Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Бокщанин А., Кузищин В. История Древнего Рима

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава девятнадцатая. Возникновение и первые этапы развития христианства

РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ В I-II ВВ.Н. Э.

Одним из важнейших средств укрепления своей власти Август и
последующие императоры считали поддержание древнеримской ре-
лигии. Наряду с другими титулами они носили звание верховного
жреца города Рима и римского государства. Август и его преемники
установили круг богов, почитаемых в Риме и провинциях, следили
за состоянием храмов, устанавливали календарь празднеств, отпу-
скали средства на содержание жречества. Они лично как верховные
жрецы принимали участие в ряде религиозных церемоний, являв-
шихся обязательными для римских граждан.

Однако уже в 1 в. до н.э. в высших слоях римского общества
относились весьма скептически к древним наивным представлениям
о богах и героях, а на выполнение религиозных церемоний, в осо-
бенности на различные формы гаданий, смотрели как на бессмыс-
ленные формальности.

Не внесло изменения в отношение к религии населения города
Рима и установление новых культов - почитания <гения> импера-
торов, объявлявшихся после смерти <божественными^, и почитания
богини Ромы как божественной покровительницы всей римской дер-
жавы. О скептическом отношении к культу почивших императоров

378

можно судить по сатирической поэме Сенеки <Аполокинтозис>, вы-
смеивавшей объявление <божественным> императора Клавдия.

Представители высших слоев римского общества 1 в.н.э. все
больше склонялись не только к религиозному скептицизму, но и
к философскому мировоззрению - стоицизму, изложенному в трак-
татах Сенеки, Эпиктета и в сочинении императора Марка Аврелия
<К самому себе>. Согласно учению стоиков, мир прекрасен и неиз-
менен, отдельные проявления зла, подобно теням на картинах ху-
дожников, не могут изменить его положительных качеств. Поэтому
истинный мудрец должен выработать в себе спокойное отношение
ко всему окружающему, он не должен привязываться к внешним
благам, огорчаться в несчастий. Счастье заключается в спокойствии
духа, в сознании исполненного долга перед природой и обществом!

Подобное философское учение как нельзя более подходило рабо-
владельческой знати Римской империи. Оно призывало к терпели-
вости низшие слои общества, угнетаемые римскими и местными ра-
бовладельцами. Однако мировоззрение стоицизма было чуждо ог-
ромному большинству населения Римской империи.

Среди масс городского и сельского плебса Италии, и, особенно,
провинций Империи вызывали большое сочувствие проповедники
киники. Длинноволосые, бородатые, зачастую прикрытые одним рва-
ным плащом, имея лишь посох да сумку для подаяния, учителя ки-
нической философии бродили по городам и селениям, выступая с
обличительными речами против богатых и знатных. Киники учили,
что богатство и знатность не дают счастья человеку. Счастлив по-
настоящему может быть лишь тот, кто. сведет до минимума свои
потребности, отказавшись от всех удовольствий и радостей жизни.
Зачастую речи киников, в которых они нападали на знать, вызывали
неудовольствие носителей власти, что еще более усиливало симпа-
тии к ним народных масс.

Наиболее популярны в Римской империи были культы богов
<спасителей>, о которых их последователи рассказывали, что они
победили смерть и нашли способы даровать верующим в них бес-
смертие в <загробном> мире. Тяжкое положение большинства сво-
бодной бедноты и рабов, невозможность добиться улучшения его
в земной жизни, заставляли их искать надежду и утешение в иллю-
зорных религиозных учениях о загробной жизни <бессмертной ду-
Bte>, о справедливом загробном суде, когда злые понесут должное

аказание, а невинно страдавшие праведники получат <вечное> бла-
женство. В разных провинциях Империи, особенно в восточной ее
таста, еще в эллинистическую эпоху возникла вера в божественных
впасителей, которые, будто бы, явившись на землю, уничтожат зло

 несправедливость и принесут людям справедливость и счастье.
В ряде восточных стран издревле существовали культы богов <стра-
"ЛМЬцев>, умиравших и вновь воскресавших. Это Дионис в Греции,
^^^РИС в Египте, Аттис в центральных областях Малой Азии, Адонис
ff4> Финикии. Вместе с ними почитались и их божественные супруги,

379

Митра, убивающий быка.
Статуя из Аквинка

считавшиеся покровительницами плодородия и материнства, - еги-
петская Исида, <великая мать> Кибела, финикийская Астарта. В ос-
нове этих верований лежало обожествление умирающей на зиму и
воскрешающей весной растительности, зарываемого в землю зерна,
возрождающегося в виде нового растения. Но с течением времени
(со II в. до н.э.) в древние мифы об умирающих и воскрешающих
богах угнетенные массы рабовладельческого общества стали вклады-
вать новое содержание - обещание вечной загробной жизни.

Постепенно восточные культы умирающих и воскрешающих богов
<искупителей> стали распространяться далеко за пределы стран
своего возникновения, а их почитатели стали считать божество, ко-
торому они покланялись, верховным, а в ряде случаев и просто
единственным богом, повелевающим природой и людьми.

