Библиотека
Теология
КонфессииИностранные языкиДругие проекты |
Ваш комментарий о книге Язык мой... Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИОГЛАВЛЕНИЕЯзык Вражды в РязаниОтчет по материалам командировки в город Рязань 2–5 июня 2002 г.1. Введение. Характеристика медийного пространстваВ Рязанской области выходит более 30 газет, работают два региональных телеканала: АТВ "Ока" и "Рязанский край". Оба канала занимаются преимущественно подготовкой краевых новостей. "Ока" вещает на ГТРК и финансируется по той же схеме, что и все региональные части ГТРК. "Рязанский край" создан и контролируется непосредственно администрацией области. Оба канала имеют явную "прогубернаторскую" направленность, при этом "Рязанский край" очевидно более профессионален, и, по крайней мере в городе Рязани, насколько можно судить по случайным разговорам, пользуется большей популярностью (трехдневный срок командировки не позволил составить представление о медийных предпочтениях жителей области за пределами областного центра). Впрочем, еще больше интереса горожане проявляют к центральным телеканалам. Что касается газет, то жители города Рязани обычно называют в числе "тех, которые люди читают", "Рязанские ведомости", "Мещёрскую сторону", ""Комсомольскую правду" в Рязани" и "МК в Рязани", ""Новую газету" в Рязани", "Вечернюю Рязань". "Рязанские ведомости" – ежедневная газета областной администрации. Скучнейший официоз, пишется и издается так, словно на дворе – махровый застой. Цитата наугад из статьи про библиотеки: "Не зря, наверное, библиотеки называют не иначе как образовательными и культурными центрами" – вся газета в таком стиле. Полностью отсутствуют какие-либо критические материалы в адрес кого или чего-либо. Тираж 7,5 тыс. Пятничный выпуск дополняется телепрограммой и развлекательными страницами (о моде, о садово-огородных делах и проч.), и тираж резко возрастает: до 16,5 тыс. "Мещёрская сторона" – наиболее популярный еженедельник с огромным по рязанским меркам тиражом – 48,9 тыс. Издается издательским домом "Провинция". Газета практически без политики – типичный таблоид. "Комсомолка" (тираж 5 тыс.) уделяет местным проблемам немного места – по полосе раз в неделю, причем эта полоса заполнена мелкими сообщениями о событиях в области за неделю, без комментариев или анализа. "Новая газета" появилась в регионе менее года назад и быстро раскручивается – ее тираж уже чуть превышает тираж "Комсомолки". Из 24 полос 7–8 посвящены региональным сюжетам: очерки, информация, анализ даны с либеральных позиций. Газета настроена по отношению к региональным властям умеренно-критически. Ни в одной из названных газет региональные полосы не несут на себе отпечатка Языка Вражды, если не считать характерных практически для всех российских СМИ обмолвок, когда в статьях на криминальные темы нерусские преступники называются по национальности: "азербайджанцы" или даже "кавказцы". Газета "Вечерняя Рязань" – частная. В выходных данных значится учредитель ООО "Совместное действие", фактическим издателем и хозяином газеты является местный бизнесмен с политическими амбициями Валерий Рюмин. Тираж 8 тыс. Газета преимущественно политическая, центральная тематика – русские как народ и их место под солнцем. Последовательно оппозиционна по отношению к областной власти. К городской администрации настроена дружелюбно, но печатает порой и критические материалы, особенно про городской совет и отдельных депутатов. Единственная из перечисленных массовых рязанских газет печатает порой материалы откровенно националистического, антисемитского характера. 2. Язык Вражды в газете "Вечерняя Рязань" Газета не грешит кавказофобией – наиболее характерным для современных российских СМИ проявлением национализма. Даже характерные для почти всех, особенно региональных, газет обмолвок в духе "двое чеченцев ограбили прохожего" здесь меньше, чем, скажем, в московском "МК". В статьях, посвященных прославлению российской армии, русского оружия, нет оскорбительных или враждебных характеристик чеченцев, а также других народов. Правда, на последней полосе газета систематически в каждом номере печатает анекдоты, в том числе и "этнические" – про чукчей, американцев, евреев и проч. Здесь же анекдоты про русских. Эти анекдоты невысокого пошиба, как правило, тиражируют этнические стереотипы. Вместе с тем, выявить какую-то доминирующую ксенофобскую тенденцию в публикации этих анекдотов не удается: русские выглядят то такими же простачками, как чукчи, то такими же ушлыми хитрецами, как евреи. Наряду с антисемитскими печатаются