Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть вторая. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ПОВЕДЕНИЕ ЖУРНАЛИСТА

Глава IV. «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ?..

НЕ НУЖНА ОНА, РАЗ ЕСТЬ У ЖУРНАЛИСТА ХОЗЯИН!»

Моя собеседница, говоря так, не шутила. Она высказывала свое мнение горячо, решительно, приводила аргументы и даже слегка сердилась, видя, что я с нею не соглашаюсь.

— На 100 процентов уверена, — говорила она, — журналист с позицией вызывает в редакции постоянные конфликты. Видела я подобных типчиков... Позиция журналистскому коллективу задается хозяином средства массовой информации. Не хочешь ее принимать — не надо, ищи другого хозяина, с другой позицией. И неважно, кто этот хозяин — государство или частный предприниматель. Он платит, значит, он и заказывает музыку. А от разговоров насчет собственной позиции один вред, они только подстрекают к противостоянию!

Существо возражений ее не интересовало. Во всяком случае, реплику о том, что принять или не принять чью-то позицию можно лишь тогда, когда имеешь собственную и можешь их сравнивать , она , как говорится , « пропустила мимо ушей ».

— Между прочим , профессиональная позиция — не то же самое , что позиция политическая , — заметила я , надеясь , что она меня все - таки услышит .

Девушка на минуту задумалась , даже хотела что - то произнести , но только махнула рукой . Потом вдруг спохватилась — мол , давно пора убегать . И ушла , оставив меня наедине с мыслью , что как раз свою - то профессиональную позицию она и высказала в этом споре . Но высказала , сама того не понимая , поскольку , видимо , и не задумывалась никогда над словами « профессиональная позиция ». А почему ?

Мысль оказалась привязчивой . Я вдруг осознала , что и сама не вполне отчетливо различаю жизненную позицию человека , его политическую позицию и позицию профессиональную . В научной литературе тоже не обнаружилось четкого видения смысла этих понятий . Есть понятие « социальная позиция », разрабатываемое социологами . Независимо от него в литературе по этике встречаются обращения к понятию « жизненная позиция ». Специалисты по профессиональной этике говорят о профессиональной позиции журналиста , имея в виду конкретизацию его позиции как автономной личности в условиях профессиональной деятельности , однако при этом в подробности они , как правило , не вникают .

Словом , необходимо последовательно рассмотреть данные феномены и установить , чем они отличаются друг от друга .

Как складываются позиции?

Напомню : о жизненной позиции мы уже начинали разговор в первой главе . В частности , выяснили , что она формируется у человека на основе его обогащенной моральной установки в ходе тех нравственных исканий , которые сопутствуют освоению им накопленного обществом морального опыта . Процесс этот в жизненном цикле человека приходится в основном на время перехода от пятой к шестой стадии развития идентичности.

Что означает слово « идентичность »? Словарное его толкование — « тождественность », « одинаковость в чем - то » 109 . Психолог Э . Эриксон 110 обозначает им «твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру...» 111 . Такой образ складывается не сразу и не у всех одинаково успешно . Достижение идентичности — результат решения возрастных задач , встающих перед каждым человеком на разных этапах его жизненного пути.

В чем особенность того периода в развитии идентичности , о котором идет речь ? Пятая стадия — возраст от И до 20 лет , когда перед юношей или девушкой стоит задача объединения в некую целостность всего , что они знают о себе . Если эта задача решается успешно , то у человека формируется чувство идентичности ; если нет — возникает спутанная идентичность, переживаемая как мучительные сомнения по поводу своего места в обществе , по поводу своего будущего . Шестая стадия ( от 21 до 25 лет ) — пора , когда человек на основе уже сложившейся психосоциальной идентичности решает « взрослые » задачи , в частности , создает связи , соответствующие потребностям основных направлений его самореализации : семейные , дружеские , профессиональные и др . В случае успешного решения их у него появляется социальная устойчивость , способность к соучастию в социокультурных процессах при сохранении перспектив саморазвития . Если же эти задачи человеку решить не удается ( чаще всего из - за возникшей ранее спутанной идентичности ), то у него начинает развиваться изоляционизм, усугубляющий процессы спутанности и подталкивающий к регрессу личности .

