Библиотека
Теология
Конфессии
Иностранные языки
Другие проекты
|
Ваш комментарий о книге
Брандт М., Ляшенко Л. Введение в историю
ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ: ПОПЫТКА ОТВЕТА
- Я, когда разойдусь, сокрушаю все, что попадется мне под руку!
- А я сокрушаю все, что попадется мне под ногу! - закричал Труляля. Алиса засмеялась:
- Вот, верно, достанется от вас деревьям!
- К тому времени, когда драка будет окончена,- сказал он,- вокруг не останется ни одного дерева! Ни одного дерева во всем лесу.
Льюис Кэрролл "Алиса в Зазеркалье"
А лес? Что будет с ним? Кто даст ответ?..
Не так ли и мы, в пылу яростных споров, в столкновениях оценок, в противоборстве принципов, в благом стремлении к истине и правде о прошлом сокрушаем все, что попадается "под руку" и "под ногу"? Мы превращаем прошлое в поле для политических баталий. "Мы слишком часто осуждаем. Ведь так просто кричать: "На виселицу" (М. Блок). Да и осуждаем мы, исходя из сиюминутных потребностей настоящего. Давно ушедших людей и отошедшие в небытие события мы поднимаем из праха и заставляем играть в наши игры. Зачем? Чего ждать от такой истории? И как позволительно к ней относиться?
Но прошлое? Что будет с ним? Прошлое останется, оно - над борьбой и страстями, неуничтожимое, неподсудное поспешному суду, неподкупное и вечное. Останется наука, добывающая это знание. Останется история.
Зачем же все-таки она нужна? Ради чего преодолевает историк все эти трудности и проблемы? Почему человечество упорно вглядывается не только в настоящее и будущее, но и в прошлое? Что оно ищет в нем?
Самый общий, но и самый точный ответ предельно прост: оно ищет в прошлом себя, собственное настоящее. Прошлое не является мертвым, оно реально, может быть, более реально, чем настоящее. Оно присутствует в общественных отношениях, представлениях людей, произведениях
74
культуры, стереотипах восприятия. Человек не волен в выборе своего прошлого. Он не может объявить его несуществующим. "В человеческой природе и в человеческом доме существует некий постоянный фонд. Без этого даже имена людей и названия обществ потеряли бы свой смысл" (М. Блок). Прошлое, которым пренебрегают, становится опасным. Оно мстит за поругание. "История - что власть: когда людям хорошо, они забывают о ней и свое благоденствие приписывают себе самим; когда им становится плохо, они начинают чувствовать ее необходимость и ценить ее благодеяния" (В. О. Ключевский). И страдать от равнодушного, циничного, нечестного отношения к ней. "Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после нас" (Екклезиаст, 1:10). Прошлое чувствительно. Его унижает не только пренебрежение, но и слепое, не мыслью и благородным чувством рождаемое увлечение. Сакрализация прошлого делает его мертвым. Напомним в связи с этим парадоксальное высказывание великого историка: "В нашем настоящем слишком много прошедшего; желательно было бы, чтобы вокруг нас было поменьше истории" (В.О.Ключевский).
История потому и является уникальной наукой, что она:
служит средством самопознания - человечества, этноса, государства, социальной общности, личности, цивилизации;
обеспечивает сохранение и передачу социальной памяти, этических норм, обычаев и традиций - всего, что делает возможной преемственную эволюцию общества;
связывает прошлое, настоящее и будущее, в прошлом находя смысл настоящего и открывая завесу будущего;
проверяет прочность социальных ценностей, отсеивает истинные (следовательно, вечные) от ложных и потому преходящих;
воспитывает чувства, открывает смысл вечных истин - верности, долга, любви к Родине, преданности, ответственности и честности;
формирует особую форму общественного сознания - сознание историческое.
Иногда говорят о несформированности исторического сознания общества и в этом видят источник всех бед и проблем. Вероятно, это неверное мнение. Историческое сознание у общества есть всегда - вопрос в том, каково оно. В нем могут преобладать ложные представления,
75
искаженные факты, подтасованные оценки, оно может опираться на ценности и "истины", по сути своей являющиеся антиценностями и лжеистинами. Такое сознание порождает агрессию и нетерпимость, становится фактором разрушительным и опасным.
История, таким образом, имеет свой смысл и свою сверхзадачу. Нельзя, не сломав что-то важное, какой-то стержень в себе, отказаться от прошлого. Ни отдельному человеку, ни обществу или народу в целом. Не здесь ли лежит разгадка? Не потому ли интерес к истории обостряется в переломные, смутные, драматические времена?
И если история - это путь к себе, к прошлому, к настоящему и будущему, то вспомним еще одну мысль В. О. Ключевского: "Не будем спорить, пока идем; когда придем, пожмем друг другу руки и, быть может, найдем, что не о чем спорить".
Ваш комментарий о книге Обратно в раздел история
|
|