Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книгеГлава VIII. Турниры, их происхождение, уставы, устройство, приготовления
из книги Руа "История рыцарства"
к ним и обряды. Турниры представляли собой военные упражнения, происходившиена арене, окруженной зрителями. Во Франции, в Англии, в Испании и в других европейских государствах,короли и верховные владельцы в праздничные и торжественные дни по случаюих браков, коронаций, крестин их детей и многих других случаев, когдабывали при дворах публичные собрания, имели обыкновение устраиватьтурниры. На этих турнирах одинаковое число рыцарей с каждой стороныбились друг с другом тупым оружием (armes courtoises), т. е. копьями с закругленными,тупыми концами, или затупленными мечами, так что удары бывали не слишкомопасны. Король Филипп Валуа издал множество законов и постановленийотносительно турниров; в особенности он узаконил, кого исключать,что можно видеть из следующих пунктов одного постановления. 1. Дворянин или рыцарь, сказавший или сделавший что-либо противноекатолической вере, исключается из турнира, и если, несмотря на преступление,он будет домогаться участия, основываясь на знатности своего происхождения,то да будет он сильно побит и изгнан другими дворянами. 2. Кто не дворянин по отцу и матери, по крайней мере в третьемколене, и кто не представит свидетельства о своем воинском звании, тотне допускается в число сражающихся. 3. Кто изобличен в вероломстве, тот со стыдом изгоняетсяс турнира, а гербы его бросаются и попираются участниками турнира. 4. Кто учинит или скажет что-нибудь противное чести короля,своего государя, тот да будет побит посреди турнира и с позором выведен,за барьер. 5. Кто изменит своему государю-повелителю или покинетего в битве, предательски убегая, возбуждая смятение в войске, сражаясьиз злости или вражды со своими, вместо нападения на неприятеля, еслитолько такое преступление будет доказано,- да будет примерно наказани изгнан с турнира. 6. Кто употребит в дело насилие или оскорбит словами честьили честное имя дамы или девицы, да будет побит и изгнан с турнира. 7. Кто подделает печать свою или чужую, кто злоупотребит,или нарушит, или даст ложную клятву, кто учинит что-либо недостойное, ктопохитит что-либо из церкви, монастыря, часовни или другого священногоместа и кто осквернит их, кто притеснит бедного, вдову и сироту или силойотнимет у них собственность, вместо того, чтоб их наградить, поддержатьи поберечь,- да будет наказан по законам и изгнан из общества, участвующегов турнире. 8. Кто по вражде к кому-нибудь будет изыскивать средства отомститьему каким-нибудь бесчестным и чрезвычайным способом, разграблениемили поджогом его строений, потравой его лугов, полей, виноградников,из-за чего народ может потерпеть убыток или неудобство, тот да будет наказани изгнан с турнира. 9. Кто придумает и обложит свои земли новым. налогом без дозволениясвоего верховного владельца, от чего .могут потерпеть купцы убыток,а торговля остановиться в ущерб народа, тот да будет наказан на турнирепублично. 10. Пьяница и сварливый изгоняются из общества, участвующегов турнире. 11. Кто ведет недостойную дворянина жизнь, существуя леннымидоходами и щедротами своего государя, и кто промышляет товарами,подобно простолюдинам, кто вредит соседям, и таким образом своимидурными поступками порочит дворянское звание,- тот да будет высеченна турнире и изгнан с позором. 