Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Романов Б. Русские волхвы, астрологи, провидцы
Глава 9. ФАТИМА
Говоря об истории христианства в России и о событиях 1917г., нельзя не
сказать об истории величайшего чуда ХХ века - явлении Богородицы трем
детям-пастушкам в Фатиме (Португалия), с 13 мая по 13 октября 1917 года.
Hапомним коротко известные факты (по книге "Фатима", Брюссель,1991) .Все
даты в этой главе приведены по новому стилю.
В воскресенье 13 мая 1917г. десятилетняя Люсия и ее двоюродные сестра
Жасинта (9 лет) и брат Франсишко (7 лет) пасли овец и играли в поле у села
Фатима. Был ясный солнечный день, как вдруг сверкнула яркая молния. Дети
подумали, что собирается гроза, и стали собирать овец. Hовая молния
заставила их обернуться...
и замереть. Hад зеленым дубком посреди поля они увидели сияющее видение.
Впоследствии Люсия описала его как сияющую в свете и стоящую на легком
облаке почти на ветвях дубка, неописуемой красоты "Девушку лет 18-ти"
(слова Люсии), или "Прекрасную Даму" (Жасинта и Франсишко), и Она стала
разговаривать с детьми.
В тот первый раз Она успокоила их естественное смятение и спросила,
согласны ли они стать избранниками Господа и искупить оскорбления и
богохульства, наносимые Пресвятой Богородице, - дети с жаром и восторгом
согласились. "Прекрасная Дама"
велела детям ежедневно молиться по четкам о мире всего мира и о
спасении и обращении грешников; сказала, чтобы они приходили на это поле
13-го числа каждого месяца до самого октября, и стала удаляться к востоку,
и вскоре исчезла в лучах солнца. Явление продолжалось 10 минут.
Пораженные тем, что они видели и слышали, дети решили никому не
говорить о том, что с ними произошло, но маленькая Жасинта не удержалась и
рассказала обо всем своим домашним, первый раз назвав видение Пречистой
Девой. Вскоре всему селу стало известно об этом, однако детям никто не
верил. Все же 13 июня родители отпустили детей на то поле; на месте
видения собралось до шестидесяти любопытных. Богородица явилась детям
около полудня. Из толпы никто ничего не видел, слышали только слова Люсии.
Hа этот раз "Прекрасная Дама" сказала, что скоро придет за Франсишко и
Жасинтой, чтобы забрать их на небо, а что касается Люсии, то она должна
будет остаться на земле, чтобы свидетельствовать о Богородице и
распространять любовь к ней среди людей. Она обещала Люсии никогда не
покидать ее и в будущем являться ей. Она также сказала детям хранить ее
будущие предсказания о судьбах мира в тайне, пока она сама не разрешит
Люсии открыть их миру...Когда это свидание закончилось, все
присутствовавшие видели, как ветви дубка вдруг сблизились и пригнулись,
как бы под тяжестью какого-то покрова. Они, слышавшие также слова Люсии,
теперь поверили детям.
Вскоре видениями детей заинтересовался и настоятель церкви в Фатиме.
Когда наступило 13 июля, на поле у села собралось пять или шесть тысяч
человек. Ровно в полдень сверкнула молния, и все заметили, что ветви дубка
пригнулись, будто на них стоял кто-то. Однако на этот раз дети почти не
говорили, а только слушали слова Богородицы. Эти слова полностью стали
известны от Люсии лишь в 1942 году, когда она получила разрешение
обнародовать их. Вот что услышали дети 13 июля 1917 года, после того, как
Богородица показала им видение огненного моря ада и грешников:
"Чтобы спасти их, Господь хочет установить в мире почитание Моего
Пречистого Сердца. Если люди будут делать то, что я вам скажу, много душ
спасется и наступит мир. Война \1914-1918\ идет к концу. Hо если люди не
перестанут оскорблять Господа, то при следующем папе начнется новая война,
хуже этой...
Чтобы не допустить этого, Я приду просить о посвящении России Моему
Пречистому Сердцу и о причащении в первую субботу каждого месяца во
искупление грехов. Если люди послушаются Моих слов, Россия обратится и
наступит мир на земле; иначе она распространит свои лжеучения по всему
миру, вызывая войны и преследования против Церкви; многие праведники
претерпят мучения; Святейший Отец будет много страдать; некоторые народы
погибнут. В конце концов Мое Пренепопорочное Сердце восторжествует:
Святейший Отец поручит Мне судьбы России, которая обратится и пора мира
будет дана миру. Португалия сохранит клад веры."
Hо все это стало известно лишь позже, а в тот день 13 июля люди, хотя и
не слышали этих слов, но, видя благоговейное внимание детей и склоненные
ветви дубка, все же поняли, что происходит некое чудо. Однако вскоре после
этого дети столкнулись с гонениями светских районных властей, которые были
настроены антирелигиозно. Детей допрашивали с угрозами и пристрастием, они
упорно стояли на своем: это была Богородица и Она не разрешила им открыть
людям Свои слова. 13 августа, когда чудо вновь должно было произойти,
детей обманом и силой увезли в районную тюрьму.
13 августа 1917 года. К полудню на поле собралось до восемнадцати тысяч
человек.
Все ждали прихода детей, но их не было. Пошли слухи о том, что их
задержали насильно. Hачались волнения, возмущения. Ровно в полдень в синем
безоблачном небе раздался страшный удар грома, и яркая молния прорезала
воздух. После этого на дерево, над которым являлась детям Богородица,
спустилось облако, продержалось там около десяти минут и потом рассеялось.
Глубокое благоговейное молчание воцарилось в толпе. Люди мирно разошлись,
многие оставили под деревом деньги, много денег.
Следующее явление было 19 августа, когда в поле были только дети. Они
спросили "Прекрасную Даму", что делать с деньгами, и получили ответ, что
на них можно построить здесь небольшую часовню. Она сказала также, что
из-за гордого сопротивления злых людей, отделяющих себя от Бога, обещанное
Ею ранее великое чудо в октябре будет гораздо менее значительным. Потом
Она скрылась, как всегда окруженная лучезарным светом.
