Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

МАСОНСТВО, ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИКА И КУЛЬТУРА

«„Вольные каменщики,, считают себя братьями и об ращаются друг к другу «брат» независимо от различий в происхождении, вере, социального положения. Они связаны взаимным обязательством обмениваться зна ниями и оказывать друг другу помощь в пределах справедливости и личной чести...» Эта цитата из статьи 11 Устава Великого Востока Италии подводит к пониманию масонского братства.

Наряду с «масонской тайной» идея братства нередко становится объектом основных нападок со стороны некоторых органов печати и общественных групп, пе риодически выступающих против вольных каменщиков. При этом масонству подчас предъявляются взаимо исключающие обвинения в том, что оно плетет нить прокоммунистического заговора или замышляет про фашистский переворот, занимаясь темными махинация ми и стремясь к захвату власти.

Католическая церковь первой обрушилась с нападка ми на сборища вольных каменщиков. После папской буллы « In eminenti », увидевшей свет в 1738 г ., анти масонская деятельность церковной инквизиции захлест нула Апеннинский полуостров и вскоре перешла все до пустимые границы. Достаточно вспомнить о «признаниях», полученных инквизицией Флоренции, согласно ко торым посвящение в масоны якобы сопровождается ри туальным онанизмом и мужеложеством. Острый на язык баснописец Томмазо Крудели, масон, жестоко попла тился за свои сочинения. Сначала он был брошен за решетку и сослан, затем умер от туберкулеза, который усугубился в результате перенесенных им унижений '. С тех пор как умер «первый мученик» итальянского масонства, минуло почти два с половиной столетия. На протяжении всего этого времени масонство периоди чески обвинялось в самых невероятных грехах и пре ступлениях, которые, впрочем, ни разу не были подкреплены сколько-нибудь достоверными доказательствами лли уликами.

Выше мы уже цитировали ту статью из масонского Устава, согласно которой масоны обязуются оказывать яруг другу помощь «в пределах справедливости и лич ной чести». Судя по всему, подобное обязательство пред полагает, что взаимопомощь между масонами никоим образом не должна затрагивать сферу внешнего мира. В одном из материалов «Ривиста массоника» проф. Джордано Гамберини пишет, например, о том, что «...когда мы сегодня говорим о масонском братстве, то следует понимать, что речь идет неизменно и только о братстве между отдельными личностями, речь идет о братстве между людьми. Вне этого братства существует солидарность, общность различных интересов, равно как и совместное владение имуществом и орудиями труда. Однако все это находится за пределами масонского братства...» 2 . Таким образом, масонское братство, со гласно духу и букве Устава ордена и миросозерцанию вольных каменщиков, как бы является малым замкну тым миром, отграниченным от окружающей его действи тельности. В то же время масонская община — это своеобразное этическое предвосхищение общечелове ческой общности. Сокровенный долг масонов состо ит, следовательно, в том, чтобы нести в мир дух братства. Такое «одухотворение» становится возможным только благодаря самодисциплине и упорному труду, свершаемо му в храме природы. Дух братства не может служить основанием для личной карьеры, возносящей человека вверх по социальной лестнице. Дух братства не может, по определению, использоваться и в своекорыстных интересах. В случае если тот или иной масон нарушит это установление и воспользуется своей принадлеж ностью к ложе в корыстных целях, то вся вина за этот проступок ложится целиком на него лично, а не на масонство как таковое. Обвинять в подобном проступке масонство так же нелогично, как, например, ту же церковь или политическую партию только за то, что кто-либо из их членов оказался вором или преступником. Разумеется, высокие нравственные требования предъявляемые масон ским братством к своим членам должны, казалось бы, обеспечить его высокий нравственный уровень. Увы, лю бой проступок, равно как и любое благодеяние, совер шаемый отдельным масоном, хотя и относится к сфере его личной ответственности, однако придает тот или иной

222

223

оттенок оценкам движения в общественном мнении. Но следует подчеркнуть, что масонству глубоко чуждо такое понятие, как «круговая порука».

Другой предрассудок, связанный с масонством, касается распространенного мнения, будто масонство наглухо закрыто для так называемых «низших» классов общества, для людей бедных и занимающих низшие социальные ступени. В уставных требованиях масонства отсутствуют оговорки, которые можно было бы истолко вать подобным образом. Согласно Уставам масонских лож, человек, стремящийся к инициации, должен распо лагать средствами для уплаты членских взносов. Но взно сы эти столь незначительны, что не могут послужить основанием для какой бы то ни было дискриминации. В последние годы итальянское масонство, например, подтвердило свое стремление развиваться как свобод ная этическая и инициационная школа. При этом иму щественный ценз был упразднен. Под сенью арки масон ского храма собираются представители разных социальных слоев. При этом масонство нередко обвиняют в «межклассовости», хотя вернее было бы говорить о его надклассовом характере. По определению масонство свя зано не с классами, а с отдельными людьми, это движе ние, выше всего ставящее личностный принцип.

В одном из документов, датируемых 1975 г .,, Великий Мастер Великого Востока Италии утверждал: «Наша деятельность должна быть направлена на то, чтобы во всех мастерских (ложах.— Перев.) осознали: прозели тизм не следует понимать как попытку привлечь в храм только тех, кто уже достиг определенного успеха в мир ской жизни. Пусть приходят к нам люди, представляю щие все слои общества. Пусть будут они не только сво бодными духом и добрыми семьянинами, но и такими людьми, кто и на рабочем месте и в той среде, где они вращаются, не навязывают кому бы то ни было своих политических или религиозных взглядов, своего мировоззрения, не ощущают себя носителями истины в конеч ной инстанции» .

