Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

ИЗ ИСТОРИИ МАСОНСТВА

24 июня 1717 г . в Лондоне в таверне «Гусь и вертел» появилась первая в мире Великая ложа. Четыре ложи, которые прежде собирались в других лондонских тавернах, наконец объединились, создав тем самым первую масонскую организацию нового времени. На этот день приходился праздник св. Иоанна Крестителя. Об этом событии до нас дошел краткий отчет Джеймса Ан дерсона, опубликованный во втором издании его «Книги уставов» по прошествии многих лет после памятного дня. Судя по всему, сам Андерсон в тот день не присутствовал в таверне. Однако его свидетельство, составленное со слов очевидцев, можно считать достаточно корректным. Тем более что другой отчет об основании Великой ложи, принадлежащий перу неизвестного авто ра, мало чем может дополнить сообщение Андерсона '.

Собранию, состоявшемуся 24 июня 1717 г ., пред шествовала встреча, имевшая место за год до этого в таверне «Под яблоней» в Ковент-Гардене. Именно тогда лондонские ложи приняли решение, «согласно велению времени», учредить Великую ложу и поставить во главе ее Благородного брата. Итак, на собрании, состоявшемся в день св. Иоанна Крестителя, накануне торжественной трапезы старейший Мастер-каменщик огласил список кандидатов в руководители Великой ложи. Были избра ны: дворянин Энтони Сэйер на должность Великого Мастера, капитан Джозеф Эллиотт и плотник Джекоб Лэмболл на должность Великого Смотрителя.

Четыре ложи, ставшие основателями Великой ложи, были заняты не только «умозрительной» деятельностью. По меньшей мере три из них активно работали также в сфере «практической деятельности». По сути дела, речь идет об обществах товарищеской взаимопомощи и взаи мовыручки, действовавших на основе старинных установ лений, выражением которых была система символи ческих обрядов 2 .

102

1723 и 1730 гг.— узловые даты в истории масонства. В 1730 г . орден принял решение усилить эзотерическую сторону своей деятельности, включив в состав своей сим волики легенду о Хираме. В 1723 г . были изданы «Книги уставов», написанные в основном Джеймсом Андерсоном. И по сей день они считаются идейным и практи ческим основанием масонства.

Джеймс Андерсон был пастором пресвитерианской церкви. Кроме масонской «Книги уставов», им написан труд по королевской генеалогии и ряд проповедей, среди которых наиболее известная — о «Единстве Троицы» (1733), свидетельствующая, как утверждают многие, о его глубоких «традиционных» христианских убеждениях. Как бы там ни было, именно благодаря пресвитериан скому пастору Андерсону произошла кодификация все ленского, деистского и неконфессионального характера деятельности ордена масонов, скрепленной «Книгой уста вов» 1723 г . 3

Первая из «древних обязанностей», содержащихся в «Книге уставов» и касающихся Бога и религии, ут верждает, в частности, следующее: «Согласно своему званию, масон обязан подчиняться нравственному зако ну, и если он правильно понимает Мастерство, то ни когда не станет глупым безбожником или распутным нечестивцем. Хотя с древних времен масоны были вы-

103

нуждены в той или иной стране исповедовать религия) той страны или того народа, которая там была принята сегодня считается более целесообразным придерживать-^ся только той религии, которую исповедуют все люди, оставив для себя свои собственные взгляды. Иными словами, быть вместе с людьми добрыми и искренними, с людьми чести и целомудрия, несмотря на то, как они себя называют или каких убеждений придерживаются»

Андерсон открыто провозгласил примат этики над догмами, веротерпимость и миролюбие. Религиозный ми нимум, требующийся от масона, состоит в выполнении нравственного закона, изваянного в каждой человеческой душе. Мы далеки от ортодоксии, будь она протестант ской или католической, далеки и от православия, от религий, основанных на доктринальных изъяснениях, ко торые следует принимать не рассуждая. Мы видим, как Андерсон, хотя и отвергает конфессионализм, в то же время обрушивается с нападками на «вольнодумца» Джона Толанда, которого он, надо думать, имел в виду, говоря о «распутном нечестивце» °.

Другим идеологом масонства нового времени был Джон Теофил Дезагюлье. Сын эмигрантов-гугенотов, членов Королевского общества, Дезагюлье вошел в историю как один из наиболее талантливых популяризато ров теорий Ньютона 6 . Прекрасный лектор и автор мно гочисленных исследований по экспериментальной фило софии, введший в употребление барометр, исследовавший флюиды и рефракции света, в 1719 г . он был избран Великим Мастером 7 .

В XVIII в. история английского масонства озна меновалась знаменитым диспутом между «старыми» и «новыми» масонами. Начиная с 1730 г . Великая ложа переживает период значительных организационных труд ностей. Великие Мастера перестали уделять организа ционным вопросам хоть сколько-нибудь внимания. От части этот факт может служить подтверждением того, что английские масоны XVIII в. рассматривали свою принадлежность к ордену в качестве формальной по чести. Тем не менее интерес общественности к вольным каменщикам в Англии продолжал возрастать. Выходили книги, например известный «Критический разбор масон ства» Причарда. Противники масонства организовывали шутовские процессии, пародировавшие масонские ритуа лы. Конъюнктурой не преминули воспользоваться и обо ротистые дельцы. Так, в одной из таверн красовалось

104

объявление, что здесь за определенную плату «производят в масоны» 8 . В 1730 г . Великая ложа Англии, ж елая предотвратить проникновение в ложи авантю ристов и избавиться от скомпрометировавших себя чле нов, приняла решение о замене знаков различия 1-й и 2-й степени. Тем не менее среди братьев-масонов про должался разброд. Многие ложи не приняли нововве дения, установленного Великой ложей. Разногласия воз никли и по целому ряду других вопросов. В 1751 г . была основана соперничающая Великая ложа, которая была названа «старой» Лоуренсом Дермоттом, одним из наиболее активных ее сторонников, дабы подчеркнуть почтение к традиционным установлениям ордена. Исходя из этого, Великая ложа, основанная в 1717 г ., была поименована «новой».

Среди обвинений, выдвинутых «старыми» масонами против «новых», помимо неприятия нозых знаков разли чия для первых двух степеней, выдвигалось и обвине ние в «дехристианизации» обряда, сокращении продол жительности ритуалов, равно как и в отказе от эзоте рических церемоний, связанных с присуждением степени Достопочтенного Мастера 9 .

Однако на исходе XVIII в. разногласия между «но выми» и «старыми» масонами утратили прежнюю остро ту. Практикующие ложи как той, так и другой системы стали заимствовать друг у друга наиболее привлека тельные особенности. Наряду с этим сближением велись и переговоры между двумя Великими ложами, которые привели к заключению Акта о союзе. 27 декабря 1813 г . в день св. Иоанна Евангелиста в Лондоне была провозгла шена новая Великая объединенная ложа Англии. Церемония носила торжественный характер. В Фримэ-сонс-холле в двух отдельных залах были открыты две Великие ложи — «новых» и «старых» масонов. Затем в ходе процессии они перешли в общий зал, и Великие Мастера обеих лож заняли места рядом друг с другом. Великий Капеллан провозгласил: «Да будет известно всем людям, что союз между двумя Великими ложами вольных каменщиков Англии подписан. Отныне два брат ства едины. Пусть же Великий Архитектор Вселенной сделает их союз вечным и нерушимым!» 10

Тем временем масонство уже распространилось на континенте и в Новом Свете.

