Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Старовойтова Галина. Национальное самоопределение: подходы и изучение случаевОГЛАВЛЕНИЕПРЕДИСЛОВИЕ От составителей русского издания Галина Васильевна прекрасно понимала, как важны междисциплинарные подходы к современным глобальным проблемам, особенно касающихся международных, межгосударственных, межнациональных отношений; как важно улучшить общественное образование по международной безопасности, по региональной политике. Противоречия между принципом стабильности границ и правом народов на самоопределение не решены системой международного права. Более того, эти противоречия совершенно по-разному воспринимаются психологически людьми разных стран и разных культур. Это приводит к усугублению конфликтов, к сожалению, зачастую переходящих в военные противостояния. Прежде всего, как нам представляется, при попытке решения подобных конфликтов совершенно недостаточно применяется исследовательский, научный подход. Конфликты очень сложны, многоплановы, не имеют простых решений. Даже не будучи специалистом в межнациональных отношениях, любой человек может вспомнить самые разные примеры только последних лет и увидеть, насколько по-разному эти проблемы решаются (или не решаются): с одной стороны, “мирный развод” Чехословакии, завершившийся разделом на Чехию и Словакию, множество “горячих точек” на территории бывшего Советского Союза; с другой стороны, - объединение Вьетнама, объединение Германии; “законсервированный”, но не решенный кипрский вопрос… Мы готовили это издание в дни, когда идут бомбардировки Югославии силами НАТО. Проблемы межнациональных противоречий настолько сложны и многоплановы, что как бы иные политики ни пытались их упростить, это не удается. К сожалению, представляется, что эти вопросы не станут менее актуальны и в наступающем тысячелетии. Считаем необходимым отметить, что написание этой книги Галиной Васильевной в американском университете является еще одним ее поступком. Поступком человеческим и политическим, потому что принятые в Америке концепции по межнациональным проблемам и конфликтам совершенно иные, чем те, которые разрабатывала Старовойтова. Не все специалисты согласятся с перечнем критериев, по которым автор предлагает оценивать возможность реализации тем или иным народом права на самоопределение. Но сам подход к разработке объективных, научно обоснованных параметров продуктивен. Книга была написана на английском языке и предназначалась прежде всего для американской аудитории, хотя сразу подразумевался перевод на русский язык и издание в России. После гибели автора мы - ее соратники, друзья и родственники - взялись осуществить это издание. К этому времени ситуация была такова: часть книги была переведена самой Галиной Старовойтовой, часть - Татьяной Ефремцевой, Николаем Руденским, некоторые параграфы другими людьми; большой раздел приложений – интервью с политиками – оказался не переведенным. Составители настоящего издания приносят благодарность и глубокую признательность Борису Винеру, который провел большую серьезную работу, перевел недостающие части, отредактировал весь имеющийся перевод, привел в порядок терминологию и стиль разных частей. Мы также выражаем благодарность “Типографии “Правда”, издательству “Лимбус Пресс”, которые по своей инициативе осуществили публикацию этой книги. Ольга Старовойтова От редактора перевода Российский читатель, взявший в руки эту книгу, найдет в ней много знакомых ему идей относительно самоопределения народов. Он обнаружит здесь описания событий, известных ему если не из личных наблюдений и рассказов родственников и друзей, то из подробных рассказов очевидцев этих событий в прессе или из радио и телерепортажей. Лишь информация о событиях в далекой и экзотической Эритрее для большинства из нас окажется совсем новой. У читателя вполне закономерно может возникнуть вопрос, какие цели преследовала автор при написании этой работы? Дело в том, что Галина Васильевна Старовойтова писала эту книгу специально для американских ученых, аспирантов и студентов. Идея права народов, или, если