Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

БИОГРАФИИ МАСОНОВ

Бенедетто Кроче, философ, имевший право позволить себе многое в области духа, определил однажды культуру масонства как «культуру по сниженным це нам», рассчитанную на «коммерсантов, инженеров средней руки, школьных учителей, адвокатишек и враче вателей».

Поверхностное суждение, при этом нелестное для представителей перечисленных им профессий. Нам неведомо, какими критериями руководствовался философ, отказывая всем этим людям в праве на куль турность.

Даже беглый взгляд на галерею персонажей, при надлежавших масонству, убеждает нас в излишней го рячности Кроче. В оправдание философа скажем лишь, что это его высказывание пришлось на то время, когда масонство и в самом деле выглядело не лучшим образом.

Библиография жизнеописаний масонов не особенно велика. В Италии лишь в последние годы в этом направлении были предприняты робкие шаги. В журнале Великого Востока Италии стали появляться биографические справки о наиболее известных масонах, под редакцией Дж. Гамберини вышла книга «Тысяча лиц масонства». Благодаря публикации документаль ного материала стало известно, что врата масонско го храма были открыты для Гёте, Моцарта, Флеминга и многих других создателей культуры человечества. Мы не намерены прославлять масонство только потому, что среди его членов были великие люди. Нам хотелось бы показать, каким образом выбор масонского пути повлиял на становление личности многих замечательных людей.

С этой целью мы выбрали ряд имен, на наш взгляд представляющих наиболее полно различные круги культурной, политической и профессиональной деятельности наиболее известных в истории лиц. В

262

то же время мы не стали злоупотреблять многими прославленными именами, насчет которых отсутствуют документальные подтверждения их масонства. Достоверность сведений о том, что то или иное лицо было членом масонской ложи, основана на архивном материале, имеющемся в распоряжении масонских организаций и хранящемся в государственных архивах. Этими материалами мы обязаны Дж. Гамберини, проведшему необходимую исследовательскую работу. Кроме того, мы использовали материал, содержащийся в «Словаре масонства и масонов» Алека Меллора.

МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи (1689—1755)

Писатель и философ, выдающийся представитель французского Просвещения, автор «Персидских писем» и «О духе законов». Монтескье подверг критике полити ческий и религиозный абсолютизм, настаивал на проведении в жизнь принципа разделения власти {на законодательную, политическую, судебную), одержавшего победу в Англии, а затем положенного в основу всех демократических конституций. Посещая интеллектуальные салоны в Бордо, Монтескье так и не стал «светским человеком». Он неизменно придерживался принципов морализма. Монтескье был принят в масоны 12 мая 1730 г. в Лондоне. Обряд инициации состоялся в ложе «Горн», руково дителем которой был католик герцог Норфолкский. Со общение об инициации было опубликовано на страницах «Бритиш Джорнэл» 16 мая. Сообщения о масон ской деятельности Монтескье публиковались также в течение 1734—1735 гг. '.

ВОЛЬТЕР (Мари Франсуа Аруэ) (1694—1778)

Литератор, историк, философ, полемист, из вестен как духовный вождь французского Просвещения. Жил в Англии в 1727—1729 гг., где воспринял уче ние Локка, Ньютона, Кларка. По возвращении на роди ну взял на себя труд по распространению их уче ния, опубликовав среди прочего «Письма об англи чанах» и «Начала философии Ньютона».

Вольтер был сторонником деизма, по его собственным словам, «религии, растворенной во всех религиях», основанного на почитании Творца и культе человеческих и общественных добродетелей. Он так же был поборником религиозной терпимости, соз-

263

дал жанр антиклерикальной полемики, содержащей элементы едкой сатиры, во многом предопределившей развитие культурной жизни во Франции.

Вольтер выступал против войны и смертной казни, разработал представление об истории как прогрессе, коллективном усовершенствовании человеческого ро да. Исторические взгляды Вольтера вошли составной частью во многие социально-политические учения XIX в. Маркс высоко оценивал «вольтерьянство», к ко торому немецкая академическая философия относилась с пренебрежением 2 .

Вольтер был посвящен в масоны в возрасте 84 лет, незадолго до кончины. 17 февраля 1778 г. он был принят в ложу «Девяти Сестер». В масонский храм Вольтер вошел, опираясь на Бенджамина Франклина. Когда Вольтеру был передан фартук, принадлежав ший прежде философу Гельвецию, он «поднес его к губам, а затем долго ласкал тонкими пальцами». Руководитель ложи, астроном Лаланд, произнес речь, в которой восславил Англию, «цитадель свободы», «первую любовь Вольтера» 3 .

ФРАНКЛИН Бенджамин (1706—1790)

Государственный деятель, американский мысли тель.

В молодости основал «Пенсильванскую газету», в Филадельфии первую в истории Соединенных Шта тов публичную библиотеку. В 1728 г. опубликовал сочинение «О вере и религии», в котором изложил свои взгляды на религию, носившие ярко выраженную гностическую окраску. Двадцатидвухлетний Франк лин писал: «Верю, что есть абсолютно совер шенное Верховное существо, по замыслу и творчест ву которого возникли боги. Верю, что человек не есть самое совершенное существо, будучи всего лишь одним из существ. Ниже человека немало существ, стоящих на более низких ступенях развития. Но и выше человека — немало превосходящих его степеней. Вооб ражение переносит меня за пределы нашей системы планет, за пределы неподвижных звезд в то про странство, которое во всех измерениях бесконечно и наполнено такими же солнцами, как наше, и каж дое окружено хороводом миров, вечно вращающихся вкруг своего светила. Воображение подсказывает, что Бесконечность создала многие и высшие по отношению

264

к человеку существа, умеющие внимать Его совершен ству лучше, чем это можем делать мы, люди... Быть может, те, созданные Бесконечностью существа, бессмертны. Быть может, они изменяются во времени огромных по длительности периодов и на смену им при ходят другие. Но мне представляется, что каждый из них не может не быть необычайно мудрым, добрым и могущественным. Каждый создал для себя лучистое солнце, окружив его прекрасной и достойной вос хищения системой планет. Именно этому, своему собственному богу, я желал бы поклоняться...» 4 .

В 1731 г. Франклин был посвящен в масоны в ложе «Св. Иоанна» (Филадельфия). Его масонская карьера была стремительной. В 1734 г. он стал Мастером Великой пенсильванской провинциальной ложи, имено вавшейся таким образом потому, что подчинялась она непосредственно Великой ложе Англии. В том же го ду Франклин впервые в американских колониях опуб ликовал в собственной типографии масонские «Уставы» Андерсона.