В контексте рассуждений Эриксона жизненная позиция представляется проявлением в самосознании личности достигнутого уровня идентичности. При этом в ней обнаруживается мера тождества человека не только с самим собой , но и с социумом ( персональная и групповая идентичность ). Тем самым предопределяется степень его моральности и степень включенности в социокультурные процессы . Отражая отношения и виды деятельности , которые человек воспринимает в качестве поля для самореализации , жизненная позиция интегрирует в себе соответствующий комплекс фиксированных установок в их рациональном, эмоциональном и волевом (поведенческом) аспектах. Иначе говоря , она берет на себя роль механизма , « запускающего » активность личности в той или иной сфере жизнедеятельности .

Очень важно при этом , чтобы собственный образ (« образ себя ») сформировался у человека без особых отклонений от эпигенетического принципа . Подчеркивая значение этого принципа , вытекающего из понимания развития организма в утробе матери , Э . Эриксон поясняет , что в обобщенном виде эпигенетический принцип заключается в следующем :

Все , что развивается , имеет исходный план развития , в соответствии с которым появляются отдельные части — каждая имеет свое время доминирования , — покуда все эти части не составят способного к функционированию целого . ... Появляясь на свет , ребенок меняет химический обмен в утробе матери на систему социального обмена в обществе , где его постепенно развивающиеся способности сталкиваются с культурными возможностями , благоприятствующими этому развитию или лимитирующими его 112 .

Если « образ себя » складывается у человека согласно эпигенетическому принципу , то его жизненная позиция оказывается цельной , устойчивой , непротиворечивой и становится для него надежным средством самореализации . Обусловливая возможности дальнейшего многогранного развития личности , она в то же время обеспечивает согласованность ее поведения с общим нравственным законом .

Тот факт , что жизненная позиция интегрирует в себе установки на самореализацию личности в самых разных направлениях , дает основания рассматривать это понятие как общее , родовое для группы понятий , в которых отражаются элементы самосознания , связанные с конкретными направлениями самореализации . С этой точки зрения политическая и профессиональная позиции , равно как и другие , обусловленные ролевыми характеристиками личности , выступают в виде определенных граней жизненной позиции , так сказать , ее составляющих .

Однако отсюда вовсе не следует , что ролевые позиции являются просто результатом конкретизации жизненной позиции применительно к условиям того или иного направления самореализации личности . Формирование позиций , связанных с определенной социальной ролью человека , — достаточно автономный процесс . Бесспорно , на него влияет жизненная позиция , выступающая в качестве уже в некотором роде обозначившейся нравственной платформы личности . Но в то же время он и сам оказывает на нее влияние , поскольку представляет собой момент решения конкретных задач развития идентичности. В известном смысле сложившаяся жизненная позиция может считаться продуктом взаимодействия «ролевых» позиций с моральной установкой личности, а также друг с другом.

С учетом сказанного политическая позиция человека представляется отражением в его самосознании достигнутого им уровня идентичности с определенной политической идеологией и соответствующими политическими силами. Вызывая необходимые установки на соответствующие отношения и деятельность , она становится важным условием его успешной самореализации в этой сфере 113 .

Аналогичным образом профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании человека достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются ему необходимые для его профессиональной деятельности психологические установки . В их ряду — и установки на систему профессионально-нравственных отношений, обусловленные мерой идентичности , соответствия его профессионально - нравственных представлений тем представлениям , которые аккумулированы в профессионально - нравственном сознании группы .

