количество пленных, которых приносили в жертву богам.
Жрецы майя с давних времен вели наблюдение за небесными телами. Тайные знания о звездах и планетах жрецы записывали в кодексах, которые донесли до нас сложную календарную систему майя, связанную с движением солнца, луны и планеты Венеры.
Майя создали не только солнечный календарь из 365 дней, но также с большой точностью определили лунный месяц (с погрешностью до 23 секунд в современном исчислении). Но самым жизненно важным календарем, определявшем чуть ли не каждый шаг в жизни человека, был астрологический, или ритуальный, календарь, состоящий из цикла в 260 дней.
Современные данные не могут точно объяснить происхождение этого календаря, некоторые считают, что в основе его лежит период развития человеческого плода — от зачатия до рождения. Древние майя точно так же, как сегодня некоторые люди, пользовались предсказаниями гороскопа, определяли по ритуальному календарю благоприятные дни для всевозможных занятий.
Кроме того, жрецы-астрономы майя создали сложный календарь, в котором использовались одновременно солнечный, ритуальный и венерианский (по планете Венера) циклы. По нему жрецы определяли время войн и жертвоприношений. Этот большой календарь состоял из 104 лет, 65 периодов обращения Венеры и 146 периодов созревания человеческого плода. По нему можно было через каждые 173,3 дня предсказывать солнечные и лунные затмения, что простым майя казалось настоящей магией.
Епископ де Ланда в 1566 г. писал: «Если бы Юкатан ценили только за обличив, грандиозность и красоту его зданий, как ценят другие районы Индии за золото, серебро и прочие богатства, тогда его слава опередила бы славу Перу и Новой Испании» [4].
Из множества городов, поднявшихся среди холмов Пуука в «поздний классический период» (700— 1000 годы н.э.), особенно выделяются великолепием планировки и архитектуры три города — Ушмаль, Сайиль и Лабна: массивные четырехугольники зданий по фасаду облицованы известняком, у дверных косяков стоят круглые колонны с квадратными капителями, верхняя часть фасада украшена изящной каменной мозаикой, сделанной из кремня.
Строгая организация пространства, пышность и усложненность архитектуры, сама панорама городов — все это приводит ценителей в восхищение. Высокие пирамиды, дворцы с рельефами и мозаичными фасадами, сложенными из плотно пригнанных друг к другу кусочков колотого камня, подземные резервуары, где когда-то хранились запасы питьевой воды, настенные иероглифы — все это великолепие сочеталось с ужасной жестокостью. «Главный жрец держал в руке большой, широкий и острый нож, сделанный из кремня. Другой жрец держал деревянный ошейник в виде змеи. Обреченных, полностью обнаженных, по очереди проводили по лестнице вверх. Там, уложив человека на камень, надевали на него ошейник, и четыре жреца брали жертву за руки и за ноги. Затем главный жрец с удивительным проворством вспарывал жертве грудь, вырывал сердце и протягивал его к солнцу, поднося ему и сердце, и пар, исходящий из него. Затем оборачивался к идолу и бросал сердце ему в лицо, после чего сталкивал тело по ступеням, и оно скатывалось вниз», — писал об этом священнодействии Стефенс с ужасом.
Прошлое древних майя — их искусство, архитектура, письменность — тщательно изучались и сравнивались с современностью учеными разных стран.
3. Сокровища майя
Художники майя создавали свои бесчисленные сокровища. Ритуальные предметы должны были понравиться богам. Каменные, резные, глиняные, шлифованные или покрашенные в яркие цвета — все они имели символическое значение. Так, дырочка в расписном блюде показывает, что блюдо «убито» и что его освободившаяся душа может сопровождать умершего в загробных странствиях.
Майя не знали ни металлических инструментов, ни гончарного круга, но их глиняные вещи изящны и красивы. Шлифовальные порошки и каменные инструменты применялись для работ с нефритом, кремнем, раковинами. Ремесленники-майя знали разницу между материалами. Любимый древними майя за красоту, редкость, а также за предполагаемую волшебную силу, нефрит особенно ценился древними мастерами, хотя и требовал терпения и изобретательности для его обработки. Деревянными пилами или костяными сверлами делались канавки, завитки, лунки и т.п. Полирование производилось с помощью твердых растительных волокон, добываемых из побегов бамбука или тыквенного дерева, клетки которых содержат микроскопические частицы твердых минеральных веществ. Огромное количество фигурок из нефрита, изображающих людей и животных, имеет форму клина: древние камнерезы использовали такую форму изделия, чтобы можно было при случае применить их как орудие труда. После небольшой доработки эти прекрасные каменные поделки могли превратиться в амулеты или фигурки людей и богов. Найденное изящное зеленое ожерелье, относящееся к доклассической эпохе, говорит нам о том, что носил его не простой человек, а наделенный властью и стоящий на верхней ступени социальной лестницы.
В искусстве майя изображение часто передает действие или эмоции. Мастера выработали информационный стиль, вкладывая в свои произведения заряд юмора и нежности или, напротив, жестокости. Предметы, сделанные руками безымянных мастеров, до сих пор поражают людей своей красотой, помогая нашим современникам понять давно исчезнувший мир древнейшей цивилизации.
Литература
Альперович М.С., Слезкин Л.Ю. История Латинской Америки: с древнейших времен до начала XX века. — М,, 1991.
Джон Ллойд Стефенс, Фредерик Казервуд «Записки о путешествии в Центральную Америку, Чьяпс и Юкатан», 1841/ Пер с англ. — М., 1989.
Джон Ллойд Стефенс, Фредерик Казервуд «Записки о путешествии в Юкатан», 1843./ Пер с англ. — М., 1987.
Затерянный мир майя//Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». - М.: Терра, 1997.
История Латинской Америки: В 2 т., 1991 —1992.
Вопросы для обсуждения
- Проанализируйте, что общего в миропонимании и религии ацтеков, ипков и майя.
- Что легло в основу зарождения и расцвета цивилизации майя ? Каковы причины гибели этой цивилизации ?
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|