В Америке орден имел своим крестным отцом Б- Франклина, который издал «Книгу уставов» Андерсо-

105

на и стал Великим Мастером в 1734 г . Вся его жизнь была неразрывно связана с деятельностью масонства.

Американское масонство унаследовало разногласия между «новыми» и «старыми» масонами. Сторонники провозглашения независимости от метрополии были особенно многочисленны среди «старых» масонов.

Представление о том, что Американская революция, так же как и Французская революция, является якобы порождением масонских лож, нельзя назвать соответ ствующим реальности. Действительно, духовные вожди масонства были по большей части в лагере сторонников независимости. Верно также и то, что большинство подписавших Декларацию независимости были масона ми. Масоном был и Джордж Вашингтон, посвященный в масонство в 1752 г . в ложе Федериксбург-4, штат Вирджиния ". Однако не следует забывать, что немало масонов было и на другой стороне, в том числе и среди английских военных, воевавших против Джорджа Ва шингтона.

Тем не менее нельзя отрицать и тот факт, что дух свободолюбия, терпимости и самостоятельности, содер жащийся в культурном эпосе масонства первой поло вины XVIII в., мог одухотворить идеи Декларации неза висимости. Во всяком случае, можно говорить о существовании если и не причинно-следственной связи, то совпадении во времени между идеями масонства и Декла рацией независимости.

Еще и сегодня американское масонство гордится своими «отцами-основателями», и многие вольные ка менщики в Америке подчеркивают масонское содержа ние основополагающих принципов Декларации 1776 г .

Как бы там ни было, масонские ложи получили широкое распространение в армии, сражавшейся за неза висимость. Самой знаменитой была Американская союзная ложа, действовавшая в системе «старого» масонства. Наиболее активные члены этой ложи были почти все захвачены в плен и убиты англичанами. Только в 1778 г . эта ложа возобновила свою деятельность в Реддинге, штат Коннектикут |2 .

После обретения независимости американское масон ство в отдельных штатах сохранило свою организа ционную структуру, то есть такую структуру, которая сложилась еще в колониальный период. Однако Американская союзная ложа обратилась с петицией к Великой ложе Бостона учредить центральную масонскую орга-

106

низацию во главе с Джорджем Вашингтоном. Но возобла дал дух автономии, и Великие ложи штатов сохранили в неприкосновенности свой суверенитет 13 .

Жизнь американского масонства в XVIII в. протека ла без особых потрясений, если, конечно, не считать период революционной эпопеи. Иначе обстояло дело в XIX в.

Начиная с 1826 г . в связи с аферой Моргана злобная антимасонская кампания захлестнула Соединенные Штаты. Поводом к ее развертыванию послужило исчезновение и предполагаемое убийство, в действительности не подтвердившееся, Уильяма Моргана, который объявил о своем намерении опубликовать книгу, разоблачающую все «секреты масонства». В его смерти были обвинены масоны. Смерть, впрочем, бьиа легкой, если учесть, что Морган объявился живым и здоро вым в 1831 г . Необходимо, правда, сказать, что повод для провокации был дан самими масонами, небольшая груп па которых выступила на страницах провинциальной газеты с угрозами в адрес Моргана. С 1826 по 1838 г . американское масонство вступило в полосу глубокого кризиса и преследований. Дело дошло до того, что масоны и их семьи не имели больше права работать на государственной службе, в школах и религиозных общи нах 14 .

В период 40-х годов XIX в. и в последующие годы орден сумел восстановить свои силы и добиться успеха. Широкое распространение получил так называ емый Древний шотландский обряд. Самый знаменитый его представитель, генерал, языковед, эрудит и поэт Альберт Пайк, в течение долгих лет бывший верховным командором Южных штатов, внес основополагающий вклад в культуру масонства. Речь идет о его книге «Нравственность и догма» (1871), являющейся истолко- вательным трактатом «высших шотландских степе ней».

Постепенно на протяжении XIX в. на территории Соединенных Штатов начинают формироваться «сопутствующие» масонские организации, сыгравшие значительную роль в закреплении масонства в американской жизни. Так, в 1805 г . был создан первый «лагерь» рыцарей-тамплиеров. В 1850 г . появился орден «Звезда Востока», открытый для женщин. В 1870 г . благодаря ини циативе У. Флеминга был создан «Староарабский орден тайного храма» 15 .

107

Тем временем в Европе произошли важные события. Масонство постепенно распространилось повсюду. Прав да, сначала его распространение столкнулось с неко торыми трудностями. Начиная с 40-х годов XVIII в. наметилось значительное укрепление его численности. Улучшался и качественный состав лож. В 1773 г . была основана ложа Великий Восток Франции.

Колыбелью масонской жизни во Франции до револю ции 1789 г . являлась парижская ложа «Девяти Сестер», в которую входили наиболее выдающиеся представители культуры своего времени: Кондорсе, астроном Лаланд, скульптор Гудон. Во время своей дипломатической мис сии во Франции членом этой ложи был Б. Франклин. Незадолго до смерти в 1778 г . в ее члены был посвящен Вольтер.

Во французских ложах XVIII в. можно было встре тить кого угодно. Здесь бывали священнослужители, аристократы, буржуа, революционеры. Согласно законам математики, было бы невероятным, чтобы в этом множестве людей вдруг определилась какая-то общая линия по ведения перед лицом событий, которые грозовой тучей уже сгустились на политическом горизонте Франции. Так что тезис аббата Баррюэля, утверждавшего в своих «Памятных записках к истории якобинства» (1797), будто Французская революция была задумана и подготовлена каким-то масонским «секретным комитетом»,— тезис, нашедший сторонников среди масонских кругов,— следует считать фальшивкой.

Вольные каменщики были как в стане революционе ров, так и в стане контрреволюционеров. Господст вующей мыслью среди французских братьев-масонов было провести конституционную реформу, которая бы преградила путь насилию 16 . На крайних позициях стояли такие масоны, как Дантон и Марат, с одной стороны, и Местр и Тассен — с другой. Тассен — один из руково дителей Великого Востока Франции, члены которого бы ли гильотинированы.

Между распространением масонских идеалов и Фран цузской революцией 1789 г . можно усмотреть разве что связь во времени, но отнюдь не причинную связь. То же, что было сказано нами в отношении Амери канской революции.

Кроме того, архивы французского масонства сви детельствуют, что единство отнюдь не царило в ложах революционного периода. Так, например, речь, содержав-

108

шая призыв к Генеральным штатам, произнесенная в 1789 г . на заседании ложи «Союз друзей», вызвала оживленную и ожесточенную полемику. Официально выступление было осуждено как «немасонское», так как расходилось с целями организации 17 .

В символике Французской революции немало знаков масонства: ватерпас, око в треугольнике, арка. Даже сама трехцветная кокарда, придуманная масоном Лафайетом, казалось бы, указывает на масонские цвета: первые три степени ордена — «голубые», степени с 4-й по 18-ю шотландского обряда — «красные», степени с 31-й по 33-ю — «белые». И тем не менее маловероятно, что такая аналогия могла бы реально существовать, а не быть простым историческим совпадением. (Высшие сте пени, как известно, еще не были окончательно опре делены в тот грозный 1789 г . |8 )

Французская масонская жизнь была нарушена рево люционным периодом. Ее возобновление в наполеонов скую эпоху давалось с немалым трудом, как бы подтверж дая тот факт, что идеалы свободы, равенства и брат ства, которые составляли подлинную атмосферу масонских храмов, так и не были соответствующим образом перенесены, а быть может, и не могут быть перене сены в мир «светской жизни». Вероятно, прав был Ан дерсон, когда в «Книге уставов», написанной в 1723 г ., предупреждал, что масонское братство «всегда процве тало в эпоху мира» 19 . Скорее всего, между великими демократическими идеями Вольтера и взятием Бастилии не было такой безусловной причинно-следственной свя зи, какую многие пожелали увидеть.

