Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Вачнадзе М., Гурули В., Бахтадзе М. История ГрузииОГЛАВЛЕНИЕГрузия в ХVIII векеКартлийское и Кахетское царства в первой половине XVIII века1. Картлийское царство в период правления Вахтанга VI. Назначенный джанишином (правителем) Картли Вахтанг VI сначала же провел энергичные меры по укреплению царской власти. Он сместил с должности назначенных Ираклием I-ым чиновников и вместо них назначил преданных себе лиц. При осуществлении этих мероприятий ему необходима была поддержка со стороны церкви. На церковном собрании, созванном в 1705 году, католикосом-патриархом был избран брат Вахтанга Доменти. Для усиления царской власти было сформировано «охранное войско», которое укомплектовывалось княжичами, азнаурами и служивыми. Жалованье они получали от государства. Войско в основном было создано для обуздания непокорных тавадов (крупных феодалов). Для укрепления северной границы царства Вахтанг предпринял поход сначала в Двалети, а затем в Осетию. Царь подчинил себе ксанских и арагвских эриставов, проявлявших особую строптивость по отношению к царю. Вахтанг осуществил значительные преобразования в законодательной сфере. Под его руководством создается судебная книга «Дастурлумали», в которой были собраны все важные судебные решения, грамоты и документы. В ней были изложены права и обязанности чиновников, формы землевладения, правила налогообложения и другие не менее важные вопросы. Сам Вахтанг составил «Судебник царевича Вахтанга». В 1709 году в Афганистане погиб дядя Вахтанга картлийский царь Георгий XI. Он успешно боролся с восставшими афганцами. В его войске было две тысячи грузин. Афганский вождь Мир-Вейс предложил Георгию породниться и пригласил его на пиршество. Царь доверился ему и пришел с небольшим отрядом. Афганцы предательски убили Георгия вместе с сопровождавшим его отрядом. Мир-Вейс снял с царя висевший на его груди крест и послал шаху в доказательство «преданности» Георгия иранскому повелителю. Шах назначил царем Картли брата Вахтанга Кайхосро и отправил его на войну с афганцами. Джанишином Картли вновь оставался Вахтанг. Вахтанг сместил кызылбашских начальников тбилисского гарнизона и на их место назначил грузин. Вахтанг удачно воспользовался подходящим моментом: в защите Ирана от афганцев грузины играли ведущую роль. В такой ситуации шах не отреагировал на смену начальников гарнизона. В 1709 году Вахтанг VI открыл в Тбилиси типографию, а до этого в 1705 году Арчил напечатал «Давитни» (Псалмы) в Москве. В устройстве типографии ему помог Антимоз Иверийский. Антимоз Иверийский в детстве был похищен и увезен из Грузии. Воспитывался он при дворе патриарха в Иерусалиме. Когда Иерусалимского патриарха попросили прислать в Румынию хорошего знатока типографского дела, патриарх послал Антимоза. Антимоз основал в Румынии несколько типографий, где печатались книги на румынском, греческом, древнеславянском и арабском языках. Примечательно, что Антимоз сам оформлял книги миниатюрами и иллюстрациями. Антимоз приобрел большой авторитет и влияние в Румынии (в Валахии) и стал митрополитом Валахии. Он активно боролся за независимость Румынии, требовал, чтобы богослужение велось на румынском языке. Румынская православная церковь причислила Антимоза к лику святых. Антимоз прислал в Грузию своего ученика Михая Иштвановича. В тбилисской типографии Вахтанг впервые напечатал «Евангелие». На протяжении трех лет в грузинской типографии было напечатано 14 книг, из них 11 книг были духовного содержания, две книги – учебники. В 1712 году в типографии под редакцией и с комментариями Вахтанга был напечатан «Витязь в тигровой шкуре». В 1709 году в Иране умер Ираклий I. На его место шах назначил сына Ираклия Давида II (Имам-Кули-хана), но и его оставил в Иране. Правителем Кахети стал младший брат Давида Теймураз. Малолетний Теймураз не мог управлять страной. Этим воспользовались дагестанцы и участили свои разбойные набеги на Кахети. В 1711 году при осаде города Кандаар (в Афганистане) погибло много грузин и среди них картлийский царь Кайхосро. На сей раз шах вызвал к себе Вахтанга. В 1712 году вместе со своей свитой Вахтанг отправился в Иран. С ним был Сулхан-Саба Орбелиани – великий грузинский писатель и мыслитель. Условием утверждения на картлийский престол было принятие мусульманства. Вахтанг отказался от мусульманской веры, за что был пленен шахом. Картлийский трон достался омусульманенному брату Вахтанга – Иесе-Али-кули хану, который всячески старался угодить шаху и проводил противоположную Вахтангу политику. Эта политика вызывала резкое сопротивление со стороны сына Вахтанга – Бакара. В своей попытке посадить на картлийский трон царя-христианина грузинская дипломатия искала поддержки в Европе. С этой миссией в Европу отправился Сулхан-Саба Орбелиани. В апреле 1714 года Сулхан-Саба встретился с французским королем Луи XIV-ым. Посол Грузии обратился к королю с просьбой отправить в Грузию своего представителя для урегулирования вопроса освобождения Вахтанга. Перед тем Сулхан-Саба попросил содействия у папы Римского, который послал письмо Луи XIV с просьбой оказания помощи в освобождении царя Вахтанга, но французского короля не интересовала Грузия. Европейские страны видели в лице Ирана своего союзника против Турции. За несколько лет до визита Сулхан-Сабы между Францией и Ираном был заключен торговый договор, вполне удовлетворявший обе стороны, поэтому Луи XIV из-за Вахтанга не хотел портить отношений с шахом. В 1716 году Сулхан-Саба Орбелиани возвратился в Грузию. Притесняемое братом Вахтанга население Картли все надежды возлагало на Вахтанга. Видя, что помощи ждать не имеет смысла, Вахтанг VI в 1716 г. формально принял мусульманство, чтобы вернуться на родину и продолжить свою деятельность. Шах утвердил Вахтанга VI царем Картли, но оставил его в Иране. Правителем Картли был назначен сын Вахтанга Бакар. 2. Картлийское царство в период царствования Вахтанга VI. В 1719 году Вахтанг VI вернулся в Картли. Страна находилась в тяжелом положении. Особый ущерб наносили Грузии набеги дагестанских горцев. Вахтанг VI и Давид II решили совместно выступить в поход на Чар-Белакани. Вахтанг выслал в Кахети свое войско, но Давид не решился на активные военные действия. Еще находясь в Иране, Вахтанг VI установил связь с послом Петра I в Иране Артемием Волынским. В 1720 году Петр I и Вахтанг VI заключили между собой соглашение. Первоначально малолетний Петр царствовал вместе со своим братом, но фактически страной правила их сестра. В 1689 году Петр одержал верх над своей сестрой, претендующей на царский трон и взял в свои руки управление страной. В 1697-1698 году Петр I в поисках союзников против Турции и желая ознакомиться с культурными и техническими достижениями западноевропейских стран, организовал «Большое посольство» в Европу. В посольстве российского царя сопровождал его друг – сын царя Арчила царевич Александр. По инициативе Петра I Александр стал изучать артиллерию. После возвращения в Россию Александр был назначен генерал-фельдцихмайстером российской армии, или командующим артиллерией. Петр I не нашел в Европе союзника против Турции, но зато нашел союзника против Швеции. В 1700 году Петр I начал войну со Швецией, которая известна как Северная война. В первом же сражении при Нарве Россия потерпела жестокое поражение. В плен к шведам попал царевич Александр. Его удалось освободить лишь через несколько лет. В плену он подорвал себе здоровье и на обратном пути скончался. Из своего поражения Петр I сделал соответствующие выводы – осуществил административную, военную и экономическую реформы; в 1703 году был основан город Санкт-Петербург (город св. Петра). В 1709 году в Полтавской битве он одержал победу над шведами. Эта победа стала поворотным моментом в ходе войны. Русские победили и в нескольких значительных морских сражениях. В 1721 году по мирному договору Россия получила выход к Балтийскому морю. Петр I в конце концов «пробил окно в Европу». В том же году Петр I получил титул императора. Россия была объявлена империей. После этого Петр решил упрочить свои позиции и на Востоке – завладеть торговыми путями, проходившими через Каспийское море. В 1722 году летом он выступил в поход к Каспийскому морю и известил об этом Вахтанга VI. Вахтанг созвал совет Дарбази, где должен был решиться вопрос – принять ли участие в походе против Ирана или нет. Большинство членов Дарбази выступило против, опасаясь, что страна окажется в еще более тяжелом положении. Вахтанг не разделил мнения большинства. Он собрал 40-тысячное войско и расположился в Гандже. Здесь он должен был встретиться с российским императором. Между тем Иран находился в тяжелейшем положении. В 1722 году афганцы осадили столицу Ирана – Испаан. В борьбе с афганцами погиб брат Вахтанга, командующий шахской гвардией Ростом. На его место шах Хусейн назначил Бакара. Шах требовал неотложной помощи. Бакар, не поддерживающий союза отца с Петром I, собрал войско в помощь шаху. Вахтанг VI запретил сыну идти на такой шаг, что было продиктовано