Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Лазутина Г. Профессиональная этика журналистаЧасть первая. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАГлава III. «Найти на писак управу могла только КПСС!»Где «проживает» сознание группы?Начался этот спор с того, что я во время беседы с друзьями к слову упомянула пару фраз, сказанных мне молодой журналисткой, недавно вернувшейся из Америки (она пять лет работала там по контракту в одной из радиовещательных компаний). «Что меня удивило, — говорила она, — так это их отношение к этике. Знаете, насколько у них там с этим лучше?.. Они, конечно, тоже нарушают свои кодексы, не без того. Но это считается у них неприличным!» В ответ неожиданно разразилась буря: — А что означает для них «неприлично»? — А больше сказок она не привезла? — А у нее все в порядке с адекватностью восприятия ? И так далее в том же духе . Я оскорбилась за свою бывшую студентку , поэтому довольно резко прервала бурный поток эмоций . Тогда в разговор вмешался единственный в нашей компании нежурналист — радиоинженер , прибившийся к нам неизвестно почему и неизвестно зачем , но очень нам полюбившийся . Так вот он произнес , повернувшись ко мне : — Ну , чего взорвалась ? Не знаешь , что ли , своих коллег ? Этот народ все на свой аршин меряет . А аршин - то у него нестандартный . Разве указ ему какие - то там американские кодексы ? Ему и наши - то для забавы ... На вас , расейских писак , только КПСС могла управу найти ! Развеселились , конечно ... А мне этот нестандартный аршин и по сей день не дает покоя . Неужели и в самом деле мы не восприимчивы к чужому опыту , даже если он нам необходим ? И главное , он же не « их » изобретение , этот опыт . Просто — сложившаяся профессиональная мораль в действии . Может , если точно понять механизм ее действия , то станет интересен и опыт , а « управа » найдется сама собой ? Где «проживает» сознание группы? Как мы уже знаем , профессиональная мораль , в отличие от трудовой , возникает не в виде компонента моральной установки индивида , а в виде одной из сторон способа деятельности . Способ же деятельности складывается в трудовой практике профессиональной группы и постепенно « оседает » в групповом профессиональном сознании . Оттуда и черпает индивид профессионально - нравственные представления , « подключаясь » в пору своего профессионального становления к этой трудовой группе 88 . Но что такое « профессиональное сознание »? До сих пор мы употребляли это понятие , не разъясняя его смысла , полагая , что читатель интуитивно догадывается о его значении . Пришла пора четко показать , что стоит за ним , каковы его содержание и функции , как именно оно связано с профессиональной моралью . Понятием «профессиональное сознание» обозначается та часть общественного сознания, которая возникает в его структуре как проекция специализации трудового опыта конкретных профессиональных групп — результат общественного разделения труда. Естественно , что оно является специализированным и существует как некоторое множество существенно отличающихся друг от друга « пластов ». Однако они объединены в силу двух причин : во - первых , у них общая функция — отражать и программировать жизнедеятельность определенной трудовой группы; во - вторых , у них общая природа, поскольку они образуются в результате переработки информации и о разных сторонах жизнедеятельности трудовой группы , и о разных сторонах ее взаимодействия с обществом . Каждый « пласт » представляет собой постоянно развивающуюся совокупность знаний , норм и ценностей , предназначенных для обслуживания потребностей этой трудовой группы — совокупного субъекта данного вида деятельности 89 . Профессиональное сознание трудовой общности журналистов — один из таких « пластов ». Соответственно и складывается оно таким же образом . История журналистской деятельности , растянувшаяся на века , есть одновременно история формирования и развития профессионального журналистского сознания . По словам Л . Г . Свитич , профессия журналиста и организационные формы кооперирования журналистов эволюционировали от единичных корреспондентов, сообщающих новости своим хозяевам , через корпорации сотрудников , занимающихся продажей новостей своим абонентам , до современного корпуса журналистов , работников средств массовой информации ... 90 Профессиональное журналистское сознание тоже эволюционировало — от представлений одиночек , отозвавшихся на общественную потребность в специфическом информационном продукте , до своего современного состояния , когда оно превратилось в развернутую и достаточно системную совокупность знаний, норм и ценностей, отражающих и направляющих профессиональную деятельность журналистского корпуса. Эволюция шла через отбор , обобществление и обогащение первоначальных представлений в трудовой практике возникающих объединений нувеллис - тов , « кэдди » 91 и т . д . Исходные « клеточки » профессионального журналистского сознания — это представления о продукте, в котором нуждается общество, и о том, как данный продукт может быть произведен. С формирования таких представлений и начинается осознание обязанностей , т . е . функций трудовой группы . Интересно , что даже на первых этапах развития профессиональной журналистики , вошедших в историю под названием « эпоха персонального журнализма », разброс таких представлений , судя по продукции , был не особенно широк : несмотря на автономность возникновения , изданиям в разных странах свойственна общность ключевых характеристик . А в случаях , когда различия все - таки обнаруживаются , заметна тенденция к стиранию их , к взаимообогащению . Примечателен , например , такой исторический факт : Петр I, после знакомства с европейской прессой , преобразовал « Ведомости Московского государства » из сборника дипломатических сообщений в агитационно - пропагандистское средство 92 . Тем самым Петр предпринял попытку « выравнивания » функциональной специфики журналистики в России и в Европе , продемонстрировав восприимчивость к чужому положительному опыту 93 . Данные проведенных в нашей стране и за рубежом социологических исследований , а также теоретические положения , полученные на их основе 94 , позволяют сделать вывод , что для развитого профессионального журналистского сознания определяющими являются три комплекса представлений 95 . Первый комплекс отражает место профессии в обществе , функции и принципы журналистики , ее роль и связи с другими социальными институтами , т . е . имеет методологический характер . Он определяет самоощущение профессионалов , их самосознание , диктует им соответствующие роли и подходы к деятельности . Преимущественным ( но не единственным !) элементом этой группы представлений являются знания как продукт науки , усвоенный ( интериоризованный ) членами трудовой группы . Второй комплекс — своего рода « копилка » опыта решений профессиональных задач . Он отражает особенности процесса работы , ее методы , ее инструментарий в виде определенных алгоритмов и прецедентов , которым целесообразно или не целесообразно следовать . Соответственно здесь преимущественный элемент ( но опять - таки не единственный ) — правила, нормы деятельности . Третий комплекс представлений отражает желаемые и нежелательные для журналистского сообщества варианты личностных проявлений в типовых ситуациях профессиональной деятельности , ориентируя на те из них , которые получили одобрение , поскольку оказались благоприятными для деятельности , для выполнения журналистикой ее социальной роли . Подобные проявления личности , как правило , представляют собой результат выбора ею такого варианта поведения , в котором могут реализоваться и побуждения моральной установки, и адекватные реакции на конкретные условия деятельности. Следовательно , третья группа представлений в профессиональном сознании создается сменяющими друг друга поколениями журналистов на основе их профессионально-нравственного выбора вариантов поведения . Поэтому она с полным правом может рассматриваться как стихийно - интуитивное обобщение профессионально - нравственного опыта журналистской деятельности , которое и образует фундамент профессиональной морали журналиста . Преимущественный элемент в данной группе — профессионально-нравственные ценности и образцы поведения, в которых они воплощаются . Именно это звено профессионального сознания и составляет предмет нашего непосредственного интереса . Однако не будем пока сосредоточивать на нем внимание : прежде нам важно понять , какие формы принимает профессиональное сознание . Уже по эпизоду с Петром I видно , что даже на стадии , когда Журналистика как род деятельности в своих определяющих чертах в основном сложилась , но массовой профессией еще не стала , профессиональное сознание журналистской общности существовало как взаимодействие двух его проявлений — личностного и надличностного. Так обстоит дело и сегодня . Нетрудно заметить , что возникновение представлений профессионального сознания связано с трудовой практикой отдельных членов группы и , следовательно , с индивидуальным сознанием . Однако свою функциональную специфику : формировать , хранить , распространять ( в том числе воспроизводить в новых поколениях ) профессиональные ценности , — оно отчетливо обнаруживает в формах надличностных, социально-групповых, т . е . в таких , бытие которых так или иначе объективировано в жизни общности . Поначалу надличностных форм было две . Одна из них — объективация в журналистской продукции общепринятых представлений о ее характерных чертах , выступающая в некотором роде в качестве образца. ( Потому Петр I и смог расширить функциональный ряд « Ведомостей », сориентировав их на опыт европейской прессы , что имел возможность « вычислить » эти характерные черты на основе публикаций западных газет .) Вторая форма — объективация во внутригрупповом профессиональном общении , через которое реализуют себя горизонтальные и вертикальные связи 96 журналистского « цеха », тех предпочтений, что определяются в опыте деятельности . Такое общение предстает в виде циркуляции мнений , коллективных решений , совместных акций , символически - знакового выражения отношения к тем или иным профессиональным шагам . Через это общение осуществляется отбор и сохранение наиболее эффективных рабочих приемов , наиболее выигрышных для любого конкретного вида деятельности моделей поведения , наиболее точных критериев оценок . А в результате возникают обычаи и традиции, в которых закрепляются « находки », передающиеся затем от страны к стране , от поколения к поколению в качестве позитивного опыта деятельности , неких ее образцов . Исходные формы надличностного существования профессионального сознания остаются