Основное условие вступления человека в орден — его стремление возродить себя как личность. Если в прошлом масонские ложи пополнялись в основном за счет представителей средних и высших классов, то было это обусловлено не уставными требованиями, а об щественной несправедливостью. Ведь на протяжении ты сячелетий вырабатывался и укреплялся предрассудок,

224


225

будто высокое общественное положение и культура не раздельны. В течение многих веков общепринятым было мнение, что всякий образованный человек (имеющий доступ к книгам и обладающий широкими социаль ными связами) уже в силу самого этого факта не может не принадлежать к привилегированным слоям общест ва. Вряд ли масонство повинно в том, что в прошлом дос туп к образованию и знаниям был затруднен или даже вовсе недоступен для неимущих. В то же время не под лежит сомнению, что с эпохи Просвещения, со времени деятельности французских энциклопедистов, появления системы общедоступного образования, укрепившейся в Италии благодаря Мадзини, и особенно через различные образовательные учреждения в XX в. многочисленные масоны способствовали распространению в народе куль турных ценностей. В Соединенных Штатах ряд частных и государственных школ и университетов, например, были основаны благодаря решающему вкладу масонов. Кстати, для Соединенных Штатов показательна история, которую рассказывают о президенте Теодоре Рузвельте 4 . Однажды он пригласил военного министра посе тить ложу, Достопочтенным Мастером которой был са довник его соседей. Разумеется, можно допустить, что «дух равенства», продемонстрированный таким образом президентом Соединенных Штатов, был всего лишь «театральным жестом», рассчитанным на приобретение по пулярности. Однако мы полагаем, что в действитель ности этот эпизод дает возможность подметить одну из наиболее характерных черт масонства как школы эти ческого спиритуализма, своеобразного «центра единения отдельных людей, которые в противном случае так ни когда бы и не встретились» (как отмечал один из основателей европейского масонства нового времени Андерсон). Масонская ложа — это своеобразный куль турный центр, который не преследует цели затушевать социальную сторону бытия вульгарно понятым «брата нием» между представителями высших и низших слоев общества. За пределами ложи вольные каменщики раз делены в силу их социальной принадлежности и поли тических взглядов. Согласно масонской ортодоксии, никто не вправе запрещать им обеспечивать интересы той или иной социальной группы, выражать взгляды той или иной части общественного мнения. Только в сте нах храма во весь голос звучит призыв к совместной работе. Он слышен здесь громче, чем звон «металла» —

мирских страстей, привязанностей и интересов. Всякий, переступивший порог храма, уже направляем духовной атмосферой его пределов. Именно здесь ощущает он себя братом человека, стоящего рядом, хотя, быть может, он видит его впервые в жизни.

По выходе из храма масон продолжает свою мирскую деятельность. От масона требуется не отказ от нее, а такое отношение к ней, как если бы вся она была про низана духом братства и терпимости, поучение о ко торых им получено в храме. Вот почему вольный ка менщик во всяком споре, при всяком столкновении должен неизменно относиться к своему противнику так, чтобы сделать максимально возможным диалог с ним. Масон должен стремиться не отталкивать своего про тивника, но держать его на расстоянии протянутой руки, никогда не исключая диалогичное общение с ним.

В принципе масонство «воспрещает себе проведение какой бы то ни было политической деятельности, направленной вовне, но оставляет за своими адептами широкую свободу деятельности среди всех членов обще ства; не обязывая их следовать каким бы то ни было ди рективным указаниям» 5 . Данное положение о свободе политической инициативы сформулировано с рядом ого ворок в статье 2 устава Великого Востока Италии: «Итальянская община, следуя исповеданию Вселенского масонства, придерживается в своей деятельности демо кратических принципов в том, что касается политиче ского и общественного порядка, вдохновляясь идеалами свободы, равенства и братства...»

В третьем пункте той же статьи устава сказано: «Исходя в своей деятельности из высоких нравствен ных принципов, вольное масонство не приемлет приви легий социальных классов, но воздает честь труду во всех его формах, признавая за каждым человеком право беспрепятственно и без каких бы то ни было ограни чений раскрывать свои способности при условии, что он не нарушает права других людей и сочетает свои ин тересы с высшими интересами Родины и Человечества» 6 . Так, в достаточно жесткой форме, изложена масонст вом декларация о принципах. В известном смысле их можно рассматривать в качестве общих надполитиче- ских утверждений. В своей деятельности масоны обя заны соизмерять поступки с этими принципами, обя зательными для соблюдения в социально-политической сфере. Читателю, разумеется, небезынтересно узнать, как

226

конкретно отражаются в обществе господствующие сре ди масонов политические взгляды. При этом следует под черкивать, что политическая топография с трудом под дается совмещению с картой распространения масон ства. Во всяком случае можно утверждать, что наименее враждебными масонским идеалам являются традиции светской демократии, республиканские и либеральные течения благодаря взрастившей их культуре. Это от нюдь не означает, что все вольные каменщики стоят именно на таких позициях, не означает это и того, что участие масона в общественной жизни должно быть сопряжено с активной политической деятельностью в той или иной партии. Главное, чего масонство неукосни тельно требует от членов братства — это отсутствия принадлежности к разного рода экстремистским группировкам, исповедующим нетерпимость, демагогию и дву рушничество, к какому бы политическому лагерю они ни принадлежали.

