Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Медведев И. Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского городаОГЛАВЛЕНИЕРаздел второй. Социально-экономическая история МистрыГлава V. Мистра как центр ремесла и торговлиПредставление о характере общественно-экономических отношений в Мистре, очевидно, в первую очередь зависит от выяснения ее функций как центра производства и обмена, т. е. тех неотъемлемых атрибутов, без наличия которых, как известно, «город не считается городом». Именно этими факторами должен был определяться уровень зрелости (в социальном и политическом смысле) тех слоев населения Мистры, которые по своей природе могли бы стать носителями антифеодальных тенденций, т. е. торгово-ремесленных слоев. Однако решение этого вопроса представляется чрезвычайно трудным, поскольку нет ни одного источника, в котором эти чисто городские, торгово-ремесленные элементы населения Мистры фигурировали бы в качестве самостоятельного единства. Это особенно заметно, если принять во внимание, что с XIV в. и в Византийской империи начинается, по выражению Кирстена, «эпоха привилегий», дающихся центральными властями торговцам и ремесленникам византийских городов. 1 Так, в известном хрисовуле Андроника II городу Янине жители города прямо-таки противостоят императору как договорная сторона. Они освобождались от всякого рода налогов, от несения военной службы вне города, от постоя войск, от несения охраны. Торговцы освобождались от пошлин на территории всей империи. Еврейские ремесленники и торговцы, многочисленные в этом городе, пользовались привилегиями наравне с другими жителями Янины. Город располагал своими юридическими учреждениями и коммунальной милицией. 2 Весьма показательна в этом отношении и серия актов (императорских хрисовулов и аргировулов деспотов Мистры), данных городской общине Монемвасии, 3 в результате которых торгово-ремесленное население города получило значительные привилегии, в частности в области торговли. Пошлинные льготы, пожалованные монемвасийским купцам, ставили их, по крайней мере формально, в равное положение с привилегированными зарубежными торговцами. Особенно интересен акт от декабря 1442 г ., по которому парики могли свободно поселяться в Монемвасии, а феодалы не могли требовать их возвращения. 4 Кирстен полагает, что в данном случае был реализован принцип «городской воздух делает свободным». 5 Правда, и по отношению к этим привилегированным городам свидетельства как о существовании купцов греческой национальности, так и о существовании ремесленников чрезвычайно скудны (за исключением, пожалуй, Фессалоники). Более того, льготы, по мнению Кирстена, могли даваться из внешнеполитических и военных соображений и не обязательно должны были быть результатом особого социального развития или экономического значе- {81} ния города. 6 Франчес же считает, что «в середине XIV века создается основа реальной эмансипации городов», но и он вынужден констатировать, что византийское правительство шло на уступки некоторым городам ввиду политической конъюнктуры и их особого географического положения. 7 Во всяком случае ничего необычного, с точки зрения феодального общества, не было в городских привилегиях и вольностях, которые «основывались на том же феодальном принципе иммунитета, что и привилегии и вольности, сложившиеся в феодальной деревне». 8 В Мистре, разумеется, также существовало торгово-ремесленное население. Георгий Гемист Плифон в речи перед правителем Мистры Феодором II Палеологом наряду с самым многочисленным и производящим классом земледельцев (? ? ?????????) и правящим классом ( ???? ? ?????) выделяет в населении Мореи (думается, что в первую очередь имеется в виду Мистра, поскольку большая часть жизни Плифона связана именно с этим городом) особый класс, к которому он относит ремесленников, купцов, лавочников и им подобных (?????????????? ?? ?? ???????? ????? ?? ? ?? ?? ??? ??????? ???? ???) . Этот класс, по мнению Плифона, существует для обслуживания двух первых, а также всего прочего населения: ремесленники обеспечивают людей теми предметами, в которых они нуждаются в своей повседневной жизни, купцы помогают каждой области выровнять несоответствие между излишками и недостатком предметов, лавочники скупают у ремесленников или купцов вещи ( ????) и продают каждому, кто в них нуждается. 9 Пелопоннес располагает, как известно, значительными природными ископаемыми. В районе Мистры и Тайгета находятся богатейшие залежи железа, в частности бурого железняка. Особенно богатое месторождение железной руды находится у Порто Квальо, местечка в южной оконечности Лаконии, близ мыса Тенар (ныне Матапан). 10 В античное время лаконское железо пользовалось большим спросом. Добычей и обработкой его было занято много людей, а на рынке Спарты для изделий из железа было отведено самое лучшее место. 11 Разумеется, византийцы тоже знали об этих месторождениях. «Я слышал, что Пелопоннес и особенно окрестности самой Спарты полны железорудных копей» (????? ???????? ???????), 12 — говорит в письме к деспоту Мистры Константину Палеологу кардинал Виссарион (по словам Ламброса, лучший знаток ресурсов Пелопоннеса) 13 и настоятельно рекомендует деспоту систематически эксплуатировать эти земли с тем, чтобы избежать импорта железа. 