тем, что в 1722 году афганцы заняли Испаан и взяли Хусейна в плен, а наследник престола Тамаз спасся бегством. Примечательно, что именно тогда, когда Петр I выступил в поход против Ирана, турецкий султан предложил Вахтангу VI союзничество против Ирана. Турция также собиралась начать войну против Ирана. В такой сложной международной обстановке необходимо было принять верное решение. Вахтанг искренне доверял Петру I. У российского же императора были свои конкретные интересы и судьба Картли его не волновала. Русские заняли Дербент, однако наступление неожиданно прервалось. Вахтанг ожидал Петра в Гандже. Он не решался действовать один. Петр пообещал Вахтангу продолжить поход через год. В 1723 году русские заняли Баку. Сам Петр не участвовал в походе. Иран уступил России почти все Каспийское побережье: Петр I добился цели – получил преимущество в Каспии. Освобождение Картли от иранского господства не входило в планы России. Между тем успехи России встревожили Турцию. Согласно соглашению, Петр должен был вступить со своим войском в Грузию и начать войну с Турцией. Но одновременная война с Ираном и Турцией создавала России большие трудности. Новый иранский шах Тамаз назначил царем Картли Константина. Омусульманившийся Константин (Махмед-Кули-хан) стал царем Кахети в 1722 году, после смерти своего брата Давида II (Имам-Кули-хана). В 1723 году Константин взял Тбилиси с помощью лезгин. В том же году в Картли вторглись османы, которые заняли Тбилиси и всю Картли. Началось господство османов – «осмалоба». В такой тяжелой ситуации Вахтанг VI вместе со своей свитой в 1200 человек отправился в Россию. По Российско-турецкому договору, заключенному в том же году, Россия признала господство Турции над Восточной Грузией. Петр I даже не пожелал принять Вахтанга VI. В Петербурге Вахтангу оказывали холодный прием до тех пор, пока вновь не осложнились российско-иранские отношения. Иванэ Джавахишвили писал по этому поводу: «Так несчастливо закончилось для Грузии обещанное восточным христианам покровительство русского императора. Втянув Грузию в войну в своих интересах, предав врагу и оставив ее на произвол судьбы, Петр Великий не пожелал даже приютить у себя им же самим обманутого несчастного Вахтанга VI». 3. Османство и кызылбашество. Брат Вахтанга VI-го Иесе (Али-Кули-хан) явился к господствовашим в Картли османам с изъявлением покорности, за что он был назначен правителем Картли. Кахетский царь Константин несколько раз попытался сразиться с турками, но потерпел неудачу и перебрался в Пшави. В оставшейся без царя стране начался разгул лезгинских отрядов, которые нападали не только на Кахети, но и на Картли. После смерти Иесе османы передали Картли Ахалцихскому паше и обложили ее данью. Население покидало свои обжитые места и убегало в более безопасные районы. Опустевшие территории не обрабатывались, преследовалась церковь. Османы заставляли князей и азнауров заново закреплять за собой полученные в наследство владения, а это было связано с большими трудностями. Повсеместно в Картли вспыхивали восстания. Казалось, османы склонили кахетского царя Константина к заключению договора, но заманив его якобы для переговоров, предательски убили в 1732 году. Картлийские тавады неоднократно просили Вахтанга VI вернуться в Картли. Они сообщали ему, что Иран усилился, а Турция находится в тяжелом положении и терпит поражения от Ирана. Но, видимо, Вахтанг все еще чего-то ждал от России и не возвращался в Грузию. В конце 20-ых годов XVIII века иранский полководец Надир-хан начинает активное наступление на афганцев. Вскоре ему удалось изгнать их из Ирана, а в 30-х годах XVIII века Надир-хан нанес поражение Турции, которая вынуждена была уйти из Восточной Грузии. Иран стал угрожать России и вынудил ее освободить занятые Петром I территории Каспийского побережья. Надир пригласил к себе Вахтанга, обещая ему картлийский престол, но Вахтанг не явился к нему. В 1737 году Вахтанг VI скончался в Астрахани. В 1735 году Надир вызвал к себе картли-кахетских тавадов и обложил страну данью. «Османство» сменилось «кызылбашеством». В 1736 году Надир-хан собрал вокруг себя все феодальное общество Ирана и после долгих «увещаний», «согласился» стать шахом. В 1737-1739 годах Надир-шах двинулся походом на Индию. В этом походе участвовал внук Ираклия I Назарали-хана – Ираклий Теймуразович. Первое боевое крещение Ираклий получил в 15 лет, возглавив отряд, борющийся против разбойников – лезгин. «Патара Кахи» – как любовно прозвал его народ, был заложником у Надир-шаха. Находясь здесь, он получил хорошую военную выучку. Надир-шах обложил Картли тяжелой данью. Народная чаша терпения переполнилась; в стране вспыхнуло восстание. Вначале восстание возглавил Шанше ксанский Эристав, затем – Гиви Амилахори. На последнем этапе восстания Амилахори попросил помощи даже у Турции, но Теймураз – сын Ираклия I-го пытался спасти страну путем добрых отношений с Надир-шахом. Именно ему поручил шах борьбу против Гиви Амилахори. В 1744 году осажденный в Сурамской крепости Амилахори был вынужден сдаться Теймуразу. Надир-шах утвердил Теймураза царем Картли, а его сына Ираклия царем Кахети. 1 октября 1745 года Теймураз II по христианскому обряду венчался на царство в Светицховели. После 1632 года это был первый случай, когда на престол Картли вступил царь христианин. Картли-Кахети в 40-70-ых годах XVIII века1. Царствование Теймураза II и Ираклия II. С воцарением в Картли Теймураза, а в Кахети Ираклия Восточная Грузия фактически объединилась. Отец и сын проводили единую политику и действовали согласованно. Надир-шах воевал с Турцией. Картли и Кахети считались союзниками Ирана. В результате этого осложнились отношения с Ахалцихским пашалыком и участились разбойничьи набеги дагестанцев, подстрекаемых турками. В борьбе против них грузинские цари использовали иногда и войско кызылбашей. После окончания войны с Турцией Надир-шах увеличил налоги с порабощенных стран, в том числе и с Картли и Кахети, что вызвало негодование крестьян и восстания против иранцев. Правители образовавшихся на территории Азербайджана и Армении ханств выразили грузинским царям свою готовность оказать содействие в антииранском восстании. Боясь потерять союзников в лице Теймураза и Ираклия, Надир-шах сократил Картли и Кахети дань до одной четверти. Шах вызвал к себе Ираклия, но царь Теймураз оставил сына в Грузии и лично явился к шаху. В 1747 году Надир был убит заговорщиками, поэтому Теймураз застал в Иране нового шаха. После смерти Надира в Иране разгорелась борьба за шахский трон. Ни один из претендентов на шахский трон не мог долго удержаться на престоле. На короткое время троном завладел и зять Теймураза Адил-шах. В Иране к Теймуразу относились с большим почетом и уважением, так как знали, что за ним стоит немалая военная сила. Теймураз же пытался в своих интересах использовать сложившуюся ситуацию. Перед своим отъездом в Иран царь передал управление страной вместе с Ираклием II сыну брата Вахтанга VI Иесе Абдуле-бегу, пытаясь этим избежать конфликта между ними, но Абдула-бег предъявил свои претензии на единоличное царствование в Картли. Еще одним претендентом на картлийский престол был сын Вахтанга VI Бакар, который находился в Москве. Ираклий одержал победу над Абдула-бегом. В 1748 году Картли и Кахети в последний раз заплатили дань Ирану (послали 100 воинов и несколько женщин). Ираклий мог и этого не делать, но Теймураз все еще находился в Иране и у него могли из-за этого возникнуть осложнения. В 1749 году Теймураз вернулся от шаха с грамотой, согласно которой Казах-Борчало переходило в подчинение Картли-Кахети. В 1749 году Ираклий окончательно изгнал из Тбилиси кызылбашский гарнизон. Влияние и авторитет царей Теймураза и Ираклия все больше возрастали. Ереванское, Ганджинское и Нахичеванское ханства попросили покровительства у грузинских царей и стали их вассалами. Отец и сын решили присоединить к себе и Чари. Это была грузинская территория и ее присоединение значительно облегчало борьбу с дагестанскими набегами. К сожалению, в 1751 году по причине предательства Шаки-Ширванского хана Аджи-Чалаба грузины потерпели поражение. Тем временем у Грузии появился новый противник – владетель южного Адарбадагана (Азербайджана) Азат-хан, претендовавший на иранский шахский трон. Азат-хан знал, что, подчинив себе Теймураза и Ираклия, он легко завладеет шахским престолом. В 1751 году 3-тысячное грузинское войско Ираклия разгромило 18-тысячное войско Азат-хана у Кирбулахи (близ Еревана) и Азат-хан попросил мира. В 1752 году Аджи-Чалаб вновь нанес поражение грузинам в битве у Ганджи, которое пошатнуло авторитет Теймураза и Ираклия. Их политическое первенство на юго-востоке Кавказа встало под сомнение. Необходимо было принять срочные меры. В надежде получить от России помощь было послано посольство во главе с Атанасом Тбилели и Свимоном Макашвили. Вместе с тем грузинские цари наняли войско черкезов. Россия и на сей раз воздержалась от оказания помощи Грузии. Несмотря на это после серьезной подготовки в 1752 году Ираклий нанес жестокое