Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Гюйонварх К., Леру Ф. Кельтская цивилизация

ОГЛАВЛЕНИЕ

    СПИСОК КЕЛЬТСКИХ ЯЗЫКОВ

    ГОЙДЕЛЬСКИЕ: ИРЛАНДСКИЙ (три диалекта: мунстерский, коннахтский, донегольски).

    ШОТЛАНДСКИЙ ГЭЛЬСКИЙ (в ходу на островах и в Хайленде). МЭНКСКИЙ (угасший в первой половине XX в.).

    БРИТТСКИЕ: ГАЛЛЬСКИЙ или ДРЕВНИЙ КЕЛЬТСКИЙ

    (угасший к V в. нашей эры).

    ВАЛЛИЙСКИЙ (два диалекта: северный и южный).

    КОРНСКИЙ (угасший к концу XVIII в.).

    БРЕТОНСКИЙ (четыре диалекта: леонский, трегьеский, корнуайльский, ванский).

    ХРОНОЛОГИЯ НЕОКЕЛЬТСКИХ ЯЗЫКОВ

    ИРЛАНДСКИЙ: древнеирландский: VIII-XI вв.

    среднеирландский: XI-XV вв.

    новоирландский: с XVI в. до наших дней.

    ВАЛЛИЙСКИЙ: древневаллийский: IX-XI вв.

    средневаллийский: XII-XVI вв.

    нововаллийский: с XVII в. до наших дней.

    КОРНСКИЙ: древнекорнский: IX-XI вв.

    среднекорнский: XIV-XV вв.

    корнский: XVI-XVII вв.

    новокорнский: язык, введенный в обращение в XX в.

    БРЕТОНСКИЙ: древнебретонский: IX-XI вв.

    среднебретонский: XII-XVII вв.

     ранненовобретонский: конец XVII – конец XIX вв.

    новобретонский: с конца XIX в.

    СПИСОК ИНДОЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ КЕЛЬТСКИХ)

    Хеттский, лувийский, тохарский А и В,

    индоиранские : санскрит, персидский албанский, греческий,

    итало-кельтские : оскско-умбрский, латынь (романские языки: французский, итальянский, ретороманский, испанский португальский, румынский).

    Германские северные : древнеисландский (скандинавские языки: исландский, датский, норвежский, шведский).

    западные : английский, немецкий, нидерландский.

    восточные : готский ( и крымский готский, угасший к XVI в.)

    Балто-славянские : балтийские (литовский, латышский, прусский)

    славянские: старославянский

     западнославянские: чешский, словацкий, польский, лужицкий.

    восточнославянские: русский, украинский, белорусский.

    южнославянские: сербскохорватский, словенский, болгарский.                                                                                          

  • *********************************************************
  • Что касается отношения индоевропейского к кельтскому, читатель отсылается к стр. 130-166.

 – Диалектное или внутреннее деление некельтских языков не указано.

НАЗВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДРЕВНИХ КЕЛЬТСКИХ НАРОДОВ


ЛАТИНСКОЕ

ГРЕЧЕСКОЕ

РУССКОЕ

На континенте:

 

 

Celtae

Keltoi.

Кельты

Galli

Galatai

Галаты, галлы

Celtiberi

KeltibhreV

Кельтиберы

Belgae

Belgai

Белги

На островах:

 

 

Britanni

Brettanoi

Бритты

Hiberni

’Iouernoi

Ирландцы

Picti  

 

Пикты

Scotti                                

                                                 

Скотты

N.B. Этноним «кельты» в течение всей античности использовался равно как для обозначения собственно кельтов, так и для обозначения германцев.

СХЕМА ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ТРЕХФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ
 
ЖРЕЧЕСКИЙ КЛАСС:             

ПЕРВАЯ ФУНКЦИЯ: управление сферой сакрального и всем, что определяет отношения человеческого общества и божественных или сверхъестественных сил.

ВОИНСКИЙ КЛАСС:

ВТОРАЯ ФУНКЦИЯ: война и магия, все, что относится к использованию физической силы, жестокости, магии и хитрости, которые были направлены на защиту общества.

РЕМЕСЛЕННЫЙ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС:

ТРЕТЬЯ ФУНКЦИЯ: ремесло, сельское хозяйство, скотоводство, торговля, в целом все, что не относится к первой и второй функциям. Ремесленный и производительный класс существует только во взаимосвязи с двумя другими. Он должен почитать их и снабжать всем необходимым.
Эта схема соответствует исключительно человеческому обществу. По определению боги осуществляют жреческую функцию, тогда как совершенство иного мира подразумевает отсутствие в нем различия функций. Поэтому, на первый взгляд, в нем представлена только третья функция (мир, изобилие, наслаждение).