14 Тем не менее приходится констатировать полное отсутствие добывающей промышленности в Мистре, поскольку нет никаких сведений о разработке копей в это время и нигде не обнаружено следов каких бы то ни было производственных комплексов по переработке добытого сырья. 15 И, наоборот, источники говорят о систематическом ввозе железа {82} из-за границы. Так, когда в 1388 г . возник конфликт деспота Мистры Феодора I с Венецией по поводу Аргоса, венецианское правительство применило к нему экономические санкции, отказав в продаже железа из Корона и Модона для нужд «деспотата». 16 Ввозилось железо и из Дубровника. 17 Более того, даже Плифон, который ратовал за ликвидацию всякого импорта, утверждая, что страна не нуждается вообще в привозных товарах (???? ? ? ? ? ?' ?????? ? ? ????? ? ????????? ????? ??????? ????) , делал исключение для железа и оружия (?? ? ??????? ?? ????) . 18 Причиной такого положения в Мистре были низкий уровень состояния производительных сил, отсутствие какого бы то ни было прогресса в технике, отсутствие умелых, знающих специалистов. Особенно чувствительной была потребность в тех ремеслах, которые были необходимы как раз для развития горного дела и выплавки металлов, ? ? ?????? ? ?? ??????? ? ?? ????????????? ? , по терминологии кардинала Виссариона. Живя в Италии, где в то время наблюдался подъем техники, но не порывая связей с родиной, прекрасно зная условия жизни обеих стран, Виссарион остро чувствовал и понимал разницу в уровне их развития. Стремясь поощрить горное дело в Мистре, он описывает различные механические устройства, применяющиеся в Италии для транспортировки грузов и дробления горных пород ( ???? ?? ?????? ?? ???????????? ??? ??????? ?? ?? ??????? ? ????? ??????? ). 19 Любопытно отметить отрывок из его письма, который, по-видимому, представит особый интерес для историков итальянской промышленности: «Бревна (в Италии) распиливаются автоматически (sic!), жернова крутятся с наивозможной скоростью и стремительностью, кузнечные меха при выплавке и разливке металлов, напрягаясь и расслабляясь, без всякой помощи рук отделяют металлы от имеющегося и выпадающего негодного вещества». 20 Изготовление железа, по его мнению, «столь полезно и столь необходимо людям, что без этого невозможно добиться успеха ни в военных, ни в мирных, ни в государственных делах». 21 В качестве практической меры он советует деспоту Мистры некоторых молодых людей послать в Италию для обучения необходимым ремеслам (????? ?????????? ????? ? ? '??????? ??????, ? ? ???? ? ???????????? ? ? ???????? ), 22 добавляя, что такое практическое освоение этих ремесел позволит легко и в короткий срок изучить их. Из других видов промышленности, практиковавшихся в Италии, Виссарион упоминает изготовление стекла, производство шелковых и шерстяных тканей и окраску их. 23 Действительно, как указывает Луццатто, техника стекольного производства (например, в Венеции) была настолько высока, что оставалась непревзойденной вплоть до XVII в., 24 а предприятия шелковой и шерстяной промышленности экспортировали изготовленные ими ткани через порты Генуи, Анконы и Венеции в Пелопоннес. 25 Лучше, по-видимому, обстояло дело в Мистре, городе с широ- {83} ким размахом строительства, со строительными ремеслами и художественными промыслами. Активизация деятельности церкви выразилась в усиленном возведении многочисленных церквей и монастырей, но наряду с культовым зодчеством, которое всегда было ведущим в Византии, в Мистре широко велось и гражданское строительство. Прекрасный строительный материал поставляли богатые леса Тайгета, ??????? ?? ???????? ?? , как квалифицирует их кардинал Виссарион, 26 и превосходный мрамор карьеры Лаконии, о чем свидетельствует Гилетьер. 27 Особенно была богата благородным камнем южная часть Лаконской долины. На склонах отрогов Тайгета, окаймляющих с севера долину Гелоса, находились знаменитые порфировые каменоломни Левецовы, светло-зеленый камень которых когда-то считался самым изысканным украшением римских зданий. 28 Еще более распространенным в античности был тенарский мрамор, который римляне добывали для своих колоннад. 29 В византийское время эти сокровища послужили и грекам. На протяжении сравнительно небольшого периода были возведены тысячи построек, 30 многие из которых являются уникальными произведениями поздневизантийской архитектуры. Все это свидетельствует о наличии в Мистре многочисленной прослойки ремесленников строительных профессий (???????????? ? ?????, по терминологии Плифона), 31 состоявших как из высококвалифицированных мастеров, архитекторов и художников, так и подмастерьев (???????? ?? ???????), 32 а также тех, которые живут продажей своей рабочей силы (? ? ??? ??????? ???? ???????????, ???????????? ????? ????? ???? ???) . 33 Ничего неизвестно об организации труда этих ремесленников и мастеров. Во всяком случае можно быть почти уверенным в отсутствии цеховой, корпоративной организации в Мистре, поскольку исчезновение в Византии корпораций в это время, т. е. как раз в эпоху, когда в городах Запада все более и более укрепляется идея организации ремесленников и торговцев по корпорациям, констатируется повсеместно. 