Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Высочайше утвержденное 9 декабря 1804 года Положение. О устройстве Евреев
Именной, данный Сенату. По жалобам многократно к Нам и в Правительствующий Сенат доходившим на разные злоупотребления и беспорядки во вред земледелия и промышленности обывателей в тех Губерниях, где Евреи обитают, происходящие, признали Мы нужным, указом, в 9 день Ноября 1802 года Правительствующему Сенату данным, составить особенный Комитет для рассмотрения дел к сему относящихся, и для избрания средств к исправлению настоящего Евреев положения. Комитет собрав все сведения к сему принадлежащие, и, сообразив разные предположения о устройстве Евреев доселе бывшие, поднес Нам положение вновь для них составленное, с изъяснением в особенном докладе причин, на коем оно основано. Рассмотрев положение сие, Мы находим начала Комитетом принятые весьма справедливыми и все статьи оного сообразными сколько умеренности и попечению о истинном благе Евреев, столько и основанными на пользах коренных обывателей тех Губерний, где людям сим жить дозволяется. Утвердив по сему положение сие, препровождаем его при сем в Правительствующий Сенат вместе с докладом, для приведения в точное исполнение всех распоряжений в нем содержащихся. Положение для Евреев. I. О просвещении. 1. Все дети Евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех Российских народных Училищах, Гимназиях и Университетах. 2. Никто из детей Еврейских, быв в Училище во время его воспитания, не должен быть ни под каким видом отвлекаем от своей религии, ни принуждаем учиться тому, что ей противно и даже несогласно с нею быть может. 3. Дети Еврейские в школах приходских и уездных обучающиеся, могут носить платье Еврейское; но обучающиеся в Гимназиях, должны быть одеты для единообразия и благопристойности в Немецком или Польском платье. 4. Дети Еврейские будут принимаемы и в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, если окажут к тому способности и расположения; платье должны они будут тогда носить Немецкое. 5. Те из Евреев, кои способностями своими достигнут в Университетах известных степеней отличия в Медицине, Хирургии, Физике, Математике и других знаниях, будут в оных признаваемы и производимы в Университетские степени наравне с прочими Российскими подданными. 6. Если, не взирая на все сии побуждения, Евреи не захотят отдавать детей своих в общие народные Училища, тогда установить на счет их особенные школы, где бы дети их были обучаемы, определив на сие, по рассмотрению Правительства, нужную подать. 7. По прошествии шести лет от издания сего положения, все бухгалтерские книги и вообще купеческие всякого рода тетради и записки между Евреями, должны быть писаны на одном из сих языков, то есть, на Русском, Польском, или Немецком, или содержать в себе на одной стороне перевод. 8. Все Евреи в Империи Российской обитающие, имея полную свободу употреблять язык их во всех делах, как относящихся до веры, так и в домашних их упражнениях, обязаны, начиная с 1 Января 1807 года, во всех актах публичных, в обязательствах, векселях и крепостях всякого рода, употреблять язык Русский, Польский, или Немецкий. Без сего никакие их акты записаны и в дело приняты быть не могут. 9. С состояния сего положения, при первом выборе в Члены Магистрата из Евреев, желающие поступить в сие отличное звание, в Губерниях, от Польши присоединенных, должны для единообразия и общего порядка носить Польское или Русское платье, если носить Немецкого не пожелают; а в Губерниях Российских, где Евреям постоянное пребывание иметь дозволено, Евреи, в случае такового выбора в Члены Магистрата, должны носить платье Немецкое. 10. С начала 1812 года, никто не может быть избран и определен ни в какую должность, ни в Кагале, ни в Раввинстве, если не будет знать читать и писать на одном из означенных языков. II. О разных состояниях и промыслах Евреев и преимуществах. 11. Все Евреи разделяются на четыре класса. А. Преимущество земледельцев. 12. Земледельцы из Евреев все свободны и ни под каким видом ни кому укрепляемы, ни во владение отдаваемы быть не могут. 13. Земледельцы из Евреев, так как фабриканты, ремесленники, купцы и мещане могут в Губерниях Литовских, Белорусских, Малороссийских, Киевской, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической, приобретать покупкою незаселенные земли, продавать их, закладывать, дарить и завещать в наследство, во всем пространстве указа 12 декабря 1802 года. 14. Пользуюсь правом покупать земли Евреи могут обрабатывать их наемными работниками по условиям с ними и контрактам. 