Библиотека

Теология

Конфессии

Иностранные языки

Другие проекты







Ваш комментарий о книге

Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть первая. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА КАК НАУКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Глава II. «СМЕШНО ГОВОРИТЬ ОБ ЭТИКЕ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К САМОЙ

КОНЪЮНКТУРНОЙ ПРОФЕССИИ!»

В чем суть журналистского дела?

Показав одному из коллег текст документа на английском языке, я спросила его, как лучше перевести название: «Декларация принципов журналистской этики» или «Декларация принципов поведения журналистов». В ответ он хмыкнул, пожал плечами, потом все-таки высказался:

— Какое это может иметь значение?.. Смешно говорить об этике применительно к самой конъюнктурной профессии! Ты же не будешь спорить, что наш брат поставлен в условия, когда поневоле жизнь видишь такой, какой ее хочет видеть хозяин твоей газеты! Если уж на то пошло, так профессиональная этика, по-моему, для того и придумана, чтобы оправдывать аморальность. У врачей она оправдывает ложь, а у нас конъюнктурность. Ты посмотри: сколько редакций — столько этик, одна другой «краше». Я, например, знаю редакционный коллектив, где в кодексе есть даже такая «норма»: «Если сенсации не случилось — создай ее. Раздуй из простого факта. Из искры, между прочим, возгорается пламя!»

Если честно признаться, передо мной тоже не раз вставал вопрос: а есть ли вообще сегодня единые этические основания профессии журналиста?! Причин для таких сомнений немало. Тут и идеологический плюрализм (для нашей страны еще совсем не привычный), и политическое размежевание в журналистских

кругах , и новые экономические условия , в момент изменившие « знак собственности и зависимости средств массовой информации на прямо противоположный » 45 , и появление на телеэкранах шокирующих многих эротических программ , и возникновение новых для России конца XX в . типов изданий — бульварных и элитарных газет и журналов ...

Слова коллеги подлили масла в огонь , и я подумала : может быть , ставшие модными разговоры о неизбежности релятивизма , относительности положений журналистской этики — знак истины , с которой надо смириться ?..

В чем суть журналистского дела?

Не один день прошел , прежде чем я утвердилась в мысли , что искать истину все - таки надо в другом . Журналисты — люди , и люди одной профессии . Значит , при всех различиях взглядов , вытекающих из перечисленных обстоятельств , направлять их профессиональное поведение должны единый для человечества нравственный закон и единая для профессии « система профессионально - нравственных координат », задаваемая особенностями журналистики как деятельности .

Другое дело , что социальная действительность — неиссякаемый источник коллизий , испытание которыми выдерживает не всякий . Кто - то из журналистов , несмотря ни на что , поднимается до высшего уровня моральности , до высшего уровня профессионально - нравственной зрелости , «самим фактом своего существования оправдывая значимость принципов, канонов и кодексов» 46 . А кто - то , увы , становится позором профессии , ее бесчестьем . Бывает , и понять ему этого не дано . Но случается , что подобные лица все разумеют и комплексуют , — тогда уж держись ! Они превращаются в циников , высокомерных и злобных . Если же Бог не обидел такого талантом , то он еще и оправдает себя , свалив все свои грехи на профессию . Так что очень важно осознать , что это за дело такое — Журналистика .

В российской этической науке двух последних десятилетий было предпринято несколько « погружений » в глубинные слои журналистской профессии , и они принесли ценный « улов ». Р . Г . Бухарцев едва ли не первым в современный период обратился к выявлению природы профессиональной этики и увидел органичную связь между уровнем профессионально-этического развития журналиста и его творческим потенциалом 47 . В . А . Казакова обозначила основные виды нравственных отношений, в которые вступают журналисты в процессе работы 48 . В . М . Теплюк обстоятельно рассмотрел проблему социальной ответственности журналиста и систематизировал принятые в журналистике этические нормы сбора и использования информации 49 . И . А . Кумылганова проследила , как шла кодификация норм журналистской морали и пронаблюдала действие морали в ходе творческого процесса 50 . Д . САвраамов всесторонне охарактеризовал профессиональную мораль журналиста как социальный феномен , определил ее место в общественном сознании и особый характер норм, обозначил связь индивидуального сознания как носителя профессиональной морали с позицией журналиста, реализуемой в тех профессионально - нравственных отношениях , на которые его « выводит » работа 51 .