и "анти-антисемитские" анекдоты, те же чукчи порой выглядят в анекдотах удальцами-молодцами и проч. В то же время в отдельных материалах газеты угадывается антисемитская тенденция. К примеру, в одном из ноябрьских номеров за 2001 г. тиражируется расхожая в мусульманском мире фантазия, что якобы евреи, работавшие во Всемирном Торговом Центре, 11 сентября все как один не вышли на работу. В номере от 24 апреля 2002 г. один из читателей "ВР" пишет в газету как очевидное, что именно Израиль больше всех выиграл от теракта 11 сентября. Тот же читатель высказывает бурное возмущение израильской стороной в ближневосточном конфликте, а также называет "вымыслом" общеизвестные факты уничтожения евреев во время Холокоста. Последнее высказывание читателя целиком совпадает с мнением издателя газеты, чье пространное интервью "по еврейскому вопросу" опубликовано в том же номере. На прямой вопрос, антисемит ли он, Валерий Рюмин отвечает, что никак не может быть антисемитом, поскольку как православный человек не делит людей по национальностям. Однако далее, не смущаясь своей "православностью", несколько упрощенно излагает теорию этносов Гумилева и, в частности, характеризует евреев как "плавающий суперэтнос". Рюмин говорит, среди прочего, что цифры погибших во время Холокоста измышлены и навязаны мировому сообществу самим евреями – на самом деле, как он утверждает, погибло не 6 млн, а 600 тыс. – и добавляет: "Это огромная цифра". Рюмин с большим пиететом отзывается о гитлеровской книге "Майн кампф" и негодует по поводу требований запретить ее и изъять из продажи. "В книге даются рекомендации, как поступать в той или иной ситуации государству или как защитить себя государству в многополярном мире, как отстоять нацию". "Наезды" же на "Майн кампф", по Рюмину, спровоцированы евреями. В ответ на вопрос, почему Гитлер ненавидел евреев, Рюмин воспроизводит расхожие в антисемитской среде мифы: что "евреев за последнюю тысячу лет изгоняли из разных стран 42 раза", что изгнание евреев из Германии началось до Гитлера, и что большинство европейских стран запретило немецким евреям селиться у себя (об этом будто бы не любят вспоминать европейцы, да и евреи предпочитают об этом умалчивать). Рюмин не озвучивает вывод, что все изгнания происходили из-за порочности самих евреев, он просто рассказывает об их "суперэтнических" свойствах (кстати, русских он вслед за Гумилевым тоже именует "суперэтносом"): евреи всюду, где селятся, стремятся к первенству и выталкивают коренной народ с лидирующих позиций. Причем, по Рюмину, каждый конкретный еврей делает это чуть ли не против воли – просто так силен голос крови. Согласно Рюмину, "когда в государстве мало евреев, они очень полезны для развития его культуры, образования, здравоохранения, но когда евреев в нем становится больше – появляется опасность для государства". О том, много ли евреев в современной России и существует ли от них "опасность для государства", интервьюер не спрашивает и интервьюируемый не говорит. Однако в финале интервью звучит мысль, что "олигархические круги, на 90% состоящие из лиц еврейской национальности, хотят услышать от президента гарантии их прав на богатства России". Номер от 29 мая содержит весьма благожелательное сообщение об учредительном съезде рязанского отделения Национально-демократической партии России. Большую часть сообщения занимает интервью с одним из лидеров этой крайне националистической, фашистского толка партии. Александр Севостьянов (лидер НДПР) утверждает на страницах газеты, что растущая популярность лозунга "Россия для русских" – свидетельство того, что "эта тенденция неодолима". Провозглашаемая им цель партии – "вернуть власть русским", Никаких прямо агрессивных выпадов в адрес евреев или других народов в материале не содержится. В номере от 5 июня опубликован пространный отзыв на новую книгу Владимира Карпова "Генералиссимус". В тексте отзыва особый упор делается на тему: "евреи и Сталин". Утверждается, что Сталин не был антисемитом. Правда, тезис доказывается довольно странно: вначале приводится некий доклад Берии 40-го года, в котором Берия сообщает Сталину о числе расстрелянных. Вывод газеты: "Итак, официально было расстреляно только до 40 года 3 392 985 человек, из них 3 млн лиц еврейской национальности. Но их расстреливали только за то, что они активно выступали против линии партии, советского правительства. Они провели коллективизацию, они расстреляли царя, они уничтожили православную веру и церковь, и все это автор книги, стараясь быть максимально объективным, излагает