15. Если Еврей купив ни кем прежде не населенную землю, водворить на ней по контрактам и условиям не менее 30 домов или семейств наемных работников; 16. Евреям дозволяется брать у помещиков земли в содержание, заключать с ними условия, и условия сии, быв записаны в Присутственных местах, должны быть сохраняемы свято и ненарушимо; разумея однако ж, что не будут они ни под каким видом продавать вина. 17. Те же из Евреев, кои ни собственных земель приобресть, ни у помещиков нанять не будут в состоянии, могут переходить на земли казенные в Губерниях: Литовских, Минской, Волынской, Подольской, Астраханской, Кавказской, Екатеринославской, Херсонской и Таврической; 18. Никто из Евреев насильно не будет принуждаем к переселению, но те, кои переселятся, свободны будут от всех податей на 10 лет, кроме земских повинностей, и получать на заведение заимообразную ссуду, которую они возвратить обязаны в известное число лет, соответственно правилам на коих колонистам иностранным ссуда таковая чинится. 19. Евреи, поселившиеся как на помещичьих, так и на казенных землях в Губерниях вышеупомянутых, по истечении льготных лет, платить будут все повинности наряду с другими подданными одинакого с ними состояния. Б. Преимущество фабрикантов и ремесленников. 20. Все роды фабрик дозволяется заводить Евреям в Губерниях, где им жить дозволено, на том же основании и с той же свободой, как и всем подданным Российским. 21. При заведении фабрик нужнейших, каковы суть суконные, полотняные, кожевенные и прочие сего рода, Правительство по надлежащем удостоверении может доставлять Евреем особенные ободрения, отводом нужной земли, и доставлением им денежной ссуды. 22. Помещикам, кои на землях своих заведут таковые фабрики, коих производство отправляемо будет Евреями по найму и условиям, будут также чинимы для сего денежные ссуды под залоги на выгодных условиях, так как и другие разные оказываемы будут ободрения по рассмотрению обстоятельств и действительной пользы. 23. Ремесленникам из Евреев, дозволяется в означенных Губерниях упражняться во всех промыслах, законом не запрещенных, и никакая ремесленная, или цеховая Управа ни под каким видом не должна им в том препятствовать; 24. Ремесленники из Евреев, имеют быть освобождаемы от двойной подати на том же основании, как выше ( 21) сказано о фабричных. 25. Если ремесленники не найдут в какой-либо из сих Губерний себе довольно работы и средств к содержанию, они должны обратиться к Губернатору, который относится о том к Министру Внутренних дел. В. и Г. Преимущества купечества и мещанства. 26. Всякого рода торговля внутренняя и внешняя дозволяется в означенных Губерниях Евреям, на точном основании Городового Положения и последующих узаконений. 27. Всякого рода промыслы и мелочная продажа, включая и винную, как оптом, так и в розницу с ограничениями ниже сего ( 40) постановленными, на том же основании дозволяется Евреям в тех же Губерниях. 28. Фабрикантам, ремесленникам, художникам и купцам, дозволяемо будет приезжать по делам их коммерческим для усовершения в художествах или для показания особливого искусства в ремеслах и фабриках, на известное время во внутренние Губернии и даже в Столицы, но не иначе, как по паспортам Губернаторов, коим каждого месяца должны они доставлять ведомости к Министру Внутренних дел. 29. Когда все вообще Евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание; III. О обязанностях Евреев по вышеозначенным их состояниям. 30. Никто из Евреев нигде в России терпим быть не может, если он не будет записан в одном из сих состояний. 31. При сей переписи каждый Еврей должен иметь, или принять известную свою наследственную фамилию, или прозванье, которое и должно уже быть сохраняемо во всех актах и записях без всякой перемены, с присовокуплением к оному имени, данного по вере или при рождении, мера сия необходима для лучшего устройства Гражданского их состояния, для удобнейшего охранения их собственностей и для разбора тяжб между ими. 33. Само собою в прочем разумеется, что записка в одном состоянии не может препятствовать переходить в другое; но переход сей должен происходить с ведома местного Начальства и на основании общих узаконений. 