Большинство трудов этих исследователей построено на изучении практики советской журналистики и отражает особенности подхода , принятого в отечественной этике в тот период . Тем не менее теоретические идеи и практические рекомендации названных авторов продолжают использоваться , доказывая продуктивность и важность данного этапа для развития профессиональной журналистской этики у нас в стране .

В последние годы обратило на себя внимание исследование , проведенное Центром прикладной этики Тюменского научного центра Сибирского отделения РАН совместно с Фондом защиты гласности и Комитетом Российской Федерации по печати . Материалы исследования представлены в книге « Становление духа корпорации : правила честной игры в сообществе журналистов » 52 . Предметом этого исследования стало состояние журналистского этоса 53 в переходный период развития России . Выявилось , что в нравственной практике и профессиональном сознании журналиста произошли такие изменения , удовлетворительно объяснить которые на базе ранее накопленного знания о журналистике и профессиональной морали журналистского « цеха » весьма затруднительно . Есть объективная необходимость в новых подходах . Она подтверждается и тем , что все чаще в разных странах мира среди журналистской общественности вспыхивают дискуссии : что есть Журналистика ? Вестник дурных и хороших сообщений или сторожевой пес власти ? « Бешеная собака », кидающаяся на власть даже без команды « Фас !», или льстивое « зеркало жизни »? Создательница мифов для общественного сознания или могущественная « четвертая власть »? В одной такой дискуссии на страницах журнала « Четвертая власть » случилось участвовать и автору этих строк . Позволю себе дословно воспроизвести свой взгляд на место журналистики в обществе , высказанный в той статье .

... Главный , определяющий , сущностный признак власти как одного из механизмов управления заключается в ее назначении , в ее праве принимать решения , касающиеся общества в целом , отдельных его групп или граждан , и приводить эти решения в жизнь с помощью весьма широкой системы средств .

Журналистика таких решений не принимает и в строгом , терминологическом смысле слова властью не является . Однако это отнюдь не мешает ей быть влиятельной силой , причем настолько влиятельной , что по отношению к ней вполне правомерна метафора « четвертая власть ». Суть в том , что как вид деятельности Журналистика занимает особое место в социуме , имеет особое назначение . С одной стороны , она включена в отношения управления в обществе : ее место — между властью в трех ее проявлениях ( субъект управления ) и народом ( объект управления ). Она информирует о властных решениях , способствует их распространению и разъяснению , обнародует реакцию масс на них , а также требования народа к власти и т . д . Иначе говоря , выступает в функции средства управления .

Но , с другой стороны , она , помимо отношений управления , включена непосредственно в отношения общественного сознания и общественного бытия , т . е . выступает как самостоятельное звено в механизмах саморегуляции общества. И в этой своей роли она призвана выполнять особые обязанности , а именно :

— давать членам общества адекватную информацию о действительности, обо всех ее существенных изменениях — как на очевидном уровне ( события ), так и на неочевидном , постигаемом усилиями мысли ( проблемы ), причем независимо от того , хотят этого или не хотят институты власти ;

— служить ареной свободного обмена мнениями среди граждан, позволяя самоопределиться общественному мнению, — подчас вопреки желанию власти это мнение направленно формировать ;

— насыщать массовые информационные потоки общества материалами, несущими самые разные варианты знаний, норм и ценностей, создавая возможности для их конкуренции и стимулируя нравственные , духовные искания людей , благодаря чему достигается развитие массового сознания общества и в то же время сохраняется необходимый уровень его преемственности , общезначимости .