13 сентября 1917 года, - пятое явление. Было время сбора винограда,
однако на поле собралась толпа до тридцати тысяч человек. Hа этот раз было
много приезжих, многие бросались на колени перед детьми и умоляли их
принести Пречистой Деве их мольбы об исцелении и избавлении от других бед.
Об этом явлении осталось много документальных свидетельств, в том числе от
людей не веровавших, пришедших только из любопытства, а также от людей
весьма известных в Португалии. Придя на место видения, Люсия попросила
всех молиться. В полдень воздух принял тепло-золотистый цвет. Пречистая
Дева вновь явилась только детям, однако все увидели знак Ее прибытия: при
безоблачном небе в воздухе медленно и величественно плыл с востока на
запад светящийся лучезарный шар. Когда же беседа Пречистой с детьми
закончилась, тот же шар поплыл в обратном направлении. Затем на глазах у
всех белое облако окутало зеленый дуб, а неба посыпался дождь из белых
лепестков, которые медленно падали и таяли в воздухе, не достигая земли.
Это последнее явление наблюдалось неоднократно и позже, во время
паломничеств в Фатиму, и было сфотографировано. Детям же Богородица в тот
раз обещала скорый конец войны новую встречу 13 октября.
Уже за два дня до этого все дороги в Фатиму были запружены народом,
повозками.
Многие спали на голой земле. Лиссабонские газеты послали в село своих
лучших репортеров. По разным оценкам, к полудню 13 октября на поле
находилось от пятидесяти до семидесяти тысяч человек. Уже три дня не
переставая шел дождь, все промокли до костей. Дети с трудом пробрались к
дубу, от которого остался лишь ободранный ствол: все ветви и листья были
давно оторваны людьми как драгоценные реликвии... Сохранилось множество
свидетельств и отчетов обо всем, что было тогда. В полдень все опустились
на колени, в грязь, под дождем. Люсия вздрогнула, и воскликнула: "Вот Она!
Вот Она!" Окружавшие увидели, как детей около дерева окутало белое
облачко, потом поднялось в воздух и рассеялось. Все время, пока Люсия
говорила с "Прекрасной Дамой", это явление повторилось три раза. Теперь
Она, как и обещала при первой встрече, открыла детям свое настоящее
небесное имя, - Богородица, - и подтвердила то, что говорила ранее, что
война скоро кончится и солдаты вернутся домой. Она была, как вспоминала
потом Люсия, вся проникнута глубокой печалью и последние слова Ее были:
"Пусть люди перестанут оскорблять Господа. Он и без того претерпел уже
слишком много оскорблений". Перед тем как скрыться от детей, Она развела
руками и руки Ее отразились на солнце, как будто Она хотела привлечь туда
взоры детей. И в тот самый момент, когда Богородица развела руки, Люсия
вскричала: "Смотрите на солнце!"
Сохранилось множество свидетельств очевидцев, среди которых были и
известные в Португалии люди, и не только из Португалии, верующие и
атеисты, некоторые из которых приехали в тот день в Фатиму специально
только для того, чтобы "развенчать" сенсационные публикации в газетах о
прежних чудесах на этом поле Кова да Ирия (так оно называлось в деревне).
Что же они увидели? Все рассказывали об этом, примерно одинаково,
следующее.
Внезапно дождь прекратился и непроницаемые с самого утра облака вдруг
рассеялись. Над головами засияло солнце, но вид его был удивителен. Оно
было подобно серебряному кругу, на который можно было смотреть не щурясь.
При этом диск был окружен сверкающей короной, настолько яркой, что самый
диск теперь казался потемневшим, как это бывает во время солнечного
затмения. И вдруг само солнце задрожало, закружилось наподобие огненного
колеса, бросая во все стороны снопы яркого света, принимавшего поочередно
различную окраску. Небо, земля, деревья, скалы, дети, огромная толпа
народа и каждый в отдельности, - все поочередно окрашивалось во все цвета
радуги, становясь то красным, то желтым и оранжевым, то зеленым, синим,
фиолетовым. Это явление продолжалось несколько минут. Верующие бросались
на колени и молились, другие наблюдали молча, пораженные происходящим.
Многие плакали и каялись в своих грехах, думая, что наступил последний
час... На какое-то мгновение небесное светило остановилось, но затем
возобновило свою световую пляску. Снова остановилось и снова небесный
фейерверк засиял с необыкновенной силой. И вдруг все увидели, что солнце
как бы отделилось от неба и зигзагообразными скачками устремилось на них,
излучая сильное тепло. Люди кричали, молились, взывали к Богу: "Помилуй
мя, Боже!", - вскоре этот вопль стал господствовать. Между тем солнце,
внезапно остановившись во время своего головокружительного падения,
зигзагообразно поднялось на небо и, мало-помалу стало сиять своим обычным
светом среди яркого неба. Толпа поднялась с колен. "Пляска солнца"
продолжалась минут десять. Ее видели все: верующие и неверующие, крестьяне
и горожане, люди науки и невежды, бесхитростные свидетели и
профессиональные журналисты... Следствие, произведенное позже церковными
властями, установило, что такое небывалое движение солнца наблюдалось за
пять и более километров от Кова да Ирия. Установлен был и другой
поразительный факт:
промокшие до нитки люди заметили, тотчас после прекращения явления их
одежда оказалась сухой, абсолютно сухой! И так было со всеми.
О небывалой "пляске солнца", свидетелями которой стали не менее 50-ти
тысяч людей, было напечатано во всех значительных Лиссабонских газетах,
независимо от их направления. Осталось много фотографических снимков этого
явления. Интересно, что те атеисты и антирелигиозники, которые наблюдали
события в Фатиме, оказались по крайней мере поколебленными. тогда как те
представители католической печати, которые не были очевидцами, продолжали
проявлять сугубую осторожность. Однако в целом общий первоначальный
скепсис многих был сломлен... Люсия же впоследствии сказала, что во время
"пляски солнца" она (а также Жасинта и Франсишку) увидели на небе Святое
Семейство: обручника Иосифа, и Божью Матерь, и Младенца Христа.
Затем Люсия еще один раз увидела Богоматерь, одетую в белое, с голубым
покровом...
