Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Все книги автора: Петров В. (2) Петров В. Православная политическая культура и современность
Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000 г. Серия “Symposium”, выпуск 5. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С.90-92 [90] В связи с переходом России к демократии и рыночной экономике встает проблема соответствия православных духовных ценностей социально-политическим реалиям современной эпохи. Православие пришло в нашу страну не случайно, [91] и дело не только во влиянии Византии. Православный вариант христианства наиболее полно отвечал российским особенностям. Сложные природно-климатические условия оказали прямое воздействие на тип русской государственности. При относительно низком объеме совокупного продукта в стране неизбежно создавались жесткие рычаги государственного механизма, направленные на изъятие той доли прибавочного продукта, которая шла на потребление самого государства и общества в целом. Именно отсюда идет многовековая традиция деспотической власти в России. Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий детерминировали чрезвычайную устойчивость патриархальных отношений и общинных институтов, являвшихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населения. Периодические земельные переделы, помощь общины разорившимся хозяйствам, совмест-труд породили и закрепили уравнительные и коллективистские тенденции. Отсутствие значительного прибавочного продукта замедляло обмен, не выработало органичных традиций предпринимательской, коммерческой деятельности. В России занятие торговлей никогда не имело высокого общественного статуса и престижа. Русский человек — плохой торговец (на это указывал еще В.И. Ленин), и, как правило, проигрывает в условиях рыночной экономики представителям других народов. Указанные особенности сформировали своего рода «нерыночную» психологию и такие качества национального характера и политической культуры как неприхотливость, непрактичность, нежелание гнаться за богатством, пассивность, аполитичность, конформизм. Аграрный характер экономики предопределил тягу к традиционализму, способствовал укоренению привычек, недоверчивое отношение к новому, боязнь изменений (например, реформ). На Западе католическая церковь всегда выступала одной из главных политических сил, вмешательство которой не давало возможности светским государям установить собственную деспотическую власть. Соперничество государства и церкви и их взаимное ослабление в этой борьбе создавали условия для сохранения автономии личности, развития местного самоуправления, формирования гражданского общества и правового государства, становления общественного контроля над властью. В отличие от католической, русская православная церковь практически никогда не претендовала на верховенство, изначально попав в зависимость от государства, ибо только ничем не ограниченная светская власть могла объединить огромные пространства в единое целое и отражать постоянные внешние угрозы. Следует также отметить веротерпимость православия. В России не было аналога инквизиции, церковь не организовывала крестовых походов. В противном случае страна погрязла бы в бесконечных религиозных войнах, [92] растрачивая силы, необходимые для внутреннего саморазвития. Такая позиция устраивала и светскую власть, поскольку в результате «мягкой» колонизации близлежащих территорий Россия с самого начала складывалась не только как полиэтническое, но и многоконфессиональное государство. В Европе вера (особенно протестантская) толкала человека к предпринимательству и активной экономической деятельности. Ее успех помогал ему утвердиться в своей избранности и грядущем спасении. Высшим критерием оценки человеческой деятельности являлось богатство, личный успех. Западный рационализм и индивидуализм полностью противоречат постулатам русской православной церкви, которая всегда проповедовала созерцательность, соборность, аскетизм, нестяжательство. Главным считалось не преобразование, а одухотворение внешнего мира, а также страдание в этой жизни во имя будущей, загробной. Смысл бытия, согласно православию, заключался в соединении земного и небесного начала, а соединяющей силой считалась власть самодержца, которая являлась гарантом спасения после смерти. Отсюда поиски «настоящего», сурового, но справедливого царя-батюшки. И чем более жестоким он был, тем более популярным становился в народе (Иван Грозный, Петр I, И.В. Сталин). Приняв православие — христианскую веру Россия на первых порах сблизилась с Европой, но с течением времени в социально-политическом плане она все больше и больше отдалялась от нее. Можно утверждать, что российская цивилизация и российская (православная) политическая культура являются скорее восточными, нежели западными. Для них характерны авторитарная власть, отсутствие демократических традиций, огромная роль государства и коллектива, приоритет общественных интересов, пренебрежение к правам отдельного человека, культ личности вождя и т.п. Церковь не только освящала, но и санкционировала эти особенности, ведь религия является ядром, если не фундаментом, менталитета народа. Западное христианство стало основой европейской цивилизации. Оно стимулировало развитие науки, промышленности и торговли. Европейцы создали общество, следовать и приспосабливаться к которому вынуждены теперь другие народы, в том числе русский, заимствуя иные, порой чуждые, идеалы и ценности. Западная цивилизация является одновременно и западной и современной. Многие страны, желая сохранить свою идентичность, стремятся быть современными, не становясь западными. До сих пор в полной мере это смогла сделать лишь Япония. Удастся ли это России — один из ключевых вопросов нашего времени. Обратно в раздел история |
|