Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Циркин Ю. Карфаген и его культураОГЛАВЛЕНИЕВведениеIt соредипе II в. до п. э. римский сенатор, политический деятель и писатель, историк и агроном Марк Порций Катон, выступая и сенате, каждую свою речь копчал одной фразой: «Кроме того, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Через двадцать два века раздался повый призыв: «Карфаген должен быть разрушен!». Римляне добросовестно выполнили политическое завещание Катона, Карфагеп был снесен с лица земли, а само место, на котором он стоял, проклято. И все же это место было настолько удобно, земля вокруг так плодородна, а стратегическая позиция слишком выгодна, в том числе и для торговли, чтобы римляне чрезмерно долго оставляли территорию бывшего города пустой в угоду наследственной ненависти. Уже через двадцать с небольшим лет известный реформатор и политический деятель Гай Гракх пытался основать на месте Карфагена римский город. Эта попытка оказалась неудачной: воспоминание прошедших войнах и опасностях, память о проклятии были цс у римлян слишком живыми. Пришлось ждать еще три четверти столетия, пока во второй ноловине I в. до н. э. по воле Цезаря Карфаген возродился в качестве римской колонии. 13 эпоху Римской империи он был одним из круннейших и процветающих городов державы, центром римской культуры в Африке. В 439 г. Карфаген захватили вандалы, и он стал столицей Вандальского королевства. Однако менее чем через сто лет этот город захватили византийцы и удерживали его более полутора веков. В 698 г. арабы заняли и разрушили Карфаген. С тех пор он не восстанавливался: выросший вблизи Тунис перехватил его роль, возрождение Карфагена стало ненужным. В первой ноловине XIX в. на месте древпего города начались археологические раскопки. И вот во второй ноловине XX в. над ним нависла новая опасность. С одной стороны, расширяется город Тунис и может пройти совсем немного времени, когда руины Карфагена скроются под улицами, нлощадями и домами 5 современного города, и тогда, может быть навсегда, исчезнет возможность лучше узнать древний Карфаген. С другой стороны, массы неорганизованных туристов готовы разобрать на сувениры драгоценные памятники древности. Римляне разрушили финикийский Карфаген, арабы — римский, теперь грозит гибель Карфагену археологическому. Поэтому ЮНЕСКО совместно с правительством Тунисской Реснублики обратилась к ученым с настоятельным призывом спасти Карфаген. Этот призыв стимулировал исследования Карфагена и его культуры.' Эти исследования начались задолго до призыва ЮНЕСКО. Еще в 1817 г. были найдены первые карфагенские надписи, и их изучением занялись семитологи. В 1833 г. датский консул Фальб нанес на карту план карфагенских развалин и тем положил начало археологическому изучению города. В середине XIX в. Ф. К. Моверс, обобщая в своем огромном труде все, что было к этому времени известно о финикийцах, значительную часть своего исследования посвятил Карфагену [420]. В XX в. различные потоки исследования перекрещиваются и сливаются в единый: литературная традиция, эпиграфика, археологические данные, монеты в равной степени становятся источниками, позволяющими все точнее восстанавливать облик и историю древнего Карфагена. В настоящее время в мире существует обширная исследовательская литература, посвященная Карфагену. Продолжающиеся более полутора веков исследования, особенно углубившиеся после призыва ЮНЕСКО, заново открыли человечеству город, разрушенный яростью римлян, его державу, долго соперничавшую с Римом за господство в Средиземноморье, его культуру. / Карфаген был основан финикийцами. Однако его исторыче-гские судьбы были своеобразны, цивилизация Карфагена приобрела оригинальные черты. Поэтому в современной науке для определения карфагенской цивилизации используется термин «нуническая» (римляне называли карфагенян пунами). Этим термином подчеркивается особое положение цивилизации Карфагена, которую нельзя рассматривать как локальное ответвление общефииикийской. Рассмотрение пунической цивилизации в ее совокупности и является первой задачей предлагаемой книги. При изучении Карфагена встает старая и почти «вечная» проблема историографии — взаимоотношения Востока и Занада, а в рамках древности — Древнего Востока и античного общества. Представляется, что можно говорить о том, что общества Древнего Востока и античности развивались в рамках единой социально-экономической формации, которую называют рабо-6 владельческой, являясь ее двумя вариантами. А если это так, то, 14'.