Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОЧАРОВАНИЕ ПЕРВЫХ ШАГОВ

Английское оперативное масонство возникло в нача ле XI в., когда жители Британии приступили к возведе нию многочисленных церквей. На строительной площад ке храма, как правило, находилась ложа, то есть мастер ская, где каменщики отесывали строительный камень, хранили орудия труда, питались и проводили свободное время. Сам термин «ложа» впервые появляется, согласно Б. Джонсу, в 1278 г . в бумагах, связанных со строитель ством королевского аббатства. Обычно мастер-каменщик был в те времена и архитектором (в этом ему помогали образованные духовные лица) и смотрителем работ. Он обладал огромным престижем. В ту эпоху короли назначали «личного» королевского мастера-каменщика.

Однако строительное искусство более всего процвета ло во Франции. И в Италии, точнее, в Северной Ита лии, работали легендарные мастера-комакийцы, чье имя отождествляется с ломбардской архитектурой. Прав да, термин „ cojnacinus " вряд ли, как принято думать, происходит от названия города Комо. Будь это так, тогда соответствующее прилагательное звучало бы „ comensis " или „ comanus ". Комакийцами их прозвали за принадлежность к товариществу каменщиков. „ Macinus ", согласно этому предположению, восходит к индоевропейскому корню „ mag " или „так" (делать, придавать форму), то есть тому же самому, от которого происходит слово «ма сон» (каменщик). Приставка „со" имеет собирательное значение, указывает на принадлежность к группе.

Согласно преданию, средневековые масоны обладали привилегией, подтвержденной папской буллой, свободно передвигаться по европейской земле. Но, как замечает Б. Джонс ', какие-либо документальные свидетельства на этот счет отсутствуют. Тот же автор склонен полагать, что передвижение масонов не носило систематического характера. К тому же оперативные масоны имели достаточный объем работы, так сказать, «на месте», ибо возво-

92

пили они не только церковные здания, но строили и по прихоти своих всемогущих заказчиков. Так, мастер- каменщик Генри де Йевель строил не только Вестмин стерское аббатство, но и лондонский Тауэр. Имя Уилья ма Уинфорда связано с возведением Винчестерского со бора и Виндзорского замка 2 . Масоны, таким образом, ра ботали в светской архитектуре. Идея, встречающаяся в литературе прошлых лет, что средневековые масоны строили якобы только соборы и ничего больше, обуслов лена, надо думать, тем фактом, что готические соборы — это самый возвышенный дар, какой масонство принесло

человечеству 3 .

Первоначальное оперативное масонство не имело об щей автономной организации. Но с развитием гильдий (от саксонского „ guildan " — платить) объединились в свою корпорацию и мастера-строители. Колыбелью орга низационной деятельности и средоточием масонских ин тересов стало Лондонское товарищество масонов, о суще ствовании которого имеются сведения, датируемые сере диной XIV в. 4

Эта корпорация процветала на протяжении почти двух столетий. Затем наступил ее упадок. В результате «протестантской» реформы Генриха VIII гильдии были лишены многочисленных привилегий 5 . Церковная архи тектура также приходила в упадок. Мало-помалу среди масонов вошло в обычай уходить на заработки с собственным инструментом в Сити, то есть не пользуясь покровительством и помощью со стороны корпорации. В XVII в. упадок масонских организаций еще более уси лился. Именно с середины этого столетия, как мы увидим далее, начался процесс преобразования масонства из опе ративного в созерцательное .

Оперативные масоны ревностно хранили свои «древ ние предания» ( old charges ), среди которых была и легенда о происхождении древнего масонства. Из дошедших до нас рукописей явствует, что в свой круг масоны включали Адама, Моисея, Еноха, Гермеса, Пифагора. Как объяснить эту более чем странную генеалогию? Быть может, гипотезой, сегодня получившей распростра нение среди ряда специалистов, по которой внутри корпо рации каменщиков существовала некая ячейка «эзотери ческих братьев» — хранителей универсального внутреннего знания? Именно они в дальнейшем способствовали вступлению в ряды вольных каменщиков людей умствен ного труда, не владевших навыками физического ремесла.