С момента своего возникновения в XVIII столетии итальянское масонство, будучи разобщенным в много численных карликовых государствах, существовавших до объединения страны, не обладало в культурном отношении единым обликом. То же относится и к полити ческой характеристике итальянского масонства. Можно сказать, что масонские ложи были очагом прогрессив ной мысли своего времени, тем не менее историче ская истина требует соблюдать осторожность, считая ту или иную характеристику масонства единственно верной или исчерпывающей. Так, например, в английской ложе, обосновавшейся во Флоренции, собирались заезжие ан глийские дипломаты, представители флорентийского литературного мира и даже католические монахи — ирландцы, нашедшие прибежище в Тоскане и скрываю щиеся от преследований, которым они подвергались на родине из-за своих религиозных убеждений .

Оценивая масонство за пределами Италии, следует привести характерный пример того, как невозможно, да же говоря о первых десятилетиях истории «созерца тельного» масонства, составить сколько-нибудь однознач ную картину «политики», проводимой орденом. Так французские ложи, согласно Сальвемини, «после 1770 г . превратились в центры пропаганды свободомыслия, ан тиклерикализма и гуманизма», братья-масоны Вольтер и Монтескье подготавливали почву для «Декларации» 1789 г ., и в то же время французское масонство имело

227


в своей среде такого представителя традиционного ка толицизма и поборника «контрреволюционной» филосо фии, каким был Жозеф де Местр. Многочисленные масоны, в том числе и Великий Мастер Луи-Филипп Орлеанский, взошли на эшафот в момент революцион ного взрыва. В то же время многие депутаты Гене ральных штатов и даже лидеры революции, как, на пример, Дантон и Марат были масонами. В подобных переплетениях проявляется драматический плюрализм взглядов, характеризующих масонство 8 .

В Италии XIX в. вольные каменщики, как об этом уже рассказывалось в главе V , мощно влились в ряды деятелей Рисорджименто. После 1861 г . масонство, высказы ваясь по «римскому вопросу», было на стороне тех, кто требовал превратить Рим в столицу единой Италии. Эта позиция масонства являлась дополнительной причиной разрыва с католическим миром. Взаимную неприязнь усугубил антиклерикализм, присущий ордену. Показа тельно, например, проведение так называемого антисобо ра, созванного Гарибальди в противовес Первому Ватиканскому собору. Масоны, собравшиеся под покрови тельством Гарибальди, прославляли науку и разум, при званные рассеять густой мрак римско-католической церкви 9 .

В начале XX в. деятельность масонства, охватившая к этому времени все представленные в парламенте поли тические силы, наталкивается на препятствия и подвер гается усиливающимся нападкам. На съезде социали стической партии, состоявшемся в 1914г. в Анконе, было заявлено о несовместимости членства в партии с принадлежностью к масонству. С исторической точки зрения речь шла о политическом маневре, связанном с появлением в социалистической партии максима листских течений и их желанием ликвидировать умеренные течения, которые олицетворял Леонида Биссолати, бывший масоном. Анафема, которой были преданы масоны в социалистической партии, в дальнейшем была подхвачена коммунистами. Так, Антонио Грамши ут верждал, что масонство является единственной подлин ной политической организацией итальянской буржуа зии 10 . Данный тезис представляется излишне категоричным, ибо, как нам уже не раз приходилось кон статировать, на протяжении всей истории своего су ществования масонство с социологической, политиче ской и культурной точек зрения никогда не было единым

228


или однозначно ориентированным «организмом.». Кроме того, именно в тот период, о котором пишет Грам ши, ложи, подчинявшиеся дворцу Джустиниани, в ос новном состояли из железнодорожников, слесарей, ра бочих, грузчиков и т. д. Речь идет о представителях таких социальных групп, которые вряд ли могут быть отнесены к буржуазии в том смысле, как этот термин принято понимать на протяжении последних двух столе тий. (Заметим, однако, что термин «буржуазия» в эпоху позднего средневековья включал в себя рабочих мануфактур, ремесленников и торговцев города, зани мавших социальное положение между крестьянством и сеньорами.)

Антимасонские выступления среди социалистов в дальнейшем утратили интенсивность. Только в 1947 г . в скрытой форме антимасонские выпады снова дали знать о себе в проекте устава социалистической партии, обсуждавшемся на съезде во дворце Барберини. Согласно статье 7 проекта устава доступ в партию закрывался, как было сказано, членам «тайных ассоциаций» ".

Антимасонская кампания, которую вели коммунисты, в особенности на международном уровне, становилась, напротив, все более жесткой. Так, Троцкий писал, что масонство столь же реакционно, как церковь, как католицизм. Оно сглаживает остроту классовой борьбы под прикрытием нравоучительных формулировок. Оно должно быть уничтожено в пламени красного революционного костра. Во Франции и на одном из конгрессов Коминтерна французские коммунисты потребовали от своих товарищей, «все еще сохраняющих тесную связь с секретными организациями противника» (то есть от многочисленных коммунистов, входивших в ложу Вели кий Восток Франции), порвать с масонством |2 .

