Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Борисов С. Честь как феномен российского политического сознания

ОГЛАВЛЕНИЕ

Заключение

Итак, на основании всего изложенного в монографии, можно "начертить" следующую картину эволюции понятия чести в отечественном политическом сознании.

В Х-Х11 вв. понятие чести описывает отношения "сюзерен-вассал''. Субъектом и объектом "воздания чести" является князь.

В период местничества (ХУ-ХУ! ) складывается корпоративная боярская честь, своеобразное политико-правовое явление. Каждый представитель боярского рода выступает как носитель коллективной боярской чести, и это понятие весьма существенно влияет на политические процессы в Московском государстве.

В ХУП-ХУШ вв. вырабатывается понятие "царской чести'5 как метафизической, божественной "помазанности", харизмы. Царская честь - это право совершать какие угодно поступки, сообразуясь лишь с собственным пониманием, исходя из рассмотрения себя как "земного (тленного) Христа (бога)".

На рубеже XVIII - XIX вв. в истории России возникает фигура . императора Павла I, осознанно и активно воплощающего в жизнь идеал "царя-рыцаря" и действующего по законам чести. Честь была важнейшим регулятором поведения и Александра I.

В начале XIX века на арену политической жизни выходит сословие дворян, исповедующих нормы дворянской чести. Многие обстоятельства как предшествовавшие восстанию декабристов, так и последовавшие за его подавлением, были в той или иной степени детерминированы соображениями чести (дворянской, личной).

Принципы чести являлись важнейшим регулятором и для преобладающей части антиправительственных организаций. "Нечаевщина" как отрицание чести была оттеснена на периферию революционного движения. Политическая лексика революционеров последней трети Х1Х - начала XX вв. была пронизана принципами чести.

В начале XX в. понятие чести становится важнейшим компонентом «коллективной психологии» Государственной Думы. Дуэли между представителями различных политических лагерей были вполне обычным делом. Можно сказать, что методы защиты дворянской чести служили ограничителем парламентской "свободы слова без берегов".

Понятие чести продолжает оставаться и частью политической культуры радикальной оппозиции (эсеры, социал-демократы).

Одной из (видимых, во всяком случае) причин вступления России в мировую войну (1914 г.) стали опять-таки соображения чести. На этот раз речь шла о "чести великой державы".

К нормам чести продолжали апеллировать политики и после падения монархии. Преимущественно соображениями "чести" руководствовались представители "белого лагеря" (Колчак). Большевики использовали "лексику чести" для воздействия на временных союзников (Махно) и для деморализации противников. Деятельность большевиков начинает критиковаться с позиции чести представителям оттесненных в оппозицию революционных партий (Горький. Мартов).

Понятие "честь революционера", "честь большевика" быстро оттесняется на периферию политической жизни. Принцип "партия превыше всего" заставляет политических деятелей то и дело совершать поступки, несовместимые с личной честью. Это приводит к нравственному разложению значительной части т.н. "ленинской гвардии". Попытки отстоять политическую честь посредством самоубийства не приносят заметных результатов: они либо интерпретируются как трусость и признание вины (Гамарник, Томский), либо замалчиваются (Орджоникидзе). Отстаивать собственную политическую честь становится возможным только за границей (Раскольников, Троцкий).

В середине 1930-х годов по инициативе Сталина начинает поощряться пропаганда "трудовой чести". Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) актуализирует понятие "честь страны". В 1947-1948 гг. в СССР организуются "суды чести".

В 1950-1980-е годы тема чести развивается в советской печати довольно вяло и преимущественно формально-официозно. Поощряется "комсомольская честь", "гражданская честь", "честь советского человека", различного рода профессиональные виды чести. Честь партийная (собственно политическая) остается большей частью в тени. Тема личной чести (в противовес коллективистской) артикулируется в диссидентской субкультуре.

Новый этап в осмыслении чести как фактора политической жизни начинается с 1986 года. Сначала на XXVII съезде КПСС, затем на XIX-партконференции (1988) звучат слова о чести - в том числе и партийной. Быстро складываются нормы поведения чести - добровольные уходы в отставку, самоубийства (с политической интерпретацией), вызовы на дуэли. Политики все чаще апеллируют к ценностям чести. Возникает движение под симптоматическим названием "Честь и Родина"...

Таким образом, на протяжении всей истории нашей страны понятие "честь" являлось важнейшей категорией сознания политически активной части населения (правящего класса, оппозиции). Можно утверждать, что в сфере властных отношений семиотические феномены (и среди них в первую очередь честь) играли и играют куда более важную роль, чем считается традиционно. На наш взгляд, необходимы дальнейшие исследования. которые позволят уточнить как отдельные аспекты данной проблемы, так и более полно представить картину исторического развития чести. В частности, особого рассмотрения заслуживают взгляды на природу и историческое развитие чести русских литераторов, мыслителей и политиков (Пушкин, Киреевский, Герцен, Достоевский, Федотов, Бердяев и др.). Надеемся, что эта тема. частично затронутая в нашей предшествующей монографии, получит более глубокую разработку.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.