93

Так появились первые «созерцатели» среди масонов.

В оперативном масонстве существовала практика кан дидатского стажа, то есть периода первоначального обучения, по окончании которого кандидат становился членом организации — „ fellows ", полноправным участни ком корпорации. Степень мастера не была доступной для всех. Для того чтобы стать мастером, необходимо было иметь особую компетентность и соответствующую квалификацию. В современном же масонстве практи чески каждый может претендовать на степень «мастера».

В этой связи следует подчеркнуть, что степень масте ра была введена в масонстве не ранее XVIII в. Сред невековый «мастер» равнозначен, пожалуй, нынешнему «Достопочтенному Мастеру», являющемуся не «сте пенью», а своего рода «саном».

Наличие в оперативном масонстве ритуального ком понента подтверждается учеными, хотя нам и неизвестны его подробности. На одной из конференций в Австралии, состоявшейся в сиднейской ложе «Поиск», Льювеллин Гриффит утверждал, например, что первые указания на фиксированный ритуал, правда, указания разрозненные и случайные, появляются в бумагах шотландского опера тивного масонства в 1598 г ., а именно в документах ложи Эттчинсона.

Вполне вероятно, что при приеме в оперативное ма сонство кандидату сообщались сведения о знаках и пароль. Кроме того, судя по всему, ритуальное значение имели отдельные фрагменты, быть может читавшиеся вслух, наиболее древних рукописей.

А. Амбези утверждает , что средневековое масонство являлось ареной «извечного столкновения между орто доксией и гностиками». Он приводит в качестве примера парижские соборы, в частности Нотр-Дам, соборы Шарт- ра и Брюгге, Кведлинбурга (Саксония) и Льюэмика (Великобритания), в которых сохранились символиче ские фигуры, безусловно чуждые христианской традиции. Среди прочих — Тесей и Минотавр (мифологема, кото рая является, судя по всему, инициационной темой, где лабиринт символизирует материальный мир, Минотавр — силы преисподней, Ариадна — познание), легендарные звери, змеи, драконы, вороны. Вывод, к которому приходит Амбези, представляется логичным: «Масоны средневековья ввели в образную систему Ветхого Завета и Апокалипсиса такие аллегории и символы, которые не имеют ничего общего с учением Римской церкви, но свя-

Средневековые масонские клейма

заны таинственным образом с культурой предшествующего языческого мира и с гностической тематикой азиатского происхождения, с негодованием отвергавшейся христианством» 8 .

95

Таким образом, уже в средневековом искусстве появ ляются признаки эклектики и универсализма (о чем сви детельствует сочетание христианских и языческих симво лов) , претворившиеся в новое время в понятийную струк туру масонства. При этом не суть важно, были ли опера тивные масоны сознательными последователями эзоте- ризма или они испытывали простую потребность просве щения катодиков-мирян в духе творческой эклектики и универсализма. Очевидно одно: зооморфные и двуполые фигуры, символические геометрические формы (пен таграммы, треугольники, вписанные в окружность, и т. п.), обогащающие большинство памятников священной средневековой архитектуры, не были задуманы как несу щие чисто орнаментальную функцию, но мыслились авторами как аллегории, содержащие явное или тайное духовное послание.

Тем же, кто заинтересовался этой проблематикой, особенно с алхимической точки зрения, мы бы рекомен довали прочитать, правда, с известной долей осторож ности, работу Фульканелли «Тайна соборов» 9 .

К 1620—1621 гг. относятся первые сведения о приеме в масонство «непрофессионалов». В последующие годы это явление получает более широкое распространение. Среди прочих был принят и Элиас Эшмол, эрудит и антиквар, член Королевского общества. Это событие дати руется 16 октября 1646 г ., тогда он и стал членом ланкаширской ложи.