Читали ли эти газеты (о чуде сообщала не только португальская
печать)1917г. в России, знал ли обо всем этом заключенный тогда в
Тобольске "гражданин Николай Романов", бывший император? Что он думал об
этом? - Мы еще расскажем об этом, а пока проследим судьбу детей Фатимы.
Осенью 1918 года маленький Франсишко заболел "испанкой", которая
свирепствовала тогда по всей Европе, добавляя свои бесчисленные жертвы к
десяти миллионам убитых в той Первой мировой войне. Франсишко пытались
вылечить, спасти, - но тщетно. Как и предсказала детям Богородица во время
второго явления 13 июня 1917 года, Франсишко и Жасинта должны были вскоре
уйти к Ней на небо. Мальчик умер 4 апреля 1919 года. Последними его
словами были: "Смотри, мама, какой дивный свет, там у двери!" Эпидемия не
миновала и Жасинты. Она слегла вскоре после своего брата. Также как и он,
она стойко переносила болезнь, ведь прощаясь со своим умирающим братом она
дала ему "поручение" в рай: "Ты скажи Господу и Божией Матери, что я буду
переносить все, что Им угодно". Жасинта даже предсказывала, - ссылаясь на
свое общение с Богородицей, - ход своей болезни, перевод из одной больницы
в другую и даже предсказала врачам, что они сделают ей успешную операцию,
но она вскоре умрет от "чего-то другого". Так и вышло: в феврале 1920 года
ей сделали успешную операцию на гнойное воспаление в легком, но 20 февраля
по неясным для врачей причинам девочка умерла. Спустя 15 лет, 12 сентября
1935 года, по распоряжению епископа Леирийского, тело маленькой Жасинты
было перенесено на кладбище в Фатиму в сооруженный для нее небольшой
склеп. Перед этим гроб открыли на короткое время, и в присутствии многих
свидетелей увидели лицо Жасинты совершенно сохранившимся. Сохранился
фотоснимок того чуда. В мае 1951 года маленький склеп был упразднен, и
тело Жасинты, вновь с не истлевшим лицом, было торжественно перенесено в
Фатимский собор. В апреле 1952 года туда же были перенесены останки
Франсишки.
Люсии 13 июня 1917 года была предсказана Богородицей долгая жизнь. Она
складывалась непросто. Духовенство вскоре после тех событий решило удалить
ее с мест видений: слишком досаждали любопытством как доброжелательно, так
и враждебно настроенные люди. В 1921 году ее отдали на обучение в город
Опорто, в монастырский пансион сестер св.Дорофеи.
Перед отъездом ее вызвал епископ:
- Вы никому не будете говорить, куда вы едете.
- Хорошо, Владыко!
- В пансионе вы никому не будете говорить, кто вы.
- Хорошо, Владыко.
- Вы никогда и никому не будете говорить о явлениях в Фатиме.
- Хорошо, Владыко!
Пятнадцать лет длилось это молчание, и лишь в 1935 году епископ
разрешил Люсии открыть, кто она. До 1931 года католическая церковь была
настроена к чуду Фатимы очень осторожно, были даже попытки запрещения
"нового культа", но ежегодное паломничество простых людей и свет духовного
возрождения, чудеса исцеления и обращения неверующих к Богу постепенно
переломили лед недоверия духовенства. 3 мая 1922 года местный епископ
начал официальное следствие по поводу всех происходивших в Фатиме событий.
Была назначена специальная комиссия, ее работа закончилась только в 1930
году. 13 мая 1931 года португальские епископы первый раз официально и
соборно посетили Фатиму. Паломников при этом было триста тысяч человек!
Затем епископат торжественно посвятил Португалию Пречистому Сердцу Матери,
- при этом полностью откровение Божией Матери детям, Люсии еще оставалось
неизвестным, - Люсия хранила молчание!
А между тем ( как стало известно гораздо позднее), 13 июня 1929 года
эта скромная молчальница-монашка сподобилась мистического видения Святой
Троицы на Голгофе. У креста стояла мать Иисуса с Сердцем, обливающимся
кровью. Она сказала Люсии: "Пришло время, когда Бог пожелал, чтобы святой
Отец, в единении со всеми епископами мира, посвятил Россию моему сердцу,
обещая спасти ее таким образом".
Шесть лет спустя Люсия напишет своему духовнику:
""Я сожалею о том, что это не было сделано, но ведь сам Господь,
выразивший это пожелание, позволил, чтобы все оставалось так /.../ Мне
было дано внутренне беседовать с Господом и недавно я спросила Его, почему
Он не обратит Россию без особого посвящения святого Отца. "Потому что Я
хочу, - ответил Господь, - чтобы вся моя Церковь признала в этом
посвящении торжество пренепорочного Сердца Марии и распространила это
почитание наряду с почитанием моего Божественного Сердца".
- Но, Господь мой, святой Отец не поверит мне, если Ты сам не побудишь
его к этому. - "Усердно молись за святого Отца, он сделает это, но слишком
поздно, и все же Пречистое Сердце Марии спасет Россию. Россия вверена
Ему"".
Конечно, возникает вопрос, почему она столько лет молчала? Если бы
маленькая Жасинта не рассказала все своим родителям, то многие слова
Богородицы долго не были бы известы. Но вспомним, ведь Богородица сказала
детям хранить Ее слова в тайне. Она сказала, что даст знать, когда придет
время открыться. Поэтому она и молчала, и сама искала уединения. Поэтому
же духовенство долгое время не знало открытое Богородицей и было,
вероятно, смущено всем произошедшим в 1917 году в селе Фатима. Сама Люсия
позже написала, почему она в 1935\37гг решила открыть прежние тайны:
"Мне кажется, что я могу это сказать, потому что я на это получила
разрешение свыше. И представители Бога на земле это тоже разрешили мне
несколько раз. В 1917 году Бог велел мне молчать - и это повеление было
мне тогда подтверждено теми, кто - для меня - были его представителями...
Будет так, как Богу угодно.
Для меня было бы великим счастьем молчать". И до сих пор из написанного
Люсией не все опубликовано. Но продолжим по порядку.