12. Кто не явится в собрание, когда он приглашен, кто по алчностиили по какой-либо другой причине женится на простолюдинке, тот исключаетсяиз турнира. Следственно турниры устраивались не только, как великолепныеи царские потехи для зрителей, но и как благородные собрания, в которых,так сказать, очищалась нравственность. Государи этой суровой строгостью,страхом всенародного бесчестия, принуждали дворянство исполнять егообязанности, обязывали его стремиться к добродетели и удерживатьсяот порока; из желания попасть в число рыцарей дворяне становились честнымилюдьми. На турнирах и военных игрищах было строго запрещено разитьострием меча; наносить удары можно было только плашмя, затупленнымлезвием, и не по лицу. Почетный рыцарь, избранный дамами, обязан был наблюдать,чтобы никого из рыцарей не увечили, чтоб никого из них не били жестоко;было постановлено, что если почетный рыцарь своим шарфом или привязаннымдамами к концу его копья значком (couvre-feu) дотронется до кого-нибудь,то соперник давал ему перевести дух; поэтому несчастья случались редко. Новики, оруженосцы и пажи, домогавшиеся рыцарского звания,во избежание вреда упражнялись деревянными мечами и ломали пихтовыекопья. Турниры и смертные поединки, на которых бились острым оружиемили боевыми мечами, или заостренным булатом, следовательно с кровопролитиемили насмерть, никогда не дозволялись; они были даже осуждаемы религией.Папы Иннокентий и Евгений запретили их; то же постановил и собор лютеранский,бывший в Риме в 1180 году, в папствование Александра III. ИннокентийIII возобновил это запрещение; наконец папа Климент, желавший уничтожитькровопролитные турниры, обнародовал в октябре 1313 года, в царствованиеФилиппа Прекрасного буллу, воспрещавшую всякого рода бои под страхомотлучения от церкви. Но довольно о кровавых игрищах, отзывавшихсявременами варварства, возвратимся к рыцарским празднествам, на которых,конечно, случалось, что несмотря на все предосторожности, неумелыеи разгоряченные бойцы проливали кровь, но это делалось не намеренно. Во всех странах турнир обнародовался за несколько месяцевили по крайней мере за месяц ранее. Герольды отправлялись в города ив большие замки с гербовым щитом приглашавшего, и вот как возвещалио турнире под звуки трубы. »Слушайте, слушайте, слушайте! Владетели, рыцари и оруженосцы,вы все, искатели счастья, уповающие на крепость оружия во имя милосердогоБога и Пресвятой Богородицы, извещаетесь о великом турнире; он устраиваетсяпресветлейшим и великим владетелем, гербы которого вы видите; этоттурнир будет доступен всякому и удальство на нем будет покупаться и продаватьсяжелезом и сталью. В первый день будет три боя копьем и двенадцать мечом,на коне, тупым оружием. Запрещается, как то всегда у достойных рыцарейводится, горячить коня соперника, бить в лицо, увечить и наносить ударылежачему (apres le cri de merci). Наградой лучшему бойцу будут: развевающиесяпри малейшем дуновении перья, золотой браслет с эмалью весом в шестьдесятефимков. На второй день противники будут биться пешие, сперва копьем,потом бердышом, и по приговору судей наградой храбрейшему будет рубинв сто ефимков и серебряный лебедь. На третий день назначена общая схватка (behoyrs)1 и рыцари будутсражаться половина на половину; победители берут пленников и ведутих к дамам, награда - полное вооружение и конь с золотым чепраком. Вы, желающие отличиться, приезжайте туда-то (означалосьместо турнира) за четыре дня, чтобы разместить гербы у дворца, аббатстваи других строений по соседству с ристалищем. Между прочим, вот что гласиткоролевский приказ». Герольд читал затем устав турнира. Такие прокламации были весьма часты в мирное время, ибо турниры,удаляя дворянство от праздности, развивали искусство владеть конем иоружием и поддерживали воинственный жар, который погас бы при долгомбездействии.2 Для турниров всегда выбирали место около больших городов,построенных на реке, близ леса, так что город был как бы оградой с однойстороны, а лес с другой; оба пролета закрывались деревянными барьерами,вне их выставляли флаги начальников турнира. Роскошь вооружения и нарядов, красота пиров и балов, словомвеликолепие этих замечательных игр поощряло промышленность, торговлюи искусства, развивая во всех классах то нравственное, что при феодализмебыло доступно только высшим слоям общества. Турниры, куда стекались трубадуры и менестрели, чтобы воспеватьв своих балладах и тансонах победителей, бывали для этих романтическихПиндаров поводом соревнования, а частое соревнование могло содействоватьвозрождению литературы.3 Лишь только герольды возвестят об устройстве турнира, каквсе владельцы, рыцари, их жены начинают собираться в назначенное место.