34. Никто из Евреев, начиная с 1 января 1807 года, в Губерниях: 35. Помещик, по истечении сего срока, дозволивший Еврею в своей деревне, или селе содержать какую-либо аренду, кабак, шинок, или другое заведение для продажи вина, по первому доносу быв в сем по исследовании Нижнего Земского Суда приличен, платить по приговору Поветоваго и Уездного Суда штрафу в пользу Приказа Общественного Призрения и доносителя по полам, 36. Еврей, в таковой продаже, приличенный, на таковое же употребление платить в первый раз 100 рублей, во второй 200, в третий ссылается в Сибирь на поселение; 37. Все контракты и условия на продажу вина в деревнях и селах, после означенного срока заключаемые, ничтожны, и действия никакого не имеют. 38. Все долги поселян и другого рода людей в шинках Евреями содержимых, на том же основании ничтожны и взыскания по ним нет. 39. В казенных селениях подобный штраф в первые два раза полагается на Земских Исправников, если они о том не донесут, в третий же отрешаются они от мест, и впредь ни к каким должностям определяемы не будут. 40. При сем строгом и необходимом запрещении Евреям продажи вина и всяких контрактов к тому относящихся в селах и деревнях, дозволяется им заниматься сим промыслом в городах Губернских, уездных и казенных местечках на основании общих по сей части положений, а в помещичьих местечках предоставляется право помещикам, когда они пожелают допустить их до продажи вина и заключат с ними контракты; 41. В самых городах и местечках Евреи не должны никогда продавать вина в долг поселянам; IV. О гражданском устройстве Евреев. 42. Все Евреи в России обитающие, вновь поселяющиеся, или по коммерческим делам из других стран прибывающие, суть свободны и состоять под точным покровительством законов наравне со всеми другими Российскими подданными. 43. Евреи отличившиеся знаниями или важными Государству заслугами, будут соразмерно тому отличаемы и награждаемы. 44. Никто не может иметь права присваивать себе собственность Евреев, располагать их трудом, а тем менее укреплять их лично. 45. Законные и дозволенные контракты, заключаемые между ими и помещиками, на землях коих они жить пожелают, должны быть сохраняемы ненарушимо. 46. При переходе Евреев с одного места на другое, они обязаны представить свидетельства от помещиков, на землях коих они жительство имели, что они удовлетворили всем обязанностям своим в рассуждении их; 47. Пребывая по контрактам на землях помещичьих, они имеют быть под общим ведением Земской Полиции, которая и должна по жалобам их чинить управу, согласно их контрактам. 48. В Губернских и уездных городах Евреи состоят в ведомстве Градской Полиции и особенно Городничего и Магистрата. 49. Поскольку суд должен быть общий для всех подданных в Государстве, то и Евреи во всех тяжбах их по имению, в делах вексельных и уголовных имеют ведаться судом и расправой в обыкновенных Присутственных местах; из сего следует: 50. В Городах Губернских и уездных они имеют право избирать одного Раввина и несколько Кагальных, которые представляются Губернскому Правлению и по его утверждению вступают в должности, и каждые три года сменяются, если новым выбором утверждены не будут. V. О должности Раввинов. 51. Должность Раввинов есть надзирать за обрядами веры и судить все споры относящиеся до религии; но при сем суждении не дозволяется им в решениях своих употреблять никаких способов, кроме увещания и убеждения, и запрещается налагать всякое другое наказание, кроме обличения и выговоров внутри Синагог; 52. Поскольку Раввинство есть должность почетная, а не доход, то Раввинам строго запрещается за Раввинство налагать поборы, или требовать себе возмездия, какого бы рода оно ни было: 53. Ежели в каком-нибудь месте возникнет разделение сект, и раскол прострется до того, что один толк с другим не захочет быть в одной Синагоге: в таком случае позволяется одному из них построить свои Синагогу и выбрать своих Раввинов; но во всяком городе Кагал должен быть один. VI. О должности Кагалов. 54. Кагалы должны наблюдать, чтоб казенные сборы, доколе они пребудут в настоящем их положении, были исправно и бездоимочно вносимы; они должны распоряжать вверяемыми им от общества суммами, давая в употреблении их отчет обществу и представляя таковой же на Русском или Польском языке, в городах Городничим, в казенных селениях Исправникам, в помещичьих местечках помещикам и во всех сих случаях подвергаются суду и наказанию по всей строгости законов, если отчеты, даваемые ими Начальству, в чем-либо найдутся не сходны с подлинными, даваемыми обществу. "Национальная политика в императорской России" под ред. Ю.И. Семенов, Москва 1997.
Обратно в раздел история |
|