СТРУКТУРА КЕЛЬТСКОГО ЖРЕЧЕСКОГО КЛАССА

ДРУИД (галльск. *druis, ирл. drui) общий термин,
обозначающий любого члена жреческого класса вне зависимости от его специализации. У любого друида было право совершать жертвоприношения.

БАРД (галльск. bardos, ирл. bard, валлийск. bardd, брет. barzh) «поэт», специализирующийся на читаемой вслух поэзии (а также песнях), содержащей хвалу или поношение. В Ирландии его место занял file «видящий», изначально прорицатель, который практиковал сатиру и магию.

ВАТ (галльск. vatis, ирл. faith) «прорицатель», отвечающий за всякую культовую и обрядовую религиозную практику, в особенности за предсказания и прорицания. Целитель также обычно был ватом.

«ТАЛИСМАНЫ» И АТРИБУТЫ ИРЛАНДСКИХ БОГОВ

«ТАЛИСМАН» ИЛИ АТРИБУТ

ОСТРОВА НА СЕВЕРЕ МИРА

ДРУИД

БОГ И СИМВОЛ

Камень
(Lia Fail)

Falias
(название Ирландии)

Morfesae
(«Великое Знание»)

неделимая Власть всех богов

Копье
(sleg)

Gorias
(«ожог»)

Esras
(«переход)

Луг
Свет,
жречество,
война

Меч
(claidiub)

Findias
(«белый»)

Uscias
(«вода»)

Нуаду
Распределитель,
королевская власть

Котел или Чаша
(coiri)

Murias
(«море»)

Semias
(«тонкость»)

Дагда
Власть божественная и человеческая

Палица
(lorg)

 

 

Дагда
Убивает в этом мире и оживляет в мире ином

Колесо
(roth)

 

 

Дагда
Космическое могущество

Плащ
(brat)

 

 

все боги (невидимость)

КЕЛЬТСКИЕ ТЕОНИМЫ

Цезарь

Галлия

Ирландия

Уэльс

функция

МЕРКУ-РИЙ

Луг

Луг

Ллеу

многоискус-ный

ЮПИТЕР

Таранис

Дагда

Бран

жрец

МАРС

Огмий

Огма
Нуаду

Гвидион
Нуд

война,
магия,
царская власть

АПОЛЛОН

Мапон

Дианкехт,
Ойнгус Мак Ок

Мабон

здоровье,
молодость

МИНЕРВА

Бригантия,
Белисама

Бригита, Этайн,
Боанн, Тальтиу

Арианрод,
Модрон

мать, жена, сестра, дочь богов

ИМЕНА И ПРОЗВИЩА ИРЛАНДСКИХ БОГОВ

ИМЯ

ПРОЗВИЩЕ

ЛУГ «светлый»

Савилданах «многоискусный», Лавфада «долгорукий»

ДАГДА «добрый бог»

Даган «маленький добрый», Руад Роэсса «Красный знания», Эохайд Оллатир «сражающийся тисом, могучий отец»

НУАДУ «распределитель»

Аргетлав «среброрукий»

ОГМА «дорога»

Элкмар «великий завистник»

ДИАНКЕХТ «быстрый захват»

 

БРИГИТА «высочайшая»

Боанн (*Bo Vinda «белая корова»), Этне, Этайн (прозвища неясного значения), Тальтиу «земля».

БИБЛИОГРАФИЯ

ОБЩИЕ РАБОТЫ:

T.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Часть I-II.1-2. Благовещенск, 1998.

Emile Benveniste, Le vocabulaire des institutions indo-europeennes, 2 volumes, Editions de Minuit, Paris, 1969. Русск. пер.: Э. Бенвенист. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.
[замечательная работа, но кельтский материал появляется лишь изредка].

Etudes indo-europeennes, in OGAM 35-36, fasicule 1 (1983-1984).
[статьи Д. Дюбюиссона, Б. Сержана, Ф. Барбьери, Ж. Дюмезиля, Х. Гюйонварха, Ф. Леру, Д. Брикеля, Жоэля Х. Грисварда].

Myles Dillon – Nora K. Chadwick – Christian-J. Guyonvarc’h & Francoise Le Roux, Les royaumes celtiques, ed. Fayard, Paris, 1974 (переиздания 1978 и 1980 гг.), 452 стр., 105 иллюстраций.
[дополненный перевод книги Myles Dillon, Nora K. Chadwick, The Celtic Realms (London, 1967). Есть также переиздание, изданное Nouvelles Editions Marabout в Вервьере в 1979 г. В нем были сокращены две главы: о кельтских языках и происхождении литературы, и о Галлии. В нем отсутствуют также примечания и все иллюстрации].