В мае 1936 года, опасаясь безбожной революции в Испании, где начали
поджигать церкви, епископат дал обет организовать национальное
паломничество в Фатиму, если Португалия избежит смуты. Через два месяца в
Испании началась гражданская война. В 1938 году епископат и множество
паломников собрались в Фатиме и принесли благодарение своей небесной
Покровительнице, оберегшей страну от смуты.
Между тем только в 1940 году, из тетрадей Люсии, епископам стало
известно о желании Богородицы посвятить Ее сердцу Россию.
Между 1937 и 1941 годом Люсия написала несколько "тетрадей" о событиях
1917 года, свидетельствующих о замечательной точности ее памяти. В письме,
написанном ею в начале февраля 1939 года, говорилось: "Война,
предсказанная Божией Матерью, надвигается вплотную; больше всего
пострадают те народы, которые пытались разрушить Царство Божие; Испания
уже получила наказание, но оно еще не совсем кончено... Португалия
пострадает немного от последней войны, но благодаря посвящению Португалии
епископами Пречистому Сердцу Марии, - Божия Матерь ее сохранит". В 1940
году, испросив на это особое разрешение португальского епископата, Люсия
Сантуш обратилась с письмом к святому Отцу (со 2 марта 1939г.
им стал Эудженио Пачелли, Пий XII) в Рим:
"В 1917 году, теми Своими словами, которые мы назвали "тайной",
Пречистая предрекла нам конец войны, омрачавшей в те времена Европу,
предсказала другую войну и сказала, что придет снова, настаивать на
посвящении России Ее Пренепорочному Сердцу. /.../ В 1929 году в новом
явлении Она выразила пожелание, чтобы Россия была посвящена Ее
Пренепорочному Сердцу, обещая благодаря этому воспрепятствовать
распространению из России лжеучений и обращение России. /.../ Различными
тайными внушениями Господь не перестает настаивать на этом пожелании,
обещав недавно, что если Ваше Святейшество соблаговолит посвятить мир
Пренепорочному Сердцу Марии с особым упоминанием о России, то Он сократит
дни скорби, которому Ему угодно было покарать народы за их преступления".
Папа Пий XII со вниманием отнесся к этому письму. Какая-то таинственная
связь существовала между явлениями Божией Матери в Фатиме и его служением:
его хиротонировали в епископы в полдень 13 мая 1917 года, - в тот самый
день и час, когда Пресвятая Дева впервые явилась в Кова да Ирия. 31
октября 1942 года он прочел молитву посвящения по радио, обращаясь к
португальскому народу, а 8 декабря того же года в соборе Святого Петра в
Риме состоялось торжественное посвящение мира Пренепорочному Сердцу, - в
день празднования Непорочного Зачатия Пречистой Девы латинской Церковью, -
однако слов о России в этом посвящении еще не было... Узнав об этом
посвящении, Люсия была счастлива, однако она вновь стала утверждать, что
Пресвятая Дева желает еще особого посвящения РОССИИ, совершенному святым
Отцом в единении со всеми католическими епископами мира.
Можно представить, какое смущение это ее заявление вызвало в
католических (и тем более в православных) кругах. Некоторые видные
католические священники стали тогда сомневаться не только в этих ее
словах, но и достоверности других свидетельств: раз Россия страна
некатолическая, - говорили они, - Пресвятая Дева не могла выразить такого
желания. Люсия, вероятно, плохо поняла ее слова, не будучи достаточно
грамотной и сведущей в истории, не зная о разделении Церквей.
Но будущее показало, что их сомнения были напрасны.
В 1942 году почитание Фатимской Божией Матери получило официальное
одобрение со стороны Папы (Пия ХII). Надо при этом сказать, что чудесные
исцеления в Фатиме продолжались ежегодно: только официально прошедших
через контроль весьма строгой специальной комиссии воистину чудесных
исцелений было к 1942 году более восьмисот! По окончании Второй мировой
войны чудо Фатимы приобрело всемирный размах. В начале мая 1947 года в
Фатиме был организован интернациональный конгресс женской католической
молодежи. Сестра Люсия обратилась к нему с просьбой молиться о России.
Чтобы исполнить ее желание, была составлена особая молитва Фатимской
Божией Матери о России. Она была переведена для паломников и прочитана на
паперти базилики. В мае того же года представительница католической
молодежи России получила разрешение местного епископа встретиться с Люсией
Сантуш в монастыре в Опорто, где она жила с 1921 года, ей было тогда около
40 лет. Вот что рассказала затем женщина из России (цитирую по книге
"Фатима", изд.Брюссель, 1991г.):
"Мне очень хочется знать о будущем России, и она, как бы угадав мои
мысли, говорит мне, что Россия спасется благодаря своей великой любви к
Пречистой Деве; Россия должна быть посвящена Пречистому Сердцу Владычицы
мира; Богородица ждет этого, и тогда успокоятся смуты в мире. Она говорит
о России с любовью, как будто это ее родина, и иногда, когда она говорит о
страданиях нашего народа, ее глаза делаются влажными... Нужно еще много
молиться, - говорит она, - нужно приносить себя в жертву для спасения мира
и России. Говорите это ем русским, которые могут вас понять... они могут
спасти Россию, и, если она будет спасена, и мир спасется с нею..."
В мае 1947 года началось мировое паломничество Фатимской статуи Божией
Матери, которое впоследствии Папа Пий XII назвал "паломничеством чудес по
всему миру".
Испания, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Африка, Азия и
Австралия, затем США, Канада, Южная Америка, - везде, во всех городах
стотысячные толпы приветствовали ее. Во Франции вместе с католиками ей
поклонялись русские православные эмигранты. Не только они, но и
протестанты (которые вообще-то отвергают почитание Девы Марии) принимали
участие во всех торжествах. Во многих африканских и азиатских городах к
поклонению христиан присоединялись мусульмане, - ведь Магомет называл Ее
"самой святой из всех женщин в раю" и Коран говорит о чудесном рождении
"величайшего пророка Исы от Мариам". Мусульманские хоры принимали участие
в процессиях, мечети и даже целые мусульманские кварталы и деревни
украшались по праздничному...
Теперь самое время ненадолго отвлечься от истории Фатимы и вспомнить
начало нашего исследования, главу (вторую) о Крещении Руси и выявленные
ранее исторические сакральные календарные ритмы, и главный цикл 960 лет.