Французская революция несет на себе масонский от печаток только в том, что касается ее общих инфор мационных принципов, но отнюдь не в ее политической действительности.

Не подлежит сомнению, что терпимость в отношении религиозных мнений, провозглашаемая в Декларации прав человека 1789 г . и опровергнутая самим ходом революционных событий, характерна и для масонского мировоззрения. Точно так же масонскими или «англий скими» были требования соблюдать неприкосновенность личности и законность, которые, хотя и не всегда за фиксированы в виде отдельных постулатов, представляют собой неотъемлемую часть духовности масонского братства. Не являются прерогативой масонства, как обычно полагают, ни определенный антиклерикализм в

109

духе антикатолического крестового похода, ни «полити ка» Французской революции.

Тезис о «масонском заговоре» бьи вскоре опроверг нут. В 1801 г . адвокат Жан Жозеф Мунье издал свою книгу «О влиянии, приписываемом философам, франкма сонам и просветителям, на ^Французскую революцию», которая благодаря логике излагаемого материала и до кументальности вполне опровергает домыслы, содержа щиеся в мемуарах аббата Баррюэля 20 .

XVIII век прошел под знаком Французской револю ции. Для масонов это было столетие спиритуалисти ческих течений. К наиболее примечательным относится течение, основателем которого был Мартинес де Пас-

каллис.

Об этом мыслителе мало что известно. Судя по всему, он был испанского происхождения и посвящен в масоны двадцатилетним молодым человеком. Известно также, что с 1755 г . в масонских кругах Южной Фран ции он вел пропаганду гностических учений, с которыми познакомился в одной из североафриканских стран. Речь идет о космогонии в ее теософской интерпрета ции, перекликающейся с основными сюжетами масон ской традиции. Свои взгляды Паскаллис изложил в трактате «О восстановлении существ в своем исконном ка честве, а также о силе духовной и божественной».

Согласно основанной этим автором традиции, из вестной под названием мартинистской, Верховное бо жество не есть прямой создатель материальной вселенной, которая, напротив, является результатом «имита ционной» деятельности. Человек-архетип (Адам каббалы, София гностиков, последние из небожителей) создал свой собственный космос, расколовшийся впоследствии на бесчисленное количество «иллюзорных личностных образов». В результате наша человеческая вселенная, которая, будучи имитацией вселенной божественной, не сет на себе ее отпечаток, при этом отличаясь от нее в силу многочисленных внутренних несовершенств.

Создавая свою вселенную, демиург, небесный Адам, совершил падение до уровня Адама земного. Так ро дился нынешний человек, которому, согласно учению Мартинеса де Паскаллиса, предписана жесткая дисцип лина, основанная на общении с добрыми гениями и мо литве, имеющих целью добиться «восстановления» своей личности, состояния, предшествовавшего грехопадению. Предложенная этим учением литургия мыслилась как

Создание условий для конкретного познания глубин духа. Отсюда в истории мартинизма — спиритические видения, светоносные знаки и т. п.

Основной последователь Мартинеса де Паскаллиса — Луи Клод де Сен-Мартен, крупный авторитет масонства. Он сумел отвлечься от конкретики в учении своего наставника, сохранив при этом основополагающие прин ципы доктрины. Ему удалось, отказавшись от литургии, сосредоточить все внимание на внутреннем просвещении, носящем личностный и медитативный характер. На почве учения Мартинеса де Паскаллиса и Луи Клода де Сен- Мартена выросло движение мартинистов, история которого была бурной, насыщенной расколами, доктриналь- ными спорами, взаимными недоразумениями. Сегодня мартинизм имеет много последователей во Франции и Италии 21 .

Приговор, обычно произносимый историками марти нистам, не представляется полностью справедливым. О мартинистах принято говорить как о группе экзальтированных личностей, держащих круговую оборону на последнем рубеже средневекового иррационализма. Нам же представляется, что дело обстоит иначе. Прежде чем ликвидировать учение Мартинеса де Паскаллиса, следо вало бы сначала попытаться «отменить» каббалу и христианский гностицизм. Но это не так-то легко совершить. Люди всегда пытались найти объяснение тому, от куда происходит зло. По этому вопросу их мнения раз делились. Монисты брались утверждать, будто зло не обладает самостоятельной реальностью, а является слу чайностью в ходе божественного творения, следователь но, изначально природным благом. Дуалисты постули ровали существование начала, противоположного бо жественному, говоря об Аримане и Сатане, которые правят и обусловливают материальное изменение мира. Так что гностицизм и каббала, а следом за ними мартинистское учение, пытавшееся выступить их наслед ником, отражают интеллектуальное устремление, осно ванное на нравственном и рациональном императиве, соединить воедино монизм и дуализм в ходе рефлексии над природой зла. Гностики и каббалисты, равно как и мартинисты, не допускают и мысли о том, что мир со всеми своими жестокостями мог бы напрямую являться порождением божества, в которое они верят. При этом они же отвергают предположение об абсо лютном зле, ибо, допустив его, они подрубили бы под

корень идею божественного единства. Таким образом, в ходе их рефлексии космической драмы возникает гипо теза о том, что зло является результатом деятель ности некой промежуточной силы, вепротивопоставля-емой божеству. Миф о Софии, как его приписывают гностической школе Валентина ( II в. н. э.), обладает несомненным очарованием. Лоно божественного света породило зоны, небесные существа, создавшие плеро му — божественный мир. Последний из этих эонов, София (Премудрость), покидает плерому, движимая лю бовью к неведомому Отцу, но оказывается в тенетах Тьмы. Из слез рождается мировая влага. Из печали — материальный мир. София не зло, но любовная страсть, заблуждение и незрелость. София погружена во тьму за любовь. В конце времен София будет возвращена в полноту плеромы 22 .

В гностических и каббалистических мифах скрыто глубокое значение. Оно способно возвысить нравствен ность того, кто проникает в их смысл, и пленить читателя. Так, у нас под рукой «катехизис» Ордена мар тинистов, изданный после второй мировой войны. В нем содержатся увещевания, имеющие важный этический смысл: «Молитва, великая умная сила, способная приоткрыть нам врата храма, должна практиковаться еже дневно, постоянно, но в чистоте помыслов и по вдохно вению. Главное же — она должна быть вселенской. Ты должен молиться не за себя, но за всех. Падший эон ждет руки нашей помощи. Он тоже наш брат, и мы не вправе забыть его. Долг людей действовать так, как если бы между ними не существовало различий, осущест вляя вселенское братство и даря милосердие всякому существу, не исключая животных, наших меньших брать ев, которым предстоит подниматься по ступеням бо жественной лестницы и в будущем более достойно помо гать великому делу Верховного существа...»