34 За два века (XIII и XIV) встречаются буквально единичные свидетельства, которые могут быть истолкованы в пользу тезиса о наличии цехов в поздневизантийском городе. В частности, источники, относящиеся к Фессалонике, упоминают об экзархе мироваров (? ? ????? ?) и протомаисторе домостроителей (??? ?????????????? ? ? ? ???????) . 35 Однако ни в том, ни в другом случае о цехе не говорится ни слова. Экзархом мог быть чиновник, в обязанность которому было вменено наблюдение за этими продавцами парфюмерией, а были ли они организованы в корпорацию, сказать трудно. «Протомаистор» мог означать подрядчика, стоявшего во главе артели странствующих мастеров. Рудаков говорит, что в силу самих условий ремесла мастера строительных специальностей обычно объединялись в артели, странствовавшие по империи в поисках работы и бравшие те или иные публичные или частные подряды. 36 Думается, что и для Ми- {84} стры артельная организация была наиболее характерной. Далее будет показано, насколько своеобразные формы в архитектуре и настенной живописи приняло это любопытное соединение работы мастеров разных школ, стилей и направлений, отовсюду и больше всего, конечно, из Константинополя стекавшихся в Мистру. Следует оговориться, что строительная деятельность, какой бы оживленной она ни была, еще не может характеризовать развитие города как центра товарного производства, поскольку ее развитие было связано со специфическими условиями подъема политического значения Мистры как феодального центра и явно не отражало общей эволюции городского ремесленного производства. На первый взгляд это утверждение не относится к такому традиционному занятию населения Мистры, как производство шелка, развитию которого способствовало изобилие тутовых деревьев, покрывавших всю Лаконскую долину. 37 Центром данного промысла в Мистре были кварталы с еврейским населением. Искусные торговцы и ремесленники, евреи издавна образовали в Византийской империи множество крупных колоний. 38 Наряду с другими еврейскими колониями Пелопоннеса (в Патрах, Коринфе) 39 процветала и колония Спарты, первое упоминание о которой встречается в Житии святого Никона Метаноита. Евреи Спарты занимались изготовлением тканей. Под предлогом спасения Спарты от свирепствовавшей в то время эпидемии чумы проповедник добился изгнания спартиатами «нечестивцев» из их города. 40 Позднее, когда Мистра стала административным центром византийской Мореи, там образовалась новая еврейская колония. Как и в остальной империи, еврейское население Мистры подвергалось сегрегации, обитая в кварталах, расположенных за городскими стенами, в районе так называемого экзохориона, или внешнего города. 41 Ла Гилетьер называет этот район «Новой Иудеей» и сообщает, что в нем насчитывалось около 1000 домов, почти полностью населенных евреями, которые имели там синагогу. 42 По-видимому, именно к этим кварталам и относится название ????????, сообщаемое Сфрандзи, 43 которое Закифинос, пользующийся старым боннским изданием его хроники, соединил с известным местечком ????? 44 и сделал на этом основании вывод, что последнее служило для евреев Мистры убежищем. 45 Занимаясь главным образом производством шелка, ремесленники Мистры реализовывали результаты своего труда как на рынках Корона и Модона, посещая эти венецианские владения, 46 так и на рынке самой Мистры. В постановлении венецианского сената от 19 июня 1430 г . говорится, что в течение нескольких лет венецианские купцы отправляются в Мистру и в другие города Морейского деспотата, чтобы продавать там сукна и покупать шелк и кошениль (грану). 47 В том же году сенат, стремясь оказать давление на деспота Мистры Феодора II Палеолога, с которым Венеция находилась в споре по поводу церковной юрисдикции латинского {85} архиепископа Патр, запретил венецианцам Пелопоннеса покупать в Мистре шелка. Ламброс полагает, что запрещение длилось до 1445 г ., когда в результате новых соглашений была восстановлена свобода вывоза. 48 Известно, что после очередного конфликта венецианское правительство 12 сентября 1450 г . разрешило деспоту Мистры посылать шелк в Венецию, но с уплатой пошлины. 49 Шелководство в Мистре, по-видимому, не превышало рамок домашнего производства. Правда, это не может рассматриваться как признак упадка, так как вскармливание коконов в домашних условиях всегда считалось наилучшим способом их разведения. Еще в первой половине XIX в., когда в Спарте стали появляться первые предприятия по разведению шелковичных червей и прядению шелка, каждый житель имел привычку разводить шелковичных червей у себя дома. По свидетельству Бюшона, женщины выводили яйца коконов, грея их на своей груди. 50 Однако, являясь отраслью сельского хозяйства или по крайней мере промыслом, шелководство не превратилось в Мистре в шелкоткачество. Развитию шелкоткачества и вообще текстильной промышленности в византийской Мистре препятствовал все возрастающий импорт иностранных товаров, по преимуществу готовых мануфактурных изделий. Ткани, сукна и одежда итальянского производства наводняли города и деревни византийской Мореи. 61 Знать предпочитала иностранные одежды, о чем с негодованием говорит Плифон (? ? ??? ????? ? ?????? ?????? ???? ????? ?? ???????) . 