Проникновение в Италию и Рим восточных культов началось еще
с конца III в. до н.э., когда стала почитаться <Великая мать> Ки-
бела и ее возлюбленный, умиравший и воскресавший Аттис. Тогда
же в Риме и Лации начали поклоняться греческому богу Дионису
(Вакху).

380

У После восточных походов Гнея Помпея в Италию было занесено
почитание иранского божества Митры, а с первых лет принципата
Августа все большее и большее распространение в западных про-
винциях Римской империи стал получать культ Исиды и Озириса.

Почитатели Исиды построили храмы в честь египетской богини
во многих городах Италии и устраивали два раза в год торжествен-
ные праздники. Особенно почитался осенний, когда жрецы изобра-
жали смерть бога Озириса (Сераписа), убитого злым божеством
Сетом, плач Исиды по убитому, радость по поводу воскресения Ози-
риса и его победы над врагом.

По верованиям поклонников Митры, этот бог, порожденный ска-
лой, был защитником справедливости, света, воителем пославшего
его на землю верховного божества - Ормузда. Постоянно сражаясь
с темными силами зла, возглавленными злым божеством Ариманом,
Митра убил олицетворение зла - громадного темного быка, из крови
и мозга которого он сотворил полезные для людей растения и жи-
вотных. По совершении своих подвигов Митра вознесся на небо, где
он продолжает борьбу со злом. Однако в конце существования зем-
ного мира Митра снова спустится на землю, уничтожит огнем злых
людей, а добрым - верующим в него, - даст напиток бессмер-
тия.

Чтобы заслужить благоволение Митры, его почитатели омывались
чистой водой, вкушали <священные> хлеб и вино, торжественно
праздновали день рождения бога (25 декабря). Молельни в честь
Митры с изображением его подвига (Митра убивает быка) были
разбросаны по всей Римской империи. Основными почитателями
Митры были воины, рабы и вольноотпущенники.

Широкое распространение, сначала в восточной части Римской
империи, а с1 в.н.э. в Италии получил и культ иудейского бога -
Яхве. Первоначально Яхве почитался как один из иудейских пле-
менных богов, но уже с конца VII в. до н.э. жречество храма в
Иерусалиме стало называть его верховным божеством - сотворите-
:'лем мира.

1. В эллинистическую эпоху поселения иудейских ремесленников,
ржупцов, воинов появились во многих городах Сирии, Малой Азии,
^Греции, а с1 в. до н.э.-в Италии и даже в самом Риме.

Многочисленное иудейское население вне пределов собственно
удеи получило название <диаспоры>'. Где бы ни проживали вы-
>дцы из Иудеи, они продолжали почитать бога Яхве, как единое
кество.

К началу современного летоисчисления в Иудее сложилась бога-
религиозная литература, называвшаяся иерусалимским жречест-
<торой> (законом), или <священным> писанием. В <священ-
* книги входили миф о создании богом Яхве вселенной, земли,
ительного и животного мира и первых людей - Адама и Евы,

* Диаспора - по-гречески - <рассеяние>.
381

эпические сказания о легендарных предках и древних вождях, лето-
писные своды и эротическая лирика, <пророческие> сочинения, пред-
сказывавшие освобождение с помощью посланного Яхве вождя осво-
бодителя - <мессии>, который не только освободит <народ Яхве> от
иноземного ига, но и сделает его <первым народом земли>.

Вера в появление <мессии> особенно усилилась в эпоху эллиниз-
ма, когда Иудея оказалась под властью эллинистических царей, пер-
воначально Птолемеев, а с конца III в. до н.э.- Селевкидов. ^

С 30-х годов II в. до н.э. правителями Иудеи стали цари-жрецы
(<первосвященники>) из дома Хасмонеев, опиравшиеся на совет
жрецов иерусалимского храма Яхве (<синедрион>), многочисленных
служителей храма - <левитов> и учителей ( <рабби> ) <закона> -
знатоков и толкователей <священной> литературы.

В середине 1 в. до н.э. в пылу ожесточенной междуусобной
борьбы за власть иудейские правители обратились к Помпею с прось-
бой о помощи. Римские войска вторглись в Палестину, захватили
Иерусалим и храм Яхве и превратили Иудею в зависимую от Рима
страну. Сохраняя существование синедриона и верховных жрецов
храма Яхве, позволяя им распоряжаться в вопросах религиозной
жизни и внутреннего управления, римляне назначали в Иудею ца-
рями своих ставленников. Таким <царем Иудеи> был уроженец со-
седней с Иудеей области - Идумеи - Ирод, управлявший страной
под контролем римского легата Сирии и особого уполномоченного
(<прокуратора Иудеи>) во время правления Августа.