В чем причины антимасонской кампании, ведущейся коммунистами? На первый взгляд классификация масон ства как буржуазного и классового движения является достаточным к этому основанием. В силу подобной логики ложи являются клубами привилегированных лиц. Поскольку коммунисты объявляют войну всяким приви легиям, постольку с их точки зрения масонство яв ляется одним из многих досадных препятствий на пути эмансипации пролетариата. В странах, где во главе стоят коммунисты, масонство поставлено вне закона (за исключением Кубы). Другой вопрос, в какой мере бла годаря отсутствию масонства дело эмансипации проле-

229

тариата в этих странах продвинулось вперед. Для многих этот вопрос остается спорным. При всяком минимально честном культурно-историческом рассмотрении вопроса о масонстве следует констатировать, что масонство как таковое не является генетически связанным с силами консерватизма. Тот, кто обвиняет масонство в этом грехе, вероятно, хорошо сознавал, что делает. В России, где в силу исторически сложившихся обстоятельств масонство подвергается преследованиям, в период революции большая часть масонов была близка к позиции социал- реформизма, либо их разделяла. Масонами были А. Ф. Керенский и многие члены его кабинета ' 3 . Россия вправе гордиться своими славными традициями демокра тического движения. Масон Н. Новиков, ученый и литера тор, в 1781 г . основал одно из первых российских об ществ по распространению просвещения среди народа. Благодаря его усилиям всего за несколько лет число библиотек в Москве с двух увеличилось до двадца ти. Впоследствии Александр I обрушился на масонство, издав в 1822 г . указ о роспуске лож. Среди прочих была запрещена деятельность ложи «Астрея», пользовавшейся славой очага прогресса. Но и в начале XX в. демократи ческие и антицаристские взгляды культивировались дву мя ложами в Москве и Петербурге, если верить правительственной информации о запрете, наложенном на их деятельность и .

За пределами России практически повсеместно мно гочисленные масоны способствовали созданию более справедливого общественного устройства. Вспомним хотя бы Пьера Жозефа Прудона и Шарля Фурье, выдающихся теоретиков и экспериментаторов немарксистского социа лизма во Франции, или Андреа Косту в Италии.

По всей вероятности, враждебное отношение марк систов к масонству уходит своими корнями не столько в социальный вопрос (следует отметить отсутствие не совместимости масонских идеалов с социальной програм мой «ревизионистского» толка) ' 5 , сколько в проблему культуры. По мнению историка масонства А. Амбези, марксизм «не только верит, что всякий без исключения фактор культуры сводим к экономике, но и полагает необходимым отвергать с порога всякую метафизику, гневно обрушиваясь на один из основополагающих прин ципов масонства — терпимость» 16 . Вывод, к которому приходит Амбези особенно в последней части своего рас суждения, представляется нам несколько натянутым.

230


Ведь именно Пальмиро Тольятти перевел и написал предисловие к «Трактату о терпимости» Вальтера !Т . С историком масонства можно, пожалуй, согласиться лишь в том смысле, что аксиомы исторического материализма, коль скоро интерпретировать их по суще ству, неизбежно приводят всякого, кто следует их букве и духу, к рассмотрению религиозного, мистического или инициационного опыта под углом зрения социологии, иными словами — в качестве контрабандного товара, предлагаемого обществу в «культурной упаковке» пра вящими классами, стремящимися увековечить свое гос подство, либо под углом зрения, который можно было бы назвать антропологическим, когда весь вопрос сводится к таким понятиям, как отчуждение или «отрыв» человека от природы, к иллюзорной попытке восстановить утраченное единство посредством идеалов самосовершенствования к трансцендентной целокупности. Как известно, согласно марксистскому учению, восстановление единства человек — природа возможно посредством социалистическо го преобразования общества, которое ознаменует собой отмирание метафизических предрассудков. Однако, по крайней мере в настоящее время, правящие партии в ком мунистических странах вынуждены считаться с возрож дением религиозного чувства своих народов.

Нежелание воспринимать феноменологию духа в ка честве самостоятельной и целостной проблемы отчасти было сведено на нет благодаря усилиям современных марксистских мыслителей, вынужденных пересмотреть некоторые элементы духовного наследия человечества. Это также отмечает Эрнст Блох, рассматривающий марксизм в общем русле развития эсхатологической утопии 18 . В связи с тематикой книги определенный интерес представляют также работы Лучиано Паринетто. Будучи автором ряда серьезных исследований, Паринетто подготовил итальянское издание масонских диалогов Лессинга. В обширном введении к этой работе Па ринетто ставит вопрос о том, что масонский путь в том виде, как его сформулировал Лессинг, считавший, что этот путь основан прежде всего на практике, быть мо жет, является своеобразным предвосхищением движущих идей мыслителя из Трира, в частности его замысла создать «гуманное» общество на руинах истории, раз рушенной в результате деятельности классов и наций. Следует отдать должное Паринетто хотя бы за то, что ему удалось обойтись без импровизаций и вопреки субъекти-

231

визму построить свое исследование на основе документальных материалов. Однако и в данном случае при ходится констатировать, что исследователь пытается свести к социологии даже столь многогранное наследие, каким является творчество Лессинга. В итоге Лессинг предстает перед нами в виде плоского геометриче ского чертежа, а его мысль кажется лишенной духов ного измерения. Паринетто рассматривает Лессинга преимущественно под углом зрения социально-политической борьбы.

Заклятыми врагами масонства были национал-со циализм и фашизм. Что касается национал-социализма, то корни его антимасонских установок можно обнару жить в сочинении Гитлера «Майн Кампф». Существует немало исследовательских работ, в которых, как нам представляется, обоснованно говорится о том, что национал-социализм противостоит масонству в качестве силы, отвергающей концепцию инициационного подхода к действительности. Не случайно национал-социалисты приспособили к своим целям древнейший солярный символ свастики (от санскритского « su » — добро и « asti » — быть, являться), развернув в противоположном направлении ее углы. Так называемый национал-социалистический спиритуализм — не что иное, как коллективная оргия, глубинный смысл которой состоит в инфантильной регрессии, возвращении в материнскую утробу, в лоно матери-земли. Эстетствующим отражением данного регресса является восстановление атрибутов древне- германской архаики. С точки зрения психоанализа возврат к арийским корням может считаться признаком неспособности незрелого организма войти в мир взрослых людей.

