Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящемОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕНаписать книгу о масонстве одновременно и легко, и трудно. Решить, какой путь избрать, легкий или труд ный,— значит определить характер задуманной работы. Если пойти за так называемой «оккультной» литературой, изданной в далеком и недавнем прошлом, то задача автора безмерно облегчается. Окажется, что ма сонство можно представить в совершенно фантасти ческом измерении, исписывая без затруднения страницу за страницей. Задача совсем иного рода встанет перед исследователем, вознамерившимся подойти к теме с научной серьезностью. В этом случае выбор источников должен быть тщательным, их оценка — строгой, анализ документального материала — предельно разборчивым. Дело в том, что на сто страниц, написанных в прошлом о масонстве, по меньшей мере девяносто, не задумываясь, можно выкинуть в корзину. Нередко даже масонские источники, во всяком случае в Италии, были вызваны к жизни стремлением изготовивших их авторов возвысить движение вольных каменщиков. Задача исследователя еще более осложняется, если требуется сочетать стро гость научного анализа с простотой изложения, доступ ного для широкого читателя. Масонство — это историческое, культурное и духов ное явление невероятной сложности, хотя его осново полагающие принципы могут быть поняты многими. Из ложить его историю в рамках небольшой книги зна чило для меня бросить вызов самому себе. Удалось ли мне с честью выйти из этого поединка, сказать не могу. По крайней мере я постарался, чтобы простота и краткость изложения не превратились в вульгаризацию. Эта книга имеет обширную документальную базу. В то же время в ходе самой исследовательской работы я вынужден был отсечь все, что напрямую не касалось тематики, оставляя при этом некоторые общекультур- 22 ные реминисценции. Это касается, к примеру, главы, «освященной трактовке символа школой Юнга и воззрения такого выдающегося физика, астронома и мате матика, философа науки, каким был А. С. Эддингтон, разрабатывавший проблематику взаимосвязи символа, научного познания и познания реальности. Замечу, что мне представлялось чрезвычайно полезным делом указать на научную сторону символического метода, так как в самом масонстве весьма часто отсутствует адекват ное внимание к познавательной функции символа. Расхожее определение масонства, особенно принятое, насколько я мог заметить, среди англосаксов, сводится К тому, что масонство — это «изумительная по красоте система нравственности, завуалированная аллегорией и иллюстрируемая символами». Следовательно, предпола гается, что масонские символы являются символами нравственности. Согласен, утверждение весьма справед ливое, но далеко не исчерпывающее. Дело в том, что в масонской символогии, кроме нравственных тем, под-спудно звучат также великие темы духовного познания, «гносиса»: космическая драма смерти и воскресения, единства и всемирности опыта духовного человеческого познания, находящегося как бы за пределами его раз нообразных исторических проявлений, тема настоя тельной потребности соединить разум, интуицию и традицию в целостный импульс, ведущий к совести, и т. д. Сегодня уже многие авторитетные ученые среди математиков и психологов утверждают, что символы откры вают нуги к более глубокому истолкованию действительности. Мне же кажется, что мы подошли вплотную к тому, что можно было бы назвать конвергенцией метод а. И масонам не следовало бы недооценивать эту возможность. Собирая документальный материал, я достаточно широко пользовался собранием «Масонского обозрения» . Этот журнал, будучи центральным органом Великого Востока Италии (масонской ложи, именуемой еще иногда и по месту пребывания ее штаб-квартиры ложей дворца Джустиниани), в настоящее время является, пожалуй, главным рупором современного итальянского масонства. Всякий желающий может подписаться на это издание, его можно найти в библиотеках, продается оно и в газетных киосках. В целях придания книге более « актуального» звучания я счел целесообразным «проштудировать» подшивку упомянутого журнала за несколько 23 лет. Думаю, что время я потратил не зря. «Масонское обозрение» содержит материал, который не сыщешь в каком-либо