Масса иудейского населения испытывала двойной гнет - как от
римских наместников, так и от своих собственных угнетателей, ко-
торые жили в постоянных усобицах и борьбе за власть. Кроме того,
жрецы и учителя <закона> смотрели с презрением на массу земле-
дельцев и дали ее представителям кличку - <амхаарец> (народ
земли). В свою очередь сельские жители и ремесленники ненавидели
представителей знати и <законоучителей>, которых они стали назы-
вать <фарисеями>. Постепенно в Иудее сложились три религиозно-
политические группировки - высшая жреческая знать, из которой
комплектовался синедрион и выбирались, вернее, назначались рим-
лянами верховные жрецы иерусалимского храма, - <первосвящен-
ники>, называемые саддукеи; низшее жречество - учителя и толкова-
тели <закона>, кичившиеся дотошным исполнением всех религиозных
правил, обрядов и церемоний, - фарисеи и сектанты, жившие в осо-
бых поселениях в пустынных местах, занимавшие оппозиционную
по отношению к жреческой знати и фарисеям позицию, - ессены.
О жизни и обычаях ессенов сообщает Иосиф Флавий. Он пишет, что
<... они признают бессмертие души и считают стремление к справед-
ливости высшей целью... это наилучшие люди, которые всецело от-
даются земледельческому труду... имущество у них общее, и богач
пользуется у них не большим, чем ничего не имеющий бедняк... Они
не имеют ни жен, ни рабов... Живя сами по себе, они услуживают
Друг другу. Для заведывания доходами и произведениями почвы они

38

е помощью голосования избирают наиболее достойных лиц... послед-
ние и должны заботиться о доставке хлеба и других припасов...> '.

В конце сороковых годов текущего столетия археологи открыли
остатки поселения ессенов поблизости от северного берега Мертвого
моря и полностью подтвердили рассказ Иосифа Флавия о быте ессе-
нов. Кроме того, в пещерах побережья Мертвого моря было обна-
ружено много древних рукописей, названных по высыхающей речке
Вади-Кумран <кумранские документы>. В пещерах Кумрана, кроме
отдельных библейских сочинений, были найдены различные поуче-
ния и толкования (комментарии) на книги древних пророков, а
также аллегорические произведения, призывавшие верующих к борь-
бе с врагами. К таким произведениям относится трактат о <Войне
сынов света с сынами тьмы>. Был найден и устав общины ессенов.

Среди иудеев Палестины и других областей Восточного Среди-
земноморья существовали и другие секты - назареи и терапевты, ко-
торые, подобно ессенам, хотя и сохраняли веру в бога Яхве, но не
признавали официальных обрядов, установленных иерусалимским
жречеством.

Среди иудейских сектантов, особенно за пределами Палестины,
широкую популярность приобрели философские идеи уроженца
Александрии Египетской-Филона (ок. 20 г. дон.э.-54 г.н.э.).
В своих многочисленных произведениях Филон стремился к эклекти-
ческому объединению идей греческой философии (стоицизма, идеа-
лизма Платона и пифагорейства) с иудейскими религиозными дог-
мами, к аллегорическому истолкованию некоторых греческих мифов
и книг Биб.лии.

Согласно учению Филона, первоначалом мира и окружающей
человека действительности является <сущий> (бог Яхве) - недо-
ступный человеческому познанию и обладающий мудростью и все-
могуществом. Он творец окружающего человека чувственного мира,
который существует и развивается по воле своего творца. Божество
наполняет мир и поддерживает с ним связь, посылая в него своих
бестелесных вестников (<ангелов>). Высшим из этих посланцев <су-
щего> является-<логос> (божественное слово), который-<сын
божий>. Говоря о человеке, Филон резко противопоставлял бессмерт-
ную душу, заключенную в теле, и само тело, <душа> деятельна, а
материя тела - бездеятельна и косна. В теле все худшее, что тянет
человека к грубому, материальному миру, в душе все лучшее, что
помогает человеку приблизиться к <сущему> путем доведения своей
веры до экстаза. Филон проповедывал <подражание> божеству пу-
тем аскетизма, отречения от мирских благ, покаяния, духовного очи-
щения.

Характеризуя историческое значение философии Филона, Ф. Эн-
гельс писал: <Многочисленные дошедшие до нас сочинения.

' Иосиф Флавни. Древности, кн. XVIII, гл. 1,5.

383

приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегори-
чески и рационалистически понятых еврейских преданий с грече-
ской, а именно, стоической, философией> *.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИИ

В середине 1 в.н.э. Римская империя пережила тяжелый поли-
тический кризис, вылившийся в ряд провинциальных восстаний и же-
стокую гражданскую войну 68-69 гг.н. э.

Особенно остро проявился этот общественный катаклизм в Иудее
и других восточных провинциях Империи. Восстания против рим-
лян и связанной с ними иудейской знати вспыхивали неоднократно,
но в 66 г. восстание охватило всю страну. Повстанцы, изгнав и
уничтожив римские отряды в Иерусалиме и других местностях Па-
лестины, обратились за помощью к иудеям диаспоры, среди которых
распространялись пророческие сочинения о близком <конце мира>,
о приходе <агнца> (<мессии>), который уничтожит господство злых
и установит <тысячелетнее царство бога> в Иерусалиме. Одно из
сочинений подобного типа, написанное в начале 69 г.н. э., сохрани-
лось и вошло в число <священных> книг христианской религиозной
литературы под названием <Апокалипсиса Иоанна>.