Во второй половине 40-х годов XVIII в. он, посвятив себя изучению электричества, пришел к изобретению молниеотвода.

В 1751 г. Франклин был избран депутатом от Пенсильвании, с тех пор его политико-дипломати ческая деятельность не прекращалась ни на мгно вение. Он был одним из вождей американской не зависимости. В 1776 г. вместе с Джефферсоном он работал над написанием «Декларации независимо сти», затем руководил военными операциями, был «ми нистром иностранных дел» повстанцев. В этом своем качестве Франклин и подписал договор между Соеди ненными Штатами и Францией, страной, где он бывал неоднократно, где его неизменно принимали со всеми масонскими почестями. В 1778 г. он при сутствовал на инициации Вольтера, спустя несколь ко месяцев совершил обряд масонского погребения ве ликого французского философа. В течение двух лет (1779—1781 гг.) Франклин являлся Достопоч тенным Мастером ложи «Девяти Сестер». Многие французские ложи избрали его своим почетным чле ном.

Франклин боролся с рабовладением, он завещал большую денежную сумму на создание сети школ по вышения квалификации молодых рабочих.

265

На страницах своей «Автобиографии» Франклин не говорит о масонстве открыто. Он лишь упоминает о деятельности клуба «Единение», ставившего своей целью повышение культурного уровня и взаимопомощь его членов 5 .

ВАШИНГТОН Джордж (1732—1799)

Верховный главнокомандующий армии колонистов в Войне за независимость (1755), первый президент Соединенных Штатов Америки (1789).

Вашингтон получил инициацию в ложе Федерикс-бурга 4 ноября 1752 г. С 1788 г. и до конца своих дней был Достопочтенным Мастером ложи «Алек сандрия», действовавшей в одноименном городе 6 .

В масонской антологии «Сокровищница масонской мысли» опубликован отрывок, в котором Вашингтон подчеркивает, что поведение отдельных членов ма сонства, равно как и содержание публикаций, посвя щенных деятельности ордена, должны преследовать одну цель — «убедить человечество в том, что величайшая задача, решаемая масонством,— это поиск пути для достижения счастья всего человеческого рода» 7 .

ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим (1729—1781)

Литератор и философ, член ложи «Трех Золотых Роз» в Гамбурге, где и был посвящен в масоны в 1771 г. 8 .

Занимался изучением природы и смысла по этического искусства и художественного творчества, основоположник немецкой классической литературы. В «Лаокооне» (1766) разработал принципы эстетики жи вописи и поэзии, соответственно относящиеся к «телам» и «поступкам».

Исследовательская работа Лессинга в области рели гии привела его к разработке учения, выдержанного в духе пантеизма, хотя справедливости ради следует сказать, что ему как мыслителю были чужды доктринерские схемы и заранее готовые истины. Он даже отождествил понятие «истины» с процессом «поиска истины». Известно знаменитое высказывание Лессинга о том, что если бы Бог имел в правой руке своей всю истину, а в левой только указание, в каком направ лении эту истину искать, то он выбрал бы для себя поиск, ибо чистая истина годится только Богу .

Лессинг полагал, что история — это «прогрессивный порядок», своего рода гимнастический зал, в котором че-

266

ловек может совершенствовать свои способности. Глав ное в истории, по Лессингу, воспитание человеческого рода. Религиозное откровение, считал он, разрешается в процессе воспитания. Различия, существующие между Ветхим и Новым Заветами, показывают, как религия по-разному выражает себя в ходе поступательного развития и смены фаз в истории человечества. Так, в «Воспитании человеческого рода» (1780 г.) немецкий философ предрекает время «Нового Евангелия», Вечной книги, обещанной человечеству. Лессинг полагал, что че ловечество движется к «эре совершенства», когда чело век будет творить добро, потому что это добро, а не ради поощрения, учрежденного в прошлом по человеческому произволу |0 .

Лессинг является автором фундаментального труда «Gesprache fur Freimaurer», написанного в 1778— 1780 гг. В этом сочинении он обрушивается с критикой на немецкие ложи, где гнездятся все пороки совре менности: фантастические измышления неотамплиеров и разглагольствования о бесклассовом обществе. Лессинг полагал, что главное, чем следует заниматься масонам, состоит в обеспечении свободного эзотерического поиска истины ".

МОЦАРТ Вольфганг Амадей (1756—1791)

Музыкант, гениальный композитор, создатель не превзойденной инструментальной и вокальной музыки. Моцарт достиг вершин во всех жанрах музыкального творчества, обессмертивших его имя. Напомним только его концерты для фортепьяно с оркестром d-mol (К 466) и c-mol (К 491), симфонии, оперы «Дон Жуан» и «Волшебная флейта», «Реквием». Моцарт был инициирован в Вене в ложе «Благотворительность» 14 декабря 1784 г.

Моцарт написал немало масонской музыки, которая звучит во время исполнения масонских обрядов в ложах. Самым знаменитым сочинением в этом роде является «Погребальная масонская музыка» (Maurerische Trauer-musik, c-mol) (К 477), написанная на смерть масонских братьев графа Франца Эстергази фон Таланта и герцога Георга Августа фон Мекленбург-Штрелитца. Это произведение занимает особое место в творчестве зальцбургского гения. Его отличает прочная и ясная структурная форма, необычная инструментовка, не имеющая себе равных по изобретательности и вкусу, торжествен-

267

ность маршевой темы, построенной вокруг центрального элемента-стержня — грегорианского песнопения. Эта музыка пронизана чувством «романтической грусти», задолго предвосхитившей путь развития современного музыкального творчества.

Хотелось бы еще упомянуть одно величайшее масон ское сочинение Моцарта — кантату «Laut Verkiinde umsere freude». Жена великого музыканта, Констанца, вспоминала в этой связи, что временное улучшение здоровья Моцарта в середине ноября 1791 г. позво лило ему дирижировать ее исполнением; последние строки кантаты были написаны композитором накануне перехода в край Вечного Востока, на собрании ма сонской ложи «Надежда». Текст кантаты был написан масоном Шиканедером, автором либретто «Волшебной флейты», оперы, в которой за экзотикой «египетских тайн» скрыто подлинно масонское вдохновение.