воспользоваться научным термином, этносов, самим определять свою судьбу является довольно странной не только для американского обывателя, но и для многих американских представителей ученого мира. В 1995 году во время моего пребывания в одном из американских университетов одна из профессоров, профессионально занимающихся Россией и прекрасно владеющих русским языком, пыталась получить от меня ответ на вопрос, почему чеченцы не хотят считать себя русскими. Напрасно я пытался объяснить ей, что в данном случае чеченская идентичность является первичной, и, лишь исходя из этого, они определяют свое отношение к своему российскому гражданству. С подобным непониманием природы феномена этничности американскими профессорами и аспирантами мне приходилось сталкиваться неоднократно. Многие американцы переносят свои представления о межэтнических взаимоотношениях в США на народы, населяющие Старый Свет. В наибольшей степени эти представления противоречат тому, что можно наблюдать в Восточной Европе и в бывших советских республиках, где этническая принадлежность считается одной из важнейших характеристик человека, а также чрезвычайно устойчивым является суждение о том, что этнос обладает правом на ту или иную территорию. При этом некоторым объектам (населенным пунктам, культовым местам, природным феноменам, таким как, например, определенная гора, река и т. п.) в этническом сознании может придаваться особое символическое значение, вплоть до представления о том, что утрата данного объекта видится как шаг на пути к разрушению своего этноса. Именно этим объясняется ожесточенность боевых действий между сторонами в Нагорном Карабахе и на Балканах. Кто-то из читателей данной книги, возможно, не согласится с авторской интерпретацией отдельных фактов, кому-то может показаться излишней резкость некоторых высказываний автора. Но нельзя не согласиться с ним в том, что противоречия между государствами в предпочтении принципа нерушимости границ или принципа самоопределения наций сегодня завели международное сообщество в тупиковую ситуацию. Отражением этого являются сегодняшние бессмысленные воздушные атаки НАТО на Союзную Республику Югославия. Многие из специалистов по балканистике из разных стран утверждают, что в значительной степени решение американского руководства о военном вмешательстве в коссовский конфликт вызвано непониманием специфики данного региона. Никто также не может поручиться, что решение боснийского конфликта, которое опять-таки проведено под сильнейшим давлением США и НАТО, является достаточно прочным и долговременным. Не надо быть пророком для того, чтобы прогнозировать увеличение в будущем числа этнических конфликтов в Азии и Африке. И хотелось бы, чтобы международное сообщество было готово к этой ситуации и имело в резерве не только современные системы вооружений и хорошо подготовленных военных, но и какие-то модели мирного урегулирования таких конфликтов, вплоть до возможного изменения мирным путем границ и территориального перемещения отдельных групп населения в районы с заранее подготовленными рабочими местами, жильем, инфраструктурой. Внимание политологов и политиков, несомненно, привлечет третья часть книги, где вниманию читателей предлагается модель, описывающая стадии развития этнических конфликтов. За этим следуют критерии, которыми предлагается руководствоваться при решении вопроса о самоопределении той или иной территории. Интересно, что первоначально автор выдвигала три критерия самоопределения. Это историческая принадлежность спорной территории, этнический состав населения и свободное волеизъявление населения данной территории. В процессе работы над данной книгой Г. В. Старовойтова провела серию интервью с видными политиками из нескольких стран и, благодаря их анализу, смогла дополнительно ввести в свой список критерии невыносимости существования и ответственности за последствия. Я полагаю, что приведенные в “Приложении I” выдержки из интервью с политиками демонстрируют работу социолога самого высокого класса и будут полезны всем специалистам, использующим метод неформализованного интервью.
