Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
ЛЕКЦИЯ 2. ЕГИПЕТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
1. Три тысячелетия славы под солнцем.
2. Фараон, который «вернулся» в историю.
3. О чем рассказывают мумии.
1. Три тысячелетия славы под солнцем
Египет — не только одна из древнейших, но и наиболее долговременных цивилизаций. Причиной тому является, прежде всего, его местоположение: страна как бы стоит особняком, в стороне от других государств и империй. Зажатая с обеих сторон пустыней, она получила возможность развиваться в плодородной долине Нила без всякого влияния и вмешательства извне. Словно длинный стебель папируса, протянулась она на 1 120 км с юга, от первого нильского порога в Асуане, до севера, где река, расходясь широким венчиком дельты, впадает серией потоков в Средиземное море.
Разливы Нила — это как бы дар реки земледельцам, приносимый ежегодно в виде бурого ила на их земли, который рождал в их сознании ощущение постоянства и ничем не изменяемого круговорота жизни. Это явление нашло свое отражение и в древнем названии Египта — «Кемет», что означает «черная земля», — чем как бы подчеркивается благодеяние, совершаемое водной стихией.
Благословенный народ Египта, население которого не превышало пяти миллионов во все периоды его истории, жил под властью правителей, считавших себя живыми богами на земле. Так многочисленны были цари, или фараоны, правившие страной, что о некоторых не известно ничего, кроме их имени, ибо памятники их и законы исчезли без следа много веков назад.
Говоря о Египте, историки ведут его летосчисление по родословным царей, или династиям.
1. ранний династический период — 2920 — 2575 гг. до н.э.
Египетская цивилизация уходит своими корнями в глубь веков, в девятое тысячелетие до пашей эры. Кочующие племена охотников постепенно концентрировались в пойме Нила, так как более отдаленные земли выжигались солнцем, превращаясь в пустыни. К 5 тыс. до н.э. здесь возникли два четко разграниченных объединения: Нижний Египет — в дельте Нила и Верхний Египет — вдоль зеленого коридора, образованного Нилом. Около 3000 г. до н.э. Верхний Египет покорил своего северного соседа, объединив два народа и положив тем самым начало Первой династии. Окруженные ореолом величия и легендами, фараоны этого раннего периода почитались как некие божества, сошедшие с небес на землю. Во времена III-ьей династии Джосер воздвиг свою Ступенчатую пирамиду, которая стала первой в списке гигантских монументов, сооруженных на земле Египта.
2. древнее царство — 2575 — 2134 гг. до н.э.
Во времена IV-ой династии египетская культура вступает в полосу своего расцвета. Это был период стабильного существования, ставший провозвестником новой эры в истории Египта — Древнего царства. Пирамиды Гизэ и Сфинкс — лев с ликом фараона Хафра — это беспримерные архитектурные памятники эпохи. В это время расцветают искусства и торговля, развивается письменность на основе иероглифического письма, которой пользуется знать. Во времена V-ой династии сильно возрос культ Солнца, ослабив влияние фараонов. К концу VI-ой династии Древнее царство распадается на ряд враждующих между собой княжеств.
3. первый переходный период — 2134 — 2040 гг. до н.э.
В начале первого переходного периода фараоны обладают слабой реальной властью, а междоусобицы ослабляют Египет. Щит из воловьей шкуры относится к этому времени. В конце концов IX и X династии воцарились в Египте. Однако вскоре агрессивно настроенные князья в Фивах провозглашают себя законными наследниками престола и основывают свою собственную династию. Культурное развитие Египта испытывает подъем.
4. среднее царство — 2040 — 1640 гг. до н.э.
Объединив Египет, фиванский фараон XI династии Небхепетра Ментухотпе как бы провозгласил начало Среднего царства. Царь этой эпохи пользуется поддержкой чиновничьего сословия, сводя на нет власть местных правителей. Они также заботятся о нуждах населения, осваивая путем искусственного орошения тысячи акров пахотной земли. Снова расцветает искусство. Среди богов на первое место выдвигается Озирис, властитель Подземного царства: его культ распространяется по всему Египту, привлекая к себе богатых и бедных. Культ бога солнца Ра продолжает пользоваться огромной популярностью.
5. второй переходный период — 1640 — 1550 гг. до н.э.
По неизвестным причинам Среднее царство распадается, и Египет снова погружается в пучину безвластия. Корона переходит из рук в руки. А в это время племена гиксосов из Палестины, захватившие район Дельты, основывают там XV-ую династию, которая распространила свою власть над всей страной. Династия XVII Фив объявляет им войну и, используя несокрушимое и новейшее оружие того времени — лошадей, запряженных в колесницы, — освобождает Дельту от иноземного владычества и тем самым провозглашает новую эру в истории Египта — Новое царство.
6. новое царство — 1550—1070 гг. до н.э.
С востока в страну потоками идут награбленные трофеи и пленники, и Египет снова становится процветающим и открытым обществом. Найденная в наше время, гробница Тутанхамона поразила современников роскошью. В период правления Тутанхамона снова расцветает искусство, большинство произведений которого было посвящено фиванскому божеству Амону.
7. третий переходный период — 1070 — 712 гг. до н.э.