Далее в «катехизисе» говорится: «Если же мы испытываем отвращение к тому злу, которое сотворил не приятель, и поддаемся искушению сравнивать его с соб ственной чистотой помыслов, например противопоставим нашу щедрость его вероломству, нашу терпимость — его сектантству, нашу честность — его лживости и т. д., пусть даже и не осознанно и не испытывая на мгно вение чувства гордыни, то все равно мы тотчас же утратим все преимущества, скажем так, собственного превосходства, ибо мгновенно привяжем себя к низости,

став соучастниками такого же вероломства, сектантства, лживости, которые мы порицаем. Чистота помыслов должна быть способной возвыситься до нашего идеала жизни, ей мы должны желать прибыть туда же, куда и мы сами стремимся,— к совершенной щедрости, совершенной терпимости, совершенной справедливости...» 23

Наряду со спиритуализмом мартинистов француз ское масонство XVIII в. пережило также и «герме тическую мифологию» Иллюминатов Авиньона, инициационного центра, основанного аббатом Ордена бенедиктинцев Антуаном Пернети. То был глубокий эрудит, владевший знаниями о мифах народов мира, легендами древности и искусством алхимии. В практике созданного им братства многие авторы за христианским флером (церемония посвящения предусматривала совершение мессы и исповедание) усматривают возобновление ро зенкрейцерства 24 .

На грани спиритуализма и пошлого оккультизма, масонского горения и шарлатанства возвышается фигура Калиостро (1743—1795), сыгравшего весьма заметную роль в истории французского масонства XVIII в. Уроженец Палермо (его подлинное имя — Джузеппе Бальзамо), он был посвящен в Лондоне в 1777 г . К этому времени он,, очевидно, достаточно хорошо овладел прак тикой теургии * и спиритизма, сочетая ее с основами знаний по фармакопее, полученных им в молодости в одном из монастырей Кальтаджироне. С 1780 по 1783 г . он пребывал в Страсбурге, где слава его росла как на дрожжах. Некоторое время спустя в Бордо он основал свое «Египетское масонство» — причудливое переплетение магии и католической ортодоксии,— во главе которого стоял он сам, именуя себя «Великим коптом» 25 . Масонские начинания Калиостро были порождением «лжеегиптологии», бывшей в моде во Франции XVIII в. Дело в том, что в 1731 г . аббат Террасой издал свой роман «Сет», получивший широчайшее хождение и неод нократно переиздававшийся. Следом за «Сетом» появи лась целая серия романоподобных публикаций о «тай нах» древних египтян. Судя по всему, Калиостро решил воспользоваться этим интересом, ловко используя егип- томанию своей эпохи, чтобы привлечь к себе внима ние любопытных. Этим мы вовсе не хотим обвинить

* Теургия — вид магии, направленной на сотворение чуда.— Прим. ред.

112

113

Калиостро в трюкачестве, насчет которого историки и гораздо более авторитетные исследователи, чем мы, пред почитают не высказываться однозначно . Вполне ве роятно, что за «египетскими» иносказаниями и посвя щениями под сенью пирамид кроется какой-то путь к познанию. Быть может, Калиостро обладал особой пси хической энергией, которая сегодня составила бы инте рес для парапсихологии.

Как бы там ни было, поведение «Великого копта» как масона носило характер необычного по тем временам вызова общественному мнению. Когда в 1785 г . он был приглашен на собрание масонов-фил ал етов («Друзей правды»), группы спиритуалистов, созданной в Париже маркизом С. де Ланжем, Калиостро ответил, что примет участие в собрании при условии, если филалеты обра тятся в «египетских масонов». Он предложил даже собственноручно сжечь архив филалетов в обмен на допуск их к «высшему знанию», которым он якобы обладал. В Лионе Калиостро основал женскую ложу по еги петскому ритуалу, названную им «Изис», а во главе ее поставил свою сожительницу Лоренцу Феличиани, кото рая нарекалась Царицей Савской.

Из-за преследований во Франции и Германии, также и со стороны масонов, относившихся к нему с подозрением, Калиостро переселился в Италию, в Папское государство. Несмотря на заверения в приверженности католицизму, инквизиция подвергла его аресту. На про цессе Калиостро признался, или его вынудили признать ся, в совершении немыслимых преступлений. Чего стоит, например, его рассказ об обряде посвящения в ложу баварских иллюминатов, масонского общества, которому инквизицией вменялся в вину заговор с целью «сверже ния трона и алтаря» 27 . Калиостро был приговорен к смертной казни, затем она была заменена на пожиз ненное заключение. «Великий копт» умер в 1795 г ., на ходясь в заключении.

В следующем столетии жизнедеятельность французского масонства разворачивалось под знаком расту щего и набиравшего силу антиклерикализма.

Наполеон Бонапарт, который сам, согласно много численным свидетельствам, возможно, «обрел свет ма сонства» 28 , принял в отношении ордена покровительственный тон, считая его прибежищем незрелых или впавших в детство бездельников, развлекающихся игрой в ритуалы и символы. Во времена Империи во Фран-

114

цяи процветали женские ложи, которые посещала импе ратрица Жозефина. Но это были лишь признаки де каданса масонства, утратившего мотивировку посвященности в общее дело. Масонство терпели, иногда с ним заигрывали, сводя, однако, все к салонной игре в зна менитые имена и куртуазность.

Духовность покинула ложи. Позитивизм мало-помалу воцарялся в культурной жизни Франции. Неудивительно, что в 1847 г . в масоны был посвящен даже Прудон, объявивший «войну» Богу не на жизнь, а на смерть. Из вестно, что Прудон был большим любителем «выходок», и это его объявление войны еще можно понять, если пред положить, что речь шла о борьбе с извращенными пред ставлениями и насильственным насаждением веры. Уч тем также и несомненную неординарность многих прояв лений его мышления. Важно другое — ложи погибали под натиском гораздо менее проблематичного атеизма, во Франции того времени торжествовал дух агностицизма и вольнодумства. И все это на фоне нарастающей политизации, принимавшей иногда двусмысленный ха рактер, как, например, во время Парижской коммуны 1871 г ., поддержанной рядом масонских групп 29 , но неизменно направленной на установление над ложами тотального политического контроля со стороны правя щих кругов. Таким образом, смысл и цели масонства бы ли искажены и опровергнуты.

Логическим результатом масонствующего позитивиз ма явился Конвент Великого Востока Франции, сос тоявшийся в 1877 г ., который упразднил ритуальную фор мулировку и ландмарку Великого Архитектора Вселен ной. С предложением об этом выступил протестант ский пастор, убеждения которого носили весьма неопре деленный характер. Так, в 1881 г . он отказался от рели гиозной деятельности, посвятив себя политической карьере, завершившейся дурно пахнущим скандалом. Имя этого пастора — Фредерик Демон. Будучи докладчиком на Конвенте 1877 г ., он, например, заявил: «Предоставим теологам труд обсуждать догмы. Предоставим авторитарным церквам труд формулировать запреты. Масонство же пусть остается тем, чем оно долж но быть,— организацией, открытой всякому прогрессу, всякой нравственной и возвышенной идее, всякому здра вому и либеральному направлению мысли» 30 . Прек расные слова, на первый взгляд вполне в духе ортодок сального масонства. Изначально в ложах воспрещены

115


 

 


религиозные диспуты, приветствуется же примат этшвд. Правда, пастор не объяснил, отчего следует упразднить понятие Великого Архитектора Вселенной, не являющее ся особой теологической формулировкой, но, согласно масонской традиции, вселенским подтверждением живо творящего божественного начала, действующего в реаль ном измерении. С этого времени Великий Восток Франции стал именовать себя «сугубо филантропической, философской и прогрессивной организацией», В действи тельности же превратился в центр «антирелигиозной» пропаганды.

В Германии и Австрии в XVIII в. масонство про цветало. Переменчивость настроения правителей, поров занимавших враждебную позицию по отношению' к орде ну, не помешала, однако, его укоренению в этих странах. Деятельность ордена привлекла на его сторону многие лучшие умы Германии и Австрии, во многом предопре делила культурную жизнь этиж стран.