Однако после отчаянной борьбы римские легионы сломили со-
противление иудейских повстанцев. Иерусалим был взят штурмом
и сожжен. Восстание было подавлено. Подавлены были восстания и
в других провинциях Римской империи. Многие тысячи иудейских
пленных, в том числе и различных сектантов, были проданы в раб-
ство. Тысячи других бежали из Иудеи, спасаясь от преследований
(73 г.н. э.).

Большинство переселенцев осело в богатых торговых городах
Малой Азии, но некоторые из иудейских беженцев поселились в
Греции, Македонии, Италии и самом Риме.

Неудачный исход вооруженной борьбы с римлянами, тщетность
надежд на появление <мессии> вызвали среди масс угнетенного на-
селения провинций чувство глубокого разочарования, стремление
найти утешение в вере, в таинственном и чудесном. <...Во всех классах
должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись
в материальном освобождении, искали взамен него освобождения
духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного
отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия,
ни школа Эпикура... Утешение должно было выступить именно в
религиозной форме...> ^

Создавалась весьма благоприятная обстановка для проповедей
новых религиозных учений. <Не только Палестина, но и весь Во-

-сток кишмя кишел такими основателями религий, среди которых гос-
подствовала, можно сказать, прямо по Дарвину, борьба за идейное
существование>, - писал Ф. Энгельс ^

В последней трети 1 в.н.э. в западных провинциях Малой Азии,
а также в соседней с ними Македонии и в Александрии стали воз-
никать среди низших слоев городского населения общины людей,
веривших, что обещанный Яхве <мессия> - божий помазанник, по-
гречески Христос, приходил на землю. Но он явился не в виде побе-
доносного военного вождя, а как скромный проповедник, принесший
людям <духовное> освобождение, призывавший к миру, милосердию
и всепрощению.

В результате изучения рукописей, найденных в кумранских пе-
щерах, выяснено, что впервые упоминания о подобном проповеднике
встречается в рукописях ессенов, написанных еще до восстания
66-73 гг.н. э. В <Комментарии на книгу пророка Хабаккука
(Абаккума)>, найденном в Кумране, упоминается некий <учи-
тель справедливости, которому бог поведал все тайны слов его про-
роков-рабов...>. Однако <злой жрец> стал преследовать <учителя
справедливости> и убил его. Но в <... конце дней...> <учитель спра-
ведливости> появится вновь и, наградив верующих, восстановит по-
пранную справедливость. Как звался этот проповедник и когда он
жил, в рукописи не упоминается. Наряду с этим, как уже говори-
лось, среди сектантов ходили сочинения о <конце мира> - апока-
липсисы, когда божий посланец воскресит всех умерших и сотворит
<страшный суд> над живыми и мертвыми.

Из подобных верований в сочетании с учением Филона о <сыне
божьем>, посланном на землю, постепенно стали складываться в
рассказы о <божьем сыне> Иисусе Христе, якобы проповедывавшем
в Иудее в конце принципата императора Тиберия (30-33 гг.н. э.).
Возникли эти верования далеко не сразу. В <Апокалипсисе Иоанна>
упоминается лишь <Агнец божий>, являющийся на землю для суда
над живыми и мертвыми. В другом древнейшем христианском про-
изведении - <Пастырь Ерма>, повествующем о видении автора, го-
ворится лишь о <сыне божьем>, который одновременно является и
<духом святым>. Лишь в более поздних письмах (<посланиях>), при-
писываемых одному из легендарных христианских проповедников
Павлу, называется имя Иисуса Христа, как основоположника новой
религии.

Послания с поучениями создавались проповедниками, переходив-
шими из одной общины сектантов в другую. Эти проповедники на-
зывались <апостолами>. Они выступали на собраниях верующих с
проповедями и предсказаниями близкого <конца мира> и прихода
грозного судьи - <сына божия>, пострадавшего при своем первом
снисхождении на землю в виде проповедника. В одном из древнейших
христианских сочинений - <Дидахе>, или <Учении 12 апостолов>,

К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 307.
^Там же, стр. 312, 313.

* К. Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т. 19, стр. 314.
13 Зак, 1411 380

указывается, что истинный проповедник новой веры не должен
ничего брать у членов общины, кроме хлеба на дорогу, что ему
надлежит оставаться в общине не более трех дней.

Образ <мессии> - Христа первоначально упоминался в самой
общей форме и лишь несколько позже, в конце 1 и первой половине
II веков н.э. появились жизнеописания легендарного основополож-
ника новой религии. Эти повествования, содержавшие рассказы о
некоторых моментах жизни, проповеди, страданиях, смерти и чу-
десном воскрешении Христа получили название <Евангелий>. Их
было более десяти. Впоследствии -в IV в.н.э.- главы христиан-
ских религиозных объединений объявили <истинными> - <канони-
ческими> ' лишь четыре из них: евангелия по Матфею, Марку, Луке
и Иоанну. Большинство других повествований о жизни и деятель-
ности Христа - <Изречения Христа>, <Акты Пилата>, <Евангелия
Петра, Фомы, Двенадцати апостолов, Богоматери> и др. были объ-
явлены ложными - <апокрифическими>.

