Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книгеГлава XII. Права и преимущества старого рыцарства. Разжалование, наказания.
из книги Руа "История рыцарства"
Погребение рыцарей. Права и преимущества старого рыцарстваПраво покрывать ратных коней длинной тафтяной или из другойлегкой материи попоной составляло одно из преимуществ рыцарскогозвания; попона доходила до копыт и украшалась гербами. Рыцари пользовалисьисключительным правом употреблять свои собственные печати, на которыхони были изображены верхом, с поднятым мечом. Вместе с рыцарями погребалиих золоченые шпоры. Когда им жаловали титулы monsieur, monseigneurи messire, то жен их величали madame; жены же оруженосцев величалисьmademoiselle. Рыцари-владельцы в известных случаях, особенно для приемагосударя или его старшего сына, имели право требовать от своих подданныхи вассалов денежного пособия. Они требовали его при заключении бракових дочерей, при уплате выкупа из плена, при отъезде за границу. Рыцарство было в таком почете, что новопожалованным в этозвание в старину выдавались деньги на предстоявшие расходы; государиназначали ежегодный оклад на содержание тем рыцарям, которых принималина службу. Но если со званием рыцаря сопряжены были такие почестии преимущества, то ничего не было ужаснее и торжественнее разжалованиятого, кто это заслуживал. Разжалование и взыскания. Когда рыцарь оказывался виновным в измене, вероломствеили в другом каком-либо преступлении, которое влекло за собой разжалованиеи смертную казнь или изгнание, тогда без отговорок собирались двадцатьили тридцать рыцарей или оруженосцев и в присутствии их обвиняли преступногорыцаря в предательстве, коварстве, вероломстве или в другом каком-либоважном и ужасном преступлении. Этот созыв производился герольдмейстеромили герольдом. Он объяснял дело, излагал подробности .и называл свидетелей. Созванные на судилище рыцари совещались и, если обвиненныйбыл осужден на смерть или изгнание, то в приговоре говорилось, что он преждебудет разжалован. Для приведения такого приговора в исполнение строили наплощади два помоста или эшафота; на одном заседали рыцари и оруженосцыи суды вместе с герольдмейстерами, герольдами и их помощниками; надругой взводили осужденного рыцаря в полном вооружении, ставили еголицом к судьям, а перед ним воздвигали столб, на который вешали его опрокинутыйщит.. Справа и слева обвиненного садились в полном облачении двенадцатьсвященников. Многочисленная толпа присутствовала при этой печальнойцеремонии, которая тем более возбуждала любопытство народа, всегдажадного до зрелищ, что она бывала реже других. Когда все было готово,герольды читали во всеуслышание приговор судей. Затем священникиначинали петь похоронные псалмы; после каждого псалма наставало молчание:с осужденного постепенно снимали доспех за доспехом, начиная со шлема,пока совсем не обезоружат. Каждый раз при этом герольды громко восклицали:«Это шлем, это цепь, это меч и т. д. коварного и вероломного рыцаря!» Полукафтанье(lа cotte d'armes) разрывали в лоскуты. Разжалование оканчивалось тем,что щит раздробляли молотом на три части. Потом священники вставали и над головой рыцаря пели 108псалом Давида, в котором, между прочим, заключается следующее: »Да будут дни его кратки, и достоинство его да получит другой;дети его да будут сиротами, жена его вдовой; пусть дети его скитаются,и просят, и ищут хлеба вне своих опустошенных жилищ; пусть заимодавецзахватит все, что он имеет, и все труды его разграбят чужие; да не будетпродолжающего любовь к нему, и да не будет милующего детей его; потомкиего да будут на погибель; в другом роде да изгладится имя их; беззакониеотцов его да будет воспомянуто у Господа, и грех матери его да не изгладится;да будут всегда пред Господом, и да истребит Он память их на земле за то,что он не помнил делать милость, преследовал человека страждущего ибедного, и огорченному в сердце искал смерти; любил он проклятие, пустьоно и постигнет его; не желал