В Австрии масонство получило максимальное рас пространение при Иосифе II , «либеральном» импера торе. Ложи стали центрами культурного развития, дружеских, свободных встреч между людьми, составляю щими «культурную ткань» общества. Здесь отсутствова ли доктринерские диспуты, которые в те же годи потря сали устои культуры в Германии и других странах. Ха ризматическим главой венского масонства был геолог и минералог И. фон Борн. Ему была свойственна широта интересов.. Он вдохновил своими рассуждениями о «еги петских тайнах» Моцарта на написание «Волшебной флейты». Фон Борн был просветителем-энтузиастом. Ложа «Согласие», руководителем которой являлся про славленный ученый, способствовала в 1784 г . созданию ботанического и зоологического сада в австрийской столице, с тем чтобы способствовать распространению естественных наук. С этой же целью были снаряжены научные экспедиции в Америку и Африку 31 .

В окружении гостеприимных и дружески располо женных венцев был посвящен в масоны один из величайших гениев музыки, Вольфганг Амадей Моцарт. Он был принят в ложу 14 декабря 1784 г .

Все биографы и исследователи творчества Моцарта отмечают, что посвящение в вольные каменщики яви лось для композитора важным событием 8 повлиявшим как на его жизнь, так и на творчество. Моцарт был убежденным масоном до конца своих дней и создал ряд

116


шедевров под влиянием масонского миропонимания. Под влиянием его энтузиазма отец Моцарта Леопольд также принял посвящение. В 1785 г . Моцарт присутст вовал на посвящении в масоны другого великого му зыканта — Франца Йозефа Гайдна 3 .

Не станем цитировать, как обычно принято, говоря о зальцбургском мастере, его биографа и исследователя его творчества Бернарда Паумгартнера. Обратимся к страни цам книги Алоиза Грейтера «Моцарт», в которой, на наш взгляд, в наибольшей мере передана интимная сторона масонского служения Моцарта. Согласно А. Грейтеру, масонство для Моцарта имело прежде всего религиоз ное значение, заполнившее собой пустоты, возникшие вследствие охлаждения к католичеству. «Не благодать и искупление, но мудрость, доброта, братская любовь меж ду людьми, жизнь, воодушевляемая мыслью о смерти,— вот идеалы, верность которым Моцарт старался сохра нить. Вряд ли он ожидал, что все люди вдруг кинутся в объятия друг друга, подвигнутые на это чувством человеколюбия. Но в узком кругу, где все были равны друг другу, ему казалось возможным проявление чело веколюбия и братства людей, совместно стремящихся к мудрости, исповедующих незыблемую веру в добро, правящее миром, которое лишь временно затемнено злом,,. Этим идеалам ж служил Моцарт в последние годы жизни» 33 . Но умер Моцарт в.ужасающих условиях. Реальное поведение братьев-масонов ничуть не соответ ствовало проповедуемым ими идеалам. Когда Моцарт скончался в декабре 1791 г ., они равнодушно взирали на то, как его бренные останки были брошены в общую могилу 34 .

В Германии жизнь масонства протекала в борении самых противоречивых доктринальных тенденций. На двух противоположных полюсах находились неотампли еры Светлейшего Ордена строгого соблюдения заветов, с одной стороны, и баварских иллюминатов — с другой.

Светлейший Орден был основан в 1751 г . бароном фон Гундом, страстным приверженцем традиций ры-царей-тамшшеров, который на протяжении всей своей «духовной миссии» неизменно утверждал, будто сущест вуют некие Верховные неведомые силы, внушающие ему необходимость восстановить «тамшгаерское» основание масонства.

Сейчас трудно установить, действовал ли фон Гунд с чистыми помыслами. Как и многие мистификаторы,

117


 

 


он обещал своим адептам раскрыть истинную масонскую тайну. Вкруг него собиралась двусмысленные личности и шарлатаны. Трем масонским степеням (Ученика, Подмастерья и Мастера) он противопоставил особую иерархию, которая предусматривала в шестой степени квалификацию герольда. Все дело было поставлено таким образом, чтобы польстить аристократическому тщесла вию тех кругов, к которым обращался фон Гунд. Его орден воспроизвел организационную модель Ордена тамплиеров, но был упразднен самими же масонами на заседании Конвента в Вильгельмсбаде, состоявшемся в 1782 г . 35

Орден фон Гунда явился средоточием мечтателей, пытавшихся возродить рыцарство, отчаявшихся оккуль тистов, стремившихся к возврату исконного масонского спиритуализма. Орден иллюминатов Баварии, основан ный в 1776 г . профессором канонического права Адамом Вейсгауптом, был центром рационалистических поисков и социальной практики, находившейся в XVIII в. вне рамок масонской деятельности.

Цель, объявленная баварским орденом, состояла в постепенном образовании человечества в духе примитивного коммунизма, который, согласно Вейсгаупту, должен быть основан на естественной доброте разумного человека. В речи, с которой обращались к кандидату в члены ложи, утверждалось, например, что благодаря образова тельной и воспитательной деятельности иллюминатов и их секретных обществ человечество возродится. «Цари и народы исчезнут с лика Земли без кровопролития. Человечество снова станет единой семьей» 36 .

В свете сказанного парадоксально выглядит тот факт, что в Ордене иллюминатов активно участвовали и принцы крови, и государственные мужи. Иллюминаты предлагали рационалистическое прочтение христианства, которое, заметьте, вовсе не отвергали целиком, предпочитая свести христианское учение к принципам вселенского братства и естественной религии.

Между иллюминатами и Светлейшим Орденом, как уже можно было заметить, существовало огромное различие. И все же (тут мы подходим к самой, пожалуй, курьезной странице истории немецкого масонства XVIII в.) многочисленные масоны в поисках новизны и необычного опыта состояли одновременно как в груп пах неотамплиеров, так и в группах иллюминатов. С тем чтобы положить конец появлению многих новых

118


степеней и маргинальных группировок, в конце столе тия Фридрих Людвиг Шредер, выдающийся деятель теат ра, предложил провести реформу масонства. Его предложение было с одобрением принято многочисленными ложами и одобрено масонской интеллигенцией, в частности такими видными ее представителями, как Гёте, Лессинг и Фихте 37 .

В XIX в. немецкое масонство по-прежнему разви валось в направлении универсализма. Немало масон ских групп, прежде сдерживаемых догмами христианской религии, открыли доступ и нехристианам .

В XVIII в. масонство появилось и в России под юрисдикцией Великой ложи Англии. В 1765 г . в Петер бурге сложилась, однако, автономная масонская организация. Ядром ее была группа католиков, сочетавших ритуал первых трех масонских степеней с церемонией адептов высших степеней, собиравшихся в особых хра мах.

В царствование Екатерины II масонство пережило свой «золотой век». Николай Новиков, ставший во главе организации, во многом способствовал расцвету русско го масонства. В 1781 г . вместе с профессором Москов ского университета Шварцем Новиков основал общество, поставившее своей целью распространение культуры в народе. В 1787 г . в связи со страшным голодом, обрушив шимся на Россию, он сумел организовать своевременную и обширную помощь голодающим в таких масштабах, которые прежде в этой стране не были известны. Императрица с симпатией взирала на филантропические предприятия масонов, которые, как известно, вызвали глухое недовольство государственной бюрократии. Бла готворительные труды Новикова и его сподвижников были успешными и обнажали никчемность бюрократической машины. Известие о Французской революции, которая, как полагали в России, была делом рук масонов, напугало Екатерину, приказавшую, не мешкая, арестовать Новикова. С 1792 г . он несколько долгих лет провел в тюрьме.