Профессионально - нравственные представления журналистской общности , определяющие основу профессиональной позиции журналиста , выступают в качестве доминанты его профессионально - нравственного сознания . По сложившейся в науке и практике языковой традиции эти представления отражаются в категориях « профессиональный долг », « профессиональная ответственность », « профессиональная совесть », « профессиональное достоинство », « профессиональная честь ». Первая из перечисленных категорий играет особую , ключевую роль , причем не только в теоретическом , но и в практическом плане . В чем причина такой значимости категории « профессиональный долг »? В чем сущность профессионального долга ?

Каково содержание профессионального долга?

Слово « долг » в обыденном употреблении несет в себе отчетливое указание на определенную зависимость : « должен » бывает обязательно кто - то кому - то , « долг » всегда — кого - то перед кем - то . И это как бы наполняет его тяжестью , вызывает ассоциации с цепями , веригами , от которых хочется поскорее избавиться . Между тем у людей едва ли найдется более надежное средство обеспечить нормальное взаимодействие в общественной жизни , чем сознание долга , чувство долга , умение исполнять долг .

И совсем не случайно понятие долга в этике стало разрабатываться одним из первых . И . Кант , как мы помним , считал долг главным проводником нравственного закона . Добрая воля человека на согласование его действий с другими людьми , с обществом в целом направляется голосом долга , идущим из глубины души . Этот голос несет в себе самое сильное побуждение к действиям на благо себе и всем . Ориентация на такие действия возникает уже в первые годы жизни , если у ребенка успешно решаются его возрастные задачи , т . е . формируются чувство базисного доверия к миру , инициативности 114 . чувства автономии ,

Профессиональный долг входит в жизнь человека намного позже , когда начинается его профессиональный путь . Понятие о нем в индивидуальном сознании складывается в процессе взаимодействия с профессиональной общностью благодаря освоению представлений , отраженных в личностных и надличностных формах ее профессионально - нравственного сознания . При этом , поскольку интериоризация , « присвоение » индивидом содержания профессионального сознания трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме , постольку не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга — системы предписаний , которым необходимо следовать .

На факультете журналистики МГУ каждая студенческая группа первого курса в соответствии с учебным планом самостоятельно готовит во втором семестре « газету новостей » — две полосы формата А -3, которые должны выйти в полном соответствии с графиком , воспроизводящим реальный редакционный режим работы над информационным выпуском . Студенты самостоятельно планируют номер , сами разрабатывают тематику публикаций и распределяют задания , набирают на компьютере материалы и готовят их к верстке . В большинстве случаев группе удается ощутить себя редакционным коллективом , делающим серьезное профессиональное дело , причем вполне плодотворно ( случается , что некоторые из студенческих сообщений опережают появление новостей о тех же событиях в солидных изданиях и программах ). И все - таки не обходится без того , чтобы в какой - нибудь из групп не нашелся студент , явившийся в час сдачи номера не с выверенным журналистским материалом , а с текстом , строки которого сразу показывают : не был человек на месте , не знает толком , каким образом происходило событие .

— Вы что , подготовили заметку по анонсам информационных агентств ?

— А разве нельзя ? Это же официальный источник .

— Но это анонсы— сообщения , опережающие событие . Вдруг что - то изменилось в предполагаемой программе ? Вдруг событие вообще отменено ?

— Да я пробовал дозвониться , не получилось ...

Глубинная причина , стоящая за подобными объяснениями , всегда одна : у человека еще нет понятия о профессиональном долге . И хорошо , если подобные эпизоды удается сделать не поводом для внутригруппового конфликта , а ключом к открытию природы тех отношений , которые связывают членов профессиональной среды друг с другом и с обществом и без которых неминуемы хаос , разброд , развал группы , общества ...

Так что же такое профессиональный долг журналиста? В первом приближении его можно определить так : это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности . Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны : объективную 115 и субъективную .

Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями , которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе , поскольку только так Журналистика может выполнить свое предназначение , ответить на общественные потребности , вызвавшие ее к жизни . Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии , с тем , что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике . Так же добровольно в конечном счете осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей , образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации . Наконец , объем задач , решение которых берет на себя журналист , отвечая на требования профессионального долга , тоже у каждого свой , ибо видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны .

В соответствии с этим процесс формирования профессионального долга у каждого конкретного журналиста также имеет две стороны . Одну из них образует изучение соответствующих представлений профессионального сознания , вторую — интериоризация тех из них , которые относятся к существу журналистской работы и непосредственно к области избираемой специализации — желаемому « полю самореализации ». По сути дела , эта вторая сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств (« Если не я , то кто ?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внутренних побуждений устойчивых профессиональных установок.

Содержание профессионального долга современного журналиста описано , в частности , в « Международных принципах журналистской этики », принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций , проходившей в 1984 г . в Париже и Праге . Этот документ гласит :

« Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности ».

Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга .

Однако , согласно « Принципам ...», в эту формулу следует включить еще ряд чрезвычайно важных в современный период положений , а именно :

• заботиться о том , « чтобы общественность получала достаточно материала , позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире »;

• способствовать « общедоступности в работе средств массовой информации »;

в выступать « за всеобщие ценности гуманизма , прежде всего за мир , демократию , социальный прогресс , права человека и национальное освобождение »;

• всемерно противодействовать « тираническим режимам , колониализму и неоколониализму , а также другим бедствиям , причиняющим человечеству страдания , таким , как нищета , недоедание , болезни »;

• « способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации , в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами » 116 .

Данное представление о профессиональном долге журналиста отражает прежде всего функциональную природу журналистики , призванной снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях , способствовать свободному выражению мнений людей , содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма . Вместе с тем такое представление о профессиональном долге журналиста содержит в себе и конкретно - исторические задачи человечества , при решении которых нельзя обойтись без журналистики . И это естественно , поскольку профессиональный долг , как и профессиональная мораль в целом , как и все моральные отношения , есть диалектическое единство вечного , сущностного , с одной стороны , и конкретно - исторического , изменяющегося в соответствии с конкретно - историческими условиями , — с другой .

Наверное , можно дать более широкий и более конкретный перечень обязательств , которые берет на себя журналистское сообщество в соответствии с функциями , вызвавшими журналистику к жизни . Однако едва ли в этом есть необходимость : сущность профессионального журналистского долга передается его общей формулой. Что же касается конкретизации , то она неизбежно происходит при самоопределении профессионального долга и на уровне личностном , и на уровне редакционных коллективов . Осознанно или неосознанно , но каждое средство массовой информации формирует в рамках общей формулы свое, приближенное к реальным условиям деятельности представление о профессиональном долге, ориентируясь на особенности отражаемой сферы действительности , на состав и ожидания аудитории , на свою идейно - политическую платформу . В этом и состоит субъективное начало долга. Оно определяет нюансы профессиональной позиции , проявляется в характере средства массовой информации , в творческой индивидуальности журналиста . Одно дело — профессиональный долг для сотрудников еженедельника « Аргументы и факты », ориентированного в первую очередь на удовлетворение конкретных запросов аудитории по поводу недостающей ей информации . Другое дело — профессиональный долг для коллектива редакции « Новой газеты », если судить по тем задачам , которые периодически формулирует ее главный редактор :

• сделать прозрачной для читателей деятельность властных структур , поставив тем самым ее под контроль общественности ;

• помочь человеку в условиях социального расслоения , социальной нестабильности и незащищенности выстоять , не потерять чувства человеческого достоинства , способности к сопереживанию и взаимодействию , ощущения радости жизни ;

• вопреки тенденциям к засорению и обеднению речи , сопутствующим времени социальной неустроенности , нести в аудиторию яркий , живой , выразительный русский язык 117 .

На понимание профессионального долга влияют и политические позиции журналистов . Скажем , сотрудники газеты « Сегодня », в силу своего понимания профессионального долга , настроены на разностороннее освещение сложных экономических и политических ситуаций , дающее читателю некоторую возможность составить свое мнение о происходящем . Совсем другое видение профессионального долга у членов редакционного коллектива газеты « Завтра », на страницах которой господствует однозначное отрицание существующего политического режима и затеянных в стране экономических реформ , имеющее целью организацию протестного движения .