Они стекались туда отовсюду и даже из чужих краев; несколько дней по дорогамтянулись караваны, оруженосцы, ведущие добрых коней (de beauxdextriers en dextres), гаеры и забавники, со всех сторон показывалисьдворяне с соколами на руках и в сопровождении пажей и слуг, богаторазряженные дамы, придерживающие одной рукой шелковые вожжи своихиноходцев, а другой - свои прозрачные зонтики, наконец, показывалисьпартии человек в двести, делавшие небольшие дневки и тратившие многоденег. Так в веселом обществе собиралось на турнир дворянство целогоокруга; все члены его, и, дамы и кавалеры носили одинаковое платье,–или белое с золотым галуном, или красное с галуном серебряным; все онив монастырях и гостиницах назывались одним, простым именем: белые(compagnie blanche) или красные (compagnie a la riche couleur). В числе их былизнатные владельцы под именами: красный граф (comte rouge), зеленый барон(baron vert), черный принц (prince noir), потому что они отправлялись на турнирв вооружении такого цвета. Имена эти были в чести, ибо доказывалиправо участвовать на турнире; они неизменно сохранялись между современникамии даже в истории; значительнейшие личности скрывали под такими именамисвои настоящие фамилии. Прибыв на ристания, рыцари, по предварительному уведомлению,развешивали до открытия турниров свои шлемы, свои гербовые щиты, своиукрашения поблизости от ристалища. Вот как один очевидец рассказывает о приготовлениях и обрядноститурниров. »Обыкновения и обрядность турниров состояли в том, что корольили принц посылал герольда с двумя помощниками (poursuivants d'armes) илис двумя молодыми дворянами, вооружаемыми его гербовым щитом, к томукоролю или принцу, с которым намеревался состязаться. Посланникивручали вызов. Вызов заключал желание устроить турнир в честь его высокогоимени, мужества и доблестей, в таком-то месте, для славы и чести рыцарства,на удовольствие и отраду дам. Вызываемый смело выступал и радостно вербовал рыцарей,желавших принять его сторону; он помогал им во всем для них необходимом.Высшие рыцари (les chevaliers du plus haut etat)4 носили цвета игербы, какие им вздумается, лишь бы только был кое-какой значок того, чьюсторону принимали; низшие, напротив, носили цвета и гербы своего временногоповелителя. Только начальники дружин поднимали знамена. Дружиныразделялись на три равных отряда: в последний помещали славнейших рыцарейдля того, чтобы их мужеством выдержать натиск и окончательно выигратьбитву. Принимающий вызов являлся не ранее, как за три или четыредня до срока, и располагался против города, потому что ему не дозволялосьвходить туда до окончания турнира. Трибуны для дам строились в том месте, где сходились оба ристалища(les deux lices), примыкавшие обыкновенно к городским стенам: отсюданачинались ристания рыцарей. Напротив была или река, или лес. У каждого ристалища было по трое больших и довольно широкихворот; в них въезжали рыцари, по шесть с обеих сторон для того, чтобы изготовитьсяк бою под своими знаменами. Всякий рыцарь мог до открытия турнира навещать своих друзейкак вздумается, а принцев - только переодетый. Это было дозволено иоруженосцам и вообще всем участникам до кануна турнира, а потом всемзапрещалось оставлять свои места без разрешения начальника. Накануне вся молодежь, домогавшаяся рыцарства, собираласьвместе и одетая в одинаковое