Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Керам К. Боги, гробницы и ученые

ОГЛАВЛЕНИЕ

КНИГА СТАТУЙ

Глава 5. МАСКА АГАМЕМНОНА

В области археологии Шлиман достиг трех вершин. "Сокровища царя
Приама", о которых мы рассказали в предыдущей главе, были первой; второй
суждено было стать открытию царских погребений в Микенах.
Одной из наиболее мрачных и одновременно одной из самых возвышенных,
полной темных страстей глав истории Греции является история Пелопидов из
Микен, история возвращения и гибели Агамемнона.
Девять лет стоял Агамемнон перед Троей. Эгист использовал это время:

Тою порою, как билися мы на полях Илионских,
Он в безопасном углу многоконного града Аргоса
Сердце жены Агамемнона лестью опутывал хитрой...
Эгист поставил часового, который должен был предупредить его о
возвращении супруга Клитемнестры, и окружил себя вооруженными людьми. Потом
он пригласил Агамемнона на пир, но, "преступные козни замыслив", убил его,
"подобно тому, как быков убивают за жвачкой". Не спасся и никто из друзей
Агамемнона, никто из тех, кто пришел вместе с ним. Прошли долгие восемь лет,
прежде чем Орест, сын Агамемнона, отомстил за отца, расправившись с
Клитемнестрой, своей матерью, и Эгистом - убийцей.
Эти события вдохновляли многих авторов трагедий: Агамемнону посвящена
самая выдающаяся трагедия Эсхила; французский писатель Жан-Поль Сартр
написал драму об Оресте. Память о "царе среди мужей", одном из самых
могущественных и богатых правителей, владыке Пелопоннеса, никогда не
угасала.
Но Микены были не только кровавыми. Троя, судя по описаниям Гомера,
была очень богатым городом. Микены же были еще богаче:
Гомер везде называет этот город "златообильным". Околдованный
"сокровищами царя Приама", Шлиман принялся за поиски нового клада и, кто бы
мог себе это представить, нашел его!
Микены находятся на полпути между Аргосом и Коринфским перешейком. Если
взглянуть на эту бывшую царскую резиденцию с запада, прежде всего бросаются
в глаза сплошные развалины - это остатки огромных стен, позади которых
вначале отлого, а затем все более круто вздымается Эвбея с часовней пророка
Ильи.
Примерно около 170 года н.э. здесь побывал Павсаний. Он описал все, что
ему довелось увидеть; это было безусловно больше того, что смог увидеть
Шлиман. Но в одном задача археолога отличалась здесь от той, которую
приходилось решать в Трое: Микены не нужно было искать, их месторасположение
было видно совершенно отчетливо. Правда, развалины были покрыты пылью
тысячелетий, и там, где, некогда ступали цари, ныне мирно паслись овцы, но
эти развалины, эти руины, немые свидетели былого могущества, роскоши и
великолепия, все-таки существовали. Главный вход во дворец, так называемые
Львиные ворота, перед которыми в изумлении застывали все, кому довелось их
увидеть, был открыт всем взорам точно так же, как и сокровищницы (в свое
время их принимали за печи для выпечки хлеба), в том числе и самая
знаменитая среди них Сокровищница Атрея, первого Пелопида, отца Агамемнона.
Это было подземное куполообразное помещение высотой более тринадцати метров,
своды которого были сложены из циклопических камней, связанных друг с другом
лишь силой собственной тяжести.
Некоторые античные писатели считали, что именно здесь, в этом районе,
находится гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.
Местоположение города было ясным, вопрос же местоположения гробницы был по
меньшей мере спорным. Найти наперекор всем ученым Трою Шлиману помог Гомер;
на этот раз он опирался на одно место из Павсания, которое считал неверно
переведенным и неверно интерпретированным. По общепризнанному мнению (два
крупнейших авторитета - англичанин Додуэлл и немец Курциус - придерживались
именно этой точки зрения), Павсаний относил гробницу Агамемнона за кольцо
крепостного вала. Шлиман же доказывал, что она лежит внутри этого кольца.
Это мнение, в основе которого лежало опять-таки не столько научно
обоснованное убеждение, сколько ортодоксальная вера в письменные
свидетельства древних авторов, он высказал впервые еще в своей книге об
Итаке. Впрочем, это не столь важно; важно то, что раскопки подтвердили его
правоту.
"Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63
рабочими... Начиная с 19 августа в моем распоряжении находились в среднем
125 человек и четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов".
Итак, первое, что он обнаружил, не считая бесчисленного множества
различных ваз, был какой-то круг, образованный двойным кольцом вертикально
поставленных камней. Ничтоже сумняшеся, Шлиман решил, что он раскопал
Микенскую агору: этот странный каменный круг он принял за скамью, на которой
восседали отцы города во время совещаний и судебных заседаний, ту самую
скамью, на которой стоял вестник, призывавший в "Электре" народ на агору.
И когда он у того же Павсания обнаружил еще одно упоминание об агоре -
"Здесь собирались они на свои собрания, на том месте, где покоился прах
героя", - он уже нисколько не сомневался (та же маниакальная уверенность