Такое двоякое предназначение становится объективной основой двух противоречивых тенденций в журналистике : тенденции к сопряженности с властью и тенденции к независимости от нее . Борьба между ними неизбежна и выступает в качестве движущего противоречия журналистики , имеющего множество проявлений и определяющего смену ее состояний . Подобно всякому противоречию , оно проходит разные стадии , поэтому на разных исторических этапах Журналистика выглядит по - разному . То в официальном своем проявлении она превращается в спеленутый по рукам и ногам придаток власти , как это бывает , к примеру , в тоталитарных государствах , и тогда неизбежно возникает второй , неофициальный , подпольный ее слой , претендующий на честное посредничество в отношениях между бытием и сознанием общества . То она превращается в бешеного пса , кидающегося на властные структуры , и тогда институты власти задыхаются без информационной поддержки прессы , а общество теряет надежду на согласованность практических действий , на избавление от хаоса . Но бывают периоды гармоничного сосуществования тенденций , и , конечно же , они совпадают с периодами гармонизации общественных отношений ( вспомним хотя бы во многом романтическую атмосферу первых лет перестройки ). Создавая прецеденты для будущих времен — времен научной организации взаимодействия власти и журналистики , такие периоды тем не менее ( по крайней мере , на данной стадии общественного развития ) не могут предотвратить нового обострения противоречия , и мы в очередной раз убеждаемся в этом сегодня . Разрешаясь то в пользу одной тенденции , то в пользу другой , оно неизбежно возникает вновь , на новом уровне , ставя в повестку дня поиск еще не освоенных возможностей согласования разнопорядковых обязанностей прессы 54 .

Уже на основании этих соображений можно сделать вывод , что при выполнении журналистикой двойной роли в социуме субъект журналистской деятельности обречен периодически попадать в ситуации, подобные той, в которой сегодня оказался журналистский корпус России. Раздробленный центробежными силами , возникающими при столкновении противоборствующих тенденций , он переживает сейчас нелегкие времена . Для того чтобы понять , каким образом можно найти выход из этого состояния , нам потребуется вникнуть в то , как именно Журналистика выполняет свои обязанности .

И тут обнаруживаются очень любопытные вещи .

Во - первых , оказывается , что делает это Журналистика не вполне так , как принято считать . Например , широко распространена точка зрения , будто она осуществляет свое назначение , воздействуя на объект, каковым для нее «всегда являются люди» 55 . Между тем исследователь А . Н . Алексеев более двадцати лет назад убедительнейшим образом показал , что взаимодействие средств массовой информации с аудиторией есть не что иное , как взаимодействие субъектов, которое становится отчетливо видимым , если подойти к журналистике как продуктивной деятельности 56 . А иной подход к ней , если мы хотим понять ее суть , мало плодотворен . Да , она — продуктивная деятельность , производство продукта , и у этого продукта есть потребитель — тот самый субъект , на которого мы порываемся воздействовать как на объект . Только вот беда : он то нажмет кнопку телевизора , выключив дорогостоящую программу ; то проигнорирует появление новой многополосной газеты , оставив издателя наедине со спонсором ; то вдруг послушает - послушает передачи какой - нибудь радиостанции , да и напишет письмо в « Известия » или « Труд » ( по привычке !) — журналисты - де совсем совесть потеряли , матом по радио выражаются ... Субъект , субъект потребитель нашей продукции ! Он своей волей решает , потреблять ее или не потреблять .

А что представляет собою продукция ?

Здесь появляется « во - вторых » — еще одно интересное обстоятельство . Почти все теоретические труды по профессиональной этике в центр внимания ставят проблемы , связанные с созданием отдельных журналистских произведений, т . е . видят главную обязанность журналистики именно в этом . Так , скажем , Д . С . Авраамов , развивая идею Б . Д . Грушина о структуре журналистской деятельности как единстве двух элементов — деятельности информационной и деятельности управленческой , выявляет связанное с этим противоречие профессии , которое « журналист вынужден каждый раз разрешать лично », ибо виды деятельности , входящие в журналистскую деятельность ,