Не будет преувеличением сказать, что среди художников, посвященных в тайны масонства, Моцарт был самым боговдохновенным и более всего «воздавшим человечеству» своим мастерством

12

МЕН ДЕ БИРАН Мари Франсуа Пьер (1766—1824)

Французский философ-идеалист.

В «Новых опытах антропологии» разрабатывал тему отношений человека с Богом под углом зрения психологии. Он утверждал верховенство внутренней озаренности, противопо ставляя ее внешним проявлениям откровения. Тем не менее, Мен де Биран был традиционалистом, полагавшим необходимым строжайшее и тотальное соблюдение рели гиозных принципов («законов абсолюта») в общественной жизни. Его философские искания завершились уходом в мистицизм: «третий путь» человека наряду с пу тем органической жизни и путем совести. «Третий путь», по мысли французского философа, возможен благодаря двум основополагающим инструментам познания: медитации, проистекающей из мыслительной деятельности человека, но поставленной на службу божеству, и молит ве, являющейся способом приближения к божествен ному смыслу жизни. В 1820 г. Мен де Биран был Великим Мастером Великого Востока Франции 13 .

ЛАПЛАС Пьер Симон (1749—1827)

Физик, математик, астроном.

Его перу принадлежит «Трактат о небесной меха-

268

нике», названный Абетти грандиозной симфонией. В другом сочинении — «Системе мироздания» он сформулировал известную' гипотезу о происхождении солнечной системы м .

Лаплас был почетным Великим Мастером Великого Востока Франции 15 .

ДЖЕННЕР Эдуард (1749—1823)

Английский врач, основоположник оспопрививания.

В 1796 г. Дженнер сделал первую в мире привив ку от оспы. Открытие сулило ему благополучную жизнь в Лондоне, однако он предпочел вернуться в Беркли и поселиться в деревне, откуда был родом. Там он и закончил свои дни, спасая от оспы бедняков и изучая жизнь птиц. Дженнер был Великим Мастером ложи «Дружба» № 240 в Беркли в период 1811 — 1813 гг. |6 .

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749—1832)

Поэт, писатель и философ, ученый.

Автор «Фауста» и «Вильгельма Мейстера», Гёте является отцом-основателем романтической культуры. Его представления о Боге — это концепция «мировой ду ши», все сущее он сводил к миру архетипов. В об ласти научных исследований Гёте способствовал разви тию методологии компаративистских исследований. В центре его внимания был мир животных и растений ' 7 .

23 июня 1780 г. Гёте обрел «масонский свет» в веймарской ложе «Амалия». Известно его письмо, написанное на следующий день возлюбленной, в котором он сообщает ей о подарке — паре белых перчаток, полученных во время обряда инициации.

Гёте был горячим сторонником масонства до послед них дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладая высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства, он тем не менее содействовал «реформе Шредера», направленной на восстановление примата первых трех универсальных степеней ордена. В 1833 г. у гроба покойного брата Виланда поэт произнес в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда» 18 .

БЕРНС Роберт (1759—1796)

Национальный шотландский поэт.

Бернс был инициирован 4 июля 1781 г. в ложе «Свя-

269

того Давида» № 174 в Тарболтоне, был ассоциированным членом ложи «Кэннонгэйт Килвиннинг» № 2 в Эдинбурге с 1787 г., избравшей его своим «поэтом- лауреатом».

Бернс был хрупкого здоровья и умер молодым человеком. Масонские братья не раз помогали ему выйти из денежных затруднений и житейских трудностей. Его тонкое миропонимание выражено в таких стихах, как, например, «К мыши», где лирический герой сострадает живым существам, потревоженным нечаянно плугом. Берне автор целого ряда масонских стихов, среди них самого знаменитого «Прощание», в котором поэт обращается к «дорогим братьям, связанным одной мис- тической цепью» .

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770—1827)

Одна из крупнейших фигур в истории музыкаль ного искусства. Симфонии Бетховена являются вели чайшим памятником музыкального романтизма.

Точная дата его инициации отсутствует. Известно только, что масоном он стал еще молодым человеком в Бонне. Доказательством масонства Бетховена является письмо, написанное композитором масону Францу Ве- гелеру, в котором он выражает согласие посвятить масонству одну из своих кантат, известных под названием "Das Werk beginnt!"

Известно также, что со временем Бетховен охладел к масонству и не принимал в его деятельности актив ного участия

20

КИН Эдмунд (1787—1833)

Английский актер-трагик, один из величайших ин терпретаторов Шекспира.

Кин был членом ложи «Святого Марка» № 102 в Глазго 21 .

СТЕНДАЛЬ (Анри Мари Бейль) (1783—1842)

Историк масонства А. Меллор полагает, что «масон ство Стендаля не стало достоянием широкой гласности, хотя он и принадлежал в течение некоторого времени к ордену». Судя по всему, именно о Стендале идет речь, когда в документах масонских лож то и дело мель кает подлинное имя французского писателя — Бейль 22 . Стендаль, автор романов, литературно-критических работ, сочинений по истории художественного твор-

270

чества, прославил свое имя такими романами, как «Крас ное и черное», «Пармская обитель», основное содержание которых — тонкий психологический анализ героев.

ФУРЬЕ Шарль (1772—1837)

Философ и французский утопический социалист.

В «Теории всемирного единства» он дал описание утопической общины — «фаланги», состоящей из 1600 членов, организованных в фаланстер. Фурье подчеркивал в качестве «закона притяжения», объединяющего людей в трудовую организацию, их стремление избавиться от принуждения и отчуждения путем полного слияния производителя и потребителя. Многочисленные эксперименты общинной организации жизни в духе Фурье пред принимались даже в Америке группой интеллектуалов из Новой Англии 23 .

Подробности об инициации Фурье отсутствуют. Ему приписывают высказывание: «В нашем столетии возник совершенно новый вопрос. Наш век отказался употре бить значительные силы, предлагавшиеся ему масонст вом. Масонство напоминает необработанный алмаз, ко торым мы пренебрегли, не зная его подлинной цены...» 24 .

ПРУДОН Пьер Жозеф (1809—1865)

Свободомыслящий теоретик, предлагавший пере устройство экономики на началах «взаимопомощи», иными словами — взаимного оказания услуг всеми участниками трудового процесса, объединенных по средством профессиональных союзов и обменного банка. Прудон считается крупнейшим представителем домарк систского социализма, предтечей анархо-синдикализма.