Jean Haudry, L’indo-europeen, Que Sais-Je?, PUF, Paris, 1979.

Jean Haudry, Les Indo-Europeens, Que Sais-Je?, PUF, Paris, 1981.
[две работы, необходимые для консультации при рассмотрении кельтов в индоевропейском контексте].

Henri Hubert, Les Celtes depuis l’epoque de La Tene et la civilisation celtique, 2 volumes, Paris, 1932 (переиздания в 1974 и 1989 гг.).
[работа, концепция и источниковая база которой значительно устарели, но прочтение которой остается необходимым].

Francoise Le Roux & Christian-J. Guyonvarc’h, La civilta celtica, Il Cavallo Alato, Padoue, 1987 (c приложением Филиппе Байе).
[итальянский перевод шестого издания нашей работы].

Gwenc’hlan Le Scouezec, Le guide de la Bretagne, ed. Beltan, Brasparts, 1989.
[очень богато и оригинально иллюстрирована].

ПЕРИОДИКА:

Revue Celtique, tomes 1-51 (Paris, 1870-1934).
Etudes Celtiques, tomes 1-24 (Paris, 1936–).
OGAM-Tradition Celtique, tomes 1-36 (Rennes, 1948–) и CELTICUM (приложение к OGAM), volumes 1-18, 20, 22, 24-27 (Rennes, 1960–).
Zeitschrift fur Celtische Philologie, 1-41 (Halle, 1899–).
Eriu, volumes 1-37 (Dublin, 1904–).


Мы дополнили библиографию авторов некоторыми новыми изданиями и указали переводы на русский язык, хотя очевидно, что литература на европейских языках по кельтской тематике очень  обширна. – Г.Б.

ИСТОРИЯ И АРХЕОЛОГИЯ:

Я. Филип. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961.

С.В. Шкунаев. Община и общество западных кельтов. М., 1989.

Au temps des Celtes. Ve-Ier siecles avant J.-C., catalogue de l’exposition de l’Abbaye de Daoulas, 13 juin-14 septembre 1986, ed. Association Abbaye de Daoulas, Daoulas, 1986.

L’art celtique en Gaule, collections des musees de province, Paris, 1983-1984, ministere de la Culture, Direction des Musees de France, Paris, 1983.

Jean-Louis Brunaux & Andre Rapin, Gournay II, boucliers et lances, depots et trophees, Revue archeologique de Picardie, Editions Errance, Paris, 1988.

Jean-Louis Brunaux & Bernard Lambot, Guerre et armement chez les Gaulois (450-52 avant J.-C.), Editions Errance, Paris, 1987.

Simone Deyts, Les bois sculptes des sources de la Seine, Supplement a Gallia, no 2, 1983.

Les dieux de la Gaule romaine (catalogue de l’exposition a la Galerie d’art municipale de Luxembourg du 14 avril au 5 juin 1989), Luxembourg, 1989.

Paul-Marie Duval, Les Celtes, collection l’Univers des Formes, ed. Gallimard, Paris, 1977.

Paul-Marie Duval & Venceslas Kruta (editeurs), Les mouvements celtiques du Ve au Ier siecle avant notre ere, ed. du CNRS, Paris, 1979 (сборник статей на английском, немецком, французском и итальянском языках).

Paul-Marie Duval & Venceslas Kruta, L’art celtique de la periode d’expansion, IVe et IIIe siecles avant notre ere, ed. Droz, Geneve-Paris, 1982.

Christine Eluere, F. Drithon, H. Duday et A.-R. Duval, L’or et l’argent de la tombe de Vix, in Bulletin de la Societe prehistorique francaise, tome 86/1, 1989, pp. 10-32.

Christine Eluere, L’or des Celtes, Bibliotheque des Arts, Paris, 1987.

Leon Fleuriot, Les origines de la Bretagne, ed. Payot, Paris, 1981.

Albert Grenier, Manuel d’archeologie gallo-romaine, 7 volumes, Paris, 1931-1960.

Venceslas Kruta, L’art celtique en Boheme, Les parures metalliques du Ve au IIe siecle avant notre ere, ed. Champion, Paris, 1975.

Patrice Meniel, Chasse et elevage chez les Gaulois (450-52 avant J.-C.), Editions Errance, Paris, 1987.

J.-G. Rozoy, Les Celtes en Champagne. Les Ardennes au second Age du Fer: le Mont Trote, les Rouliers, 2 volumes, memoirs de la Societe Archeologique Champenoise 4, 1987.

