Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Соколов Г. Искусство Древней Эллады

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В искусстве древних эллинов читатель, несомненно, заметил движение от аскетично простых образов геометрики к напряженным архаическим, затем к возвышенным классическим и позднее к тревожным, мятущимся в своих пластических формах произведениям эллинизма. Пройденный античностью цикл, завершившийся в позднерим-ских, почти примитивных памятниках, являет собой цельную картину общего развития эстетических образов от возникновения к расцвету и постепенному разрушению — эволюции, предопределившей и принципы многих послеантичных эпох.
Действительно, в общем движении христианского искусства немало сходного с историей языческих форм. Более того, каждый отдельный период христианской эпохи черпал из античности близкие для себя идеи и развивал их. В пределах эллинского искусства возникли основы стилей и течений всех последующих периодов — классицизма, барокко, рококо, маньеризма, примитивизма, сюрреализма и т. д.
На протяжении истории античного искусства от архаики к эллинизму отчетливо проявилось динамическое развитие художественной формы. Отклонения от прямого пути в годы ранней классики (западный фронтон храма Зевса в Олимпии) и при переходе от V к IV в. до н. э. (Деметрий из Алопеки) только усиливают ощущение целенаправленности античной эволюции и позволяют лучше понять многие явления послеантичного искусства Европы. Как в эллинском искусстве после поздней архаики родились образы ранней классики, а затем творения высокой классики, так и в итальянском Ренессансе после Джотто и готических тенденций треченто заявили о себе кватрочентисты с их четкостью обрисовки деталей, а позднее великие мастера Высокого Возрождения — Леонардо, Рафаэль, Ми-келанджело. Если после высокой классики, на рубеже V и IV вв. до н. э., возникли полные изящества рельефы балюстрады

храма Ники Аптерос и многофигурные композиции ваз роскошного стиля, то и в итальянских городах на закате Возрождения должны были проявить себя мастера маньеристы. И далее, как и в истории Эллады, где после Скопаса и Лисиппа дала 0 себе знать экспрессивная сущность эллинизма, в Европе XVII в. наступил пышный расцвет образов и форм барокко. По истине история античного искусства — свое
образный эскиз, гениальное предвосхищение всего дальнейшего развития художественной жизни Европы.
Как дети видят мир преимущественно в его мажорных проявлениях, так эллины в своем искусстве отдавали предпочтение светлым началам бытия. Надо полагать, что именно это свойство античных образов обеспечило им в течение более чем двух тысячелетий удивительную жизнестойкость. Однако эллины в своем творчестве не могли не отразить и теневые стороны жизни.
Древнегреческое искусство было уникальным явлением. Конечно, известно немало иных, весьма значительных цивилизаций на Ближнем и Дальнем Востоке, возможно, были они и в районах Африки, Сибири и не открытого тогда еще европейцами Нового Света. Но можно утверждать, что среди изученных сейчас культур нет другой, оказавшей более сильное воздействие на человечество в процессе совершенствования им гуманистических основ мира. В недрах именно эллинского сознания возникли и получили свое развитие в годы позднего эллинизма великие идеи христианства, успевшие проявить себя уже в 1 в. до н. э. и оказавшие сопротивление могучему Риму. Надо сказать, что Эллада, уступившая физическому натиску варваров с запада, духовно противопоставила им именно христианство, настолько сильное, что изощренной в борьбе Римской империи удалось ослабить его воздействие на человечество, только узаконив новую религию, сделав ее государственной.

Бессмертие эллинского искусства определяется прежде всего утверждением величия человеческого духа, органично слитого с красотой телесной. У эллинов не было обычая истязать плоть, чтобы возвысить значение духа. Все в человеке, по представлениям древних, должно было быть гармоничным. Пластическое изображение эллинами обнаженного, хорошо развитого тела отнюдь не означает превознесения ими материи и плоти над духовными способностями человека, как пыталась утверждать узаконенная римлянами религия. И в таких произведениях сущность искусства эллинов глубоко нравственна, высокодуховна.
Исключительно сильное воздействие оказало античное, и прежде всего древне-

греческое, искусство на древнерусское. Бесспорно его влияние на архитектуру, монументальную живопись и иконы, а также на прикладное искусство Древней Руси через более поздние византийские образцы.
Искусство древних эллинов — фундамент позднейшей европейской культуры, колыбель современной цивилизации. Памятники древних мастеров — великое человеческое достояние, к которому обращались художники всех эпох и народов. Эллинское искусство кажется особенно целительным и светлым в смутные годы тяжелых социальных потрясений. По образному выражению, оно подобно ярчайшей звезде, которая давно погасла, но все еще продолжает посылать на Землю свои животворные лучи.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.