Масонский путь духовного созревания противостоит подобной регрессии. Цель масонского пути — самосовершенствование личности и ее постепенный и осмыслен ный выход за рамки примитивного материализма, царства хаоса и насилия во имя достижения «упорядоченно сти», самоутверждения в царстве «упорядоченности», общечеловеческих ценностей и спиритуализации мате рии.

Национал-социалистический витализм изгоняет из своих пределов всякое подобие нравственности. Будучи преломлением садистских и, следовательно, человеконе навистнических наклонностей своего вождя, национал- социализм испытывал врожденную ненависть к тради-

232

ционному гуманизму немецких масонских лож. В этом отношении немаловажную роль сыграло и то, что масон ские ложи являлись связующим звеном между Гер манией ж западными демократическими странами, напри мер Великобританией и Францией, против которых было направлено жало националистического и пангерманского реваншизма.

Политика национал-социализма, направленная на уничтожение масонства, проводилась не только в преде лах германских границ, но и на оккупированной нем цами территории. Напомним только о многих тысячах французских масонов, уничтоженных национал-социа листами по доносам коллаборационистов. Среди погиб ших был историк Б. Фэй, автор труда по истории масонства 19 .

Что касается моды на оккультизм, существовавшей среди национал-социалистов (полагают, что Розенберг являлся членом общества « Thule », развивавшего теорию нордического происхождения цивилизации и разделяв шего «гиперборейское» учение), то следует подчеркнуть, что история эзотерических доктрин давно осудила подобные псевдокультурологические извращения, отвергнув их как не имеющие никакого научного смысла.

В Италии к моменту захвата власти фашистами су ществовали две деноминации масонства: одна из них управлялась из дворца Джустиниани, другая — из штаб- квартиры, расположенной на площади Джезу. Первая деноминация, считавшаяся «регулярной», покончив с колебаниями некоторых своих руководителей (объясни мых в связи с неоднозначностью первых фашистских деклараций), отвергла движение, возглавлявшееся Мус солини, и во всеуслышание заявила о том, что отно сится к нему резко отрицательно. В 1923 г . фашисты провозгласили принцип несовместимости членства в пар тии с принадлежностью к масонству. На масонов об рушились преследования, они становились жертвами на силия.

В апреле 1925 г . отдел по делам масонства нацио нал-фашистской партии направил секретный циркуляр, в котором от партийных организаций требовалось при менять с особой строгостью меру судебного пресече ния деятельности тайных организаций. С этой целью накануне был принят особый указ. Его острие было на правлено против масонства, главным образом против их программы, характеризовавшейся фашистами как «ин-

233

тернационалистекая, пацифистская и гуманитарная», а следовательно', «наносящая ущерб воспитанию в нацио нальном духе». Членам партии, которые не проявят достаточного усердия в кампании по искоренению масонства, грозило суровое наказание: «Фашисты, посту пающие нерешительно, высказывающие сомнения насчет правильности принимаемых мер в момент, когда борьба уже началась, будут считаться предателями и пораженца ми и как таковые не заслуживают никакого снисхожде ния». Таким образом, были развеяны последние иллюзии о возможности сосуществования фашизма с масон- ством .

Представители фашистских движений первого призы ва, которые еще в дофашистское время вступили в масонское братство (главным образом в деноминацию, подчинявшуюся руководству на площади Джезу), отреклись от своих убеждений. Фариначчи, например, заявил, что ничего не смыслит в циркулях и угольни ках, хотя в течение ряда лет и посещал масонские ложи. Он стал самым злобным преследователем орде на 21 . В этом его горячо поддерживал Муссолини, ко торый сам безрезультатно пытался встать на путь инициации в бытность свою агитатором и пропагандистом идей крайнего толка, которые, как оказалось, имели мало общего с подлинно социалистическим учением. Те перь Муссолини представился случай дать выход своей антимасонской ненависти.

Ложи были разгромлены. Великий Мастер Домицио Торриджиани был приговорен к ссылке, из которой он выйдет всего лишь за несколько месяцев до смерти. Выступления фашистского режима против политиче ской оппозиции и против масонов в основном сов падали. Так, член парламента, один из основателей «авентинской» оппозиции фашизму Джованни Амендола, искренний деятель масонства, был жестоко избит и умер в изгнании во Франции вследствие полученных травм. Большинство масонов, входивших в ложи, управляемые из дворца Джустиниани, вступили на путь изгнания. Во Франции были основаны итальянские ложи. Из пятнадцати членов ложи «Новая Италия» девять от правились добровольцами в Испанию, чтобы бороться с Франко в рядах антифашистов. Трое из них пали смертью храбрых на полях сражений Испании. Среди них был и видный деятель республиканской партии Марио Анджелони 22 .

234

Во главе Великого Востока в изгнании стояли Эудженио Кьеза, видный политический деятель и журналист, сотрудничавший на страницах «Голоса Республики», и видный мыслитель Артуро Лабриола, правовед, экономист, занимавший в прошлом министерские посты в итальянском правительстве.

Наиболее активные масоны, оказавшиеся во француз ском изгнании, способствовали созданию организации «Антифашистская концентрация». Поддерживали они от ношения и с антифашистами из «Справедливости и сво боды». Хотя, если верить Э. Росси, на одном из собраний антифашистов, состоявшемся в доме масона Кан- тони, он и другие члены организации «Справедливость и свобода», Ферруччо Парри и Рикардо Бауэр, вырази ли мнение о нецелесообразности включения напрямую «организованного масонства» в деятельность антифа шистской эмиграции 23 .