Tresors d’Irlande, Paris, galeries nationales du Grand Palais, 23 octobre 1982 – 17 janvier 1983, ministere des Relations exterieures, Association francaise d’action artistique, Paris, 1982.

Tresors des princes celtes, catalogue de l’exposition aux galeries nationales du Grand Palais, 20 octobre 1987 – 15 fevrier 1988, ministere de la Culture, Editions de la Reunion des musees nationaux, Paris, 1987.

ИСТОРИЯ РЕЛИГИЙ (кельтской и индоевропейской):

Aufstieg und Niedergang der romischen Welt, Band 2, Teil 18/1 (Religion: Heidentum, die religiosen Verhaltnisse in den Provinzen) (Hildegar Temporini, Wolfgang Haase, hrsg.) Walter de Gruyter, Berlin, 1986.

Georges Charachidze, La memoire indo-europeene du Caucase, ed. Hachette, Paris, 1986.

Dictionnaire des symboles, ed. Laffont, Paris, 1969, 844 pages (переиздание в 4 томах, Seghers, Paris, 1975, затем в издательстве Laffont в серии Bouquins); кельтская часть написана Франсуазой Леру и Кристианом-Ж. Гюйонвархом.

Christian-J. Guyonvarc’h, главы о кельтской религии Галлии в Encyclopedia Universalis (c 1976).

Daniel Dubuisson, La legende royale dans l’Inde ancienne, Rama et le Ramayana, ed. Economica, Paris, 1986.

Georges Dumezil, L’ideologie tripartie des Indo-Europeens, collection Latomus XXXI, Bruxelles, 1958.

Georges Dumezil, Mythe et epopee, 3 volumes, Paris, 1968-73 (переиздания 1974 и 1981 гг. с дополнительными примечаниями).

Georges Dumezil, Fetes romaines d’ete et d’automne. Suivi de dix questions romaines, ed. Gallimard, Paris, 1975.

Georges Dumezil, Les dieux souverains des Indo-Europeens, ed. Gallimard, Paris, 1977 (переизд. 1980). Русск. перевод: Ж. Дюмезиль. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986.

Georges Dumezil, Idees romaines, ed. Gallimard, Paris, 1969.

Georges Dumezil, Apollon sonore. Vingt-cinq esquisses de mythologie, ed. Gallimard, Paris, 1982.

Georges Dumezil, Heur et malheur du guerrier, ed. Flammarion, Paris, 1985.

Georges Dumezil, L’oubli de l’homme et l’honneur des dieux. Vingt- cinq esquisses de mythologie, ed. Gallimard, Paris, 1985.

Georges Dumezil, La courtisane et les seigneurs colores, esquisses de mythologie, ed. Gallimard, Paris, 1983.

Georges Dumezil, Loki, ed. Flammarion, Paris, 1986.

Georges Dumezil, Romans de Scythie et d’alentour, ed. Payot, Paris, 1988.

Georges Dumezil, Mariages indo-europeens. Suivi de quinze questions romaines, ed. Payot, Paris, 1988.

Francoise Le Roux, Introduction generale a l’etude de la tradition celtique, Celticum 13, Rennes, 1967.

Francoise Le Roux & Christian-J. Guyonvarc’h, Les druides, ed. Ouest-France, Rennes, 1986 (переизд. 1987, 1988, 1989).

Francoise Le Roux & Christian-J. Guyonvarc’h, La souverainete guerriere de l’Irlande, Celticum 25, Rennes, 1983.

Joel H. Grisward, Archeologie de l’epopee medievale, ed. Payot, Paris, 1981.

Jean Haudry, La religion cosmique des Indo-Europeens, ed. Arche, Milan, 1982.

Bernard Sergent, L’homosexualite dans la mythologie grecque, ed. Payot, Paris, 1984.

Jean Varenne, Cosmogonies vediques, ed. Arche, Paris-Milan, 1982.

Jan de Vries, Keltische Religion, ed. Kohlhammer, Stuttgart, 1961

[Можно сожалеть о последующих переизданиях этой сомнительной работы, ущербной в своем построении и часто основанной на сомнительных источниках или их интерпретации. Автор, не знающий ни одного кельтского языка, путает раннюю кельтскую религию и ее пережитки кельтской эпохи. Его книга, в целом, – это компиляция из нескольких предыдущих работ].

КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ:

Бретонские народные баллады. Барзаз Брейз. Перевод Е.В. Баевской, М.Д. Яснова. СПб, 1995.

Ирландские саги. Перевод, предисловие, вступительная статья и комментарии А.А. Смирнова. М.-Л., Academia, 1929 (или любое из последующих изданий).