Помните? От начала истории христианства на Руси, от крещения княгини Ольги
в 957 году до рокового для России и христианства в России 1917 года прошло
ровно 960 лет.
Когда мы рассматривали затем крещение князя Владимира (это 987 год) и
Крещение Руси (989 год), не возник ли у вас вопрос: как эти годы связаны с
циклом в 960 лет? Теперь мы можем ответить на него: ведь 987 + 960 = 1947,
- это и есть год начала всемирного шествия чуда Фатимы, главного
христианского чуда ХХ века. Мы в СССР ничего не знали об этом, да и
сейчас, в 1998 году, вряд ли много россиян, даже верующих, знают об этом.
Такова печальная сила раздела Церкви 1054 года, - и только в 2013- 2014
году мы можем надеяться на преодоление почти тысячелетнего раскола. Но
можно не сомневаться, что заметное движение к преодолению начнется уже
скоро, и во многом этому будет способствовать явление Фатимы. Конечно,
остаются два вопроса. Почему именно в Португалии, именно трем неграмотным
малышам было дано величайшее Откровение? Почему именно главе католической
Церкви и ее епископам надлежит молитвами посвятить Россию Богородице? Мне
кажется, что на первый вопрос мы можем ответить только словами апостола
"Дух дышит, где хочет", - и мы не можем знать волю Божию во всей полноте.
Ответ на второй вопрос, мне кажется, таков: все же именно престол святого
Петра в Риме был во времени первой Церковью, поэтому сначала в Риме (в
Ватикане) и надлежало свершить это посвящение. Возможно, что такой порядок
связан еще с необходимостью для Ватикана первым признать свою вину за
разделение Церкви в 1054 году. В 1996 году Иоанн Павел Второй уже сделал
это. Теперь очередь за Русской Православной Церковью. Ей же, вероятно,
надлежит после такого покаяния совершить и посвящение России Сердцу
Богородицы. Православный мыслитель Владимир Зелинский так написал об этом:
"Мы не знаем всех сокровенных нитей, соединяющих разделенные Церкви,
которые на глубине остаются Церковью единой, и Фатима на мгновение
приоткрывает перед нами это единство... И через это откровение Запада
России, верно, должно произойти и встречное откровение - России Западу...
Фатима - весть о мистической и провиденциальной встрече, которая все еще
впереди нас и которая совершится под покровом Богоматери".("Русская
Мысль", 17 мая 1991). Ну а мы продолжим рассказ о Фатиме.
В 1950 году вопрос о посвящении России Пречистому Сердцу Богородицы был
поднят в Риме группой русских католиков-паломников. Они обратились с этой
просьбой к святому Отцу. С древнейших времен, - писали они, - Россию
называли ДОМОМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, и главный кремлевский собор посвящен
Ее славному Успению.
Они могли бы добавить, что и первая главная церковь на Руси в Киеве,
освященная в 996г., была также церковью Успения Матери Божией. В 1950 году
папская коллегия поддержала это прошение, и Люсия, узнав о нем в своем
монастырском уединении, также поддержала их просьбу, и написала русским
паломникам письмо. В нем, в частности, говорилось: "Небесная Матерь наша
любит этот (русский) народ... Никто не может и не должен выполнить это
великое призвание лучше самих людей вашей страны... Это - задача не на
один день, а на многие годы труда и молитвы. Но под конец Пренепорочное
Сердце Марии восторжествует! Не переставайте делать все, что можете, для
спасения вашего народа и вашего Отечества". Папа Пий ХII внял этим
настоятельным ходатайствам, поручил изучить этот вопрос. Седьмого июля
1952 года, в день памяти первоучителей славянских, святых Кирилла и
Мефодия, он обратился с особым апостольским посланием к народам России.
Послание заканчивалось молитвой посвящения Российских народов
Пренепорочному Сердцу Богоматери. Однако, напомним, в откровении 13 июня
1929 года Люсии было сказано, что римский Папа должен сделать это "в
единении со всеми епископами мира", - к этому католические епископы не
были готовы и многие из них неоднократно выражали сомнения в правильном
понимании Люсией слов Господа.
Эудженио Пачелли, Пий XII, сделал очень многое для Фатимы. Hа это были
не только объективные причины (Фатима стала в католических странах
народным символом веры), но и чисто его личные, можно сказать мистические.
Мы уже упоминали, что некоторые вехи его жизни оказались связаны с
Фатимой, - как хиротонирование в епископы в день и час первого явления
Богоматери детям 13 мая 1917 года, в полдень. Через 33 года после этого, в
1950 году, Дева Мария четырежды являлась ему в видениях в небесах, - он
писал об этом; в декабре 1954 года, во время болезни, он увидел у своего
изголовья Иисуса Христа и беседовал с Hим. В последние годы своего
правления, под влиянием Фатимы, он придавал большое значение возвышению в
мире образа Девы Марии. В 1950 году он провозгласил догмат телесного
вознесения Марии, а в 1954 году он провозгласил Ее "царицей небес" и
короновал Ее икону царской короной. Пий XII умер в конце 1958 года, в
возрасте 72 лет.
Следующие за ним Иоанн XXIII (1958- 1963), Павел VI (1963-1978) и Иоанн
Павел I (правил менее года), принимали меньшее официальное участие в
судьбе Фатимы, хотя, как видно из оставленных ими писем и документов, они
много размышляли над этим, а также над судьбой России в христианском мире.
Во время официального визита ряда польских епископов к Павлу VI в 1967
году (среди которых находился тогда и Карол Войтыла, нынешний Иоанн Павел
II), они обратились к Павлу VI с просьбой "о коллегиальном посвящении
России Пречистому Сердцу Марии" в единении со всеми епископами мира. Hо
Понтифик не решился на это, зная, что далеко не все епископы готовы
принять в нем участие. Иоанн Павел I, еще будучи кардиналом, в 1977 году
возглавил паломничество в Фатиму и долго беседовал с сестрой Люсией в
монастыре кармелиток в Коимбре, где она пребывала с 1948 года. В январе 1978г.
он опубликовал статью "Мысли одного епископа о Фатиме", где убедительно
ответил на различные бытовавшие среди католических епископов сомнения
относительно откровений, данных Люсии Сантуш.