в своем произведении"… Получается, что евреев расстреляли не за то, что они евреи (Сталин не был антисемитом!), а за то, что они, вопреки линии партии, расстреляли царя и провели коллективизацию, не говоря уже о вере и церкви. Думается, здесь не просто журналистское косноязычие, а просто сам автор текста (не Карпов, а газетчик), не знает, что именно он хочет сказать. Он запутался: с одной стороны, слово "антисемит" имеет отрицательную коннотацию, а Сталин – хороший, и нельзя про хорошего Сталина писать, что он был антисемитом. С другой – евреи были плохими, и, стало быть, то, что он расстрелял евреев говорит о нем скорее хорошо. Автор запутался в этих двух постулатах – в итоге получилась цитированная выше нелепица. В той же статье – список главкомов 20-х гг. указанием их национальности – "ни одного русского, восемь латышей, один немец, остальные сорок с лишним – евреи". Доказательства будто бы того, что еврей-Троцкий "укомплектовал наркомат по национальному признаку". 3. Идеологическая основа антисемитизма в газете "Вечерняя Рязань" Несмотря на вышеперечисленные публикации, газету трудно, на мой взгляд, характеризовать как "антисемитскую". Публикации на еврейские темы появляются в ней достаточно редко. К тому же наряду с подобными опусами проскальзывают порой откровенно дружественные высказывания типа "в стране работают только евреи, турки да китайцы" и т.п. Неприязнь к евреям, высказываемая в некоторых статьях, прекрасно увязывается с общим православно-консервативно-охранительным тоном газеты, ее общей антизападной и антилиберальной направленностью. Современный российский антисемитизм, как правило, увязан именно с антизападной, антилиберальной идеологией: евреи воспринимаются как носители модернизаторского западнического духа. Подобная направленность газеты не вызывает сомнений. В каждом номере есть рубрика "Правый путь", в рамках которой печатаются различные тексты с размышлениями о судьбе русских как народа. Больше всего места здесь занимают публикации выдержек из работ русского философа Ивана Ильина. Основной пафос рубрики – возможности сопротивления чуждым веяниям, сохранение русской "самости". Во всех исторических публикациях – а их на страницах газеты очень много – предпочтение отдается правоконсервативным и даже реакционным фигурам (один из современных авторов, публикующихся в "Правом пути", прямо называет себя "русским реакционером"). К примеру, в номере от 13 марта большая статья посвящена Победоносцеву. "Его жизнь не была богата событиями. Он сам был событием в жизни России". И далее: "Сегодня дело Победоносцева живет. Оно живет, когда в Божий храм приходят дети, когда взрослый впервые берет в руки книгу Закона Божия"… и проч. В номере от 15 мая – статья "9 мая день рождения императора Николая 2-го": "Самодержавие никогда не было для русских царей средством удержания единоличной власти, поскольку власть эту они получали от Бога. Самодержавие было сущностным выражением устройства огромной империи". В том же номере под рубрикой "Правый путь" помещена статья, где, в частности, автор (некто Александр Елисеев) приветствует роль России как "жандарма Европы": "Жандарм Европы… А что, неплохо звучит… И я не понимаю тех "патриотов", которые бросаются очищать имя России от "грязных русофобских оскорблений". Газета ведет яростную кампанию против книг про Гарри Поттера: перепечатывает длинные статьи некоей греческой журналистки под рубрикой "Это опасно для ваших детей!" Опасность, с точки зрения автора и газеты, заключается в увлечении детей магией (магия воспринимается не как игра, а как некая серьезная разрушительная сила). В номере от 8 мая цикл статей про эпопею о Гарри Поттере сопровождается редакционным текстом "Новая напасть": дескать, не успели пресечь вредоносные западные веяния вроде программы "Планирования семьи", не успели избавиться от вредоносных мультфильмов, как навалилась новая напасть – ГарриПоттеромания. Примеры, иллюстрирующие общий консервативный (если не мракобесный) настрой газеты, можно множить без конца. 