Не исключены ситуации , когда мера субъективного в трактовке содержания профессионального долга оказывается настолько высокой , что говорить о возможности идентичности таких представлений и общей формулы долга оказывается бессмысленным . В этих случаях в деятельности журналистов ( а иногда изданий и программ ) неизбежны дисфункциональные эффекты . Примерами такого рода изобилует практика бульварной прессы ( взять хотя бы газету « Мегаполис - экспресс »). Многие из сотрудников таких изданий видят смысл своей профессии в том , чтобы продуцировать слухи , сплетни , сочинять небылицы , идущие под знаком объективной информации , серьезно дезориентируя читателей .

Между тем наличие в ряду функций современной журналистики и развлекательной функции ( а именно с ней прежде всего связывает свою деятельность бульварная пресса ) отнюдь не предполагает , что выполнять эту функцию следует с помощью средств , принципиально не соотносимых с общей формулой журналистского долга . Связанная с потребностью человека в релаксации ( ослаблении напряжения ), в поддержании нормального жизненного тонуса , развлекательная функция прессы может успешно осуществляться и в рамках предписаний долга . Но такая ориентация требует от редакционных коллективов более глубокого понимания сущности журналистского дела , более высокой степени профессионализма . Обнадеживает в этом смысле высказывание одного из сотрудников « Экспресс - газеты » в ходе научно - практической конференции на факультете журналистики МГУ :

Да , мы работаем с материалом , который интересен для нашей аудитории : со сплетнями , слухами . Но мы видим свою задачу в том , чтобы проверить их и помочь людям понять , где правда , а где туфта 118 .

Стоит обратить внимание : слова « профессиональный долг » и « задачи » нередко оказываются рядом , звучат почти синонимично . Однако это не синонимы . Задачи , которые коллектив или человек ставит перед собой , — производное от профессионального долга , продукт взаимодействия представления о професиональном долге с конкретными обстоятельствами действительности , продукт « автоматического включения » предписаний профессионального долга в ситуациях , представляющих

собой профессиональный интерес . Этот момент — назовем его «самовозложение долга» — имеет референтный характер : если он проявляется в поведении журналиста , значит , перед нами человек вполне зрелый в профессионально - нравственном плане . И чем выше уровень зрелости , тем глубже , сложнее , объемнее задачи , за решение которых берется такой профессионал , повинуясь голосу долга .

Очень показательна в этом смысле мотивация поведения журналиста Александра Хохлова при подготовке очерка « В окопах Грозного » во время военных действий в Чечне 119 , когда возможности серьезно изучить ту или иную ситуацию были крайне ограничены . Судить о том , как и в каких условиях складывалась в данном случае мотивация , можно по тексту материала . Познакомимся с несколькими его фрагментами .

Журналист на передовой — лицо инородное . Его место в штабе , где информация , где видна общая картина боевых действий и где тебе расскажут только то , что сочтут нужным рассказать штабные начальники . Если же ты в окопах , где видны позиции противника в тридцати метрах за речкой , тебе вообще ничего не расскажут и не посадят за стол с фронтовыми ста граммами , пока не убедятся , что ты — свой , что ходишь , как и все , посреди войны под одним Богом .

Мы отчетливо видим здесь альтернативы , возникшие перед журналистом : либо остаться в штабе , и тогда ему придется довольствоваться односторонней сегментированной информацией ; либо выйти в окопы и ограничиться той информацией , которую даст непосредственное наблюдение за полем боя ; либо прожить часы командировки « на войне как на войне » — рискуя жизнью вместе с солдатами , чтобы получить право на информацию и от них . Александр выбрал третий путь .

Цепочкой , по одному , расстояние между людьми 4- 5 метров , чтобы не накрыло одной миной или автоматной очередью , десант пошел .

... Пальба не прекращается ни на минуту . Рядом размеренно « стучат » 120- миллиметровые минометы , гулко бухает « Акация » — 152- миллиметровая самоходная артиллерийская установка ...