Император Александр I , вступивший на престол в 1801 г . после убийства Павла I , был посвящен в масо ны и способствовал деятельности лож, практиковав ших так называемую «шведскую систему», основанную на строгом соблюдении христианских установлений. Орден был подчинен строжайшему правительственному контролю, так что Великий Мастер ордена Бебер

119


 

 

 


находился в непосредственном подчинении у министра полиции. Эта ненормальная ситуация повлекла за собой протест целого ряда лож, которые основали в 1815 г . Великую ложу «Астрея», по имени древнегреческой боги ни справедливости, нашедшей спасение на небе, когда люди начали ковать оружие для войны.

Новая организация терпимо относилась к самым раз личным масонским системам. Во главу угла она ставила идеалы демократии. Естественно, что царская полиция сосредоточила все свое внимание на «Астрее», позабо тившись о внедрении в организацию шпионов и прово каторов из числа своих агентов. В атмосфере всеобщей подозрительности Великий Мастер «правительственной» ложи Кошелев обратился к императору с просьбой о введении единомыслия и однообразной дисциплины в русском масонском движении, в противном же слу чае — о запрещении его деятельности. Александр I приказал ложи закрыть. К началу XX в. в России сохрани лись только отдельные разрозненные ячейки, главным образом мистического толка, которые продолжали свою миссию полулегально 39 .

В Италии XVIII в. масонство в основном отражало реальность страны, раздробленной на многочисленные карликовые государства. Везде были ложи, действовав шие под влиянием тех или иных иноземных покрови телей — англичан, французов, австрийцев. Раздроблен ность движения проявлялась не только в политическом плане, но и в доктринальном.

В Венеции масонами были Казанова и Гольдони 40 . Первый наряду со своими авантюрными приключениями

Печать «нерегулярной» масонской ложи

интересовался магией и каббалой. Гольдони, насколько известно, рассматривал масонство как наиболее подходя щую компанию для дружеских вечеров за обильно накрытым столом.

В Тоскане «английские» ложи состояли из деистов и свободных мыслителей. В Пьемонте во второй половине столетия утвердилось направление тамплиеров-оккульти стов и течения мысли, связанные с французским спиритуализмом.

30 июня 1805 г . в Милане состоялось основание ложи Великий Восток, которую возглавил вице-король Эжен Богарне. В наполеоновскую эпоху это была первая попытка учредить центральную масонскую организацию, распространяющую свою деятельность на всю Италию. Андерсон, как известно, упоминает о Великой ложе Италии в своей «Книге уставов». Однако до сих пор так и не было найдено никаких следов существования подобной организации. После падения империи итальян ская организация оказалась в кризисном состоянии. Ло жи оказались совершенно неподходящим местом для наиболее беспокойных деятелей, осуществлявших кон спиративную работу в масштабах всей страны. С этой целью были созданы многочисленные тайные общества, которые, как правило, пытались подражать языку и обы чаям масонов. Думается, есть и другие исторические основания говорить о том, что между масонством и тайными обществами эпохи Рисорджименто существова ла определенная организационная связь. Возьмем для примера общество карбонариев. При изучении ритуалов, принятых в обиходе карбонариев, обращает на себя вни мание наличие многих точек соприкосновения с масон скими ритуалами 41 . Более того, известно, что масоны пользовались привилегированным статусом при приеме в карбонарии. Вот отчего когда Мадзини, находясь в кре пости, обратился к Пассано с просьбой сообщить ему имена карбонариев, с которыми он мог бы переписываться, то его собеседнику пришлось прежде посвятить его в масоны (нарушив тем самым все необходимые правила), присвоив высокую степень, а уж затем сообщить требуемые имена. Только таким образом Мадзини мог установить переписку с карбонариями определенного Уровня.

И все-таки между масонством и карбонариями не было, так сказать, неизбежной связи. Нет достаточных Доказательств и совпадения их организационной структу-

121


 

 


 


ры. Даже такие апологеты масонства в период Рисорджи-менто, как У. Баччи, вынуждены были говорить о сопер ничестве между ними 42 .

Правда, выдающиеся масоны были среди деятелей Ри- сорджименто. Это и Федерико Конфалоньери, соратник Сильвио Пеллико, и Джузеппе Гарибальди, и Кавур. Как раз вокруг этих двух фигур и поляризовалась в то время масонская жизнь в Италии.

Во многом идеям Кавура обязана деятельность Ве ликого Востока Италии, ложи, которая обосновалась в Турине с 1859 г ., выйдя из состава ложи «Аузония», ревностной хранительницы трех первых степеней масон ской символики. Гарибальди же был лидером «Шот ландской» ложи, Верховный совет которой заседал в Палермо 43 .

С 1861 г . ив последующие годы во многих итальян ских городах происходили масонские «учредительные собрания», которые привели к тому, что в 1874 г . была наконец сформулирована унитарная масонская конституция, принятая в Риме, ставшем уже столицей единого государства 44 .

В последние двадцать лет на исходе столетия столк новение между католической церковью и масонством в Италии приобрело драматический накал. Это было вре мя, когда масоны организовали подписку по сбору средств на сооружение памятника Джордано Бруно в Риме. Памятник, созданный скульптором Этторе Фер- рари, который некоторое время спустя станет Великим Мастером Великого Востока Италии, был открыт 9 июня 1889 г . в присутствии более трех тысяч братьев-масо нов, собравшихся под своими знаменами, обычно хра нящимися в ложах.

Однако нельзя утверждать, что итальянское масонство, выступившее в конце XIX в. с антиклерикальных позиций, исповедовало атеизм. В 1894 г . Джозуэ Кардуч-чи, великий итальянский поэт, масон, имевший 33-ю степень Древнего шотландского обряда, произнес знаменитую речь о непресекающейся свободе Республики Сан-Марино. Идея Бога, сказал тогда Кардуччи, почти полностью изгладилась в «латинских» умах, и виной тому праведная реакция на предрассудки, носителем которых является католицизм 45 . Однако, продолжал он, ни распущенность священнослужителей, ни гордыня философов не в состоянии изъять Бога из истории. Ибо Бог — «высшее мировоззрение, к которому устремлены народы»,


и «солнце людей высокого ума». Речь идет не о том или этом Боге, но о «едином и вселенском Боге народов», речь идет, заключил Кардуччи, о Боге свободы и рас крепощения, которого знали Данте и Леопарди, Вашинг тон и Мадзини 46 .

Выступление Кардуччи весьма понравилось редакто рам «Пикколо Мессаджеро» 47 , периодического издания Итальянской евангелической церкви (протестантской), руководимой пастором Саверио Ферой, который в 1889 г . был посвящен в ложе «Двадцатое сентября» во Фло ренции с присвоением 33-й степени шотландского обря да. Имя пастора связано с активным участием протес тантизма в деятельности итальянского масонства на ру беже XIX — XX вв.

В 1908 г . произошел исторический раскол итальян ского масонства. В ходе дискуссии в палате депутатов итальянского парламента по вопросу о преподавании католических догматов в средней школе группа депутатов-масонов, стремившихся заручиться поддержкой клерикалов накануне предстоящих выборов, не поддержала законопроект Биссолати, тоже масона, который вы ступил против обязательного преподавания религии в школе.

Большинство лож заявило протест. Великий Мастер и Великий Спикер предложили публично осудить поведе ние депутатов-оппортунистов. Саверио Фера, однако, поддержал их право на свободу голосования. Оказавшись в меньшинстве, он тем не менее продолжил борьбу иным способом. Фера присвоил документы и казну своей ложи. Затем он провозгласил основание масонского ордена, известного по месту пребывания его штаб-кварти ры как «Масоны с площади Джезу». Судя по всему, за спиной Феры стоял Джолитти, возглавлявший тогда итальянское правительство. Раскол 1908 г . вызвал в пос ледующей истории итальянского масонства немало по трясений.