ином источнике. В панораме масонской международной публицистики это издание стоит далеко не на последнем месте. Спешу, однако, разочаровать тех, кто предполагает, будто на страницах этого из дания можно отыскать публикации официального харак тера, отражающие мнение Великого Востока Италии по политическим, экономическим и культурным проблемам. В журнале масонов ничего подобного он не найдет. Основное внимание уделяется «программе» личного са моусовершенствования, основывающейся на суггестив ной символике и на этических принципах, исторически неизменных, позволяющей масонству привлекать к себе людей самого различного происхождения и самых раз нообразных убеждений. Так что вряд ли этот журнал может служить выражением какой-то единой позиции. Только в чрезвычайных обстоятельствах масонство выступает как некое «единое целое». Никогда оно не действует на основе какого-то единого метода. Тем не менее в «Масонском обозрении» встре чаются статьи, всегда подписанные подлинным именем автора, берущего на себя всю полноту ответственности за свои высказывания по таким вопросам, как положение пожилых людей и пенсионеров в обществе, опасность наркомании, порнографии, разводов, необходимость сохранения светского характера государства, совершенствования законности, злоупотребления цензу ры и т. п. Главное в работе журнала — исследования по истории, символогии и философии в самых широких хронологических рамках при ничем не стесненном разнообразии мнений. Обращаясь к прошлому, авторы ста раются говорить современным языком, применяя исто риографические методы и способы интерпретации, психо логический анализ, соответствующий последним дости жениям науки. Впрочем, не повторяя вслед за Еккле- зиастом, что, мол, нет ничего нового под солнцем, подчеркну, что все-таки одна из основных духовных проблем современного мира не столько изобретение но вого, сколько интерпретация, критическое восстанов ление и обновление того, что нам завещано прошлым. Желая сделать свою книгу более актуальной, я включил в главу «Масонство в Италии и сегодняшнем мире» интервью с бывшим Великим Мастером (Великим Ма гистром) Великого Востока Италии и тогдашним глав- 24 редактором «Масонского обозрения» проф. Джорда но Гамберини. Я признателен ему за помощь, оказанную мне в работе над книгой. Проф. Гамберини изложил мне четкую картину географии международного масонства, а также охарактеризовал положение масонов в Италии и их связи с масонскими общинами за рубежом. Дж. Гам берини был одним из деятелей итальянского масонства, которые способствовали признанию Великого Востока Италии со стороны Великой объединенной ложи Англии. Признание «регулярности» за этим движением итальян ского масонства означало его включение в систему меж дународных отношений всемирных вольных каменщиков. Бывший Великий Мастер имел возможность посетить масонские общины во многих странах мира, отчего сказанное им действительно можно считать информа цией из первых рук. Для документального подтверж дения своих исследований я использовал многочислен ные иностранные источники, главным образом на англий ском языке. Прежде всего следует выделить фундамен тальные работы Б. Джонса, книгу о Древнем шотланд ском обряде, написанную анонимными «антимасонами», антологию символики М. П. Холла и др. В главе «Масонство, общество, политика и культура» Я попытался опровергнуть (на основе выводов, к которым » пришел в ходе научно-исследовательской работы) общеизвестное представление, будто масонство находит ся в услужении у тех или иных политических групп или органов власти. В зависимости от пристрастий — в услужении у сионистов, коммунистов, англо-амери канского империализма, неофашизма и т. д. История масонства, как мне кажется, не дает оснований для подобных прямолинейных утверждений. В последние годы скандальные слухи поднялись, подобно девятому валу. Самые грязные обвинения были брошены в адрес масонства, в котором усматривали тайный центр власти. Такое мнение — отчасти историч еский предрассудок. В течение нескольких лет мне пришлось изучать масонские издания, познакомиться с приверженцами великого Востока Италии, встречаться с членами ма- сонских лож, политические взгляды которых были весьма различны. Всех этих людей