Прудон принял масонское посвящение в 1847 г. в ло же «Искренность, Союз и Дружба» в Безансоне, хотя и не шагнул дальше степени подмастерья. Факт ини циации Прудона, по мнению Меллора, засвидетельство вал в наиболее яркой форме победу атеизма в Великом Востоке Франции.

В работе «О справедливости в революции и церкви» сам Прудон так описывает свое посвящение в масоны: «Как всякий неофит, прежде чем получить Свет, я должен был ответить на три вопроса: Чем обязан человек своему ближнему? Своей стране? Господу? На первые два вопроса мой ответ был выдержан в рамках ожидаемого. На третий вопрос, чем обязан человек Богу, я отве тил: — войной».

271

В той же работе Прудон развивает свои мысли о так. называемом антидеистическом масонстве: «Бог масонов не является ни субстанцией, ни причиной, ни душой, ни монадой, ни творцом, ни отцом, ни глаголом, ни лю бовью, ни Параклетом, ни Искупителем, ни Сатаной, ничем, что соответствовало бы трансцендентной кон- цептуальности. Вся метафизика масонством выброшена за борт. Масонский Бог является олицетворением все ленского равновесия. Бог — это Архитектор, он держит циркуль, уровень, угольник, молоток, все инструменты труда и меры. В области нравственности порядок такого Бога — справедливость. Вот вам и вся масонская теология»

ДЮНАН Анри Жан (1828—1910)

Известный филантроп, он является основателем «Красного Креста». Дюнан — лауреат Нобелевской премии мира за 1901 г. Историк масонства Р. Денслоу считает доказанным масонство Дюнана 26 .

УАЙЛЬД Оскар (1854—1900)

Английский поэт и писатель, образец изысканности стиля и декадентства. 25 мая 1875 г. ему была присвоена степень Мастера в ложе № 357 Оксфордского университета 2? .

ТВЕН Марк (Сэмюэл Клеменс) (1835—1910)

Известный американский писатель-юморист. Твен вступил в масонство в ложе «Полярная Звезда» № 79 в Сент-Луисе 22 мая 1861 г.

Во время одного из путешествий он прислал из Палестины в адрес своей ложи «молоточек», к которому было приложено выдержанное в юмористическом духе письмо. Твен извещал своих братьев о том, что «рукоятка молоточка вырезана братом Клеменсом из ствола ливанского кедра, своевременно посаженного братом Гоффредом Бульонским возле стен Иерусалима» 28 .

РИШЕ Шарль (1850—1935)

Французский физиолог и иммунолог, прославившийся работами в области физиологии нервной и мышечной систем, сомнамбулизма и сывороточной терапии. В 1902 г. им было сделано открытие анафилаксии. В 1913 г. он стал лауреатом Нобелевской премии в области ме дицины.

272

Рише один из первых ученых всерьез занялся изу чением парапсихологии, которую он называл по-свое- MV •— метапсихикой. Рише был масоном ложи «Космос» „ Париже а .

ПИРИ Роберт Эдвин (1856—1920)

Американский полярный путешественник, в 1909 г. достиг Северного полюса. Пири был членом ложи «Кэйн» № 454 в Нью-Йорке, которой передал на хранение ма сонское знамя, бывшее с ним во время полярной экспе диции 30 .

КИПЛИНГ Джозеф Редьярд (1865—1936)

Английский поэт и романист.

В 1907 г. Киплинг стал лауреатом Нобелевской пре мии по литературе.

Приведем следующие данные, сообщаемые Дж. 1 ам- берини, о масонской жизни Киплинга: «Посвящен в ма соны в ложе «Надежда и Упорство» № 782 в Лахоре, штат Пенджаб, Индия, в 1886 г. Свою ложу Киплинг прославил в стихотворении «Материнская ложа», опубли кованном в «Семи морях» в 1896 г. Важно подчеркнуть, что посвящение Киплинга было совершено Достопочтен ным Мастером индусом, степень Подмастерья Киплинг получил из рук Достопочтенного Мастера магометанина по вероисповеданию, возвышен до степени Мастера До стопочтенным англичанином в присутствии распорядите ля еврея. Стремление к универсализму — основная ха рактерная черта творчества Киплинга.

В дальнейшем Киплинг стал членом ложи «Филантро пия» № 391 в Аллахабаде (Бенгалия), переехав в Англию он сам основал ложу «Строителей» № 4948 и «Творцов» № 3456. Киплинг стал «поэтом-лауреатом» древнейшей ложи «Кэннонгэйт Килвиннинг» в Эдинбурге, той самой, которая в 1787 г. увенчала своим признанием национального шотландского поэта Роберта Бёрнса .

ТАГОР Рабиндранат (1861 — 1941)

Писатель, поэт и мыслитель.

Тагор вошел в историю как реформатору культуры Индии, выступив поборником «позитивистской» концеп ции в области осмысления духовного опыта. Благодаря деятельности Тагора традиционный монизм индуистской культуры обогатился в известном смысле западным ми ропониманием: глубиной познания мира (в противовес

273

классическому представлению о нем как о maya — иллю зии) и приматом личностного значения Бога (взамен тра диционному индуистскому представлению, основанному на присутствии в мире брахмана, то есть на абсолютно безличностном начале).

Тагор, судя по всему, стал масоном в молодости. В 1924 г . Верховный Совет шотландского обряда прису дил Тагору почетную премию, которая была вручена ему лично двумя братьями-масонами.

Другой индийский мыслитель прошлого века, Свами Вивекананда, также был масоном, приняв посвящение в 1884 г . в ложе «Якорь и Надежда» № 1 в Калькутте 32 .

СИБЕЛИУС Ян (1865—1957)

Прославленный финский композитор. Сибелиус воспевал финскую природу и сочинял музыку по мотивам «Калевалы». Историки музыкального творчества засвиде тельствовали выдающийся талант Сибелиуса в области оркестровки и высокохудожественные достоинства напи санных им семи симфоний.

Сибелиус был одним из основателей ложи «Суоми» № 1 в Хельсинки. В дальнейшем он был главным органистом Великой ложи Финляндии. В 1927 г . Сибелиус напи сал девять вокальных и инструментальных композиций, собранных им под общим названием «Масонская музыка для обрядов». Первое издание партитуры, предназначав шееся для распространения среди масонов, увидело свет в 1936 г . Второе издание вышло в 1950 г ., исправленное и дополненное автором за счет новых компози ций, в том числе известной симфонической поэмой «Финляндия», сопровождаемой при масонском исполне- нии особым текстом .

ФЛЕМИНГ Александер (1881—1955)

Английский врач и микробиолог, открывший пенициллин.