Согласно канонической версии, принятой и до настоящего вре-
мени поддерживаемой христианскими церковниками, основателем
христианской религии являлся некто Иегошуа (греческая форма име-
ни Иисус), прозванный своими последователями Христом и <Спаси-
телем>. Он будто бы родился в древнем, священном для иудеев го-
родке - Вифлееме в конце тридцатого года принципата Августа.
Семья Иисуса будто бы была вынуждена бежать с новорожденным
в Египет, так как царь Ирод, прослышав о рождении <мессии>, при-
казал перебить всех новорожденных мальчиков в Вифлееме. Позднее
Иисус жил на севере Палестины в Назарете. Тридцати лет он уходит
из семьи р, явившись к проповеднику Иоанну, предсказывавшему
явление <мессии> и очищавшему приходивших к нему от грехов
омовением в реке Иордане, совершает священное омовение (<креще-
ние>). После чего Иисус начинает проповедь обновленной религии.
Вокруг Иисуса собирается группа учеников-Андрей, Матфей,
Петр, Фома, Иоанн, Иуда, Иаков, Филипп и др. - всего двенадцать.
Впоследствии в христианской литературе они назывались апосто-
лами.

Сопровождаемый <апостолами>, Иисус в течение трех лет стран-
ствовал по Иудее, проповедуя свое религиозное учение и совершая
<чудеса> (превращение воды в вино, насыщение 5000 людей пятью
рыбами и хлебами, исцеление больных и даже... воскрешение мерт-
вых). Одновременно он обличал лицемерие, ханжество, корыстолю-
бие и алчность иерусалимского жречества и <учителей закона> (фа-
рисеев), чем вызвал против себя их крайнее озлобление.

Когда на третий год своей проповеди Иисус пришел на празд-
нование <Пасхи> в Иерусалим, то после совершения ритуальной тра-
пезы, он был предательски схвачен, благодаря измене одного из уче-
ников - Иуды Искариота. Ночью же совет жрецов - <синедрион>

' Канон - по-древнегречески - порядок, закон.

Ж

приговорил его к смертной казни. Приговор <синедриона> был ут-
вержден римским прокуратором Иудеи - Понтием Пилатом, хотя и
видевшим полную невиновность осужденного, но не пожелавшего ссо-
риться со жречеством и демонстративно <умывшим руки>.

Иисус был распят на кресте вместе с двумя разбойниками, как
самозванец, назвавший себя <царем иудейским>. Втайне похоронен-
ный учениками, он будто бы <воскрес> на третий день после смерти.
В последующие дни Иисус несколько раз <являлся> ученикам, а на
40-й день после воскресения вывел их на соседнюю с Иерусалимом
гору и в их присутствии <вознесся> на небо, обтещав вернуться на
землю в конце существования мира для суда над живыми и мерт-
выми. После <вознесения> Иисуса на небо <апостолы> разошлись
по разным странам мира и сделались основателями общин, верив-
ших в Иисуса как Христа и земное воплощение божества.

Это мифологическое объяснение возникновения христианской ре-
лигии, окончательно сложившееся около середины II в.н. э., сохра-
няется до настоящего времени и является основой христианских ре-
лигиозных верований во всех ветвях христианства.

ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИЕ ОБЩИНЫ
И ИХ РАЗВИТИЕ ВО II-III ВВ.Н. Э.

Каноническая (церковная) версия истории раннего христианства
представляет развитие первых христианских общин как единого ре-
лигиозного течения, от которого иногда ответвлялись отдельные
группы заблуждавшихся и искажавших учение Христа и его апо-
столов, создававших неправильные - <еретические> - толки. Впер-
вые подобное освещение развития древнейших христианских общин
было дано в <Церковной истории>, написанной Евсевием, еписко-
пом Кесарийским в IV в.н.э. Анализ древнехристианской религи-
озной литературы и свидетельства античных авторов, описывавших
древнейшие христианские общины, показал полное несоответствие
ртой картины с действительной историей раннего христианства.

'В конце 1 и начале II веков н.э. существовали различные об-
фины верующие в Христа, но зачастую их религиозные представле-
ния сильно отличались друг от друга. Никакого единого общеприз-
ваниого учения о Христе еще не существовало. Отдельные пропо-
ведники, переходившие из общины в общину, излагали учение Хри-
ста, опираясь на различные религиозные сочинения. Одни верили
в скорое вторичное <пришествие> Христа и призывали отказаться
от семейной жизни и всех жизненных благ, готовясь к <концу мира>.
Другие придерживались более спокойных представлений. Некоторые
3 христиан считали, что прежде чем сделаться членом христиан-
<>ой общины, вступавший в нее должен принять иудейскую религию
ж совершить все принятые обряды. Против этих <иудеохристиан>
внетупали сторонники проповедника Павла, настаивавшие на том,

> 387

что религиозное учение Христа является заменой древнеиудейской
религии, а потому новые члены христианских общин не обязаны вы-
полнять иудейские религиозные обряды.