поражение Аджи-Чалабу, наголову разбив его войско. Влияние Ираклия и Теймураза вновь возросло. Однако набеги дагестанцев («лекианоба») все еще представляли серьезную опасность для страны. Вначале они носили характер мелких набегов, но затем дагестанцы перешли к крупным походам. В 1754 году в битве при Мчадиджвари и в 1755 году в битве у Кварели Ираклий II одержал победу над вторгшимися в Грузию дагестанцами во главе с Нурсал-бегом. В 1758 году Теймураз II, Ираклий II и Соломон I заключили между собой союз, по которому должны были оказывать помощь друг другу в случае нападения врага. Когда в 1759 году дагестанцы вновь вторглись в Кахети, Ираклию помогал в борьбе Соломон I. Несмотря на то, что Теймураз и Ираклий расправились со своими противниками и значительно усилили царство, все же сложившееся положение не было стабильным. Не было исключено возобновление агрессии со стороны Ирана, поэтому им нужен был сильный союзник. Такого союзника отец и сын видели в лице России. В 1760 году Теймураз сам отправился в Россию. Он предложил российскому императору интересный план: специальное войско Грузии должно было вторгнуться в Иран и посадить на шахский трон нужного России кандидата. Но Россия тогда вела войну с Пруссией (1757-1763) и все ее внимание было занято войной. Восточные проблемы мало волновали Россию, поэтому план Теймураза не был принят во внимание. Царь Теймураз II в 1762 г. скончался в Петербурге. Он был похоронен в Астрахани рядом с Вахтангом VI. Царский престол по наследству принадлежал Ираклию II и после смерти Теймураза с 1762 года он стал царем объединенного Картли-Кахетского цар–ства. 2. Картли-Кахетское царство в 60-70-ых годах XVIII века. Продолжительная борьба за шахский трон в Иране закончилась победой Керим-хана Зенди. Керим-хан не принял титул шаха. Он называл себя правителем Ирана. Ираклий отправил к нему Азат-хана, находившегося в плену у грузинского царя с 1760 года, и этим заслужил расположение и доверие шаха. Азат-хан сам стремился стать шахом, поэтому он был одним из серьезных противников Керим-хана. Царь Ираклий II проводил довольно жесткую внутреннюю политику и не терпел самоуправства тавадов. Он упразднил Ксанское и Арагвское эриставства, что вызвало недовольство князей. Часть картлийских князей стала готовить против царя заговор. Целью заговора было посадить на престол своего избранника – незаконного сына Вахтанга VI – царевича Паату. Паата был довольно образованным человеком, но противником России. Заговор был случайно раскрыт в 1765 году и его участники схвачены и преданы суду. Среди заговорщиков были и представители других сословий. Царевич Паата, Элизбар Тактакишвили и Давид Абдула-бег были казнены. Жестоко были наказаны князь Цицишвили и Александр Амилахвари. Такое наказание должно было стать уроком для всех противников царя. В 1768 году началась Русско-турецкая война. Имеретский царь Соломон I искал союза с Россией. С этой целью он отправил в Россию своего посла Максиме Кутатели с просьбой о помощи. Российский императорский двор призвал имеретского царя принять участие в войне против Турции. Соломон был согласен участвовать в этой войне при условии, что Россия окажет ему военную помощь. Получив согласие, Соломон в 1769 году встретился с Ираклием II. Цари договорились о совместных действиях. Россию не волновала судьба Картли и Кахети. Она ставила перед собой цель создать Турции серьезные трудности на Кавказе и тем самым ослабить ее силы на главном фронте войны – северном Причерноморье, что облегчило бы ей победу над турками. Императрица Екатерина II прислала в Грузию русский отряд под командованием генерала Тотлебена. Немец по происхождению, Тотлебен находился на военной службе в России. Во время войны с Пруссией за измену российскому государству был арестован и приговорен к смертной казни. Екатерина II помиловала генерала и смертную казнь заменила ему выдворением из России. Позднее он вновь был принят на военную службу в России и отправлен в Грузию. Сам факт говорит об отношении российского императорского двора к Грузии. Между тем Ираклий II и Соломон надеялись с помощью России освободить страну от турок. В 1769 году Ираклий II встретил Тотлебена и проводил его в Имерети. Когда генерал вернулся в Картли, царь предложил ему план похода на Ахалцих. Объединенное войско русских и грузин двинулось к Ахалциху, но у Аспиндзской крепости Тотлебен неожиданно повернул обратно, и вернулся в Картли оставив без поддрежки Ираклия II (Сам генерал впоследствии объяснял свое решение нехваткой продовольствия). Ираклий II в Аспиндзском сражении 20 апреля 1770 года наголову разбил объединенное войско турок и дагестанцев, но вынужден был вернуться в Картли из-за предательских действий генерала Тотлебена, который заключил союз с противниками царя – тавадами и начал с силой занимать города-крепости Картли. Он заставлял население присягать в верности русскому императору. Своими действиями он пытался свергнуть с престола Ираклия II, но в силу определенных причин был вынужден отказаться от своих замыслов. Российская армия в Грузии не принесла никакой пользы грузинам, за исключением того, что они воочию убедились в преимуществах регулярной армии. Безрезультатным оказалось и посольство католикоса Антона I и царевича Левана в России в 1772 году. Условий для создания регулярной армии в Грузии тогда не было, но царь Ираклий нашел интересный выход из положения. В 1774 году было организовано войско «мориге». Каждый годный к военной службе мужчина в Картли-Кахетском царстве, невзирая на то, был ли он царевичем, князем, азнауром, ремесленником или кем угодно, обязан был отбывать воинскую повинность за свой счет в течение одного месяца в году. Эта мера дала возможность царю иметь в постоянной боевой готовности 5 тысяч воинов. Войско «мориге» особенно хорошие результаты принесло в борьбе против дагестанских разбойничьих набегов. В 1776 году Ираклий II заключил мир с Турцией, что, в свою очередь, вызвало обострение отношений между Ираклием II и Соломоном I. Соломон опасался, чтобы Ираклий не присоединил к себе Имерети. Царь Ираклий укрыл у себя восставшего против Соломона его сына царевича Александра. А Соломон отправил в Иран изгнанного из Картли-Кахети и нашедшего у него приют Бессариона Габашвили (Бесики), который должен был привезти из Ирана претендента на картлийский престол внука Вахтанга VI Александра Бакаровича. Приезд последнего в Имерети вызвал активность противников Ираклия. Большим ударом для царя Ираклия и всего царства была внезапная смерть царевича Левана в 1781 году. Леван был энергичным и умным государственным деятелем. Он всегда был рядом с отцом, когда решался важный государственный вопрос. В 1782 году Ираклий II принял важное решение. Он официально обратился к России с просьбой о принятии Картли-Кахети под свое покровительство. Царства и княжества Западной Грузии в XVIII веке1. Западная Грузия в первой половине XVIII века. В 1703 году по приказу турецкого султана в Западную Грузию вторглось большое войско. Его целью было полное и окончательное подчинение этого региона. Грузины оказывали упорное сопротивление врагу, но силы были явно неравными. Турки-османы почти целиком заняли Гурию, Имерети и Мегрелию. Готовились к походу на Западную Грузию новые войсковые части Турции. Но ситуация резко изменилась, когда в турецкой армии вспыхнуло восстание. Восстание охватило именно те части османской армии, которые шли на Грузию. На престол вступил новый султан. Османская армия прекратила военные действия в Западной Грузии и покинула страну. Таким образом, страна избегла полного порабощения, но положение оставалось крайне тяжелым. Страна была разорена. Имерети раздирали внутренние междоусобицы из-за царского престола. В такой ситуации в 1721 году на имеретский престол вступил Александр V. Александр был воспитан при дворе Вахтанга VI, а потому пользовался его покровительством. В 1723 году турки заняли все восточное побережье Черного моря. Турецкие гарнизоны стояли в Батуми, Цихисдзири, Анакопии, Чакви, Поти, Бичвинте и Сухуми. В результате этого Грузия лишилась выхода к морю. Во внутренних районах Грузии османы заняли Кутаисскую, Багдадскую и Шорапанскую крепости. Отъезд Вахтанга VI в Россию неблагоприятно отразился на ситуации в Западной Грузии. Помимо того, что он помогал Александру V и всячески поддерживал его, благодаря своему высокому авторитету ему удавалось регулировать напряженные отношения между князьями и царями. В 1730 году турецкой султан решил идти походом на Джикети и потребовал от имеретского царя принять в нем участие. Царь вынужден был согласиться, но в результате этого его отношения с абхазскими и одишскими князьями ухудшились. После того, как в 1735 году Надир-хан изгнал османов из Восточной Грузии, он потребовал подчинения себе Александра V. Царь не только не подчинился Надир-хану, но даже приютил у себя восставшего против него ксанского эристава Шанше. В 1738 году Александр V отправил своего посла Тимоте Габашвили в Россию за помощью, но получил отказ. В 40-ых годах XVIII века Александр V дважды терял трон, но вновь возвращал себе власть ценой уступок и подарков непокорным влиятельным тавадам. Такая политика привела к тому, что большая часть царских земель и царских крепостей перешла в руки тавадов. В 1752 году Александр скончался и царский престол занял его сын Соломон I. 2. Царь Соломон I. Царь Соломон I сразу же запретил в стране работорговлю. Против его решения выступили его дяди, дед и даже мать. Им удалось свергнуть царя с престола, но Соломон вскоре вернул себе трон с помощью Ахалцихского паши. Царь собрал вокруг себя мелких тавадов и азнауров (Церетели, Цулукидзе, Агиашвили и др). Соломон понимал, что до тех пор, пока в стране стоят турецкие гарнизоны, справиться с непокорными тавадами ему будет нелегко, так как его противники надеялись на поддержку османов. К тому же османы всячески способствовали работорговле, поэтому главной задачей царя было их изгнание из Имерети. В 1757 году султан направил против Соломона большое войско, основная часть которого расположилась на Хресильском поле. Перед началом сражения Соломон перекрыл все дороги, идущие из Поти, Гурии и Ахалциха, чтобы турки не смогли получить подкрепление. 