Флеминг был ревностным масоном. Приведем отрывок из его масонской биографии: «Член ряда английских лож, Достопочтенный Мастер ложи «Милосердие» № 3286 в 1935 г ., затем ее казначей. В 1925 г . Флеминг становится Достопочтенным Мастером ложи «Св. Мария» № 2682, затем ее секретарем. В 1942 г . Флеминг был избран Первым Великим Диаконом Великой ложи Англии. Он имел тридцатую степень шотландского обряда» 34 .

274


РУЗВЕЛЬТ Франклин Делано (1882—1945)

Тридцать второй президент США, избиравшийся на этот пост четыре раза.

Рузвельт был посвящен в масоны 10 октября 1911 г . в ложе «Голландия» № 8 в Нью-Йорке. Он достиг 32-й степени шотландского обряда и был представителем Великой ложи штата Джорджия при Великой ложе Нью-Йорка 36 .

В Ялте Рузвельт обсуждал послевоенное устройство мира вместе с другим масоном, сэром Уинстоном Черчил лем (посвященным в масоны 24 мая 1901 г . в ложе «Студхольм» № 1591 в Лондоне), и Сталиным, который, как известно, не испытывал никаких симпатий к ордену.

НЭТ КИНГ КОУЛ (Натаниел Адаме Коулс) (1919— 1965)

Джазовый певец и пианист. После долгого периода безвестности достиг славы благодаря популярности джазового трио, основанного им в 1937 г . Интерпретаторский талант и изобретательность его музыкального творчества снискали ему любовь зрителя.

Он был членом ложи «Томас Уаллер» № 49 в Лос-Анджелесе, входящей в состав масонской негритян ской организации «Принс-Холл» 36 .

АЛЬЕНДЕ Сальвадор (1908—1973)

Президент Чили в период правительства Народного единства, погиб в результате военного переворота.

Во время его президентства была национализирована медная промышленность Чили, которую Альенде называл «чилийской сокровищницей», и начата аграрная реформа.

Сальвадор Альенде не скрывал свою принадлежность к масонству. О своем членстве в масонском ордене он заявил во всеуслышание в знаменитом интервью, которое взял у него Режи Дебре, опубликовавший его на страницах «Чилийского пути» 37 .

В 1972 г . итальянское «Масонское обозрение» сообщило о той оппозиции, которую вызывает политика Альенде в кругах чилийского масонства; консервативное крыло чилийских масонов потребовало тогда осудить деятельность «брата Альенде» .

ФОРД Джералд Рудолф (р. 1913)

Президент Соединенных Штатов, пришедший на смену Ричарду Никсону.

275

Форд был инициирован в ложе «Мальта» № 465 в Гранд-Рапидс, штат Мичиган, 30 сентября 1949 г . Форд получил 33-ю степень шотландского обряда в 1962 г . .

ДЕ БЭЙКИ Микаэл (р. 1918)

Основатель современной кардиохирургии, провоз вестник наиболее передовых методов в этой области, человек, пользующийся международным авторитетом и признанием.

Член ложи «Утика» № 47 в Нью-Йорке 40 .

ОЛДРИН Эдвин (р. 1930)

Астронавт, второй человек, высадившийся на Луне.

Готовясь ступить на Луну, Олдрин произнес слова, исполненные глубокого масонского смысла, облетевшие всю планету: «Пользуюсь случаем, чтобы попросить всех, слушающих меня сейчас, где бы они ни находились, собраться с мыслями и осознать то, что происходит в эти часы, обратиться с благодарностью к тому, в кого человек верит, и так, как он верит» 41 .

Олдрин стал Мастером масоном 21 февраля 1956 г . в ложе «Монтклер» № 144 (Нью-Джерси). В 1971 г . был награжден Великой ложей штата Нью-Йорк.

Масонами являются и другие американские астронавты: Ширра, член ложи «Канаверал» № 339, Флорида; Купер, член ложи «Карбондэйл» № 82, Колорадо, 33-я степень шотландского обряда; Митчелл, член ложи «Артезия» № 28, Нью-Мерилэнд; Стаффорд, член ложи «Вестерн Стар» № 138, Оклахома; масоном был астронавт Вирджил Гриссом, погибший в огне, вспыхнувшем на борту «Аполлона» во время испытаний на земле 42 .

ПАГАНО Франческо Марио (1748—1799)

Философ-просветитель и политический деятель, автор проекта демократической конституции Партенопейской

республики 1799 г . Умер на эшафоте.

Пагано был Достопочтенным Мастером ложи «Филантропия» в Неаполе в 1786 г .

МОНТИ Винченцо (1754—1828)

Литератор и поэт, писавший в неоклассическом стиле, переводчик «Илиады». 5 октября 1806 г . в Милане в ложе «Эудженио» прочитал свою знаменитую поэму «При бежище истины». В 1807 г . был Подмастерьем в ложе «Реале Аугуста» в Милане 44 .

276

КЕРУБИНИ Луиджи (1760—1842)

Прославленный композитор.

Керубини был высокоодаренным музыкантом, его ин тересы выходили далеко за рамки оперного творчества. В его наследии шесть квартетов, кантаты, симфония и четыре мессы 45 .

Керубини был членом ложи «Сен-Жан де Палестин» Великого Востока Франции. Керубини долгое время жил во Франции и был директором Парижской консерватории * 6 .

РОМАНЬОЗИ Джандоменико (1761—1835)

Юрист и философ эпохи Просвещения.

Романьози развил учение Филанджери и Беккариа, обосновавших необходимость «гуманитарной» реформы законодательства.

Сочинения Романьози построены на детерминистской концепции интеллектуальной деятельности человека, ко торая, согласно итальянскому философу, развивается по «законам природы», не зависящим исключительно от свойств человеческой души. Этико-политические взгляды Романьози носили прагматический и утилитаристский характер 47 .

Романьози занимал важные посты в администрации наполеоновской эпохи. В 1821 г . преследовался австрий цами как карбонарий, был оправдан за отсутствием дока зательств, жил в бедности в Милане.

Романьози автор «Происхождения уголовного права» и «Краткого курса науки естественного права», был чле ном ложи «Реале Джузеппина» в Милане и избран главным оратором Великого Востока Италии. Ему принадле- жит авторство целого ряда масонских обращений к общественности 48 .

ПАГАНИНИ Никколо (1782—1840)

Скрипач-виртуоз и композитор, «стоящий в стороне от признанных школ одинокой вершиной гениальности» 4Ч .