... Обходим разрушенные до основания дома , спускаемся в подвалы , поднимаемся на руины . Последний участок пути — сорок метров простреливаемого и хорошо пристрелянного пространства .

— Первые трое , вперед ! — командует ротный , беременная жена которого думает , что он охраняет генералов в Моздоке .

Перебегает первая тройка , вторая . Мне бежать в третьей .

Вот по нам - то и начинают стрелять пулеметчики и снайпер .

Очухиваюсь только под прикрытием стены . Пригибаясь и петляя , бегут солдаты . Пулеметчик на той стороне встречает каждую тройку длинной очередью . Последний солдат падает , и вместе с ним куда - то далеко вниз падает мое сердце . Но нет , не убит , просто споткнулся ...

... Обратно из Совмина мы перебегаем с замполитом Витей под прикрытием огня танка . До этого два раза высовываемся на открытое место , и два раза под ногами ложатся пулеметные очереди . Виктору кирпичной крошкой посекло лицо , мне — руки ...

... В тот день мы единственные смогли уйти из Совмина засветло . Остальным пришлось ждать ночи .

— Ну , ладно , журналист , — сказали мне потом офицеры - десантники . — Бегаешь ты хорошо . Записывай . Только давай договоримся : без фамилий . Нам - то уже все по фигу , но у нас семьи и дети .

Так и договорились . Фамилий я ни у кого не спрашивал .

Кто - то может сказать : и зачем было так рисковать ? Какие уж такие бесценные сведения он получил в этих беседах ? Что , без его рассказа об услышанных откровениях мы не прожили бы ?..

Да , конечно , прожили бы , как жили в свое время без информации о ГУЛАГе . Но потому и ГУЛАГ жил , переламывая , перемалывая , уничтожая судьбы . Началом его конца стало людское прозрение . А началом прозрения явились откровения тех , кому удалось вырваться из ГУЛАГа . Я помню , каким потрясением для меня и моего окружения стал « Один день Ивана Денисовича », напечатанный в « Новом мире ». Дело было даже не в литературном таланте Александра Солженицына . Дело было в правде, которую открывал рассказ . Будто спала вдруг с глаз повязка ...

Журналист Александр Хохлов видел свой профессиональный долг в том , чтобы рассказать правду о чеченской войне . Для него это значило — надо все увидеть своими глазами , услышать своими ушами , понять своим умом . Так определились его задачи . И он их выполнил . Потому и родились у него слова , на которые мало кто из читателей не отозвался сердцем :

В нашей армии служат не убийцы и насильники . И в чеченских войсках не бандитов больше , а людей , которые не виноваты в том , что они сейчас не живут в своих домах с женами и детьми , а убивают и умирают на руинах Грозного . Я ненавидел тех , кто развязал эту бойню , кто наживается на ней , кто потом , довольный собой , уедет с пачками денег на Канары или в Лос - Анджелес , оставив нас всех добивать друг друга на пепелищах родных городов .

Имена некоторых из тех , кто стравил , кто втянул нас в месиво войны — положите руку на сердце , — известны . Думаю , когда - нибудь мы узнаем поименно всех , и тогда ...

А что будет тогда ? Сколько лет уже идет война в нашей бывшей единой стране . И — что ?

Старшина разведроты , немолодой старший прапорщик с университетским дипломом учителя , утешал медика :

— Ну это же как всегда . Умный на войне насмеется , хитрый — наворуется , а дурак — навоюется . Вот мы все дураки и есть . Старшина помолчал и добавил :

— Пока мы сами себя уважать не научимся , нас никто уважать не будет . Никакие мадьяры .

Вот таким образом происходит самовозложение профессионального долга. Так исполняется долг .