роднило одно — независи-мость д уха и независимость суждений. Конечно, я не собираюсь выступать в защиту той или стороны. Главное для меня — пролить свет на идеа- 25 лы вольных каменщиков. Убежден, как убежден любой непредвзятый человек, что если тот или иной масон совершает поступок, идущий вразрез с идеалами сво боды, равенства и братства (а именно это триедин ство является основой устава масонов, в том числе и в Италии), то совершает он его вовсе не потому, что является масоном, а вопреки своей принадлежности к братству и против его установлений. Стоит ли валить в одну кучу и масонов и бандитов из ку-клукс-клана, творящих преступления под прикрытием ритуальных таинств, ни по стилю, ни по сути не имеющих ничего общего с «тайной» масонов? Эта «тайна» в отличие от секретов заговорщиков состоит в духовности и традиции. Масонство, не будучи организационно филантропической структурой, тем не менее оказывает поддержку раз личным благотворительным начинаниям, не стремясь при этом рекламировать свою деятельность. Тайна — приз нак хорошего вкуса. Во всяком случае, это мое мнение. Гуманитарные акции, предпринимаемые масонами, лише ны коммерческого характера и столь распространенной в Италии идеологизированности и предвзятости. Так, дон Анджело Фануччи, католический священник общинного центра «Джезу Рисорто», воспитывающего детей, страдающих врожденными физическими недостатками, оценил денежный дар, переданный масонами, следующими словами: «Признаюсь, что это приношение меня особенно радует. Несмотря на все усилия преодолеть схематизм мышления, сковывающий нашу способность понимать действительность в ее разнообразии, повторяю, несмотря на все усилия видеть человека, а не идеологическую схему, некоторые предрассудки, внушенные нам в то вре мя, когда сознание ребенка еще не сформировалось, продолжают давать ядовитые всходы, пусть даже и на подсознательном уровне. Вот и само слово «масон» ассоциируется в нашем воображении с чем-то угро жающим и таинственным. Таким образом, открытие, а в действительности подтверждение, что жизнь не похожа на мертвые схемы, что на другом поле другие братья с полной серьезностью трудятся так же, как трудимся мы, испытывая при этом радость жизни и стремление идти тропой поиска вместе, пусть и придерживаясь разных взглядов, не может не вызвать ощущения воз можности подлинного внутреннего мира. А это осво бождает человека от ложного и тягостного бремени — считать себя единственным хранителем истины...» Слова 26 эти заимствованы нами из письма, с которым като лический священник обратился в марте 1976 г . в «Масонское обозрение». Я вовсе не претендую на то, что книга, которая одновременно носит научный характер и пытается быть доступной широкому читателю, во всем мне удалась. В ряде случаев я не мог обойтись без научной тер минологии, в других местах лишь коснулся тематики, имеющей сложное теоретическое обоснование, например в главе «Симвология как священнодейство», говоря о сопоставлении идеалов масонства и некоторых совре менных идеологических течений. Однако надеюсь, что в целом язык книги доступен, а аргументы вполне оче видны. При написании книги мне пришлось прибегнуть к обильному пересказу источников. Все они даны в сводной библиографии, приводимой в конце книги. Каждый источник снабжен подробными выходными данными. Та ким образом я постарался гарантировать читателю воз можность перепроверить в случае надобности исходный материал. Хотел бы поблагодарить своих коллег, которые ока зали мне помощь в поиске ряда источников, своего друга Альберто Амбези, специалиста в области иници-ационных традиций, без поддержки которого книга вряд ли была бы написана. Завершить же это введение мне придется с извест ной долей самоиронии. Дело в том, что в книге я употребляю местоимение «мы», относящееся, разумеется, к моей особе. Нет, пусть читатель не думает, что это «мы» должно звучать как местоимение в королевских рескриптах. Отнюдь нет. Просто мне хотелось таким образом сделать изложение менее окрашенным личност ным отношением к предмету исследования. Главное же еще раз подчеркнуть, сколь многим каждый из нас обязан другим людям и другим высказанным когда-то мыслям, предположениям и оценкам.
Ваш комментарий о книге |
|