14 декабря 1757 года грузины перешли в наступление. Леван Абашидзе (дед Соломона) и рачинский эристав Ростом находились во вражеском стане, и несмотря на то, что вначале успех был на стороне османов, грузины, не шадя себя, самоотверженно боролись до конца битвы и одержали блестящую победу. Леван Абашидзе был убит во время боя. В 1758 году картлийский царь Теймураз II, кахетский царь Ираклий II и имеретский царь Соломон I заключили союз о взаимопомощи против общего врага. В 1759 году Соломон созвал чрезвычайное церковное собрание, на котором было принято решение о введении смертного наказания за участие в «торговле пленными». Деятельность Соломона, направленная на усиление Грузии, естественно, вызывала недовольство Турции. Османы неоднократно предпринимали походы против Имерети, но царь всегда оказывал им достойный отпор. В 1766 году большое войско османов (по некоторым данным 100 тысяч человек) вторглось в Имерети. Они заняли всю Квемо (Нижнюю) Имерети и посадили царем в Кутаиси двоюродного брата Соломона – Теймураза Мамуковича. Соломон вновь обратился за помощью к России, но и на сей раз попытка оказалась тщетной. Несмотря на это, как только османы покинули страну, Соломон вернул себе трон. Теймураз бежал из Кутаиси. Бескомпромиссная борьба грузин во главе с Соломоном I вынудила Турцию начать мирные переговоры. По договору, заключенному в 1767 году, Турция признавала Имерети не в вассальной зависимости, а под своим покровительством. В 1768 году в битве при Цхрацкаро Соломон окончательно разбил Теймураза Мамуковича и заточил его в тюрьму. Царь арестовал и Ростома рачинского эристава и жестоко наказал его, а его эриставство упразднил. В 1768 году Соломон I отправил в Россию своего посла Максиме Кутатели. Приезд грузинского посла совпал с началом очередной Русско-турецкой войны. Россия была заинтересована в военных действиях против Турции на Кавказе, поэтому она решила отправить в Грузию немногочисленный отряд под предводительством генерала Тотлебена. Осенью 1769 года Тотлебен уже был в Имерети. Русско-грузинский отряд взял Шорапанскую крепость. В это время Соломон получил известие, что в Имерети вторглись османы, и отправился на встречу с врагом. Тотлебен же вернулся в Картли. Русские лишь весной 1770 года после Аспиндзского сражения вернулись в Имерети. Тотлебен действовал по своему усмотрению, совершенно не считаясь с Соломоном. Вскоре Тотлебена сменил Сухотин. Несмотря на неоднократные предупреждения не начинать военных действий за освобождение Поти (из-за болотистой местности) Сухотин все же начал наступление, в результате чего большая часть воинов заболела лихорадкой. В 1772 году русское войско покинуло Грузию. Положение Картли-Кахети и Имерети ухудшилось. В 1773 году Соломон и Ираклий возобновили договор о взаимопомощи. В 1774 году Ахалцихский паша решил выступить против Имерети, подстрекая против Соломона одишских и абхазских князей. Однако по просьбе Соломона Ираклий убедил князя Дадиани отказаться от участия в османском походе. А когда Ираклий собрал войско в помощь Имерети, Ахалцихский паша посмешно отступил назад. Заманив османов в теснины реки Чхеримела, имеретское войско наголову разбило их. По Кючук-Кайнарджийскому договору 1774 года между Россией и Турцией, Россия признала суверенитет Турции над Западной Грузией при условии, что Турция откажется от дани со стороны Имеретского царства. В 1778 году против Соломона восстал его собственный сын Александр. Царь подавил восстание, но сам факт был большим ударом для Соломона. Вскоре после этого события Александр скончался. Турция не прекращала своих попыток подчинить себе всю Западную Грузию. В 1780 году османы вторглись в Одиши (Мегрелию) со стороны Абхазии. Соломон оказал помощь мегрельскому князю Дадиани и грузины победили врага в битве при Рухской крепости. После этого османы стали угрожать нападением со стороны Аджаро-Гурии. Царь решил дать отпор в направлении Батуми-Кобулети и стал тайно готовиться к наступлению. Но противник узнал о замысле царя и эффект неожиданности провалился. Грузины все же добились определенных успехов. Они заняли Кобулетский край и достигли Батуми. На обратном пути у Начишкреви царь столкнулся с засевшими в засаде османами и лишь самоотверженность грузин спасла царя от пленения. В 1784 году царь Соломон I скончался. Его похоронили в Гелати. За год до своей смерти Соломон I объявил наследником престола своего племянника Давида Арчиловича, внука царя Ираклия (мать Давида была дочерью Ираклия). Когда Соломон умер, Давиду было 12 лет и он рос у деда. Этим воспользовался двоюродный брат Соломона Давид Георгиевич и при поддерже некоторых имеретских тавадов занял имеретский царский престол. Картли-Кахетское царство в 80-90-ых годах XVIII века1. Георгиевский трактат. В начале 80-ых годов XVIII века Россия фактически присоединила к себе Крымское ханство и приступила к мобилизации сил для господства в Черноморском бассейне. В круг ее интересов входил и Кавказ. К господству на Южном Кавказе стремились также Турция и Иран. Среди них Россия имела явное превосходство, так как была более сильным государством. Ни Турция, ни Иран не могли противостоять ей. Ираклий II все это прекрасно понимал и пытался использовать ситуацию с пользой для Грузии. Проводить явную прорусскую политику было опасно, так как несмотря на ослабление могущества Турции и Ирана, они все еще обладали достаточной силой, чтобы нанести серьезный удар Грузии, тем более что Грузия находилась в тяжелейшем положении. В таких условиях ей нужен был сильный покровитель. Союз с Ираном или Турцией – с извечными врагами Грузии – был исключен. Надеяться на помощь европейских стран не приходилось. Оставалась одна Россия. Принять Грузию под свое покровительство означало для России иметь опору на юге Кавказа. Более того, она беспрепятственно могла пройти Кавказский хребет. Обоюдная заинтересованность была налицо, но Россия хотела представить дело так, будто инициатором договора был Ираклий II. Поэтому 21 декабря 1782 года Ираклий II официально попросил у Екатерины II принять под свое покровительство царство Картли-Кахети. Проект договора был одобрен обеими сторонами. 24 июля 1783 года в русской военной крепости на Северном Кавказе Георгиевске был подписан договор (трактат) между Россией и Грузией. Трактат подписали: с российской стороны – Павел Потемкин и с грузинской стороны – Иоанэ Мухранбатони и Гарсеван Чавчавадзе. Трактат содержал 13 пунктов: 1. Царь Картли-Кахети заявляет, что ни он, ни его наследники не признают другого верховного правителя и покровителя кроме как России. 2. Российский император и его наследники принимают Грузию под свое постоянное покровительство. 3. При восхождении на престол каждый новый царь Грузии должен был незамедлительно сообщить об этом императору и получить от него царские регалии (знаки). 4. Переписку с иностранными государствами царь Ираклий и его наследники должны были согласовать с Россией. 5. Царь Ираклий должен был иметь своего представителя в России, как и Россия – в Картли-Кахети. 6. Россия обязывалась не вмешиваться во внутренние дела царства Картли-Кахети. 7. Царь Картли-Кахети в случае необходимости был обязан оказывать помощь России войском. При продвижении какого-либо лица по службе Ираклий должен был учитывать заслуги этого лица перед Россией. 8. Католикос Грузии становился членом Российского синода и занимал восьмое место среди епископов России. 9. Грузинские князья и азнауры уравнивались с российскими князьями и дворянами. 10. Грузины имеют право переселиться в Россию. Освобожденные из плена грузины могут по своему усмотрению остаться в России или вернуться на родину. 11. Грузинские купцы пользуются теми же правами в России, что и русские купцы и наоборот. 