52 Разумеется, конкуренция была совершенно не по силам мистриотам, которые в лучшем случае могли противопоставить готовым изделиям итальянских мануфактур метаксу, необработанный шелк-сырец. Видимо, традиции былого высокого мастерства обработки шелка, изготовления тканей и окраски были совершенно утрачены, поскольку Виссарион среди ремесел, которым должны были обучаться в Италии молодые люди, посланные из Мистры, упоминает и изготовление шелковых и шерстяных одежд и их окраску ( ? ? ????? ?, ? ? ? ???? ??????? ?????? ?? ??????? ?????? ???????? ????) . 53 Что касается значения Мистры как торгового центра, то нужно отметить, что здесь проявлялось действие комплекса как положительных, так и отрицательных условий. В географическом отношении, с точки зрения обмена, Мистра была расположена крайне невыгодно. Местность и город находились в котловине, на 9 / 10 окруженной горами, и совершенно не имели выхода к морю. Этот замкнутый характер Лаконии давал себя знать всегда. Как в античное время Спарта не была городом даже в тогдашнем смысле этого слова, т. е. городом-полисом, и по типу поселения напоминала деревню, так и в наши дни она представляет собой захолустный городок с небольшим числом жителей, лишенный даже железнодорожного сообщения. 54 В последние века византийской истории положение было значительно лучше, так как «по причине своего {86} географического положения и внешнеполитических условий, которые превалировали в восточном бассейне Средиземного моря, начиная с XI в., Морея стала важным центром экономических связей». 55 Закифинос полагает, что эту функцию она сохранила вплоть до того времени, «когда оттоманское господство и упадок золотой валюты (carence de lor) изменили ориентацию мировой торговли». 56 Превращению Мистры в торговый центр способствовали два фактора: ее положение как административного центра византийской Мореи, что обеспечивало приток купцов и товаров как из-за границы, так и из других мест Пелопоннеса, и близость двух важнейших портов Венеции в Пелопоннесе — Корона и Модона, являвшихся превосходными станциями для венецианских судов на их пути на Восток и представлявших собою, по выражению официального документа, два «главных глаза коммуны» (oculi capitales communis). 57 Последнее обстоятельство было особенно важно для Мистры, поскольку непосредственно вовлекало ее в сферу влияний венецианцев. Организация обмена была достаточно примитивной. Используя, по всей вероятности, кратчайший и единственно возможный со стороны Модона путь, а именно: на судах до Каламаты, порта на северном побережье Мессенского залива, затем по горным тропам рассекающего Тайгет ущелья Лангады, на лошадях или скорее мулах, как это делали агогиоты Мистры и Трипи при перевозке через ущелье вина, масла и шелковичного кокона, 58 венецианские купцы приезжали в Мистру, привозя с собой звонкую монету и товары, по преимуществу, как было сказано, готовые мануфактурные изделия. 59 Закупали они там в основном продукты сельскохозяйственного производства: хлеб, хлопок, мед, изюм (uva passa), но особенно шелк-сырец и кошениль, или грану, естественный краситель, изготовляемый из высушенных и растертых самок червецов и окрашивающий ткань в пурпурный цвет. Нам известен один такой венецианский купец, Марино Виадро (по-видимому, комиссионный агент какой-нибудь венецианской торговой фирмы), который имел право покупать в Мистре хлеб и vallania, плоды некоторых дикорастущих деревьев типа дуба, применявшихся при дублении кож. 60 Обмен производился, по всей вероятности, во время ярмарок (??????????) и особенно во время крупных ежегодных ярмарок ( ? ???? ???' ??? ?????????? ???????????) , о которых упоминают хрисовул Андроника III и аргировул деспота Мистры Феодора Палеолога в пользу Монемвасии. 61 Правда, имеются в виду ярмарки, происходившие в разных городах и крепостях Пелопоннеса, но думается, что Мистра не составляла исключения. В центре города находилась просторная площадь, единственная в городе и его предместьях. Орландос полагает, что она, согласно господствующим средневековым обычаям, использовалась преимущественно для практических целей: здесь происходили народные собрания, {87} празднества и ярмарки. Там же находился и рынок, о чем ясно свидетельствует использование площади в этом смысле не только при турецком господстве (Bojuk bazar), но и византийское название ????? (от латинского forum). 62 Оставаясь верным своей торговой политике, направленной на удушение экономики торгового партнера (Le dirigisme mercantile, как называет эту политику Тирье 63 ), и стремясь сосредоточить всю инициативу торговли с Мистрой в своих руках, венецианское правительство запрещало своим подданным ездить в Мистру и торговать там, поскольку «для национальной экономики это чрезвычайно убыточно и лучше, если греческие купцы будут прибывать для торговли в Корон и Модон». 64 Это постановление принято 19 июня 1430 г ., но известно и более раннее постановление сената (от 21 марта 1392 г .), в котором тоже говорится, что греческие подданные деспотата Мистры могут приезжать в Корон и Модон и продавать свои продукты, но венецианцы должны воздерживаться от посещения портов деспотата, чтобы вся торговля сосредоточилась в этих двух венецианских портах. 