доминирующими и тогда , когда профессия становится массовой . Однако на базе растущего самопознания журналистики круг основных профессиональных представлений существенно расширяется , усиливая тенденцию к их документальному закреплению . Утверждается третья форма над - личностного существования профессионального сознания — документированность. Вместе с нею утверждаются и определенные типы профессиональных документов 97 отражающих методологию деятельности , ее правила , принципы отношений , словом , разные уровни и грани объективируемого профессионального сознания 98 . Теперь опыт журналистской трудовой группы аккумулируется не только в традициях и обычаях . Его несут в себе книги журналистов о своей работе и научные труды по профессиональным проблемам , уставы общественных журналистских организаций и должностные инструкции конкретных редакционных коллективов , программы и планы деятельности , постановления редакционных советов , всякого рода соглашения — начиная от договоров с издателями и кончая контрактами , которые заключаются между работодателями и журналистами . Профессиональное сознание журналистского « цеха » получает материальное символически - знаковое воплощение и тем самым усиливает свою роль как средоточие профессиональных ценностей и норм , способных регулировать жизнь трудовой группы и ее взаимоотношения с обществом . Кодификация моральных норм , о которой мы уже говорили , и есть один из моментов этого процесса . Тем не менее в одних лишь надличностных формах профессиональное сознание журналиста , как любое другое профессиональное сознание и как сознание общества в целом , существовать не может . Его функционирование основано на том , что носителем профессионального сознания является не только трудовая общность в целом, но и каждый отдельный член ее. Личностные формы профессионального сознания возникают в результате включения общих профессиональных представлений в индивидуальное сознание . Как известно , индивидуальное сознание профессионала не сводится к профессиональному сознанию . В целом оно много богаче и сложнее , ибо в той или иной мере содержит в себе Результаты отражения всего комплекса связей человека и действительности , в том числе его личных , индивидуальных связей . Профессиональные представления образуют в индивидуальном сознании только один блок — тот , который формируется в трудовом опыте и ориентирован на руководство жизнедеятельностью человека в процессе решения им профессиональных задач . Этот блок в сознании индивида очень весом и для него лично , и для профессиональной общности , и для общества в целом . Во - первых , он определяет возможности полноценной реализации человека как социального существа , поскольку профессиональная роль — одна из базовых социальных ролей личности . Во - вторых , он является незаменимым звеном в механизмах осуществления социального назначения данной трудовой группы , так как регулирует профессиональные трудовые отношения . В - третьих , он оказывается условием бесперебойного воспроизводства ресурсов жизнеобеспечения общества в профессионально - трудовой сфере . Профессиональный блок индивидуального сознания — это то средство , благодаря которому неповторимая человеческая индивидуальность « вписывается » и в деятельность трудовой группы , и в отношения между ее членами , и в отношения ее с обществом . В индивидуальном сознании журналиста профессиональный блок играет столь же значительную роль . Этот блок , естественно , не исчерпывает всего объема его индивидуального сознания , но , взаимодействуя с остальными его частями , испытывая их влияние и накладывая некоторый отпечаток на них , тем самым существенно влияет на развитие человека в определенном , профессионально выигрышном ключе 99 . Содержательно профессиональный блок индивидуального журналистского сознания характеризуется теми же тремя группами представлений , которые проявляются в сознании журналистской общности в целом . Это , напомним , представления о месте и роли журналистики в обществе и ее функциях , об инструментально - процессуальных особенностях деятельности , о желаемых и нежелательных проявлениях личности в ходе работы . Однако в индивидуальном сознании они присутствуют , естественно , в меньшем объеме , в разных соотношениях и обнаруживают себя в формах , соответствующих психологической структуре личности . При этом наблюдается весьма любопытное явление : подобно тому как белки , жиры и углеводы , соединяясь в разных пропорциях , образуют разные продукты , так и выработанные журналистским сообществом знания , нормы и ценности в структуре личности журналиста оформляются в психические образования , отмеченные различным сочетанием рациональных , эмоциональных и волевых процессов . Первой , наиболее рационализированной и умозрительной формой профессиональных представлений в индивидуальном сознании можно считать взгляды. Это те осознаваемые , поддающиеся словесному выражению результаты освоения знаний , норм и ценностей , которые прошли личностный отбор в контексте предшествующего жизненного и профессионального опыта ( в том числе косвенного ). Как правило , они сознательно закладываются журналистом в основу его профессиональной позиции . Второй формой личностного проявления профессионального сознания журналиста служат убеждения — рациональные воззрения , прошедшие проверку практикой , ставшие итогом вторичного личностного отбора, уже на основе собственного непосредственного опыта . Вследствие этого они получают отчетливую эмоциональную окраску . Убеждения придают цельность и устойчивость профессиональной позиции журналиста , стимулируя высокую степень волевой готовности к действиям для ее реализации . Третья форма — это чувства, представляющие собой стойкое эмоциональное отношение к тем или иным сторонам журналистской деятельности . В отличие от эмоций , чувства соответствуют постсознательной стадии освоения профессиональных ценностей. На данной стадии профессиональная позиция становится органической частью жизненной позиции журналиста . Для ее осуществления от него уже не требуется сознательных волевых усилий , тем более что она опосредована высоким уровнем его профессиональных умений . Чувства в данном случае осуществляют функцию сигнала к автоматическому « запуску » комплекса психологических установок , ориентированных на решение возникающих профессиональных задач . Профессионально-нравственные представления в индивидуальном сознании журналиста « живут » в тех же формах . Однако , поскольку они отражают особые моменты профессиональных отношений , целесообразно их выделить и терминологически . В связи с этим мы будем говорить о профессионально-нравственных взглядах, профессионально-нравственных убеждениях, профессионально-нравственных чувствах. Как и в сознании любого другого профессионала , в индивидуальном сознании журналиста профессионально - нравственные представления формируются по мере того , как он « вживается » в Профессию и осознает свою связь с трудовой группой и сферой деятельности , осваивает свое новое место в обществе . Фактически его профессионально - нравственное развитие является одной из сторон его профессионального становления . Как правило , такое становление начинается за порогом отрочества , когда в человеке уже отчетливо проявилась индивидуальность и определился уровень его моральности . Отсюда — возможные « нестыковки » моральной установки личности и постигаемых ею постулатов профессиональной морали . И дело не в том , что профессиональная мораль может противоречить общему нравственному закону , опровергая те или иные его моменты 100 . Чаще всего основным источником « нестыковок » становятся изъяны моральной установки личности , ее неполное соответствие нравственному закону , т . е . недостаточно высокий уровень моральности претендента на освоение профессии , который выступает в качестве препятствия к постижению и выполнению требований профессиональной морали . Дело в том , что общая моральность для журналиста — не просто желаемая черта личности . От уровня моральности зависит возможность качественно выполнять профессиональные обязанности . Ведь они предполагают оценки происходящего , в том числе моральные , а критерии , на основании которых эти оценки выносятся , восходят к моральной установке и отражаются в представлениях морального сознания , описываемых этикой в категориях блага , добра и зла , счастья и смысла жизни . Если содержание этих представлений у претендента на профессию журналиста расходится с нравственным законом , то профессионально - нравственные отношения с самого начала складываются для него конфликтно . Возникает либо внутриличностный , либо производственный конфликт , что нередко приводит к необходимости сменить профессию . Однако и при достаточно высоком моральном уровне личности освоение профессиональной морали далеко не всегда проходит гладко . Причины этого известны : стандарты поведения , на которые ориентирует профессиональная мораль , могут быть трудно достижимы , скажем , из - за недостаточной коммуникабельности или мобильности человека , из - за неблагоприятной атмосферы в коллективе . Тогда - то и возникает проблема адаптации , приспособления индивидуальных свойств личности к тем или иным профессионально - нравственным условиям . Словом , профессионально - нравственное становление журналиста — процесс не одномоментный , не простой , предполагающий тесное взаимодействие с профессиональной средой . Но это та необходимая часть пути к профессионализму ,"- преодолев которую журналист и обретает способность слышать Внутренний Голос , управлять своим профессиональным поведением в достаточно сложных ситуациях , уверенно добиваясь качественных результатов деятельности . Никакая иная « управа » ему уже не нужна . И все - таки от встречи с обстоятельствами , при которых трудно принять точное решение , сделать правильный моральный выбор , люди нашей профессии не могут быть застрахованы . Риск ошибиться сопутствует каждому хотя бы потому , что любой из нас может попасть в коллизию — ситуацию , представляющую собой столкновение противоположных концепций , разных « систем отсчета ». Так , скажем , создает коллизию для журналиста столкновение права человека « на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну » 101 с правом « искать , получать и распространять всякого рода информацию » 102 , к которому восходит суть журналистской деятельности . В подобных случаях профессиональная мораль выступает в роли прожектора , высвечивающего противоположности . Привлекая внимание к ним , она способна стимулировать дальнейшее развитие профессионально - нравственных отношений журналистского содружества . Как это происходит ?
Ваш комментарий о книге |
|