12. Договор заключается на постоянный срок. 13. Ратификация договора состоится в течение 6 месяцев. Вместе с тем было утверждено четыре сепаратных (секретных) пункта: 1. Царь Ираклий должен установить нормальные, мирные отношения с Соломоном I. В случае разногласий между собой цари должны были обращаться к России. 2. Россия должна была прислать в Грузию два батальона и четыре пушки. 3. В случае войны командующий «Кавказской линии» обязывался принять все меры по защите Грузии от врага. 4. Россия обязывалась позаботиться о том, чтобы вернуть Грузии земли, захваченные ее врагами. 24 января 1784 года ратификационную грамоту трактата подписал Ираклий II. Грамоту подписала и Екатерина II. Таким образом, договор был ратифицирован. Царь Ираклий II надеялся с помощью России упрочить царскую власть и пресечь разбойничьи набеги лезгин. Имея надежную защиту от Ирана и Турции, царь намеревался объединить Грузию. Мусульманские соседи Грузии с тревогой встретили заключение Русско-грузинского трактата. Вскоре тревогу сменила агрессия. Противники Грузии воочию убедились, что царь Ираклий был союзником России. Появление России на юге Кавказа вызвало недовольство не только Турции и Ирана, но и крупных европейских стран – Англии и Франции. Если бы Россия честно выполняла свои обязательства, опасность вероятно была бы меньше. Грузинский писатель И. Джавахишвили писал: «Договор 1783 года принес Грузии больше ущерба, чем пользы. Политическое положение страны вместо того, чтобы улучшиться, намного ухудшилось. Шуму о договоре и покровительстве было много, а помощь оказалась мизерной». Ираклий потерял старых союзников (например, Шушинского хана). Два российских батальона и четыре пушки не могли противостоять той грозной силе, которая угрожала Грузии. 2. Картли-Кахетское царство в 80-90-ых годах XVIII века. Первым серьезным ударом, который получило грузинское царство после Георгиевского трактата, было нашествие Омар-хана. Россия не оказала Грузии реальной помощи в борьбе с Омар-ханом. Ираклий II обязался платить ему дань и таким путем попытался спасти страну от очередного опустошительного нашествия. В 1786 году Ираклий отправил посла в Египет, где власть в это время находилась в руках грузинских мамлуков Бегеби. Мамлуки радушно приняли посла, но оказать реальную помощь Картли-Кахети не смогли. В 1786 году царь заключил мирный договор с Ахалцихским пашой. Посланца картли-кахетского царя с большими почестями принял также и Ага-Магомет-хан. Однако было ясно видно, что чем сильнее он становился, тем агрессивнее было его отношение к Грузии. В декабре 1786 года в Сагареджо состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос пересмотра внешнеполитической ориентации. Но изменить ориентацию в такой напряженной обстановке означало осложнить отношения с Россией, к тому же ни Иран, ни Турция уже не доверяли Ираклию. В 1787 году началась Русско-турецкая война. Россия вывела свои батальоны из Грузии, объяснив это тем, что дает возможность Грузии уладить отношения с соседями. Устав от нескончаемой борьбы за власть между Давидом Арчиловичем и Давидом Георгиевичем, представители Имеретского царства (Доситей Кутатели, Эквтиме Генатели, Зураб Церетели, Сехния Цулукидзе и другие) в 1789 г. прибыли в Тбилиси и предложили Ираклию присоединить Имерети к своему царству. Созванный по этому важному вопросу Дарбази большинством голосов (Георгий царевич, Давид Орбелиани, Чабуа Орбелиани, Антон католикос) высказался за присоединение Имерети. Противником было в основном окружение царицы Дареджан. После двухдневного обдумывания царь Ираклий заявил, что не может отнять трон у внука, поэтому не может присоединить Имеретское царство. Следует учесть, что Имерети входила в сферу влияния Турции и ее присоединение могло обострить отношения Ираклия с Турцией. На решение царя, возможно, повлияла и царица Дареджан. В 1789 году в Имерети на царский престол был возведен Давид Арчилович, которого в честь Соломона I назвали Соломоном II-ым. В 1790 году по инициативе Соломона Лионидзе был заключен «Трактат царей и князей иверийских», который подписали Ираклий II, Соломон II, Георгий Дадиани и Симон Гуриели. Подписавшие признавали преимущество Ираклия и ему же доверили урегулирование отношений с Россией, хотя не присоединялись к трактату 1783 года. Как видно, в последние годы жизни на царя Ираклия определенное влияние оказывала царица Дареджан. Главной ее заботой было не допустить на трон пасынка Георгия и воцарить одного из своих сыновей. Следует полагать, что именно под ее воздействием Ираклий принял два совершенно неправомерных закона. В 1791 году был принят закон, согласно которому царская власть переходила от брата к брату. Закон давал право на власть всем сыновьям Ираклия, а это могло стать причиной постоянных раздоров в царстве. В 1792 году Ираклий выделил всем сыновьям удельные имения, а их было шесть, тем самым царство Картли-Кахети распалось, так как царевичи уединились в своих имениях и никому не подчинялись. Между тем царству угрожала реальная опасность со стороны Ага-Магомет-хана, который требовал от Ираклия разорвать союз с Россией. Было ясно, что Ага-Магомет-хан выступит против Грузии, поэтому Ираклий обратился за помощью к России. Россия обещала прислать войско, но обещания не выполнила. В 1795 году Ага-Магомет-хан Каджар двинулся на Тбилиси. 10 сентября в битве у Соганлуга иранцы потерпели поражение и собирались уже вернуться назад, как изменники родины сообщили Ага-Магомет-хану о малочисленности войска Ираклия. 11 сентября на Крцанисском поле 5 тысяч грузинских воинов сразилось в смертельном бою с 35 тысячами иранцев. Это было одним из самых трагических сражений в истории грузинского народа. Численное превосходство иранцев решило исход битвы – грузины потерпели поражение. 75-летнего Ираклия его внуки с силой вывели с поля боя. Часть царевичей не приняла участия в сражении, а это фактически было изменой и отцу и родине. Судьба Картли-Кахети была решена. Побежденный Ираклий не мог уже отказаться от союза с Россией. Ага-Магомет-хан страшно разорил Тбилиси. Поражение с иранцами было тяжелым ударом для Ираклия. После ухода Ага-Магомет-хана он перешел в Телави и уже не возвращался в Тбилиси. 11 января 1798 года царь умер. Его похоронили в Светицховели. 3. Упразднение Картли-Кахетского царства. После смерти Ираклия II царский престол занял его сын Георгий XII. Еще при жизни отца у Георгия были напряженные отношения со своими братьями, а после смерти Ираклия эти отношения еще больше обострились. Царевичи уединились в своих имениях и не подчинялись царю. Грузинские князья и азнауры разделились на две группы. Одна группа поддерживала сына Георгия XII – Давида, а другая – сына Ираклия II Юлона. Примечательно, что небольшая часть феодалов была сторонницей присоединения к России, другая часть феодалов считала, что Картли-Кахети должна воспользоваться противоречиями между крупными государствами и маневрируя ими, сохранить свою независимость. В 1799 году в Картли-Кахети вступил русский полк генерала Лазарева. С ним прибыл российский официальный представитель при дворе Георгия XII – Коваленский. В 1800 году грузины при участии русского войска на Ниахурском поле разбили Омар-хана. Георгий XII заботился о том, чтобы царский трон достался его наследникам, а не его братьям. Россия, хорошо информированная о событиях, происходящих при царском дворе Картли-Кахетского царства, пыталась использовать противоречия между царевичами в своих интересах. Русский император Павел I удовлетворил просьбу Георгия XII и утвердил на царский трон его сына Давида, что вызвало возмущение братьев Георгия XII. Георгий XII, после совещания в узком кругу, принял решение об изменении некоторых пунктов трактата. В частности, Россия получала право вмешательства во внутренние дела грузинского царства, а взамен царь требовал гарантий сохранения царствующей династии. Об этом решении не было известно даже Давиду, сыну Георгия. Но все усилия Георгия были тщетны. Судьба Грузии была предрешена. 18 апреля 1800 года Павел I подписал манифест об упразднении Картли-Кахетского царства и присоединении Восточной Грузии к России. Через 10 дней, 28 декабря 1800 года царь Георгий скончался. Последний царь Картли-Кахетского царства был похоронен в Светицховели. Сразу после кончины царя генерал Лазарев заявил грузинским тавадам, что дальнейшую судьбу Грузии будет решать российский император. О будущем царе Грузии не было и речи. Слова Лазарева переводил переводчик, но стоявший рядом Соломон Лионидзе заявил тавадам, якобы генерал поздравляет Давида с утверждением на царство. Соломон получил строгое замечание не вмешиваться в дела, которые его не касаются. После окончания собрания Соломона Лионидзе арестовали, но ему удалось бежать из плена и укрыться в Имерети. Между тем 18 января 1801 года в России был опубликован манифест Павла I. Временным правителем Картли-Кахетского царства был назначен Давид Георгиевич. 