Внутри страны зреет кризис власти, а с севера и востока палестинские племена оккупируют владения Египта. Население терроризируется. Египет раскололся надвое: военная хунта, преодолев жрецов, захватывает власть в Верхнем Египте, в Дельте правит династия фараонов-купцов. Затем Египет переходит к ливийской династии, которая правит до тех пор, пока власть не захватывают военные из Нубии. Фараоны новой династии носили на коронах символ объединенного владычества над Нубией и Египтом — двойной урей.
8. Поздний период — 712 — 332 гг. до н.э.
В VII в. до н.э Египет подвергается нападениям ассирийцев — рушатся и грабятся города Египта. И только при XXVI-ой династии наступает короткий период спокойствия, однако в 525 г. до н.э. персы вторгаются в Египет, превращая его в провинцию, и основывают здесь XXVII-ю династию. Последние независимые фараоны — это XXVIII —XXX династии, однако персы снова наносят сокрушительный удар, навсегда покончив с независимостью Египта.
Но даже могущественная Персия пала под ударами армий Александра Македонского, который покорил Персию и соответственно Египет в 332 г. до н.э. и тем самым перевернул последнюю страницу истории великой египетской цивилизации [1]. Окончательный упадок наступил, когда Египет пал под ударами Цезаря Августа в 30 г. до н.э. Египет теперь — провинция Рима, и под песками пустынь медленно исчезали исторические реликвии некогда могущественной цивилизации.
Даже язык, на котором говорил этот народ, навсегда исчез с лица земли. В течение многих веков после распада Древний Египет оставался страной-тайной: со времен Древней Греции и Рима и до XIX века люди многих стран поражались великолепию памятников, но были бессильны прочесть их загадочные письмена. Во время египетской кампании Наполеона Бонапарта в 1798 г. был найден Розеттский камень-стела с тремя высеченными на ней параллельными текстами, один из которых — пиктограммы, другой — демотическая запись (скорописная форма египетского письма), третья — греческий язык. Это и стало ключом к разгадке древних египетских знаков.
С появлением этого документа древние египтяне снова «заговорили», и, по мере того как продвигалась дешифровка их письменности, эта живая, энергичная нация стала вырисовываться во всем своем величии и красе. «Взломал» код египетского иероглифического письма гениальный французский ученый Ж.-Ф.Шампольон в возрасте 31 года.
Мало найдется в мире памятников исчезнувших цивилизаций, которые были бы столь окутаны тайной и внушали такой священный ужас, как египетские пирамиды Древнего царства. «Человек страшится времени, а время страшится пирамид», — гласит арабская пословица. Они считались одним из древних чудес еще во времена правления фараонов. Уже в период Нового царства (1550 — 1070 гг. до н.э.) египтяне наносили визиты в Гизэ и другие некрополи, чтобы отдать дань уважения давно умершим царям и подивиться седой древности этих гигантских сооружений. Свидетелями их посещений остались надписи — граффити, — выцарапанные па каменных плитах пирамид. Один такой «турист», подписавшийся именем «Ахмос сын Иптаха», посетил Ступенчатую пирамиду в Саккара около 1600 г. до н.э. и начертал на камне пирамиды, которой тогда уже было более тысячи лет, что монумент выглядит так, «как будто в нем поселились сами небеса». А через 400 лет другой посетитель, «Хеднохт, сын Ченро и Теворсет», написал рядом, какое огромное удовольствие получили они с братом, обойдя Ступенчатую пирамиду и испросив богов даровать им «долгую жизнь служения во благо всем Вам» и «достойные похороны после счастливой спокойной старости».
В Древнем Египте самый живой интерес к пирамидам и их истории проявил наследный принц Кэмвасет, четвертый сын Рамзеса II, одного из самых прославленных своими делами и долголетием фараонов Египта. Ко времени правления Рамзеса II (1290—1224 гг. до н.э.) пирамиды уже насчитывали тринадцать веков своего существования. Кэмвасет, получив благословение отца, стал первым в мире египтологом и археологом. Он не только реставрировал пирамиды, но открыл и идентифицировал множество предметов материальной культуры Египта, снабдив их соответствующими ярлыками (позже это было использовано музеями мира). Среди его находок — статуя Кавабада, сына фараона Хуфу (Хеопса), по приказу которого была возведена так называемая Большая пирамида (пирамида Хеопса). Принц был настолько восхищен этим произведением искусства, что приказал привезти статую к себе в дом в Мемфис, где ее фрагмент и был откопан — теперь уже во 2-й раз в 1908 г., около 3 200 лет спустя, — английским археологом Джемсом Эдвардом Квибеллом.
Мемфис — древняя столица Египта, которая находилась на западном берегу Нила в 32 км к югу от нынешнего Каира. Основанный самим Мином (Менесом), могущественным военачальником, Мемфис стал огромной метрополией, в нем проживало и трудилось до 50 000 человек, семьи жили в двух-трехэтажных домах из кирпича-сырца. Здесь жил в основном трудящийся люд — искусные ремесленники, занятые изготовлением изящно инкрустированной мебели, ювелирных изделий из золота и полудрагоценных камней, боевых колесниц, щитов, копий и другого оружия.