В истории масонства деятельность Эшмола неизмен но ассоциируется, хотя и не без преувеличений, с проблемой влияния на масонство эзотерического движения розенкрейцеров, расцвет которого приходится на XVI — XVII вв. Учение розенкрейцеров |0 , о котором на этих страницах нам придется сказать достаточно бегло, было обращено, по словам М. Майера, «на поиск истины, познание человека, его возможностей и его взаимоотноше ний с иными уровнями бытия, то есть не только в том, что касается материального мира, но и идеи Бога». Симвология розенкрейцеров в основном построена на алхимической тематике. Розенкрейцеры стремились к достижению «универсальной трансмутации», иными сло вами — к уничтожению зла и очищению космоса посред ством Любви. Речь идет об активной Любви, выра жающейся в изучении природы и практиковании тера певтического искусства. О розенкрейцерах шла молва как о людях, устремлявшихся в самые дальние уголки, чтобы

96


открывать там больницы и облегчать страдания людей, разумеется, их деятельность подпитывал мощный «про свещенный» христианский мистицизм. Не случайно дви жение розенкрейцеров наибольшее распространение по лучило в Германии, где почти одновременно начинает свою деятельность Якоб Бёме, основатель протестантской мистики. В то же время розенкрейцеры культивировали ветхозаветную и нумерологическую экзегезу, которая вполне укладывается в рамки пифагорейских и кабба листических традиций.

Наиболее известным из розенкрейцеров-англичан был философ и врач Роберт Фладд, среди прочего автор апологии своей общины и еще более известной «Моисеевой философии». Учение Фладда основано на «эманацио- низме». По его мысли, Бог не творит из ничего, но творит из своей собственной сущности и эманирует бес численные проявления существования, несметное количество пространств и моментов времени, благодаря чему вся Вселенная является божественным становлением. Вспомним, что уже неоплатоники предполагали наличие «эманации», объясняя зло и несовершенство мира «отдаленностью» от эманирующего центра. С эманацией свя зан также процесс деградации и ослабления влияний. В начале всего процесса — божественное Целое, Еди ное, абсолютное совершенство и «сумма» ценностей (ис тины, добра и т. д.). В конце его — материальный мир, запаздывающая и несовершенная эманация Целого, с которым этот мир должен воссоединиться, чтобы поль зоваться высшей свободой, нисходящей от совершенства. Согласно Фладду, вселенское равновесие установлено отношением «свет — тьма», то есть дуальностью, тогда как Божество действует во Вселенной посредством Хрис та, который (по мнению Фладда и других розенкрей церов) не только исторический Иисус, но и Логос, прин цип истины и любви, вдохновляющий великие души всех времен и народов и являющийся космическим явлением. Жизненный путь розенкрейцера предусматривает после довательность смерть — воскресение, как и всякая ини- циационная традиция в чистом виде. Смерть должно принимать изо дня в день, умирая, уничтожать свои собственные истины, чтобы воссоздавать их снова и сно ва, но более прочными, ибо, как предупреждает одна из метафор розенкрейцеров, «велико заблуждение тех, кто полагает, будто философский камень (истина.— Авт.) станет прочнее, если перед этим его не раство-

97

рить. Время и труд заблуждающихся таким образом — потеряны» ''.

Розенкрейцеры с огромным вниманием относились к духовной стороне искусства. Розенкрейцер Майер в од ном из текстов говорит о высшей музыке, существо вание которой засвидетельствовано Пифагором и библей ским псалмопевцем. По Майеру, совершенный мажорный аккорд между «тоникой», «терцией» и «квинтой» является образом космической целостности, существующей благо даря действию трех принципов, по-разному, но повсеместно представленных в культуре духовных традиций: Отец, Сын и Дух Святой; Брахма, Вишну и Шива; сера, соль и ртуть в алхимии и т. д. Явной целью по добного рода поисков было желание доказать (посредством выявления аналогических законов) субстанцио нальное единство науки, искусства и религиозности как дифференцированных выражений одного-единствен- ного устремления в направлении Божества |2 .