платье обедала за столом своих сеньоров,сидя в порядке, соответствовавшем достоинству и обязанностям каждого;затем все вместе в сопровождении старых рыцарей шли к вечерне. После этого главный начальник дружески увещевал их быть вернымии честными во всем, чтить церковь, поддерживать вдов и сирот, часто быватьна войне, биться и умирать за правду, уважать дворянство, любить храбрыхмужей, быть ласковым и любезным с добрыми и гордым со злыми. Затем они возвращались в церковь, где с благоговением бделивсю ночь до утра, когда пели раннюю обедню Св. Духу. А после, отдохнув в своем пристанище, все идут за главным начальникомк поздней обедне, по два в ряд, и в церкви садятся на указанных церемониймейстеромместах; тотчас после пения молитвы и благословения, установленныхпо сему случаю, главное лице дает всем лобзание, препоясывает всех мечом,а тем временем низшие чины надевают рыцарям шпоры. Потом садятся опятьна свои места и по окончании литургии провожают начальника в его ставку,где пируют, как пировали накануне. В девятом часу рога трубят вечерний турнир; вооруженныерыцари, в богатом убранстве, на конях являются на ристалище, но нес разноцветным щитом, а с одноцветным, не препоясанные мечом, а с пихтовымзатупленным копьем, ристают и мечут копья до вечера; когда рога затрубятотступление, тогда они снимают с себя оружие, роскошно одеваются иявляются к ужину, а за ужином начальник ласкает и чествует каждогопо заслугам; отличившийся больше других садится за столом начальника,который его потчует и хвалит беспрестанно. На рассвете следующего дня, после литургии, завтракал тот,кто хотел; в первом часу все участники турнира являлись на ристалище,вооруженные с головы до ног, под своими знаменами. На турнире, всякий имел девиз, какой ему нравился, лишь бы вдевизе был хоть малейший знак того владельца, сторону которого он принимал;случайно приехавшие и не желавшие быть узнанными не имели девиза. Дамы появлялись на трибунах, сопутствуя знатнейшим принцессам. После этого и после сигнального рожка, .въезжали на ристалищепервые ряды рыцарей; там наносили много славных ударов и много рыцарейбывало побито, так что иной ряд совершенно расстраивался, если не подкрепляли не поддерживал его свежий; противная сторона посылала столько же рыцарейили сколько было нужно; отряды увеличивались, усиливались, подкреплялидруг друга до того, что наконец все вступали в бой, и как приятно быловидеть усилие и мужество каждого на защиту собственной чести и на победу.Но когда одна сторона, видимо, терпела явное поражение, тогда въезжалинеизвестные и весьма мужественные рыцари; они так помогали разбитыми смятым, что отдали бы им победу в руки, если бы в свою очередь не былипобиты наповал вновь прибывавшими, так что счастье победы переходилото на одну, то на другую сторону; победители бывали побеждены, и гласнарода указывал на неизвестных рыцарей так: «Вот этот герб всегда побеждает!» Наконец окончательно разбитая и побежденная сторона покидалаполе битвы и скрывалась в лесу; оттуда рыцари показывались по одиночке,без коня и без оружия, а победители, не заманивая их больше на новыйбой, собирались под свои знамена. Часто случалось, что неизвестные рыцари, хотя и побеждалина турнире, но так быстро удалялись, что только по догадкам узнавали,кто они; по этой причине многие пускались за ними в погоню, чтобы настигнутьи вернуть их ко двору принца, который принимал их с великой честью. Иногда по окончании турнира побежденной стороне предоставлялиправо возобновить битву на другой или в назначаемый день. Редко случалось, чтобы владетели при расставании, на третийдень, сохраняли дружественные отношения; чаще досадовали на мужествосоперников, что впрочем тщательно скрывали. Эта досада бывала поводомк возобновлению турниров, так что месяца без них не проходило; славныерыцари по этой причине были особенно награждаемы и ласкаемы в этовремя; многие из них пользовались почестями и уважением более самихпринцев, а это порождало много храбрых и смелых рыцарей».5 В императорской парижской библиотеке есть подлинная рукописькороля иерусалимского Рене д'Анжу о чине увеселительных турниров.