Мемфис процветал вплоть до VII вока нашей эры, до того времени, когда арабы, захватив Египет, стали активно разрушать город, используя каменную кладку зданий для строительства своей новой столицы — Каира. Сегодня все, что осталось от Мемфиса, лежит погребенное под тоннами нильского ила и современными деревнями, делая работу археологов немыслимо дорогостоящей. Почти все, что мы знаем о Мемфисе и в целом о Египте, мы знаем из его кладбищ. По мере того, как шло время, изменялись и захоронения. Около 2630 г. до н.э., во времена правления фараона III династии Джосе-ра пирамиды стали строить целиком из камня. Так была построена главным визирем и советником Имхотепом Ступенчатая пирамида.
Ступенчатая пирамида не имеет себе равных по конструкции и по размерам. Основание пирамиды имеет площадь 118,6 на 140,9 м, ее высота — 62 м. Но сама пирамида — всего лишь часть огромного комплекса сооружений. Под ее основанием Имхотеп создал настоящий лабиринт из штолен, переходов, галерей и погребальных камер, часовен, двориков. Весь этот комплекс Имхотеп обнес мощной каменной стеной длиной 1,6 км и 10,1 м в высоту, в которой он сделал 13 ложных и только один настоящий проход.
Поразительные достижения Имхотепа — зодчего и строителя, этого Микеланджело древности, — а также его талант писца и мудрого царского советника снискали ему славу на многие тысячи лет.
Фараоны, пришедшие на смену Джосеру, тоже пожелали иметь такие гигантские ступени, ведущие в небеса. Так были построены многие другие пирамиды. Но гробница — пирамида Хуфу (Хеопс — в греческом написании) — оказалась просто чудом архитектуры. Ее основание занимает площадь в 5,2 га, ее высота на 54,2 м больше высоты статуи Свободы в Нью-Йорке. Внутри этой пирамиды можно поместить 5 главных соборов Европы, включая римский собор Св.Петра и лондонский Св.Павла.
Как же удалось Хуфу построить такой гигантский монумент? Никто не знает, каким образом она была возведена. Но точность строителей поражает: основание пирамиды образует почти совершенный квадрат, невероятного веса каменные блоки подогнаны на месте с поразительной точностью.
Шотландский астроном Чарльз Пияцци Смит полагает, что в формах Великой пирамиды заложены божественные числа, имеющие отношение к измерению пространства и времени. Он высчитал, что если высоту пирамиды, выраженную в дюймах, помножить на десять в девятой степени — поскольку пропорция десять к девяти является отношением высоты пирамиды к ее ширине, — то получается расстояние от Земли до Солнца. А периметр пирамиды, исчисляемый в т. н. «пирамидных» дюймах, равен 365,2, т.е. числу дней в солнечном году, помноженному на 1 000.
Древние строители гордились своим мастерством и увековечивали название своих артелей; они выцарапывали на огромных глыбах, например: Бригада Выносливых, Бригада Умелых, Бригада Победителей и т.д.
После смерти Хуфу его сын Хафра (Хафрен) и внук Менкаура построили еще две пирамиды, меньше размерами. Древние египтяне поставили на Гизехском плоскогорье своего вечного стража — Великого Сфинкса. Это колоссальная статуя 73,2 м в длину и 20,1 м в высоту из целого камня. У статуи лицо с чертами фараона Хафра, царский головной убор и традиционная накладная борода фараонов, а туловище — возлежащего льва, ибо издревле считалось, что это полумифическое существо стоит на страже священных мест.
4 500 лет Сфинксу, 70 лет он уже полностью очищен: большую же часть времени своего существования он «пролежал», заваленный по «самую шею» песками пустыни. Необозримые города мертвых, погребенные под зыбучими песками Египта, хранят в себе не только человеческие останки, но и миллионы мумифицированных животных, причем каждое из них, как и человеческая мумия, завернуто в пелены, а особи маленьких размеров помещены в предохранительные глиняные сосуды. Все эти создания — бычки, кошки, обезьяны, птицы, мыши и даже насекомые, — по древним египетским поверьям, воплощали в себе качества тех или иных божеств и почитались при жизни.
Своим происхождением самые большие в мире гробницы, вероятно, обязаны наблюдениям человека за сезонными изменениями окружающей его природы, ибо люди, населявшие долину Нила, всегда жили в тесном единении с природой. Это был своего рода контракт между человеком и стихией: в обмен на гарантию ежегодного обогащения его полей, человек был готов мириться со всеми капризами той силы, которая несла ему это богатство. Каждую весну могучий Нил, катя вниз свои бурые воды, отдавал людям животворную душу Африки, заливая их поля на целые месяцы. И каждый год, глядя на водные просторы, люди видели, как из них вырастают, проступая над поверхностью воды, крошечные холмики намытого ила, и это было как бы ежегодное сотворение мира. Земля поднималась — кочка за кочкой — над водной гладью наводнения. Такие наблюдения, должно быть, сформировали в их сознании особое почтение к конусообразным формам холмов, которое в конечном счете перешло в общенародное почитание пирамид. Ступенчатая пирамида и являлась, по-видимому, ярчайшим проявлением такого архетипа сознания.