благословения, пусть оно удалится от него;да облечется проклятием, как ризой, и оно проникнет, как вода, вo внутренностьего, и как елей в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается,и как пояс, которым всегда опоясывается». По окончании пения герольдмейстер или герольд три раза спрашивалимя разжалованного; помощник герольда (poursuivant d'armes), став позадивиновного и держа над его головой чашу чистой воды, называл его по имени,прозвищу и поместью; вопрошавший тотчас же возражал, что он ошибается,что тот, кого он назвал - коварный и вероломный изменник, и для убеждениятолпы в истине своих слов, громко спрашивал у судей их мнение; старейшийтакже громким голосом отвечал, что приговором присутствующих рыцарейи оруженосцев постановлено, что изменник, названный помощником герольда,не достоин рыцарского звания и что за злодеяния свои он разжалован иосужден на смерть. После этого герольдмейстер выливал осужденному на головуполную чашу теплой воды, которую подавал ему помощник герольда. Затемсудьи вставали со своих мест, переодевались в траурное платье и шлив церковь. Разжалованного также сводили с эшафота, но не по ступенькам,а по веревке, привязанной ему под мышками; клали его на носилки, переносилив церковь под покровом, и священники отпевали его, как бы умершего.«Так церковь, благословляя витязя на подвиг чести, наказывала и клялаего за то, что он не исполнил данного им торжественного обета»1. По окончании церемонии разжалованный сдавался королевскомусудье, а потом палачу, если суд приговорил его к смерти. Когда вся церемониякончалась, герольдмейстер и герольды объявляли детей и потомство разжалованного«подлыми, лишенными дворянства и недостойными носить оружие и участвоватьв воинских играх, на турнирах и на придворных собраниях под страхом обнаженияи наказания розгами, как людей низкого происхождения, рожденных отошельмованного судом отца».2 Такое осуждение, сопровождавшееся пышной и печальной погребальнойобрядностью, действовало на умы глубоко и благодетельно. Впрочем; подобныецеремонии бывали редко и присуждались только за тягчайшие преступления.Что же касается не столь важных проступков, в которых рыцари могли провиниться,то они наказывались не так строго: наказание выбирали и соразмерялисо степенью вины. Так например, щит провинившегося рыцаря привязывалик позорному столбу опрокинутым с обозначением преступления, потомстирали со щита герб или какие-нибудь части герба, рисовали символыбесчестия и, наконец, ломали его. Рыцаря-хвастуна, который многим величался и не исполнялсвоих обязанностей, наказывали так: на щите укорачивали правую сторонуглавы герба. Кто бесчестно и хладнокровно убивал военнопленного, томуукорачивали главу герба, округляя ее снизу. Если рыцарь лгал, льстил, или, чтобы втянуть своего государяв войну, делал ложные донесения, то в наказание главу герба покрываликрасным, стирая бывшие там знаки. Кто безрассудно и дерзко бросался в бой с неприятелем и темпричинял потерю или бесчестие своим, того наказывали тем, что внизугерба рисовали толчею. Когда рыцарь был уличен в пьянстве или лжесвидетельстве, наобеих сторонах герба рисовали две черные мошны. Герб труса был замаран с левой стороны. Кто не держал данного слова, тому в центре герба рисоваликрасный четырехугольник. Когда рыцарь, подозреваемый в преступлении, бывал побежденна поединке, долженствовавшем доказать его невинность, или бывал убити умирая сознавался, что он виноват, то officiers d'armes с позором клалиего на черную плетеную решетку или привязывали к хвосту кобылы, потомотдавали его палачу, а тот бросал его в помойную яму. Опрокинутый егощит привязывали на три дня к позорному столбу, потом всенародно еголомали, а полукафтанье (cotte d'armes) раздирали в лоскуты. Победителю же, напротив, оказывали почести король, королеваи все придворные; с большим триумфом водили его по городу; трубачи, барабанщикивместе с герольдмейстерами и герольдами шли впереди, неся оружие, которымон победил