находятся в заведомо неравноправном положении по отношению друг к другу . Создание информации служит прежде всего подспорьем для решения управленческих задач , связанных с изменением социальной действительности ... 57

Вообще - то это противоречие , на наш взгляд , — одно из многих проявлений того интегрального , сущностного противоречия , о котором говорилось ранее . Но сейчас речь о другом : как видим , даже при попытке деятельностного подхода в данном случае на первый план все - таки выходит личное творчество журналиста . Тот факт , что он поставляет обществу информационную продукцию не только в виде отдельных, лично выполненных текстов, остается в тени . Между тем этот факт можно считать доказанным и журналистской практикой , и усилиями исследователей такого направления , как организация работы редакционных коллективов СМИ . Он заключается в том , что само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет ( разве что в тех исключительных случаях , когда Журналистика уходит в подполье ). Обычно оно есть часть газетного номера , радио - или телевизионной программы . А номер или программа оказывается дискретной порцией информации , которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно .

Структура массовых информационных потоков , представляющих собой актуальную форму существования массовой информации , сложна . В этом легко убедиться , просмотрев хотя бы рекламу телевизионной программы : там значатся отнюдь не только журналистские тексты . Выбор передач весьма широкий : от выступлений общественных деятелей и самых разных художественных произведений до игр и рекламы . Здесь есть все , что необходимо для удовлетворения потребностей общества в актуальной массовой информации, назначение которой архиважно — поддерживать относительную инвариантность массового сознания и способствовать его обогащению. Ведь массовое сознание обеспечивает взаимопонимание в обществе , цементируя тем самым его единство . Одновременно массовые информационные потоки создают возможности для самоопределения общественного мнения, поскольку знакомят не только с новостями о происходящих событиях , но и с аргументацией лиц , высказывающих индивидуальные мнения о них ( да и о других актуальных вопросах ). Решения государственных органов , касающиеся всех , становятся известны населению тоже с помощью массовых информационных потоков . Словом , значение их для нормального течения жизни трудно переоценить , поскольку они напрямую связаны с ключевыми звеньями механизмов саморегуляции общества как кибернетической системы — массовым сознанием и общественным мнением .

Для того чтобы « наполнить » русло потоков , образуемое каналами печати , радиовещания и телевидения , необходимо сотрудничество представителей самых разных видов деятельности, самых разных видов информационного производства, начиная от администрации Президента и заканчивая отделами прогнозов погоды метеослужб . Организатором такого сотрудничества и «участком сборки» является Журналистика 58 . В обязанности журналистов входит :

— планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни ;

— редактировать полученные тексты, доводя их до принятых в обществе норм цивилизованного текстового общения ;

— конструировать из этих текстов некоторое единство, именуемое номером газеты или журнала , программой радиовещания или телевидения ;

— с определенной периодичностью выпускать такие « притоки потоков » в свет.

И не удивительно , что в общественном сознании массовые информационные потоки живут как продукт журналистики . Люди смотрят по телевизору мексиканские сериалы , но все равно воспринимают телевидение как журналистику . Так оно и есть . Концентрируя в редакционных службах множество произведений разных видов творчества , Журналистика использует их как составные части для « сборки » все новых и новых элементов интегрального продукта , позволяющего дать аудитории движущуюся, объемную, полифоничную информационную картину социальной действительности в каждый конкретный момент ( включая и картину ценностных ориентации общества ) 59 . Эта картина может быть более или менее адекватной реальности , но она позволяет обществу и человеку сколько - нибудь уверенно ориентироваться в происходящем , размышлять над ним , корректировать свои решения и действия . И чем она адекватней и разнообразней , тем надежнее работают механизмы саморегуляции социума , воздействуя и на механизмы государственного управления . Чем дальше она от реальности , чем произвольнее , тем больше вероятность « сбоев » в тех и других механизмах , тем больше опасностей для общества . Получается , что журналисты не просто создают массовые информационные потоки, они создают и те последствия, которые вызывает в обществе потребление их продукта. И надо отчетливо понимать : если сегодня на телеэкранах демонстрация насилия для решения проблем становится доминирующей , хотя в жизни существуют и другие возможности справляться с неприятностями , значит , завтра мы можем столкнуться с тем , что сила станет доминирующей среди ценностей массового сознания.