В ряде общин, возникших в Сирии, Египте, Малой АЗИИ, полу-
чило широкое распространение учение проповедников (Васидида,
Валентина, Сатурнина, Маркиона из Понта), называвших себя <гно-
стиками> (<познающими>). Смешивая положения древнеиранских
религиозных представлений - борьба светлого божества неба с тем-
ным началом материи, духов света - ангелов и духов тьмы, - идеа-
листической греческой философии, идеи Филона о <Логосе>, пропо-
ведники гностических учений считали, что в мире происходит борь-
ба высшего духовного начала с творческим материальным началом,
<Демиургом>, создавшим материальный мир, в том числе и человека.
Но божество вдохнуло в человеческое тело бессмертную душу. Оно
же посылает в земной материальный мир своих духовных послан-
цев - <эонов>, одним из которых был Христос, являвшийся <Пара-
клетом> (<Утешителем>) людей. Свое учение о <зонах> они на-
зывали <гносисом> (познанием). Во II в.н. э. гностические учения
получили широкое распространение среди членов раннехристиан-
ских общин.

Распространение евангельских повествований, в которых Христос
изображался в виде реальной человеческой личности, вызвало свое-
образную реакцию. Стараясь примирить учение гностиков с еван-
гельскими рассказами, некоторые из проповедников утверждали, что
воплощение <Логоса> (сына божия) в земном человеке было не ре-
альным, а лишь кажущимся, иллюзорным. Сторонники этого уче-
ния называли себя <докетами> '.

Все вышеперечисленные группы и ряд их ответвлений вели меж-
ду собою ожесточенную полемическую борьбу, в которой лишь по-
степенно получали преобладание сторонники взглядов апостола Пав-
ла и евангельских повествований. К концу II - началу III в.н. э.
они стали считать себя единственными <истиными> - <ортодоксаль-
ными> христианами, называя представителей других идеологических
течений <заблуждающимися>, <еретиками>.

" Древнейшие общины, верившие в <Мессию> - <Христа>, перво-
начально состояли из низших слоев городского населения - рабов,
вольноотпущенников, мелких ремесленников и торговцев. Лишь в
конце II и особенно в III в.н. э. обострение социально-политиче-
ской обстановки в Римской империи привело к появлению среди хри-
стиан сначала отдельных представителей, а позднее - многих знат-
ных рабовладельцев, воинов и государственных служащих импер-
ской администрации.

В древнейший период своего существования члены христианских
общин собирались на свои молитвенные собрания в ночные или ран-
пеутренние часы. Зачастую эти собрания происходили в укрытых от

' От древнегреческого <докео> - казаться.

388

Катакомбы в Риме

 

 

посторонних местах, загородных домах, сараях, иногда в склепах
умерших членов общины, подземных кладбищах - <катакомбах>.
Собиравшиеся пели хором гимны в честь Христа, слушали поуче-
ния и проповеди любого, кто считал себя <орудием духа Бога>, за-
читывали повествования о Христе. Заканчивались собрания скромной
общей трапезой, состоявшей из белого хлеба и разбавленного водой
красного вина. Собранием руководил выбранный общиной стар-
шина - <пресвитер>, которому помогали служители и служитель-
ницы - <диаконы> и <диакониссы>.

С течением времени в крупных общинах стали появляться осо-
бые хозяйственные руководители - <епископы>.

До середины II в.н. э. не было никаких изображений Христа и
других персонажей христианской мифологии. Во второй половине
II в.н. э. появились изображения Христа в виде <Доброго пастыря>,
несущего на плечах заблудшую овцу, или же в виде молодого муж-
чины с длинными спускающимися на плечи русыми волосами и та-
кой же бородой, одетого в розовую тунику с наброшенным на нее
голубым плащом. Позднее появились изображения матери Христа
с ребенком на руках, заимствованные из культов <великой матери>

389

 

Христианское надгробие из катакомб

Кибелы и Исиды. Стали изображать также проповедника Иоанна
(<Иоанн Креститель>) и апостолов. Впервые подобные изображе-
ния появились в Александрии Египетской в III в.н. э. на стенах уже
специальных молельных домов, или на особых досках, украшенных
цветами, перед которыми верующие ставили зажженные светиль-
ники.

Изменялось и положение руководителей христианских общин.
Если в древнейшее время пресвитеры и епископы ничем не отлича-
лись от массы рядовых членов, то по мере изменения социального
состава - вступления в ряды общин состоятельных и знатных лиц,-
именно из их среды стали выбираться старшины. Во второй поло-
вине III в.н. э. епископы становятся единоличными руководителями
общин, опирающимися на пресвитеров и диаконов. Исчезают жен-
щины диакониссы, устанавливаются, согласно обычаю, специальные
(белые) одежды для <клириков>, как стали называть старшин и
священнослужителей. Только клирики могли проводить молельные
собрания и совершать <служение> Христу. Появляются особые
<праздничные> богослужения, проводимые по специальному риту-
алу. Особенно торжественно отмечался в весенние месяцы праздник
в честь <воскресения> Христа. Сначала изображались смерть и по-
гребение Мессии, ритуал которых был заимствован из аналогичных
празднеств в честь Озириса, а затем изображалась радость по по-
воду <воскресения> Христа. Этот весенний христианский праздник
христиане, по примеру древнееврейского, стали называть <Пасхой>.
Изменилось и объяснение заключительной общей трапезы. Теперь
она стала изображать мистическое единение верующих с божеством
путем поедания куска тела - кусочек белого хлеба - и крови- гло-
ток красного вина - бога. Изменилось и материальное положение
общин. Если в конце 1 - начале II вв.н. э< единственным видом по-

390

полнения средств общины были добровольные взносы ее членов, то
в III в.н. э. многие из общин владели землями, домами и рабами,
полученными по завещаниям богатых верующих, стремившихся пу-
тем крупных даяний получить после смерти вечное блаженство в по-
тустороннем мире.