Антимасонские преследования не обошли стороной и ложи с площади Джезу в Риме, заигрывавшие с фа шизмом в соответствии с установками своего бесслав ного руководителя Рауля Палерми. В конце концов и эти ложи бьии разогнаны фашистами, а их члены из числа наиболее честных людей подверглись преследова ниям. Так, например, член парламента Микеле Терцаги, один из руководителей социалистической партии, пор вавший с чернорубашечниками, был отправлен в ссылку. Терцаги написал воспоминания под названием «Фашизм и масонство». В предисловии он говорит о несов местимости «природы» двух противоположных исторических сил: «Между фашизмом и масонством существует та же связь, какая есть между оглушающим воем бури и пережившим ее натиск величием природы» 24 . Пройдут годы, и в 1975 г . Великий Мастер Лино Сальвини в традиционном обращении по случаю дня весеннего равноденствия напишет о противостоянии рефлексии, сопровождающей масонский путь, борению политических страстей, буйствующих под аккомпанемент озлоблен ности, насилия и шантажа, следующие слова: «Чередование времен года дало человеку понимание меры вре мени: арка, состоящая из 365 дней годового цикла, есть синтез того, чем является его жизнь. Природ ный порядок вещей переменчив, но его устроение таково, что человек не испытывает при этом страда ний. Медленно, но неуклонно, день сменяется ночью, из царства дня человек переходит во владения ночи,

235

испытывая наслаждение этой неизреченной гармонией... Данный порядок вещей приводит в равновесие миры — мир человека и мир природы. Человечество продвигается вперед только в том случае и тогда, когда перемены совершаются постепенно, путем восхождения с одной ступени на новую, высшую. Так восходит к Свету человек посвященный: медленно, но изо дня в день, тру дясь над своим внутренним совершенствованием, работая в тайниках своего личного опыта, пользуясь поддержкой символов, он оказывается в силах отказаться от всего, что преходяще и мнимо... Всякий раз, когда мир по трясает насилие, чинимое во имя перемен, все остается так, как было прежде, или даже хуже, чем прежде» 25 .

В послании Сальвини вынесен окончательный приго вор мировоззренческой основе фашизма, отвергающей рефлексию. В развитие этой мысли напомним еще раз, что масоны в большинстве своем приняли участие в движении антифашистского Сопротивления. Члены ложи «Пизакане», основанной ссыльными масонами в Понце, погибли и погребены в Ардеатинских могилах близ Рима 26 .

Завершая этот краткий экскурс в историю масонской «политики», можно сказать, что Великий Восток Италии является исторической организационной основой италь янской демократии. До сих пор ни одна из журналист ских кампаний последних лет, направленных на то, чтобы представить эту основу в качестве питательной среды за говора правых сил, не смогла подорвать демократическую репутацию масонства.

Отношения между церковью и масонством в Италии на первый взгляд претерпевали подчас стремительные изменения. Нам уже приходилось указывать на то, что в прошлом ряд достойных представителей католиче ского клира принадлежали к масонским организациям. Масонами были и бенедиктинский монах-эрудит Дом Пернетти, и гарибальдийский капеллан Уго Басси 2 ', и многие другие. Официальная позиция церкви, тем не ме нее, оставалась такой же, какую занимали римские папы XVIII в. На исходе XIX в. Лев XIII также не преми нул выполнить свой антимасонский долг, опубликовав энциклику « Humanum genus ». Тогда же руководитель американских масонов (южной юрисдикции) откликнул ся на этот документ церкви, охарактеризовав его не только как злобный выпад против масонства, но и как «выпад против человечества и прогресса»

236

Даже такие папы, как Иоанн ХХШ я Павел VI , проведшие реформаторский Второй Ватиканский собор, пусть и в менее резкой форме, подтвердили церковную анафему масонству. Правда, в последние годы церковь, судя по всему, решительным образом изменила свою политику, так что анафема теперь считается утратив шей силу. Произошло это событие лишь после того, как в 1974 г . «префект» Конгрегации веры (так именуется в настоящее время учреждение, известное в истории как Инквизиция) направил в адрес епископов церкви послание, где содержалось напоминание о том, что анафема не утратила силу лишь в отношении организаций, действительно ведущих подрывную работу против като лической церкви. Следовательно, анафема не действует более в отношении «регулярного» масонства, признанного Великой объединенной ложей Англии. Отлучение от церкви регулярного масонства, таким образом, изъято из кодекса канонического права.

Чтобы предоставить читателю возможность с боль шей наглядностью проследить извивы отношения като ликов к масонству, позволим себе задержать его вни мание на двух статьях, написанных с перерывом в две надцать лет одним из авторитетов церкви по данному воп росу иезуитом отцом Каприле.

Будзгчи честным, хотя и не всегда беспристрастным наблюдателем происходящих в масонском мире событий, Каприле посвятил вольным каменщикам немало статей на страницах органа иезуитов «Чивильта каттолика». Статьи, выбранные из многолетней подшивки этого жур нала, представляются нам весьма показательными. Пер вая статья, привлекшая наше внимание, относится к 1959 г . В ней содержится объяснение, отчего католи ческая церковь осуждает масонство. Каприле обвиняет масонский орден в религиозной индифферентности, которая, по его мнению, коренится в известном тезисе масонства (правда, заметим от себя, масонским его мож но назвать с большой долей условности), гласящем, что «все религии равны между собой, все они одинаково преходящи и несовершенны». Другим непростительным грехом масонства, согласно Каприле, является некри тичный натурализм, признание масонством всего, что яв ляется «естественным», иными словами — материаль ным, и непонимание масонством «сверхъестественного». Масонство, таким образом, оказывается без вины вино ватым. Достаточно указать хотя бы на розенкрейцерскую

237

традицию, вошедшую в масонство, содержательная сто рона которой состоит в подчинении природы силам добра и духовности, стремлении преобразовывать природу. Сле дует напомнить также о спиритуализме масонства, ха рактеризующем всю историю его развития.