Технология производства массовых информационных потоков не программирует ни хороших , ни дурных последствий . Ее процедуры — планирование, редактирование , конструирование , выпуск информации — сами по себе нейтральны . Каждая из них разворачивается в особую стадию работы , связанную с решением весьма специфических задач и требующую соответствующих методов и соответствующего технического инструментария . Но ведь осуществляют каждую из них люди . И от того , как они это делают , какие ставят задачи, какие методы выбирают , каким образом используют технику, зависят и конкретное содержание массовых информационных потоков , и социальные последствия его освоения.

Все это вместе взятое позволяет заключить , что участие журналиста в подготовке и выпуске массовых информационных потоков образует относительно самостоятельную сторону его профессиональной деятельности. Она осуществляется с помощью особых технологических процедур , регулируемых определенными производственными правилами и профессионально - нравственными ориентирами поведения .

А вот вторая сторона профессиональной деятельности журналиста действительно представлена личным, индивидуальным или коллективным творчеством, направленным на создание журналистского произведения как специфического типа текстов. В массовых информационных потоках данный тип текстов занимает особое место и выполняет особую роль , образуя « стремнину » потоков , их « стержневое течение » и во многом определяя состав остальных « частей ». Почему так происходит ? На этот вопрос помогает ответить характеристика основных черт журналистского произведения , заключающих в себе своеобразие его семантики , прагматики и синтактики 60. Эту характеристику можно свести к следующим моментам.

Семантическое своеобразие журналистского текста проявляется через его тему. При всем богатстве жизни , отражаемой в журналистских произведениях , с точки зрения тематического решения они объединены общим признаком . Он заключается в том , что тема любого текста содержит в себе реальную конкретную ситуацию действительности, отмеченную новизной и восходящую какой-то из своих сторон (а то и несколькими) к более широкой ситуации проблемного характера, переживаемой обществом. В этой особенности — секрет актуальности и общезначимости журналистского текста . Скажем , если в газете появится материал о том , что на юге Восточной Сибири испытано новое средство тушения лесных пожаров , он заинтересует всех , в чей край с наступлением летней жары пришла опасность гибели лесных массивов от огня . Если телевидение будет вести передачу о концерте группы «Rolling Stones» в Лужниках , то у экранов соберутся люди самых разных поколений , давно жаждущие соприкоснуться с « живой легендой » рока .

Прагматическое своеобразие журналистского текста связано с тем , что он предназначен для ориентации в реальной действительности, т.е. по определению является практически полезным. Ценность его может быть большей или меньшей — это зависит от идеи произведения , у которой тоже есть общий для журналистских произведений признак : она имеет характер подсказки отношения к тому , о чем идет речь , или поведения, если того может потребовать от адресата информации переживаемая им ситуация . Именно благодаря такому свойству идеи , к примеру , начатая « Новой газетой » акция « Забытый полк » практически превратилась во всенародную : в спасении солдат из чеченского плена , в содействии разыскивающим их матерям , в помощи обездоленным войной чеченским детям стали участвовать многие и многие россияне . Однако надо помнить : идея в журналистском тексте — именно подсказка , не более . Она может быть свернута до минимального обозначения отношения автора к предмету отражения или развернута до программы действий , но в любом случае она почти никогда не несет в себе повелительной интонации 61 . В то же время идея журналистского текста не является , точнее — не должна являться , и скрытым, закамуфлированным навязыванием конкретной модели поведения — в отличие от идеи манипуляторских тропагандистских текстов.