В.П. Калыгин. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 1986.

В.П. Калыгин, А.А. Королев. Введение в кельтскую филологию. М., 1989.

А.А. Королев, Древнейшие памятники ирландского языка. М., 1984.

Мабиногион. Волшебные легенды Уэльса. Перевод В.В. Эрлихмана. М., 1995.

Т.А. Михайлова. Ирландское предание о Суибне Безумном, или Взгляд из XII века в VII. М., 1999.

Похищение быка из Куальнге. Изд. подготовили Т.А. Михайлова, С.В. Шкунаев. М., 1985.

Поэзия Ирландии. М., 1988.

Предания и мифы средневековой Ирландии. Перевод, вступительная статья и комментарии С.В. Шкунаева. М., 1991.

D. Ellis Evans. Gaulish Personal Names. A Study of some continental Celtic Formations, Oxford University Press, Oxford, 1967.

Georges Dottin, Manuel d’irlandais moyen, grammaire, textes et glossaire (introduction par Pierre-Yves Lambert), tomes 1-2, Slatkine Reprints, Geneve-Paris, 1987.

Georges Dottin, La langue gauuloise, grammaire, texte et glossaire, Slatkine Reprints, Geneve, 1980.
[устаревшая работа, не учитывающая уровень современных исследований].

 Christian-J. Guyonvarc’h, Dictionnaire etymologique du breton, ancien, moyen et moderne, fascicules 1-6, Celticum 27, Rennes, 1973-1977.

Christian-J. Guyonvarc’h, Le Catholicon de Jehan Lagadeuc precede d’une presentation et d’une introduction sur le breton au XVe siecle, Celticum 22, Rennes, 1977.

Christian-J. Guyonvarc’h, Aux origines du breton: le glossaire vannetais du Chevalier Arnold von Harff, voyageur allemand du XVe siecle, Celticum 26, Rennes, 1984.

Christian-J. Guyonvarc’h, La Razzia des Vaches de Cooley, avec une introduction et des notes, collection L’aube des peuples, ed. Gallimard, Paris, 1994, 320 pages.

Christian-J. Guyonvarc’h, Textes mythologiques irlandais I, Celticum 11/1 et 2, Rennes, 1980-1989.

Christian-J. Guyonvarc’h, Notes d’etymologie et de lexicographie gauloise et celtique, около двухсот статей, выпущенных в журнале Ogam между 1958 и 1973 гг., продолжающих Vocabulaire vieux-celtique, издававшийся в этом же журнале между 1952 и 1963.

Histoire litteraire et culturelle de la Bretagne, sous la direction de Jean Balcou et Yves Le Gallo, ed. Centre de recherche bretonne et celtique (Universite de Bretagne occidentale a Brest) & Champion – Slatkine, Paris-Geneve, 1987, 3 volumes relies.

Alfred Holder, Altceltischer Sprachschatz, Leipzig, 1896-1917 (переизд. Akademischer Verlagsanstalt, Graz, 1962), Band 1-3.
[устаревшее, но уникальное издание, пользоваться им нужно с осторожностью, поскольку оно содержит много ошибок].

Pierre-Yves Lambert, La langue gauloise, Paris, 1994.

Pierre-Yves Lambert, Les litteratures celtiques, Que Sais-Je? PUF, Paris, 1981.

Jean Marx, Les litteratures celtiques, Que Sais-Je? PUF, Paris, 1967.
[Две одноименные работы, которые можно прочитать с одинаковой пользой. Благодаря разной специализации авторов, они посвящены очень разным аспектам темы].

Jean Marx, La legende arthurienne et le Graal, PUF, Paris, 1952.

Patrimoine litteraire europeen, tome 3, racines celtiques et germaniques, ed. De Boeck Universite, Bruxelles, 1992, 798 pages.

Holger Pedersen, Vergleichende Grammatik der keltischen Sprachen, Band 1-2, Gottingen, 1909, 1913.
[Сокращенное и обновленное издание этой работы вышло на английском языке: Henry Lewis and Holger Pedersen, A Concise Comparative Celtic Grammar (1937). Русск. перевод этого издания: Г. Льюис, Х. Педерсен. Краткая сравнительная грамматика кельтских языков. М., 1954].

Alwyn Rees, Brinley Rees, Celtic Heritage. Ancient Tradition in Ireland and Wales, Thames and Hudson, London, 1961. Русск. перевод: А. Рис, Б. Рис. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе. Пер. Т.А. Михайловой. М., 1999.

Rudolf Thurneysen, Die irische Helden- und Konigsage bis zum siebzehnten Jahrhundert, Halle, 1921.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.