Но если холм отождествлялся в сознании людей с актом творения, то солнце представлялось им неким маяком, указывающим фараонам путь к вечной жизни. Действительно, в определенные дни, когда рваные тучи нависали над Восточной пустыней, свет солнца, пробиваясь сквозь них косыми лучами, как бы чертил в небесах хорошо знакомый людям силуэт пирамиды с ее расходящимися под углом сторонами. Вскоре это чувство формы наполнилось религиозно-философским содержанием: дух фараонов взбирается на небо по ступеням пирамиды и взмывает вверх по наклонной линии солнечного луча.
Переход от идеи ступенчатости к непрерывной линии произошел, по-видимому, в Медуме, что находится в 64 км к югу от Ступенчатой пирамиды. Здесь была возведена гробница о семи ступенях. Когда к ним добавили восьмую, кому-то в голову пришла идея заложить ступени и облицевать все строение известняком. Результатом явилась гробница, как никогда близко подошедшая к форме пирамиды — это так называемая Ромбовидная пирамида Снофру. Возвышается она над песками Медума. И уже позже сын и преемник Снофру — фараон Хуфу, унаследовав от отца теологическое представление, считал, что фараон должен сопровождать бога солнца Ра в его движении по небу. «Пусть небо выпрямит лучи солнца для Тебя, чтобы Ты вознесся на Небо, подобно оку Ра», — молились жрецы Нила.
То есть пирамида Хуфу, вместившая в свое чрево около 6 миллионов тонн каменных блоков, занявших площадь более 5,2 га, поднялась к небу на фундаменте веры в могущество солнечных лучей.
После того, как у туриста, впервые увидавшего пирамиды, уляжется первый восторг, ему на ум непременно придут вопросы: а что там внутри? Из чего она сложена? Какова цель всего этого?
Поколения археологов разных стран мира исследовали «дома вечности фараонов». Продвигаться вниз по туннелю к погребальным покоям фараона — непростое дело: второстепенные переходы и комнаты, тупики, ловушки, лабиринты — создавалось все, чтобы сбить с толку нежелательных посетителей (грабителей).
2. Фараон, который «вернулся» в историю
Одна из наиболее глубоко хранимых тайн древней египетской цивилизации обнаружилась в 1926 году. Тысячелетиями путешественники и искатели приключений стекались со всего света в город Луксор, построенный на месте канувших в лету древних Фив. Оказалось, что развалины хранят в себе нечто, намеренно погребенное в них тысячелетия назад. Оказалось, что разрушение «по кирпичику» храма, построенного здесь Аменхотепом IV в первые годы его правления (1353—1335 гг. до н.э.), и упрятывание этих кирпичей в фундаменты и стены более поздних сооружений, было частью кампании, направленной на предание забвению всего, что было связано с личностью ненавистного царя. В цивилизации, одержимой идеей бессмертия, на долю Аменхотепа IV выпало самое ужасное — навсегда быть вычеркнутым из людской памяти.
Почему? За какие деяния? Эхнатон (Аменхотеп IV) был сыном фараона Аменхотепа III и его главной жены, царицы Тий. Новое царство достигло наивысшего развития, распространив свое влияние далеко за пределы 'Египта. На юге под властью Египта находилась Нубия, а по ту сторону Синайских гор, в Западной Азии, местные князьки беспрерывно формировали и отправляли караваны с данью фараону и посылали к его двору своих сыновей, чтобы дать им воспитание в духе египетской морали и культуры.
Со времен правления деда Эхнатона, Тутмоса IV Метания, в северной Сирии Вавилон и Ассирия по ту сторону Евфрата искали дружбы Египта. Правители этих стран отправляли фараону ценные дары: ювелирные изделия из серебра и лазурита, боевые колесницы, рабов — музыкантов, танцоров — и даже царских дочерей для «украшения его гарема». Поток царских невест шел только в одном направлении — в Египет, дочери царей Египта никогда не отдавались чужеземцам. Во времена правления Аменхотепа III могущество Египта было очень велико.
Царица Тий, мать Эхнатона, была личностью незаурядной во всех отношениях. Фараон души в ней не чаял, осыпая царицу дорогими подарками, среди которых были храм в Нубии, возведенный в ее честь, искусственная купальня, сделанная специально в Фивах для нее , огромные сельскохозяйственные угодья и др.
Аменхотеп III был энергичным строителем храмов, в частности, святилищ Амона, главного божества Фив, которые были центром религиозной жизни Египта. Это божество наделялось все новыми качествами, заимствованными у других богов, ему были, в частности, переданы атрибуты бога солнца Ра, после чего его полное имя стало Амон-Ра. Его сына не интересовали сотни имен других богов. Всю свою преданность и даже имя он положил к ногам солнечного божества — «животворному солнцу» Атону (так он его называл). В своем «Великом гимне Атону» фараон объявляет себя единственным помазанником этого бога на земле.
Новая вера, гимны и заклинания характеризуют Эхнатона как провозвестника монотеизма и предтечу Авраама и Моисея. Он приказал запретить поклонение всем богам египетского пантеона и закрыть их храмы.
Жрецы Египта были повергнуты в ужас. Жреческая каста держала в руках экономическую жизнь страны, в ее казну стекались огромные богатства. Открыто выступить против фараона они не могли.