привела его через шесть городов к "сокровищам царя Приама"), что стоит на
могиле Агамемнона.
Затем он обнаружил девять гробниц - пять из них были шахты-могилы и
находились внутри крепости, а остальные четыре, на которых еще великолепно
сохранился рельеф, относились к следующему веку; они имели куполообразную
форму и находились вне крепостных стен. Теперь у Шлимана пропали последние
сомнения, ему изменила присущая исследователям осторожность, и он записал:
"В самом деле, я нисколько не сомневаюсь, что мне удалось найти те самые
гробницы, о которых Павсаний пишет, что в них похоронены Атрей, царь эллинов
Агамемнон, его возница Эвримедон, Кассандра и их спутники".
Между тем работа у сокровищницы возле Львиных ворот продвигалась
медленно: слой был тверд, как камень. Но и здесь Шлиманом руководила все та
же уверенность маньяка. "Я убежден в правильности традиции, согласно которой
в этих таинственных постройках хранились сокровища царей". И уже первые
находки, сделанные среди мусора, который пришлось отгребать в сторону для
того, чтобы отыскать вход, намного превзошли своим изяществом, красотой и
качеством материала аналогичные находки Шлимана в Трое. Обломки фризов,
расписные вазы, терракотовые статуэтки Геры, формы для отливки украшений
("Эти украшения, вероятно, изготавливались из золота и серебра", - тут же
заключил кладоискатель), глазурованные украшения из глины, стеклянные бусы,
геммы...
О том, какую работу проделал Шлиман вместе со своими рабочими, можно
судить по следующему его замечанию:
"До сих пор мне еще не встретился слой мусора толщиной более чем в 26
футов, да и тот только около самой стены - здесь целый утес, но далее слой
мусора не превышает 13-20 футов".
Но игра стоила свеч.
Шестым декабря 1876 года датирована запись Шлимана об открытии первой
могилы. Далее надо было действовать с величайшей осторожностью. В течение
двадцати пяти дней его жена Софья, верная и неутомимая помощница, работала
буквально не разгибая спины; она просеивала руками землю, рыхлила ее ножом.
Вместе они нашли еще пять могил, а в могилах - останки пятнадцати человек.
Королю Греции была отправлена телеграмма: "С величайшей радостью сообщаю
Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были
похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во
время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом". Можно себе
представить, какое потрясение испытывал Шлиман, когда он отрывал останки
тех, кто, как ему казалось, жил в страстях и ненависти более двух тысяч лет
тому назад.
Шлиман не сомневался в своей правоте. И в самом деле, разве мало было
оснований придерживаться подобной точки зрения, разве не казалось, что факты
полностью подтверждают его выводы? "Тела усопших были буквально осыпаны
драгоценностями и золотом... Разве обыкновенным смертным положили бы такие
драгоценности в могилу?" - спрашивал Шлиман. Было найдено дорогое оружие,
которое должно было служить умершему защитой от всяких случайностей в
царстве теней. В то же время Шлиман указывал на совершенно явные следы
поспешного сожжения тел. Те, кто хоронил их, даже не дали себе труда
дождаться, пока огонь полностью сделает свое дело: они забросали
полусожженные трупы землей и галькой с поспешностью убийц, которые хотят
замести следы. И хотя драгоценные украшения свидетельствовали о каком-то
соблюдении обычаев того времени, сами могилы, не говоря уже об усопших,
имели такой откровенно неприличный вид, который мог уготовить своей жертве
только изощренный в ненависти убийца. Разве покойные не были, "словно
падаль, брошены в жалкие ямы"? Шлиман призвал на помощь авторитетных для
него древних писателей. Он приводил цитаты из "Агамемнона" Эсхила, из
"Электры" Софокла и "Орестеи" Эврипида. У него не было ни малейшего сомнения
в своей правоте, и все же - сегодня мы это знаем совершенно точно - его
теория была неверной. Да, он нашел под агорой царские погребения, но не
Агамемнона и его друзей, а людей совершенно другой эпохи - погребения,
которые были по меньшей мере лет на 400 старше погребения Агамемнона.
Но это, в общем, несущественно. Важно было то, что он сделал еще один
великий шаг по дороге, которая вела к открытию древнего мира, что он вновь
подтвердил правдивость сведений Гомера и что он открыл сокровища - не только
в научном смысле этого слова, - которым мы обязаны сведениями о той
культуре, что лежит в основе всей европейской цивилизации.
"Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и
не подозревал".
И этот удивительный человек, который вновь - в какой уж раз - находится
на вершине успеха, который посылает телеграммы министрам и королям, человек
необычайно гордый, но отнюдь не высокомерный, помнит в тот момент, когда
весь мир ожидает от него новых известий, о самых незначительных делах и
способен до глубины души возмутиться малейшим проявлением несправедливости.
Однажды здесь в числе многих других посетителей раскопок появляется