Но возвратимся к Эшмолу (тем более что нам предстоит еще поговорить о розенкрейцерах в главе, посвя щенной Древнему шотландскому обряду) |3 . Эшмол — первый «созерцательный» масон, который был иниции рован в Германии в братстве розенкрейцеров. Есть данные, имеющие отнюдь не второстепенное истори ческое значение, которые свидетельствуют в пользу этого тезиса. Одна из работ Майера (английское издание 1656 г .) содержит посвящение, обращенное к Элиасу.Эшмолу. Согласно традиции, которую одни поддерживают, другие же отвергают, Эшмол составил первые собственно масонские ритуалы. Правда, не следует забы вать, что в дневнике эрудита и антиквара о масонах говорится дважды с перерывом в тридцать шесть лет. Первое упоминание относится к 1646 г . и связано с его принятием в масоны, второе — к 1682 г ., в котором Эшмол сообщает о собрании в Масонском зале. Вряд ли можно считать возможным, авторитетно подчеркивает Б. Джонс 14 , что такая огромная работа, как написание или пусть даже редактирование под углом зрения ро зенкрейцерского эзотеризма масонских ритуалов, не нашла никакого, хотя бы слабого отзвука в дневнике. Скорее всего роль Эшмола как соединительного звена между старым и новым масонством была преувеличена. Быть может, и его деятельность в качестве масона не была такой активной, как принято полагать. Правда, она носит продолжительный характер, на что указывают

98


т р И дцать шесть лет масонского "«стажа», который ему приписывают.

Говоря об Эшмоле, нельзя не упомянуть также таких первых масонов, как Рэндл Холм, тоже антиквар, сэр Кристофер Врен, профессор математики и астрономии, главный архитектор работ по возведению собора св. Пав ла, Джон Обри, автор фундаментальной «Натуральной истории Уилтшира», в которой он говорит о возникнове нии созерцательного масонства.

История «первых шагов» является одной из наиболее слабых сторон историографии масонства. Это — царство легенд и полулегенд, тайна громоздится на тайну, неясности следуют одна за другой, то и дело возникают историографические пустоты. Об опасности полагаться на кое-как сделанную историографию масонства пре дупреждают и сами масоны. Так, Джордано Гамберини писал: «Нам следует иметь четкое представление о своей истории, а не заниматься опровержениями своих собст венных теоретиков» 15 . Представляется, что автор этих слов прав. Историки то и дело меняют свою точку зрения. То они говорят о том, что масонство сформи ровалось под влиянием такой-то эзотерической или ини- циационной доктрины, то вдруг начинают толковать о каком-либо другом учении или ереси. Перебрали, кажется, всех: и поэтов-эзотеристов группы «Верных Любви», куда, как утверждают, входил Данте Алигьери, и рыца рей-тамплиеров, спасавшихся от преследований и принятых, согласно традиции, в оперативную масонскую ложу Килвиннинга в Шотландии. Аналогичная ошибка «теоре тической идентификации» была совершена и в том, что касается связей масонства с итальянским Рисорд- жименто и по целому ряду других исторических пе риодов.

Не розенкрейцеры, а тем более не тамплиеры созда ли масонство. Исторический подход к масонству пока зывает, что скорее всего верна та гипотеза, согласно которой созерцательное масонство является ответвле нием оперативного средневекового масонства, отпочковавшимся от исторического ствола благодаря процессу интеллектуальной масонской работы, этапы которой нам неизвестны. Вероятнее всего, это происходило под воз действием и благодаря вкладу отдельных личностей, свя занных с масонским движением, людей эрудированных и чуждых самоуспокоению, которых можно, пожалуй, от нести к направлению «английского розенкрейцерства».

99


Большего при нынешнем состоянии историографии масонства нельзя и не должно сказать 16 .

В завершение этой главы нам хотелось бы кратко порассуждать о происхождении определения «вольный», как правило сопровождающего понятие «каменщик» (ма сон). Получила распространение гипотеза, по которой масон именуется «вольным» только потому, что он не был «закрепощен» разного рода ограничениями и запретами (например, на свободу передвижения), так как являлся членом мощной корпорации. Действительно, в Англии члены других корпораций также пользовались определением «вольный». Однако в этих случаях слово, указы вающее на профессию, и определение «вольный» неиз менно писались отдельно — в два слова, например Free Sewers (вольные ткачи) или Free Fishers (вольные рыбаки) . Масоны всегда и неизменно в одно слово — Freemasons . Наличие в лексиконе того времени сложного слова свидетельствует о его специфическом значении.