Свои святилища Атона (солнечного диска) в Фивах Эхнатон ставит рядом с Великим храмом Амона (бога Солнца). Царица Нефертити, жена Эхнатона, сыграла важную роль в утверждении нового культа. Надписи на стенах превозносят царицу, сопровождая ее имя целым списком эпитетов: Госпожа Двух Земель, Самая Любимая Супруга Великого Царя, Великодушная, Возлюбленная, Госпожа Нежности и т.д.
Дочери Нефертити тоже во множестве изображены в барельефах. Старшая дочь изображена в виде очаровательной малютки в наряде, повторяющем в миниатюре костюм ее матери, и размахивающей систром — ритуальным музыкальным инструментом, которым пользовались во время религиозных обрядов на протяжении всей истории цивилизации Египта. Надпись возвещает, что перед нами «царская дочь, плоть от плоти, которую он любит, Мсретатон, рожденная женой великого царя — Нефертити, да будут долгие годы ее». Через несколько лет Меретатон появляется на барельефах в компании двух своих сестер — Мекетатон и Анхесенпаатон.
В 1926 г. англичанином Дж.Г.Уилкинсоном был найден барельеф в гробницах в местечке под названием Тель-Эль-Амарна, являвший собой нечто особенное: древние ваятели отошли от канонов искусства своего времени. Вместо мрачных путешествий в царство мертвых и батальных сцен они запечатлели Эхнатона и Нефертити в естественной домашней обстановке, удобно расположившихся в креслах с детьми на коленях. Нет здесь ни мрачноватого бога Озириса, ни украшенной рогами Хатхор, ни многих других богов, богинь и демонов. И только солнечный диск испускает множество лучей, несущих благословение царю и царице.
Эхнатон заложил город Ахетатон, что означает «Горизонт Атона» — религиозного центра культа Атона — на совершенно новом, необжитом месте, так что, когда он умер, его обитатели просто снялись и уехали на прежние места.
Личность Эхнатона привлекла к себе огромный интерес в конце XIX в. благодаря случайности: местная крестьянка, копаясь в раскопках, надеясь раздобыть себе компост (продукт разрушения кирпича-сырца), наткнулась на тайник — 300 небольших табличек, заполненных клинописью на аккадском языке, который во времена Эхнатона считался языком международной династии. Тайник содержал переписку Эхнатона с правителями других стран. Зазвучавшие голоса чужеземных владык помогли разрушить стену молчания, окружавшую имя Эхнатона. Были найдены фундаменты 28 огромных статуй Аменхотепа IV (Эхнатона) — скульптуры были в свое время сброшены с пьедесталов.
За вероотступничество жрецы, составлявшие списки фараонов, правивших Египтом, регулярно опускали в них имя Эхнатона, а когда без указания на период его правления нельзя было обойтись, летописцы делали это с помощью загадочных ссылок типа «правление проклятого богами» или «время мятежника».
По отдельным фрагментам дворца Эхнатона установлено, что это было выдающееся сооружение своего времени. Его стены были отделаны мозаикой из цветного стекла, камня и керамики, колонны оканчивались капителями в виде пальмовых листьев, детали которых раскрашивались в красные, синие и золотистые тона, стены интерьера тоже украшены разноцветным мозаичным орнаментом и иероглифами из обсидиана, черного гранита, красного кварца, песчаника и стекла. Глазурованная керамика покрывала стены, превращая их в сады диковинных растений и цветов и в аквариумы с плещущейся в них рыбой.
Очевидно, Эхнатон предполагал, что его новую столицу ждет славное будущее, когда по прошествии пяти лет своего правления он направил туда своих архитекторов и землемеров для разбивки этого идеального города. По обе стороны Нила скульпторы высекли в скалах 14 пограничных стел-указателей, возвещавших о закладке столицы, причем каждая стела была украшена групповым портретом царской семьи В первые несколько лет население города составляло до 50 тысяч человек. Дома строились добротные и удобные для жизни и работы. Так, главный скульптор фараона Тутмос занимал целый комплекс зданий, в который входили его дом, студия и жилые помещения для работников. Уходя из города после смерти фараона, последние обитатели дома скульптора оставили работы. Со временем крыша дома обвалилась, песчаные бури засыпали брошенные здесь скульптуры, и только в 1912 г. они были снова извлечены на свет божий группой немецких археологов, работавших под руководством Людвига Борхардта. Среди них — скульптурный бюст Нефертити. Обаяние этой женщины, ее харизма, с таким мастерством воссозданные резцом скульптора, перешагнув тысячелетия, стали достоянием современной культуры — это один из наиболее привлекательных образов древних цивилизаций.
В тот день, когда ее обнаружили, Борхардт, как обычно, сел заполнять свой журнал находок. Просидев весь вечер, он понял, что описать Нефертити невозможно. И он сделал пометку в журнале: «Описанию не подлежит. Надо видеть своими глазами».
Своим великолепием форм и линий Нефертити олицетворяет время новых творческих поисков, изменения стиля, которые проявились в полную силу с переездом двора Эхнатопа в Ахетаон. Скульпторы умело использовали текстуру, открыли новые возможности светотени. Человеческие фигуры стали жизненными. Мир природы, растения и животные обрели место в росписях полов, стен, в ювелирных украшениях.