В условиях , когда в силу экономических причин Журналистика попадает в зависимость от финансово - промышленного капитала , процесс самоопределения и самовозложения профессионального долга самым серьезным образом осложняется и для редакций , и для отдельных журналистов . Это вызвано тем , что такая зависимость , как правило , превращает прессу в орудие борьбы враждующих экономических группировок и связанных с ними политических сил . Перед редакционными коллективами встают цели , обусловленные не столько исконно присущей журналистике функциональной спецификой , сколько интересами структур , в деятельность которых СМИ включаются поневоле . В результате естественный ход самоопределения долга в практике журналистов заметно деформируется .

Данное обстоятельство нередко приводит к тому , что возникают конфликты между профессиональным и служебным долгом журналиста ( деонтологические противоречия ). Служебный долг , выступающий в качестве регулятора взаимодействия членов производственных коллективов ( в том числе творческих ) с помощью административно - должностных инструкций , в подобных условиях может потребовать

от журналиста пренебрежения профессиональным долгом . Возникающие коллизии решаются по - разному , но чаще всего драматично . Одним участникам конфликта приходится по собственной воле или против нее оставлять редакцию . Другие постепенно превращаются в циников , для которых профессиональный долг — не более чем пустые громкие слова . Третьи обретают такую степень « пластичности », когда становится естественным убеждение , что « журналисту позиция не нужна » ( помните запальчивый монолог моей собеседницы ?).

Ситуации подобного рода служат признаком неблагополучия в отношениях СМИ и общества . Они говорят об утрате журналистикой ее самостоятельной роли . Мы уже переживали нечто подобное в советский период . Но тогда зависимость прессы от власти , от « руководящей роли Компартии » главным образом урезала общественные полномочия СМИ , препятствуя выполнению профессионального журналистского долга в полном объеме . Зависимость же от финансово - экономических структур чаще подменяет эти полномочия , провоцируя журналистов на пренебрежение профессиональным долгом . И не удивительно , что именно те , для кого профессиональный долг становится одним из нравственных императивов , чаще всего предпочитают статус « независимого журналиста », свободного от необходимости подчиняться предписаниям служебного долга , хотя это в большинстве случаев ухудшает их материальное положение .

Не нужно думать , однако , что профессиональный долг в принципе не совместим со служебным долгом . При коллективном взаимодействии в нормальных условиях служебный долг как бы опосредует выполнение профессионального , регулируя это коллективное взаимодействие . Конечно , и тут не исключаются противоречия , но они редко приобретают характер коллизий , поддаваясь разрешению в рабочем порядке .

Типичным примером этого может служить ситуация , попасть в которую может каждый . Допустим , Вы делаете материал в номер и должны сдать его не позднее 12 часов . Служебный долг требует от Вас пунктуальности , поскольку от нее зависит нормальное течение производственного процесса . А текст почему - то « не идет » — не пишется . Вы снова и снова перечитываете набранные на компьютере строки и вдруг понимаете , что для выводов , на которые Вы замахиваетесь , попросту недостает информации . Чтобы избежать ошибки , нужно срочно « доисследовать » одно из событий — так подсказывает Вам профессиональный долг . Но это значит , что сдать материал к 12.00 Вы не успеете ... Так , может , махнуть рукой на качество текста , дописать кое - как ?.. Только ведь Ваш текст о людях, о живых людях Лучше уж не успеть ! И Вы делаете выбор , который Вам подсказывает профессиональный долг .

При грамотной организации работы редакционного коллектива подобные ситуации должны быть предвидимы и разрешаемы безболезненно . Однако это в идеале . В реальности же чаще всего возникает опасность задержать рабочий процесс , сорвать график подписания номера , а вместе с ней появляется угроза предъявления редакции штрафных санкций . И все это по Вашей вине ! Так что Вы должны быть готовы получить административное взыскание за нарушение производственной дисциплины и постараться впредь быть умнее . Согласовывать требования профессионального и служебного долга не только редакционная , но и Ваша личная забота . На Вас тоже лежит ответственность за такое согласование . Только вот приходилось ли Вам всерьез задумываться над тем , что стоит за словом « ответственность »?
Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел журналистика












 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.