врага, его султан, его знамя и хоругвь с изображением его ангела.2 Если преступление было небольшое, то officiers d'armes, по приказаниюгосударя, уничтожали в гербе какой-нибудь знак. Вот пример: в царствование Людовика Святого Жан д'Авень(Jean d'Avesne), один из сыновей от первого брака графини фландрской, Маргариты,оспаривал графство у Вильгельма Бурбона, владельца Дампьерра, сынаот второго брака. Оба они с матерью находились пред Людовиком Святым,которому следовало разобрать их распрю. В пылу спора Жан д'Авень сказалчто-то оскорбительное матери, поддерживавшей его брата. Графиня тотчаспожаловалась королю и Людовик Святой отнял у него право иметь в гербельва с когтями и языком (le lion arme et lampase), прибавив, что омрачающийчесть своей матери заслуживает разжалования. Вследствие этого судагерб фландрских графов имеет на золотом поле черного льва с красными когтямии языком, а герб Жана д'Авеня и его потомства - льва без когтей и языка.Итак, гербы не только свидетельствовали перед потомством о чести рыцаря,но иногда и о его позоре. Когда рыцарь присужден был к смертной казни, за измену отечеству,разбой и пожар, то, идя на казнь, он нес на плечах собаку. Этим обычаем хотелипоказать народу, что вероломный рыцарь гораздо ниже животного, служащегоэмблемой верности и привязанности к господину. Погребение рыцарей. Короли и принцы, какой бы смертью они не умирали, представлялисьна своих могильных памятниках в царских одеждах; но когда они умиралив военное время, их представляли с оружием, под царской одеждой, а вместоскипетра, который они держали, умирая в мирное время, они имели с бокумеч, а в руке жезл. Над их изображением и вокруг могил представляли государственныегербы, печати, бурелеты, нашлемники, щитодержатели, наметы, ордена,имена и девизы; иногда их представляли коленопреклоненными, молящимисяБогу, а иногда спящими. Были и такие, которые, желая показать суетуи бедность человеческой жизни, повелевали изображать себя на памятникахраспростертыми навзничь, нагими, тощими, слабыми, такими, какимив действительности бывают трупы, когда лежат в гробу и достаются насъедение червям. Если рыцари и дворяне умирали не на войне, то их нельзя былопредставлять в полукафтанье (cotte d'armes), за исключением лишь случая,когда они погребались в своих поместьях. Тогда, чтобы показать, что ониумерли на своей постели и в мирное время, их представляли на могильныхпамятниках в полукафтанье, но без пояса, с открытой головой, без шлема,с открытыми глазами, с ногами, упертыми в спину борзой собаки и безмеча. Если умиравшие в сражении или в бою были на стороне победителей,то их представляли с обнаженным, поднятым правой рукой мечом, и со щитомв левой руке, с шлемом или шишаком на голове, но с отбитым забралом,в удостоверение того, что они умирали, сражаясь против врагов; полукафтанье,надетое на герб и опоясанное шарфом; в ногах изображали живого льва. Убитые в сражении на стороне побежденных изображались безполукафтанья, с препоясанным мечом в ножнах, с поднятым забралом,со сложенными на груди руками и с ногами, упертыми в спину поваленногои бездыханного льва. Рыцари, умиравшие в плену до выкупа, изображались без шпор,шлема, полукафтанья, меча, но с ножнами на боку.3 Часто рыцарь, проведший жизнь в военных подвигах и презиравшийсмерть в битвах, вместо того, чтобы пользоваться заслуженными почестями,на старости лет удалялся в монастырь, чтобы кончить жизнь в покаянии.После смерти его изображали полностью вооруженным, с мечом при бедре,но под монашеской рясой того ордена, к которому он принадлежал, а вногах рисовали щит в виде доски. Когда рыцарь, одержав на судебном поединке победу, умиралот раны, то его представляли с теми доспехами, с которыми он бился,и держащим в скрещенных руках топор и меч. Кто был убит на поединке заоскорбление чести, того представляли на могильном памятнике полностьювооруженным, со скрещенными руками, а топор, меч и другое наступательноеоружие изображали подле.4 |
|