Продолжая обвинительную речь, Каприле утвержда ет, будто масонская «присяга» свидетельствует о под рывной сущности масонства вообще, направленного на дискредитацию католицизма и традиционного правопо рядка. Далее Каприле говорит о «богохульстве» масо нов, призывающих Господа (в формуле Великого Архи тектора Вселенной) в свидетели своего «разврата». Та ким образом, речь идет об обвинениях, необоснованность которых в свете современного знания о масонст ве представляется очевидной.

Каприле, писавший в 1959 г ., называл масонство «школой предательства». Масоны, полагал он, скрывают ся под белыми одеждами разного рода культурных ас социаций, общественных и благотворительных фондов либо под мрачным покровом тайны масонской инициации. Все масоны, писал отец-иезуит, являются участниками заговора во имя торжества своих идеалов. При веденное выше было написано в 1959 г . Те же до мыслы, правда, в истерическо-нервном и кликушеском тоне повторяют до нынешнего дня и листки католиков- интегристов.

В 1971 г . на страницах того же иезуитского изда ния «Чивильта каттолика» появилась статья «Церковь и масонство сегодня» опять за подписью Каприле. Ничто-же сумняшеся он подвергал остроумной критике антимасонскую клевету французского интегриста Леона де Понсена. На этот раз Каприле проводил различие между регулярным масонством (признаваемым Великой ложей Англии) и масонством нерегулярным. В заключение статьи отец-иезуит благодарил Великую ложу Англии за внесение ясности в подлинный смысл масонских идеалов в связи с публикацией по случаю 250-летней годовщины ее основания. В данной масонской публикации подтвер ждались древние установления масонства, в частности монотезим и использование Библии в качестве книги Свя щенного Закона.

Известно, что в 1973 г ., после многих лет переговоров, английское масонство признало Великий Восток Италии. Это признание ранее отсутствовало в силу целого ряда причин и обстоятельств исторического и культурного

свойства. Факт такой «легализации», несомненно, сыграл важную роль в том повороте, который ознаменовал от ношение католиков к масонам в Италии.

Масонство никогда не осуждало католичество, как церковь — собрание верующих. Масонство ограничива лось разоблачениями интегризма и духовного, равно как и светского деспотизма церкви как института.

В самом деле, как заметил А. Амбези, нынешнее положение католицизма вряд ли можно назвать благополучным 29 . С одной стороны, в нем наблюдается за силье теологов-консерваторов, послушно насаждающих идею об абсолютной исключительности христианского откровения и католического магистерия. С другой — действуют группы католиков-радикалов, сводящих Евангелие к социологической схеме, выхолащивающих хрис тианство в том, что касается его вполне закономерной мистической и религиозной сущности, и превращающих его в чистую практику.

Многие желали бы, чтобы изменившиеся отношения между католической церковью и масонством с помощью тех верующих, которые вступают на путь масонской инициации, способствовали бы укреплению в католи цизме «либеральных» течений (то есть таких течений, которые открыты к восприятию нехристианской мысли и других религий), этических принципов терпимости.

Несколько слов следует сказать и о другой стороне отношений масонства с внешним миром. Речь идет о так называемых парамасонских организациях.

Эти организации, иначе именуемые в Соединенных Штатах Америки « appendant orders », главным образом распространены в этой стране. Как правило, они назы вают себя весьма живописно, вполне в американском стиле. Например, в Соединенных Штатах существуют «Международный орден Восточной Звезды», «Древне-арабский орден рыцарей мистического ковчега», «Орден Высочайших ливанских кедров», «Орден Де Моле» (по имени последнего Великого Магистра Ордена тамплие ров.— Перев.), «Орден дочерей Иова» и т.п.

Все эти организации, театральное оформление кото рых соответствует вкусам североамериканцев, в основном открыты для членов семей масонов, но не противопо казаны и для настоящих масонов. Речь идет о своеоб разных каналах воздействия на окружающую социаль ную среду. Эти ораганизации являются центрами общест венной и гуманитарной деятельности. Например, «Орден

238

239

ковчега», открытий для масонов, обладающих высокими степенями, содержит больницы и приюты для детей- инвалидов 30 .

«Орден Де Моле», будучи молодежной организацией, является своего рода формой движения скаутов. На помним, что Баден Пауэл, основатель скаутского движения, был масоном. Деятельность ордена построена на рыцарско-тамплиерской символике. Сфера его интере сов — проведение спортивных и музыкальных мероприя тий для молодежи, забота о ее досуге, участие в инициативах «гражданских служб». Работая в стилистике рыцарских идеалов, орден награждает «медалью за доб лесть» тех молодых людей, которые «отличились в деле спасения человеческой жизни» 3 .

Наиболее известной организацией является «Орден Восточной Звезды», кроме масонов, открытый для жен, дочерей и сестер вольных каменщиков. Орден имеет несколько «капитулов», в том числе и в Италии, где они появились несколько лет назад. В самой Америке капи тулы этого ордена были основаны впервые в 1850 г . Религиозная сторона ритуалов ордена выражена весь ма ярко и непосредственно. Руководители ордена, Досточтимая Матрона и Капеллан, совершают богослужение в честь Верховного Существа.