император Бразилии; осмотрев Микены, он, уезжая, дал полицейскому Леонардосу
сорок франков (поистине царские чаевые!). Леонардос всегда дружелюбно и
лояльно относился к Шлиману, и Шлиман пришел в негодование, когда узнал о
распространяемых завистливыми чиновниками слухах, будто Леонардос на самом
деле получил не сорок, а тысячу франков и скрыл это. Когда вслед за этим
Леонардоса отстранили от должности, Шлиман начал действовать. Всемирно
известный ученый готов ради безвестного полицейского прибегнуть к самым
могущественным из своих связей. Он телеграфирует прямо министру: "В награду
за те многие сотни миллионов, на которые я сделал Грецию богаче, прошу
оказать мне любезность - простить моего друга полицейского Леонардоса из
Науплиона и оставить его на своем посту. Сделайте это для меня". Но ответ
задерживается, и он посылает вторую телеграмму: "Клянусь, полицейский
Леонардос честный и порядочный человек. Все только клевета. Даю гарантию, он
получил только 40 франков. Требую справедливости". Более того, он идет на
самый невероятный шаг: посылает телеграмму императору Бразилии, который тем
временем уже успел прибыть в Каир: "Покидая Науплион, Вы, Ваше Величество,
дали полицейскому Леониду Леонардосу 40 франков для раздачи всем
полицейским. Бургомистр, стремясь оклеветать этого честного малого,
утверждает, будто он получил от Вас 1000 франков. Леонардоса отстранили от
должности, и только с величайшим трудом мне удалось спасти его от тюрьмы.
Поскольку я уже много лет знаю его как честнейшего на свете человека, прошу
Вас, Ваше Величество, во имя святой правды и человечности протелеграфировать
мне: сколько получил Леонардос - 40 франков или более?"
И ученый Генрих Шлиман, действуя во имя справедливости, заставляет
императора Бразилии перед лицом всего мира признаться в своей скупости.
Полицейский Леонардос спасен. Так действует Шлиман - фантазер и мечтатель,
когда речь идет о древних мирах, холодный, рассудительный детектив, когда
охотится за кладами, Михаель Колхас, когда сражается за правое дело.
Клад, найденный Шлиманом, был огромен. Лишь много позже, уже в нашем
столетии, его превзошла знаменитая находка Карнарвона и Картера в Египте.
"Все музеи мира, вместе взятые, не обладают и одной пятой частью этих
богатств", - писал Шлиман.
В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на
каждом из трех усопших; кроме того, там были золотые лавровые венки и
украшения в виде свастик.
В другой могиле - в ней лежали останки трех женщин - он собрал более
700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом из изображений
животных, медуз, осьминогов. Золотые украшения в форме львов и других
зверей, сражающихся воинов, украшения в форме львов и грифов, лежащих оленей
и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с 36
золотыми листками: она украшала голову, уже почти обратившуюся в прах. Рядом
лежала еще одна великолепная диадема с приставшими к ней остатками черепа.
Он нашел еще пять золотых диадем с золотой проволокой, при помощи которой
они закреплялись на голове, бесчисленное множество золотых украшений со
свастиками, розетками и спиралями, головные булавки, украшения из горного
хрусталя и обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и
аметиста. Он нашел секиры из позолоченного серебра с рукоятками из горного
хрусталя, кубки и ларчики из золота, изделия из алебастра. Но самое главное,
что он нашел те золотые маски и нагрудные дощечки, которые, как утверждала
традиция, употреблялись для защиты венценосных усопших от какого-либо
постороннего воздействия. Ползая на коленях, он соскребал слой глины (ему и
на этот раз помогала жена), под которым были скрыты останки пяти человек из
четвертой могилы. Уже через несколько часов головы усопших превратились в
пыль. Но золотые мягко поблескивающие маски сохранили форму лиц; черты этих
лиц были совершенно индивидуальны, "вне всякого сомнения, каждая из масок
должна была являться портретом усопшего".
Он нашел перстни с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и
пояса, 110 золотых цветов, 68 золотых пуговиц без орнамента и 118 золотых
пуговиц с резным орнаментом, нет, на следующей же странице он упоминает еще
о 130 золотых пуговицах, на последующих - о золотой модели храма, о золотом
осьминоге... Но, пожалуй, достаточно. Мы не будем продолжать это
перечисление; описание находок Шлимана занимает 206 страниц большого
формата. И все это золото, золото, золото.
Вечером, когда окончился этот день и ночные тени опустились на
Микенский акрополь, Шлиман приказал зажечь здесь костры "впервые после
перерыва в 2344 года", напоминающие о тех кострах, которые оповестили в свое
время Клитемнестру и ее возлюбленного о грядущем прибытии Агамемнона. На
этот раз, однако, костры должны были отпугивать воров от одного из самых
богатых кладов, когда-либо изъятых из гробниц умерших царей.

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел история










 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.