Таким образом, к концу II - началу III в.н. э. христианские
общины превратились из небольших сектантских групп в мощную
общественную силу, что заставило правителей Римской империи об-
ратить самое серьезное внимание на взаимоотношения император-
ской власти и христианских религиозных объединений.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ ВЛАСТИ И ХРИСТИАНСТВА ВО II-III ВВ.Н. Э.

В древнейший период своего существования (конец 1 - начало
II в.н.э.) христианские общины вызывали подозрение и неприяз-
ненное отношение со стороны императоров и римской провинциаль-
ной администрации. В период правления Траяна был издан специаль-
ный императорский эдикт, запрещавший тайные сборища и общества.
Кроме того, от жителей Италии и провинций требовали официаль-
ного участия в почитании <гения> императора (выражавшегося
иногда в символическом, а иногда и в реальном жертвоприношении
перед статуей правящего императора) и в жертвенном пире. От
почитания <гения> императора были освобождены только иудеи, что
было их особой привилегией, остальные же подданные Римской им-
перии должны были, в качестве доказательства своей политической
лойяльности, принимать участие в культе гениев императоров и их
обожествленных предшественников.

Члены сектантских общин отказывались от почитания статуй им-
ператоров и участия в жертвенных пирах. Кроме того, привлекая
в свои общины рабов и беднейших свободных, они вызывали недо-
вольство как рабовладельцев, так и римской администрации. Сек-
тантские собрания, происходившие по ночам и на рассвете, окутан-
ные дымкой некоторой таинственности, еще более усиливали атмо-
сферу недоброжелательства.

Подозрения по отношению к членам христианских общин всяче-
ски усиливались и подогревались жрецами местных храмов, торгов-
цами жертвенными животными, ремесленниками, обслуживавшими
местные культы, изготовлявшими изображения божества и другие
<священные> предметы.

Про собрания христианских общин рассказывали, что на них при
непристойных обрядах почитается божество с ослиной головой, что
члены общин позволяют себе самые аморальные действия.

Вызывающее поведение отдельных представителей христианских
общин по отношению к верованиям и культу большинства населе-
-я иногда приводило к расправам над отдельными христианами.

391

Недоброжелательство выливалось в доносы на христиан, о чем прямо
пишет Плиний Младший в письме на имя императора Траяна. Однако
Траян предложил не производить специальных розысков христиан,
ограничиваться наказанием лиц, открыто упорствующих в своем
<суеверии>.

По мере роста и распространения христианских общин в запад-
ных провинциях Римской империи (Галлия, Испания, Африка), уве-
личивалось и количество расправ с отдельными членами христиан-
ских общин. Особенно подозрительно стали относиться представи-
тели императорской администрации к тайным и полусекретным
общинам и собраниям после второго и третьего иудейских восстаний.

Подобное положение вызвало стремление среди наиболее образо-
ванных членов христианских общин объяснить сущность христиан-
ских религиозных верований и отмежеваться от иудейских повстан-
цев в глазах римской власти. В середине II в.н. э. императору Ан-
тонину Пию были адресованы два произведения христианских
публицистов - Аристида и преподавателя философии Юстина, в ко-
торых авторы стремились убедить императора в клеветническом ха-
рактере обвинений, возводимых на христиан их идеологическими
конкурентами и соперниками. Подобные защитные произведения -
<Апологии> - появлялись и в более позднее время. В конце II в.
н.э. опубликовал ряд полемических произведений пресвитер кар-
фагенской общины Тертуллиан, в начале III в.н.э.- епископ той
же общины Киприан.

В произведениях Тертуллиана и Киприана содержались нетолько
апологетическая защита основных положений христианской религи-
озной догмы, но и высказывания по спорным вопросам, которые все
более и более обострялись при трактовке верований и решении проб-
лем организации увеличивавшихся количественно и изменявшихся
по своему социальному составу самих христианских общин. Так, в
сочинениях Киприана решительно отстаивалось право единоличного
руководства епископами христианских общин и право епископов да-
вать директивные указания по спорным вопросам трактовки христи-
анской догматики.

Одним из наиболее авторитетных христианских писателей -
<апологетов> был пресвитер александрийской общины Ориген (ок.
185-254 гг.н. э.). Он выступил с полемическим произведением
<Против Цельза>-одного из критиков христианских религиозных ве-
рований. Ориген стремился доказать, что ряд христианских положе-
ний можно примирить с философскими взглядами Платона и Ари-
стотеля.