Имя Паганини вошло в историю благодаря виртуозной интерпретации им своих сочинений. Он оказал влияние на развитие творчества Берлиоза и Листа.

27 декабря 1808 г . Паганини исполнил в ложе Великого Востока Италии масонский гимн, написанный им на слова Ланчетти. В протоколах ложи подтверждено масонство Паганини 50 .

277

МАРОНЧЕЛЛИ Пьетро (1795—1846)

Патриот и музыкант.

Член ложи «Реале Амалия» в Брешиа, посвятил в кар бонарии Силывио Пеллико. Был приговорен к смертной казни, затем приговор был заменен 20-ю годами тюрьмы усиленного режима. Марончелли и Пеллико были поми лованы. В 1830 г . Марончелли выехал в Париж. Написал «Прибавления к «Моим темницам» Сильвио Пеллико» 5| .

ГАРИБАЛЬДИ Джузеппе (1807—1882)

Один из вождей итальянского Рисорджименто.

В молодости Гарибальди был членом конспиративной организации, в 1834 г . находился в изгнании в Латинской Америке, сражаясь на стороне борцов за независимость Бразилии и Уругвая. В 1848 г . возглавил добровольцев в Ломбардии, на следующий год выступил в защиту Римской республики. В 1851—1853 гг. жил изгнанником в Клиффорде (Нью-Йорк), зарабатывая на жизнь изготовлением и продажей свечей. В результате победоносной кампании 1859 г ., завершившейся подписанием Виллафранкского мира, Гарибальди возглавил поход «Тысячи», изгнавшей Бурбонов из Южной Италии.

В 1862 и 1867 гг. неоднократно пытался освободить Рим от папского господства, но все его наступления успеха не имели.

Джузеппе Гарибальди был посвящен в масоны в 1844 г . в Бразилии в ложе «Приют Доблести», перейдя затем в ложу «Друзья Отечества» в Монтевидео. Он был ревностным масоном. Находясь в изгнании в Соединен ных Штатах, Гарибальди активно участвовал в работе ложи «Томпкинс» № 471 в Стейплтоне, штат Нью-Йорк.

В 1863 г ., в Италии, Гарибальди был избран главой Верховного Совета Палермо. В 1864 г . он стал Великим Мастером Великого Востока Италии, в 1872 г . почетным Великим Мастером пожизненно 52 .

В 1881 г . Гарибальди был избран главой «египетской» ветви мемфисского обряда .

В письме, направленном Верховному Совету шотланд ского обряда 11 июня 1867 г ., Гарибальди утверждает, что учение Великого Архитектора Вселенной «означает установление всемирного братства между народами» 54 . Несколько лет спустя в письме, адресованном Великому Мастеру Маццони, генерал, охваченный чувством пантеистического порыва, сравнивает Великого Архитектора Вселенной с «Богом, о котором говорит Мадзини». В том

278

же письме, написанном в 1872 г ., когда I Интернационал впервые появился на итальянском политическом горизонте, Гарибальди подчеркивал: «Рабочее товарищество — это масонская организация, все эмблемы его тоже масонские. Отчего же рабочие конгрессы проходят вне лона организации-основательницы, их породившей? Разве демократия, т. е. страждущие классы, не обязаны своим существованием крупнейшей в мире организации, которая первой провозгласила лозунг о братстве всех трудящихся?» 55

МЕУЧЧИ Антонио (1808—1889)

Физик и изобретатель, поселившийся в Соединенных Штатах в 1845 г . В 1857 г . он первый изобрел телефон. Изобретение Меуччи попытался присвоить себе Грейам Белл. В 1886 г . Верховный суд США признал хронологический приоритет за изобретением Меуччи.

Вершина масонского пути Меуччи приходится на 1888 г ., когда он получил 33-ю степень шотландского обряда. В Нью-Йорке, по поручению Великого Мастера Великого Востока Италии, Меуччи руководил инициацией одного из итальянских дипломатов 5Ь .

ДЕ САНКТИС Франческо (1817—1883)

Литератор и политический деятель.

Автор прославленной «Истории итальянской литературы», один из крупнейших литературных критиков. Де Санктис развил критику эстетики Гегеля, сформули ровав концепцию единства содержания и формы в художественном творчестве.

В ряде правительств Де Санктис занимал пост ми нистра народного образования.

Де Санктис был участником Учредительного масон ского собрания во Флоренции в 1869 г . В том же году ему была присвоена 18-я степень шотландского обряда 5 '.

КРЕМОНА Луиджи (1830—1903)

Математик, основатель алгебраической геометрии.

Масонство Кремоны подтверждается «Масонским обозрением» за 1903 г . 58 .

КАРДУЧЧИ Джозуэ (1835—1907)

Поэт и литератор. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1906 г .

279

Кардуччи, поэт контрастов земного существования, выразил эту тему в стихах, вызванных к жизни личными и горестными событиями, которые раскрывают смятение чувств человека, решающего вопрос о том, что есть жизьь к что есть смерть. Человеческая драма, рассказанная Кардуччи с известной долей символической условности, запечатлена в бессмертных образах его великой поэзии: свет и тьма, солнце и тень, звук и молчание, тепло и хо лод, зеленые холмы, оживающие весной и темные про странства полей, свидетельствующие об умирании жизни 5Ч .

Кардуччи принял масонские обязательства в 1862 г ., получив посвящение в ложе «Севера» в Болонье. С 1866 г он является членом ложи «Фельеинеа» тоже в Болонье 21 ячваря 1888 г . ему была присвоена 33-я степень шотландского обряда.

8 апреля 1892 г . ложи <Риенци» и <Универсо» дали прием в честь Кардуччи. По этому поводу Кардуччи прочитал: свою знаменитую масонскую лекцию.

Кардуччи удостоился чести «масонского погребения>. Сохранилась фотография тгазтэ, возлежащего на смертной одре, со всеми масонскими регалиями.

ПАСКОЛИ Джованни (1 §55—1912)

Итальянский позт, самыг известный ученик Кардуччи, был посвящея в масоны 22 сентября 1882 г . в ложе <Риццоли» в Болонье * .

ЯНКИ Уго (1869—1938)

Сначала священник религиозной общины старокатоликов (последователей утрехтской церкви, отложившейся от католицизма в 1702 г . в связи с неприятием догмата о непогрешимости папы), затем, в 1902 г ., член вальдейской церкви.