Большинство масонов в эпоху первой мировой войны высказывались за вступление Италии в войну во имя защиты демократических принципов, поступая тем са мым вопреки решениям международного масонского дви жения, стоявшего на позициях пацифизма и нейтралите та. В том, что касается фашизма, влиятельные масон ские круги оказали давление на руководство ордена, потребовав от него поддержать программу начинающего фашизма «Сан-Сеполькро» (1919) 48 . Так продолжа-


 


122


123


 

 


лось, однако, только до тех пор, пока движение, воз главляемое Муссолини, не обнаружило подлинную сущ ность своих намерений, скрываемых до поры до времени под демагогическими лозунгами «национального патрио тизма» и наведения в стране демократического порядка.

«Зеленая змея» -— так фашисты именовали масонство в своих публикациях начиная с 1923 г .— становится од ной из главных мишеней насилия, чинимого фашистски ми боевиками. Последовал систематический разгром масонских лож. Дворец Джустиниани в Риме, в котором находилось руководство итальянских масонов Великой ложи, был взят фашистами в осаду. Генерал Капелло, масон, организовал вооруженный отряд масонов для за щиты своей штаб-квартиры. Руководителей ордена шельмовали в печати, подвергали запугиваниям и преследо ваниям. Наконец, фашистами была объявлена «охота на масона», начавшаяся глухой ночью 25 сентября 1925 г . во Флоренции. «Охота на масона» продолжалась две недели. В это время масонов было разрешено убивать, многие кз них были тяжело ранены 49 .

Большинство масонов с самого начала довели себя как непримиримые противники фашизма. Но и те, кто первоначально поддался фашистской демагогии, вскоре пересмотрели свои взгляды и также вступили на путь антифашистской борьбы. Характерным примером в этом смысле является жизнь и судьба Великого Мастера Домицио Торриджани. В 1923 г ., выступая на собрании Великой дожи Нью-Йорка, Торриджани заявил о верности итальянского масонства идеалам Рисорджименто и провозгласил «верность духу терпимости в отно шении всех верований, идеалам свободы и братской дружбы между народами, идеалам социальной справед ливости, иными словами — идеалам демократии». Говоря о национальном патриотизме (именно в тот самый мо мент, когда этот лозунг широко использовался фашиста ми в империалистических целях), он сказал, что «масо ны умеют сражаться с оружием в руках за свою Ро дину, умеют они и отдать за нее жизнь. Но они памя туют также и об общем для всех народов наследии гуманизма и цивилизованности, которое необходимо за щищать так же, как и свои отеческие алтари. В защите нуждаются все угнетенные и все слабые мира сего» 50 .

Торриджани, умерший совершенно слепым в 1932 г ., собственной жизнью доказал верность провозглашенным идеалам. До последнего часа он боролся за их торжество


у себя на родине. Находясь в ссылке на острове Липари, он вместе с коммунистом Джулио Волыш организовал курс лекций для сосланных антифашистов, за что подвер гался преследованиям полиции и фашистских активис тов. В Понце, куда он затем в наказание был переве ден, ему удалось даже основать ложу, символически названную именем Карло Пизакане. В этой ложе объе динились братья самых различных политических тенден ций — либерал Плачидо Мартини, коммунист Сильвио Кампаниле, зверски уничтоженные фашистами в Ардеа- тияских карьерах, масоны Албанезе, Челани, Магри и Дзакканьини. Уроки Торриджани не пропали даром, о чем свидетельствует антифашистская борьба Ферруччо Валобры, Марио Яккиа, Альфредо Кремьо и многих дру гих масонов, которые во время партизанской войны во главе отрядов и Комитетов Национального освобож дения воплотили на практике лозунг Карло Росселли и Марио Анджелони: «Сегодня в Испании, завтра в Италии» 51 .

Самое мощное на протяжении первых десятилетий XX в. французское масонство было раздавлено войной и нацистской оккупацией. По некоторым данным, во Франции за этот период было расстреляно 945 братьев-масонов, 6 тысяч арестовано и депортировано в концлагеря Германии.

В самой Германии дело обернулось еще хуже — там гестапо уничтожило не менее 1265 масонов 5 .

В то время как во Франции, после того, как закон чилась «полоса смерти», организационный разброд и со перничество между различными ложами продолжились, в Германии сохранившиеся Великие ложи, подвигнутые страданием к более глубокой солидарности, приняли ре шение объединиться в единое масонство, которое и было провозглашено на Франкфуртском съезде 19 июня 1949 г .

В других странах Европы масонство после войны так и не возродилось. Его закат продолжался. Например, в Испании массовое участие масонов в рядах антифран кистов во время гражданской войны обошлось им тоталь ным запрещением ордена. Правда, известно, что каудильо все равно запустил бы антимасонскую машину репрес сий на полный ход даже и в том случае, если бы братья- масоны и относились к нему менее враждебно.

В социалистических странах Восточной Европы масонские ложи прекратили свое существование. Они под верглись серьезной критике средствами пропаганды, так

124

125

Патент капитула розенкрейцеров шотландского обряда

же как и деятельность наиболее видных масонов, например президента Чехословакии Э. Бенеша, ушедшего из жизни еще в 1948 г . Можно сказать, что в этих странах масонство иссякло как течение мысли. Когда Бертольд Брехт предлагал учредить «хотя бы одну масонскую ложу, посредством которой можно было бы войти в контакт с зарубежным масонством, разумеется с целью расширения сферы коммунистической пропаганды» 53 , это предложение не было принято всерьез. Таким образом, здесь масонству был вынесен исторический приговор.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 168—
169.
2. Idem, p. 166—171.
3. Согласно Джонсу, существует прямая связь между андерсонов-
скими уставами и рукописями «древних обязанностей». Нам же
представляется, что «универсалистская» реформа, сформулирован
ная в первой «обязанности» (почитать Бога и религию), является

действительным нововведением в масонскую практику, хотя ей и предшествует тот творческий дух, с которым оперативные масоны подходили к исповедуемой ими католической вере.
4. Massoneria Italiana-Grande Oriente d'ltalia «Antichi Doveri, Costitu-
zioni, Regolamento», p. 3—4.
5. Джон Толанд (1670—1722) является представителем наиболее
радикального крыла английского рационализма. Он был особенно
одиозной фигурой в английской культуре своего времени, его обви
няли в интеллектуальной распущенности и безбожии. Толанд спо
собствовал созданию тайных философских обществ, известных
под названием «сократических», для которых он разработал осо
бый ритуал. Сведения об этом ритуале можно почерпнуть в труде
самого Толанда «Пантеистикон», в котором немало общего с ма
сонскими воззрениями.
По мнению А. Меллора, инвективы направлены не против Толанда, а против герцога Филиппа Уартона, масона, бывшего также Великим Мастером, который любил развлекаться в обществе друзей в клубе «Адское пламя», где собирались любители горячительных напитков и крепкого словца.
6. См.: С a s i n i P. L'universo-macchina (origin! della filosofia newto-
niana), p. 18, 186.
7. См.: Rivista Massonica, № 7, set. 1976, p. 397.
8. См.: Jones В. Е. Op. cit., p. 195.
9. Idem, p. 201—202.

