Ваш комментарий о книгеЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение мы изложим причины, породившие рыцарство,влияние рыцарства и обстоятельства, способствовавшие его падению иуничтожению. Это будет нечто вроде книги: оно заменит хронологическийпорядок, которому нельзя было следовать без вреда интересу предмета. Такое рыцарство, которое возникло в средние века, не моглосуществовать без христианства. Только под влиянием этой религии основныечувства рыцарства могли достигнуть своего значения. И в другие эпохи,в древней и в новой истории великодушие и сострадание к слабым порождалодеяния, соответствующие рыцарским деяниям, но деяния частные, редкие,эпизодические. Чувства эти загорались и гасли, бывали и кое-какие плоды,но они быстро исчезали. Когда же эти чувства нашли опору в христианстве,они развились с большей полнотой: явилась не попытка к рыцарству, а саморыцарство. Это отсутствие ненависти во время битвы, это самопожертвование,это стремление помочь угнетенному, все эти доблести, составлявшие принадлежностьрыцаря, суть христианские доблести. Даже честь - совершенно мирскоечувство – сопричастна христианству: между не помраченной честью, рыцарскимнезапятнанным щитом, безупречной совестью, белым одеянием неофитаесть искренний, сокровенный союз.WQW Эти мысли наводят на весьма естественное размышление, чтохристианская религия так необходима человечеству, так соответствуетего природе, так совершенна, что удовлетворяет всем его потребностямвезде, всегда и во всем; она имеет влияние на целые народы, так же, каки на отдельные личности, распространяет свои благодеяния при всякихобщественных и частных бедствиях. Везде, где только скорбь, несчастье,недуг – она является отрадой и исцелением. Под ее покровительствомобразуются бесчисленные союзы мужей и жен, с величественным самоотвержениемпосвящающих свою жизнь на служение человечеству. В XI веке Европа стоналапод гнетом феодальной тирании и была погружена в варварство. Вдруг,по гласу веры, величественный порыв души начинает рассевать мрак подобносвету, разгоняющему ночную темноту. В сердцах, обуреваемых буйными,грубыми чувствами, обнаруживаются самые святые, самые нежные, самыевозвышенные стремления: ими создается нравственная система, имеющаяв основе преданность, бескорыстие, энтузиазм; они образуют между разныминародами братство, единство, составляющее преддверие великого европейскогосоюза, к которому мы стремимся. Рыцарь не был только француз, англичанин,испанец, немец,– он был рыцарь; составилось какое-то доблестное товарищество,сблизившее все народы, и учреждение его было важным делом в эпоху раздорови несогласий, потому что соединило благороднейшие души в общем поклонениивысоким чувствам.1 Наконец, после нескольких веков блистательного существования,рыцарство мало-помалу пришло в упадок вследствие злоупотреблений ипреимущественно перемен в военной и политической системе Европы.Но все еще сохраняются между людьми некоторые вдохновленные рыцарствомчувства, точно также, как в отступниках веры остаются кое-какие правилаи глубокие следы того, что внушено им с детства. Во времена рыцарстванаградой доблестных деяний были слава и почести. Это столь полезноелюдям воздействие, ничего им не стоящее, не покидается и в последующиевека: воспоминание о рыцарстве так живо, что и в наше время его знакии отличия служат наградой за заслуги и мужество.2 |