Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов
ХРАМЫ И РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИЗНЬ ГОРОЖАН (ПРИМЕЧАНИЯ)
Большинство населения столицы были православными. Число православных постепенно увеличивалось и к 1900 г. превысило средний процент для Европейской России (85,5% против 83,6% в России). Всего православных и единоверцев в 1900 г. было в Петербурге 1 млн. 230 тыс. человек, протестантов - 101 тыс., католиков - 69 тыс., евреев - 20 тыс., раскольников - 10 тыс., магометан - 6 тыс. [19, с. 303]. В 1915 г. православных и единовер-{236}ческих храмов (не считая домовых церквей) насчитывалось в Петербурге около 130, евангелических лютеранских - 15, римско-католических - 7, иудейских - 5, реформатских - 4, магометанских - 3 молельни (строилась мечеть), старообрядческих православных - 2, армяно-грегорианская - 1, буддийский храм - 1. Православных монастырей имелось в столице четыре: Свято-Троицкая Александро-Невская лавра, Воскресенский (Новодевичий) первоклассный женский монастырь, Первоклассная Троице-Сергиева пустынь (на станции Сергиевская Пустынь Балтийской железной дороги) и Иоанновский первоклассный женский монастырь (наб. р. Карповки, 45).
Религиозная жизнь православного большинства столицы была сложной и противоречивой. Интеллигенция утрачивала живую и чистую веру и либо оплакивала эту утрату ("Как теперь молиться буду Богу, // Плача, замирая и горя, // Если я забыл свою дорогу // К каменным стенам монастыря" - Н. Гумилев, 1917), либо творила себе новые кумиры. Но - "интеллигенция почти не замечала народного православного Петербурга с его чудотворными иконами, живыми угодниками, накаленной - быть может, как нигде в России - атмосферой пламенной веры. <...> Есть верная молва, что в последние дни Оптиной пустыни один из старцев (старец Нектарий (Тихонов) в 1923 г.- А. С.) послал свое благословение Петрограду, "самому святому городу во всей России"" [30, с. 211].
1 Иван Алексеевич Чуриков (1862 - после 1930) был зажиточным крестьянином Самарской губернии, занимался у себя на родине торговлей. Через чтение Евангелия пришел к убеждению, что "богатство портит человека", прекратил торговлю, раздал бедным все имущество и отправился странствовать. В середине 1890-х гг., поселившись в Петербурге, начал читать и толковать Евангелие рабочим, мастеровым, ремесленникам. Его проповедь была направлена против пьянства, праздности, хулиганства и разврата. Он призывал всех к трезвой трудовой воздержанной жизни, к любви, братолюбию и взаимопомощи. Особое внимание уделял беднякам, пропойцам, хулиганам, проституткам. Под влиянием его бесед очень многие резко меняли свой образ жизни, бросали пьянство и разгул, делались хорошими работниками. Этому способствовала дружная поддержка, какую находил каждый новый приверженец "братца" со стороны общины трезвенников: ему находили работу, он получал заказы, кредит, рекомендации и т. д. Духовенство через полицию и администрацию запрещало собрания трезвенников. Чуриков был выслан из столицы, самовольно вернулся, был заключен в сумасшедший дом, но, так как он оказался по освидетельствовании нормальным, его пришлось освободить, после чего, в 1900 г., его заключили в каземат суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря, откуда он вскоре освободился благодаря счастливому случаю. После 1905 г. община трезвенников обосновалась в Вырице [33, т. 37, стб. 635, 636].