Уго Янни был участником «панхристианского» дви жения, основанного шведским протестантским епископом Натаном Зедербломом. Движение приобрело экуменический и либеральный характер, используя в качестве своего рупора журнал «Вера и Жизнь».

Янни проявлял склонность к гностицизму, занимался исследовательской работой в области «тайн мироздания», написал книгу на тему «жизни после смерти», выдер жанную в антидогматическом и компаративистском тоне.

Янни был членом ложи «Мадзини» в Сан-Ремо ь2 .

280

АМЕНДОЛА Джованни (1882—1926)

Журналист, политический деятель, министр в ряде итальянских правительств.

Амендола возглавил антифашистскую авентинскую оппозицию итальянского парламента, основав демокра тический либеральный союз. Он умер в изгнании от ран, полученных им вследствие избиения фашистами 53 .

Акендола не был типичной фигурой среди голнти- ческих деятелей своего времени- Его принадлежность к масонству сопровождалась самымж широкими познания ми в области спиритуализма. На общем фоне Амендолу отличала прочная к критически окрашенная гуманистическая культура. Он обладал опытом, приобретелчым благодаря непосредственному участию в теософических кружках. Документы, находящиеся в распоряжении Великого Востока Италии, свидетельствуют о том, что Дж. Амендола принял масонское посвящение 24 мая 1905 г . в ложе "Романьози" в Риме

Мурри Аугусто (1841—1932)

Выдающийся клиницист, профессор Болонского университета в 1877—1916 гг. предложил использование физиопатических методов в лечении ряда заболеваний, в том числе онкологических. Пользовался широкой международной известностью в качестве талантливого диагноста. Мурри был депутатом итальянского парламента, членом ложи "Масонская пропаганда" в Риме 65'.

РЕНСИ Джузеппе (1871 — 1941)

Философ, "верующий скептик" антифашист . Подвергается неоднократным арестамi за подпольную антифашистскую деятельность, был лишен руководства кафедрой философии.

Философская мысль Джузеппе Ренси недостаточно широко известна в итальянской культуре нашего столетия. Его работы отличает возвышенный антифашистский пафос, глубокая разработка проблем культуры.

Отвергая «традиционные доказательства» существования Бога, Ренси излагал свои воззрения в исповедальном тоне: «Я не вижу Тебя и отрицаю Тебя, Боже. Быть может, Ты присутствуешь во мне, являешься той внутренней личностной животворящей силой, дающей мне право на существование. Присутствует ли эта сила в тех, кто не отрицает Тебя, разглагольствуя о доказатель ствах Твоего существования? Ты — Вечная Истина, Ты

281

заставляешь меня не поступать в угоду мирским при страстиям, но действовать вопреки общепринятым мнениям, следовать тому, что я полагаю истинным. Ты есть мое отрицание Тебя...» 66 .

Дж. Ренси был членом ложи «Мадзини» в Генуе 67.

АЛЬФАНО Франко (1876—1954)

Музыкант, один из зачинателей «обновления музыкальной культуры в Италии XX в.», приведения ее в соответствие с «современным европейским вкусом».

Начав как верист в симфонической поэме «Воскресение» ( 1904 г .), Альфано выработал более динамичный и полихромный стиль, основываясь в своем творчестве на «изысканности поэзии индийского Востока, лирических текстах Тагора». Свой творческий путь Альфано закон чил возвращением к традиционным формам европейского музыкального сочинительства м .

Будучи учеником Дж. Пуччини, Альфано завершил его партитуру «Турандот», отказавшись, однако, поставить свое имя в тексте окончательной редакции оперы.

Был ревностным и активным членом неаполитанского масонства, достиг 33-й степени шотландского обряда 69 .

ФЕРМИ Энрико (1901 — 1954)

Физик, лауреат Нобелевской премии.

Благодаря исключительно раннему проявлению ге ниальных способностей Ферми уже в двадцать три года внес значительный вклад в становление современной физики, разработав квантовую статистику Ферми—Дирака. Он построил первый ядерный реактор и в 1942 г . ему совместно с группой исследователей удалось впервые в мире осуществить в нем цепную ядерную реакцию, возвестив, таким образом, о начале атомной эры.

Ферми был посвящен в масоны в ложе «Лемми» ( 1923 г .), находящейся в ведении масонской штаб-квартиры на площади Джезу в Риме 70 .

ТОТО (Антонио Де Куртис) (1898—1967)

Выдающийся киноактер, снявшийся в огромном количестве кинофильмов, большая часть которых, по мнению кинокритиков, не соответствовала его высокому таланту. Тото был посвящен в масоны в 1944 г . в ложе «Палиндженеси», подчиняющейся штаб-квартире на пло щади Джезу в Риме. Тото был одним из основателей ложи «Искусство и Труд», являясь ее Достопочтенным

282

Мастером. Тото была присуждена 30-я степень шотландского обряда 71.

Одним из проявлений масонских взглядов Тото можно считать сборник стихотворений, озаглавленный автором «К уровню». В поэтической форме Тото говорит о равенстве людей перед смертью. В масонстве «уровень» является символом равенства.

КВАЗИМОДО Сальваторе (1901 — 1968)

Поэт и литератор, лауреат Нобелевской премии по литературе за 1959 г .

Сын железнодорожника-масона. Сальваторе Квази модо был посвящен в масоны 31 марта 1922 г . в ложе «Арнальдо да Брешиа» в Ликате.

Квазимодо снискал славу как переводчик древнегреческой поэзии, Шекспира, Евангелия от Иоанна, книги, раскрытой на алтаре во время масонского богослуже ния. Поэтическое творчество Квазимодо пронизано мифологическими и спиритуалистскими мотивами, объединенными в целое прочной социально-этической основой. Квазимодо всегда выступал в защиту преследуемых поэтов и писателей