В октябре 1978 года, после загадочной смерти Иоанна Павла I, впервые в
истории католической Церкви на папский престол был избран славянин, поляк
Карол Войтыла (род. 18 мая 1920г.), избравший имя Иоанн Павел II. Он стал
265-м по счету Папой и самым молодым за последние 150 лет. Полный титул
духовного и светского владыки - "епископ Рима, наместник Иисуса Христа,
преемник князя апостолов, верховный понтифик вселенской церкви, патриарх
Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, Монарх
Ватикана, раб рабов Божьих". Имя Божией Матери он начертал еще на своем
епископском гербе в 1967 году. В 1981 году, ровно через 64 года (полный
авестийский цикл) от первого явления в Фатиме, - 13 мая 1981 года турок-
террорист из секты "Серые волки" Али Агджа с расстояния в несколько метров
трижды выстрелил в Папу на площади святого Петра, тяжело ранив его в
живот; четвертая пуля застряла в стволе его заранее специально отобранного
и проверенного пистолета. Вообще-то покушение намечалось на другой день, а
13 мая Агджа проводил первую "рекогносцировку" на площади, но увидев, что
обстоятельства позволяют, Агджа решился стрелять сразу. Однако Папа выжил
и, убежденный в том, что только ходатайство Матери Божией спасло его от
преждевременной кончины, он совершил паломничество в Фатиму в мае 1982
года. Hа литургии 13 мая 1982 года он сказал: "Я прибыл сюда в годовщину
дня, когда на площади святого Петра в Риме произошло покушение,
таинственно совпавшее с годовщиной первого явления в Фатиме 13 мая 1917
года. Я прибыл в это место, как бы избранное Божией Матерью, чтобы
возблагодарить Божественное Провидение..."
В те же дни Карол Войтыла встретился и долго беседовал с сестрой
Люсией, которая приехала по этому случаю в Фатиму. Эта беседа и новые
петиции множества верующих побудили Папу совершить на Благовещение 1984
года новое посвящение мира и России совместно со всеми католическими
епископами и в единении с паствой. Кардиналы Ватикана оповестили всех о
желании Иоанна Павла II совершить это коллегиальное посвящение всех
католических епископов, прося их присоединиться со своей паствой в день
Благовещения (25 марта) к посвящению мира и России, совершенному ранее (7
июля 1952 года) папой Пием XII. Известно, однако, что не все епископы
согласились принять участие в этом посвящении России. Время шло. В 1988
году, первый раз в истории, римский Папа обратился с апостольским
посланием "Euntes in mundum" к русской православной Церкви по случаю
1000-летия крещения Руси. Вообще Карол Войтыла, этот первый славянин на
папском Престоле, многое делает первый раз в истории католической Церкви.
Может быть главное и самое драматическое решение он принял в 1995 году,
когда в своем ежегодном послании "городу и миру", названным тогда "В то
время, как мы приближаемся к третьему тысячелетию", он от себя лично и от
имени всей католической Церкви, впервые за все время ее существования,
принес покаяние за ее тяжкие грехи. К четырем грехам прошлого Иоанн Павел
II отнес: "разрыв единства христианства" (в 1054 году), а также
"религиозные войны", "суды инквизиции", "дело Галилея". Этот
беспрецедентный в истории не только католической, но и всех других
христианских церквей и конфессий акт покаяния открывает, можно
предположить, новую историю христианства накануне ХХI века, перед грядущим
Апокалипсисом. Hапомним, что "Откровение"
Иоанна Богослова начинается посланием семи церквам, в котором они
призываются к покаянию за свои грехи: покаявшиеся церкви и паства будут
спасены во времена судов Апокалипсиса. Многие исследователи считают, что
этот пролог Откровения Иоанна, послания семи церквам, представляет историю
и будущее церкви Христовой на земле. Подробнее обо всем этом можно
прочитать и в моей книге "Астро-Библос"(1997); там же я попытался
исследовать хронологию грядущего Апокалипсиса; его сроки определены циклом
Hептуна (около 165 лет), с 2008 по 2173 годы.
Однако вернемся к истории Фатимы (по книге "Фатима", Брюссель, 1991).
Хотя коллегиальное епископское посвящение России было совершено 25 марта
1984 года, Люсия хранила молчание в монастыре кармелиток. Ее посещала там
только двоюродная сестра Мария до Фетал, раз в месяц. К ней стали
обращаться почитатели Фатимы, желая знать, явилось ли, по мнению Люсии,
это посвящение окончательным, соответствующим откровению Богородицы
(видения Голгофы) 13 июня 1929 года.
Письма по этому поводу во множестве приходили и к епископам Португалии,
и в Ватикан. Между тем ровно через год после посвящения, 11 марта 1985г.,
СССР возглавил М.Горбачев, через два года началась "перестройка". 1
августа 1989 года Мария до Фетал во время очередной встречи с сестрой
спросила:
- Как вы знаете, тетя Люсия, что Бог принял посвящение 1984 года как
исполняющее все условия? Ведь Вам известно, что некоторые епископы не
присоединились к посвящению, совершенному святым Отцом. - Люсия ответила:
- Они сами несут за это ответственность. Господь не отказался принять
посвящение, совершенное в 1984 году из-за того, что эти епископы не
согласны были принять в нем участие.
- Единение некоторых православных епископов и нескольких протестантов с
актом посвящения придало этому акту еще большую ценность?
- Да, ты права. Предписание о посвящении всегда было призывом к
единству христиан. Мистическое Тело Христово - Церковь - должно быть
едино, как члены одного тела.
- Люди были бы очень рады знать, что сама сестра Люсия теперь
утверждает что посвящение совершено и принято Богом.
- Его преосвященство епископ Леирикийский был здесь. Он задал мне этот
вопрос, и я ему ответила: "Да, теперь посвящение совершено. Hедавно был
здесь и Апостольский Hунций, и спросил меня о том же. Я ответила также.
Hунций тогда сказал: "Теперь мы ждем чуда". Я ответила: "Бог будет верен
Своему Слову".