Своеобразие синтактики журналистского произведения обусловлено его предназначенностью массовой аудитории . Его язык — это язык жизни: главным средством выражения информации здесь становятся факты, с помощью которых воспроизводится ситуация . Вскрыть их смысл адресату информации помогает известный ему материал культуры , элементы которого журналист использует в тексте в виде образов и нормативов 62 , играющих роль « семантического ключа ». Представление о том , как они взаимодействуют в тексте , дает хотя бы такой фрагмент журналистской заметки :

Маленькая Дания , одна из самых спокойных стран в мире , словно превратилась в съемочную площадку голливудского боевика , судя по количеству полицейских , « оседлавших » дороги , и висящим в небе вертолетам . Главные герои этой истории , против которых брошены мощные полицейские силы , два бывших советских человека : 27- летний житель Украины Олег Герасименко и 19- летний молдованин Иван Грияновчу . Сейчас они объявлены в международный розыск . Несколько месяцев назад парочка прибыла на « датские гастроли » с одной шестой суши и , приятно поразившись здешней спокойной и даже расслабленной жизни , решила поднять общественный тонус . Последовала серия дерзких вооруженных налетов на бензозаправочные станции , прерывавшаяся два раза , — видимо , для разнообразия , ограблениями почтового отделения и шофера такси ... 63

Перечисленные особенности не просто делают журналистские тексты узнаваемыми для аудитории , но , главное , сообщают им способность расширять до опыта общества естественные рамки опыта отдельного человека, обогащая тем самым его возможности участвовать в общественных делах и решать собственные житейские проблемы . Отсюда — отмеченное исследователями своеобразие реакций аудитории на журналистские материалы , весьма отличающихся от реакций на другие тексты массовых информационных потоков 64 .

Подготовка материала , у которого тема , идея и структура текста отвечали бы указанным признакам , тоже оказывается делом специфическим . Оно не тождественно ни литературно - художественному , ни научному , ни даже публицистическому творчеству .

Обратим внимание на то , что публицистика — разновидность творчества , не замкнутая в профессиональные рамки . Она дана человеку , чтобы он мог выразить свое мнение по близким ему проблемам действительности и подтвердить фактами из собственного жизненного , гражданского , профессионального опыта . Журналист тоже может выступить с публицистическим текстом ; более того , любой журналистский материал способен вобрать в себя личное мнение автора по той или иной проблеме , основанное на его собственном опыте , и тогда у журналистского произведения возникает свойство , названное украинским исследователем В . И . Здоровегой публицистичностью 65 . Однако в принципе журналистский текст не тождествен публицистическому .

Задавшись целью подготовить именно журналистский материал , человек должен решить два блока задач . Первый связан с освоением действительности и разворачивается в осознанную, целенаправленную познавательную деятельность. Она образует начальную стадию творческого акта , в ходе которой , оперативно выполняя соответствующие технологические операции ( зачастую построенные на общении ), удается получить необходимую информацию и выработать концепцию жизненной ситуации , ставшей для журналиста предметом специального изучения . Только так он может установить правду о происходящем. Второй блок задач связан с формированием и воплощением замысла конкретного материала на основе выработанной концепции , т . е . с предъявлением информации. В разных средствах массовой информации эта стадия творческого процесса протекает по - разному ( но всегда в жестких временных рамках ), а в итоге приводит к появлению журналистского текста для газеты , телевидения или радио .

Решение столь разных задач требует использования и разных методов . Их состав определяется характером задач , структурой творческого акта , особенностями источников информации , а также законами познания и восприятия текста . Потому - то их так много . В соответствии со стадиями творческого акта они образуют две развернутые группы : методы познавательной деятельности и методы предъявления информации. Первая группа складывается из методов получения сведений и методов постижения сути . Вторая объединяет в себе методы предъявления фактов и методы предъявления материала культуры . Каждый из методов представляет собой совокупность научно обоснованных действий, направленных на решение определенной задачи, что принципиально отличает эти методы от аналогичных действий в обыденной жизни . Скажем , беседа как метод получения сведений в журналистике — совсем не то же самое , что беседа с другом за чашечкой кофе или бокалом вина , хотя и в том , и в другом случае могут использоваться одинаковые атрибуты ( вспомним , например , « ресторанные беседы » Урмаса Отта на телеэкране ). Стремясь улучшить качество информации — и той , которая « добывается », и той , которую предстоит передать аудитории , — журналист руководствуется принципом дополнительности, обязывающим его комбинировать методы .