65 Правда, неоднократные постановления сената показывают, что осуществить в полном объеме эти намерения Венеции не удавалось, но обратное движение купцов и товаров действительно имело место. Так, 12 сентября 1450 г . сенат ответил Афанасию Ласкарису, послу деспота Мистры Димитрия Палеолога, что если деспот заставит возвратить венецианским гражданам имущество, которое его подданные похитили, Венеция вернет купцам Мистры все то, что у них было конфисковано 66 (вероятно, во время их пребывания в Короне и Модоне). Неизвестно, какой национальности были эти «купцы Мистры», но думается, что евреи занимали среди них самое значительное место. Во всяком случае применительно к XVII в. Ла Гилетьер сообщает, что «вся торговля Мизитры проходит через руки евреев», добавляя, что они «являются самыми большими ростовщиками в мире». 67 Несомненный интерес, на наш взгляд, представляют сообщения документа от 12 августа 1449 г . о греческих имуществах, находившихся в Короне, из которых коронцы требовали возместить убытки, причиненные им чиновниками деспота Мистры, 68 и упоминание другого документа (от 12 сентября 1450 г .) о находившихся там же золотых сокровищах, принадлежавших протостратору Эвдемониану и оставленных ему неким Лукой из Вероны. 69 Очевидно, в Короне существовал какой-то филиал венецианского банка, куда греки Мистры вкладывали свои накопления. Таким образом, близость Корона и Модона давала возможность осуществлять непосредственные торговые контакты Мистры с Венецианской республикой, втягивала ее в орбиту коммерческо-предпринимательской деятельности последней и тем самым стимулировала в какой-то степени развитие товарно-денежных отношений в Мистре. Однако отрицательное действие географического {88} фактора все же сказывалось, особенно в сравнении с другими местами византийской Мореи. Известно, какую большую роль на местном рынке, охватывавшем все побережье Адриатического моря и втягивавшем в сферу своего влияния и Балканский, и Апеннинский полуострова, 70 играли Кларенца и Патры. Главными предметами этого Адриатического рынка были хлеб и соль. В этом смысле соляные копи Арголиды, в частности Гермесиона, Кивериона и Кастры, а также соляные копи Патр 71 резко повышали значение вышеназванных пунктов. Северные области полуострова были богаты и хлебом. Так, отмеченное Чириако из Анконы обилие вспаханных полей, по мнению Андреевой, следует искать не на юге в Лакедемонии и Мессении, а на севере в землях, прилегающих к Патрасскому заливу. 72 Настоящими центрами торговли были Коринф с его знаменитым изюмом (uve Coranto), 73 кошенилью (путешественник Симон Сиголи, который посетил Коринф в сентябре 1384 г ., сообщает, что здесь рождалась «самая лучшая в мире грана»), 74 камедью и адрагантом, а на юго-востоке полуострова — Монемвасия с ее не менее знаменитым вином. Пеголотти сообщает, что вино Монемвасии продавалось в Тане, итальянской колонии на Черном море. 75 Источники буквально пестрят упоминаниями названных пунктов как важных центров обмена. Экономическая политика деспотов Мистры была направлена как раз на то, чтобы активизировать торговую деятельность именно в этих местах. Они заключают торговые договоры с Дубровником, Флоренцией, приглашают купцов этих республик чаще посещать Патры, Кларенцу, другие места Пелопоннеса, жалуют им значительные пошлинные льготы. 76 Однако среди подробного перечисления пунктов ни разу не упоминается Мистра. Нет ни одного торгового договора или какого-либо другого соглашения, объектом которого была бы Мистра. Она была изолирована от международного рынка и вынуждена была ограничивать свою в общем-то достаточно пассивную и скромную торговлю общением с вышеупомянутыми венецианскими пунктами. Особенно затруднительным становилось положение Мистры во время политических неурядиц между деспотами и республикой. Так, острый кризис в греко-венецианских экономических отношениях наступил с 1428 г . в связи с победоносными кампаниями Константина Палеолога на севере полуострова и в континентальной Греции, непосредственно задевавшими интересы республики. 19 июня 1430 г . Сенат постановил, чтобы все товары (в частности, шелк и грана), которые из Мистры импортировались в Корон и Модон, были обложены огромной по тому времени пошлиной в 10%, в то время как на товары, экспортируемые в Мистру, только 3%. 77 Интересно, что, восхваляя в уже известном нам письме успех деспота Константина Палеолога, восстановившего стену на Коринфском перешейке, кардинал Виссарион упоминает о том, что у Константина было намерение основать город на Истме (? ????? {89} ? ?????? ???????? ? ?? ???, ?? ??????? ?? ????? ????? ?????????, ?? ? ???? ??? ???????? ??????). 78 Ламброс полагает, что в данном случае речь идет не только о попытке создать какой-то своего рода наблюдательный пункт (? ????????? ? ?????? ?) , но и о перенесении в этот город столицы из Мистры «ради более надежной защиты Пелопоннеса, подвергавшегося опасности со стороны турок». 