Распространено мнение, будто Ротари-клуб и Лайонс- клуб являются «официозами» масонства, свидетельст вующего посредством этих организаций свое присутствие в обществе. Дело обстоит иначе. Действительно, эти организации были основаны масонами. Например, пре зидентом «Лайонс Интернэшнл» в 1975—1976 гг. являлся избранный на этот пост калифорнийский масон Гарри Эслар 32 . Тем не менее эти две организации действуют в соответствии с собственными установления ми. Большинство их членов в Италии не принадлежит к масонам.

Общественной организацией, присутствие масонов в которой всегда было значительным, является Итальян ская лига по правам человека. Еще несколько лет назад было принято, чтобы Великий Мастер ордена председательствовал на собраниях этой организации. Цели Италь янской лиги по правам человека, точно так же, как и ор ганизаций с аналогичным названием во многих стра нах мира,— деятельность в защиту гражданских прав, свободы совести и слова, демократических институтов, достойного существования человека

240

ПРИМЕЧАНИЯ

FrancovichC. Storia della Massoneria In Italia (dalle origini alia
rivoluzione francese), p. 73—85.
Rivista Massonica, № 10, die. 1972, p. 577.
5 a 1 v i n i L. Realizzazioni della Massoneria Italiana dal 1970 al 1975
e future consolidamento della sua organizzazione. (Relazione).
См.: Mac IntoshW. F. Where should masons meet? — The Masonic Journal of South Africa, gen. 1976, p. 15. G a i t о V. II Rito Simbolico Italiano nella Comumione Massonica e di fronte all societa di oggi.— Rivista Massonica, № 2. febb. 1974. Idem, p. 91.
Francovich C. Op. cit, p. 54—63.
A m b e s i A. C. Storia della Massoneria; F а у В. La Massoneria e la Rivoluzione intellettuale del secolo XVIII.

15.
06 антиклерикализме Великого Востока Италии в прошлом
веке см. главу, посвященную истории масонства с 1717 г. до
настоящего времени.
См.: М о 1 a A. A. Storia della Massoneria Italiana daU'unita alia re-pubblica, p. 480—484.
P e d о n e F. II Socialismo italiano di questo dopoguerra, p. 130. См.: Gamberini G. La scomunica del XX secolo.— Rivista Massonica, № 7, sett. 1976, p. 385—392. См.: Rivista Massonica, № 10, die. 1972, p. 629. См.: Von DammA. The Masonic Movement in Russia in brief.— The Philalethes, febb. 1976.
16.
17.
Масонство не имеет никакой готовой «социальной программы». Вот почему один из наиболее известных масонов был вправе написать следующее: «Возвышенность мысли, одухотворяющей теорию коммунизма, захватывает воображение. В качестве конечной цели — установления социальной справедливости — коммунизм является всемирным учением. Что касается масонства, то правильное отношение к нему возможно при соблюдении двух условий: свобода должна пониматься коммунистами в самом широком смысле этого слова и быть гарантированной для всех членов общества; равенство должно рассматриваться ими в качестве отправной точки, отталкиваясь от которой они создадут во имя свободы условия, способствующие раскрытию таланта и инициативности человеческой личности...» (Terzaghi M. Fascismo e Massoneria, p. 153). Терцаги, высказывавшийся по этому вопросу непосредственно в период окончания второй мировой войны, имел перед собой конкретные примеры сталинизма и итальянской компартии, еще не совершившей пересмотр своих позиций. Тем не менее Терцаги удалось провести различие между самой идеей коммунизма и ее конкретно-исторической реализацией. Терцаги в сущности сформулировал следующий тезис: масон вправе придерживаться идеологии коммунизма (точно также как он вправе придерживаться консервативных, либеральных или республиканских идей или вообще не придерживаться никаких идеологий). Однако он не может разделять идеи и поддерживать практику коммунизма как конкретно-исторического феномена. A m b e s i А. С. Storia della Massoneria in Italia, p. 235. Первое издание перевода, сделанного П. Тольятти, увидело свет в 1949 г. Последнее издание, вышедшее в издательстве «Эдитори Риунити», относится к 1973 г. См.: Р i e p er J. Speranza e Storia, cap. 4.
18.
241

19. См.: GamberiniG. Appeodice di aggiornamento del «Libero Mu-
ratore» («II Libero Muratore» di E. Lemmhoff), p. 345—348.
20. Rivista Massonica, № 11 — 12, nov.-dic. 1966, p. 226—227.
21. См.: Terzaghi M. Fascismo e Massoneria.
22. См.: Rivista Massonica, № 10, die. 1973, p. 577—581.
23. Rossi E. Una spia del regime, p. 263, n. 114.
24. Terzaghi M. Op. cit, p. 6.
25. Rivista Massonica, № 3, mar. 1975, p. 129.
26. Rivista Massonica, № 2, febb. 1976, p. 71—72.
27. Rivista Massonica, № 7, sett. 1972, p. 434.
28. Rivista Massonica, № 3, marz.—apr. 1973, p. 189.
29. См.: A m b e s i А. С. Op. cit.
30. Enciclopedia Britannica: «Freemasonry», p. 737.
31. Cordon (organo dell' Ordine De Molay, die. 1975, p. 16—17).
32. См.: California Freemason, 1975—1976, winter, p. 46.
33. Собственно говоря, в Италии существуют две лиги: Итальянская
лига по правам человека и Международная лига по правам чело
века. Вторая организация возникла в результате расширения дея
тельности миланского отделения Итальянской лиги по правам
человека. Обе организации занимаются продвижением своего мате
риала на страницы печати, являясь консультативными организа
циями ООН. Следует подчеркнуть, что международные структуры,
как правило, создаются благодаря активному участию масонов

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история

Список тегов:
молодежная политика 











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.