10. Idem, p. 222.
11. См.: Gamberini G. Mille volti di Massoni, p. 37.
12. См.: J. Royal Case. American Union Lodge, February-August
1776.—The Philalethes, № 1, febr. 1976.
13. См.: Fay B. La Massoneria e la rivoluzione intellettuale del
sec. XVIII, p. 242—243.
14. См.: Lennhoff E. II Libero Muratore, p. 171 — 172.
15. См.: Bacci U. И libro del Massone Italiano, vol. 2, p. 41;
M e 11 о г A. Dictionnaire de la Franc-Maconnerie et des Francs-
Masons, p. 202.
16. См.: Lennhoff E. Op. cit., p. 76—77.
17. См.: P a 1 о u J. La Franc-Maconnerie, p. 184.
18. Idem, p. 188.
19. См.: Antichi Doveri, p. 4.— In: Massoneria Italiana — Grande Oriente
d'ltalia. Antichi Doveri, Costituzioni, Regolamento.
20. См.: M e 11 о г A. Op. cit., p. 169.
21. При исследовании мартинистского учения несомненный интерес
может представить флорентийский журнал «Знание» («Conoscen-
za»). Менее доступен «Трактат» Мартинеса де Паскаллиса, не так
давно изданный во Франции.
22. Изложение мистических космогонии гностицизма содержится в
«Христианских гностических текстах» (изд. Латерца) под ред.
Дж. Вентуры и «Христианских гностических космогониях» (изд.
Атанор). Первая книга — это антология оригинальных текстов.
Во второй книге собраны истолкования христианско-гностических
учений.
23. В Италии в настоящее время имеются две основные группы марти
нистов. Первая именует себя «Избранниками Коэна» и не ведет
никакой активной деятельности, переживая период реорганизации
в поисках подлинной основы «мартинизма». Эту группу возглав
ляет масон, подчиняющийся штаб-квартире, расположенной во
дворце Джустиниани. Вторая группа — Орден мартинистов, куда

126

127

принимаются женщины. В настоящее время его возглавляет лидер малочисленной так называемой «египетской» фракции, следующей ритуалам мемфис-мишраимского направления. Орден мартинистов находится под влиянием традиций, чуждых мартинизму, например теософии школы Блаватской и т. п. См.: A m b e s i А. С. I Rosacroce, p. 244—249. См.: М е 11 о г A. Op. cit, p. 242.
Франкович (С. Francovich) в своем жизнеописании Калиостро (см.: Storia della Massoneria in Italia dalle origin! alle Rivolu-zione Francese, p. 435—475) говорит о своем герое как о человеке, вся жизнь которого была сплошной авантюрой, чередованием взлетов и падений. При этом, подчеркивает биограф, Калиостро никогда не изменял своим внутренним убеждениям. См.: Francovich С. Op. cit., p. 468—469. См.: Lennhoff Е. Op. cit., р. 79; Р а 1 о u J. Op. cit., p. 218— 222.
Специальное исследование о связях масонов с Парижской коммуной написано Дж. Гамберини (см.: Gamberini G. La Comune di Parigi.— Rivista Massonica, № 2, feb. 1975, p. 83—92). P a 1 о u J. Op. cit, p. 264. См.: Lennhoff E. Op. cit, p. 133. Idem.
G r e i t h e r A. Mozart, p. 57—60. Idem.
См.: Ambesi A.C. Storia della Massoneria, p. 151. Francovich С Op. cit., p. 324. См.: Lennhoff E. Op. cit, p. 100—115. Idem, p. 208.
См.: D a m m A. v о n. The Masonic Movement in Russia in brief.— The Philalethes, № 1, feb. 1976. См.: Francovich С Op. cit, p. 133—147. См.: Mac Kenzie N. Le societa segrete. Ap. 2, p. 324—327. См.: В а с с i U. II libro del Massone Italiano, vol. 2, p. 69. Работа У. Баччи, которая неоднократно цитируется на наших страницах, не является, строго говоря, «научно-исторической», так как в ней слишком много от художественной прозы. На наш взгляд, А. Мола вполне справедливо определил ее как «археологическое застолье», когда гостеприимный хозяин выложил на стол все свои съестные припасы. «Книга итальянского масона вышла из-под пера столь живописной, что может поспорить с прославленными натюрмортами. В этой книге читатель найдет и розенкрейцеров, и тамплиеров, и трубадуров, и избранников любви, и альбигойцев, и патаренов, затем натолкнется на терапевтов, ессеев, каббалистов, но и это еще не все, так как вскоре он познакомится с друидскими и пифагорейскими обрядами, элевсинскими мистериями, тайнами кабиров, культом Исиды, Митры, Великой Матери, персами — Орозоманом и Ариманом... И все это без малейшего намека на филологические науки, критические изыскания, документальный материал, научный аппарат...» Нам трудно сказать, опечатка ли виновата или Мола преднамеренно пишет «Орозоман», тогда как у Баччи сказано «Оро-маз», что более принято в итальянской литературе, посвященной Ахура-мазде — Премудрому Господу, этическому божеству, которого прославлял в надписях Дарий I, желая тем самым добиться успеха в осуществлении своих военно-политических планов: «Vasna Auramazdaha») («Под покровительством Премудрого Господа»). Однако сколь приблизительными ни были бы «археологические»
128

установки У. Баччи (что подтверждает, например, неверная этимология имени религиозного реформатора Заратустры), иам все-таки хотелось бы спросить А. Молу, весьма авторитетного историка, при-; ходилось ли ему когда-либо, пусть поверхностно и бегло, заниматься исследовательской работой в области истории эзотерических учений? Со своей стороны такую работу мы скорее бы назвали «реконструктивной», нежели документальной, так как в данном случае критический инструментарий классической историографии вынужденно уступает место субъективным критическим суждениям исследователя. Мы говорим «вынужденно» потому только, что иначе и невозможно, когда имеешь дело с недоговоренностями, иносказательностью, криптографичностыо и двусмысленностью источников. Разумеется, немалую помощь в таком случае могут оказать филологические науки. Но мы полагаем, что так или иначе допустимо применять методы психологической теории архетипов и при изучении истории и вскрывать, как это делал У. Баччи, значимые связи и «духовные заветы» там, где филология оказывается бессильна из-за полного отсутствия материала.
43. См.: С о m b a A. Patriottismo cavouriano e religiosita democratica
nel Grande Oriente Italiano.— Rivista Massonica, № 1, gen. 1974,
p. 3_27; Bacci U. Op. cit, vol. 2, p. 196—197.
44. См.: Bacci U. Op. cit, vol. 2, p. 166.
45. Idem, p 368—369.
46. См.: Rivista Massonica, № 5, mag. 1974, p. 289—290.
47. См.: Spini G. L'evangelo e il berretto frigio (Storia della Chiesa
Cristiana Libera in Italia 1870—1904), p. 190—191.
48. Работа А. Молы (Storia della Massoneria Italiana dall' Unita alia
Repubblica), содержащая внушительный документальный материал,
в то же время имеет один недостаток, так как излагает, по сути
дела, только «политическую историю» итальянского масонства,
пренебрегая «культурной историей» этого движения.
49. См.: М о 1 a A. Op. cit, p. 504.
50. Т о г г i g i a n i D. Per l'unita della Massoneria Universale (Dis-
corso alia Gran Loggia di New York il 2 maggio 1923) — Ordine
Massonico, die. 1965, p. 7.
51. См.: М о 1 a A. Op. cit, p. 606—607.
52. См.: Gamberini G. appendice a «II Libero Muratore» di E. Len
nhoff, p. 339, 347.
53. Idem, p. 348, 350—351.

 

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.