79 Нам такое объяснение кажется малоубедительным, поскольку именно в военном отношении местоположение Мистры было исключительно благоприятным, что не раз спасало страну и ее столицу. Если у Константина Палеолога действительно было намерение перенести столицу из Мистры на север (это представляется весьма возможным, если вспомнить, что одно время он передал управление Мистрой Сфрандзи, а сам отправился на север полуострова), то причиной этого могло быть стремление освободиться от опеки Венеции и дать выход новой столице к международному рынку, хотя бы ценой соглашения с другими итальянскими республиками или Дубровником, т. е. с партнерами, «не столь опасными в смысле политическом, но достаточно оборотливыми и могущими обслуживать и свой, и греческий рынок». 80 Итак, функции Мистры как центра производства и обмена были чрезвычайно скромными. Тот факт, что основными предметами массового товарного обращения, с которыми купцы Мистры появлялись на рынке в качестве продавцов, были не изделия городского производства, а продукты сельского хозяйства, свидетельствует о том, что именно последнее составляло основу экономики города. Это подтверждается сообщениями путешественников XV в. о процветании сельскохозяйственных культур и утверждением Плифона, что «львиная доля пелопоннесцев (? ? ??? ? ????) занимается сельским хозяйством, а некоторые — скотоводством, добывая себе этим средства к существованию». 81 Следствием такого положения вещей в Мистре была чрезвычайная слабость в экономическом отношении и незрелость в социально-политическом городских торгово-ремесленных, бюргерских элементов, нашедшая свое выражение в крайне примитивной городской организации. По-видимому, Лоньон имел все основания сказать, что в Мистре отсутствовал «средний класс» между аристократической знатью и чиновничеством, с одной стороны, и основной массой (le gros) населения, занятого по преимуществу обработкой земли, — с другой. 82 Во всяком случае не сохранились никакие сведения о наличии в Мистре прослойки ? ?????, какой мы ее знаем, скажем, по Фессалонике, 83 и дело здесь, пожалуй, не только в отсутствии источников. Даже в тех редких случаях, когда «народ» Мистры по каким-либо поводам упоминается в источниках (большей частью под названиями ? ??? или ???? ), речь идет, по-видимому, о низшем слое городского населения — плебсе, неистощимым источником для пополнения которого служило многочисленное сельское население, в частности ??????? ????? ?? ? {90} ??????? ???????????. 84 Бесправная в юридическом отношении, обездоленная в имущественном, вся эта масса деклассированных элементов жила подачками монашества, являясь его орудием в междоусобной борьбе. Именно плебс, как нам кажется, осуществляя программу монашества, явился движущей силой событий 1402 г . в Мистре, на что указывает вооружение восставших: ???? ?? ??????, колья и камни — типичное и испытанное оружие толпы. ПРИМЕЧАНИЯ1 E. Kirste n. Die byzantinische Stadt. Berichte zum XI Internationalen Byzantinisten-Kongress, III, Munchen, 1958, S. 36. 2 ММ , V, р. 81. 3 St . В in о n. Lhistoire et la legende de deux chrysobulles dAndronic II en faveur de Monembasie. Echos dOrient, 37 (1938), р. 306—307; ММ, V, р. 154—155, 171—175. 4 ММ , V, р. 172. 5 E. Kirste n. Die byzantinische Stadt, S. 42. 6 Ibid., S. 38. В хрисовуле Иоанна Кантакузина Монемвасийской митрополии, фальсифицированном Макарием Мелиссеном, но в основе которого мог лежать подлинный документ, говорится, что императоры возвысили Митрополию Монемвасии и облагодетельствовали ее владениями «из-за неприступности города и (преданности) населения империи» (??? ?? ? ? ? ? ?????? ?????????, ??? ?? ? ? ? ? ? ??????? ?? ? ? ? ?????????). См.: И. П. Медведе в. Поздние копии византийских документов в собрании БАН СССР. ВВ, 32, 1971, стр. 227. 7 E. France s. La feodalite et les villes byzantines au XIII e et au XIV e siecles. BS, 16, 1955, р. 89—90. 8 См .: Я. А. Левицки й. Некоторые важнейшие проблемы истории западноевропейского города периода развитого феодализма. Тез. докл. Научной сессии «Спорные вопросы истории античного и средневекового города», Л., 1968, стр. 41. Элементы муниципальных вольностей наблюдались и в других византийских городах (Адрианополь, Веррия, Мельник), см.: G. I. Bra ti а n u. Privileges et franchises municipales dans lempire byzantin. Paris — Bucarest, 1936, р. 116; L. Bre hie r . Les institutions de lempire byzantin. Paris, 1949, р. 216. 9 Georgii Gemisti Plethonis ad principem Theodorum De rebus peloponnesiacis Oratio II. PG, 160, col. 849. 10 E. Curtius. Peloponnesos, eine historisch-geographiscae Beschreibung der Halbinsel, Bd. II. Gotha, 1852, S. 206. О геологической структуре и генезисе природных богатств на греческой территории см.: L. Mousоulo s. Т ???????? ? ? ????????????? ??? ??????? ??????? ? ? ????????. '?? ???, 1962. 11 E. Curtiu s. Peloponnesos, S. 206; литературу о железных копях в Лаконии и искусстве обработки железа в древности см.: NE, III, 1906, ???. 45, ???. 4. Сведения античных авторов об этих месторождениях и других полезных ископаемых Лаконии собрал Курциус (Е. С urtiu s. Peloponnesos, S. 308, Anm. 6). 12 ????????? ??? ??????????? ??????????? ? ? ???????????? ???????????. ??, III, 1906, ???. 26, 13—14. В другом месте Виссарион наряду со Спартой указывает и Тайгет (Ibid., ???. 27, 4—5). 13 Ibid., ???. 31. 14 Ibid., ???. 26, 17—20. 