4. Обстоятельства бытования газеты "Вечерняя Рязань" – первая "перестроечная" газета в области. Возникла она как газета "прогрессивного" горсовета в 1991 г. Затем акции газеты выкупила группа частных лиц – депутатов горсовета, включая тогдашнего его главу Валерия Рюмина. В конце 90-х Рюмин выкупил пакеты акций и стал фактически единственным хозяином. В начале 90-х газета достигла рекордного тиража – 40 тыс. экземпляров, с тех пор тираж неуклонно снижается. Газета, по свидетельству местных правозащитников, едва ли не единственная в области, абсолютно нечувствительная к "сигналам" из областной администрации – независимая ни от кого, кроме своего учредителя. Два с небольшим года назад в газете сменился главный редактор – Рюмин отстранил прежнего, "старого демократа". Впрочем, как утверждают местные наблюдатели, православно-реакционный уклон газеты обозначился еще при прежнем редакторе. Нынешний редактор Николай Локшин, судя по всему – еврей. По крайней мере, так утверждает лидер местной еврейской общины Леонид Резников. Сам Локшин на прямой вопрос не ответил (переспросил: "А с чего вы взяли, что у меня еврейская фамилия?") и рьяно доказывал, что газета совсем не антисемитская: "Ну, если мы печатаем списки большевистских руководителей и если они все евреи – это же просто историческая публикация!" И еще: "Мы всем помогаем! Мы и русским, и евреям – всех национальностей людям помогаем! У меня и работают евреи (это неправда, кроме самого Локшина, как говорит Резников, среди журналистов нет евреев. – Г.К.)". Локшин говорил, что наветы про будто бы антисемитский характер газеты идут из областной администрации, которая не может простить газете ее независимую позицию. Следует признать, что именно в "Вечерней Рязани" печатаются наиболее критические по отношению к областному руководству тексты и наиболее смелые расследования прокурорского и милицейского произвола. Вместе с тем, нет сомнений, что именно позиция учредителя (высказанная, в частности, в интервью газете, а также широко известная в Рязани) предопределила позицию газеты. Нет также сомнений, что, несмотря на национальную принадлежность Локшина, она ему никоим образом не претит – практически все сомнительные тексты сделаны именно самим главным редактором – без подписи или под псевдонимом Н. Семенов (отчество Локшина "Семенович"). Резников рассказал, что Локшин еще в бытность его преподавателем истории в средней школе увлекался русской спецификой и дистанцировался от евреев. Резников и местные правозащитники говорят, что многие журналисты были вынуждены покинуть газету из-за того, что линия, которую стал проводить Рюмин, сделавшись единоличным хозяином газеты, их не утраивала: газета перестала печатать ранее ценимые материалы про проституток, про молодежные тусовки и проч., а вкуса к "исконно-посконной" тематике у большинства рязанских журналистов, кроме самого Локшина, нет. Впрочем, как уже говорилось выше, никто из штатных журналистов, кроме него, на эти темы и не пишет – в "Правом пути" печатают только внештатных авторов. Большинство покинувших "Вечернюю Рязань" работает теперь в "Новой газете". Передают также жалобы оставшихся сотрудников: корректоров, верстальщиков – на то, что уровень и характер газеты их не утраивает. Со мной, впрочем, корректор общаться не пожелала. Локшин в разговоре со мной делился планами: "Православную и национальную проблематику выделить в отдельное приложение – все же это на специального читателя, хотя и эта проблематика находит спрос". Нет сомнения, что эта проблематика находит спрос, но рискну предположить, что в Рязани потребители подобной продукции (не лозунговой, не агиток, а рассуждений порой довольно заумных, в духе Гумилева) найдутся десятки, максимум пару сотен человек, но никак не 8 тысяч. Вообще-то в городе поговаривают, что истинный тираж "Вечерней Рязани" чуть ли не вдвое меньше обозначенного. 5. Выводы I. Газета не представляет особой опасности как антисемитский орган – подобные публикации все же редки и вряд ли бывают внимательно прочитаны сколько-нибудь значительным числом читателей. Однако именно благодаря своей общей консервативно-мракобесной направленности газета вносит свою лепту в пропаганду неприязни к Западу и его ценностям, к "демократам" и либералам, к новым технологиям, безопасному сексу, современным литературе и искусству и проч. II. Круг читателей газеты определяется прежде всего не столько ее консервативной, сколько оппозиционной по отношению к областной власти позицией и смелым разоблачительным материалам в адрес местной милиции и прокуратуры. В этой нише с ней конкурирует лишь недавно возникшая "Новая газета". Никакие попытки "закрыть", "запретить" "Вечернюю Рязань" не будут эффективны в плане борьбы с Языком Вражды – все "наезды" на нее со стороны местной власти (судебные процессы, связанные именно с "милицейскими материалами") лишь повышают рейтинг газеты. А вот по мере раскрутки "Новой газеты" круг читателей "Вечерки" будет сокращаться: "Новая" – гораздо более качественный продукт. Ваш комментарий о книгеОбратно в раздел журналистика |
|