После 17-ти лет правления Эхнатон умер, его преемник Сменхкар пришел всего на три года, после чего на престол вступил Тутанхамон, которому в то время было всего 9 лет. Старые боги снова вернулись в храмы. Тутанхамон распорядился, чтобы город солнечного диска был всеми покинут. Тутанхамон умер, не процарствовав и десяти лет, и корона перешла к Эйе, пожилому, но амбициозному сановнику, брату царицы Тий (считают, что он мог быть и отцом Нефертити). Эйе начал уничтожать память и имя Эхнатона, а завершил начатое Хоремхеб — фараон, принявший власть после Эйе. Хоремхеб приказал разрушить город со всеми храмами и вычеркнуть имя еретика из списка фараонов, правивших Египтом.
О чем рассказывают мумии
Перед современниками — почти не тронутые временем останки когда-то действительно существовавших людей — царей и просто людинов, живших задолго до того, как европейцы приобщились к цивилизации.
Мумии — поражающие воображение реликвии, завещанные миру древними египтянами. Немые свидетели давно отшумевших эпох — мумии — могут рассказать многое: большинство египтян проживало короткую жизнь — 35 — 40 лет. Мумии рассказывают о загубленных жизнях; Так, мумия царицы XVIII династии Мутнодж-мет, рядом с которой покоился скслетик новорожденного ребенка, дали ученым основание считать, что она умерла от родов в возрасте 42-х лет, прожив 12 лет замужем за фараоном Хоремхебом -человеком незнатного происхождения, но все же взошедшим на престол. У царицы было 13 родов, и все они оканчивались неудачей. Она ужасно ослабела. Если бы кто-нибудь из детей выжил, это изменило бы, возможно, ход истории. Поскольку она была сестрой Нефертити, ее отпрыск мог бы узаконить легитимность правления Хоремхеба, и XVIII династия, одна из самых прославленных в истории Египта, имела бы продолжение. Но она оборвалась со смертью Хоремхеба, которая произошла около 1310 г. до н.э.
Поиски конца XIX в. дали современникам мумии фараонов XVII, XIV и XX династий. Жрецы, спасая мумии от грабителей, перенесли их в два тайника. Хорошо сохранился Рамзес II, его отец Сети I, Туйи и др.
/Мумии обычных людей могут пролить свет на многие стороны жизни людей древней цивилизации. Так, затемнения в легких, вызванные копотью светильников и дымом костров, на которых готовилась еда, свидетельствуют о том, что у многих развивался антракоз — болезнь, поражающая современных шахтеров. Еще более распространенным был силикоз — следствие вдыхания песчаной пыли во время песчаных бурь. Песок, поднятый в воздух ветром, и опилки, образующиеся при шлифовке камня, — все это попадало в продукты, зерно и муку. Хлеб вперемежку с песком напрочь стачивал зубы, а их быстрый износ вел к проникновению вредных бактерий в зубные каналы и дальше в глубь ткани. Так, рентген головы фараона Рамзеса II показал, что у него было, по словам одного специалиста, «целое кладбище мертвых зубов, а также абсцессы и сильный пародонтоз».
Даже сам Нил мог служить источником болезней, вызывавшихся, как оказалось, обитавшими в реке паразитами, некоторые из которых были найдены в тканях мумий. Так, история мумии 13-летней девочки, значившейся под номером 1770 в музее г. Манчестера в Англии — подтверждение тому. Возраст ее насчитывает более 3 000 лет, но имеется одно странное обстоятельство: по непонятным причинам она была перебинтована в IV в. н.э., т.е. через тысячу лет после мумификации. Оказалось, что в ее кишечнике — нильский глист, попавший вместе с водой.
Сегодня ученые могут осматривать мумии, не разбинтовывая и даже не вынимая их из гробов. Делается это с помощью сканеров компьютерного контроля: плоские изображения переводят в трехмерные, создаваемые на экранах мониторов.*/
Фараон Тутмос I (1504 — 1492 гг. до н.э.) отказался от строительства пирамид, поскольку грабители всегда оставались угрозой, и избрал для захоронений фараонов так называемую «Долину Царей» рядом с деревушкой Дейр-эль-Медине. Здесь, в этом пустынном уголке, окруженном скалистыми холмами, в стороне от городской сутолоки Фив, археологи обнаружили захоронения 28 могущественных фараонов, погребенных в вырубленных в толще скал склепах.
Однако со временем даже эти тщательно упрятанные в горах склепы стали жертвой преступных действий грабителей, и уже в наше время это место остается ареной, где по-прежнему соревнуются между собой разного рода воры и грабители. За последние 50 лет Долину Царей «прочесало» более пятидесяти экспедиций. Казалось, что уже к 1912 г. Долина Царей полностью изучена археологами.
Однако археолог англичанин Говард Картер, благодаря финансовой поддержке лорда Карнарвона, на седьмом сезоне работы в Долине Царей в ноябре 1922 преподнес сенсацию: открыл место гробницы Тутанхамона. Гробница с ее спуском из 16-ти ступенек находилась всего в 4 м под землей. Она состояла из передней комнаты, так называемой кладовой, самой погребальной камеры и сокровищницы и была забита прекрасными, изумительной работы драгоценностями. Ничего подобного современный мир не видел.