тествеино, встает вопрос о месте Карфагена внутри этой формации. Попытка определить это место — вторая задача книги. выдвинутые задачи определяют и структуру работы. В книге *>УДУ Т рассмотрены процесс финикийской колонизации, основание Карфагена в рамках этого процесса, история карфагенского государства, его социально-экономический и политический строй, различпые стороны пунической культуры: повседневная жизнь, религия, словесность, искусство. В заключении будут подведены итоги исследования и дана попытка ответа на вопрос о месте Карфагепа в древнем мире. Для выполнения этих задач необходимо использовать самые различные источники. К сожалению, собственно пуническая историография до наших дней не дошла. Ее сведения были, по-видимому, привлечены некоторыми греческими и римскими историками. Однако в целом античные авторы интересонались Карфагеном только как партнером греков и римлян, которые вступали н разнообразные контакты с этим государством и почти не обращали внимания на внутренний мир пунического общества. Больше других авторов пуническую традицию сохранил, видимо, Помпеи Трог; однако его труд дошел до нас только в сокращенном изложении Юстина (и еще более кратком перечислении содеряшния отдельных глав), а Юстин брал у Трога лишь паиболее интересные для него факты и сказания, делая акцент на чудесном и необыкновенном. Не сохранился и трактат о политическом устройстве Карфагена, данные которого частично были иснользованы Аристотелем в его «Политике». Говори об античной историографии Карфагена, надо подчеркнуть еще два 1 важных обстоятельства. Во-первых, греко-римские историки и философы не всегда могли нонять своеобразие карфагенского общества и государства. Во-вторых, многие греческие и особенно римские авторы были далеки от объективности, ибо Карфаген выступал постоянным соперником ряда западных греческих государств и в особенности Рима, и сочинения многих писателей дышат к нему ненанистью. Все это застав-лнет очень осторожно подходить к сообщениям литературной традиции. Значительное место среди источников занимает пуническая эпиграфика. В настоящее время известно несколько тысяч надписей только из Карфагена, не говоря об эпиграфических иамятпиках из других занаднофиникийских городов. Однако эти надписи довольно однообразны. Большинство их посвятительные, причем адресатами янляются в основном два божества — Баал-Хаммон и Тиннит. Имеется некоторое количество погребальных надписей, однако содержащиеся в них сведения огра- 7 ниченны, а сугубо исторических почти нет. Тем не менее без этих памятников невозможно представить различные стороны жизни Карфагена. Надписи донолняются монетами, расширяющими наши знания об экономической и религиозной жизни Карфагена в последние два-три века пунической истории. Большую роль играют данные археологии. Правда, раскопки открывают в основном римские слои этого города, но в отдельных местах удается вскрыть и пунические. Они сохранились довольно нлохо, ибо римляне, разрушая пуническую столицу, нотрудились на совесть. Гораздо лучше сохранились некрополи, которые и составляют основную массу археологических памятников пунического Карфагена. Это таит в себе определенную опасность: обстоятельства, связанные только с погребальными комплексами, можно некритически распространить на всю жизнь Карфагена. Преодолеть подобную аберрацию в какой-то степени позволяют раскояки в других финикийских городах Западного Средиземноморья. Только соединение источников всех видов позволяет нредста-вить историю Карфагена, основные моменты его экономической, социальной и политической структуры, общую картину его культуры. В то же время как но количеству (весьма недостаточному), так и но характеру эти источники таковы, что дают возможность различного их толкования, не говоря уже о разных методологических и теоретических подходах к ним. Практически трудно найти двух исследователей, которые были бы согласны друг с другом по всем пунктам исследования. Это целиком относится также к автору и ответственному редактору предлагаемой книги. Такие вопросы, как толкование римско-карфагенского договора, время плавания Ганнона и Гимилькона, некоторые проблемы впутреннего устройства Карфагена, интерпретация религиозных памятников и истории пунической религии вообще, как и некоторые другие, являются предметом спора. Необходимо подчеркнуть, что во всех случаях полная ответственность за все высказанные суждения лежит целиком на авторе. В заключение автор приносит свою искреннюю благодарность всем, кто номогал ему работать над книгой и способствовал ее ноявлению.Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|