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Me Но г A. Dictionnaire de la Franc-Ma9Onnerie et des Francs-
Masons, p. 289—290.
2. Timpanaro S. Sul materialismo, p. 61.
3. L e n n h о f f E. II Libero Muratore, p. 72.
4. F а у B. La Massoneria e la rivoluzione intellettuale nel XVIII seco-
lo, p. 168—169.
5. Luraghi R. Franklin; Franklin B. Autobiografm, p. 81—83;
Gamberini G. Mille volti di Massoni, p. 26.
6. Gamberini G. Op. cit., p. 37.
7. A treasury of Masonic Thought, p. 177.
8i Gamberini G. Op. cit., p. 34.
9. Abbagnano N. Storia della Filosofia. V. 2., p. 474.
10. L e s s i n g G. E. L'educazione del genere umano, p. 85—86.— Rivista
Massonica, № 3, marz. 1968.
11. Less ing G. E. Colloqui per Massoni, p. 122, 127.
12. Gamberini G. Op. cit., p. 66.
13. Abbagnano N. Op. cit. V. 3, p. 228—234; GambenniG. Op.
cit., p. 81.
14. Abetti G. Storia deU'Astronomia, p. 149—151.
15. Gamberini G. Op. cit., p. 54.
16. Idem, p. 53.
17. S i n g e r C. Breve storia del pensiero scientifico, p. 352—353.
18. Lennhof f E. Op. cit., p. 107—112.
283
19. Rivista Massonica, № 10, die. 1974, p. 588—589.
20. GamberiniG. Op. cit., p. 85.
21. G a m b e г i n i G. Op. cit, p. 102.
22. M e 11 о г A. Op. cit., p. 310.
23. Garcia V. Las Utopias.
24. Gamberini G. Op. cit., p. 87.
25. M e 11 о r A. Op. cit., p. 301—302. Вопрос о членстве в анархи
ческих партиях и посвящении в масонство весьма запутан. П. Ма-
зини в «Истории итальянских анархистов» утверждает, например,
что Бакунин и Малатеста одно время были масонами. Бакунин
безуспешно пытался превратить масонские организации централь
ной и южной Италии в революционные ячейки. Малатеста вступил
в масонскую ложу, отказавшись подвергнуться «испытаниям», ко
торые считал нелепостью и анахронизмом, и вышел из нее, полу
чив девятую степень шотландского обряда, в знак протеста против
поведения большинства масонов, устроивших торжественную встре
чу тогдашнему министру внутренних дел Джованяи Ншсотера.
Позднее Малатеста заявил на страницах «Нового человечества»,
что его отношения с масонством всегда были враждебными.
Опираясь на документальный материал, Дж. Гамберини ут-верждает, что масонами были такие анархисты, как Пьетро Гори
(ложа «Ривадавия» № 51 в Аргентине), Волин (ложа «Кларте» в Па-риже), Элизе Реклго, Себастьен ®ор, Шарль Малато,
Франсис-ко Феррер (ложа «Истинных знатоков», Париж). Малато вел полемику на страницах анархистской печати с теми
своими единомышленниками, которые полагали несовместимыми анархизм и масонство.
Антимасонски настроенные анархисты критикуют масонство за спиритуализм, иерархичность организационной структуры,
наличие * в нем буржуазных предрассудков и элементов консерватизма. В конце 60-х гг. французский анархический
журнал «Черкое и красное», ставший известным широким кругам благодаря событиям в мае 1968 г. в Париже, развернул
полемику с Ж. Левалем, главным редактором «Свобо-долюбивого гуманизма», отстаивавшим право анархистов принимать
масонское посвящение (см. в этой связи: Cerrito G. II movimento anarchico internazionale nella sua struttura
attuale, p. 189—190 ("Anarchici e anarchia nel mondo contemporaneo — Atti del Convegno promosso dalla Fondazione
Luigi Einaudi. Torino, 5—7 dicembre 1969»).
Следует подчеркнуть, что Леваль, один из наиболее талантливых руководителей анархистского движения в Испании во
время гражданской войны (1936—39 гг.) (одна из его брошюр имела широкое распространение среди крестьян,
пользовавшихся ею как «учебником» политической и экономической грамоты), является «ревизионистом» среди правоверных
анархистов. Леваль, например, полагает необходимым отказаться от псевдореволкщионной романтики и строитьдеятельность анархистов на основе «гуманитарных» принципов. Ср., например, его брошюру «Возрождение свободолюбия»,

являющуюся текстом речи, произнесенной на конференции в Турине в декабре 1969 г.
26. Rivista Massonica.
27. G a m b е г i n i G. Op. cit., p. 180.
28. M e 11 о г A. Op. cit., p. 286.
29. Gamberini G. Op. cit., p. 181.
30. Idem, p. 182.
31. Idem, p. 193; Landini S. Rileggere Kipling.— Rivista Massonica,
№ 8, ag. 1968.
284

32. GamberiniG. Op. cit, p. 189, 191.
33. Ordine Massonico, die. 1965, p. 8.
34. GamberiniG. Op. cit., p. 219.
35. Idem, p. 220.
36. Idem, p. 254.
37. M о I a A. A. Storia della Massonena Italiana daU'Unita alia Repub-
bica, p. 651.
38. Rivista Massonica, giugno 1971.
39. Idem, p. 252.
40. Idem, p. 252.
41. Ambcsi A.C. Storia della Massonena, p. 257.
42. GamberiniG. Op. cit., p. 255—256.
43. Idem, p. 52.
44. Idem, p. 61.
45. M i 1 a M. Breve Storia della Musica, p. 256.
46. Gamberini G. Op. cit., p. 73.
47. A b b a g e a n о N. Op. cit., p. 457—458.
48. Gamberini G. Op. cit, p. 74.
49. M i i a M. Op. cit., p. 172.
50. G a m b e r i n i G. Op. ciL, p. 99.
51. Idem, p. 108.
52. Idem, p. 121.
53. Ventura G. I riti massemio di Misralm e Memphis, p. 86.
54. В а с с i 0. II Libra del Massone Itakano. V. 2, p. 168.
55. Idem, p. 270.
56. G a m b e r i n i G. Op. cit., p. 123.
57. Idem, p. 136.
58. Rivista Massonica, № 8, ott 1975, p. 503.
59. В i в n i W., Scrivano R. Antologia della critica letteraria, p. 962.
SO. Gamberini G. Op. cit., p. 159, 181.
61. J а и n i-C hambers U. La nos'ra vita dopo la morte.
62. GamberiniG. Op. cit, p. 198.
63. Idem, p. 220.
64. M о 1 a A. A. Op. cit, p. 492.
65. Rtvista Massonica, № 9, nov. 1975, p. 572.
66. R e я s i G. Apologia delTateismo, p. 19.
6~>, GamberiniG. Op. cit, p. 201.

68. MilaM. Op. cit, p. 424—425.
69. G a m b e r i n i G. Op. cit, p. 209.
70. Idem. p. 248.
71. Idem, p. 246.
72. F i n z i G. Salvatore Quasimodo; Gamberini G. Op. cit., p 247.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.