2 Распутин Григорий Ефимович (1864-1916) - крестьянин из Тюменского уезда Тобольской губернии. В молодости вел разгульный образ жизни, судился за конокрадство, не раз подвергался телесному наказанию за хулиганство. На 30-м году жизни с ним произошел переворот: он впал в юродство, стал прорицателем и обошел всю Россию, странствуя по монастырям. Но религиозная аскеза сочеталась у него с распутством. Своей миссией он сделал изгнание "блудного беса" из девушек и женщин, которыми себя окружал. Человек сильной воли, Распутин уже в {237} 1902 г. стяжал славу сибирского пророка и подвижника. В 1905 г. был введен в придворный круг, а затем и в царскую семью. Благодаря мистическим настроениям Николая II и Александры Федоровны, запуганных событиями 1905 г., неудачами войны 1914 г. и неизлечимой болезнью наследника, Распутин сумел всецело овладеть их волей и внушить им идею о роковой связи судьбы царской семьи с судьбой его - "покровителя", ниспосланного им самим богом. Постепенно в руках Распутина оказались все рычаги государственной власти - по его советам смещались и назначались министры, главнокомандующие, церковные иерархи, от его воли зависел созыв и роспуск заседаний Государственной думы и Государственного совета. Это вызвало недовольство в верхних эшелонах власти. В круг заговорщиков входили великие князья Николай Николаевич и Дмитрий Павлович, министры (П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов, А. Н. Хвостов), церковнослужители (о. Феофан, о. Гермоген). В ночь с 16 на 17 декабря в Юсуповском дворце он был убит при участии князя Ф. Ф. Юсупова, В. М. Пуришкевича, доктора Лазоверта. Грозные события на фронте и полный развал власти стали причиной того, что убийство осталось безнаказанным, и царская чета была вынуждена ограничиться тем, что тайно схоронила в Царском Селе изуродованный труп своего покровителя [33, т. 35, стб. 659-661].
По одной из версий, захоронение Г. Е. Распутина было произведено в свинцовом гробу, изготовленном по специальному проекту во Франции. К могиле Распутина непрерывно шли паломники, процессии сопровождались плачем, истериками верующих, были случаи самоубийства. В связи с этим гроб с телом Распутина тайно перезахоронили у правого флигеля Александровского дворца под дубом, но и это место стало посещаться паломниками. В 1918 г. комендант города распорядился вывезти гроб в Карелию для нового захоронения. Однако дорога оказалась перекрытой, гроб довезли лишь до Поклонной горы, тело Распутина было предано огню и пепел развеян по ветру.
3 Автор пьесы, М. А. Протопопов (1848-1915), более известен как литературный критик народнического направления, отвергавший эстетические критерии в оценке искусства.
4 Это слово известно в старославянском языке и широко распространено в западнославянских (словенское p?p, чешское, словацкое, польское, верхнелужицкое pop, полабское p??p в значении "священник, учитель"); отсюда можно заключить, что оно заимствовано из древневерхненемецкого pfaffo - "поп, священник" [29, т. 3, с. 326; ср. также греческое pap?s].
5 Пасха - праздник в воспоминание о чудесном воскресении Иисуса Христа. Христиане поздравляют друг друга словами: "Христос Воскресе" - и отвечают: "Воистину Воскресе", лобызают друг друга троекратно и дарят крашеные яйца как символ духовного воскресения. Традиционные кулич и пасху освящают накануне, в субботу, или в день праздника. В полночь с субботы на воскресенье при пении "Воскресение Твое, Христе Спасе..." совершается вокруг храма Крестный ход, которым и начинается Пасхальная служба. На Пасху 1905 г. в дневнике С. Р. Минцлова: "Накануне больших праздников, особенно Пасхи, Питер интересен. Я всегда встречаю Светлый Праздник на улице; кто хочет получить настоящее настроение, хочет ощутить душой праздник, тот не должен идти в церковь. Домовые церкви, куда устремляется большинство интеллигенции,- это выставки нарядов, и противны они донельзя; прочие храмы все до единого способны привести в ис-{238}ступление: теснота в них страшная, давка самая бесцеремонная... <...> Вчера... прошел к Смольному монастырю. <...> На улицах у церквей везде устроены длинные скамьи для священия пасх; особенно красива была площадь вокруг церкви Рождества Христова, вся полная народом и огоньками; почти у всех в руках были пасхи и куличи. В церковь, конечно, протискаться нечего было и думать!" [14, с. 157, 158].
6 Согласно христианскому преданию, на 50-й день после Воскресения Христова произошло сошествие Св. Духа на Св. Апостолов, учеников Христа, которые разнесли учение Христа по всему миру. Этот праздник - день Святой Троицы (Пятидесятница), день основания Церкви Христовой. Храмы и дома в этот день украшают ветками зелени - символами возрождения.
7 Второй Спас - Преображение Господне. Так называется праздник, посвященный воспоминанию события на горе Фавор, описанного у евангелистов Матфея и Луки. Праздник Преображения предзнаменует для христиан будущую жизнь. В этот день по окончании литургии освящаются виноград, яблоки и другие плоды, которые верующие приносят в церковь. Престольный праздник в Спасо-Преображенском соборе.
8 11 сентября (29 августа) - Усекновение головы Иоанна Крестителя. День строгого поста и поминовения усопших, особенно воинов.
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|