Кроме того , при создании собственных произведений современному журналисту необходим богатый «парк» техники, которой он должен свободно владеть. Причем технические средства здесь выступают не просто как фактор , благоприятствующий течению деятельности 66 , — они непосредственно участвуют в творческом процессе в качестве его технического элемента . Телефон , фотоаппарат , микрофон , видеокамера , компьютер , компьютерные сети ... Без них сегодня работник прессы не может обойтись ; они естественным образом « задействованы » в создании материалов .

Но сама по себе технология и в этом случае есть только возможность создать качественный материал , способный выполнить свое предназначение . Будет или не будет реализована такая возможность , зависит от того , каким образом журналист использует технологию , т . е . от его личностных проявлений в процессе работы . Потому и возникает нужда в профессионально - нравственных ориентирах .

Выходит , перед нами — еще один способ деятельности , необходимый журналисту в его работе ? Можно было бы сказать : да , именно так . Коль скоро идет речь о производстве двух вариантов продукта , журналисту требуются два способа деятельности : один для подготовки массовых информационных потоков , другой для создания специфических текстов . Но тут возникает вполне правомерный вопрос : если журналист выполняет свои профессиональные обязанности с помощью двух способов деятельности , то , следовательно , можно говорить и о двух вариантах профессионально - нравственных ориентиров ?! Ведь они всегда входят в структуру способа деятельности , являясь его обязательным компонентом . Оказывается , нельзя ! Дело в том , что оба эти варианта деятельности соотносимы именно с профессией журналиста — и ни с какой иной . При всей их самостоятельности они тесно связаны друг с другом . У них один и тот же субъект 67 . Кроме того , они протекают в условиях , для которых характерны преимущественно одни и те же устойчивые черты 68 . Следовательно , правильно говорить не о двух способах деятельности , а о сложной, составной структуре единого способа деятельности, отражающего в своих подструктурах две ее стороны . Это предопределяется такими обстоятельствами .

Первое состоит в том , что порождающая модель журналистской деятельности 69 , носителем которой является ее субъект , по сути своей едина. Представление о характерных чертах журналистского текста связано в профессиональном сознании журналиста с представлением об особенностях массовых информационных потоков как часть и целое — в соответствии с реальным положением вещей . Более того , порождающая модель содержит в себе в снятом виде назначение журналистского текста как составляющую назначения массовых информационных потоков. Тем самым увязываются между собой и критерии их качества .

Второе обстоятельство заключается в том , что одинаковой является база решения технологических задач : в обоих случаях оно невозможно без интенсивного непосредственного общения, представляющего собой для журналиста поле взаимодействия с субъектами других видов и других сфер деятельности . По отношению к журналисту субъекты других видов деятельности занимают разные ролевые и ценностные позиции , а потому отнюдь не в равной мере заинтересованы в самом факте взаимодействия . Из - за этого в процессе его работы возникает множество проблемных ситуаций , решение которых практически всегда связано для журналиста с моральным выбором .

Названных обстоятельств достаточно , чтобы отбор стандартов профессионального поведения к современному этапу мог вывести сознание журналистского сообщества на единую развернутую систему профессионально - нравственной ориентации — систему , которая пригодна для регулятивной роли в обоих случаях профессиональной деятельности и способна поддерживать центростремительные силы журналистской корпорации .

Каким же образом разворачивался данный процесс ? Каковы свидетельства того , что он состоялся ? И почему сегодня мы столкнулись с тем , что в российской журналистике профессиональная мораль « не срабатывает » чаще , чем это допустимо ?

Ваш комментарий о книге
Обратно в раздел журналистика











 





Наверх

sitemap:
Все права на книги принадлежат их авторам. Если Вы автор той или иной книги и не желаете, чтобы книга была опубликована на этом сайте, сообщите нам.