Это полнейшее по поводу турниров сочинение, написанное государем,принимавшим самое живое участие в- подобных забавах, дает точное объяснениеобычаям, предшествовавшим турнирам. Обширность сочинения не позволяетпривести его вполне; да к тому же многие из этих постановлений уже приведеныв этой главе; поэтому мы удовольствуемся выборкой некоторых частностей,которые будут достаточны, чтобы составить понятие о рукописи этогогосударя, настоящего рыцаря-трубадура. Прежде всего автор кладет в основу, что желающий устроитьтурнир должен быть государем, или по крайней мере знатным бароном, илизнаменным рыцарем. Потом он вдается в подробности обрядов, при соблюдениикоторых принц вызывающий (appelant) посылает объявление о турнирек государю-защитнику (defendant); он определяет, как выбирать судей(juges-diseurs), порядок и способ обнародования и т. д. Переходя потомк костюму и вооружению рыцарей, участвующих в турнире оруженосцев(ecuyers-touno-yeurs), он описывает все со всеми подробностями. Вот некоторыеиз них: »Герб должен быть кожаный, плотно набитый волосом или шерстью,в толщину, по крайней мере, меча; на гербе должен быть изображен шлем совсеми его атрибутами; сверх намета должен быть еще герб, а вокруг негобурелет или жгутик (un tortil) какого угодно рыцарю цвета, в толщинулоктевой кости или по желанию рыцаря. Меч должен быть шириной в четыре пальца, чтобы он не мог пройтисквозь сетку забрала; он должен быть затуплен с обеих сторон; для легкостион должен быть выбран по средине; рукоятка не длиннее руки; клинок(la masse) той же длины, с чашкой для защиты руки. Толщина и вес мечей определяются судьями накануне турнира;мечи должны иметь клеймо для предупреждения незаконной длины или веса. Самые короткие шпоры удобнее длинных, потому что в свалкеих труднее сорвать с ног; полукафтанье должно быть такое же, как и у герольдов,но без складок, чтобы виднее было вооружение». Далее следует длинное описание вооружений и одеяний, употребляемыхна турнирах в Брабанте, Фландрии, в Геннегау и в зарейнских землях. Потомавтор переходит к устройству ристалищ и к въезду в город, в которомустроен турнир. »Ристалища должны быть длиннее ширины на четверть, а оградав вышину человеческого роста или в шесть с половиной футов, из крепкогодубового дерева и четырехугольных двойных свай; и те, и другие на вышинуколена должны быть двойные. Внешнее ристалище должно устраиваться вчетырех шагах от первых для того, чтобы пешие слуги могли освежатьсяи спасаться из свалки; там же помещались особые слуги (gens armes), назначенныесудьями, чтобы не допустить народной толпы участникам турнира; что касаетсявеличины ристалищ, то строят и большие, и малые, смотря по числу участникови приговору судей. Вот каким образом участники должны въезжать в город, где будетпроисходить турнир: прежде всего въезжают принцы, сеньоры и бароны,желающие на турнире поднять свое знамя, в сопровождении наибольшегочисла рыцарей и оруженосцев, сколько могут набрать. При въезде в город ратный конь принца, сеньора или вождя другихрыцарей, покрытый попоной с девизом своего хозяина и с гербами начетырех концах, и сопровождавшие коня оруженосцы должны быть впереди;на хребте коня или в седле сидит маленький паж. За ним должны идти ратныекони других рыцарей и оруженосцев, по два в ряд или в одиночку, если хотят,с гербами на четырех концах попон. За ними идут и играют трубачи и другиемузыканты, а потом герольды со своими помощниками (poursuivants) в полукафтаньях.