Б. Винер Об авторе Василий Степанович Старовойтов – доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, кавалер многих наград Советского Союза. Семья особенно гордится его медалью имени Королева – Василий Степанович является одним из авторов ходовой части “лунохода”. Недавно он стал также кавалером Российского ордена “За заслуги перед Отечеством”. В 1948 г. семья вернулась в Ленинград, где позже родилась младшая сестра Ольга. Галина Васильевна прожила в Ленинграде около 40 лет, а в 1987 г. вместе с мужем и сыном переехала в Москву. В Ленинграде Галина Старовойтова закончила среднюю школу в 1964 г. и поступила в Ленинградский Военно-механический институт, что называется “сдала сопромат”, да и прочие нелегкие дисциплины, но, когда в 1966 г. в Ленинградском государственном университете открылся психологический факультет, она, выдержав огромный конкурс, поступила в ЛГУ. Закончила его с отличием. Затем – аспирантура Академии наук, защита диссертации. Работала на нескольких ленинградских заводах социологом, научным сотрудником в Институте этнографии Академии наук СССР. В конце 1970-х - начале 1980-х гг. Галина Васильевна участвовала в международных экспедициях по изучению долгожителей в районах Абхазии и Нагорного Карабаха (как этнопсихолог и руководитель экспедиции). Началась “перестройка”. Параллельно с демократическими изменениями в стране происходили и другие сложнейшие процессы – как созидательные, так и разрушительные. В республиках СССР национально-демократические движения набирали силу, обретая форму борьбы за самоопределение. Это встречало жесткое сопротивление властей. В конце февраля 1988 г. произошли трагические события в Азербайджане (г. Сумгаит). Активизировались общественные движения. Образовались комитеты “Крунк” в Нагорном Карабахе и “Карабах” в Армении. Седьмого декабря 1988 г. в Армении произошло страшное, “библейское” землетрясение. Галина Старовойтова, бывавшая в Нагорном Карабахе в экспедициях и имевшая к тому времени много друзей на Кавказе и коллег, изучавших различные проблемы этого региона, была выдвинута кандидатом в народные депутаты СССР от Армении. 74,5% избирателей предпочли петербурженку, русскую женщину другим сильным кандидатам. Началась новая веха в жизни Галины Старовойтовой – около 10 лет борьбы, трудной, яркой, интересной, насыщенной событиями жизни. Сотрудничество с академиком А.Д. Сахаровым, в том числе и работа над новым Союзным договором; деятельность в Хельсинкской группе и многих других общественных организациях, правозащитная работа, участие в деятельности Конституционного совещания, лидерство в движении и партии “Демократическая Россия”. В 1991-1992 гг. она была советником президента России Бориса Ельцина по этнополитическим вопросам, а в 1990-1993 гг. она была депутатом Съезда Народных Депутатов Российской Федерации. В 1989-1991 гг. до распада Советского Союза она была избрана депутатом советского парламента, Съезда Народных Депутатов. После отставки с поста советника Президента в ноябре 1992 г. Галина Васильевна получила предложения от нескольких университетов преподавать. Старовойтова стала почетным “приглашенным” профессором Уотсоновского института международных исследований Университета Брауна (Brown's University Watson Institute for International Studies). В 1994-1995 гг. она проводила в этом институте исследования, писала и преподавала. До того она была стипендиатом Мира (Peace Fellow) в Американском институте мира (United States Institute for Peace) в Вашингтоне. В 1995 г. и была, в основном, закончена эта книга. Она была издана в США на английском языке в 1997 г. В декабре 1995 г. Галина Старовойтова была избрана депутатом Государственной думы П созыва от Петербурга. Она также один из основателей и сопредседатель (позднее – председатель) партии Демократическая Россия, а в 1996 г. была единственной женщиной выдвинутой в качестве кандидата на должность президента России. Она автор книги ''Этническая группа в современном советском городе: социологические очерки''. Она также имеет много работ по этнологической теории, межкультурным исследованиям и этнологии Кавказа. За эти годы Галина Старовойтова, принимая участие во многих международных конференциях, симпозиумах и дискуссиях, стала широко известна. Знакомство с многими видными политическими деятелями самых разных стран – М. Тэтчер, Ж. Шираком, Г. Киссинджером, Л. Валенсой, В. Гавелом, К. Акино… Всех не перечесть. Ее знали и узнавали практически во всех государствах, где ей приходилось бывать. Встречи, встречи, встречи… Но прежде всего – ее знала Россия. Здесь, как говорила Галина, творилась история конца ХХ века.
* * * 20 ноября 1998 г. в Санкт-Петербурге, в подъезде собственного дома Галина Старовойтова была убита. Близкие Галины Васильевны получили более двухсот телеграмм и писем с соболезнованиями. На прощание с Галиной Старовойтовой в Мраморном зале Музея этнографии на площади Искусств в Петербурге пришло около тридцати тысяч человек. Галина Васильевна Старовойтова похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга, около Александро-Невской Лавры. Обратно в раздел история |
|