Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Соколов Г. Искусство Древней Эллады

ОГЛАВЛЕНИЕ

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абака — в архитектурных ордерах верхний элемент капители колонны, полуколонны, пилястра; имеет форму квадратной плиты с прямыми (дорический, ионический ордера) или вогнутыми (коринфский ордер) краями.
Адитон — внутреннее, тыльное помещение храма, куда могли входить только жрецы.
Акант, аканф — распространенное в Греции растение. Формы его листьев использовались для архитектурного украшения капителей колонн коринфского ордера, а также в различных видах орнамента.
Акрополь — укрепленная возвышенная (т. н. верхний город) часть древнегреческого города; крепость (убежище на случай войны). Наиболее известен Акрополь в Афинах.
Акротёрий — скульптурное, украшение (в форме пальметты или статуи), помещаемое над углами фронтона здания.
Антаблемент — верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; состоит из архитрава, фриза и карниза.

Антефикс — архитектурное украшение из мрамора или терракоты (в виде пальметты либо щита с рельефом) по краям кровли вдоль продольной стороны храма.
Архитрав — несущая балка, нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн; снаружи имеет вид широкой и гладкой плоской полосы (в дорическом и тосканском ордерах) или разделенной на три горизонтальных уступа — фасции (в ионическом и коринфском ордерах).
База — в архитектуре основание, подножие, нижняя опорная часть колонны, пилястра, анта или столба.
Выкружка — криволинейный вогнутый архитектурный облом в ' /4 окружности или отрезок кривой, близкий к этой форме.
Гипетральный храм — античный храм, освещавшийся сверху через отверстие в крыше. Целла такого храма представляла собой нередко открытый двор.
Глиптика — искусство художественной резьбы на твердых и ценных породах камня. Важнейшие виды глиптики — инталии и камеи.

Дйптер — тип античного храма со сдвоенным рядом колонн по периметру постройки.
Зофор (иногда зоофор) — лента скульптурного рельефа с изображением живых существ, растений, орнамента.
Интерколюмний — пролет между •. рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.
Каннелюры — в архитектуре вертикальные желобки на стволах колонн или пилястр и горизонтальные на ионических базах.
Капитель — верхняя часть колонны, столба или пилястра; расположена между стволом опоры и горизонтальным перекрытием (антаблементом).
Карниз — венчающая, защищающая от дождя, выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах.
Кора — современное обозначение архаических скульптурных изображений девичьих фигур; служили обетным даром, приносимым в святилище; выполняли также функцию вертикальных опор в архитектурном сооружении и назывались тогда кариатидами. В отличие от куросов изображались задрапированными.
Ксоан (или ксоанон) — деревянные изображения божества в древнейшие периоды эллинского искусства.
Курватура — современный термин, применяющийся по отношению к античной архитектуре для обозначения нарочитого, едва заметного отклонения от ярко выраженной прямолинейности отдельных частей здания. Курватура использовалась для уничтожения сухой геометричности и для усиления пластической выразительности здания.
Курос — в искусстве древнегреческой архаики статуя юноши-атлета (обычно обнаженного).
Меандр — особый вид геометрического лентообразного орнамента из непрерывной ломаной под прямым углом полосы. Разработан в искусстве Древней Греции, название идет от реки в Малой Азии.

Метопа — квадратная или прямоугольная деревянная, керамическая или чаще каменная плита. Иногда украшалась росписью или рельефами. Чередуясь с триглифами, метопы составляли расположенный над архитравом фриз дорического ордера.
Наос — основное помещение древнегреческого храма (то же, что целла).
Овы (ионики) — орнамент из ряда яйцеобразных выпуклостей, чередующихся с листьями и стрелками.
Опистодбм — заднее помещение греческого храма, расположенное за целлой (наосом), но с ним не сообщавшееся дверью.
Ордер архитектурный — определенный порядок или сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. Ордер включает несущие части (колонна с капителью, базой, иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз, составляющие антаблемент). Основные ордера получили название от племен и областей: дорический, ионический, коринфский.
Пальметта — орнаментальный мотив в виде узора со стилизованными веерообразными (с нечетным числом) симметрично расположенными листьями.
Пандус — заменяющая лестницу наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания парадному входу.
Периптер — основной тип древнегреческого храма периодов архаики и классики: прямоугольное в плане здание, с четырех сторон обрамленное колоннадой.
Пилястр — плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены; архитектурная деталь, состоящая из капители,, ствола и базы. Служит для членения плоскости стены.
Портик — галерея с колоннами или столбами, завершенная фронтоном, обычно располагалась перед входом в здание.
Пбстикум — полуоткрытая часть эллинского храма между задним его портиком и задней стеной.

Пронаос — полуоткрытая часть эллинского храма между входным портиком и наосом (целлой).
Пропилеи — возникшее в древнегреческой архитектуре обозначение монументальных ворот (например, вход на Акрополь или в священную ограду). Обычно украшались симметричными портиками, и колоннадами.
Простиль — тип прямоугольного храма, перед фронтальной стороной которого находится ряд колонн. (Когда • этому ряду колонн соответствуют колонны также и по заднему фасаду храма, постройку называют амфипростилем.)
Розетта — орнаментальный узор в виде цветка с симметрично расположенными лепестками.
Стилобат — верхняя ступень либо поверхность фундамента античного здания, особенно храма, на которой покоятся основания колонн.
Терракота — глиняные и обожженные в печах изделия (обычно красного, коричневого, кремового цвета); облицовочные плиты для украшения храмов и других зданий, статуи, рельефы, посуда (вазы, кубки), фигурки, которые приносились в качестве пожертвований или опускались в могилу вместе с усопшим.
Торевтика — искусство обработки металла техникой чеканки, ковки, гравиров-

ки, тиснения при изготовлении художественных изделий из золота, серебра.
Триглиф — декоративная прямоугольная обычно разделенная на три вертикальных части узкая плита в антаблементе дорического ордера, чередующаяся с метопами.
Фриз — часть антаблемента между ар- . хитравом и карнизом. В дорическом ордере имеет триглифы и метопы, в ионическом состоит из зубчатого орнамента, часто украшается декоративными элементами.
Фронтон — вертикальная треугольная плоскость, завершающая фасад здания. На храмах и других монументальных сооружениях поле фронтона обычно заполнялось скульптурными украшениями, а края украшались акротериями. Характерен для архаических и особенно классических храмов; служил также украшающим элементом верхнего края дверей, окон, ниш.
Цёлла — внутренняя, основная часть храма, в которой находилось изображение божества.
Энтазис — небольшое утолщение в нижней части колонны дорического ордера. Обусловлено стремлением создать впечатление напряженности и устранить оптическую иллюзию вогнутости ствола. (На Парфеноне энтазис невелик — отклонение от прямой составляло 17 мм.)

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.