11 марта 1801 года заговорщики убили Павла I (одним из активных участников заговора был будущий армии генерал Владимир Иашвили). Новый император России Александр I поручил генералу Кнорингу (начальнику Кавказской линии) разобраться в ситуации в Грузинском царстве. Кноринг приехал в Тбилиси, отстранил от правления Давида и на его место назначил генерала Лазарева. Кноринг «изучил» положение дел в царстве и доложил Государственному совету России. Сведения Кноринга сводились к тому, что Картли-Кахетское царство самостоятельно существовать не может. С этим соображением не согласились лишь два человека – граф Кочубей и граф Воронцов. 12 сентября 1801 года Александр I издал манифест об упразднении Картли-Кахетского царства и вхождении Восточной Грузии в состав Российской империи. Манифест был оглашен 12 апреля того же года перед грузинами, собравшимися во дворе Сионского храма. Таким образом, Россия беспрепятственно добилась того, чего Турция и Иран не смогли добиться в ожесточенных боях. Она без всяких осложнений упразднила Картли-Кахетское царство. Упразднение царства было следствием как внутренней слабости, так и неблагоприятной международной обстановки. Но грузинский народ не мирился с потерей независимости и продолжал борьбу за свою свободу. Социальное и экономическое положение в XVI-XVIII веках1. Социальная обстановка. После распада единого Грузинского царства в царствах Картли, Кахети и Имерети царствовали цари из династии рода Багратионов. В жизни царства большую роль играли царица и царевичи. Во главе княжеств Одиши, Гурии и Абхазии стояли Дадиани, Гуриели и Шарвашидзе. XVI-XVIII века – период существования системы сатавадо (мелких княжеств). Во главе сатавадо стояли тавады (князья). В обязанность тавада входило: управление княжеством, защита крепостнических порядков, организация налоговой системы, купля-продажа наделов крепостных крестьян, взаимоотношения с царем и другими тавадами. У каждого сатавадо был свой знак отличия. В случае смерти тавада члены его рода преподносили этот знак царю, а царь передавал его новому таваду. Кандидата на титул тавада избирали сами сородичи, но утверждал его царь. Обычно тавадом становился сын умершего тавада, но иногда им мог стать и не сын. Иногда между членами одного дома происходил раздел имущества и владений. Но это был крайний шаг и поэтому они всячески старались не доводить дело до крайности и разрешать свои споры другим способом. Взаимоотношения между княжествами были обусловлены личными интересами тавадов. Князья то враждовали друг с другом, то объединялись в защиту общих интересов. Тавады были вассалами царя, но те, которые пользовались влиянием, не подчинялись царю и проводили независимую политику. В конце XVI века и в первой трети XVII века особенно усилилось Арагвское эриставство во главе с Нугзаром и Зурабом Эристави. Но каким бы сильным не был эристави, он не мог стать мтаваром. Царь и князья всегда противостояли какому-либо выдвинувшемуся и усилившемуся таваду. Согласно судебнику Вахтанга VI, существовало три рода тавадов: дидебулы, средние тавады и низшие, т. е. тавады третьего сорта. Жизнь дидебула оценивалась в 1536 туманов, среднего князя – в 768 туманов, и низшего – 384 тумана. В Картли было шесть дидебулов, т. е. крупных тавадов: Арагвский Эристави, Ксанский Эристави, Бараташвили, Амилахвари, Мухранбатони и Цицишвили. В Имерети было два дидебула. Азнауры (дворяне) также делились на три категории: крупные азнауры (192 тумана), средние азнауры (96 туманов), и цалмогуи азнауры (48 туманов). Азнауры принадлежали царю, тавадам и церкви. С целью укрепления царской власти Соломон I создал новый институт присяжных. В основном это были азнауры и в незначительном количестве крестьяне. Ежегодно 15 мая присяжные давали клятву верности царю. По приказу царя в случае войны все присягнувшие царю азнауры выступали в поход, а из присягнувших крестьян – один воин на каждый дым. Во главе присягнувших в верности царю стояли князья Лордкипанидзе. Основную часть населения составляли мсахури (24 тумана) и крестьяне (12 туманов). Существовало несколько категорий крестьян, из них мебегре (оброчные) крестьяне входили в основную категорию. На мебегре крестьян ложилась главная тяжесть налогов и барщины. Откупившийся без земли крестьянин назывался «наскиди», а переселившийся от одного помещика к другому назывался «хизани». Существовали освобожденные от крепостной зависимости крестьяне. Таких крестьян было мало. Их освобождали в силу конкретных причин. Так, Ираклий II издал приказ, согласно которому, если похищенный крестьянин или увезенный в рабство возвращался на родину благодаря своему усилию, считался свободным крестьянином. Большинство ремесленников также были крепостными. Что касается купцов, то они делились на четыре категории: крупный купец уравнивался с азнауром, вторая, третья и четвертая категории купцов уравнивались соответственно: с цалмогуи (однодворец) азнаурами, с мсахури и с крестьянином. Цари старались следить за соблюдением крепостнических норм и законов, дабы не допустить чрезмерной эксплуатации крестьян тавадами. В этом отношении особую активность проявлял царь Ираклий II, который строго предупреждал тавадов и азнауров не притеснять крепостных крестьян. Царь понимал, что крестьяне являлись основой военного могущества страны и ее экономического благополучия. 2. Экономическое развитие. В XVI-XVIII веках в Грузии были крайне тяжелые условия для экономического развития страны. Опустошительные нашествия Турции и Ирана в самой основе подорвали экономику Грузии. Политическая слабость грузинских царств и княжеств обусловила переселение в низменные области страны стоящих на низком уровне развития горских племен. Усилились нападения дагестанцев и осетин. Эти разбойные набеги еще больше ухудшали экономическое положение страны, так как от них страдал производящий слой крестьян. Резко сократилась площадь пахотных земель и сенокосов, и в результате всего этого хозяйство страны пришло в упадок. Но как только наступала мирная передышка, в стране начиналось экономическое возрождение. В XVI веке для экономического подъема самые лучшие условия создались в Кахети. К тому же Кахети находилась около торгового пути Гилан-Шемаха-Астрахань. В этот период в Кахети возродились города Греми и Загеми (Дзегами). Кахети имела торговые отношения с Ираном и Россией. Экономическое развитие Кахетского царства было надолго прервано нашествиями шах-Аббаса I. В Картли экономический подъем начался при Ростом-хане. После продолжительной кровопролитной борьбы с врагом страна обрела, наконец, покой. Самым значительным торгово-ремесленным центром вновь считался город Тбилиси. Выросло городское население. Если в 80-ые годы XVII века численность населения Тбилиси составляла 12 тысяч человек, то в середине XVIII века это число достигло 20 тысяч. В период царствования Вахтанга VI в Тбилиси было около 200 духанов (торговых лавок), при царе Ираклии II это число достигло 500. Значительными торговыми центрами были также: Гори, Цхинвали, Сурами, Али. На фоне оживленных торговых отношений с Россией возросло значение Душети и Ананури. При Ираклии II в Картли-Кахети завозились товары и из Европы (Испании, Франции). Грузинские купцы ездили торговать в Индию, Багдад, Сирию. Тяжелая политическая обстановка в Западной Грузии оказывала свое влияние и на экономику страны. Заглохла городская жизнь. Внешняя торговля фактически оказалась в руках Турции. Развитию внутренней торговли препятствовали противоречия, существующие между царствами и княжествами, хотя, в некоторых местах все-таки велась торговля, в частности: в Хони, Рухи, Чхари и Чихори. Торги устраивались и на Черноморском побережье. Отмечается оживление экономической жизни в Одишском княжестве при Леване II Дадиани. В сельском хозяйстве Грузии развивались традиционные отрасли: виноградарство, садоводство, плодоводство, животноводство, шелководство, зерноводство и др. В VII веке в Западной Грузии стали выращивать новую зерновую культуру – кукурузу. При царе Ираклии II в Картли-Кахетском царстве стала развиваться промышленность, в первую очередь, горнорудное производство. С этой целью царь переселил в Грузию около 2 тысяч греков – знатоков этого дела. В Алаверди и Ахтале добывались медь, серебро, и возможно в небольшом количестве золото. В царстве действовали: маслобойный, табачный, кирпичный заводы. В Тбилиси действовал оружейный завод. Наряду с различными предметами боевого назначения, здесь изготовлялись также пушки. Таким образом, можно полагать, что в период царствования Ираклия II Картли-Кахетское царство встало на путь экономического подъема. Культура Грузии в XVIII веке1. Очаги просвещения и культуры. В XVIII веке, как и в предшествующие века, основными очагами просвещения и культуры Грузии являлись церкви, монастыри, царский двор, дворцы и крепости отдельных феодалов. В Картли число учебных центров возросло при Вахтанге VI. Царь постоянно заботился о воспитании и обучении подрастающего поколения. В 1711 году в тбилисской типографии был напечатан оригинальный учебник. Приблизительно в этот же период при дворе Гуриели работал просветитель Пимен. В детстве он был похищен из Грузии. Его выкупил и воспитал греческий архиепископ. Гуриели специально пригласил его к себе из Синопа, где Пимен занимался