Огромный ковчег состоял из трех отдельных ковчегов, а также массивного саркофага из кварцита и находившихся в нем трех гробов фараона, последний из которых был выполнен из чистого золота высочайшей пробы. Передняя комната была заполнена вещами; здесь были: три царских ложа, украшенных резными изображениями животных; сундуки, набитые драгоценностями; кресла, трон, разобранные колесницы, ларцы. Две большие, в человеческий рост, золотые статуи юного фараона с булавой и посохом в руках «охраняли» вход в его покои.
Картер был в замешательстве: «То, что я увидел, превзошло все мои ожидания. И на мгновение мне показалось, что разобраться во всем этом выше человеческих сил». Картер и его помощники потратили семь недель только на то, чтобы расчистить переднюю комнату. В общей сложности они трудились около 10 лет, освобождая гробницу от более 3 000 найденных здесь предметов, многие из которых нуждались в консервации прямо на месте.
Всего Картер представил музею Каира 5 000 бесценных экспонатов. Несмотря на это, информация о жизни Тутанхамона осталась довольно скудной. Он взошел на трон около 1333 г. до н.э. в возрасте 9-ти лет, сразу по окончании правления фараона-еретика Эхнато на. Стела, найденная в Карнаке, перечисляет достижения Тутанхам -на в деле исправления вреда, нанесенного нововведениями Эхнатог'а в области религиозной жизни: «Когда я пришел, храмы были в руинах, жертвенники опрокинуты, внутренние дворы заросли бурьяном. Я восстановил их святилища, вновь обеспечил храмы средствами из казны, сделал им дорогие подарки. Я поставил им статуи из золота и электрума, украсил их лазуритом и другими драгоценностями».
Конечно, если фараону было всего 9 лет, то все его действия — дело рук его советников и, в первую очередь, могущественного Эйе, предполагаемого отца Нефертити, а также генерала Хоремхеба: и тот и другой в скором будущем стали фараонами Египта. Ранний уход из жизни молодого царя — тайна: предполагалось, что фараон умер от туберкулеза, однако рентген его головы показал, что у него была травма черепа от удара по голове острым предметом. Могло иметь место либо падение с колесницы, либо убийство рвущегося к власти престарелого Эйе.
Эйе взял в жены юную вдову Тутанхамона, будучи старше ее на 40 лет, и стал фараоном на 4 года. Он уничтожил большую часть надписей, сделанных в честь Тутанхамона, заменив прославлениями себя. Несколько поколений спустя имя мальчика-царя, точно так же, как и его отца Эхнатона, перестало фигурировать в списке правителей Египта.
Однако, по иронии судьбы, именно Тутанхамону суждено было стать тем фараоном, имя которого теперь известно во всем мире, узнавшем о самом блистательном периоде древней египетской цивилизации. Остается только пожалеть, что до сих пор многие из находок материальной культуры из его гробницы еще серьезно не проанализированы учеными.
Как ни странно, но ученые больше знают о людях, строивших погребальные камеры, чем о тех, кто в них покоился. Так, жители маленькой деревушки Дейр-эль-Медине оставили о себе много сведений. Чтобы сохранить тайну, Тутмос I изолировал деревню от внешнего мира высокой кирпичной стеной Поколения людей жили в этом огороженном со всех сторон поселке, передавая свои навыки от отца к сыну Археологи откопали тысячи каменных осколков и глиняных черепков, на которых жители Дейр-эль-Медине делали эскизы, зарисовки или просто записывали свои послания. Французский археолог Бернар Брюэр нашел самое большое число черепков — «острака» — в заброшенном колодце в 1950 г. Эти обломки, используемые египтянами вместо клочков бумаги, содержат массу интересного: здесь были письма, квитанции, сметы работ, протоколы судебных разбирательств, списки белья, сданного в стирку, магические заклинания и т. д.
Из «острака» исследователи узнавали много любопытных подробностей быта египтян. В деревне жили ремесленники самой высокой квалификации в домах из кирпича-сырца. Вдоль улицы располагалось до 70-ти строений. Хозяйства были большими, упоминается до 15-ти детей на семью. Власти обеспечивали население деревни прачками для стирки белья, поставляли девушек-рабынь для обмолота кукурузы и пшеницы. Жены строителей занимались в основном тем, что растили свое многочисленное потомство, пекли хлеб и ткали одежду. По египетским законам того времени, у замужних женщин было больше имущественных прав, чем, скажем, у жен американских и английских археологов, изучавших их быт тысячелетия спустя. Они имели собственный капитал и право на треть всего имущества по браку. Это была их доля в случае развода или смерти мужа.
В поселке были писец и два десятника, которые и считались властью. Они вели суд, на котором слушались гражданские и уголовные дела. Истец был и своим адвокатом. Строители, отправляясь по утрам из дома на работу, пройдя через единственные ворота в кирпичной стене, шли строем дальше на участок гробницы, к которой они в тот момент были прикреплены. Там они работали 8 дней, живя в небольших времянках из камня, после чего, получив 2 дня для отдыха, возвращались тем же путем домой. По выходе на работу, каждый должен был отметиться у писца, который заносил их имена в ведомость. Были и прогулы по следующим причинам: болели глаза, варили пиво, бальзамировали умерших и др.