15 Ср. с этим континуитет горного дела на севере Балканского полуострова вплоть до османского завоевания: S. Vryoni s. The question of the Byzantine mines. Speculum, 37, N 1, 1962, р. 17; И. П. Медведе в. Проб- {91} лема мануфактуры в трудах классиков марксизма-ленинизма и вопрос о так называемой византийской мануфактуре. В кн.: В. И. Ленин и проблемы истории. Л., 1970, стр. 406—407. 16 D. Zakуthino s. Le despotat, I, p. 134. 17 М . А. Андреев а. Торговый договор Византии и Дубровника и история его подготовки. BS, 6, 1935/36, р. 115, n. 13. 18 Georgii Gemisti Plethonis ad regem Emmanuelem De rebus Peloponnesiacis Oratio I. PG. 160, col. 837. 19 ????????? ??? ??????????? ???????????, ???. 26, 4—5. 20 Ibid., ???. 26, 5—10: ???? ????????? ? ??? ???, ??????? ??????? ?? ?? ? ?????? ?????? ?????????, ? ?? ????? ??? ? ? ? ??????? ?? ?????????? <? ?> ???????? ??? ??????????? ?? ??? ????????, ?????? ? ???? ? ??????????, ? ??????? ? ? ?????? ?????? ? ?? ?? ?????? ???????????? ???. Эти данные могли бы, на наш взгляд, существенно дополнить картину организации горных работ в Италии, которую дает Д. Луццатто (Экономическая история Италии. Пер. с ит. М., 1954, стр. 310). 21 ????????? ??? ??????????? ???????????, ???. 26, 10—13. 22 Ibid., ???., 25—26. 23 Ibid., ???. 26. 24 Д. Луццатт о. Экономическая история Италии, стр. 330—331. 25 Там же, стр. 369. 26 ????????? ??? ??????????? ???????????, ???. 26, 33. Ср. также Прославление пелопоннесских лесов Иоанном Евгеником: ??, ?, ???. 50—51. 27 La Guilletier e. Lacedemon ancienne et nouvelle. Paris, 1676, p. 398—399. 28 E. Сurtiu s. Peloponnesos, S. 206 und Taf. IX. 29 Ibid. 30 Нынешние руины Мистры, насчитывающие около двух тысяч построек (М. Sotirio u. Mistra. Une ville byzantine morte. Athenes, 1935, р. 6), содержат и более поздние постройки времени турецкого господства, но особой перестройке или достройке город не подвергался (Ф. И. Шми т. Памятники Мистры. ЖМНП, 1911, май, стр. 253). Более того, половина зданий вообще, по-видимому, не дошла до наших дней. Во всяком случае Ла Гилетьер писал, что «в Мистре насчитывают около 2000 населенных домов и столько же в Мезохорионе» ( La Guilletier e. Lacedemon ancienne et nouvelle, p. 420). 31 Georgii Gemisti Plethonis ad principem Theodorom . .. Oratio II, col. 849. 32 Pseudo-Dorotheos, р. 235. 33 Georgii Gemisti Plethonis ad principein Theodorum . .. Oratio II, col. 849. 34 E. Franсe s. La disparition des corporations byzantines. Actes du XII e Congres International detudes byzantines, II, Beograd, 1964, р. 94; cf. Р. С harani s. On the social structure and economic organization of the Byzantine empire in the XIII century and later. BS, 12, 1951, р. 151—152. Правда, следует отметить и мнения тех исследователей, которые считают, что ремесленные цехи не исчезли в Византии. Например, Влахос утверждает, что в Мельнике (или Меленике) всегда(!) существовали цехи и что эта византийская традиция перешла и в турецкую эпоху (ссылка на Штекле, без указания страниц). См.: Th. N. V l ас h о s. Die Geschichte der byzantinischen Stadt Melenicon. Thessaloniki, 1969, S. 106. Сторонником точки зрения о продолжающемся существовании ремесленных корпораций в поздневизантийскую эпоху является и Киррис. См.: С.-Р. Kyrri s . Gouvernes et Gouvernants a Byzance pendant la revolution des zelotes (1341—1350). Gouvernes et Gouvernants, 33, 1968. Но если эти два исследователя не приводят в пользу своей точки зрения никаких доказательств, то М. Я. Сюзюмов расценил содержащиеся в «Шестикнижии» и заимствованные из «Книги Эпарха» и трактата Юлиана Аскалонита (V—VI вв.) отрывочные сведения о ювелирах, хлебопеках, вофрах и других как свидетельство существования в Фесса- {92} лонике в ХIV в. корпораций этих ремесленников. См.: М. Я. Сюзюмо в. К вопросу о характере выступления зилотов в 1342—1349 г. ВВ, 38, 1968, стр. 28, сн. 61. О наших возражениях см.: И. П. Медведе в. Проблема мануфактуры, стр. 402 — 403. 35 F . Dolge r. Aus den Schatzkammern des heiligen Berges, N 111, S. 303; N 112, S. 306. 36 А. П. Рудако в. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. М., 1917, стр. 142; ср.: И. П. Медведе в. Проблема мануфактуры, стр. 402; Э. Франче с. Исчезновение корпораций в Византии. ВВ, 30, 1969, стр. 46. 37 По-видимому, само название «Морея», утвердившееся в средние века за Пелопоннесом, связано с греческим словом ????? — «шелковица», ????? — «тутовое дерево», ?????? — «тутовый сад» или «тутовая страна» и является показателем высокого развития шелководства в средние века на Пелопоннесе (R. Hauschil d. Mistra — die Faustburg Goethes. Berlin, 1963, S. 11, Anm. 2). 38 См . литературу: Joshua St аr r. The Jews in the Byzantine Empire 641—1204. Athen, 1939; A. Andreade s. ? ???????? ? ? ???????? ??????. '????, ?. '?? ???, 1938. 39 A . Andreade s. ? ????????, ???. 612. 40 ?? ???? ??????? ??? ??????????. ??, III, 1906, ???. 162—166. 41 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 43; cf. P. Tivcе v. Sur les cites byzanliuos aux XI e —XIII e siecles. Byzantinobulgarica, I, Sofia, 1962, p. 158. 42 La Guill е tie r e. Lacedemon ancienne et nouvelle, II, p. 423. 43 Georgios Sphrantzes, p. 68 (XXXVII, 1); cf. Pseudo-Phrantzes, p. 342. 