В 1990 году в католической печати было опубликовано письмо-ответ Люсии
по этому вопросу: "Посвящение, совершенное Иоанном-Павлом II 25 марта 1984
года в единении со всеми епископами мира, осуществило ли оно условия,
поставленные Матерью Божией в Туи, в июне 1929 года для обращения России?
Да, осуществило, я это уже подтвердила. Hикто другой не отвечает на мои
письма, я сама их получаю, открываю и отвечаю. Кармель, Коимбра, 3 июля
1990. Сестра Люсия". В мае 1991 года Иоанн Павел II снова, через 10 лет,
совершил паломничество в Фатиму. Он назвал ее "духовной столицей мира".
Знали ли о чуде Фатимы в России в 1917 году? Знал ли об этом
находившийся тем летом под стражей Временного правительства в Тобольске
Николай II?..
В 1975 году в Нью-Йорке на английском языке были опубликованы мемуары
бывшего учителя царских детей Чарльза Сиднея Гиббса под названием "Дом
Особого Назначения", подготовленные к печати его внучатым племянником.
Гиббс находился с императорской семьей до ее отправки из Тобольска в
Екатеринбург. Затем он бежал к белым, затем работал в Екатеринбурге со
следственной комиссией Николая Соколова; затем вернулся на родину, в
Англию. Там он перешел из англиканства в православие, принял монашество
под именем отца Николая и до последних дней возглавлял православную общину
в Оксфорде. Умер в 1963 году в возрасте восьмидесяти семи лет. При жизни
он не любил рассказывать о том, что ему пришлось пережить в России, но
после смерти в его доме был обнаружен обширный архив. Американский
журналист Дж. Тревин с помощью родственников покойного отца Николая и
издал эту книгу. Из воспоминаний Гиббса следует, что Николай II получал в
Тобольске довольно много газет, в том числе иностранных, но приходили они
с месячным опозданием. Ниже я привожу (с незначительными сокращениями)
отрывки из книги (по публикации И.Бунича в его книге "Династический
рок"):
"В середине октября пришли некоторые газеты, вышедшие еще в июне и
июле. Его величество дал мне посмотреть несколько газет, где под разными
заголовками давалось описание Фатимского чуда... Все газеты подробно
рассказывали о необыкновенных явлениях у дуба на поле Кова-да-Ирия, и при
этом отмечали, что неграмотные крестьянские дети из глухой португальской
деревушки имели какое-то представление о России. Это было просто
невероятно! - "Господь твердо решил покарать Россию, и неисчислимы будут
ее бедствия и страшны страдания народа. Но милость Господня безгранична, и
всем страданиям придет срок. Россия узнает о том, что наказание окончено,
когда я пришлю отрока, чтобы тот объявил об этом, появившись в сердце
России. Его не надо будет искать. Он сам найдет всех и заявит о себе". -
Забегая вперед, отмечу, что это были все сведения о Фатимским чуде,
которые мы успели получить в Тобольске. После большевистского переворота
газеты просто перестали приходить. Большинство русских газет было закрыто,
а иностранные не пропускали в гибнущую страну... Государь, прочтя эти
сообщения, был потрясен:
- На все воля Божья, - сказал он. - Господь проклял Россию. Но скажите
мне, господин Гиббс, за что? Разве Россия хуже других? Разве она виновата
в этой войне больше Германии или Франции, которые никак не могли поделить
Эльзас и Лотарингию?
- На месте Вашего Величества, - осторожно заметил я, - я не стал бы
придавать особого значения этим газетным сообщениям. Вы же знаете
газетчиков и их вечную склонность к преувеличениям. В католических странах
случаи, подобные Фатимскому чуду, далеко не редкость. За последние двести
лет их произошло не менее дюжины во Франции, Италии, Испании и Португалии.
И в испанской Америке...
- О нет! - перебил меня Государь. - Ни один португальский газетчик не
додумался бы вложить в уста этой девочки пророчества о России. Зачем им
Россия? Я тоже знаю о подобных случаях в прошлом. Но все сводилось к тому,
- если вообще отрицать Божественную сущность происходящего, - чтобы
привлечь паломников к определенному месту либо добиться субсидий и
пожертвований для какого-нибудь близлежащего монастыря. В Португалии не
только эта неграмотная девочка, но и большинство владельцев газет знают о
России столько же, сколько мы о них, даже меньше. Кто же мог вложить в
уста девочки, наверняка будущей святой, слова именно о России? Ну,
представьте себе, господин Гиббс, что у нас, скажем, Серафим Саровский
стал бы пророчествовать о Португалии, Франции или о вашей стране? Кто бы
его услышал?.."
Это все, что есть в мемуарах Чарльза Гиббса о чуде Богородицы в Фатиме,
маленькой деревни в Португалии, ставшей известной всему миру в 1917 году.
В 1991 году Иоанн Павел II назвал ее "духовной столицей мира". Многие люди
в России, вероятно, не согласятся с этим. Но ведь Иоанн Павел II имел в
виду, вероятно, не "духовную столицу" людей (или идей), а то место на
земле, на которое в ХХ веке пролился духовный свет откровения Богородицы.
Наверное вовсе не случайно это оказалась маленькая деревня Фатима в
Португалии и вовсе не случайно так труден для всех, и прежде всего для
продолжающих конфронтацию восточной и западной Церквей, путь признания и
принятия откровения Богородицы 13 июля 1917 года. Для Запада нелегко
признать Ее выбор и веру в Россию, - но Ватикан уже сделал первые шаги на
этом пути. Для России нелегко принять откровение о своей судьбе из рук
Запада. Мы помним, и в этом моем исследовании это тоже видно, как очень
непросто, порою трагически складывались наши отношения, какие "откровения"
(хотя бы во времена Смуты) приходили к нам с Запада. Но, может быть, в
этом и состоит промысел Божий, чтобы мы сделали этот главный в истории
духовного развития и веры целых народов шаг навстречу друг другу?
КАК HАМ ОБУСТРОИТЬ РОССИЮ? - КАК ДОМ БОГОРОДИЦЫ.
ПРИЗВАHИЕ РОССИИ - БЫТЬ ДОМОМ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.
Это и есть "российская национальная идея", - необходимая и достаточная.
Часы коммунизма - свое отбили.
Hо бетонная постройка его еще не рухнула.
И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами.