Позднейшая христианская церковная традиция связывает начало
преследований> христиан правителями империи с правлением Неро-
на, когда будто бы христиане были обвинены и казнены в большом
количестве по обвинению в поджоге города Рима в 64 г.н.э. Сле-
дующее гонение будто бы было организовано императором Доми-
цианом. Однако аналитическое изучение источников советскими и"

3W

следователями привело их к заключению, что сознательно организо-
ванных <гонений> (преследований) 'христиан за их религиозные
верования правительство Римской империи не проводило до сере-
дины III в.н. э. Имели место лишь расправы с отдельными лицами
или группами лиц христианского вероисповедания, являвшиеся ре-
зультатами самосудов, частных доносов и вызывающего поведения
самих христиан. Только в период кризиса в середине III в.н. э.,
в связи с крайним обострением социально-политической обстановки
как внутри Римской империи, так и на ее границах, император Де-
ций (249-251 гг.н. э.) в 250 г. потребовал поголовной присяги,
которая выражалась в участии в императорском культе. Всем, при-
несшим установленные жертвоприношения перед статуями импера-
тора, выдавались особые свидетельства. Лица, отказавшиеся воску-
рить фимиам и принести жертву перед статуей императора, рассмат-
ривались как враги Империи и подвергались наказаниям. Многие
из членов христианских общин были брошены тогда в тюрьмы, дру-
гие казнены.

В числе пострадавших во время <гонения> Деция был и Ориген,
брошенный в тюрьму. Однако с гибелью Деция преследования были
прекращены.

Но несколько лет спустя, в 257 г., новый император Валериан,
нуждавшийся в средствах и стремившийся конфискациями попол-
нить обедневшую императорскую казну, вновь установил обязатель-
ность участия всего населения империи в императорском культе.
В эдикте, опубликованном по этому поводу, прямо назывались хри-
стианские общины, как организации, враждебные римскому государ-
ству. На этот раз <гонение> приобрело более широкие размеры и
,было более жестоко. Ряд христианских общин был разгромлен, их
имущество конфисковано, а многие из их членов, в первую очередь
члены клира (пресвитеры, диаконы, епископы), подверглись заклю-
чению в тюрьмы, пыткам и казням. В числе казненных был и глава
карфагенской общины - Киприан.

В 260 г.н. э. Валериан попал в плен к персам, а его сын Гал-
лиен был вынужден вести постоянную борьбу с различными претен-
дентами на императорский престол. Занятый этой борьбой, Галлиен
фактически прекратил какое-либо преследование христиан. Таким
образом, начиная с 260 г. до начала IV в. христианские общины
были предоставлены самим себе, что не могло не сказаться на их
развитии.

Гонения не ослабили христианские общины, напротив, они уси-
лили религиозный фанатизм; более того - некоторые из свидетелей
казни <мучеников> под впечатлением их стойкости вступали в ряды
христианских общин. Память погибших почиталась остальными чле-
нами общины, которые начали собираться на молитвенные собрания
у их захоронений, чтить их надгробия, изображать их наряду с дру-
гими почитаемыми христианскими лицами. Так, со второй полови-
ны III в. постепенно стал оформляться культ мучеников, который

393

позднее превратился в культ одной из категорий <святых>. К послед-
ней четверти III в.н. э. христианство получило в Римской империи
самое широкое распространение. Если в предшествующее время
основная масса верующих христиан состояла, по словам критика
христианской религии Цельза, <из - малолетних, низкородных, не-
культурных, рабов>, а также из <... щерстобитников, сапожников,
валяльщиков и других грубиянов...>, то к концу III столетия в хри-
стианство начали переходить воины, состоятельные горожане и даже
некоторые из представителей аристократии, особенно женщины.

Какие же причины способствовали успеху христианской пропо-
веди?

В противоположность другим древним культам, христианство не
знало племенных или сословных ограничений. По выражению одного
из посланий Павла, <... для бога несть эллина и иудея, ни свобод-
ного, ни раба, но все и во всем Христос...>.

Христианство в своем первоначальном виде до крайности упро-
стило религиозные обряды и формы культа. Христиане решительно
отказались от страшных обрядов кровавых жертвоприношений, за^
являя, что мифический основатель религии - Христос,- добровольно
обрекший себя на жестокие страдания и смерть, тем самым раз и
навсегда избавил своих последователей от необходимости кровавых
жертв. Христианство обещало верующим бессмертие - вечную жизнь
в загробном мире и, в то же время, вечное наказание всем злым и
обидчикам. При этом христианские проповедники вкладывали в
уста Христа положение, что после смерти - <...последние да будут
первыми!> и что Христос призывал-<...Придите ко мне, все страж-
дущие и обремененные..!>.

Подобные положения не выдвигали сторонники ни одного из
конкурировавших с христианством восточных культов, а тем более
жрецы культа императоров. В условиях обострявшегося кризиса об-
щественно-политического строя Римской империи, бесконечных войн
и усобиц христианство становилось моральным прибежищем все бо-
лее и более широких общественных слоев. Как отмечал Ф. Энгельс,
<Отрицая ... все национальные религии и общую им всем обряд-
ность и обращаясь ко всем народам без различия, христианство
само становится первой возможной мировой религией...>

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.