44 E. Curtiu s. Peloponnesos, II, S. 160, 245 und Taf. IX. 45 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 43. Он сообщает, ссылаясь на работу — N. А. Вее s . ? ???????? ? ? ????????????? ?? ??? ????? . ???? ?, III (1905), № 166, 10, к сожалению, нам не доступную, — что в Лаконии до сих пор сохранились надписи на еврейском языке. 46 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 43. 47 F . Т hirie t. Regestes des deliberations du Senat de Venise concernant La Romanie , II. Paris, 1959, р. 275, ? 2202. 48 ??, III, 1906, ???. 46—47. 49 F . Thirie t. Regestes, III, 1961, N 2835. 50 J. A. Buchо n. La Grece continentale et la Moree. Paris , 1843, р. 425. 51 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 252. 52 Georgii Gemisti Plethonis . .. Oratio I. PG, 160, col. 837. 53 ????????? ??? ??????????? ???????????, ???. 26, 30—32. 54 R. Hauschil d. Mistra, S. 4. 55 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 253. 56 Ibid. 57 F . Тhirie t. Regestes, I, N 559; cf. A. A. Vasi1iе v. History of the Byzantine empire. Madison, 1952, p. 466. 58 К. В aed е ke r. Griechenland. Handbuch fur Reisende. Leipzig, 1904, S. 368. Использовался, по-видимому, и старый путь через Монемвасию, которая рассматривалась как порт Мистры. 59 С. S а th а s. Documents inedits relatifs a lhistoire de la Grece au moyen age, III, p. 380—381; F. Тhirie t. Regestes, I, N 778; II, N2202; III, N 2835. 60 F . Thirie t. Regestes, I, p. 52, N 156. Среди разнообразных продуктов сельскохозяйственного производства и текстильного ремесла, проходивших через Корон и Модон, о которых упоминает флорентийский купец Франческо Бальдуччи Пеголотти, известную долю, очевидно, должны были составлять товары Мистры (см.: F. Balducci Pegolott i. La Pratica della Mercatura. Ed. A. Evans. Cambridge Mass., 1936, р. 145). 61 ММ , V, р. 167, 171. {93} 62 A . Orlando s . ? ??????? ?? ? ?????? ??? ????? , ???. 9—10; cf. La Guilletier e. Lacedemon ancienne et nouvelle, p. 391. 63 F . Thirie t. La Romanie venitienne au moyen age. Paris, 1959, р. 304 sq. 64 F . Т hirie t. Regestes, II, N 2202. 65 Ibid., I, N 812. 66 Ibid., III, N 2835. 67 La Guilletier e. Lacedemon ancienne et nouvelle, p. 492. Из епископального акта 1330 г . мы знаем о ростовщической сделке между занимавшим митрополичий престол Мистры Григорием Вутасом и двумя братьями Элададами, которые, судя по фамилии, были евреями: ???? (речь идет об имуществе Митрополии, — И. М .) ????? ????? ?????????? ????????????? ???? ? ?????? ? ? ? ?? ? ??? ? - ????????? ?????????? ?? ? '????????. G. Mille t. Les inscriptions byzantines de Mistra. BCH, 23, 1899, p. 123; cf. R. J. H. Jenkin s and C. Mango . A synodicon of Antioch and Lacedaeinonia. DOP, 15, 1961, р. 242. 68 F . Thirie t. Regestes, III, N 2810. 69 Ibid., N 2853. 70 М . А. Андреев а. Торговый договор, стр. 110—111. 71 D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 250. 72 М . А. Андреев а. Торговый договор, стр. 115. 73 F . Balducci Pegolott i. La Pratica della Mercatura, p. 157. 74 Viaggio al Monte Sinai di Simone Sigoli. Milan, 1841, р. 75; cf. D. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 247. 75 F . Balducci Pegolott i. La Pratica della Mercatura, p. 24. 76 D. A. Zakуthino s. Le despotat, I, p. 275—284; II, р. 260—262; B. Kreki с. Dubrovnik (Raguse) et le Levant au moyen age. Paris, Mouton, La Haye , 1961, р. 371, N 1226. 77 F . Thiriе t. Regestes, II, N 2202; С. Satha s. Documents inedits, III, p. 380—381; cf. D. A. Zakуthino s. Le despotat, II, p. 259—260. 78 ????????? ??? ??????????? ???????????, ???. 16. 79 ??, III, 1906, ???. 29. 80 М . А. Андреев а. Торговый договор, стр. 117. 81 Georgii Gemisti Plethonis . .. Oratio I, col. 825. 82 J. L о ngn о n. La renaissance de lhellenisme dans le despotat de Moree. Journal des savants, 1954, juillet-septembre, p. 122. 83 О. Т afr а l i. Thessalonique au XIV e siecle. Paris, 1913, р. 27—30; cf. I. Sevcenk o. Alexios Makrembolites and his «dialogue between the rich and the poor». ЗРВИ, 6, 1960, р. 200—201; G. W е i ? . Joannes Kantakuzenos — Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Monch — in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jahrhundert. Wiesbaden, 1969, S. 71—72; H. Hunge r . Johannes Chortasmenos (ca. 1370— ca. 1436/37). Wien, 1969, S. 44—48; G. Ostrogorsk y. Observations on the aristocracy in Byzantium. DOP, 25, 1971, р. 20; E. Werne r. Gesellschaft und Kultur im XIV. Jahrhundert: sozial-okonomischen Fragen. Rapports du XIV e Congres International des etudes byzantines, I. Bucarest, 1971, S. 41; К.-Р. Matschk e. Fortschritt und Reaktion in Byzanz im 14. Jahrhundert. Konstantinopel in der Burgerkriegsperiode von 1341 bis 1354. Berlin, 1971, S. 49—57, 95—103. 84 О текучести византийского сельского населения, характерной особенностью которой являлось не только бегство крепостных крестьян от одного землевладельца к другому, но и бегство в города, см.: Г. А. Острогорски й. Византийские писцовые книги, стр. 267; В. А. Сметани н. Деклассированная прослойка в поздневизантийской деревне, стр. 106—107. О проблемах, связанных с историей плебейства в средние века, см. специальную работу: М. Erbstosse r, E. Werne r . Ideologische Probleme des mittelalterlichen Plebejertums. Berlin, 1960. {94} Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел история |
|