просветительской деятельностью. Пимен открыл училище и занялся культурной деятельностью в Грузии. Однако в период османской агрессии ему пришлось оставить свою деятельность в Гурии и продолжить ее при дворе Вахтанга VI. Большое внимание уделял просвещению царь Ираклий II. В 1755 году царь открыл в Тбилиси во дворе Анчисхатского монастыря Духовную семинарию, во главе которой встал Филипе Каитмазашвили. В семинарии преподавали: грамматику, литературу, логику, пение, физику, математику. В 1758 году была открыта семинария в Телави, которая в 1782 году была переделана в философскую семинарию. Первым ректором семинарии был Гайоз. Гайоз первоначальное образование получил в Тбилисской семинарии, где его педагогами были Антон I и Филипе Каитмазашвили. Гайоз принимал участие в посольстве в России в 1772 году. Он остался в России и продолжил учебу в Славяно-греко-латинской академии. Гайоз был инициатором создания Телавской семинарии и ее первым ректором (1782-1783). Он участвовал в заключении Георгиевского трактата. С 1783 года работал в России. Возглавлял Комиссию по распространению христианства в Осети, затем был епископом Саратова и Пензы, архиепископом Астрахани и Ставрополя. Гайоз создавал оригальные сочинения, а также занимался переводами. Из оригинальных сочинений ему принадлежат: «История Грузии», «Церковные проповеди», «Грузинская грамматика» и др. После Гайоза Телавской семинарией руководил Давид Алекси-Месхишвили. Образование получил в Москве. Им созданы учебники: «Описание соседних с Грузией стран», «Стихотворная граматика» и др. Он сочинял стихи, был блестящим каллиграфом – переписал многие произведения. В царстве существовали и частные школы. Была школа католиков, которую закрыли в 1755 году, когда Теймураз II выселил из страны католиков. В 1799 году сын Георгия II-го Иоанн выдвинул идею создания высшего учебного заведения в Грузии. Тбилиси был культурным центром не только Грузии, ни и всех стран Южного Кавказа. В 1749 году царь Ираклий II восстановил основанную Вахтангом VI типографию. В 80-ых годах XVIII века была осуществлена реставрация типографии: устаревшие станки заменены новыми, отлиты шрифты «нусхури» (строчный) и «мхедрули» (заглавный). Разрушенная во время нашествий Ага-Магомет-хана типография была восстановлена при царе Георгии XII. В более тяжелых условиях существовали культурные центры Западной Грузии: в Гелати, Кацхи, Никорцминда, Мартвили и Шемокмеди. Большую культурную деятельность развернуло в Москве грузинское Землячество, основанное царем Арчилом. В 1705 году по инициативе Арчила было напечатано «Давитни». Особенно оживилась деятельность Землячества после того, как в Москву прибыл царь Вахтанг VI со своей многочисленной свитой. В Всесвятске была восстановлена грузинская типография. В Москве было создано много грузинских оригинальных произведений, переводились лучшие образцы русской и европейской литературы. Помимо этого, грузины принимали активное участие в культурной жизни России. 2. Наука. Немалую заслугу в сфере науки имеет царь Вахтанг VI. Им был создан учебник по химии «Книга о растворах и химических превращениях». Он и сам проводил химические опыты. Для учебника чертежи некоторых физических и химических приборов выполнил Вахушти Багратиони. Вахтанг VI перевел «Звездочет» и составил «Краткий курс по астрономии – космографии», в котором дается разъяснение некоторых терминов и понятий по астрономии. Тридцать три года работал Сулхан-Саба Орбелиани над толковым словарем «Ситквис кона». В словарь вошли указатели географических названий и отдельных исторических лиц, приведены нормы разговорного языка. Сулхан-Саба Орбелиани (1658-1725) был широкообразованным человеком. В конце XVIII века (в 1698 году) он постригся в монахи и продолжил свою деятельность в Давид-Гареджи в монастыре Иоанна Крестителя. Он несколько раз бывал в Иране, с дипломатической миссией путешествовал по Европе, создал мемуарное произведение «Путешествие в Европу». Его перу принадлежат «Христианское вероучение» и известная всем книга «Мудрость вымысла». Сулхан-Саба Орбелиани сопровождал Вахтанга VI в Москве. Плодотворной деятельностью занимался Антон I. Он является автором оригинальных сочинений: «Мерная речь», «Грамматика» (первый учебник грузинского языка), «Спекали» (трактат философского характера), «Богословие». Антон I перевел с русского языка: «Физику» Вольфа, «Логику» и «Этику» Баумайстера. 3. Историография. В XVIII веке жил и творил выдающийся грузинский ученый-историк Вахушти Багратиони (1696-1757). Его труд «Описание Царства Грузинского» охватывает историю Грузии с древнейших времен до 50-ых годов XVIII века. Труд выполнен на уровне современной ему европейской науки. Примечательно, что в его книге дается не только историческое, но и географическое описание всей Грузии, и, особенно, Картли; флора и фауна Грузии, быт, обычаи и характер грузин. Вахушти составил географический атлас Грузии. Он перевел с русского учебник всемирной географии. По приказу Вахтанга VI была создана «Комиссия ученых мужей», которая отредактировала «Картлис Цховреба» и написала т. н. «Новую Картлис Цховреба», т. е. историю XIV и XVII веков. Историком XVIII века был Сехниа Чхеидзе. Сехниа Чхеидзе был главным казначеем при царском дворе в Картли, неоднократно бывал в Иране, участвовал в различных сражениях. В его труде «Жизнь царей» описана история Грузии 1653-1739 годов. Работу над трудом Сехнии Чхеидзе продолжил Папуна Орбелиани. Его труд «События в Картли» охватывает события 1739-1758 годов. Папуна был очевидцем описываемых событий, но вместе с тем он иногда опирается на рассказы «авторитетных» людей. Оман Херхеулидзе создал произведение «Царствование Ираклия II». В нем рассказывается история Картли-Кахети с 1722 года до 80-ых годов XVIII века. Период царствования Ираклия II описан в «Георгианской истории» Александра Амилахвари. По вполне понятным причинам это произведение довольно тенденциозное. Тенденциозно рассматривается и личность Ираклия. Царевич Давид написал «Краткую историю Грузии». В этот период несколько раз была переписана «Картлис Цховреба» («История Грузии»). 4. Общественное мышление. Передовые просветительские идеи из Европы проникали в Грузию и под их влиянием грузинские общественные деятели создавали довольно интересные произведения. Они предлагали обществу новые проекты государственного устройства. В этой связи следует отметить проект царевича Иоанна «Законоположение», представленный им в 1799 году своему отцу Георгию XII-му. Проект предусматривал такие важные вопросы, как усиление царской власти, упразднение сатавадо (княжеств), реорганизация армии, совершенствование судебной системы и ряд мероприятий, направленных на экономическое развитие страны. Проект также предусматривал открытие аптек, больниц, почты, музея, высшего учебного заведения, библиотеки и т. д. Заслуживает внимания труд Александра Амилахвари «Мудрец Востока», посвященный деятельности царя Соломона I. Здесь же изложены взгляды автора по проблемам государственного устройства. Амилахвари считал, что государством должен править мудрый и гуманный царь, но царская власть должна быть разделена на несколько органов управления; должна быть обеспечена защита крестьян как главной производящей силы страны – основы ее экономики. Амилахвари большое значение придавал торговле, развитию науки и культуры, без которых невозможно развитие общества. Амилахвари выступал против смертной казни и считал, что каждый принятый закон должен отвечать велению времени и учитывать обычаи и традиции народа. Царевич Давид перевел произведение французского просветителя «Дух закона». 5. Литература. Замечательным представителем грузинской литературы является Давид Гурамишвили (1705-1792). Давид Гурамишвили в юности был захвачен в плен лезгинами. С трудом бежав из плена, он добрался до Москвы, где тогда находился Вахтанг VI. После смерти царя Давид, как и другие эмигранты грузины, принял российское подданство и вступил в грузинскую гусарскую роту. Он боролся против османов, шведов, воевал в Пруссии. Обосновался на Украине в Миргороде, где жил до конца жизни. Все его произведения объединены в одной книге «Давитиани». Основное произведение – поэма «Беды Грузии». Богатое поэтическое наследие оставил нам царь Теймураз II. Следует выделить произведения «Беседа дня и ночи», «Разговор с Руставели», и др. Теймураз II перевел с персидского сборник басен. Замечательным поэтом своего времени был Бессарион Габашвили – Бесики (1750-1791). Отец его Захария Габашвили был царским духовником. В результате сложных отношений с Антоном I вынужден был переехать в Россию. Бесики дружил с царевичем Леваном и с зятем Ираклия Давидом Орбелиани. Из-за интриг на царском дворе Бесики бежал в Имерети. С дипломатической миссией был в Иране. Умер в Румынии в Яссах, куда был отправлен на переговоры между Россией и Турцией с дипломатической миссией. Бесики писал в основном любовные стихотворения: «Стройный стан», «Сад тоски» и др. Его перу принадлежат две поэмы исторического характера: «За Аспиндзу!» и «Рухская война». Выразителем мыслей и чувств городского населения – мелких торговцев и ремесленников был Саят-Нова. Саят-Нова писал стихи на трех языках: грузинском, армянском и азербайджанском и сам исполнял их. Поэт был принятым лицом при царском дворе Ираклия II, но после того, как поневоле был замешан в заговоре 1765 года, был отослан из дворца. Сочинение Тимоте Габашвили «Хождение» относится к приключенческому жанру. Кутаисский митрополит Тимоте в 50-ых годах XVIII века посетил “святые места” в Иерусалиме. В результате этой поездки было создано «Хождение», в котором описаны грузинские монастырские центры в Греции и на Ближнем Востоке (описывая Иерусалимский Крестовый монастырь, автор упоминает известную фреску Шота Руставели). Георгий Авалишвили (1769-1850) переводил пьесы с русского на грузинский. Существует версия, что он написал оригинальную пьесу «Царь Теймураз». Пьесы переводил также Давид Чолокашвили. Они ставились в театре при царском дворе Ираклия II. В постановке этих спектаклей активно участвовал Габриэл Майор (погиб в Крцанисской битве). 