Работали по две четырехчасовых смены в день. Каменотесы врубались в цсликовую скалу, орудуя каменными, бронзовыми или медными зубилами, ударяя в них деревянными молотками. За ними шла артель штукатуров, покрывая стены слоем гипса и беля их, выравнивая поверхность. Потом к делу приступали рисовальщики: наносили углем тексты и рисунки, по которым скульпторы бронзовыми зубилами вырезали барельефы. Затем эти рельефные изображения раскрашивали, изготовляя краски из окиси свинца, угля, охры, малахита, лазурита и др. Для освещения пользовались льняными фитилями, смоченными маслом или жиром; соль, добавленная в жир, снижала уровень дыма
Труд был очень тяжелым, поставки продуктов срывались часто, рабочие голодали. Так, в одном из найденных «документов» сообщалось, что 14 ноября 1165 года до н.э., во время правления Рамзеса III, рабочие Дейр-эль-Медине побросали свои орудия труда и строем покинули участки работ. Собравшись вместе л деревне, они устроили то, что, говоря современным языком, было первой в истории рабочего движения сидячей забастовкой. Местное начальство пыталось их урезонить, но, как сообщает писец Аменнахт, один из забастовщиков заявил: «Мы здесь собрались из-за голода и жажды. У нас нет ни одежды, ни еды. Нам не выдают ни мяса, ни рыбы, ни овощей. Сообщи об этом нашему повелителю фараону и наставнику визирю, чтобы нас обеспечили всем необходимым». Рабочим срочно выдали задержанные пайки, и утром они вышли на работу.
Удивительный оптимизм этих рабочих объясняется убеждением, что туда, в другой мир, можно взять с собой все, что их труд, талант не будут уничтожены вместе со смертью. И, очевидно, зрелище блестящих похорон фараонов было наградой строителям за жизни, отданные строительству гробниц.
Не найдется в египетской истории более впечатляющих проводов в иной мир, чем погребение великого Рамзеса II, умершего около 1224 г. до н.э. после почти 60-летнего правления. Рамзес вывел страну на новый уровень процветания. Он много воевал, имел 90 детей, пережив 12 из своих наследных принцев. Продолжительность его правления в два раза превысила срок жизни среднего египтянина, и это правление было блистательным.
Гробница Рамзеса II была роскошным подземным дворцом по сравнению со «скромной» усыпальницей Тутанхамона. Входной коридор опускается под землю Домены на целых 45,7 м, а погребальная камера занимает площадь почти 185 квадратных метров и имеет сводчатый потолок более 7 м в высоту (в настоящее время она закрыта для публики).
Барельефы и «Книга мертвых», в которой собраны тексты заклинаний, позволили ученым подробно описать весь ритуал: за 70-ти-дневным бальзамированием фараона Рамзеса II в его новой столице Пи-Рамзес, которая находилась в дельте Нила в 640 км от Долины Царей, последовала доставка мумии флотилией. Вдоль всего Нила на обоих берегах стоял народ, оплакивая своего фараона. В Фивах жрецы, обритые наголо, переложили мумию в возок, запряженный волами, и вся процессия двинулась дальше. Во главе шли, читая нараспев молитвы и чадя ладаном, жрицы, за ними — профессиональные плакальщицы и слуги, несущие царские регалии. За ними выступали две женщины, исполнительницы роли Изиды и Нефтиды. У входа в гробницу их встречали группа ритуальных танцовщиц и жрец, читавший заклинания по древнему папирусу. Наступал самый ответственный момент '4- «Отверзение Уст»: жрец, одетый в маску бога Анубиса — в виде шакальей головы, — устанавливал стоймя мумию в гробу, у входа в гробницу, а два других жреца церемониальными жестами касались рта мумии рядом магических предметов — символами вечной жизни.
Далее фараону делали жертвоприношения в виде одежды и еды. Участники похоронного обряда по очереди принимали участие в пиршестве. В конце его мумия препровождалась в склеп и помещалась в особой погребальной камере. Все следы и отпечатки ног сметались с пола. Затем дверной проем, ведущий в камеру, закладывался камнем, обмазывался раствором, опечатывался и заваливался щебнем.
Строка из «Книги Мертвых», начертанная на стенке самого внутреннего из ковчегов, скрывавших Тутанхамона, гласит: «Я есмь то, что было вчера, и Я знаю то, что будет завтра».
Таким образом, мумии поведали нам о жизни ушедшей древнейшей цивилизации, о людях, их обычаях, их миропонимании, бедах и надеждах.
Литература
Вейнберг П.П. Человек в культуре Древнего Ближнего Востока. - М., 1986.
Гафуров Б.Т.,Цибукидзе Д.И. Александр Македонский и Восток. - М.,1980.
Древние цивилизации / Под ред. Г.М.Бонгард-Левина. — М.,1989.
Исчезнувшие цивилизации. Египет: земля фараонов. — М.: Терра 1997.
Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. — М., 1982.
Вопросы для обсуждения
- Чем объяснить долговременность древнейшей египетской ци
вилизации?
- Что из обычаев и традиций пришло к современности из дале
кой древности?
Сопоставьте древнюю цивилизацию и современный Египет в
любых сферах жизнедеятельности, по выбору.
.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|