С филологической точки зрения маловероятно ут верждение, согласно которому „ free " (вольный) являет ся, мол, английской деформацией французского слова „ frere " (брат). Остается, правда, еще одна гипотеза. В одном из документов 1350 г . говорится о „ mestre mason de frenche pere " (на французском языке XIV в.: мастер-масон вольного камня). Дело в том, что наиболее квалифицированные масоны-каменщики обрабатывали „ freestone ",, то есть песчаник или известняк, который легко, «вольно» ведет себя при обработке. Можно предположить, что от выражения „ freestone mason " и произошло по закону элизии и ассимиляции слово „ freemason " — вольный каменщик.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См.: Jones В. Е. Freemasons' guide and compendium, p. 35.
2. Idem, p. 48.
3. Idem, p. 49—51.
4. Idem, p. 53.
5. Idem, p. 94—95. Джонс предполагает, что преследования Генри
хом VIII монашеских орденов были также направлены на пресе
чение деятельности тайных эзотерических обществ.
6. См.: Rivista Massonica, № 5, mag. 1975.
7. См.: A m b e s i A. C. Storia della Massoneria, p. 33.
8. Idem, p. 90—92.
9. К этим сведениям следует подходить с известной осторожностью,
100

имея в виду субъективность содержащейся в этой работе информации. За псевдонимом Фулысанелли, как полагают также Поуэлс и Бержье (в «Утре магов»), скрывается один из наиболее способных сторонников герметизма и алхимии.
10. В прошлом литература о розенкрейцерах на итальянском языке носила совершенно ненаучный характер. Так, например, «История и доктрины розенкрейцеров» Седира представляет собой работу, не лишенную, правда, известной тщательности суждений и обширного реферативного материала, которая написана под влиянием моды конца XIX — начала XX в. на магический оккультизм. В этой книге все смешано в кучу — и философские воззрения Роберта Фладда, и оккультизм Барлета, и произвольно интерпретируемые алхимические символы и операции.
Кроме того, есть такие книги, как «Мудрость розенкрейцеров» Рудольфа Штейнера и «Космогония розенкрейцеров» Макса Гей-деля (который, если мы не ошибаемся, сам входил в круг воинствующих штейнерианцев), в которых изложены доктрины, не имеющие ничего общего с исторической розенкрейцерской традицией.
То же можно сказать и о брошюре «Символы розенкрейцеров», принадлежащей перу Франца Гартмана, плодовитого автора XIX в., писавшего об эзотеризме, основателя ордена эзотерического розенкрейцерства. В его книге прежде всего бросается в глаза эмоциональное желание стать розенкрейцером, что на деле ему так и не удалось.
Быть может, в этом обзоре мы упустили те или иные названия. Укажем только опубликованный издательством «Атанор» труд иод ред. X. Кунрата «Amphiteatram Sapientiae Aeternae, solis verae christiano-eabalisticum, divino-magicum, nee non physico-chimicum, tertriunum catholicon» и «Химический банкет Христиана Розенкрей-ца» В. Андреа. Эти работы в отличие от предыдущих по меньшей мере оригинальны и в известном смысле «научны», хотя и связаны, как подчеркивает А. Амбези, с закатным периодом розенкрейцерства.
Не так давно в исследование розенкрейцерства внес вклад Аль-берто Амбези, автор исследования «Розенкрейцеры». На итальянский язык был переведен также объемистый том Ф. Йитса «Просветительство розенкрейцеров». Согласно Амбези, розенкрейцерская закваска обнаруживается в творчестве многочисленных писателей, философов, художников. Сочетание христианских, неоплатонических, каббалистических источников в творчестве Пико делла Мирандолы, Шекспира, Дюрера, Боттичелли является не какой-то случайностью, обусловленной культурной модой того времени, но свидетельством инициации, основной движущей силой которой было движение розенкрейцерства. П. J о n e s В. Е. Op. cit, p. 118.
12. A m b e s i А. С. I Rosacroce, p. 159.
13. См.: J о n e s В. Е. Op. cit., p. 119.
14. См.: Ibid.
15. G a m b e r i n i G. Massoneria Italiana, storia e storiografia.— Rivista
Massonica, № 1, 1975, p. 4.
16. См.: J о n e s В. Е. Op. cit., p. 147—158.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.