Потом рыцари и оруженосцы, участвующие в турнире, со всей свитой. Тотчас по прибытии на квартиру (hebergement) сеньор или барондолжен выставить свой герб напоказ, для чего его герольды и их помощникидолжны были к стене его жилища приставить длинную доску с нарисованнымина ней гербами; на верхнем окне жилища должно поднять свое знамя; упомянутыегерольды и их помощники должны иметь по четыре парижских су для того,чтобы ими прикрыть гвозди и узлы, которыми прикреплялись герб и знамя. Судьи должны въезжать, как сказано ниже: сперва перед нимиидут четыре играющих трубача, каждый со знаменем одного из судей; зачетырьмя трубачами - четыре помощника герольдов, каждый с мантиейодного из судей; за ними должен идти герольдмейстер (le roi d'armes), вмантии, на которую нашивался кусок зеленой парчи, красного бархатаили атласа, а над ним – гербовый пергамент. А за упомянутым герольдмейстером должны ехать в ногу два рыцаря-судьи(juges-diseurs) на красивых парадных конях, покрытых гербами до земли,а одеты должны быть в длинные и по возможности богатейшие платья, а оруженосцыза ними также; при каждом из судей находится пеший служитель; он ведетодной рукой под уздцы ратного коня, в другой держит белый прут длинойв cвой рост, а прут они должны носить и пешие, и конные во все время торжества». Надо заметить, что сеньор вызывающий и сеньор защищающийобязаны послать, как только прибудут, каждый по одному из своих гофмаршаловс казначеями, которые должны платить за содержание судей. Далее следуют инструкции судьям, как поверять гербы и какпровозглашать исключение из турнира подпадающих под какой-нибудь изупомянутых случаев. Накануне назначенного для турнира дня сеньор вызывающийделал смотр, затем судьи произносили .присягу участников турнира. Онапровозглашалась герольдами следующим образом: »Верховные могучие принцы, сеньоры, бароны, рыцари и оруженосцы,не благоугодно ли вам, всем вам и каждому из вас поднять правую руку кнебу и всем вместе обещать и присягнуть верой и правдой, жизнью и честью,что никто из вас на предстоящем турнире не ударит другого острием меча,ниже пояса; а если шлем случайно упадет с чьей-нибудь головы, никто дотого рыцаря не дотронется, пока он не наденет и не застегнет шлема,под опасением, в противном случае, лишиться вооружения и коня и бытьизгнанным с турнира, если только это сделано умышленно; выполнять приказвезде и во всем, в чем вы присягаете верой и правдой, жизнью и честью». На это отвечали: «Да, да». Затем, защищающий входил в ристалища и делал такой же смотр,как и сеньор вызывающий. За всеми этими предварительными действиями следовало отдохновение,после чего герольдмейстер объявлял назначенный для турнира час такимобразом: »Теперь слушайте, теперь слушайте, теперь слушайте (Oroyez, or oyez, or oyez). Верховные могучие принцы, принцы, графы, сеньоры, бароны,рыцари и оруженосцы - участники турнира, я вам возвещаю от имени судей,чтобы обе стороны построились в ряды завтра в полдень, в вооружениии в готовности ристать, ибо в час судьи прикажут обрубить канаты дляначала турнира, на котором дамы раздадут богатые и изящные дары. Кроме того, предупреждаю, что никто из вас не должен вводитьв ряды конных пажей для услуг, кроме назначенного числа, т. е. четверыхдля принца, трех для барона, двух для рыцаря и одного для оруженосца;пеших же пажей, сколько кому благоугодно». Затем дамами выбирался почетный рыцарь, который, как ужесказано, был посредником. Обязанность его состояла в том, чтобы предупреждатьизлишнюю запальчивость и защищать слабого от победителя, раздраженногоего стойкостью или ослепленного успехом. Почетный рыцарь должен былтакже препятствовать нанесению увечий тому, кто присужден был к битьюи изгнанию с турнира. Знаком власти был головной убор, который давалиему дамы и который по этой причине назывался merci des dames. |
|