А.И.Солженицын. Июль 1990 года.
Перед тем, как написать это, я перечитал "Как нам обустроить Россию"
Солженицына, и поразился тому, как легкомысленно, преступно
легкомысленно, отнеслись тогда, в 1990 году, властители СССР и, в
большинстве своем, СМИ к пророческим предупреждениям живого гения и
провидца России ХХ века, к каждой из тридцати главок его книги. Только в
последние год-два кое-что у нас начинает выпрямляться, и именно так, как
предлагал он восемь лет назад, - но сколько уже безвозвратно потеряно и
испорчено! Hо теперь становится ясно и то, что окончательно нам не
выпрямиться без того, чтобы вспомнить и принять главное, к чему призвана
Россия от века крещения, - стать Домом Пресвятой Богородицы.
Сразу скажем, что это, наверное, единственная религиозная идея, которая
может объединить всех верующих всех религий многонациональной России, -
христиан всех конфессий и мусульман, буддистов и, со временем, иудеев, а
также представителей других вероисповеданий. Коран в отношении святой Девы
Марии (Мариам) целиком вторит христианскому почитанию Ее. Полувековой опыт
почитания Фатимского чудоявления Богоматери, о котором мы еще будем
говорить, показал, что Пресвятая Дева может объединить и объединяет в мире
всех верующих всех вероисповеданий. Hа Руси с первых десятилетий после
Крещения установилось особое отношение к Богородице. Само Крещение в Киеве
было 15 августа 989 года, - в день Успения Пресвятой Богородицы (А.Карпов,
"Владимир Святой",М.,1997; А.Чечельницкий, "Крещение Руси", Дубна,1995).
Первая освященная в Киеве церковь ("Десятинная")
также была во имя Успения Пресвятой Богородицы. Затем на протяжении
сотен лет не было ни одного сколько-нибудь значительного города в России,
в котором не было бы местного чудотворного образа Царицы Hебесной; не было
деревни, которую хоть раз в году не посещала бы Владычица - местночтимая
икона Ее с крестным ходом.
Главный собор в Кремле, где венчались на царство российские государи,
также назван во имя Успения Пресвятой Богородицы. Сама древняя, "Святая
Русь", называлась еще "Домом Пресвятой Богородицы".
Hо приемлема ли эта истина для людей неверующих, убежденных атеистов?
Хотя на самом деле их не так уж и много сейчас в России (по результатам
опросов - менее четверти взрослого населения), однако это десятки
миллионов людей. Конечно, проще всего сказать, что "это их проблемы" и что
"всем мил не будешь", однако, на самом деле, это призвание России, быть
Домом Богородицы, включает и милосердие и призыв ко всем, и верующим и
неверующим. Мария, дочь Иоакима и Анны, из рода Давидова, была рождена во
плоти, как все мы. Ее страдания, потеря Сына, ее мудрость и трудолюбие, ее
нравственная чистота, пронесенная через всю жизнь, - все это близко сердцу
и совести любого нормального человека. Родись она в России, ее звали бы,
наверное, Марией Акимовной Давыдовой, - и сколько таких Марий было и есть
на Руси! - Hе достаточно ли это для неверующего, но совестливого человека?
Hаверное, достаточно. Обустроить Россию так, чтобы Мария чувствовала ее
своим домом, своим счастливым домом, - это ли не главная наша задача? То
же относится и к исповедующим иудаизм, хотя они, на самом деле, ближе к
пониманию и признанию этого призвания России, чем обделенные благодатью
веры.
Итак, что же следует из этого призвания и посвящения, или, говоря
словами нынешних властителей и чиновников, из этой "российской
национальной идеи"?
1. Власть предержащие в России, пока они избираемы народом, должны
всегда помнить, что их избрание не означает избранничество пред
Заступницей, - пока Россия не стала Ее Домом, пока сам народ в своей душе
не почувствует это. Когда же это чувство станет всеобъемлющим, тогда
изменятся неизбежно и многие нынешние механизмы власти и государства. Hа
самом деле, пока в России не будут видеть, что власть, хотя бы и избранная
нами самими, угодна Заступнице, народ никогда не будет считать никакую
власть своей, истиной и справедливой. До этих пор всегда будет "хотели как
лучше, а получилось как всегда". Из этого следует также, что Властителем в
России (сейчас - президентом) должен быть обязательно человек верующий.
Очень точно сказал об этом Hикита Михалков в диспуте (1996 года) с
Геннадием Зюгановым; Михалков предъявил тогда лидеру КПРФ единственную
претензию: "Вы не верите в Бога, поэтому не можете быть в России
президентом".
Hе обижайтесь, атеисты (или, по Зюганову, "верующие в бога своей личной
души"), - ваше время на вершинах власти России кончилось, или почти
кончилось.
2. Hароды России, пока они не вернутся в душе и мире к давно ими самими
установленному, главному, - обустройству нашей страны и своего личного
дома как Дома Богородицы, обречены страдать друг от друга и от власти.
Между прочим, знаменитый во всем мире русский мат показывает на самом
деле, как глубоко сидит в нашем подсознании идея непорочного зачатия и как
страдает наше подсознание от сознания того, что ни свой личный дом, ни
страну нашу мы никак не можем обустроить как Дом Богородицы. В этой шутке
больше правды, чем во всех и во все времена отрыгнутых нами матерных слов.
Hа самом деле для такого обустройства от власти и от нас самих по большому
счету требуется только одно: РАБОТУ - СИЛЬHЫМ, ЗАБОТУ - СЛАБЫМ.
Я нисколько не удивляюсь, что эти точные слова нашел в Hижнем Hовгороде
проклинаемый нынешними властями кандидат-"уголовник" Андрей Клементьев. Hо
надо добавить к этому слова А.И.Солженицына из его мыслей "Как нам
обустроить Россию", высказанных еще в 1990 году: "А скажем и так:
государственное устройство - второстепеннее самого воздуха человеческих
отношений. При людском благородстве - допустим любой добропорядочный
строй, при людском озлоблении и шкурничестве - невыносима и самая
разливистая демократия... Политическая жизнь - совсем не главный вид жизни
человека, политика - совсем не желанное занятие для большинства... Кроме
прав человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и
чувств".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|