6. Зодчество. При Вахтанге VI была обновлена облицовка тбилисского храма Сиони, отремонтированы храмы Урбниси и Садгери, Ксанская крепость и крепость Самшвилде. При царе Ираклии II была построена резиденция царицы Дареджан «Сачино» и епископский дворец во дворе Ниноцминдской церкви, отремонтирована крепость Нарикала и др. В Раче по инициативе Ростома Эристави была построена церковь Баракони. Грузинская церковь в XVI-XVIII векахXVI-XVIII века – один из самых тяжелых периодов в истории Грузии. В ожесточенной борьбе грузинского народа за свое спасение от физического и духовного вырождения церковь всегда была рядом и выполняла огромную роль. Духовные лица непосредственно принимали участие в борьбе и жертвовали жизнью за свою родину. Так, в Марабдинском сражении руставский и харчашнельский епископы пали смертью героя на поле битвы. В XV веке Грузия распалась на царства и княжества. Стремясь к обособлению и полной независимости, некоторые цари и князья посягали даже на целостность грузинской церкви. Особенно усердствовали в этом отношении самцхийские мтавары. Мцхетские католикосы рьяно защищали единство и неприкосновенность церкви. Когда иерусалимский патриарх находился в Самцхе, атабаг Мзечабуки решил воспользоваться этим и предпринял попытку отделения от грузинской церкви. Католикос Доротей II оказал ему упорное сопротивление. В 1518 году при католикосе Басили VI Самцхе вновь подчинилась мцхетскому престолу. Атабаг Кваркваре написал книгу верности католикосу Басили. Попытки отделения от единой грузинской церкви отмечались и в Кахети, однако царь Симон I и католикос Доменти I (1556-1560) своими энергичными мерами не допустили разделения грузинской церкви. В силу сложившейся тяжелой обстановки в Западной Грузии имеретский царь Баграт III Бичвинтский церковный центр перенес в Гелати. В тот период абхазским католикосом был Эвдемон I (1557-1578). На церковном собрании, состоявшемся в те годы в Западной Грузии, присутствовал мцхетский католикос. Собрание приняло решение о введении смертной казни за участие в торговле пленными. Строгие меры наказания были предусмотрены и за другие преступления. С сепаратистскими устремлениями в Кахети вновь пришлось бороться картлийскому католикосу Николозу VII (1561-1584). Тяжкие испытания, выпавшие на долю Грузии, переживала и грузинская церковь. Служителям церкви приходилось вести свою службу в крайне тяжелых условиях. В 1614 году во время нашествия шах Аббаса вместе с Луарсабом II и Теймуразом у имеретского царя нашел приют и католикос Иоанэ IX (1612-1616). Когда шах потребовал у имеретского царя выдачи Луарсаба и Теймураза Георгий III послал к нему для переговоров абхазского католикоса Малакия II Гуриели. Малакиа в то же время был мтаваром Гурии и имел деловые отношения с католическими миссионерами. Грузинское духовенство активно участвовало в политической жизни страны. В период царствования Ростома хотя официально христианство не преследовалось, но насаждались мусульманская религия и персидские обычаи. Все это вызвало беспокойство в церковных кругах. В 1612 году в заговоре против Ростома вместе с картлийскими тавадами и Теймуразом I участвовал католикос Эвдемоз I. После раскрытия заговора по приказу Ростома Эвдемоз был схвачен и умерщвлен в тюрьме. Грузинская церковь причислила Эвдемоза к лику святых. В конфликте, возникшем в Картлийском царстве между Георгием XI и Ираклием I католикос Николоз IX занял позицию Георгия и всячески поддерживал его. К прибывшему в Тбилиси картлийскому царю Ираклию католикос Николоз не соизволил явиться. Ираклий отстранил его от должности католикоса и назначил на его место своего дядю Иоана X. По всей вероятности, были отстранены и другие духовные лица и назначены преданные царю люди. В 1705 году на церковном собрании Вахтанг VI вновь выдвинул кандидатуру Николоза IX, но собрание не согласилось с ним. Католикосом был избран брат царя Доменти IV, который всегда оказывал поддержку царю. После отъезда Вахтанга в Россию Доментий IV укрывался в Ксанском ущелье. Он вел активную деятельность против османов, за что и просидел девять лет в турецкой тюрьме. После освобождения из турецкого плена вернулся в Картли и до 1742 года был здесь католикосом. Первейшей заботой абхазских католикосов была непримиримая борьба против торговли пленными. Они заставляли тавадов и мтаваров дать клятвенное обещание, что не примут участия в этом постыдном деле. Абхазский католикос Григол II (1696-1742) пригрозил рачинскому эриставу и Дадиани, что прекратит богослужение, если в их владениях не будет запрещена продажа пленных. Григол II заботился о тех грузинах, которые жили между Кодори и Ингури на территории, входящей в Абхазию. Жестокое притеснение и преследование вынуждало их покидать насиженные места и переселяться в безопасное место. Григол II помогал грузинским беженцам и экономически. Католикос вел переговоры с князьями Шарвашидзе об освобождении пленных грузин и их поселении на новой территории. В 1759 году по инициативе Соломона I состоялось церковное собрание. Был восстановлен Кутаисский кафедральный собор. Церковь была освобождена от налогов. Повторно были утверждены права абхазского католикоса на принадлежащие ему владения. Собрание осудило торговцев пленными. В этот период католикосом был Бессарион, брат рачинского Эристава Ростома. Он был явным противником Соломона I. Бессарион был послан братом к Ахалцихскому паше за помощью против царя Соломона. Но политическая ситуация изменилась и Ахалцихский паша пленил Бессариона. Однако Бессариону удалось бежать из плена. Он явился к Дадиани, который назначил его одишским католикосом. Царь Соломон I на место Бессариона назначил католикосом своего брата Иосифа. После Иосифа католикосом стал Максиме II (1776-1795). Максиме был кутаисским митрополитом, когда царь Соломон I отправил его послом в Россию. Однако между царем и католикосом произошел конфликт. Католикос Максиме не разрешил царю похоронить своего сына, Александра в Гелатском монастыре, так как у него была незаконная жена. Ввиду этого конфликта Максиме перешел в Картли и вернулся в Имерети только после смерти Соломона. Он оказался последним абхазским католикосом, так как Россия после завоевания Имерети, упразднила абхазский католикосат. Верным единомышленником Теймураза I и Ираклия II был католикос Антон I. Ради благополучия родины он не жалел сил и энергии и всегда оказывал поддержку царям. Католикос Антон I пользовался большим авторитетом и уважением. Он (в светской жизни – Теймураз Багратиони) был сыном брата Вахтанга VI – Иесе. Его матерью была дочь Ираклия Елена. Начальное образование Антон получил в монастыре Давид-Гареджи. В конце 30-ых годов XVIII века Антон постригся в монахи в Гелатском монастыре. Был настоятелем Гелатского монастыря и митрополитом Кутаиси. В 1744 году Антон был избран католикосом-патриархом. Именно он венчал на Картлийское царство Теймураза II. Во время конфликта между Ираклием и Абдула-бегом Антон осудил поступок брата и встал на сторону царя. Антон навел порядок в церкви. По его указу были собраны все древние рукописи и основана библиотека, в которой содержалось около 7 тысяч книг. Антон I сблизился с находящимися в Тбилиси католиками-миссионерами и с их помощью старался улучшить систему образования в стране. Однако этим воспользовались его противники во главе с царским духовником – Закария Габашвили (отцом Бесики) и обвинили его в католицизме. В 1755 году по этому обвинению Антон был отстранен от должности католикоса. После этого он отправился в Россию, где синод оправдал его и назначил архиепископом во Владимире. В 1764 году царь Ираклий II вернул его и восстановил католикосом. Учениками Антона были: Филипе Каитмазашвили, Гайоз Ректор, Давид Алекси-Месхишвили. В 1788 году Антон I скончался. После Антона I католикосом был Антон II, сын Ираклия II. Антон II занимал эту должность до упразднения Россией автокефалии грузинской церкви в 1811 году. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|